Отношение автора к героям алые паруса 6 класс краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

отмечая его ритмичность, музыкальность, обилие эпитетов, метафор, сра внений и т.д .

Овладение навыками анализа произведения в единстве содержа ния и формы.

Познавательные. Умеют выбирать смысловые единицы текста. Выражают структуру

задачи разными средствами. Выделяют и формулиру ют познавательн у ю цель.

Регулятивные. Овладение способностью понимать учебные задачи урока. Оценивают

Коммуникативные. Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к

личности другого. Адекватное межличностное восприятие. Проявляют готовность вести

её героям. Нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им.

Доброжелательное отношение к людям. Приобщение к духовно - нравственным ценностям

Оборудование. Портрет А. Грина. Выставка книг писателя. Компьютер, презентация,

Ребята,мы с вами уже не первый у рок знакомимся с творчеством писателя А.Грина и его

А сегодня у нас заключительный урок. И тема нашего урока « Отношение автора к

А) Проверка домашнего задания. Учащиеся должны были подготовить мини - сочинение

Для Александра Степановича Грина очень важно сделать челове ка счастливым. Об этом

он писал в своих произведениях. Самая большая награда для человека — пр инести

счастье другому человеку. Так сделал Грэй для Ассоль. В пленительной повести « Алые

1. Сам Грин назвал своё произведение феерией. А что такое феерия?

Феерия : 1. Жанр театральных или цирковых представлений, основанный на применении

различных постановочных эффектов, трюков, превра щений. 2. Волшебное, сказочное

1. Назовите имена главных героев первой главы повести - феерии А. С. Грин а « Алые

- Эгль , собиратель песен, легенд, преданий и сказок, предсказатель буду щего Ассоль.

2. Что заставило Лонгрена покину ть сл у жб у на корабле?

- Мери, жена Лонгрена, умерла, ос тавив малень ку ю дочь. Ее н у жно было воспитывать,

- Мери умерла во время отсутствия Лонгрена. У нее закончились деньги, и она решила

попросить денег взаймы у Меннерса, содержателя тракти ра. Он соглас ился дать денег, но

потребовал любви. Мери отказалась. Поздно вечером под проливным дождем она пошла в

соседний город Лисс, чтобы заложить обручальное кольцо. В дороге она простудилась и

5. Назовите занятие Лонгрена, которое давало ему денежный доход.

- Лонгрен начал делать детские игрушки – искусно сделанные маленькие модели

6. Охарактеризуйте отношения Лонгрена с жителями деревни.

- Лонгрен был малообщителен, ни к кому не ходил в гости, и к нему тоже никто не

приходил (пришедшим Лонгрен быстро давал понять, что им нужно уйти). Между

Лонгреном и земляками легло холодное отчужде ние. Сл у чай с Меннерсом закрепил

ранее неполное отчуждение. «Став полным, оно вызвало прочную взаимную

- Меннерс во время сильного ветра хотел вывести свою лодку на берег, но н е взял с

собой весла, и его отнесло в море. Лонгрен видел всё это, но не помог Меннерсу , так

как хотел отомстить за сме рть жены. Об этом сл у чае узнали в поселке через шесть

дней, когда умирающего Меннерса привезли домой (его подобрал пароход

- Вечерами Ассоль любила забираться к отцу на колени , трогать различ ные части

игрушек и расспрашивать об их назначении. При этом Лонгрен часто расска зывал

9. Ка к городской приказчик оценивал игру шки Лонгрена?

- Лонгрен просил настоящую стоимость сделанных им игру шек, а приказчик платил за

10. Кто исполнял всю домашнюю работу в доме Лонгрена ?

- Лонгрен самостоятельно выполнял всю домашнюю работ у : колол дрова, носил воду,

топил печь, стряпал, стирал, гладил белье и успевал делать игру шки – зарабатывал

- Когда Ассоль исполнилось восемь лет, Лонгрен обучил ее грамоте.

12. Кто такой Эгль? При каких обстоятельствах Ассоль его встретила?

- Однажды Ассоль понесла игрушки в город, решила поиграть с гоночной яхтой с

алыми парусами и пустила ее в плава ние по р учью. Я хта оказалась в руках старика

Эгля – известного собирателя песен, легенд, преданий и сказок.

- Эгль сказал, что однажды в Каперну приедет принц на белом корабле с алыми парусами

- Эгль отметил, что жители Каперны занимаются лишь грязными п ересу дами, они не

15. Кто и почему распространил слу хи о с ум асшествии Лон грена ?

- Разговор Ассоль с отцом подслуша л нищий . Он попросил табаку , но Лонгрен ответил

отказом, потому что Ассоль заснула, и ему не хотелось будить дочку, достава я табак

из кармана пиджака. Нищий, обозлившись на Лонгрена, рас пространил слухи о

корабле с красными парусам и и о том, что Лонгрен и его дочь сошли с ума.

16. Как вы думаете, почему Ассоль и Лонгрен назвали Эгля волшебником, а жители

- Ассоль верит в возможность чуда, волшебства, это – неотъемлемая часть ее характера,

всей ее жизни. Для жителей Каперны волшебство – это нечто чуждое, в жизни они видят

только темные, негативные стороны, поэтому всё необычное, сверхъестестве нное

1. Что воспевает А .Грин рассказ ывая историю Асс оль и Грея ?

Мечта - что - то светлое, что делает краше нашу жизнь.

Мечта - полет человека, который не должен прерваться.

(Совершенной, яркой, насыщенной, как этот корабль и алые пару са. Д у ховно

наполненной, сказочно прекрасной, как “гл у бокая розовая долина”.)

Волны (подни маются и опускаются) - поднимаем и опус каем руки

Парусник кача ется по волнам (впр аво - влево) - качаем ру ки вправо и

Ответ. А жители Кап ерны — приземлённы е обыв атели, неспособные поверить в чуд о, в добрые

намерения люде й, поэтому даж е такого мил ого старикашку, кот орый просто рассказал девочке

сказку, они называ ют колдуном. П оэтому же они и не поют песен , а рассказываю т друг другу

• Как вы думаете, только ради этой прекрасной истории написал с воё

Нет, не только, наверное, ради ключевых строк повести о чу десах, которые

делаются «своими руками… Но есть не ме ньшие чудеса: улыбк а, веселье,

• Как вы понимаете эти слова? Согласитесь ли с ними? Улыбка, прощ ение… -

Уметь мечтать – это замечательное душевное качество, а уметь меч т у превратить в

действительность – это величайший человеческий талант.

Вывод: Произведение Грина подтверждает главное: рома нтическое и реалистическое

тесно сближаются и переплетаются. Одно является продолжением дру гого и наоборот.

Одно не существует без дру гого. И в этом нет ничего у дивител ьного. Автор настойчиво и

последовательно готовит читателя к тому, что « ч у десное не есть сл у чайное, а вполне

Автор убеждает нас, читателей, что если труд будет оду хотворен мечтой – он станет

творчеством. Говорящая символика цвета перерастает в метафору XXI века – «алые

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературы в 6 классе.

Планируемые результаты.

Метапредметные.

Познавательные. Умеют выбирать смысловые единицы текста. Выражают структуру задачи разными средствами. Выделяют и формулируют познавательную цель.

Регулятивные. Овладение способностью понимать учебные задачи урока. Оценивают достигнутый результат.

Коммуникативные. Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого. Адекватное межличностное восприятие. Проявляют готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Тип урока : закрепление полученных знаний

Оборудование. Портрет А. Грина. Выставка книг писателя. Компьютер, презентация, видеоролики.

1.Организационный момент.

2.Вступительное слово учителя

На предыдущих уроках мы говорили с вами о

3.Актуализация знаний

Для Александра Степановича Грина очень важно сделать человека счастливым. Об этом он писал в своих произведениях. Самая большая награда для человека — принести счастье другому человеку. Так сделал Грэй для Ассоль. В пленительной повести «Алые паруса, содержание которой мы сейчас вспомним.

Сам Грин назвал своё произведение феерией. А что такое феерия?

Феерия:1. Жанр театральных или цирковых представлений, основанный на применении различных постановочных эффектов, трюков, превращений. 2. Волшебное, сказочное зрелище. Феерический – сказочно красивый.

- Ассоль, дочь Лонгрена.

- Мери, жена Лонгрена.

- Меннерс, содержатель трактира-лавки.

- Эгль, собиратель песен, легенд, преданий и сказок, предсказатель будущего Ассоль.

- Жители Каперны – прибрежной деревушки.

2. Что заставило Лонгрена покинуть службу на корабле?

3. При каких обстоятельствах погибла жена Лонгрена?

- Мери умерла во время отсутствия Лонгрена. У нее закончились деньги, и она решила попросить денег взаймы у Меннерса, содержателя трактира. Он согласился дать денег, но потребовал любви. Мери отказалась. Поздно вечером под проливным дождем она пошла в соседний город Лисс, чтобы заложить обручальное кольцо. В дороге она простудилась и через неделю умерла.

4. Кто помог Лонгрену воспитывать дочь?

- Лонгрену помогла воспитывать дочь соседка.

5. Назовите занятие Лонгрена, которое давало ему денежный доход.

- Лонгрен начал делать детские игрушки – искусно сделанные маленькие модели лодок, катеров, парусников, крейсеров, пароходов.

6. Охарактеризуйте отношения Лонгрена с жителями деревни.

7. Что наложило на Лонгрена и его дочь черную тень?

8. Что было любимым развлечением Ассоль?

- Вечерами Ассоль любила забираться к отцу на колени, трогать различные части игрушек и расспрашивать об их назначении. При этом Лонгрен часто рассказывал различные истории из жизни.

9. Как городской приказчик оценивал игрушки Лонгрена?

- Лонгрен просил настоящую стоимость сделанных им игрушек, а приказчик платил за них много меньше.

10. Кто исполнял всю домашнюю работу в доме Лонгрена?

- Лонгрен самостоятельно выполнял всю домашнюю работу: колол дрова, носил воду, топил печь, стряпал, стирал, гладил белье и успевал делать игрушки – зарабатывал деньги.

11. Кто обучил Ассоль грамоте?

- Когда Ассоль исполнилось восемь лет, Лонгрен обучил ее грамоте.

12. Кто такой Эгль? При каких обстоятельствах Ассоль его встретила?

- Однажды Ассоль понесла игрушки в город, решила поиграть с гоночной яхтой с алыми парусами и пустила ее в плавание по ручью. Яхта оказалась в руках старика Эгля – известного собирателя песен, легенд, преданий и сказок.

13. Что Эгль рассказал о будущей жизни Ассоль?

- Эгль сказал, что однажды в Каперну приедет принц на белом корабле с алыми парусами и заберет ее с собой

14. Какого мнения Эгль был о жителях Каперны?

- Эгль отметил, что жители Каперны занимаются лишь грязными пересудами, они не рассказывают сказок, не поют песен.

15. Кто и почему распространил слухи о сумасшествии Лонгрена?

- Разговор Ассоль с отцом подслушал нищий. Он попросил табаку, но Лонгрен ответил отказом, потому что Ассоль заснула, и ему не хотелось будить дочку, доставая табак из кармана пиджака. Нищий, обозлившись на Лонгрена, распространил слухи о корабле с красными парусами и о том, что Лонгрен и его дочь сошли с ума.

16. Как вы думаете, почему Ассоль и Лонгрен назвали Эгля волшебником, а жители Каперны – колдуном?

- Ассоль верит в возможность чуда, волшебства, это – неотъемлемая часть ее характера, всей ее жизни. Для жителей Каперны волшебство – это нечто чуждое, в жизни они видят только темные, негативные стороны, поэтому всё необычное, сверхъестественное представляется им неприятным – колдовством.

Б) Просмотр видеоролика

4. Рабо та по теме урока

1. Что воспевает А.Грин рассказывая историю Ассоль и Грея?

Что такое мечта?

Мечта - что-то светлое, что делает краше нашу жизнь.

Мечта - полет человека, который не должен прерваться.

Мечта - цель, к которой нужно идти.

Какой мечтал увидеть автор жизнь своих героев?

(Совершенной, яркой, насыщенной, как этот корабль и алые паруса. Духовно наполненной, сказочно прекрасной, как “глубокая розовая долина”.)

4.Работа в группах

Вопрос 1 группе

1.Как автор относится к Ассоль?

Вопрос 2 группе

1.Как автор относится к Грею?

Авторская оценка Грея: ,, он родился капитаном, хотел быть им и стал им. Шел к цели со ,, стиснутыми зубами и побледневшим лицом. Понял одну ,,нехитрую истину. она в том, ,,чтобы делать так называемые чудеса своими руками. С нежностью автор относится к герою.
думаю так)))

2.Что объединяло Грея и Ассоль

Во-первых, они оба были одиноки в детстве, лишены общения со сверстниками.
Во-вторых, они понимают и любят все живое на земле, близки к природе.
В-третьих, Ассоль и Грей добры и бескорыстны.
В-четвертых, они трудолюбивы,и наконец,

Ассоль и Грэй похожи тем, что они оба романтики, они видят в обыденном прекрасное, они мечтатели.

2. Что различало Грея и Ассоль?

Но если Ассоль ждёт чуда и сидит на месте, то Грэй готов сотворить чудо для себя и других сам.

5.Физминутка

Волны (поднимаются и опускаются)- поднимаем и опускаем руки

Парусник качается по волнам (вправо-влево)-качаем руки вправо и влево

- Ассоль , дочь Лонгрена.

- Мери , жена Лонгрена.

- Меннерс , содержатель трактира-лавки.

- Эгль , собиратель песен, легенд, преданий и сказок, предсказатель будущего Ассоль.

Жители Каперны – прибрежной деревушки.

2) Слово учителя

3. Проверка д/задания

Сравнительная характеристика героев (несколько учащихся зачитывают свои варианты)

- Кто воспитывал Ассоль и Грея, что было общего в воспитании героев?

- Почему у Ассоль и Грея не было друзей-сверстников?

- Какие впечатления детства наложили отпечаток на формирование характеров Ассоль и Грея?

- Какие фантастические миры были созданы воображением Ассоль и Грея и чем похожи эти миры?

- Какие черты характера можно назвать общими у того и другого?

- Почему характеры Ассоль и Грея мы называем романтическими? – (мечтательность, богатый внутренний мир, стремление выбраться из грубой дествительности, оторванность от реальности…).

4. Работа по теме урока

1)- Вера в мечту и соединила их под алыми парусами. Посмотрим как произошла их встреча.

- Так какой мечтал увидеть автор жизнь своих героев?

(Совершенной, яркой, насыщенной, как этот корабль и алые паруса. Духовно наполненной, сказочно прекрасной, как “глубокая розовая долина”.)
5. Подведение итогов. Рефлексия

Грин Александр Степанович

В это время автор развивал в творчестве тему необычной судьбы человека, который способен менять не только себя, но и мир вокруг, делая его лучше.

Краткий и полный анализ повести помогут увидеть особенности стиля автора и художественную ценность произведения.

п.1. Тематика и проблематика

1. Тема судьбы и выбора жизненного пути

Проблема: герои сами творят свою судьбу, хотя у них много препятствий. Грэй должен быть прожить как родители, но отказался от роскоши и титула. А Ассоль пережила чудовищное давление из-за верности своей мечте, но не отказалась от нее.

2. Тема отверженности людей, которые непонятны обществу

Проблема: мнение окружающих подчас может испортить жизнь человеку, но все равно необходимо слушать только свое сердце.

3. Тема моральных ценностей

Проблема: моральные и духовные ценности общества могут не совпадать с ценностями героя, и тогда придется выбирать, от чего отказаться – от общества или от своих принципов. Логрен и Ассоль не могут прижиться в мире жадности, наживы, подлости и лицемерия, а потому отказываются от него.

п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

Автор доносит до читателей мысль о том, что мир полон чудес, многие из них могут сделать сами люди – проявляя добро, милосердие, заботу. Грин верит, что люди смогут устроить общество, в котором не будет несправедливости, зла, подлости, унижения человеческой личности.

Корабль с алыми прусами – это символ ликования, радости, победы добра над злом.

п.3. Основные герои (их место в образной системе)

п.4. Литературные приёмы

п.5. Конфликт произведения

Главный конфликт произведения – противопоставление общества и людей, которых оно не понимает, а потому отвергает. Таковы Лонгрен и Ассоль.

Они живут своей жизнью, имея смелость не поддаваться унынию, не пытаться подстроиться и стать такими же, как все.

Разрешение конфликта – триумфальное появление Грэя, которое производит на жителей Каперны эффект землетрясения. Его корабль – это воплощенная мечта и сбывшееся предсказание. Изгоям общества достается то, во что они верили, а тем, кто обижал их – яд зависти и разочарование в своей жизни.

Финал повести воплощает идею справедливости: счастья и радости заслуживает тот, кто в него верит и стремится к нему.

Читайте также: