Озеленение класса в школе интересные идеи

Обновлено: 08.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ИШУНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I - III ступеней

ПРОЭКТ ПО ОЗЕЛЕНЕНИЮ

Направление: экология

Проект является информационным, открытым, долгосрочным, групповым. Это означает, что работа, начатая учащимися 9-х классов будет продолжена ими и их последователями.

Будет расширяться круг участников и людей, на которых она рассчитана.

- озеленение классных комнат и школы, с целью улучшения микроклимата школьных помещений;

Объектом исследования

является влияние различных свойств растений на экологическую составляющую классных помещений, на эмоциональное и физическое состояния школьников.

- сбор интересной, необходимой информации;

- обработка и анализ информации;

- развитие инициативы, познавательного интереса, творчества;

- охват наибольшего количества участников;

- развитие у учащихся активной жизненной позиции, интереса к здоровому образу жизни;

- воспитание любви к прекрасному, гражданской позиции у учащихся

Актуальность проекта

Проект затрагивает социально-экологическую проблему улучшения микроклимата помещений.

Школа - это место, где дети проводят большую часть времени, и поэтому она должна отвечать определенным требованиям. Если говорить об экологии школы, то главное требование здесь - сохранение здоровья.

Какую пользу приносят комнатные растения, и только ли пользу, или же они цветут в стенах нашей школы исключительно для красоты.

С учётом тенденции резкого снижения численности населения выдвигается проблема создания и сохранения здорового общества. Это повышает ответственность системы образования не только за духовное, но и за физическое развитие нового поколения, укрепление здоровья обучающихся, приобщение их к ценности здорового образа жизни. Состояние здоровья детей, подростков и молодёжи вызывает обоснованную тревогу у всего общества в целом. В связи с этим, такое направление работы как охрана здоровья и внедрения здоровье сберегающих технологий обучения становится важнейшим для школы и всех участников учебно-воспитательного процесса.

Комнатные растения пришли к нам из далеких стран. Украшая наш интерьер, они приглашают нас вырваться из рутинной круговерти. Самые удивительные из них увлекают нас в путешествия, заставляя забыть о банальной повседневности.

Обязательным компонентом школьного кабинета являются комнатные растения. Они украшают помещение и создают уют. Растения выполняют различные функции, оказывают эстетическое, психологическое воздействие, улучшают воздушную среду обитания. За последние годы все более отчетливо вырисовывается еще одна важная функция растений – очистка окружающей среды от различных загрязняющих веществ. Подобно фильтру, они очищают воздух от пыли, вредных газов.

Растения с фитонцидными свойствами: увеличивают количество кислорода, повышают содержание отрицательных лёгких ионов. Они положительно влияют на дыхательные процессы, снижают артериальное давление, повышают мышечную силу и выносливость: уменьшается тахикардия и аритмия; служат средством профилактики при дистонии и гипертонии. - Снижают на 70-80 % число микроорганизмов в воздухе.

Хвойные – криптомерия, кипарис, кипарисовик Олсандр, лавр, фортунелла, Кактус-опунция. Цитрус кактус – опунция – в 6-7 раз уменьшает численность плесневых грибов, обладает целебными свойствами (заживляет раны). Молочай, цитрусы. С микробами (стафилококком) “справляются” Циссус Гибискус, циссус, фикус, акалифа, аглаонема. Для терапевтического эффекта необходимо размещать один экземпляр растений на 1 м3 помещения.

Растения, способные снять стресс. При наличии возможности неплохо устроить в школе комнату для релаксации. В ней лучше всего посадить: пеларгонию, душицу обыкновенную, мирт, мелиссу лекарственную душистую герань (учесть склонность к аллергической реакции). Растения очищают воздух не только от бактерий, но и от пыли. Такими свойствами обладают более 300 видов. Кроме того, ещё 160 видов предназначены для открытого грунта. В основном это хвойные виды растений. Кроме пылезадержания некоторые из них способны также к поглощению звука, их полезно высаживать в школьных дворах расположенных в близи дорог, а это актуально в связи с возрастающим количеством автотранспорта. Воздушная среда содержит токсины, исходящие от синтетических материалов, используемых в отделочных работах.

В рамках программы непрерывного экологического образования и воспитания возможно осуществление самостоятельного проекта по изучению видового состава комнатных растений школы. Данная работа доступна и интересна учащимся.

Начало исследования

Ситуация выбора темы

Комнатные растения – неотъемлемая часть интерьера практически всех помещений. Однако помимо украшения помещений, эти растения могут играть большую роль в оздоровлении детей и взрослых.

Комнатные растения в помещении нужны всем, поскольку они оказывают благотворное влияние на самочувствие и состояние здоровья.

Эта тема интересна ещё и тем, что здесь может иметь место творческий подход, возможности её безграничны.

Целью проекта является определение по справочникам названия каждого растения, его семейства, родины; изучение экологической и лечебной функций растений; озеленение кабинетов школы.

Для реализации данного проекта была создана инициативная группа учащихся 9-х классов(Чиж Ирина, Ермакова Карина ), разработан план действий, привлечены микрогруппы из других классов.

1 этап - Группы получили задания:

1) Изучение влияния комнатных растений на эмоциональное состояние человека

2) Изучение в лияния комнатных растений на чистоту воздуха в помещении

3) Исследование кабинетов школы на предмет озеленения, сбор информации о растениях в школьных кабинетах.

2 этап - Выполнение работы

– учащиеся 7 класса ( Голубецкая Дарья, Шевчук Инна).

Мы изучали влияние комнатных растений на эмоциональное состояние человека. Из найденной и проработанной информации по данному вопросу, пришли к заключению, что на протяжении всей истории человеческого общества, цветущие растения всегда украшали жизнь людей.

Комнатные растения - не просто деталь интерьера, украшающая наш дом, подобно ковру или картине. Они радуют наш глаз, напоминают о великолепии весны, впечатляют своими живыми и сочными красками.

В настоящее время комнатное цветоводство – отрасль садоводства, занимающаяся выращиванием декоративных растений в горшках, для украшения помещений. В жизни современного человека комнатные растения имеют большое значение. Общеизвестно сильное эмоциональное и эстетическое воздействие умело подобранных и размещенных в помещении растений.

В своей работе мы поставили перед собой цель : изучить влияние процесса ухаживания за комнатными растениями на эмоциональное состояние человека.

Для получения результатов своей работы нами использовался метод анкетирования.

Объектом исследования являлись учащиеся младшего, среднего, старшего звена и 1/2 учительского коллектива Ишунской школы. В исследовании приняло участие 102 школьника и 20 учителей. Сначала мы составили анкету, которая включает в себя 8 вопросов (Приложение 1). Исследование проводилось в перемены. Методом случайной выборки были выбраны по одному классу из параллели первых, третьих, шестых, и девятых классов. Анкетированием было охвачено примерно 1/2 учительского коллектива школы.

В своих домах 60% опрошенных учащихся предпочитают видеть красивоцветущие растения, но 60% учителей отдают предпочтение лиственно-декоративным растениям.

41 % старшеклассников выбирают экзотические растения. Растения в виде лиан не пользуются популярностью среди учеников и преподавателей школы. Им отдали предпочтение 21% учеников младших классов, 19% школьников среднего звена, 18% старшеклассников и 15% учителей.

В данной работе мы вывели следующую гипотезу : комнатные растения и процесс ухаживания за ними благотворно влияет на эмоциональное состояние человека. При этом мы предполагаем, что в большей степени осознанно к процессу ухаживания относятся люди более старшего возраста (старшеклассники и учителя). Ребята начальной школы, у которых ведущей деятельностью является учение и игра, и ученики подросткового возраста, ведущей деятельностью которых является общение, не занимаются комнатными растениями.

Мы изучали в лияние комнатных растений на чистоту воздуха в помещении .

Нами была проделана большая работа по изучению санитарно - гигиенической роли растений.

Особые биогенные вещества, выделяемые растениями, повышают работоспособность, нормализуют сон, увеличивают адаптивные способности человека. Но самое главное - своей красотой и совершенством своих форм, колдовским ароматом и богатством цветовой гаммы растения дарят нам ни с чем несравнимую радость. "Зелёные друзья" вносят в нашу жизнь гармонию и умиротворённость, рядом с ними мы ощущаем прилив энергии, и в то же

время отдыхаем.
Выбирая растения многие из нас не задумываются над тем, какой эффект они произведут на наше состояние. Растения действуют на нас своим ароматом, цветом листьев и цветков, формой кроны.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из направлений деятельности школы является экологическое и трудовое воспитание школьников. Классная комната могут стать эффективным средством формирования экологической культуры учащихся, становления их нового гражданского сознания. Создать единый комплекс, где можно было бы реализовать все свои способности, запросы, интересы, идеальную модель маленького мира цветов – таков замысел авторов данного проекта. Школа, класс для нас – это мир, где каждый чувствует себя комфортно, имеет широкие возможности для самореализации на пользу себе и другим, обретение опыта жизненного созидательного успеха.

ПОДРОБНЕЕ О ПРОЕКТЕ

Цель проекта: Учить детей жить в гармонии с окружающей средой через их собственную деятельность, расширять представление детей о разнообразии мира цветов, озеленить кабинет татарского языка в школе.

Форма – коллективное творческое дело, познавательная игра через разнообразные виды исследовательской деятельности, которая соответствует особенностям учащихся данного возраста, уровню развития классного коллектива и является одним из основных направлений воспитательной работы класса.

Продукт: выращенные учениками комнатные растения, памятка-буклет.

Содержание проекта

Приступая к работе, мы проведём анализ ситуации на данный момент с целью определения наиболее важных проблем, которые требуют оперативного решения.

Основные этапы проекта:
- постановка проблемного вопроса, определение целей и задач проекта;
- составление анкеты для учащихся 11 класса;
- выделение группы учащихся, проявивших интерес к поднятой проблеме;

- изучение литературы и источников интернета по проблемным вопросам;

- черенкование комнатных растений и уход за ними;

Планирование работы

Для начала предлагается посмотреть, как оформляются внутренние помещения в других школах. (Просмотр через проектор образцов оформления школьных помещений)

Теперь, методом мозгового штурма, давайте посмотрим, что можно сделать (рассказывается детям, что такое “Мозговой штурм”, чем полезна эта работа, какие правила):

- даются самые невероятны предложения, никто их не критикует;

- После этого разбирается каждое предложение по плану:

предложения

Материальные затраты, ресурсы

Кто может выполнить

Что может нам помешать?

Сделать полочки и подставки

Материал дадут спонсоры

Шефы и в мастерской

В мастерской сделают из своего

Купить цветочные горшки

Не будет денег на эти цели

Используем те, что есть, а потом купим горшки разных размеров, но одной формы

Найти хорошую почву

Попросить в парниках

Не сможем определить под какие цветы, какая почва нужна, как сделать смесь

Попросить помощь у учителя биологии

Купить семена или рассаду

Не будет денег на эти цели

Возьмём черенки тех цветов, которые есть, размножим

Без материальных затрат

Все участники проекта

Уход за цветами

Без материальных затрат

Все участники проекта

Кто то из детей забудет

Механизмы реализации проекта

Выполнение проекта будет осуществляться по следующим направлениям:

“Знания о комнатных растениях”

- приобретение учащимися знаний, необходимых для успешной реализации проекта;
- распространение информации среди учащихся и педагогов школы;


Еще в первой половине ХХ в. стало известно, что многие растения выделяют фитонциды, которые способны резко снижать количество вредных микроорганизмов (патогенов) в воздухе, уменьшать загазованность, улучшать ионный состав воздуха и даже оказывать направленный лечебный эффект при некоторых серьёзных заболеваниях.

Но необходимо помнить, что только малые дозы фитонцидов оказывают благоприятное влияние на организм, а большие – выступают в роли ингибиторов и отрицательно влияют на здоровье и самочувствие человека. Не стоит забывать и о том, что большое число растений (монстера, различные ви-ды фикусов, драцены, каланхое, хлорофитум, различные виды бромелиевых и орхидей) могут аккумулировать из атмосферы вредные химические вещества (серу, азот, углерод, некоторые металлы) и их соединения. Поэтому правильно подобранные и расположенные в помещении растения создают экологически и психологически благоприятную среду, положительно влияют на настроение людей, придают помещению своеобразный колорит и создают уют.

Привлечение учащихся к озеленению школы

Работа учащихся по озеленению школы даст им необходимые навыки по уходу за растениями, укрепит связи биологических наук с практикой, межпредметные связи; послужит формированию у школьников бережного отношения к природе; воспитанию экологической культуры, любви ко всему живому, к природе. Они научатся понимать и ценить прекрасное.

Участвуя в этой работе, дети получают практическое представление о некоторых профессиях (цветовод, озеленитель, флорист, фитодизайнер и др.). Большое значение для ребят имеет труд в коллективе, общее для всех дело.

Растения, рекомендуемые для озеленения школьных помещений

Адиантум, или венерин волос (Adiantum capillus-veneris L.), сем. Птерисовые (Pteridaceae). Родина – тропики Евразии и Южной Африки. Фитонцидное растение.

Алоэ древовидное (Aloe arborescens Mill.), сем. Лилейные (Liliaceae). Родина – Южная Африка. Листовой суккулент, лекарственное растение. Проявляет активное фитонцидное действие в отношении Staphylococcus aureus, Escherichia coli, Candida albicans.

Бегония борщевиколистная (Begonia herackleifolia Cham. et Schlecht), сем. Бегониевые (Be-goniaceae). Родина – Мексика. Фитонцидное растение, проявляющее антимикробную активность в отношении St. aureus, E. coli, C. albicans, плесневых грибов.

Вриезия блестящая (Vriesea splendens Lem.), сем. Бромелиевые (Broveliaceae). Родина – Центральная Америка. Фитонцидное растение. Обладает способностью снижать концентрацию вредных химических веществ в воздухе.

Гибискус китайский (Hibiscus rosa-sinensis L.), сем. Мальвовые (Malvaceae). Родина – Юго-Восточная Азия. Фитонцидное растение, проявляющее антимикробную активность в отношении St. aureus, C. albicans.

Гузмания язычковая (Guzmania linqulata Mez.), сем. Бромелиевые (Broveliaceae). Родина – Центральная Америка. Фитонцидное растение. Обладает способностью снижать концентрацию вредных химических веществ в воздухе.

Зебрина висячая (Zebrina pendula Schnizl.), сем. Коммелиновые (Commelinaceae). Родина – Центральная Америка. Фитонцидное растение. В небольших помещениях используется как ампельное растение, в зимних садах и оранжереях – как почвопокровное.

Каланхоэ перистое (Kalanchoe pinnata (Lam) Pers.), сем. Толстянковые (Crassulaceae). Родина – остров Мадагаскар. Суккулентное фитонцидное растение с широким спектром антимикробной активности, особенно в отношении St. aureus, E. coli, C. albicans, видов рода Sarcina. Снижает концентрацию вредных химических веществ в воздухе.

Кардамон обыкновенный (Elettaria cardamomum L.), сем. Имбирные (Zingiberaceae). Родина – Индия. Фитонцидное пряно-ароматическое растение.

Колеус гибридный (Coleus х hybridus Voss.), сем. Губоцветные (Lamiaceae). Родина – Юго-Восточная Азия. Фитонцидное растение с широким спектром антимикробной активности, особенно в отношении E. coli, C. albicans, видов рода Sarcina.

Кофе аравийский (Coffea arabica L.), сем. Мареновые (Rubiaceae). Родина – Северная Африка. Фитонцидное растение с широким спектром антимикробной активности, особенно в отношении St. aureus, E. coli, C. albicans.

Лавр благородный (Laurus nobilis L.), сем. Лавровые (Lauraceae). Родина – Средиземноморье. Фитонцидное растение с широким спектром антимикробной активности, особенно активно в отношении St. aureus, Streptococcus pneumoniae, E. coli, C. albicans, St. haemophilus.

Мирт обыкновенный (Myrtus communis L.), сем. Миртовые (Myrtaceae). Родина – Южная Европа. Фитонцидное растение с широким спектром антимикробной активности, особенно в отношении St. aureus, C. albicans, туберкулезной палочки. Обеспечивает снижение концентрации формальдегида в воздухе.

Монстера деликатесная (Monstera deliciosa Liebm.), сем. Ароидные (Araceae). Родина – Мексика. Фитонцидное растение, обеспечивает снижение концентрации формальдегида в воздухе.

Можжевельник обыкновенный (Juniperus communis L.), сем. Кипарисовые (Cupressaceae). Роди-на – Средиземноморье. Хвойное фитонцидное растение.

Муррайя экзотическая (Murraya exotica L.), сем. Рутовые (Rutaceae). Родина – Юго-Восточная Азия. Фитонцидное растение.

Нефролепис возвышенный (Nephroleis exaltata L.), сем. Даваллиевые (Davalliaceae). Родина – тропики Юго-Восточной Азии. Красивое растение, хорошо подходит для озеленения классов, холлов, зимнего сада.

Офиопогон японский (Ophiopogon japonicus Ker-Cawl.), сем. Лилейные (Liliaceae). Родина – Япония. Фитонцидное растение.

Пеперомия туполистная (Peperomia obtusifolia Dietr.), сем. Перцевые (Piperaceae). Родина – Южная Америка. Фитонцидное растение с широким спектром антимикробной активности в отношении St. aureus, E. coli, C. albicans.

Розмарин лекарственный (Rosmarinus officinalis L.), сем. Губоцветные (Lamiaceae). Родина – Средиземноморье. Фитонцидное эфиромасличное и пряно-ароматическое растение.

Сансевиерия трехполосная (Sansevieria trifasciata Prain.), сем. Агавовые (Agavaceae). Родина – тропики Западной Африки. Фитонцидное растение.

Спатифиллюм обильноцветущий (Spathiphyllum floribundum), сем. Ароидные (Araceae). Родина – Колумбия. Фитонцидное растение.

Традесканция белоцветковая (Tradescantia albiflora Kuntt.), сем. Коммелиновые (Commelinaceae). Родина – Бразилия. В небольших помещениях используется как ампельное растение, в зимних садах и оранжереях – как почвопокровное.

Трахикарпус Форчуна (Trachycarpus fortunai), сем. Арековые (Arecaceae). Родина – Япония. Наиболее распространена веерная пальма, применяется для озеленения холлов и зимних садов.

Фикус Бенджамина (Ficus benjamina L.), сем. Тутовые (Moraceae). Родина – тропики Юго-Восточной Азии. Фитонцидное растение, снижает концентрацию формальдегида в воздухе.

Фикус лировидный (Ficus lyrata Warb.), сем. Тутовые (Moraceae). Родина – тропики Западной Африки. Фитонцидное растение, снижает концентрацию вредных химических веществ в воздухе.

Фикус каучуконосный (Ficus elastica Roxb.), сем. Тутовые (Moraceae). Родина – Индия. Фитонцидное растение, снижает концентрацию вредных химических веществ в воздухе.

Фикус Биннендика (Ficus binnendijkii Miq.), сем. Тутовые (Moraceae). Родина – Индонезия. Фитонцидное растение, снижает концентрацию вредных химических веществ в воздухе.

Финик пальчатый, или пальма финиковая (Phoenix dactylifera L.), сем. Арековые (Arecaceae). Родина – Северная Африка. Красивое растение, которое легко вырастить самостоятельно из семени.

Хамедорея изящная (Chamaedorea elegans Mart.), сем. Арековые (Arecaceae). Родина – Мексика. Красивая некрупная пальма, хорошо подходит для озеленения холлов и классов.

Хлорофитум хохлатый (Chlorophytum comosum Bak.), сем. Лилейные (Liliaceae). Родина – остров Мадагаскар. Фитонцидное растение, снижает концентрацию вредных химических веществ в воздухе.

Циперус очерёднолистный (Cyperus altrnifolus L.), сем. Осоковые (Cyperaceae). Родина – остров Мадагаскар. Фитонцидное растение.

Лимон (Citrus limon Burm.), сем. Рутовые (Rutaceae). Родина – Юго-Восточная Азия. Фитонцидное растение.

Шеффлера восьмилисточковая (Shefflera octophylla Harms.), сем. Аралиевые (Araliaceae). Родина – Китай. Фитонцидное растение.

Эухарис крупноцветковый (Eucharis grandiflora Planch.), сем. Амариллисовые (Amaryllidaceae). Родина – Колумбия. Фитонцидное растение с широким спектром антимикробной активности в отношении St. aureus, E. coli.

Эвкалипт лимонный (Eucalyptus citriodora L.), сем. Миртовые (Myrtaceae). Родина – Австралия. Фитонцидное эфиромасличное растение.

Растения, не рекомендуемые для озеленения школьных помещений

Говоря об озеленении школьных помещений, необходимо помнить, что существует много ядовитых и опасных комнатных растений. Ядовитый сок может вызывать воспаление и сильные отеки кожи и слизистых оболочек, аллергические дерматиты и стоматиты. В период цветения некоторые растения могут вызывать сильную головную боль, психологический дискомфорт. Споры папоротников, пыльца и мелкие семена также могут вызывать аллергические реакции. Ядовитыми могут оказаться плоды, а колючки кактусов и представителей рода Юкка могут вызвать не только раздражение, но и сильное воспаление кожи.

Аглаонема переменчивая (Aglaonema comutatum Schott.), сем. Ароидные (Araceae).
Ядовито всё растение, особенно опасны плоды и жгучий сок. Вызывают сильное раздражение кожи и слизистых оболочек, отравление, нарушение сердечного ритма, повреждение центральной нервной системы.

Аглаонема

Алоказия крупнокорневая (Alocasia macrorhiza Schott.), сем. Ароидные (Araceae).
Ядовиты плоды и жгучий сок. Вызывают сильное раздражение кожи и слизистых оболочек, отравление.

Алоказия

Алоказия

Диффенбахия пятнистая (Dieffenbachia maculate G. Don.), сем. Ароидные (Araceae).
Ядовито всё растение. Особенно семена и жгучий сок. Вызывают воспаление слизистой, нарушение сердечного ритма, паралич, повреждение кожи и роговицы глаза.

Диффенбахия

Диффенбахия

Аморфофаллюс коньяк (Amorphophallus kojac C. Koch.), сем. Ароидные (Araceae).
Ядовито всё растение. При контакте с соком возникает воспаление слизистых оболочек, нарушение сердечного ритма, паралич, контактный дерматит. Неприятный запах при цветении может вызвать сильную головную боль.

Олеандр обыкновенный (Nerium oleander L.), сем. Кутровые (Apocynaceae).
Ядовиты все части растения. Вызывают сильнейшее отравление, сопровождающееся рвотой, судорогами, остановкой дыхания, нарушением сердечного ритма. При контакте с соком – воспаление кожи.

Кротон пестрый (Codieum variegatum Blime.), сем. Молочайные (Euphorbiaceae).
Млечный сок содержит ядовитую смолу. Вызывает рвоту, понос, контактный дерматит.

Кротон пестрый

Кротон пестрый

Педилантус (Pedilanthus tithymaloides Poit.), сем. Молочайные (Euphorbiaceae).
Ядовито всё растение. Млечный сок вызывает воспаление кожи и глаз, рвоту, понос.

Молочай прекраснейший, или пуансеттия (Euphorbia pulcherrima Klotzsch.), сем. Молочайные (Euphorbiaceae).
Ядовито всё растение. Млечный сок вызывает воспаление кожи и глаз, рвоту, понос, головную боль и повреждение почек.

Пуансеттия

Пуансеттия

Молочай блестящий (Euphorbia splendens Bojer.), сем. Молочайные (Euphorbiaceae).
Ядовито всё растение. Млечный сок вызывает воспаление кожи и глаз, рвоту, понос, головную боль и нарушение работы почек.

Молочай блестящий

Молочай блестящий

Ятрофа подагрическая (Jatropha podagrica L.), сем. Молочайные (Euphorbiaceae).
Ядовито всё растение. При отравлении – рвота, понос, коллапс.

Ятрофа

Ятрофа

Приемы озеленения в закрытых помещениях

Приступая к озеленению помещений в школе, следует тщательно подбирать растения по видовому составу, размерам и фитонцидным свойствам. В первую очередь определяются функциональные задачи помещения, его размеры и экспозиция окон. Так, в холлах, актовом зале или зале для конференций можно использовать крупные кадочные растения и настенные композиции из ампельных и прямостоячих растений. Не рекомендуется размещать много растений на подоконниках: они препятствуют свободному прохождению солнечного света в класс, а горячий и сухой воздух от батарей в зимнее время года может стать губительным для растений. Лучше разместить растения на специальных подставках, которые должны быть устойчивыми или прочно крепиться к стене. Крупномерные растения ставятся непосредственно на пол, на невысокие подставочки на ножках или колесиках. При размещении растений надо учитывать легкую доступность для ухода за ними.

Поверхность почвы в горшках, особенно с крупными растениями, необходимо засыпать керамзитом или высаживать почвопокровные растения. Это предотвратит попадание в воздух из почвы различных микроорганизмов.

При составлении композиций из различных групп растений в первую очередь учитывают их биологические особенности (требования к влажности, освещенности, температуре, почве), а также декоративные признаки (окраска и форма листьев, характер и скорость роста). Совершенно не обязательно высаживать все растения в одну емкость, лучше ставить их рядом в отдельных горшках, так удобнее будет при необходимости заменить то или иное растение.

Зимний сад в школе

Создание интересного, грамотно спланированного зимнего сада дело достаточно трудное. Зато для школы он может стать не только гордостью, но и помощником в процессе образования и воспитания учащихся. Здесь можно проводить уроки, занятия кружка юных натуралистов, исследовательскую работу.

Как же правильно организовать зимний сад? С чего начать? В первую очередь надо подобрать помещение. Оно должно быть достаточно просторным (площадью не менее 20 м 2 и 4–4,5 м высотой), с хорошим естественным освещением (это снизит расходы на дополнительное осветительное оборудование). Обязательны системы отопления и вентиляции. При этом воздушное отопление не рекомендуется использовать в зимнем саду, т.к. воздух становится очень сухим. А при плохой вентиляции помещений растения быстрее и чаще поражаются инфекционными заболеваниями. Окна зимнего сада должны быть южного и юго-восточного направления.

После выбора помещения необходимо приобрести оборудование для поддержания в саду в течение круглого года постоянных условий для содержания растений. Это – увлажнители воздуха, прибор для измерения влажности, приборы искусственного освещения, устройства для полива и опрыскивания.

Поскольку в зимнем саду, как правило, содержат тропические растения, то влажность воздуха необходимо поддерживать в пределах 60–75% летом и 55–70% зимой. Освещенность должна составлять от 1000 до 5000 люкс.

Размещая растения в зимнем саду, можно создавать самые различные композиции, дополняя их декоративными элементами. И здесь открываются широкие перспективы для творчества детей и взрослых.

Вы замечали, как преображается скучный интерьер рабочего офиса, если в нем появляются зеленые жители? Комнатные растения – самый простой способ оживить и украсить коридоры и холлы, школьные классы и офисы, читальный зал библиотеки и кабинет врача. Чтобы офисные цветы доставляли радость при любом уходе, надо их правильно подобрать в соответствии с требованиями санитарных норм и агротехническими рекомендации. В этой статье привожу фото и название самых подходящих комнатных растений для ленивых, забывчивых и начинающих.


Список лучших цветов для школы

Как-то классный руководитель моей старшей дочери попросил родителей принять участие в озеленении школьного класса. Дома мы по большей части проводим эксперименты, поэтому поделиться было нечем. Ведь отдавать выращенный из косточки авокадо или лимончик было жалко. Тогда я внимательно изучила все советы и рекомендации, какие цветы лучше всего подойдут для школьного кабинета. Этот список можно использовать и для украшения любого рабочего офиса и казенного учреждения.

Какие цветы можно ставить

Известно, что растения способны улучшать микроклимат помещения, очищать воздух, убивать болезнетворных бактерий. Кроме того, ребята сами могут ухаживать за цветами. Такая забота развивает эмпатию, учит ценить живую природу и бережней относится к ней и друг другу.
Какие же цветы лучше всего выбрать для школьного класса?

1. Безопасные растения

К безопасным растениям, которые рекомендуется размещать в детских и лечебных учреждениях, относятся:

Бегония



Алоэ (сорта без колючек)


Каланхоэ и толстянка (крассула) с крупными листьями, которые удобно протирать от пыли



Узамбарская фиалка (сенполия)




Сансевиерия (щучий хвост) теневынослива и неприхотлива, терпит недостаток влаги и света, сквозняки. Чтобы не думать о пересадке сажайте сразу в просторные горшки


2. Неприхотливые и малоуходные растения

Главное, при уходе за такими растениями – не переливать и не переусердствовать в уходе. Ведь они не зря прослыли неприхотливыми, и лишний уход, в том числе полив, будет им только во вред. Также надо учитывать, чтобы цветок мог долгое время расти без пересадки, не терять декоративность без обрезки и прищипки, не нуждаться в подкормках и частом опрыскивании, выносить сухой душный воздух.

Первое, что приходит в голову, это кактусы и суккуленты. Но колючие зеленые друзья опасны и абсолютно недопустимы в школьных кабинетах, детских садах и поликлиниках, лагерях и т.п. учреждениях.

А вот суккуленты вполне допустимы для помещений с детьми. Помните, что суккуленты не нуждаются в поливах, зато любят свет, поэтому в тень их загонять не нужно.

Топ-10 неприхотливых растений

Толстянка (денежное дерево) не любит перелив, спокойно выдерживает засуху.


Хатиора Солеросовидная, или солянковидная, народное название – брызги шампанского (это такой неколючий кактус, который часто путают с молочаем).

Побеги мягкие и гибкие, совсем неколючие, при этом дает много зелени, и смотрится очень декоративно и ажурно. Минимум полива в зимнее время, прохладное содержание – и он зацветет мелкими желтыми цветочками. Если выращивать в высоко стоящих или подвесных кашпо побеги будут свисать наподобие ампельных. Сильно разрастается и долго может расти в одном горшке без пересадки


Седум, очиток моргана и близкие к нему виды. Очень засухоустойчивое растение, влага запасается в сочных листочках, поэтому терпит засуху достаточно долго. Любит яркое солнце, без проблем выносит южные окна.


Замиокулькас переносит недостаток полива и света, неприхотлив к грунту. По сочетанию красоты и неприхотливости – мой лидер.


Фикус неприхотлив в уходе и теневынослив, однако некоторые виды могут быть ядовиты и опасны при контакте.


Фото: Фикус Эластика Мелани

Растет как лиана, поэтому ему надо лезть по опоре либо свешиваться из горшка. Считаю, что ему может быть тесно в школьном кабинете, а вот в холле или актовом зале для него найдется подходящее место.


Сингониум – тоже неприхотливая и быстрорастущая лиана.


Монстера считается неприхотливым и быстрорастущим растением, идеальным для офиса. Однако в детском коллективе не рекомендуется из-за опасности отравления ядовитыми частями.


Фото: Монстера Манки Мэск

Циперус считается неприхотливым в уходе, однако ему нужны опрыскивания и влажный воздух. Возможно, если понадобится его опрыскивать, тогда в классе будет менее сухой воздух.


3. Теневыносливые растения

Представлены фото и названия комнатных растений, предпочитающих расти поодаль от прямых солнечных лучей. Неприхотливые папоротники, сциндапсус и сансевиерия, о которых шла речь выше, также легко переносят недостаток света.




Плющ обыкновенный, Хедера



Фото: драцена окаймленная



Фото: Dieffenbachia seguine

4. Комнатные растения, очищающие воздух

Они поглощают пыль и газы, вредные ядовиты соединения от мебели пластика, увлажняют и ионизируют воздух, уничтожают споры плесени, некоторые обладают заметным бактерицидным эффектом.

Топ-10 растений, очищающих воздух

В этот список включите также алоэ, теневыносливую диффенбахию и драцену, супернеприхотливую сансевиерию — они увлажняют и очищает воздух от пыли и ядов, выделяемых пластиком и стройматериалами.

Герань опасна для аллергиков, но при этом благодаря все тем же эфирным маслам очищает воздух от микробов и бактерий. Та же история с лимонными и мандариновыми деревьями – все, что источает эфирно-масляный аромат борется с бактериями, но не подходит для людей с астмой и аллергией.

Хлорофитум

Поглощает углекислый газ, отлично подходит для помещений с большим количеством людей. Поэтому его надо ставить в школах и поликлиниках. К тому же у него есть клубеньки, которые запасают влагу и легко выносят недолив. При этом хорошо реагирует на регулярный полив, прекрасно растет без подкормок. Легко переносит тень.


Фикус Бенджамина


Фото: Ficus benjamina

Спатифиллум


Хамедорея, бамбуковая пальма увлажняет и очищает воздух


Гербера


Лавр благородный


Шеффлера


5. Растения, поглощающие излучение

Кипарисовик очищает воздух от пыли, разряжает, при этом поглощает ионы, излучаемые электроприборами


Бегония (фото см. выше) очищает и освежает воздух, поглощает вредное электромагнитное излучение.

  • драцена,
  • папоротники,
  • хлорофитум

6. Красивоцветущие неприхотливые растения

  • Кливия
  • Пеларгония, герань (может быть опасна из выделяемых эфирных масел)
  • Спатифиллум, антуриум
  • Бальзамин
  • Бегония
  • Гибискус
  • Фиалка


Фото: Clivia (амариллисовые)

Какие цветы нельзя ставить

Наряду с полезными, есть и вредные для школьников растения. Вредные они, конечно, условно. Но в детском коллективе главное – безопасность, поэтому к подбору цветов надо подойти внимательно.

Какие растения лучше не ставить в школьном классе и почему?

1. Ядовитые растения – вызывают серьезные и опасные симптомы отравления, поражения слизистой, воспаления желудка и кишечника, отеки, судороги, тошноту и рвоту. Такой эффект может наблюдаться при кожном контакте или поедании ядовитых частей растения.

  • Агава, некоторые виды алоэ
  • Аглаонема
  • Азалия
  • Алоказия
  • Антуриум, Спатифиллум
  • Амариллис
  • Диффенбахия
  • Кротон
  • Молочай кипарисовый
  • Монстера, Филодендрон (часто рекомендуется для офисного выращивания как теневыносливое растение)
  • Пахиподеум
  • Фикус
  • Цикламен
  • Юкка


2. Сильно пахнущие ароматные растения выделяют эфирные масла, могут вызывать сильные головные боли, вызывать приступы астмы

  • Герань (пеларгония)
  • Лилии
  • Олеандр

3. Колючие растения, которые могут стать причиной ранок и болевых ощущений при соприкосновении

4. Растения с ягодами могут стать причиной отравления при поедании красивых и привлекательных для детей ядовитых плодов.

  • Аспарагус часто выращивают в офисах, но в детских учреждениях он недопустим из-за ядовитых ягод.
  • Паслен


Фото: Nerium oleander

Где можно ставить цветы в школьном кабинете

При выборе цветов для школы имейте в виду, что они должны быть теневыносливы, легко выдерживать недостаток света. Дело в том, что по санитарным нормам запрещено размещать цветы в кабинетах на подоконниках, чтобы они не мешали солнечному свету, и на мебель, чтобы горшки не упали.

Поэтому лучше всего предусмотреть специальные многоуровневые подставки. Хорошо цветы будут смотреться на противоположной от окна стене. Важно прочно крепить и устанавливать любые кашпо, чтобы проверка (которые в школе бывают довольно часто) прошла гладко.


Особенности выращивания неприхотливых комнатных растений

При всей неприхотливости, любые растения ценят должный уход и рекомендуемую агротехнику. Поэтому в первую очередь позаботьтесь о правильной посадке.

  1. Подготовьте рыхлый воздухопроницаемый грунт. Добавьте любые разрыхлители: крупный речной песок, вермикулит.
  2. Обязательно сделайте дренаж на дне горшка из битого кирпича, керамзита и т.п.
  3. Не переливайте!
  4. Суккуленты легко размножать черенками – отломить побег или листочек, поставить в землю и накрыть пакетом или пластиковой бутылкой до укоренения.
  5. Лиственные растения можно размножать при пересадке делением куста. Хлорофитум размножается розетками.

МикорадНемато 3.1

Биологически активный комплекс на основе мицелия грибов Purpureocilliumlilacinum c нематоцидной активностью для защиты растений от паразитических нематод в почве и других вредителей, имеющих хитиновый скелет. Подробнее ►►

Хотите вырастить здоровую рассаду в 2022?

Все о выращивании рассады от А до Я в новом гайде. Скачайте Гайд от экспертов проекта Антонов сад!

Перейти на страницу Гайдов →

Антонов Сад. Рассылка

КАЛЕНДАРЬ ДАЧНИКА

САД И ОГОРОД

ЦВЕТЫ И РАСТЕНИЯ

ДАЧНЫЙ ДИЗАЙН

ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ДЕЛА

ПОЛЕЗНЫЕ РЕЦЕПТЫ

    Любое использование материала допускается только с письменного согласия редакции ©

Антонов сад – сайт для увлеченных дачников

Приглашаем в наш уютный уголок! Мы рады общению и ждем на огонек любителей-цветоводов, знающих огородников и экспериментаторов, которые и совет дадут, и на вопросы ответят.Мы с жадностью по всей России собираем статьи, видеоинструкции, фото и мастер-классы, чтобы интересные и нужные материалы удобно было почитать и посмотреть.

Сейчасуже 2000 статей о возделывании томатов, огурцов и перцев, уходе за яблоней, грушей и сливой, посеве семян на рассаду, в теплицу и в открытый грунт, формировке деревьев и кустарников, пасынковании и прищипке овощей, подкормке цветов.

Особенно важно для дачников определить точные сроки посадки и благоприятные дни посева, полива, удобрения и обрезки. Для этого мы регулярно публикуем актуальный Лунный календарь и размещаем перечень сезонных работ с января по декабрь.

Разделы наполняются заметками об агротехнике фруктов, ягод, цветов и овощей. Найдутся хитрые садоводческие приемы для всех климатических регионов. Когда сажать лук и чеснок в Подмосковье? Как ухаживать за виноградом в Средней полосе? Какие сорта выбрать для Дальнего востока? Как укрыть розы в Сибири?

Ежедневно мы добавляем тексты о том, как сохранить здоровье сеянцев, защитить молодые всходы от напастей и обеспечить жителей загородного участка полноценной диетой и правильным питанием. Посетители с радостью делятся наблюдениями о том, как жители парников и грядок набирают силу. Вместе ищем действенные способы эффективной борьбы с болезнями и вредителями, рассчитываем нормы подкормок и удобрений.

Ну, а когда захочется отдохнуть от любимого дела, заглядывайте в Полезные рецепты – для здорового тела и вкусного стола. Простые маски и кремы в домашних условиях, изысканные заготовки, салаты, компоты и шашлыки – все, чторадуетв сезон и напоминает вкус свежих плодов зимними вечерами. Антонов сад рад всем, для кого дача и земледелие – источник радости и частичка души!

Читайте также: