Откуда берется энтузиазм работать в школе сегодня

Обновлено: 04.07.2024

Мы узнали, что привлекает и что отпугивает молодых учителей в сельских школах, с какими трудностями они сталкиваются на работе, уважаема ли сейчас профессия педагога и не только.

Три компьютера на школу

Анне Тарасовой 23 года. В 2016 году она окончила ВолГУ, выучившись на филолога, и отправилась работать в сельскую школу учителем начальных классов.

Непросто и с техническим оснащением, ремонтом, конечно, учителям хотелось бы большего, но в школе Анны было три компьютера, пара ноутбуков и проекторов. Ещё недавно не мечтали и об этом. В прошлом году в области была полностью решена проблема тёплых туалетов - теперь они есть в каждой школе. По большой федеральной программе отремонтировали и большую часть сельских школьных спортзалов.

На работу за 50 километров

Да, трудно, да непросто, но что-то же движет молодыми выпускниками педагогических вузов, когда они идут преподавать в школу.

Помощь молодым учителям

Всего в регионе работает 39 тысяч педагогов. Из них почти 19 тысяч - в школах.

Обеспечение школ молодыми кадрами - в первую очередь задача муниципального района. Там, где глава активный, будет и школа сильная, и молодые педагоги преподавать. Существует программа целевого набора, по которой ребята, отучившись в Волгоградском социально-педагогическом университете, после окончания вуза возвращаются обратно в свой район уже молодыми специалистами.

«Сегодня целевой набор - это эффективный инструмент закрепления кадров. Особенно он актуален для сельских территорий, - отмечают в пресс-службе ВГСПУ. - На сегодняшний день он очень востребован. По данным на 1 июня 2018 года, вуз получил заявки на выпускников от 61 организации.

На что могут претендовать молодые педагоги в сельской местности: - единовременное пособие в размере 15,5 тысяч рублей при объёме нагрузки не менее полставки по занимаемой должности; - доплата в размере 25%; - компенсация оплаты жилого помещения и коммунальных услуг; - ежемесячная надбавка к окладу (тарифной ставке), причём молодым специалистам, окончившим вуз с отличием, повышенная надбавка составляет 1550 рублей.

Учёба

Каждый из нас сталкивался с тем, что одну и ту же работу можно выполнить легко, быстро и с вдохновением, а можно потратить на неё гораздо больше времени и сил, не испытав при этом такой же радости. Весь секрет в энтузиазме, и сегодня мы будем говорить именно о нём. Мы выясним, что представляет собой энтузиазм, какие преимущества он даёт, откуда берётся и почему пропадает, а также рассмотрим несколько способов вызвать у себя энтузиазм, когда он нужен.

Что такое энтузиазм?

Энтузиазм – это особое психоэмоциональное состояние, пребывая в котором, человек способен работать очень энергично и эффективно, практически не испытывая усталости. Оно возникает, когда конечная цель или сама работа вдохновляет нас, совпадает с нашими желаниями, нравственными ценностями и духовными потребностями.

Состояние энтузиазма обычно возникает у человека при наличии одного из следующих условий:

  • его мотивирует и вдохновляет конечная цель;
  • ему нравится работа или он испытывает потребность завершить начатое дело;
  • он осознаёт, что приносит пользу обществу.

Примеры проявления энтузиазма

В целом, энтузиазм – полезное явление, которое может стать эффективным инструментом для достижения любых целей. Однако окружающие часто относятся к энтузиастам с иронией, поскольку воспринимают их как незрелых личностей, которые смотрят на мир через розовые очки. Эта точка зрения укрепляется за счёт того, что энтузиастами обычно оказываются самые молодые и неопытные участники любого коллектива. И всё же это неправильное отношение.

В качестве наиболее распространенных примеров проявления энтузиазма можно выделить следующие:

  • способность уверенно двигаться вперёд, игнорируя критику;
  • гибкое мышление, способность видеть положительные стороны в любой ситуации;
  • стремление к саморазвитию и самоактуализации;
  • готовность выходить из зоны комфорта;
  • способность воспринимать трудности и неудачи как ценный опыт;
  • быстрое обучение и набор опыта за счёт интереса к работе и высокой продуктивности.

Несмотря на то, что к энтузиастам часто относятся с иронией или даже с раздражением, обычно это люди хорошо мотивированные на выполнение даже самой сложной работы. При этом они полезны в любом деле – как в работе над сложным проектом, так и в банальном походе на природу или в организации домашнего застолья.

Какие преимущества даёт энтузиазм?

В любом деле энтузиазм играет роль сильнейшего козыря, который буквально меняет правила игры. Это происходит благодаря тому, что он даёт целый ряд преимуществ. Вот самые важные из них:

В любом виде деятельности энтузиазм позволяет добиваться особых результатов, работая качественнее, ответственнее и эффективнее. Именно поэтому он так ценится в любом коллективе, независимо от того, какая поставлена задача – создать инновационный проект или организовать пикник с шашлыком.

Почему пропадает энтузиазм?

Главный недостаток энтузиазма – его недолговечность. Это состояние нуждается в постоянной подпитке положительными эмоциями, в то же время есть немало факторов, способных значительно его ослабить.

Самые распространённые причины потери энтузиазма:

Как развить энтузиазм?

Энтузиазм – это состояние, знакомое каждому человеку. Часто он возникает спонтанно, когда мы увлечены определённым делом или предвкушаем очень приятную награду за проделанную работу. При этом многие из нас не осознают, что мы сами можем провоцировать возникновение энтузиазма и даже развить в себе предрасположенность к этому состоянию. Вот несколько самых эффективных советов от известных коучей:

Заключение

Энтузиазм – это мощный инструмент, помогающий эффективно работать и добиваться поставленных целей. Но важно помнить, что переусердствовав, можно столкнуться с эмоциональным выгоранием. Чтобы этого не произошло, необходимо ставить перед собой разумные и достижимые цели. Это позволит сохранять мотивацию, регулярно получая небольшие вознаграждения за проделанную работу.

Не забывайте, что люди часто теряют энтузиазм из-за того, что попытались развиваться в нескольких направлениях сразу и не справились. Поэтому грамотно расставляйте приоритеты и концентрируйте усилия на том, что для вас наиболее важно на данном этапе жизни.


Иллюстрация: Рита Морозова

Вера Масленкова, учитель начальных классов школы № 2048

До работы в школе я думала, что у учителя много свободного времени, но уже после университетской практики поняла, что это не так. Тем более когда речь идет о детях, которые только адаптируются к школе. В первые дни возникали сложности: нужно было объяснить детям, что в их жизни начинается новый этап, и научить их соблюдать школьные правила. Самое сложное в моей работе — заинтересовать всех детей. В моем классе 29 человек, и у всех разный уровень знаний: например, кто-то умеет читать, кто-то — нет. Многие дети и родители беспокоятся по этому поводу, но я объясняю, что мы все учимся читать заново, изучаем звуки, соотносим звуки с буквами и так далее. У меня есть мальчик, который занимался ментальной арифметикой и сейчас может решить примеры уровня четвертого класса. То, что мы сейчас проходим, ему совсем неинтересно, поэтому я стараюсь заинтересовать его арифметикой в сочетании с творчеством, учу работе с моделями.

Конечно, поначалу было страшно, что родители учеников не будут принимать меня всерьез, я ведь только после института. Но пока ни с чем подобным не столкнулась, может, потому что работаю совсем недолго. Коллеги меня поддерживают. Школа у нас большая (около 40 начальных классов), мы все работаем тут первый год, поэтому вне зависимости от педагогического стажа объединяемся для решения каких-то задач.


Иллюстрация: Рита Морозова

Полина Мельникова, учитель информатики школы №1560

Самым сложным для меня оказались публичные выступления: класс смотрит на тебя, и ты словно под лупой. Потом это прошло, ведь в некотором смысле я со своими учениками на одной волне: разница в возрасте не такая большая, мы сидим в одних соцсетях и черпаем информацию из одних ресурсов — это сближает.


Иллюстрация: Рита Морозова

Школьники и их родители привыкли к одним стандартам, когда на уроках дается в основном теория, поэтому вначале чувствовался некоторый скептицизм с их стороны. Но, когда мы показывали детям, например, мобильное приложение, которое сделал их одноклассник, у них появлялся интерес, мотивация и энтузиазм. Сейчас дети ждут этих занятий. Когда я вижу прогресс и результат своей работы, понимаю, что все делаю правильно, и это дает мне силы.


Иллюстрация: Рита Морозова

Я учитель начальных классов и преподаватель английского языка. Мой педагогический стаж — 13 лет. Преподавать мечтала с детства, и чем старше становилась, тем сильнее было это желание. Я чувствовала в себе лидерские задатки, мне хотелось вести людей за собой, направлять и раскрывать их таланты, а где это делать, как не в школе?

На мой взгляд, основная задача учителя — поддерживать интерес в детях, делиться с ними знаниями, подходя к процессу профессионально и творчески, раскрывая способности каждого школьника. При этом ни один ребенок не должен остаться в стороне. Важно также наладить контакт с семьей ребенка, вовлекать родителей в совместные дела, чтобы они понимали, что интересует их детей.

Профессия учителя благородная, трудная, но интересная — за это я ее и люблю. Как и в любом деле, тут всегда нужно оставаться хорошим человеком. За 13 лет, что я работаю в школе, я ни разу не усомнилась в правильности выбора профессии. Общение с детьми, поиск лучших методик их обучения и воспитания, постоянное развитие — смысл моей жизни. Я не только учу детей, но и сама учусь у них новому.


Иллюстрация: Рита Морозова

Ирина Кучеренко, учитель английского языка школы №1500

Я работаю в школе с 2003 года. Никогда не думала, что буду учителем, хотя моя мама большую часть жизни преподавала физику в школе. Меня интересовали иностранные языки, и я просто поступила на соответствующую кафедру в педагогический университет. К третьему курсу, после прохождения практики, я поняла, что мне интересно работать с детьми. Поэтому после окончания института я целенаправленно пошла работать в школу и ни разу об этом не пожалела. Кстати, новые знакомые не сразу верят, что я работаю учителем. У людей срабатывает стереотип, что учитель — немолодая женщина, в очках и с указкой.

Поскольку моя мама была учителем, я с детства видела, как она ведет себя с учениками, что позволяет, а что нет. И к тому времени, как я сама начала преподавать, у меня уже сформировалась определенная модель поведения. В нашей профессии всегда важно обозначить дистанцию и дать понять детям, что ты их наставник, тем более когда ты молодой учитель и разница в возрасте с учениками у тебя совсем небольшая. Когда я только пришла в школу, мне дали кадетский класс, где были одни мальчики, и я как-то сразу нашла с ними общий язык. Они были такие исполнительные и вышколенные. Правда, с другими классами у меня тоже проблем не возникало. Конечно, дети все разные, у них не всегда хорошо с воспитанием и дисциплиной. Мы стараемся как-то скорректировать поведение учеников, но основная воспитательная функция лежит на их родителях.

Курс занятий Летнего института ведут известные методисты, коучи, психологи, а сопровождают участников выпускники программы "Учитель для России", и это отлично, ведь все проблемы и сомнения новичков им хорошо знакомы, а значит — они могут их развеять.

Подготовка по-новому

В течение пяти недель "новобранцы" изучают несколько модулей: "Я" в педагогике" — самопознание, изучение возможностей для личностного и профессионального роста, "Территория лета" — это уже практические занятия с детьми, в ходе которых будущие учителя должны сделать занятия настолько интересными, чтобы щкольникам хотелось приходить в лагерь даже летом, и "ФГОС и школоведение" — тут нужно изучить "матчасть": федеральные государственные образовательные стандарты, рабочие программы и учебно-методические комплексы, освоить модели и формы поурочного планирования и современные педагогические технологии.

Счастье работать в Козельске

Именно сюда, в Летний институт, приглашают тех, кто недавно окончил вуз, стал молекулярным биологом или дипломатом-международником, а потом вдруг понял, что больше всего на свете хочет стать школьным учителем. Приглашают, конечно, не всех, а только тех, чья заявка прошла жесткий отбор.

Два года участники программы будут работать учителями при поддержке кураторов, методистов и команды организаторов. А потом, получив диплом о профессиональной переподготовке, смогут преподавать в любой российской школе.

Не только новички

Среди участников программы не только те, для кого школа — среда непривычная, есть здесь и люди с опытом, захотевшие переформатировать свои знания о школе, есть те, кто собирался уходить, но потом решил дать школе еще шанс. "Я три года отработал в Калуге, и с началом нового учебного года вернусь в свою школу, буду преподавать литературу, музыку и технологию. Педагогика, образование — это мое, это именно то направление, где я могу развиваться", — говорит учитель Илья Каргополов.

Илья Каргополов Программа

В проект Илья попал не с первого раза. Это уже вторая попытка: в прошлом году он не прошел отбор на одном из туров. "Если бы и в этот раз не получилось, все равно остался бы в школе, — признается Илья. — Но я очень рад, что на этот раз попал в программу. Ведь когда ты отработал учителем год, два, три, начинаешь тонуть в рутине. Взгляд зашоривается, перестаешь видеть горизонт. Понимаешь, что делаешь свою работу, и вроде бы неплохо, но можно сделать в разы лучше. У программы "Учитель для России" великолепные ресурсы — и методические, и человеческие. Они уже помогают мне развиваться и как личности, и как учителю".

Но большинство участников программы 1 сентября войдут в классы в новой роли впервые. Почти все они раньше не могли представить, что станут школьными учителями.

Елена Болотова Программа

"Бэкграунд у всех разный. Есть ребята, которые не видели смысла в работе, которой занимались, и нашли этот смысл здесь, на проекте. Другие, как и я, пришли, чтобы просто нести добро, — говорит Елена Болотова, по образованию художник-стилист. — Я никогда не собиралась быть учителем, но потом поняла: меня привлекает сама идея преподавания. Это возможность повлиять на общество, в котором мы живем, привнести что-то радостное в жизнь детей".

В новом учебном году выпускница Санкт-Петербургского университета технологий и дизайна будет преподавать мировую художественную культуру, искусство и вести уроки технологии в одной из калужских школ.

"Здесь у каждого невероятная история за плечами, — дополняет Елену другая участница программы, Альбина Борисенко. — Например, один парень раньше путешествовал автостопом по Латинской Америке. Есть ребята, которые жили за границей и вернулись в Россию ради участия в программе. Люди приезжают со всех концов нашей огромной страны — и каждый полон идей, энтузиазма, внутренней свободы. Это не может не вдохновлять".

Летний институт Программа

Сама Альбина Борисенко после окончания столичного вуза несколько лет работала журналистом. "Никогда не думала, что захочу и буду преподавать. Но однажды узнала о программе "Учитель для России", и мне очень понравилась сама концепция. Мне подумалось: насколько красива идея, что люди без педагогического образования, но с жаром в сердце, приходят в школу. А главное, не боятся покинуть крупные города и уезжают в маленькие села — на Тамбовщине, в Подмосковье. Осознав всю красоту идеи, я подумала: как было бы здорово поступить так же — взять и уехать вслед за мечтой. Не побояться изменить свою жизнь. Представьте: вот ты ходишь по кругу "офис — дом — дом — офис", а потом вдруг — бац! — и где-нибудь под Воронежем учишь детей информатике, а у тебя в классе — пять человек".

Альбина Борисенко Программа

Выбрать одну школу Альбине было очень сложно: "Мне безумно нравилось везде. Везде какие-то невероятные, добрые люди. Тебя так тепло везде принимают. Завораживающая природа — бескрайние поля, леса. Для горожанина это редкое чудо, а здесь невероятная красота тебя окружает ежесекундно. И я поняла: надо остаться работать в селе. Пожить со всем этим, налюбоваться".

Для ученика Альбина хочет стать "таким человеком, таким учителем, который тебя вдохновит и покажет, что ты способен на многое. Который покажет тебе новый удивительный мир". Ей очень нравится такая возможность. "Мы вряд ли можем изменить целый мир, но мы можем поменять что-то внутри одного человека, и это не менее ценно", — считает Альбина.


Эстафета малых дел

Там же, на Тамбовщине, ближайшие два года будет работать и коренной петербуржец Михаил Арсланьян. Он окончил факультет свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета, специализировался на древнерусской литературе. А теперь будет вести уроки литературы и русского языка в школе, где всего 26 учеников.

На вопрос, почему решился настолько резко изменить свою жизнь, Михаил отвечает так: "В какой-то момент я ощутил потребность помогать другим людям. Посчитал, что уже достаточно помог себе и теперь хочу помочь и другим, тем самым немного меняя мир. Для меня глобальные изменения к лучшему начинаются с малых дел и помощи конкретным людям. И я намереваюсь реализовать это желание через работу в школе, причем по моей любимой специализации. Я очень люблю литературу и хочу делиться этой любовью".

Михаил Арсланьян Программа

При выборе школы Михаилу тоже было нелегко: некоторые сельские школы почти не отличались от городских — большие классы, ученики-олимпиадники. "Но я выбрал самую маленькую, где буду вести уроки в двух классах. В одном из них четыре ученика, а в другом — всего два. А значит, я смогу работать с детьми практически индивидуально".

Михаил считает, что это сложнее, чем работать в большом классе. "В этом намного больше ответственности. Зато, как мне кажется, я смогу лучше реализоваться именно в такой школе, при максимально тесном контакте с ребенком и максимальной возможности заинтересовать его своим предметом".

Михаил понимает, что придется столкнуться с трудностями. Рядом не будет семьи и друзей, развлечений и торговых центров. Зато будет много отзывчивых людей. "Да, на селе люди живут в замкнутом небольшом сообществе. Но, как мне кажется, в маленьких населенных пунктах люди добрее: готовы помогать друг другу, оказывать поддержку. В деревнях мне чаще встречались открытые люди, которые хотят развиваться, меняться и готовы прикладывать к этому усилия. Мне лично всего этого не хватает в большом городе. И именно в такой среде я вижу максимальные возможности для реализации себя в роли учителя", — размышляет Михаил.

Михаил Арсланьян Программа

"Мне приятно осознавать, что программа "Учитель для России" имеет корни в истории нашей страны, нравится чувствовать некоторую преемственность", — признается Михаил, вспоминая, что в истории России уже были примеры подобного подвижничества: в XIX веке молодые энтузиасты так же покидали столицы и отправлялись в глухие деревни, чтобы открывать школы и больницы.

Поворот оверштаг

Говоря о самом интересном и запомнившемся в Летнем институте, "новобранцы" отмечают изучение особенностей детской психологии, восприятия и поведения ребенка. "Например, было много упражнений, в которых мы выступали в роли учеников. И нам наглядно демонстрировали, как работают те ли иные педагогические методики и техники. Мы почувствовали то, что чувствует ученик. И стало понятно: то, что взрослому может казаться расхлябанностью или абсолютно нелогичным поведением, — все это имеет свои причины. У детей иначе работает сознание, они думают по-другому. Когда это осознаешь, начинаешь пересматривать отношение ко всему вокруг. Твои действия становятся более осознанными", — делится эмоциями Альбина Борисенко.

Илья Каргополов Программа

Например, в дневных лагерях "Территории лета" дети сами решают, ходить им на занятия или нет. Будущим учителям именно это понравилось больше всего. "Прекрасный, замечательный опыт, — считает Михаил Арсланьян. — Все максимально честно и прозрачно: если урок покажется ребенку скучным, то завтра он просто на него не пойдет, запишется к другому преподавателю. А значит, нужно не просто донести до ученика новые знания, но и сделать урок интересным. Ты должен научиться решать сразу две задачи, причем максимально быстро и в естественных условиях. Именно такие уроки, как мне кажется, и должны проходить в школах. С одной стороны — интересные, с другой — предметно значимые".


Заодно сформулировалась и цель Михаила на ближайшие два года: "Моя личная внутренняя задача как педагога — научиться говорить о самых сложных научных концепциях самым простым языком с ребенком абсолютно любого возраста. Мне кажется, что максимально сложные научные идеи можно донести до детей, актуализируя их так, что им было интересно вне зависимости от возраста".

Елена первое соприкосновение с детьми также оценивает как опыт положительный. "Я проводила уроки мировой художественной культуры, мы говорили об искусстве XX века, об авангарде. И я увидела огромный запрос на доверие к учителю как к человеку, которого не видела раньше. Детям важно, чтобы в них видели личность. Но и рядом с собой они хотят видеть интересную, целостную личность. А еще дети стремятся извлечь максимум пользы из времени, которое тратят на обучение. Сейчас они очень ориентированы на практику, им интересно, что конкретно понадобится в жизни. Когда это осознаешь, меняется вся система подачи информации".

Понять и переделать

Участники понимают, что работа в реальной школе будет отличаться от "Территории лета". А еще они точно знают, что попробуют изменить, когда станут учителями, ведь они хорошо помнят, что им самим не нравилось в их школах. "Мне со школой повезло, но были и сложные моменты. Не всегда можно было понять, что от нас требуют и почему. Например, почему я должна ходить в белой блузке, а не в синей? — вспоминает Елена. — Я всегда буду объяснять свою точку зрения, чтобы ребенок четко понимал, в чем проблема и какие есть пути ее решения. Мне бы хотелось, чтобы школа была более либеральна, демократична и ориентирована на личность". Елена убеждена: средняя школа может стать такой, чтобы дети приходили туда с радостью, удовольствием, а главное — добровольно.


А вот у Михаила его школьные годы ярких впечатлений не оставили. "Не было педагогов, на которых я хотел бы равняться. Не помню примеров уроков, которые бы меня увлекали. Все это началось только в университете. Поэтому я хочу привнести в школу то, чего не было ни в одной моей: доверительные отношения между учителем и ребенком. Они возможны, когда учителю искренне небезразличны дети, которых он обучает. Второй момент — полное отсутствие давления на ребенка. Ведь даже повышение голоса — тоже инструмент давления. Еще я убежден, что необходимо раскрывать перед детьми все возможные точки зрения. Давать ребенку возможность самостоятельно выбирать, что он хочет делать, чем хочет заниматься. Нужно показывать ученику: всегда есть некий альтернативный путь. Не для того, чтобы он ему следовал, а для того, чтобы понимал: в жизни всегда есть множество вариантов".


Сила за плечами

У Ильи уже есть школьный опыт, поэтому он знает: в школе новых коллег неизбежно ждут разочарования. Это закономерно, главное — "подниматься и выигрывать". Дарья Середа, выпускница программы и куратор нового набора, с Ильей согласна: ожидания и реальность никогда не совпадают полностью. Стать учителем она, выпускница Московского института электроники и математики, решила два года назад. Пройдя переподготовку в программе "Учитель для России", стала учить математике ребят одной из калужских школ. Считает свое решение одним из самых верных в жизни.

Дарья Середа Программа

Дарья вспоминает, что вместе с ней в выбранной школе оказались еще несколько выпускников Летнего института. "Это стало для меня огромной поддержкой. Не менее важно, что все два года со мной работал коуч. Он здорово помог сфокусироваться на верных целях", — говорит Дарья.

"Программа "Учитель для России" — это вообще огромная поддержка для начинающего учителя. В любой ситуации ты чувствуешь, что у тебя за плечами стоит просто невероятная сила. И теперь как куратор я постараюсь дать это ощущение новым участникам проекта, которые пойдут в школы в этом году", — говорит Дарья.

Два года назад Середа пришла в программу, чтобы стать хорошим учителем. И вскоре убедилась: эта цель недостижима в короткие сроки, к ней нужно идти всю жизнь.

Читайте также: