Откуда появилось слово школа
Обновлено: 05.07.2024
Со словами школа, лицей, гимназия в жизни каждого школьника и его родителей связано немало радостных и трогательных воспоминаний, значительная часть жизни каждого человека переплетается с учебой, а, значит, и со школой и т.д.
Откуда же произошли сами слова, обозначающие названия учебных заведений?
В школах Египта требовали знания более 700 иероглифов, а за нерадивость наказывали плетью.
В школах учились только мальчики, для девочек обучение подразумевалось только дома.
В учебных заведениях с таким названием мальчики фехтовали, бились на кулаках, охотились верхом, изучали такие науки, как гигиена, танцы, музыка, риторика и математика.
Гимназии менялись в течением времени, в ряде стран они стали учебными заведениями со спортивным уклоном, в других странах, в основном, в европейских, – местами изучения творений античных авторов.
Начиная с 19-го века в гимназиях стали обучаться и девочки.
1) Античная система образования
В Греции трехступенчатая система образования сложилась в III в. до н.э., а в Рим перешла в I веке до н.э., школы греческих городов были заведениями городского типа, предназначались для обеспеченного населения и никогда не обслуживали всех, сельское население вообще не имело образовательной системы. В начальной школе обучали чтению, счету и письму; вторая ступень – грамматическая школа, изучение доступной классики; третья – риторские школы, овладение искусством красноречия. Вся система образования готовила учеников к политической карьере, невозможной без ораторского искусства и была доступна немногим.
Нам необходимо уяснить, что греко-римская античная система образования базировалась на чтении текста-произведения. Римское произведение (лат. opus произведение, сочинение) – целостность, имеет начало, середину и конец, к нему ничего нельзя добавить, разве что написать новое произведение. У греков (Аристотель) это идеальное литературное произведение – целое, автономное, оно закончено. В данном случае восприятие текста читателем основано на согласии или несогласии с мыслями автора заключенными в текст и никого и ничему не обязывает.
Статус библейских текстов принципиально иной, ученик заведомо поставлен в условия, когда он не может отрицать слово Бога, но должен уметь его объяснить (бесконечность толкований, исследований). Текст рассчитан не на просто прочитывание, а на изучение и восприятие идей Библии в сугубо дидактической (поучительной), учительской форме (в большинстве – алгоритм). Обучаемые должны вникнуть в суть библейских понятий через систему: учения (восприятия), повторения и дополнительного разъяснения (единственный способ запомнить – повторение). Конечным итогом обучения в еврейской системе образования является способность ученика интерпретировать тексты Писания перед аудиторией – прочитать проповедь, когда такой обязательности нет при прочтении любого греко-римского языческого произведения. Основа христианского образования - изучение библейских текстов, естественно и методика обучения Писанию имела еврейскую систему организации учебного процесса.
б) Еврейское общее образование
Система еврейского образования - древнейшая (3000 лет), она сохранила многие элементы до нашего времени и сыграла решающую роль в оформлении еврейской, а также и европейской культуры; одно из имен Божьих – ивр. ЭЛЬ ДЕОТ Бог познания (1 Царств 2:3). Согласно традиции в райском саду Бог вырастил два дерева - "дерево жизни" и "дерево познания добра и зла", тема "дерева жизни" встречается в эпосе многих народов, а вот "дерево познания" чисто еврейская идея, её смысл – за счет "познания" научить человека управлять природными и социальными процессами.
Любое общество создаёт свою элиту – группу людей, которые воплощают в жизнь её ценности, и создаёт инновации. В еврейской традиции аристократическую группу составляли ученые, каждый еврей стремился влиться в эту прослойку общества. На протяжении всей истории еврейское общество управлялось образованными людьми, из ученых выбирали руководителей общин и представителей, защищавших интересы населения, доступ в этот круг был открыт всякому обладавшему способностями к деятельности на духовном и общественном поприще. Открытый доступ в элиту стал мощным стимулом к развитию талантов, высокий уровень образования и нравственный стандарт превратили евреев средневековья в самую образованную часть населения всех стран. Там, где школа была основой в передаче опыта выраженного в общественных законах и религиозно-литературной традиции, там существовала преемственность в концентрации, переработке, развитии и передаче информации.
Еврейская система обучения, позволяла отбирать и воспитывать духовную "аристократию": "в период правления царицы Саломеи-Александры (76-67 гг. до н. э.), когда фарисеи управляли страной, их духовный руководитель Шимон б. Шетах объявил о введении обязательного начального образования для мальчиков" (КЕЭ, т. 6, с. 5). В Иерусалиме школы при 480 синагогах существовали в начале II века н. э.
Образование предусматривало несколько ступеней: начальное (около 5 лет), "бейт микра" – дом чтения, где учили читать и писать; "бейт мишне" (дом повторения) – углубленное изучение грамоты. В "бейт мидраш" (дом толкования), обучали приёмам интерпретации текстов Танаха, с 15 лет наиболее способные ученики проходили обучение в йешивах, высших талмудических школах. При "Бейт мидраш" (высшая школа) существовали месячные "курсы переподготовки" Мудрецов, где происходили совместные обсуждения какого-либо трактата. Считалось правилом знакомить слушателей при ежедневном посещении Бейт мидраш с какой-нибудь новой идеей; термин заимствовали арабы, у которых школа "мадраса" (медресе).
Высшей научной организацией был "Дом главного собрания", здесь обсуждались самые различные проблемы жизни и определялись методы изучения Торы. Обстановка была свободной - всем разрешалось возражать, однако споры в Бейт мидраш не подлежали разглашению, учебная информация как правило состояла из конкретных судебных примеров и затрагивала интересы людей. После окончания высшего талмудического заведения присваивались титулы: "Молодой среди Мудрецов", "Один из Мудрецов"; титул Рабби и права давать разъяснения и отвечать на вопросы – присваивался главами йешив. Понятие раввин (рав), обозначающее духовного наставника общины, закрепилось в Европе около X века, с XII века получило широкое распространение.
Еврейские школы были рассчитаны на всех детей: "Феномен Ilui (Илия), раннего развития умственных способностей, хорошо известен в иудаизме в течение веков", ивр. ИЛУИ молодой человек с выдающимися способностями. Пророки и последующие законоучители считали, что там, где изгоняют или пренебрежительно относится к ученым невозможно развитие, а общества приходят к самоуничтожению. Закон обязывал отца и каждое поселение заботиться об образовании подрастающего поколения. Высказанная в Талмуде мысль характеризует обстановку в еврейской системе образования: "Тысяча приходит учить Тору, сто – Мишну, десять Гемару, и один из них способен обучать".
Общая еврейская школа не предусматривала изучения греческой культуры и языка, греческое понятие schole (школа) в I в. до н. э. понимали как - досуг, отдых, место встречи учителя и учеников (скамейки на площади). В подобном слове у евреев заложен другой смысл – школа = ивр. САХАЛ, ИСКИЛ, УСКАЛ ум, разум, поступать умно, становиться образованным; позд. ивр. ГАСКАЛА просвещение, образование. В одной системе иудеохристианской идеологии центральное понятие "школа", соответственно и сама система образования, очевидно, заимствованы у евреев.
2) Существующая этимология
Корень: -школ-; окончание: -а. Значение: начальное или среднее учебное заведение, система образования, совокупность учреждений для его получения; перен. опыт, выучка и т.д.
Этимология по Максу Фасмеру
б) Коллинз словарь английского языка - Полный и Несокращенный 2012 Digital Edition
«"Место обучения", Старый Английский Scol, от латинского школа находится "антракта работы, досуга для обучения; узнал разговора, дискуссии; лекции; место встречи для преподавателей и студентов, место обучения; ученики учителя, тела последователей, секта, "от греческого skhole" свободное время, отдых, легкость отдыха; безделья, то, в котором используется досуга; узнал обсуждение; " Также "место для проведения лекций, школьных;" Первоначально "холдинговой назад, в ведение ясно," от skhein ", чтобы получить" (от PIE корня * segh- "держать, держать в своей власти, чтобы иметь;" см схему. (п)) + -ole по аналогии с Боле "бросок", украл "наряд" и т.д.
в) Этимологический словарь. Семенов А.В., Школа
Какого Плутарха имела в виду исследователь Тихомирова Е.Е. не ясно.
* Плутарх, древнегреческий философ-моралист, историк и биограф (46-127 гг.), не был оригинальным писателем, собирал и обрабатывал то, что другие философы написали до него.
* Плутарх Афинский (350-432 гг.), философ-неоплатоник, основатель Афинской школы неоплатонизма (назв. Академия).
3) Применение термина в русском языке
а) Стрезневский И.И. Материалы для словаря древне-русского языка по письменнымъ памятникамъ. Санктпетербург, 1896 г.
Школа – училище; - Тежъ, естли бы хто как на школу Жидовскую металъ, тот маетЪ старосте нашему заплатити два фунты перцу. Жал. Грамота 1388 г. И маетъ присягати передъ школой у двереи.
в) Национальный корпус русского языка
4) Обобщение и вывод
* Википедия. Справка, Патриарх Иоаким V Дау
До сих пор наука не знает, на каком языке писались книги Нового Завета, одни исследователи считают, что на греческом языке, другие – на иврите, а затем переводились на греческий язык. Считают, что в первом веке новой эры, в Израиле евреи молились на иврите, в общении применяли арамейский и греческий языки, вероятно, некоторая часть населения могла общаться и на латыни. Подтверждение использования трех языков можно найти в Новом Завете, в Евангелии от Иоанна 19:19-20.
Целесообразно рассмотреть термин в связи с терминологией и образами сакрального языка иудеохристианства – ивритом, тем более что исследователи не используют язык иврит для определения этимологии слова.
5) Терминология иврита и библейские образы
* ШКОЛА = ивр. САХАЛ становиться образованным, быть разумным, поступать умно; производные – ИСКИЛ умнеть, быть умным; УСКАЛЬ получил образование.
* ШКОЛА = ивр. СЕХЕЛ ум, разум, интеллект; позд. ивр. ГАСКАЛА просвещение, образование.
б) Библейский образ
Считается, что появление школ – атрибут возникновения цивилизации. Древняя Греция была не только центром архитектуры, но и фундаментом европейской цивилизации. Первая известная школа была создана именно в Греции ученым Пифагором, и получила название в его честь – Пифагорейская.
Греки стремились дать детям не только знания, но и хорошее воспитание. В греческих школах обучались дети по достижении семилетнего возраста. Предполагается, что первая форма для учеников также появилась в Греции.
Позже школой стали называть помещение, предназначенное под обучение. Из греческого языка слово попало в латинский (schola), и уже из него во многие современные языки.
В публикации использованы изображения из открытых источников
Вначале на Руси существовали училища, которые потом преобразовали в школы. В древнерусских школах 11-15 веков изучали грамматику, арифметику, риторику, геометрию, астрономию, музыку.
Петр I создал на Руси систему профессионального образования, с 1714 г. дети, кроме крестьянских, были обязаны получать образование. Позже стали появляться школы для детей из любых сословий, в том числе и бесплатные.
РЕПЕТИТОРЫ запись закреплена
История слов - Школа, Гимназия, Лицей
Со словами школа, лицей, гимназия в жизни каждого школьника и его родителей связано немало радостных и трогательных воспоминаний, значительная часть жизни каждого человека переплетается с учебой, а, значит, и со школой и т.д.
Откуда же произошли сами слова, обозначающие названия учебных заведений?
В школах Египта требовали знания более 700 иероглифов, а за нерадивость наказывали плетью.
В школах учились только мальчики, для девочек обучение подразумевалось только дома.
В учебных заведениях с таким названием мальчики фехтовали, бились на кулаках, охотились верхом, изучали такие науки, как гигиена, танцы, музыка, риторика и математика.
Гимназии менялись в течением времени, в ряде стран они стали учебными заведениями со спортивным уклоном, в других странах, в основном, в европейских, – местами изучения творений античных авторов.
Начиная с 19-го века в гимназиях стали обучаться и девочки.
Читайте также: