Ожидаемые результаты родительского собрания в школе
Обновлено: 05.07.2024
Новый учебный год в российских школах начнется в классическом очном режиме, хотя для разных регионов с ограничениями: где-то, например, линейку проведут только для 1 и 11 классов. Тем не менее, родительские собрания никто не отменял, даже если вы переведете благодарных слушателей из актового зала в online. Что обсудить с папами и мамами, которые волнуются не меньше, чем сами школьники? Полный разбор и полезные материалы для скачивания в нашей статье.
Первое в новом учебном году родительское собрание, как правило, проводится в конце августа или в начале сентября. Классному руководителю нужно подготовиться к нему заранее. Чему стоит уделить особое внимание, как заинтересовать родителей и обезопасить педагогов от их необоснованных претензий в дальнейшем?
Понедельник — день тяжелый
Если администрация вашей школы не установила единую дату проведения первого родительского собрания и выбор остается за вами, лучше всего назначить его на вторник, среду или четверг. Считается, что на середину недели приходится пик деловой активности, а в понедельник или пятницу жизненный ритм человека снижается. А вам для плодотворной работы нужны активные и заинтересованные родители.
В классе или в зале?
Обычно родительские собрания проводятся в тех же школьных кабинетах, где и учебные занятия. Однако не исключено, что в классах не удастся соблюсти требуемую минимальную дистанцию между людьми, и собрание придется перенести в рекреацию, в актовый или даже спортивный зал.
Вне зависимости от того, в каком помещении состоится собрание, постарайтесь создать в нем благоприятную и уютную атмосферу. Разместите на стендах коллективные фотографии класса, грамоты учеников за победы в интеллектуальных или спортивных состязаниях. Перед началом собрания продемонстрируйте видеозаписи мероприятий с участием класса.
Раздаточные материалы
Чтобы не тратить лишнее время на собрании, все необходимые раздаточные материалы родителям нужно предоставить заранее (в электронном письме, по ссылке, в распечатанном виде перед началом мероприятия).
Это могут быть выдержки из правил поведения учеников в школе, памятка с именами и кратким описанием функционала администраторов, учителей-предметников, медицинских работников и других сотрудников школы, к которым наверняка придется обращаться в течение года. В начальной школе родителям можно также предложить рекомендации по организации режима дня ребенка.
В раздаточные материалы можно включить анкеты для оценки работы школы. По результатам анкетирования классный руководитель легко определит, какие вопросы необходимо обсудить с родителями на следующем собрании.
Кого пригласить?
По возможности пригласите на собрание одного из заместителей директоров, педагога-психолога, социального педагога и, конечно, учителей основных предметов. Если они не смогут прийти, запишите и продемонстрируйте видео их выступлений.
С чего начать?
Открывая родительское собрание, нужно прежде всего рассказать об итогах прошлого учебного года как в своем классе, так и в масштабах всей школы. Родителям наверняка будет приятно услышать краткие истории успеха выпускников, получивших высокие баллы на ЕГЭ и поступивших в вузы (если, конечно, такие примеры есть).
Сделайте акцент на том, как было организовано дистанционное обучение весной этого года, с какими трудностями пришлось столкнуться. Отдельно поблагодарите родителей, которые помогали учителям, школе в этот сложный период.
Затем можно в нескольких словах рассказать об изменениях, которые произошли в школе к началу нового учебного года — организационных, кадровых и иных.
Прокомментируйте памятку с именами и функционалом сотрудников школ. Обозначьте круг вопросов, за которые отвечает каждый из них и поясните, в каких случаях к ним стоит обращаться. Не забудьте напомнить, что в случае возникновения той или иной проблемы сначала нужно обсудить ее с классным руководителем и только после этого, если приемлемое решение найти не удалось, идти к школьному начальству.
Что запрещено?
Особое внимание на первом родительском собрании нужно уделить правилам поведения учеников в школе. В памятке о поведении учеников в школе можно перечислить наиболее важные запреты по пунктам — например, что в школе запрещено использовать ненормативную лексику, ходить в верхней одежде и в головных уборах, портить имущество и мусорить, переносить из класса в класс оборудование и другие материальные ценности без разрешения учителя, делать фотографии и видеозаписи учеников и сотрудников без их согласия и т.д. На последнее особенно обратите внимание — юные TikTokеры должны быть предупреждены.
Оценки, кружки, продленка, питание
Как показывает практика, эти темы наиболее актуальны для первого в новом учебном году собрания.
Родителям нужно рассказать о принципах оценивания, которые использует школа в целом, и о подходах учителей основных предметов к оцениванию. Недостаток подобной информации может стать причиной родительских жалоб не только классному руководителю, но и администрации школы. Расскажите о всероссийских проверочных работах, итоговой аттестации в 9 и 11 классах, о других процедурах оценки качества образования, через которые предстоит пройти детям.
Как известно, образовательные стандарты предусматривают внеурочною деятельность, в школе могут работать самые разные кружки и секции. Обо всем этом родителям нужно рассказать на первом собрании, даже если они сами не спрашивают. Подготовьте форму заявления (образец прилагается), чтобы родители могли сразу записать своих детей в кружки. Также нужно обсудить возможности пребывания детей в группе продленного дня, условия, которые там создаются, и режим работы.
Расскажите об организации питания в школе. Если за школьные обеды платят семьи, то родителей следует ознакомить с принципами ценообразования, чтобы избежать претензий. Еще один важный момент — форма оплаты обедов, а также продукции из школьного буфета. Если в школе предусмотрены для этого специальные карточки, родители должны знать, как они действуют и как их получить.
Для отчетности
Еще один документ, который нужно в значительной степени подготовить заранее, — протокол собрания. По итогам собрания его предстоит скорректировать — внести туда сведения о новых предложениях и принятых решениях. В протоколе нужно указать всех родителей, присутствовавших на собрании. Можно составить список заранее и затем отметить присутствующих, а можно пустить по рядам чистый листок, попросив участников собрания вписать свою фамилию, имя и отчество. Сохраните электронные и печатные версии всех материалов собрания для отчетности.
Завершая собрание, можно вручить почетные грамоты (благодарности) родителям, принимавшим активное участие в жизни класса в прошлом учебном году. Это поможет сохранить доверительные отношения с родителями-активистами и послужит стимулом для тех, кто активность пока не проявил.
Цель: способствовать формированию потребности родителей в создании условий для максимального развития волевых качеств у ребенка.
- Активизировать с родителями проблему развития волевых качеств у детей.
- Дать рекомендации по развитию волевых качеств у ребенка.
- Помочь родителям развивать волевые качества в доступной и интересной для детей деятельности.
Место родительского собрания в системе работы с родителями : текущее.
Форма проведения – родительский всеобуч.
Основные вопросы для обсуждения:
- Анкетирование родителей по теме собрания.
- Анализ анкетирования проведенного в 1 классе.
- Что такое волевые качества и как их развивать?
- Роль самовоспитания в развитии волевых качеств.
Основные этапы проведения родительского собрания:
- актуальность темы
- приветствие
- введение в тему собрания
- анкетирование
- беседа учителя
- практические советы родителям
- рефлексия
- решение родительского собрания
Формы и методы общения с родителями при проведении собрания:
Методы : словесный, метод игровых ситуаций. Формы : фронтальная.
Реализованы ли поставленные цели, если да, то за счет чего?
- поставленные цели реализованы за счет получения родителями необходимой информации по теме, вопрос вызвал живой интерес, родители отметили, что у детей наблюдается незрелость волевых качеств;
- получена достоверная информация об уровне сформированности волевых качеств у детей в результате анкетирования.
Достигнуто ли взаимопонимание с родителями в решении воспитательных задач?
- взаимопонимание достигнуто, посещение родительского собрания - 100%.
Что необходимо сделать в работе с родителями для решения коллективных и индивидуальных воспитательных задач, которые стоят перед учителем данного класса?
Решение родительского собрания.
Чтобы предотвратить развитие неуспеваемости и повысить уровень воспитанности детей:
- Развивать у детей волевые качества такие как: ответственность, дисциплинированность, аккуратность, трудолюбие, усидчивость; бороться с упрямством, импульсивностью.
- Дать возможность каждому ученику проявить себя с наилучшей стороны. Помнить, что учебные успехи – это ещё не всё.
- Быть объективными не только в оценке ученика, но и в оценке сложившейся ситуации.
Выводы: собрание содержало полезную информация для родителей, достигло поставленных целей и прошло в доброжелательной обстановке. Тема собрания актуальна для данного школьного возраста и поэтому была интересна для родителей. На собрании использованы разнообразные приемы и формы работы. Учителем была проведена предварительная подготовка: анкетирование и обработка анкет детей, подбор материала и создание презентации.
Рекомендации: быть увереннее при общении с родителями, вовлекать их в активный диалог, опираться на их жизненный опыт в воспитании детей.
Схема-анализ родительского собрания. Для завучей по УВР, ВР, директора школы.
Анализ родительского собрания
Дата посещения: _______________
Ф.И.О. классного руководителя: _____________________________________________________________________
Предметная область анализа классного часа
Исследуемые характеристики предмета анализа
Краткие оценочно-аналитические суждения эксперта
Текущие – собрание с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости .
Тематические – собрания, посвящённые актуальной теме.
Итоговое собрание: анализируются результаты достижений детей за определённое время.
-тематическая дискуссия с приглашением специалистов
-консультация со специалистами
3. Функция собрания
1.Информационная: обеспечивает родителей специальной и детальной информацией о содержании новых учебных курсов и программ, подходах к их усвоению, о формах аттестации учащихся и критериях их оценивания
3.Обучающаяся: обработка практических навыков родителей по оказанию помощи ребёнку в освоении программ, эффективному общению с ним и защите его прав в различных ситуациях.
4.Косультационная функция. Её отличает индивидуальная работа с каждым родителем. Важнейшее условие консультирования – диалог. Равноправное участие в разрешении ситуации. Отсутствие упрёков и назиданий в адрес родителей. Возможны и групповые консультации упреждающего характера.
5.Профилактическая функция. Предупредить ожидаемые предсказуемые проблемы и трудности семейного воспитания, связанных с кризисом взросления учащихся, снижения мотивации к учёбе, проблемам в общении. На собрание следует выносить вопросы общего характера, а по конкретным вопросам работать индивидуально. Доверительность, сопереживание, оптимизм и видение перспективы ребёнка составляют основу конструктивных контактов со всеми родителями, независимо от успешности их детей.
-активности (следовать желаниям родителей)
-оптимальности (выбирать для обсуждения проблемы, требующие объединения усилий и совместного принятия решения)
-значимости ( выбранные для обсуждения тема. Проблема должна быть актуальна)
-сотрудничества (помощь друг другу в решении проблем детей, понимание того, что проблемы ребёнка в семье решают родители, а учебные проблемы – школа.
5. Решаемые вопросы
-Анализ учебных достижений учащихся класса.
В этой части родительского собрания классный руководитель знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности класса; с самого начала надо предупредить родителей, что ответы на частные вопросы они получат только в ходе персональной встречи. Знакомя родителей с мнением педагогов – предметников, следует помнить о повышенной тревожности родителей и, передавая те или иные суждения. Разумно отказаться от субъективных интерпретаций.
-Ознакомить родителей с состоянием социально – эмоционального климата в классе.
-Психолого-педагогическое просвещение.
Задача повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей. Неплохо предложить родителям информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах и т.д.
Состоит из двух составляющих: отчёта о проведённой работе и информации о предстоящих делах. Финансовые проблемы лучше всего обсудить с родителями заранее.
-Личные беседы с родителями.
В настоящее время заметно возрос интерес учителей и руководителей учреждений образования к проблемам воспитания. В свою очередь, усиление воспитательной функции образовательного учреждения обусловливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей.
Родительское собрание – это основная форма совместной работы родителей, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитания учащихся в школе и дома. Главным его предназначением являются согласование, координация и объединение усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка. Родительские собрания проводятся и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, активизировать их роль в жизни класса, повысить ответственность за воспитание своих детей.
Классное руководство учителя состоит не только в том, чтобы организовать детский коллектив, но и, поняв, принять их родителей. И задача учителя – не учить родителей, а делиться с ними накопленным за годы работы опытом воспитания детей, так как по роду своей деятельности учитель читает больше литературы по воспитанию, нежели родители, да и круг его общения с детьми гораздо шире и многостороннее. Надо сделать все, чтобы папы и мамы поверили учителю и прислушивались к его советам. Поэтому на родительском собрании всегда надо создавать атмосферу доверительности. Родителей следует знакомить с основными направлениями воспитательной работы, чтобы они осознали важность сотрудничества семьи и школы. Это постоянный процесс, который зависит и от запросов сегодняшнего общества, и от сложившейся в классе обстановки. Конечно, не надо понимать родительские собрания как ликбез для родителей, не надо менторским тоном читать нотации родителям, которые обычно приходят на родительские собрания после работы уставшие, а порой и раздраженные.
Весь информационный материал должен быть уложен в 15–20 минут. Если родители хотят узнать о чем-то подробнее, разбейте материал на несколько блоков, на несколько собраний, где вы сможете не только сообщить им интересующий их материал, но и провести дискуссию, на которой каждый может высказать свою точку зрения по данному вопросу. Родители (порой они наши бывшие ученики) в душе остаются детьми. В сущности, они не против советов в трудном деле воспитания. Но их взрослая оболочка протестует против поучения. Поэтому мы иногда замечаем их саркастические взгляды.
Не советую ругать детей на родительском собрании. Старайтесь говорить об успехах и делах всего класса, делать акцент на лучшие стороны характера каждого ребенка. Ведь для папы и мамы их ребенок самый лучший. Информацию об успеваемости учащихся надо зачитывать без назидания, а с сочувствием и пониманием. Обязательно делать акцент на том, что завтра все будет хорошо, если мы все постараемся. Ведь каждый родитель в глубине души ожидает лучших результатов от своего ребенка. И это очень даже хорошо, когда родители верят в это, любят своего ребенка осознанно. В наше время нелегко остановиться и задуматься над тем, что дети – это наше единственное богатство. Но надо попробовать заглянуть в душу ребенка, поговорить на одном с ним языке, и он обязательно отзовется.
Родительские собрания нужны:
- для быстрого получения разнообразной информации о детях;
- как установочные, инструктивные встречи при изменениях в жизни и деятельности классного коллектива, режиме его работы и т. д.;
- для ознакомления родителей с анализом успеваемости, посещаемости, с итогами медицинских обследований и т. д. Но это должен быть аналитический материал (без называния конкретных фамилий родителей и детей);
- как консультативные по программе каникул, по занятости в системе дополнительного образования и т. д.;
- как экстренные, чрезвычайные при острой конфликтной ситуации, при чрезвычайно трудном случае с кем-либо из детей. Это коллективный совет взрослых, решающий, как помочь ребенку, попавшему в беду, или маме, нуждающейся в помощи;
- творческие собрания, когда дети показывают родителям свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения и т. п.;
- собрания-лекции, психологические тренинги, ролевые игры по различным темам и проблемам воспитания и обучения. Подобные собрания можно проводить достаточно часто (один раз в месяц), как школу для родителей.
- определить тему, главную проблему и основные задачи собрания;
- уточнить регламент, продумать ход собрания;
- разослать родителям приглашения, составленные в вежливой форме, с указанием вопросов, выносимых на собрание;
- продумать, где будут родители раздеваться, кто и как встретит их в школе;
- продумать выставочный или информационный материал;
- определить, каких специалистов можно пригласить;
- продумать свой внешний вид - это немаловажная деталь: ведь каждый раз собрание – событие и немножко праздник.
Примерный план проведения родительского собрания.
Начало собрания должно быть в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются не задерживаться. Максимальная продолжительность 1–1,5 часа.
В заключение учитель благодарит родителей за совместную работу. Просит задержаться на минуточку тех родителей, у детей которых есть проблемы в обучении, поведении, для выяснения причин и совместного решения по их преодолению.
Правила поведения классного руководителя на родительском собрании:
Приемы успешного проведения родительского собрания:
Полезные советы родителям.
Эти краткие советы-рекомендации могут стать предметом большого и интересного разговора на родительских собраниях.
Читайте также: