Отверженные 2019 краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Главный герой повествования Жан Вальжан. Он беглый каторжник, который добивается значительного успеха в обществе, но его преследует жандарм Жавер, который считает, что ни один преступник не должен уйти безнаказанно от правосудия.

В результате безразличия, однажды проявленного Вальжаном, когда он был преуспевающим директором фабрики, погибает одна из его сотрудниц. Вальжан берет себе на воспитание девочку Козетту и скрывается вместе с ней в Париже. Спустя время, Козетта вырастает, она влюбляется в студента Мариуса, который связан с революционным кружком.

Жавер, тем временем, продолжает упорные поиски Вальжана, и дочь с отцом регулярно переезжают, поэтому влюбленные теряют друг друга из виду. Начинается студенческое восстание, Мариус ранен, его находит Жан Вальжан и пытается спасти юношу.

В это время они встречают Жавера, который, преодолевая собственные убеждения, позволяет им уйти. Когда Мариус приходит в себя, он узнает, что большинство его друзей погибло. Горечь утраты сменяется радостью от воссоединения с Козеттой.

В 1815 г. епископом города Диня был Шарль-Франсуа Мириэль, прозванный за добрые дела Желанным — Бьенвеню. Этот необычный человек в молодости имел множество любовных похождений и вёл светскую жизнь — однако Революция все переломила. Г‑н Мириэль уехал в Италию, откуда вернулся уже священником. По капризу Наполеона старый приходской священник занимает архиерейский престол.

Свою пастырскую деятельность он начинает с того, что уступает прекрасное здание епископского дворца местной больнице, а сам же переселяется в тесный маленький дом. Своё немалое жалованье он целиком раздаёт бедным. В двери епископа стучатся и богатые, и бедные: одни приходят за милостыней, другие приносят её. Этот святой человек пользуется всеобщим уважением — ему даровано исцелять и прощать.

В первых числах октября 1815 г. в Динь входит запылённый путник — коренастый плотный мужчина в расцвете сил. Его нищенская одежда и угрюмое обветренное лицо производят отталкивающее впечатление. Прежде всего он заходит в мэрию, а затем пытается устроиться где-нибудь на ночлег. Но его гонят отовсюду, хотя он готов платить полновесной монетой. Этого человека зовут Жан Вальжан.

Посреди ночи Жан Вальжан просыпается: ему не дают покоя шесть серебряных столовых приборов — единственное богатство епископа, хранившееся в хозяйской спальне. Вальжан на цыпочках подходит к кровати епископа, взламывает шкафчик с серебром и хочет размозжить голову доброго пастыря массивным подсвечником, но какая-то непонятная сила удерживает его. И он спасается бегством через окно.

В его огрубелой душе происходит сложная мучительная работа. На закате он машинально отбирает у встреченного мальчугана монету в сорок су. Лишь когда малыш с горьким плачем убегает, до Вальжана доходит смысл его поступка: он тяжело оседает на землю и горько плачет — впервые за девятнадцать лет.

В 1818 г. городок Монрейль процветает, и обязан он этим одному человеку: три года назад здесь поселился неизвестный, который сумел усовершенствовать традиционный местный промысел — изготовление искусственного гагата. Дядюшка Мадлен не только разбогател сам, но и помог нажить состояние многим другим. Ещё недавно в городе свирепствовала безработица — теперь все забыли о нужде. Дядюшка Мадлен отличался необыкновенной скромностью — ни депутатское кресло, ни орден Почётного легиона его совершенно не привлекали.

Однажды Жавер покаянно сообщает мэру, что должен ехать в соседний город Аррас — там будут судить бывшего каторжника Жана Вальжана, который сразу после освобождения ограбил мальчика. Прежде Жавер думал, что Жан Вальжан скрывается под личиной господина Мадлена — но это была ошибка. Отпустив Жавера, мэр впадает в тяжёлое раздумье, а затем уезжает из города.

На суде в Аррасе подсудимый упорно отказывается признать себя Жаном Вальжаном и утверждает, что его зовут дядюшка Шанматье и за ним нет никакой вины. Судья готовится вынести обвинительный приговор, но тут встаёт неизвестный человек и объявляет, что это он Жан Вальжан, а подсудимого нужно отпустить. Быстро разносится весть, что почтенный мэр господин Мадлен оказался беглым каторжником. Жавер торжествует — он ловко расставил силки преступнику.

Перед смертью фантина просит его позаботиться о своей девочке Козетте, которую ей пришлось отдать трактирщикам Тенардье. Супруги Тенардье воплощали собой хитрость и злобу, сочетавшиеся браком. Каждый из них мучил девочку по-своему: её избивали и заставляли работать до полусмерти — и в этом была виновата жена; она ходила зимой босая и в лохмотьях — причиной тому был муж.

Забрав Козетту, Жан Вальжан поселяется на самой глухой окраине Парижа. Он учил малышку грамоте и не мешал ей играть вволю — она стала смыслом жизни бывшего каторжника, сохранившего деньги, заработанные на производстве гагата. Но инспектор Жавер не даёт ему покоя и здесь. Он устраивает ночную облаву: Жан Вальжан спасается чудом, незаметно перепрыгнув через глухую стену в сад — это оказался женский монастырь. Козетту берут в монастырский пансион, а её приёмный отец становится помощником садовника.

Все это Мариус узнает из предсмертного послания отца, который превращается для него в фигуру титаническую. Бывший роялист становится пламенным поклонником императора и начинает почти ненавидеть деда. Мариус со скандалом уходит из дома — ему приходиться жить в крайней бедности, почти в нищете, но зато он чувствует себя свободным и независимым. Во время ежедневных прогулок по Люксембургскому саду, юноша примечает благообразного старика, которого всегда сопровождает девушка лет пятнадцати.

Мариус пылко влюбляется в незнакомку, однако природная застенчивость мешает ему познакомиться с ней. Старик, заметив пристальное внимание Мариуса к своей спутнице, съезжает с квартиры и перестаёт появляться в саду. Несчастному молодому человеку кажется, что он навсегда потерял возлюбленную. Но однажды он слышит знакомый голос за стенкой — там, где живёт многочисленное семейство Жондретов. Заглянув в щель, он видит старика из Люксембургского сада — тот обещает принести деньги вечером.

На глазах у юноши разыгрывается жуткая сцена — трактирщик Тенардье, укрывшийся под именем Жондрета, выследил Жана Вальжана. Мариус готов вмешаться, но тут в комнату врываются полицейские во главе с Жавером. Пока инспектор разбирается с бандитами, Жан Вальжан выпрыгивает в окно — только тут Жавер понимает, что проворонил куда более крупную дичь.

В 1832 г. Париж был охвачен брожением. Друзья Мариуса бредят революционными идеями, однако юношу занимает другое — он продолжает упорно разыскивать девушку из Люксембургского сада. Наконец счастье ему улыбнулось. С помощью одной из дочерей Тенардье молодой человек находит Козетту и признается ей в любви. Оказалось, что Козетта также давно любит Мариуса. Жан Вальжан ни о чем не подозревает. Более всего бывший каторжник обеспокоен тем, что за их кварталом явно наблюдает Тенардье.

Тем временем правительственные войска наступают: защитники баррикады гибнут один за другим — в их числе славный мальчуган Гаврош, истинный парижский сорванец. Мариусу ружейным выстрелом раздробило ключицу — он оказывается в полной власти Жана Вальжана.

Старый каторжник уносит Мариуса с поля боя на своих плечах. Всюду рыщут каратели, и Вальжан спускается под землю — в страшные канализационные стоки. После долгих мытарств он выбирается на поверхность только для того, чтобы очутиться лицом к лицу с Жавером. Сыщик разрешает Вальжану отвезти Мариуса к деду и заехать попрощаться с Козеттой — это совсем не похоже на безжалостного Жавера.

Велико же было изумление Вальжана, когда он понял, что полицейский отпустил его. Между тем для самого Жавера наступает самый трагический момент в его жизни: впервые он преступил закон и отпустил преступника на свободу! Не в силах разрешить противоречие между долгом и состраданием, Жавер застывает на мосту — а затем раздаётся глухой всплеск.

Мариус долгое время находится между жизнью и смертью. В конце концов молодость побеждает. Юноша наконец встречается с Козеттой, и их любовь расцветает. Они получают благословение Жана Вальжана и г‑на Жильнормана, который на радостях совершенно простил внука. 16 февраля 1833 г. состоялась свадьба.

Вальжан признается Мариусу в том, что он беглый каторжник. Молодой Понмерси приходит в ужас. Ничто не должно омрачать счастья Козетты, поэтому преступнику следует постепенно исчезнуть из её жизни — в конце концов, он всего лишь приёмный отец. Поначалу Козетта несколько удивляется, а затем привыкает ко все более редким визитам своего бывшего покровителя. Вскоре старик вовсе перестал приходить, и девушка забыла о нем.

А Жан Вальжан стал чахнуть и угасать: привратница пригласила к нему врача, но тот лишь развёл руками — этот человек, видимо, потерял самое дорогое для себя существо, и никакие лекарства здесь не помогут. Мариус же полагает, что каторжник заслуживает подобного отношения — несомненно, именно он обокрал господина Мадлена и убил беззащитного Жавера, спасшего его от бандитов. И тут алчный Тенардье открывает все тайны: Жан Вальжан — не вор и не убийца. Более того: именно он вынес с баррикады Мариуса.

Юноша щедро платит гнусному трактирщику — и не только за правду о Вальжане. Когда-то негодяй совершил доброе дело, роясь в карманах раненых и убитых, — спасённого им человека звали Жорж Понмерси. Мариус с Козеттой едут к Жану Вальжану, чтобы умолять о прощении. Старый каторжник умирает счастливым — любимые дети приняли его последний вздох. Молодая чета заказывает трогательную эпитафию на могилу страдальца.

В дом к епископу городя Диня забредает беглый каторжник Жан Вальжан. Этот, честный когда-то, человек был осужден на тяжелые работы за то, что украл кусок хлеба для больной сестры. Сердце его очерствело от невзгод, но внезапная кротость и благородство священника заставляют Вальжана заново почувствовать силу добра. Он раскаивается в своем гнусном намерении и дает обещание вести честную жизнь.

Спустя несколько лет юная красавица Фантина уступает уговорам обходительного студента и дает совратить себя. Возлюбленный бросает ее с ребенком. Девочку Коззетту Фантина отдает на воспитание семейной паре Тенрадье, которые держат трактир в Париже, а сама возвращается в родной городок Монрейль-Приморский.

За прошедшее десятилетие родина Фантины превратилась в преуспевающий промышленный центр благодаря усилиями человека, называющего себя дядюшка Мадлен. Он открыл фабрику по производству стекла, заботится о бедняках и тружениках. Однажды Жавер, некогда служивший надзирателем на каторге, видит как Мадлен спасает попавшего под телегу бедняка, проявив огромную силу, какую он видел лишь однажды у бежавшего заключенного Жана Вальжана.

Между тем Фантина лишается места на фабрике Мадлена – управляющий прогоняет ее, узнав, что она имеет ребенка вне брака. Боясь за будущее девочки, которая не будет иметь средств к существованию, Фантина постепенно доходит до того, что становится проституткой. Больную Фантину арестовывают на улице. Узнав историю ее бедствий, Мадлен распоряжается перевести несчастную в больницу.

У постели умирающей Жавер настигает и разоблачает Жана Вальжана, но тот бежит, успев дать обещание Фантине позаботиться о ее дочери.

Забрав Козетту от Тенардье, которые отбирали у ребенка все присланные матерью деньги, Жан Вальжан увозит девочку в Париж. Здесь он устраивается садовником в обитель монастыря, где проходят несколько последующих счастливых лет.

Мариус, внук престарелого буржуа, начинает демонстрировать антимонархические взгляды, дед отказывает ему в наследстве. Своих новых друзей и поддержку Мариус находит в обществе “Друзей Азбуки”. Это революционный кружок, предводительствуемый Анжольрасом, но ближе всего Мариус сходится с циничным выпивохой Курфейраком.

Однажды в Люксембургском саду Мариус замечает пожилого мужчину с девушкой, в которую влюбляется. Судя по ее взглядам — взаимно. Но, спустя несколько недель, девушка перестает приходит в парк и Мариус сходит с ума от любви.

Спустя некоторое время он находит возлюбленную благодаря Тенардье, который случайно замечает Козетту на улице и узнает ее. Они начинают встречаться тайком, но однажды Жану Вальжану снова приходится бежать от Жавера, и Мариус опять теряет уже обретенное было счастье. В это время начинается студенческий мятеж, Мариус присоединяется к нему, ища смерти. Он просит беспризорника Гавроша отыскать девушку и передать ей письмо с любовными признаниями. Послание попадает в руки Вальжана, который таким образом впервые узнает о связи между Козеттой и Мариусом.

Восстание студентов не обрело народной поддержки, небольшая группка революционеров оказывается окружена полицией. Идя на штурм, жандармы убивают маленького Гавроша, Мариус ранен. Его спасает Жан Вальжан, вынеся по канализационным путям. Студенты взяты в кольцо, их расстреливают на месте.

Вальжана с Мариусом на руках встречает Жавер, но дает своей жертве уйти. Спасеный Мариус идет на поправку, но у него в сознании отложилось воспоминание о том, что приемный отец жены был преступником. После свадьбы с Козеттой он неохотно общается с Вальжаном, Козетта так же начинает сторониться отца по воле мужа. Вальжан начинает страдать от одиночества. Однажды Мариусу открывается вся история беглого каторжника, и он хочет загладить свою вину раскаянием. Счастливый от возвращения дочери, Вальжан умирает на руках у молодых.

Видео краткое содержание Отверженные Гюго

В романе ярко отражена идея Гюго о постоянной смене доброго и злого начала в душе человека. Писатель, через свое творчество, выражает твердое убеждение в обязательной победе светлого гения души над его темными порывами и склонностями.


В 1815 г. епископом города Диня был Шарль-Франсуа Мириэль, прозванный за добрые дела Желанным — Бьенвеню. Этот необычный человек в молодости имел множество любовных похождений и вёл светскую жизнь — однако Революция все переломила. Г-н Мириэль уехал в Италию, откуда вернулся уже священником. По капризу Наполеона старый приходской священник занимает архиерейский престол. Свою пастырскую деятельность он начинает с того, что уступает прекрасное здание епископского дворца местной больнице, а сам же переселяется в тесный маленький дом. Своё немалое жалованье он целиком раздаёт бедным. В двери епископа стучатся и богатые, и бедные: одни приходят за милостыней, другие приносят её. Этот святой человек пользуется всеобщим уважением — ему даровано исцелять и прощать.

Однажды Жавер покаянно сообщает мэру, что должен ехать в соседний город Аррас — там будут судить бывшего каторжника Жана Вальжана, который сразу после освобождения ограбил мальчика. Прежде Жавер думал, что Жан Вальжан скрывается под личиной господина Мадлена — но это была ошибка. Отпустив Жавера, мэр впадает в тяжёлое раздумье, а затем уезжает из города. На суде в Аррасе подсудимый упорно отказывается признать себя Жаном Вальжаном и утверждает, что его зовут дядюшка Шанматье и за ним нет никакой вины. Судья готовится вынести обвинительный приговор, но тут встаёт неизвестный человек и объявляет, что это он Жан Вальжан, а подсудимого нужно отпустить. Быстро разносится весть, что почтенный мэр господин Мадлен оказался беглым каторжником. Жавер торжествует — он ловко расставил силки преступнику.

Старый каторжник уносит Мариуса с поля боя на своих плечах. Всюду рыщут каратели, и Вальжан спускается под землю — в страшные канализационные стоки. После долгих мытарств он выбирается на поверхность только для того, чтобы очутиться лицом к лицу с Жавером. Сыщик разрешает Вальжану отвезти Мариуса к деду и заехать попрощаться с Козеттой — это совсем не похоже на безжалостного Жавера. Велико же было изумление Вальжана, когда он понял, что полицейский отпустил его. Между тем для самого Жавера наступает самый трагический момент в его жизни: впервые он преступил закон и отпустил преступника на свободу! Не в силах разрешить противоречие между долгом и состраданием, Жавер застывает на мосту — а затем раздаётся глухой всплеск.

Мариус долгое время находится между жизнью и смертью. В конце концов молодость побеждает. Юноша наконец встречается с Козеттой, и их любовь расцветает. Они получают благословение Жана Вальжана и г-на Жильнормана, который на радостях совершенно простил внука. 16 февраля 1833 г. состоялась свадьба. Вальжан признается Мариусу в том, что он беглый каторжник. Молодой Понмерси приходит в ужас. Ничто не должно омрачать счастья Козетты, поэтому преступнику следует постепенно исчезнуть из её жизни — в конце концов, он всего лишь приёмный отец. Поначалу Козетта несколько удивляется, а затем привыкает ко все более редким визитам своего бывшего покровителя. Вскоре старик вовсе перестал приходить, и девушка забыла о нем. А Жан Вальжан стал чахнуть и угасать: привратница пригласила к нему врача, но тот лишь развёл руками — этот человек, видимо, потерял самое дорогое для себя существо, и никакие лекарства здесь не помогут. Мариус же полагает, что каторжник заслуживает подобного отношения — несомненно, именно он обокрал господина Мадлена и убил беззащитного Жавера, спасшего его от бандитов. И тут алчный Тенардье открывает все тайны: Жан Вальжан — не вор и не убийца. Более того: именно он вынес с баррикады Мариуса. Юноша щедро платит гнусному трактирщику — и не только за правду о Вальжане. Когда-то негодяй совершил доброе дело, роясь в карманах раненых и убитых, — спасённого им человека звали Жорж Понмерси. Мариус с Козеттой едут к Жану Вальжану, чтобы умолять о прощении. Старый каторжник умирает счастливым — любимые дети приняли его последний вздох. Молодая чета заказывает трогательную эпитафию на могилу страдальца.

Пересказала Е. Д. Мурашкинцева. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1996. — 848 с.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.


Место и время действия

События романа происходят с 1815 по 1833 год во Франции, в Париже, в городах Динь, Монрейль-Приморский.

Главные герои

  • Жан Вальжан – бывший каторжник, решительный, добрый, милосердный мужчина, обладавший недюжинной физической силой.
  • Жавер – инспектор полиции
  • Козетта – сиротка, которую от тяжкой участи спас Жан Вальжан, добрая, отзывчивая девушка.

Другие персонажи

  • Бьенвеню Мириэль – епископ, невероятно добрый, милосердный человек, который никому не отказывал в помощи.
  • Фантина – молодая женщина, родившая ребенка от богатого повесы, несчастная мать Козетты.
  • Гаврош – мальчик лет одиннадцати, беспризорник, отзывчивый и справедливый, сын Тенардье.
  • Тенардье – кабатчик, подлый, жестокий, алчный человек.
  • Мариус – благородный юноша, честный, принципиальный, муж Козетты.
  • Жильнорман – дед Мариуса, грубый, резкий, насмешливый 90-летний старик с добрым сердцем.

Краткое содержание

Часть I. Фантина

Книга 1. Праведник

Книга 2. Падение

Книга 3. В 1817 году

Книга 4. Доверить другому – значит иногда бросить на произвол судьбы

Книга 5. По наклонной плоскости

Однажды дядюшка Мадлен спас от верной смерти старика, подняв телегу. Свидетелем нечеловеческой силы стал полицейский надзиратель Жавер, признавший в Мадлене бывшего каторжника.

Тем временем Фантину выгнали с фабрики и за большие долги ее приговорили к шести месяцам тюрьмы. Узнав печальную историю женщины, Мадлен спас ее и поместил в больницу.

Книга 6. Жавер

Книга 7. Дело Шанматье

Мадлен отправился прямиком в суд, где открыто заявил, что настоящим Жаном Вальжаном является он, а не подсудимый Шанматье.

Книга 8. Удар рикошетом

Часть II . Козетта

Книга 1. Ватерлоо

В этой части приведено подробное описание битвы при Ватерлоо, происшедшей 18 июня 1815 года.

Книга 3. Исполнение обещания, данного умершей

Книга 4. Лачуга Горбо

Книга 5. Ночная охота с немой сворой

Книга 6. Малый Пикпюс

В этой части описываются нравы и обычаи, царящие в монастыре Малый Пикпюс.

Книга 7. В скобках

Автор рассуждает о значении монастыря, которому придает форму человеческого общежития.

Книга 8. Кладбища берут то, что им дают

Фошлеван попросил настоятельницу принять в монастырь своего брата с внучкой. Тем временем умерла одна из монашек, и настоятельница пошла против всех правил и похоронила ее под алтарем. Дедушка Фошлеван воспользовался случаем, и Жан Вальжан в пустом гробу покинул обитель, чтобы вернуться в нее садовником уже на законных основаниях.

Книга 1. Париж, изучаемый по атому

Книга 2. Важный буржуа

Книга 3. Дед и внук

Книга 4. Друзья азбуки

Книга 5. Преимущество несчастья

Книга 6. Встреча двух звезд

Книга 7. Петушиный час

Книга 8. Коварный бедняк

Часть четвертая. Идиллия улицы Плюме и эпопея улицы Сен-Дени

Книга 1. Несколько страниц истории

Автор знакомит читателей с королем Луи Филиппом, описывает подготовку к революции 1832 года.

Книга 2. Эпонина

Старшую дочь Тенардье, Эпонину, выпустили из тюрьмы. Она разыскала Мариуса и сообщила адрес его возлюбленной.

Книга 3. Дом на улице Плюме

Книга 4. Помощь снизу может быть помощью свыше

Гаврош решил украсть яблоки у Мабефа. Случайно подслушав его разговор со служанкой, он узнал, что у бывшего церковного старосты совсем нет денег. Мальчик стащил у одного из разбойников кошелек и подкинул его Мабефу.

Книга 5. Конец, который не сходен с началом

Мариус отправил Козетте письмо с признанием в любви. Они встретились наедине, и юноша узнал, что его чувства взаимны.

Книга 6. Маленький Гаврош

Книга 7. Арго

В этой части представлена характеристика арго – языка нищеты и преступности.

Книга 8. Чары и печали

Узнав, что Козетта в скором времени должна уехать в Англию, Мариус отправился к деду за разрешением на брак. Жильнорман предложил внуку сделать Козетту любовницей, чем глубоко оскорбил его.

Книга 9. Куда они идут?

Мариус поспешил к своей возлюбленной, но застал дом на улице Плюме совсем пустым.

Книга 10. 5 июня 1832 года

В день похорон генерала Ламарка 5 июня 1832 года в Париже начались массовые беспорядки.

Книга 11. Атом братается с ураганом

Книга 13. Мариус скрывается во мраке

Книга 14. Величие отчаяния

Гвардейцы пошли в наступление. Эпонина спасла Мариуса, закрыв своим телом от пули. Она успела передать юноше послание Козетты. Мариус тут же написал ответ и поручил Гаврошу отнести послание.

Книга 15. Улица Вооруженного человека

Часть пятая. Жан Вальжан

Книга 1. Война в четырех стенах

Жан Вальжан присоединился к повстанцам. Судьба свела его с Жавером, которого он спас от верной смерти. Гаврош погиб, собирая патроны. Увидев раненого Мариуса, Вальжан вынес его с поля боя.

Книга 2. Утроба Левиафана

Автор описывает историю парижской канализации.

Книга 3. Грязь, побежденная силой духа

Спасаясь от преследования, Жан Вальжан с Мариусом на руках блуждал по водостокам. Он наткнулся на полицейский патруль, но ему на выручку пришел Жавер. Давнишний враг помог Вальжану доставить раненого юношу деду.

Книга 4. Жавер сбился с пути

Этот поступок настолько сильно вывел Жавера из душевного равновесия, что он покончил с собой.

Книга 5. Дед и внук

Книга 6. Бессонная ночь

Книга 7. Последний глоток из чаши сострадания

Жан Вальжан рассказа Мариусу всю правду о себе. Барон Понмерси разрешил бывшему каторжнику беспрепятственно навещать Козетту каждый вечер.

Книга 8. Сумерки сгущаются

Книга 9. Непроглядный мрак, ослепительная заря

Заключение

Произведение Виктора Гюго раскрывает многие темы, среди которых любовь, преданность, предательство, ненависть и многие другие. Особое внимание он уделяет нравственным вопросам, ответы на которые каждый находит для себя сам.

Les Misérables/Отверженные

Я прошу прощения, если я тормоз, но по поиску я такой пост не нашла. Как это мимо нас прошел один из самых крутых костюмных сериалов последних лет? Вышел он еще в 2018 году, но я до него добралась только сейчас, поскольку роман этот не люблю, экранизации его меня раньше не радовали, и вообще, я только первую серию посмотреть хотела ради ̶м̶и̶с̶т̶е̶р̶а̶ ̶Н̶а̶й̶т̶л̶и̶ ̶ красивых мужиков в ампирном )) в итоге проглотила залпом все 6 серий, рыдая и вопрошая, вот на хрена я это делаю.

Я при просмотре Отверженных

Сначала про минусы, потому что в целом сериал один большой драматичный плюс. Неудачные здесь разве что привычные вольности с женским костюмом и прическами, нас просто вынуждают смириться с тем, что главная героиня недостаточно хороша, если не снует повсюду с длинными волосами а-ля нимфа. И плевать, что в таком виде даже шлюха на улицу бы в начале 19 века бы не вышла, зато красивенько. Плюс поначалу меня смущал толерантный каст, в котором полицейского инспектора Жавера играет черный как смоль Дэвид Ойелоуо, повсюду снуют толпы мулатов, а главгад Тенардье - араб (с выводком детей-мулатов. не спрашивайте. P.S. Да, погуглила, актер наполовину черный, поэтому дети такие оправданны, но в его внешности нет ни намека на черную родню, поэтому возникает ощущение, что мамаша Тенардье многократно наставляла супружнику рога). Но на самом деле я быстро ко всем привыкла, ну не могут без политкорректности, ну что поделать, будем на такой Париж начала 19 века смотреть. Умоляю, только Джейн Остин не трогайте!





Остальное - это сплошные плюсы. Актеры подобраны шикарно, картинка очень красивая, хотя и довольно мрачная, моральные акценты расставлены правильно, в целом жалко почти всех и ты проводишь все серии, проклиная Гюго и его жуткую действительность, из-за которых тебе теперь нервы делают ((

Update. На всякий случай краткое содержание. Действие развивается во Франции в начале XIX столетия. Бывший каторжник Жан Вальжан, основавший фабрику и сколотивший немалое состояние, вынужден скрываться годами от полиции из-за совершенной после освобождения мелкой кражи, за которую ему светят снова годы каторги. Инспектор полиции Жавер годами носится за ним по всей Франции, будучи уверенным, что "вор должен сидеть в тюрьме". После того как на руках Вальжана погибает бывшая работница его фабрики Фантина, за судьбу которой он чувствует себя в ответе, он вызволяет ее дочь Козетту от парочки жестоких трактирщиков Тенардье и воспитывает как собственную дочь. Когда Козетте исполняется 18 лет, грядет знаменитое Июньское восстание в Париже, один из этапов французской революции, при этом Козетта ухитряется влюбиться в одного из сражающихся на баррикадах студентов, чем дополнительно осложняет жизнь папе.

Жан Вальжан (Доминик Уэст). Не люблю Уэста, но это очень его роль, его Вальжан весьма убедительно проходит путь от озлобленного на весь мир вора, оттрубившего 19 лет за кражу буханки хлеба (ок, столько лет дали за попытку побега с каторги, но в целом срок за ничтожную провинность впечатляет), до честного успешного человека, находящегося в вечном поиске искупления прошлых грехов и убежденного в собственной порочности и в том, что он не достоин любви (( "Отверженные" невозможны, если у создателей фильма нет Вальжана, и, простите за пафос, здесь он таки есть.







Все критики бьются в восторге от комиссара Жавера (Дэвид Ойелоуо), вечного преследователя Вальжана, но для меня это самый непонятный персонаж фильма, его нездоровая зацикленность на ничтожном воре обрела просто маниакальную форму. Да, он убежден в неизменности порочной природы человека, не верит в исправление преступника, но что ж он к бедному Жану так прицепился (( Впрочем, под конец жалко даже его, крушение идеалов и потеря нравственной опоры смертельны для человека такого типа.


Милейшая Лили Коллинз, может, чуточку не доигрывает трагедию Фантины, но в целом тоже очень хороша. И ее героиня не кромешная дура, а смертельно наивная юная дева без опыта жизни, становящаяся,что естественно, легкой добычей для опытного развратника. Ну какая молодая невинная дева устоит перед очаровательным голубоглазым поэтом, уверяющим, что он жизнь положит на то, чтоб его муза была счастлива. Пока смотрела как мучилась Фантина, чтобы обеспечить куском хлеба свою дочь, все время вспоминала как даже на нашем сайте современные (!) женщины пишут, что надо освободить мужчин от алиментной ответственности, - и правда, пусть думают только о собственном удовольствии. Волосы на голове дыбом от такой незамутненности.



Обещаешь, что ты будешь добр ко мне? - Клянусь жизнью.

Ну и как здесь не влюбиться молоденькой дурехе? (далее вычеркнут длинный гневный текст про неправильное воспитание женщин в 19 веке)


Фантина до и после "счастливой" любовной истории



В целом, в образ здесь удачно попали все, и жестокие ничтожества Тенардье (Адиль Ахтар и Оливия Колман), и полный романтических порывов и заблуждений Мариус (очаровательно ушастый Джош О'Коннор), и его друзья-студенты, гибнущие на баррикадах, и старикан Понмерси, и полный жизни и лукавства малютка Гаврош (достаю носовой платок), и внезапно трагичная Эпонина.







Вот, кстати, Эпонина здесь вообще прекрасная, она и раздражает, и вызывает неодобрение, и тут же - сочувствие и сострадание. Ну не может она быть ангелом при таких родителях как Тенардье, и в такой среде, в какой она вращается, и она не без удовольствия и с азартом ведет свой полукриминальный и аморальный образ жизни, но при этом очень веришь в ее любовь к Мариусу, первому и единственному порядочному человеку в ее жизни.


Подбешивает в сериале только невероятной глупости Козетта (ангельски красивая Элли Бамбер), которая западает на первого увиденного ею смазливого юнца (спасибо, что и юнец порядочный человек, не чета ее папеньке, да и защищена она Вальжаном отлично), тут же впадает в подростковые истерики и в духе любого сериала про переходный возраст орет, что ненавидит Вальжана, который дал ей ее шикарную жизнь и воспитал как дочь о_О Ну да простим ей это из-за молодости и глупости.



С визуальной точки зрения к сериалу тоже претензий ноль. Картинка прекрасна, красива, когда это уместно, убога и страшна, когда это требуется. Костюмы и грим, как, впрочем, всегда у ВВС, на высшем уровне (но аааа, причешите вы Фантину в конце концов, пару раз же получилось). И отдельный поклон создателям сериала (а это снова вездесущий Эндрю Дэвис, "папа" почти всего исторического контента на ВВС, начиная с гениальной "Гордости и предубеждения" 1995 года и заканчивая "Войной и миром") за то, что фоном в сериале все время звучит французская речь, на этом языке говорят и в тюрьме, и на рынке, и среди солдат, от этого очень быстро забываешь, что картина вообще-то британская и с британскими же актерами и полностью погружаешься в атмосферу Франции.




И главное для меня. Создателям сериала удалось не впасть в гламур или избыточные грязь и натурализм, они не увлеклись авантюрами или романтическими бреднями, а очень четко сконцентрировались на главной теме книги - собственно, истории об отверженных людях. Вернее, бедствующих, несчастных, такой перевод точнее. С первой до последней серии мы видим мир, полный несправедливости, неравенства, социальной розни, грубости, невежества и ничтожества. Мы очень четко понимаем, что в такой структуре жизни нет не то что равенства и братства или социальных лифтов, но даже лестница социальная еще не построена. Ты родился на помойке? Ну так и сдохни там, проживя жизнь полную лишений, обид и несправедливости. Смерть Эпонины в этом контексте - прекрасное избавление, ибо что ждет ее дальше? Нищета, панель, физические и нравственные страдания? Нет, чистая быстрая смерть ради любимого человека точно лучше. Даже умный, деятельный Вальжан, личность сильная и незаурядная, смог преуспеть только благодаря приличному стартовому капиталу, пожертвованному ему близкому к святости епископом, которого он пытался обворовать. Понятно, что люди менее выдающиеся просто обречены. В этом сословном обществе голодный оборванец за кражу куска хлеба отправится на каторгу, а отпрыска благородного рода прямо с баррикад повезут полицейские домой к сиятельному деду. А был бы бедняком, так и подох бы в загаженных катакомбах Парижа.


И в этом очень красивом, динамичном, эффектном фильме все время по нарастающей проходит вот эта тема несправедливости, горя и обреченности. И в этом мире нет никакого сказочного воздаяния как за страдания, так и за грехи. Мы видим управляющую фабрикой Вальжана, выкидывающую на улицу Фантину и потом отказывающуюся привезти к ней, умирающей, ее ребенка; хладнокровного военного, не дрогнувшей рукой убивающего Гавроша; мерзавца Тенардье. Если бы это был не великий Гюго, нас ждал бы сладкий момент расправы над ними в кадре, ну хоть какой-то карой мы могли бы себя утешить. Но нет, здесь всё как в жизни, особенно той, современной Гюго, - где нет места никакому воздаянию и надежде.







Через века мы, зная историю, можем хоть чуть-чуть утешить себя тем, что и эти страдания, и жертвы тех, кто погиб на баррикадах во время Июньского восстания, не были бессмысленны, что еще немного, всего-то лет 30, и все-таки утвердится Французская республика, а с ней придут постепенно (ну уж к середине 20 века точно, всего ничего осталось ждать) и права человека, и социальные гарантии, и прочие милые вещи, которые мы воспринимаем как абсолютную норму. Но в сериале этой зарождающейся надежды нет, только безысходность, тем он ближе к Гюго и качественнее в исполнении. В общем, очень рекомендую всем ценителям качественных экранизаций. А кто уже видел (ну явно же полно не таких тормозов, как я), давайте обсуждать!

Читайте также: