Отличие преподавания в госпитальных школах россии от университетов западной европы

Обновлено: 05.07.2024

Передовые мыслители России XVII и особенно XVIII века стремились обосновать необходимость распространения просвещения и свободного развития научных знаний, освободить науку от опеки церкви, привлечь внимание к изучению естествознания в целях использования приходных ресурсов для прогрессивного экономического развития России. В связи с этим лучшие представители философии и естествознания, обращались к опыту, к наблюдениям над явлениями природы, стремились к практическому применению научных знаний.

Файлы: 1 файл

мед. образование в 18 веке.docx

Передовые мыслители России XVII и особенно XVIII века стремились обосновать необходимость распространения просвещения и свободного развития научных знаний, освободить науку от опеки церкви, привлечь внимание к изучению естествознания в целях использования приходных ресурсов для прогрессивного экономического развития России. В связи с этим лучшие представители философии и естествознания, обращались к опыту, к наблюдениям над явлениями природы, стремились к практическому применению научных знаний.

Основоположником медицины в России, можно, пусть и условно, назвать одно имя — такую роль сыграл не врач, а царь Петр I Великий. Становление отечественной медицины началось в связи с его реформаторской деятельностью, направленной на преодоление многовековой отсталости России в экономике, военном деле, государственном устройстве, общественной жизни, науке: по сравнению с передовыми европейскими странами Россия находилась еще на предыдущем этапе исторического развития. Русские, ездившие в страны Западной Европы, в том числе сам Петр I, наряду с кораблестроением, мануфактурами и школами знакомился там с больницами, анатомическими музеями и выдающимися врачами Голландии. Петр I познакомился с передовыми медиками, слушал лекции Бургава, приобрел у Рюйша за крупную сумму его знаменитую атомическую коллекцию, посетил Левеигука и ознакомился с его микрооптическимм исследованиями.

В XVIII веке русская наука в области медицины и медицинского образования сомкнулась не с подавляющим отсталым большинством, господствовавшим на медицинских факультетах многих университетов Западной Европы, а с передовым, прогрессивным для того времени Лейденским университетом. В отличие от остававшегося в течение всего XVII века схоластическим, чисто книжным, обучения будущих докторов медицины на медицинских факультетах западноевропейских университетов, госпитальные школы России с первых лет своего существования построили обучение будущих врачей практически. Организуя медицинское образование, Россия и заимствовала этот передовой и еще не общепризнанный по тому времени метод обучения студентов у постели больного. Поэтому школы для подготовки врачей в России были созданы при госпиталях. Задача подготовки врачей в XVIII веке была в России разрешена оригинальным, самобытным путем: был создан новый вид высшего учебного заведения для подготовки врачей — школы на базе крупных госпиталей.

Русские госпитальные школы XVIII века. Первая госпитальная школа на 50 учеников была организована в 1707 г. при Московском сухопутном госпитале.

В 1733 г. Были открыты аналогичные школы при сухопутном и адмиралтейском (морском) в Петербурге, адмиралтейском в Кронштадте госпиталях по 10 подлекарей и 20 учеников в каждом.

В 1756 г. контингент учащихся в Петербургском сухопутном госпитале был увеличен до 50, а в адмиралтейском — до 30 учеников.

В 1758 г. была открыта рассчитанная на 15 учеников школа при Колывано-Воскресенском заводском госпитале, выпустившая около 160 врачей.

С 1788 по 1796 г. существовала госпитальная школа при Елисаветградском госпитале, выпустившая 152 врача.

Московский госпиталь Петр I поручил строить и организовать голландскому врачу Николаю Бидлоо, ученику Бургава, племяннику анатома, атласом которого пользовался сам Петр I. Ему же Петр I поручил организовать при госпитале и школу для подготовки врачей. В качестве преподавателей в госпитале были приглашены врачи-иностранцы, незнакомые с русским языком, имевшие возможность преподавать только па латинском и иностранных языках (преимущественно голландском и немецком).

Русские ученые в XVIII веке впервые в мире разработали и осуществили на практике новую систему медицинского образования, обеспечив подготовку высококвалифицированных врачей. Выпускники госпитальных школ составили в России XVIII века основную массу деятелей медицины сыграли большую роль в развитии отечественного здравоохранения'.

Врачи, получившие образование в госпитальных школах, занимали немалое место в русской медицине, особенно в середине и второй половине XVIII века. Они находились в составе действующих армий, были участниками многих научных экспедиций (Камчатской, Беринга, Бразильской) и кругосветных плаваний русских кораблей в XVIII веке. Некоторые из них во второй половине XVIII века стали преподавателями в госпитальных школах.

В истории русской медицинской науки и медицинского образования в середине XVIII века видную роль сыграл:

Павел Захарович Кондоиди (1710—1760), грек по происхождению, привезенный в Россию в раннем возрасте и воспитанный в России. В 1732 г. окончивший, медицинский факультет Лейденского университета и, возвратившись в Россию, служил военным врачом. В 1741 —1747 гг. был помощником генерал-директора медицинской канцелярии и фактически руководил медицинским делом России. Через несколько лет он вновь был привлечен к руководству врачебной администрацией и с 1753 г. по 1760 г. был главным директором Медицинской канцелярии. Кондоиди был первым в России выдающимся врачебным администратором: при нем были составлены многочисленные инструкции для военно-санитарного дела, инструкции генерал штаб-докторам, дивизионным докторам, генерал-фельдмедику армии, военным лекарям, по лечению больных оспой, корью и прочими болезнями, сопровождающимися сыпью, об осмотре инвалидов или неспособных к военной службе и др. При непосредственном участии, была составлена русская военная фармакопея. Он проявил инициативу в организации акушерского дела и подготовки ученых акушерок. Значительны заслуги П. 3. Кондоиди в развитии и усовершенствовании системы медицинского образования в России, улучшении преподавания в госпитальных школах. По представлению Кондоиди, М. И. Шейным были переведены на русский язык и изданы на казенный счет учебники по анатомии Гейстера и по хирургии Платнера. П. 3. Кондоиди организовал (после перерыва) посылку в иностранные университеты врачей, окончивших госпитальные школы, для получения степени доктора медицины, без которой нельзя было стать преподавателем в госпитальной школе. П. 3. Кондоиди ввел научно-врачебные собрания (прототип конференций и ученых медицинских обществ), организовал медицинскую библиотеку, был инициатором в создании медико-топографических описаний и намечал постоянное издание для публикации трудов врачей.

В XVIII веке Россия перенесла несколько эпидемий чумы. Наибольшей распространенностью отличалась эпидемия 1770—1772 гг., поразившая и унесшая много жертв в Москве и вообще в России. Таблица первого русского анатомического атласа, изданного в 1744 г. нередко с опасностью для жизни боролись с болезнью, изучали клинику и этиологию чумы.

Вопросы медицины и организации медицинской помощи населению занимали прогрессивную общественность России в XVIII веке: им уделялось значительное внимание в работах Вольно- экономического общества, учрежденного в 1765 г., в издательской деятельности Н. И. Новикова, в произведениях М. В. Ломоносова, А. Н. Радищева.

Основной заботой Петра I оставалось создание национального медицинского образования. Для армии, флота, многих других государственных нужд необходимо было большое количество врачей. Проблема подготовки врачей была решена в России в XVIII в. путем создания госпитальных школ — первых высших медицинских учебных заведений в России, подобных которым в то время не имела ни одна страна.

Важнейшим звеном реформ явилось основание Московского госпиталя и лекарской школы при нем. Московский военный госпиталь, при котором тоже была организована госпитальная школа, сохранился до настоящего времени – это ныне Главный военный госпиталь им. Н.Н. Бурденко. В 1707 г. постройка госпиталя была окончена, в него были помещены первые больные, и при нем начала функционировать госпитальная школа – первое высшее учебное медицинское заведение.

Подготовленные врачи использовались на военной службе в войсках и во флоте были учреждены должности дивизионных и полковых врачей, ротных фельдшеров, были разработаны мероприятия по санитарному обеспечению войск – о карантинах, о гигиенических предосторожностях на походе и др.

Госпитальные школы были открыты в Петербурге, Кронштадте, Колыно–Воскресенске (Сибирь) и других городах. Всего за время их существования (до организации медико–хирургических училищ в 1786 г. и открытия медико–хирургических академий в Москве и Петербурге) было подготовлено более 3 тысяч высокообразованных врачей. Среди преподавателей и выпускников госпитальных школ были выдающиеся ученые, составившие гордость российской науки, основатели научных медицинских школ: К. Щепкин (анатомия), П. Шумлянский (гистология), П. Загорский (анатомия), Н. Максимович–Амбодик (акушерство) и многие другие.


В начале 18 века в Российской Империи начали массово создаваться госпитали и госпитальные школы. Это стало происходить благодаря тем реформам и нововведениям которые внедрял в жизнь российского государства Петр Первый. Не обошел своим вниманием этот русский государь и медицину. Во время своих поездок в страны Европы, Петр Первый помимо корабельного дела, проявлял большой интерес и к европейской медицине.

Петр Первый отлично понимал, что медицина в его стране находится в очень плачевном положении. В ту пору была очень большая нехватка квалифицированных врачей, была очень большая смертность среди детей и часто возникали эпидемии различных болезней.

Все это очень негативно сказывалось на жизни российского общества. Видя все это, Петр Первый издал несколько указов, которые предписывали в большом количестве начинать создавать госпиталя. А при них должны были быть открыты, госпитальные школы. В этих школах, под руководством опытных преподавателей, должны были обучаться будущие врачи.

Первый подобный госпиталь был открыт в городе Москве. При этом госпитали, как и было запланировано, была открыта школа, которая была предназначена для обучения шестидесяти будущих лекарей. Постепенно подобные заведения стали открываться и в других крупных городах российского государства.

Обучение в госпитальных школах, давало учащимся, довольно высокий уровень знаний. Преподаватели в подобных школах были хорошо образованными и имели обширный медицинский опыт. Так же отличалась высоким качеством и большой насыщенностью и учебная программа. Уровень обучения в госпитальных школах был одним из лучших в Европе. Были специально оборудованы учебные помещения для лучшего усвоения получаемых знаний.

Обучения в госпитальных школах длилось от пяти до семи лет и включало в себя не только медицинские предметы, но еще философию, латинский язык, математику и другие предметы. В конце обучения сдавались экзамены, которые включали в себя не только теоретические, но и практические знания.

В конце 18 века, все госпитальные школы были переформированы в медицинско-хирургические училища, а в будущем они стали медицинскими академиями.

Создание госпиталей и госпитальных школ при них являлось огромным рывков вперед в развитии российской медицины. Было подготовлено большое число опытных врачей, которые спасли тысячи жизней своих пациентов и внесли огромный вклад в отечественную медицинскую науку.

Госпитальная педагогика появлись в начале XX-го столетия, после того, как в конце XIX в Европе стали открываться детские больницы. Таким образом, создалось поле для деятельности госпитальных педагогов.


В Советском Союзе госпитальные школы были организованы на базе туберкулёзных диспансеров, санаториев. Также к детям с заболеваниями педагоги ходили на дом, чтобы не исключать хоть какие-то прогресс и социализацию из жизни детей.

После распада СССР многие такие школы стали существовать стихийно, то есть какие-то закрылись, а какие-то так и продолжали свою работу.

А что, собственно, вообще такое, — госпитальная школа? Если говорить по-простому, то это маленькое помещение, организованное в стенах больницы. В него приходят педагоги из ближайшей школы или другой, которая согласилась выделить своих учителей на такое дело. В такую школу ходят дети, которые уже в ремиссии, могут свободно передвигаться. Те же дети, которые находятся в лежачем состоянии или в стерильных боксах, жду педагогов к себе.



  • Дети после онкологии не заразны — они носят маски, чтобы самим не подцепить заразу;
  • Зачастую когнитивные способности детей после болезни не столь сильно отличаются от способностей обыкновенных школьников — они могут заниматься математикой, сдавать ЕГЭ;
  • Таких детей не нужно жалеть — они хотят обыкновенного отношения к себе;
  • Нужна чёткая дисциплина — детям нужно ощущение контроля над ситуацией, что они не беспомощны и нужны обществу;
  • Поддержка родителям — родители прошли всё вместе с ребёнком, им нужна информация об учёбе ребёнка, им нужно видеть, что он спокойно возвращается в жизнь.

Поддержка, понимание, отсутствие страха — вот, что может помочь всем нам!

Читайте также: