Отношения сотрудников в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Основы профессионально-педагогического общения в ДОУ.
Цель лекции: сформировать понятие об основах профессионально-педагогического общения в ДОУ.

Педагогическое общение – это профессиональное общение педагога с
детьми, родителями и сотрудниками учреждения, направленное на создание
благоприятного психологического климата и решение педагогических задач.
Педагогическое общение это многоплановый процесс организации,

установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между детьми и педагогами, порождаемый целями, характером и содержанием их совместной деятельности

Неправильное педагогическое общение порождает у воспитанников и коллег по работе тревожность, неуверенность, ослабление работоспособности, увеличивается конформность поведения.

Цель педагогического общения состоит в передаче общественного и профессионального опыта (знаний, умений, навыков) от обучающего к обучаемому, в обмене ими личностными смыслами, связанными с изучаемыми объектами. Именно общение способствует формированию и развитию новых свойств и качеств индивидуальности детей и взрослых. Только в процессе педагогического общения может успешно осуществляться формирование общей и профессиональной культуры, системы жизненных целей и ценностей, нравственных норм и принципов.

Содержание педагогического общения представляет собой, прежде всего, обмен информацией, целенаправленную организацию преподавателем взаимопонимания и взаимоотношений со студентами с помощью различных коммуникативных средств. Общение представляет собой достаточно сложный, многоаспектный и многопредметный социально-психологический феномен. Оно разнообразно по своей направленности и своему внутреннему содержанию. Познать сущность педагогического общения можно, лишь проанализировав предмет общения, то есть, то, по поводу чего оно происходит.

Средства педагогического общения можно определить как способы
кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации,
передаваемой в процессе общения. Под средствами общения понимается то, каким образом человек реализует содержание общения и достигает его цели.

Общение педагога имеет самые разнообразные функции: информативную, нормативную, познавательную, коммуникативную, регулятивную, воспитательную.

Информативная функция заключается в отборе и передаче той информации, которая необходима. Основной источник ее - учебный процесс. Информативное общение осуществляется главным образом посредством речи.

Познавательная функция общения заключается в направленности познавательной активности детей и взрослых, создании условий для развития познавательной мотивации.

Нормативная функция общения состоит в освоении детьми и взрослыми норм морали через знание нравственных основ поведения. Примеры соответствующих действий и регулирование способов взаимодействия и взаимоотношений.

Регулятивная функция общения состоит в установлении различных форм и средств контроля, в выборе способов поощрения и наказания.

Воспитательная функция общения заключается в передаче способов сотрудничества и взаимодействия, в выработке умения общаться.

Знание этих функций помогает педагогу организовать общение со всеми участниками целостный процесс.

Взаимодействие становится педагогическим, когда оно выступает в роли наставника. Такое взаимодействие предполагает равенство отношений, сотрудничество как начало профессиональной жизни работника, взаимное обогащение интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сфер участников этого процесса, что имеет социально значимый характер в коллективной деятельности.

Коммуникативные умения и способности педагога

Коммуникативная культура педагога предполагает овладение коммуникативными умениями и развитие коммуникативных способностей. К коммуникативным умениям педагога можно отнести:

У умения устанавливать эмоциональный контакт, завоевывать инициативу в

общении; У умения управлять своими эмоциями; ^ наблюдательность и переключаемость внимания; ^ социальная перцепция, т.е. понимание психологического состояния

ученика по внешним признакам;


  • умение "подавать себя" в общении с учащимися;

  • речевые (вербальные) и неречевые (невербальные) умения коммуникации и др.

  1. умения быстро и правильно ориентироваться в условиях внешней ситуации общения;

  2. умения правильно планировать свою речь, т.е. содержание акта общения;

  3. умения находить адекватные средства для передачи этого содержания (верный тон, нужные слова и т.д.);

  4. умения обеспечивать обратную связь.

  • экспрессивных умений и способностей:

  • выразительность речи,

  • выразительность жестов,

  • выразительность мимики,

  • выразительность внешнего облика;

  • перцептивных умений и способностей:

  • умение понять состояние другого человека,

  • умение установить с учеником,

  • умение и способность составить адекватный образ другого человека и т.д.

2. Раскройте сущность коммуникативных умений и способностей педагога.

Нормативно-правовые основы

взаимодействия воспитателя с сотрудниками ДОУ

Охарактеризовать процесс обучения в ДОУ.

Дошкольное образовательное учреждение издает следующие локальные акты, регламентирующие его деятельность:

договор с Учредителем;

приказы и распоряжения заведующего;

Правила внутреннего трудового распорядка;

Положение о премировании, надбавках и доплатах;

договор ДОУ о сотрудничестве с родителями (законными представителями);

Положение о Попечительском совете;

Инструкция об охране жизни и здоровья детей;

графики работ сотрудников;

планы работ учреждения.

Предлагаемые образцы документов полезны как для начинающих руководителей, так и для опытных, у которых возникают проблемы при разработке и формировании нормативно-правовой базы, обеспечивающей функционирование ДОУ. Использование готовых образцов локальных актов позволит сократить время на их разработку и в основном сосредоточить внимание на деталях и нюансах, связанных с управлением конкретного дошкольного учреждения.

Учреждения, которые уже созданы, разрабатывают и применяют положения Устава самостоятельно. Для вновь открывающихся дошкольных учреждений Устав разрабатывается Учредителем.

В связи с выходом новой законодательной базы, новыми требованиями и положениями Трудового Закона РФ, изменением статуса учреждения руководитель обязан внести изменения и дополнения в Устав и оформить его в установленном законом порядке. Все дополнения и изменения к Уставу:

- являются его неотъемлемой частью;

- оформляются отдельными документами, которые утверждаются на собрании трудового коллектива или заседании Совета педагогов ДОУ;

- подаются на подпись Учредителем дошкольного учреждения и подшиваются к основному тексту Устава.

II. Учредительный договор

Договор разграничивает компетенцию, обязанности, права, определяет взаимные обязательства сторон (Учредителя и дошкольного учреждения), их ответственность за выполнение этих обязательств в области воспитания и обучения детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья; обеспечение их интеллектуального, физического и личностного развитии; осуществление коррекции в развитии ребенка.

С момента регистрации в установленном законом порядке образовательное учреждение получает статус юридического лица и право осуществлять самостоятельную деятельность различной направленности.

III. Коллективный договор

Правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Коллективный договор вступает в силу с момента его заключения и может заключаться сроком от 1 до 3 лет.

В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работников и работодателя по следующим вопросам:

- охрана труда, решение социально-бытовых вопросов;

- разрешение трудовых споров, конфликтов;

- гарантии и условия работы совете педагогов;

-срок выполнения и формы контроля за выполнением коллективного договора;

- приложения к коллективному договору.

IV. Правила внутреннего трудового распорядка

В целях упорядочения работы ДОУ и укрепления трудовой дисциплины в соответствии с требованиями ст.189, 190 ч. 2 Трудового кодекса РФ в учреждениях самостоятельно разрабатываются и утверждаются Правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР), которые регулируют внутренний трудовой распорядок в учреждении и являются приложением к коллективному договору.

Правила внутреннего трудового распорядка регламентируют:

- порядок приема, перевода и увольнения работников;

- основные права, обязанности и ответственности сторон в соответствии с трудовым договором;

- режим рабочего времени, в том числе рабочую неделю по скользящему графику;

- продолжительность ежедневной работы, время ее начала и окончания;

- применяемые меры поощрения и взыскания за нарушения трудовой дисциплины;

- другие вопросы регулирования трудовых отношений с учетом их специфики и условий работы.

Данные Правила утверждаются руководителем ДОУ с учетом мнения трудового коллектива.

V. Положение о премировании, надбавках, доплатах и других видах материального поощрения и стимулирования сотрудников учреждения

Данный локальный акт разрабатывается с целью повышения материальной заинтересованности трудового коллектива и отдельных работников, повышения качества работы, роста профессионального мастерства сотрудников, а также социальной защищенности и материальной поддержки. В данном документе определяются размеры надбавок и доплат стимулирующего характера в пределах средств, направленных на оплату труда, а также в пределах средств, заработанных в сфере оказания ДОУ дополнительных платных услуг. Сумма надбавок и доплат стимулирующего характера определяется учреждением самостоятельно. Минимальные размеры выплат надбавок и доплат не ограничиваются и определяются в зависимости от дополнительного объема выполняемых сотрудниками работ. Выплаты премий, поощрений, надбавок работников облагаются налогом в соответствии с действующим законодательством. Средства на премирование, поощрение и установление надбавок к должностным окладам сотрудников учреждения выделяются администрацией при формировании фонда материального стимулирования.

В данном Положении должны быть отражены разделы:

- источники формирования поощрительного фонда;

- порядок материального поощрения и стимулирования;

- показатели и размеры доплат, надбавок, премий и материальной помощи;

- показатели, влияющие на уменьшение размера премии или ее лишение.

VI. Трудовой договор

Основным правовым документам, регламентирующим трудовые отношения, между работодателем (руководителем ДОУ) и работником является трудовой договор. Главная функция трудового договора состоит в порождении трудовых отношений, возникающих между работником и руководителем учреждения. Основным содержанием этих трудовых отношений является соглашение, в соответствии с которым руководитель обязуется предоставить работнику работу по определенной специальности, квалификации, должности и обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством, локальными актами учреждения, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать заработную плату, а работник обязуется выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и другие локальные акты учреждения.

Трудовой договор между сторонами оформляется в письменной форме. Трудовой договор составляется в двух экземплярах, каждая из которых подписывается сторонами. Один экземпляр документа передается работнику, а другой хранится у работодателя (руководителя ДОУ).

Срок действия договора.

Требования к сроку действия трудового договора определяются правилами ст. 58 ТК РФ и могут заключаться:

- на неопределенный срок;

- на определенный срок - не более 5 лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен ТК РФ и иными федеральными законами.

Срочный трудовой договор, в отличие от трудового договора, заключенного на неопределенный срок, может быть расторгнут работодателем без объяснения причин по истечении срока. На который такой договор был заключен (п.2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ)

В ст. 58 ТК РФ четко регламентируются случаи заключения срочных трудовых договоров, которые заключаются на срок до 5 лет (подп. 2ч. 1 ст. 58 ТК РФ). Срок его действия и обстоятельство (причина), послужившие основанием для его заключения, обязательно должны быть указаны в тексте договора. Поскольку ч.5 ст.57 ТК РФ относит данную информацию к числу необходимых сведений, которые должны содержаться в срочном трудовом договоре.

VII. Договор между ДОУ и родителями

Одной из составляющих общей управленческой культуры современного руководителя является умение строить взаимоотношения со всеми участниками воспитательного процесса. Установление взаимосвязи детского сада и семьи является наиболее важным аспектом.

Задачи образовательных учреждений должны быть ориентированны не только на удовлетворение потребности семьи, но и на объединение усилий детского сада и семьи по созданию единого пространства развития ребенка.

Взаимодействие детского сада и семьи должно строиться прежде всего на юридически грамотной основе. В соответствии с письмом Министерства образования РФ от 30.03.94 №212/19-12 каждому ДОУ рекомендовано сроить взаимоотношения с семьями воспитанников на основе Договора между учреждениями и родителями (или лицами их заменяющими).

Договора с родителями в зависимости от вида учреждения и вида услуг могут иметь разную направленность. В ДОУ разрабатываются два вида договоров:

Для родителей, чьи дети находятся на 12-часовом пребывании.

Для родителей групп кратковременного пребывания.

VIII. Положение о Попечительском совете

Привлечение внебюджетных средств как одно из направлений взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с общественными структурами возможно через организацию деятельности органа самоуправления - Попечительского совета учреждения. Он создается по инициативе родителей и администрации ДОУ для аккумуляции внебюджетных средств с целью последующего финансирования образовательной программы учреждения, поощрения сотрудников, помощи социально незащищенным семьям. Создание Попечительского совета ДОУ согласуется администрацией с заинтересованными лицами, деятельность его осуществляется на принципах самофинансирования.

Основными функциями Попечительского совета являются:

- общественный контроль за использованием целевых взносов и добровольных пожертвований юридических и физических лиц на нужды образовательного учреждения;

- регламентация поступления и распределения внебюджетных средств по внутренним фондам.

- содействие совершенствованию материально-технической базы.

улучшению условий труда;

- поддержка социально незащищенных семей;

- участие в организации культурно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий ДУ.

IX. Приказы руководителя ДОУ

Особо важный раздел локальных актов составляют приказы заведующего, которые должны организовывать, регламентировать, корректировать всю жизнедеятельность образовательного учреждения.

Число и месяц оформляются арабскими цифрами. Нумерация приказов идет с начала календарного года.

С внедрением компьютерных технологий руководители осуществляют делопроизводство и фиксацию своей деятельности на информационных носителях. Поэтому книги приказов целесообразно вести в виде файлов с обязательной регистрацией в журнале учета книги приказов, в котором указывается название приказа, дата. Регистрационный номер и кем издан приказ. Данный журнал прошнуровывается. Пронумеровывается, скрепляется печатью и подписью.

Приказ вступает в силу с момента его подписания руководителем ДОУ, если в тексте не указано другого срока.

Текст приказа состоит из 2 частей: констатирующей и распорядительной. В констатирующей части отражаются цели и задачи предписываемых действий, причины издания приказа, дается ссылка на документ, послуживший основанием для подготовки приказа.

Для составления локальных актов можно воспользоваться литературой, где представлены примерные документы.

1.2. Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которым рекомендуется руководствоваться работникам ДОУ независимо от занимаемой ими должности.

1.3. Работник, принимаемый работу ДОУ, обязан ознакомиться с положениями Кодекса и соблюдать их в процессе своей служебной деятельности.

1.4. Целями Кодекса являются установление этических норм и правил служебного поведения работников для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета работников ДОУ, доверия граждан к работникам ДОУ и обеспечение единых норм поведения работников ДОУ.

1.5. Кодекс призван повысить эффективность выполнения работниками ДОУ своих должностных обязанностей.

1.6. Кодекс служит основой для формирования взаимоотношений в ДОУ, основанных на нормах морали, уважительном отношении к работникам системы образования в общественном сознании, а также выступает как институт общественного сознания и нравственности работников образования, их самоконтроля.

1.7. Знание и соблюдение работниками ДОУ положений Кодекса является одним из критериев оценки их служебного поведения.

II. Основные принципы и правила служебного поведения

Работников ДОУ

2.1. Работники ДОУ, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы ДОУ;

б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности ДОУ и работников;

в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий ДОУ;

г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

е) соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий, иных общественных объединений;

ж) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правил делового поведения;

з) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;

и) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

к) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении работником ДОУ должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету ДОУ;

л) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникших случаев конфликта интересов;

м) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов личного характера;

н) соблюдать установленные в ДОУ правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;

о) уведомлять работодателя, органы прокуратуры или другие государственные органы либо органы местного самоуправления обо всех случаях обращения к работнику ДОУ каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

п) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе ДОУ, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке;

р) постоянно стремиться к обеспечению как можно более эффективного распоряжения ресурсами, находящимися в сфере ответственности работников ДОУ.

2.2. Работникам ДОУ, наделенным организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим работникам ДОУ, рекомендуется быть образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в ДОУ благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.

2.3. Работники ДОУ, наделенные организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим работникам ДОУ, призваны:

а) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;

б) принимать меры по предупреждению коррупции;

в) не допускать случаев принуждения работников к участию в деятельности политических партий, иных общественных объединений.

III. Рекомендательные этические правила служебного

поведения работников ДОУ

3.1. В служебном поведении работнику ДОУ рекомендуется исходить из конституционного положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.

3.2. В служебном поведении работник ДОУ воздерживается от:

а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

б) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;

в) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;

г) курения в ДОУ.

3.2. Работники ДОУ призваны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом.

3.3Работникам ДОУ рекомендуется быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять терпимость в общении с гражданами и коллегами.

3.4. Внешний вид работника ДОУ при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий работы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважительному отношению граждан к государственному учреждению, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.

3.5. Одежда работника должна быть чистой, свежей, выглаженной, незаношенной (выглядеть новой) и исключать вызывающие детали.

- Платье или юбка предпочтительно средней длины классического покроя.

- Брюки стандартной длины.

- Джинсы и одежда из джинсовой ткани классических моделей, однотонные, без стилистических элементов (крупные вышивки, бахрома, стразы, потертости, заклепки и т.п.)

- В теплое время года допускается ношение футболок без символики.

- В холодное время года допускается ношение теплых моделей свитеров, кофт, пуловеров и т.д. без ярких или экстравагантных элементов, отвлекающих внимание.

- Чулки и колготы телесного или черного цвета. Предпочтительно ношение колгот или чулок в течение всего года.

3.6 Для медицинских работников, работников пищеблока, младших воспитателей, технических работников учитывая специфику работы, обязательно ношение специальной одежды:

- Фартук и косынка для раздачи пищи.

- Фартук для мытья посуды и для уборки помещений.

3.7. Обувь в течение всего рабочего дня должна быть чистой, ухоженной, начищенной.

- Классические модели неярких тонов, гармонирующие с одеждой.

- Предпочтение моделям с закрытым мысом и пяткой.

- Высота каблуков туфель должна быть удобна для работы, но не превышать 10 см.

3.8. Для работников пищеблока, младших воспитателей, технических работников, учитывая специфику работы, обязательно обувь без каблука или на низком каблуке.

3.9. Работники должны неукоснительно соблюдать правила личной гигиены (волосы, лицо и руки должны быть чистыми и ухоженными).

- Длинные волосы (ниже плеч) должны быть заколоты.

- Цвет волос предпочтительно естественных тонов.

- Ногти должны быть аккуратно и коротко подстрижены.

- Лак для ногтей предпочтительно выбирать спокойных тонов, избегая ярких элементов маникюра и насыщенных цветов.

3.10. Используемые дезодорирующие и парфюмерные средства должны иметь легкий и нейтральный запах.

3.11. Работники должны использовать простые неброские украшения, выдержанные в деловом стиле (без крупных драгоценных камней, ярких и массивных подвесок, кулонов и т.п.)

- Часы среднего размера.

- Серьги небольшого размера.

3.12. Запрещается ношение различных украшений работникам пищеблока.

3.13. Для дневного макияжа и маникюра применять неяркие спокойные тона.

3.14. Пирсинг и тату допускаются только в том случае, если они скрыты одеждой.

3.15. Работникам запрещается использовать для ношения в рабочее время следующие варианты одежды и обуви:

- Спортивная одежда и обувь (спортивный костюм или его детали). За исключением инструктора по физической культуре.

- Одежда для активного отдыха (шорты, толстовки, майки и футболки с символикой и т.п.).

- Прозрачные платья, юбки и блузки.

- Слишком короткие юбки, блузки, открывающие часть живота или спины.

- Сильно облегающие (обтягивающие) фигуру брюки, платья, юбки.

- Пляжная обувь (шлепанцы и тапочки).

- Массивная обувь на толстой платформе.

- Вечерние туфли на высоком каблуке.

- В одежде и обуви не должны присутствовать вызывающие экстравагантные детали, привлекающие пристальное внимание.

3.16. В целях отличия работника и предупреждения нестандартных ситуаций при взаимодействии с родителями (законными представителями) воспитанников, посетителями ДОУ работник может иметь на одежде бейдж с указанием Ф.И.О и занимаемой должности.

3.17. При использовании средств мобильной связи в ДОУ работник при исполнении им должностных обязанностей звук мобильного телефона переводит в беззвучный режим.

3.18. При нахождении в ДОУ рекомендуется использовать в качестве рингтона мобильного телефона либо стандартный звонок телефона, либо классическую музыку.

- использование в ДОУ гарнитуры мобильных телефонов.

- на время телефонного разговора оставлять воспитанников без присмотра.

3.20. Разговор по мобильному телефону не должен быть длительным.

IV. Ответственность за нарушение положений Кодекса

4.1. Нарушение работником ДОУ положений настоящего Кодекса подлежит моральному осуждению на заседании Педагогического совета ДОУ.

4.2 Соблюдение работником ДОУ положений Кодекса учитывается при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при наложении дисциплинарных взысканий.

После жалоб со стороны родителей и взысканий от администрации воспитатели детского сада хорошо усвоили свои обязанности, но о том, какие у них есть права – нередко забывают.

О каких правах же воспитателя в детском саду должны знать родители? Как педагогу отстоять свои права при их нарушении?

✅ Функции воспитателя в детском саду

Функции воспитателя в детском саду включают:

  • воспитание, образование и развитие воспитанников по Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС);
  • тщательный присмотр за вверенными ему детьми;
  • наблюдение за детьми в адаптационный период;
  • изучение индивидуальных особенностей и склонностей детей;
  • создание условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности;
  • взаимодействие с родителями по вопросу реализации общеобразовательной программы.

🙋‍♀️ Права и обязанности

Деятельность воспитателя опирается на локальные нормативно-правовые акты:

    и трудовой договор;
  • устав дошкольного учреждения, где работает воспитатель.

Воспитатель имеет право:

  1. Потребовать осмотра ребенка медработником перед утренним приемом.
  2. Узнать о причинах пропуска ребенком детского сада.
  3. Предоставить рекомендации о проведении дополнительной работы с ребенком.
  4. Отказаться от стирки и глажки одежды ребенка.
  5. Не выходить встречать ребенка лично.
  6. Принимать самостоятельные решения в пределах компетенции.
  7. Требовать от руководства нормальных условий труда, сообщать о выявленных недостатках.

Нельзя забывать о праве педагога на уважительное отношение к своей работе. Воспитатель не обязан слушать упреки в свой адрес и получать требования, которые он выполнять не обязан.

К обязанностям воспитателя относятся:

  • отслеживание состояния здоровья воспитанников и контроль за ними;
  • проведение занятий по установленному плану;
  • коррекционная и развивающая деятельность с воспитанниками;
  • организация досугов и праздников и пр.

Среди профессиональных обязанностей воспитателя:

  • регулярное прохождение медицинских осмотров;
  • подготовка к занятиям;
  • соблюдение распорядка дня;
  • ведение табеля посещаемости;
  • замена сменщика в период его отсутствия;
  • качественное ведение документации и пр.

Не хватает персонала, приходится работать в две смены Привлекают к работе в выходные Родители настаивают на выполнении противозаконных требований В нашем детском саду все хорошо Мой ребенок не ходит в детский сад / у меня нет детей Напишу свое мнение в комментариях

🙅‍♀️ Что родители не имеют права требовать

Родители не вправе требовать у воспитателя, чтобы тот дожидался, пока они доедут с работы и заберут ребенка. У воспитателя есть регламентированная продолжительность рабочего дня: он не обязан до последнего ждать родителей, и после окончания смены с воспитателя снимается вся ответственность за безопасность ребенка. Если в течение часа после окончания работы за ребенком никто не пришел, воспитатель вправе передать его в комнату милиции и пойти домой.

Родители не могут просить пойти им навстречу и пустить в сад ребенка с симптомами болезни. На основании п. 11.2 СанПиН 2.4.1.3049-13 воспитатель не имеет права допускать детей с подозрениями на заболевание и следующими симптомами: насморком, кашлем, температурой и пр. Если ребенок хорошо чувствовал себя утром, но в течение дня его состояние ухудшилось, то нужно в срочном порядке разместить его в медицинском блоке.

Родители могут попросить воспитателя передать ребенка вечером родственнику. В некоторых образовательных учреждениях перед началом учебного года с родителями согласуется перечень лиц, которым могут передавать ребенка. Сюда можно включить бабушек и дедушек. Но отдавать ребенка братьям и сестрам, которые не достигли 16 лет, воспитатели не вправе.

Также воспитатель не может давать какие-либо лекарства ребенку по просьбе родителей и не имеет права хранить лекарства в детском саду. Если у ребенка возникнет побочная реакция, то вина будет лежать на воспитателе. Давать лекарства детям вправе только медработник из аптечки, которая организована в детском саду.

А вот не пустить опоздавшего к завтраку ребенка воспитатель не вправе. Подобные действия могут быть квалифицированы, как халатность: воспитатель не сможет обеспечить безопасности ребенка, если тот не посещает занятия со всеми остальными.

❗ Ответственность педагога

  • за жизнь и здоровье детей;
  • за создание благоприятных условий, которые не могут угрожать детям;
  • за соблюдение прав ребенка.

Воспитателя могут привлечь к ответственности за следующее:

  • сокрытие несчастных случаев, произошедших в течение дня;
  • бездействие при несчастных случаях;
  • за халатность и уклонение от своих обязанностей;
  • за несоблюдение норм безопасности и разглашение секретных сведений о воспитанниках.

Ответственность за жизнь ребенка воспитатель начинает нести с момента передачи ребенка в его руки. Если мама довела ребенка только до двери сада, то все, что случится с ним по пути в группу, – ответственность родителя.

Воспитатель обязан находиться на своем рабочем месте и не может оставлять детей без присмотра. Если воспитатель отлучается, то дети передаются под ответственность администрации и заведующей. Нянечка ответственности за детей не несет.

Чтобы исключить возможность возникновения неприятных проявлений "человеческого фактора" между ребенком и воспитателем, родители должны приложить максимум усилий для достижения взаимопонимания с педагогом. И сегодня мы расскажем, как этого добиться.

Как наладить отношения с воспитателем

Отправляя своего малыша в детский сад, любой родитель волнуется о его безопасности, грамотном воспитании и комфортном времяпрепровождении. И очень надеется что воспитатель, который на определенный период времени станет главнейшим человеком для ребенка, сможет обеспечить надлежащий уход и заботу об их родной кровиночке.

Как показывает практика, хорошее отношение воспитателя к ребенку во многом зависит от взаимоотношений педагога с родителями малыша. Ведь каким бы высококвалифицированным профессионалом ни был воспитатель, ничто человеческое ему не чуждо, и если мама/папы не могут найти с ним общего языка, то негативное отношение педагога к родителям может отразиться на их ребенке.

Чтобы исключить возможность возникновения неприятных проявлений "человеческого фактора" между ребенком и воспитателем, родители должны приложить максимум усилий для достижения взаимопонимания с педагогом. И сегодня мы расскажем, как этого добиться.

Почему опасно не общаться с воспитателем


Важно понимать, что проявить инициативу для достижения взаимопонимания с воспитателем должны в первую очередь родители. Ведь напряженные отношения и недоверие к сотруднице детсада со стороны родителей может стать причиной страдания именно их ребенка. Например:

  • нелестными высказываниями в адрес воспитателя при ребенке родители могут подорвать авторитет педагога в глазах воспитанника, что неизбежно приведет к напряженным отношениям между ними и нежеланию малыша ходить в детский сад.
  • из-за плохих отношений с родителями сотрудники детского сада могут предвзято относиться к ребенку, вследствие чего малыш перестанет чувствовать себя в детском саду комфортно.
  • из-за отсутствия доброжелательного общения между взрослыми никто вовремя не сигнализирует о проблеме с малышом, что может стать причиной ее усугубления.

Что чаще всего мешает наладить хорошие взаимоотношения между воспитателем и родителями?

1. Ревность родителей к появлению еще одного авторитетного человека в жизни их ребенка.

2. Подозрения со стороны родителей в недостатке индивидуального внимания от воспитателя к их крохе.

3. Сомнения в профессионализме педагога и нежелание родителей прислушаться к советам воспитателя.

4. Сокрытие проблем в воспитании ребенка, как со стороны родителей, так и со стороны воспитателя.

Родители должны понимать, что не только они переживают и волнуются, когда отдают своего ребенка в детский сад. Педагог тоже испытывает страхи и сомнения – в своем профессионализме, в справедливой оценке его работы, в способности оправдать возложенные на него ожидания. Поэтому неблагодарность, презрение и апатичность со стороны родителей способны полностью разрушить энтузиазм, на котором фактически держится труд воспитателя.

Как подружиться с воспитателем?


Выгода от хороших взаимоотношений с воспитателем очевидна – родители своевременно будут осведомлены обо всем, что происходило с их ребенком в то время, пока он находился в детском саду. Кроме того, они всегда могут посоветоваться с опытным педагогом на предмет улучшения поведения ребенка дома и его общего развития.

Как это не удивительно, но найти взаимопонимание с любым воспитателем относительно легко. И для этого не нужно "лебезить" перед педагогом и "заваливать" его дорогими подарками. Достаточно просто следовать простым советам.

Возьмите за правило регулярное общение с воспитателем утром или вечером. Желательно находить для этого время хотя бы раз в неделю. Дежурный вопрос "Как дела у Пети/Маши/Вани?" уже заложит основу для контакта. Можно поинтересоваться, с кем малыш наладил отношения, а с кем – нет, хорошо он себя вел или капризничал, всю ли порцию он съедает и т.д. Важно продемонстрировать не только заботу о ребенке, но и веру в профессионализм педагога.

Похвала всегда считалась самым доступным и универсальным средством успешной коммуникации. Педагог, который тратит огромное количество энергии на воспитание активных и разных по характеру детей, не просто желает вознаграждения в форме простого человеческого "Спасибо", он на него рассчитывает. Обычная словесная благодарность, да еще и подкрепленная описанием достоинств педагога и его положительного влияния на ребенка, наверняка будет по достоинству оценена воспитателем.

Активный родитель – лучший помощник и друг воспитателя. Помощь родителей в проведении экскурсии или подготовке к празднику просто бесценна, ведь детей в группе много и воспитателю сложно справится с ними в непривычной для малышей обстановке. Поэтому стремление родителей оказать посильную нематериальную помощь всегда будет принята с благодарностью и признательностью.

При возникновении ссор между детьми родителям нужно вмешаться как можно раньше и не сваливать решение конфликта только на сотрудников детсада. Необходимо подключить к обсуждению проблемы других родителей, и всесторонне обсудить возникшую ситуацию всем вместе: родителям и воспитателю.

Постарайтесь избегать в разговоре с воспитателем обвинительных речей, пусть даже скрыто демонстрирующих ваше недовольство. Лучше выбрать для разговора позицию ребенка, например, "Ваня переживает оттого, что с ним не хотят дружить".

Бывают ситуации, когда воспитатель явно демонстрирует отсутствие профессионализма (например, он позволяет себе грубые высказывания в разговорах с детьми, открыто игнорирует их просьбы и проблемы, либо обходится с воспитанниками слишком строго). Если недовольство воспитателем никак нельзя побороть, и, на ваш взгляд, его способы воспитания детей кардинально отличаются от методов, принятых в современной педагогике, нужно поднять вопрос среди других родителей и, возможно, коллективно обратиться к воспитателю или руководству детского сада.

В любом случае необходимо искать компромиссы и придерживаться дружелюбного (в крайнем случае, нейтрального) тона в общении с сотрудниками детского сада. Кстати, в такой линии поведения есть и еще одно дополнительное преимущество: родители на личном примере смогут показать ребенку, что любую конфликтную ситуацию можно решить мирно, без скандалов и споров.

Эти и иные трудовые функции смогут выполнять только люди, умеющие находить подход к любому малышу и способные быстро реагировать в сложных ситуациях.

Что это за работник, что знает и умеет

Прежде чем разбираться, кто такой воспитатель детского сада и какие требования к нему предъявляют, отметим, что при оценке компетенций такого работника следует учитывать нормы специальных документов:

  • федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки от 17.10.2013 № 1155;
  • профессионального стандарта, утв. Приказом Минтруда от 18.10.2013 № 544н.

Эти два стандарта касаются всех, кто относится к дошкольным работникам, — нянечек и воспитателей, психологов и логопедов, музыкальных руководителей и педагогов по физической культуре, которые трудятся в частных и государственных детсадах. И на их основании и сведений из Единого квалификационного справочника (ЕКС) должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел, касающийся квалификационных характеристик должностей работников образования) работодатели составляют должностные инструкции с обязанностями, которыми в дальнейшем руководствуются и сами работники, и их начальство.

Если вы намерены выяснить, что должен знать воспитатель детского сада по ФГОС, то придется ограничиться лишь формулировками чиновников о том, чего хотят от такого сотрудника. Он обязан обладать компетенциями, чтобы создавать условия для (см. п. 3.2.5):

  • регулярного общения с каждым ребенком с учетом его чувств и потребностей;
  • поддержки и развития детей;
  • установления определенных правил поведения в разных ситуациях;
  • нормального взаимодействия с родителями.

Подробности о том, какие знания и умения для выполнения обязанностей пригодятся педагогу дошкольного образования, перечислены в ЕКС и профстандарте. В ЕКС указано, что ему необходимы знания законов и образовательных программ, основ педагогики и психологии, методик воспитательной работы, базовых сведений из области экологии, экономики и социологии. К этому добавляются навыки работы с компьютерными программами, мультимедийным оборудованием. В профстандарте этот список дополнили нюансами с учетом типа трудовой функции. Так, выполняя развивающую работу воспитателем в детском саду, понадобится умение формировать и реализовывать индивидуальные программы развития, а для реализации обязанностей по воспитанию необходимо умение мотивировать детей на учебно-познавательную деятельность.

Но все это сухие нормативные акты, а в реальной жизни воспитатель детского сада — это человек, который любит детей, имеет большое желание стать их первым проводником во взрослую жизнь, умеет улаживать конфликты. Отлично, если ему удастся найти подход к каждому малышу, оказать первую помощь и приласкать ребенка. Такой сотрудник обязан следить за своим внешним видом, уметь правильно говорить, находить подход не только к воспитанникам, но и к их родителям.

Если говорить о требованиях к образованию, то обычно на должность воспитателя назначаются лица, имеющие среднее профессиональное либо высшее образование в области педагогики, психологии или социологии, желательно с опытом работы, со знанием детской психологии и логопедии, методик развития детей дошкольного возраста. Не помешают курсы повышения квалификации.

Для эффективного выполнения обязанностей воспитателя в детском саду по ФГОС и профстандарту человеку должны быть присущи определенные личностные качества, среди которых:

  • любовь к детям и умение найти подход к любому ребенку;
  • способности организатора;
  • позитивность и жизнерадостность;
  • стрессо- и психологическая устойчивость;
  • коммуникабельность и организованность;
  • грамотность речи и высокий культурный уровень;
  • способность принимать быстрые и правильные решения в любых ситуациях.

Важные и обязательные качества педагога — доброта, доброжелательность, трудолюбие, ответственность, аккуратность.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как организовать семейный детский сад. Используйте эти инструкции бесплатно.

Чем занимается

В общих чертах воспитание, образование, уход, присмотр за малышами — это то, что делает воспитатель в детском саду, независимо от формы собственности ДОУ. Но для оформления всей документации работодателю понадобится профессиональный стандарт от Минтруда, где четко прописаны функциональные требований к работнику. В приказе Минтруда указано, в том числе, то, что входит в обязанности воспитателя детского сада, воспитателя при приеме детей в группу:

  • регулирование поведения малышей для обеспечения безопасной образовательной среды;
  • реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т. д.);
  • развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка.

Основные обязанности

Перечислим, какие имеются обязанности воспитателя в детском саду в младшей группе и любой другой, открытой в дошкольном учреждении:

Права

  • вносить предложения по улучшению образовательного процесса;
  • получать социальные гарантии и льготы в соответствии с законодательством РФ;
  • требовать улучшения условий труда;
  • иметь оплачиваемый отпуск;
  • при взаимном согласии обмениваться сменами со вторым работником;
  • требовать устранения неисправностей на вверенной территории и создания нормальных условий труда.

ДИ воспитателя ДОУ

Ответственность

В законодательстве определены не только обязанности, но и ответственность работников. В частности, воспитатель отвечает за:

  • сохранение жизни и здоровья детей в группе;
  • сохранность личных вещей воспитанников;
  • соблюдение инструкций по технике безопасности и охраны труда;
  • применение недопустимых методов воспитания, насилия и грубость;
  • несоответствующее выполнение и невыполнение своей работы;
  • использование рабочего времени в личных целях;
  • превышение полномочий.

Читайте также: