Откуда азбука пошла перехвальская краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за страну, в которой мы живём, уважение к народным традициям, воспитание уважительного отношения школьников к трудам христианских проповедников Кирилла и Мефодия, создавших первую славянскую азбуку.

ВложениеРазмер
den_slavyanskoy_pismennosti.doc 58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за страну, в которой мы живём, уважение к народным традициям, воспитание уважительного отношения школьников к трудам христианских проповедников Кирилла и Мефодия, создавших первую славянскую азбуку.

1.познакомить детей с деятельностью болгарских просветителей Кирилла и Мефодия, историей праздника;

2.способствовать воспитанию уважительного отношения к букве, алфавиту, слову;

3. формировать нравственно-эстетическое отношение к окружающему миру.

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, презентация, на столах у команд заготовлены письменные принадлежности для выполнения заданий.

Класс заранее разбит на команды, все задания выполняются в группах.

Учитель: Мы живем в стране, которая называется… (Россия.)

Россияне, русские, русичи…

Каждый человек должен знать и помнить, откуда родом, кто его предки.

Род, родился, Родина, родословная – все эти слова родственные

Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зоветесь ныне – россияне,

Издревле, кто вы?

Ученики: (хором.) Мы славяне!

Учитель: Да, совершенно верно, все мы славяне: и русские, и украинцы, и белорусы, и болгары, и чехи, и поляки, и сербы, и хорваты, и словаки. Наши культуры, обычаи, письменность очень близки друг другу. Сегодня мы с вами проводим интеллектуальный ринг, посвященный Дню славянской культуры и письменности, вы будете не только слушать и узнавать новое, но и выполнять конкурсные задания. Определить победителя нам поможет жюри (представляются члены жюри). Итак, мы начинаем наш конкурс!

(Звучит колокольный звон, на фоне которого ученик читает стихотворение)

Чтец 1. По широкой Руси - нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных,

В Белоруссии, в Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии,

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Ведущий 2. Вот еще один пример. Однажды к могущественному персидскому царю пришел посланник скифов с дарами. Он принес птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Персы сразу предположили, что скифы преклоняются перед своими врагами и отдают во власть им свои земли, воду, небо, а стрелы – слагают оружие.

А один из самых умных мужей царя сказал, что знает скифов как гордый и бесстрашный народ. Их послание означает совсем другое: “Если вы, персы, не улетите подобно птицам в небеса, не зароетесь подобно мышам в землю и не ускачете, как лягушки, в озера, то падете под ударами наших стрел”. Вот так в древности и обменивались люди информацией, посылая с гонцами разные предметы или целые наборы предметов.

Учитель. Как выдумаете, удобно ли пользоваться таким способом передачи информации? (нет, возникает путаница, не всегда правильно понимают послание)

Согласна, не очень-то это удобно. Письмо прошло долгий путь эволюции, меняясь, совершенствуясь. Многие народы стали использовать пиктографию.

Подскажите, что такое пиктография? (рисунчатое письмо)

Учитель. Первое задание. Появляются рисунки

Попробуйте расшифровать то, что здесь сообщается (звучат версии детей)

Здесь сообщается следующая информация: охотник отправился на охоту, добыл шкуру зверя, затем еще одну, поплыл на лодке, охотился на моржа, устроил себе ночлег.

(по мере выполнения задания жюри оценивает выполнение задания)

Некоторые виды пиктографии используются и в наше время. Приведите примеры (это вывески мастерских по ремонту обуви, часов и т.д.). Пиктография годится только для передачи конкретного, вещественного. Я предлагаю вам сейчас самим написать рисунчатое письмо.

Учитель. Второе задание. Перед вами пословицы:

1. Любовь-кольцо, а у кольца нет конца..

2. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

(по мере выполнения задания жюри оценивает выполнение задания)

Ведущий 1. Шли годы, тысячелетия, картинки превратились в иероглифы. Слово иероглиф означает “священные знаки”. Каждый иероглиф означает слово или его часть. Как вы думаете, в наше время используются иероглифы? (да, иероглифами пишут народы Китая и Японии).

Отличается ли наше современное письмо? (да)

Ведущий 1. Первый в мире алфавит создали две тысячи лет назад финикийцы, и состоял он из 22 согласных звуков, потому что в их языке можно было обойтись без гласных. А мы с такой азбукой не смогли бы работать.

Греки на основе финикийской письменности стали разрабатывать свой алфавит. Греческий ученый Пеламед сумел создать 16 букв, к которому в течение следующих лет добавили еще несколько букв. Позже греческий алфавит завоевал почти весь мир: на основе греческого алфавита многие народы смогли создать свою письменность.

Ведущий 2. А в другой части света, в далёком городе Солуни, что расположен на границе государства Византии и славянской земли, в в IX веке явились в Мир два просветителя, братья мудрые Константин с Мефодием. Братья родились в многодетной семье военачальника, служившего. Мефодий был старше брата на 6 лет. Мальчики с детства знали два языка: греческий и славянский, т. к. население городка состояло наполовину из греков, наполовину из славян. Ученые предполагают, что мать братьев была славянкой.

Дома говорили на славянском языке, но в школе обучение шло только на греческом. Младший брат Константин мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы

Константин, благодаря живому и быстрому уму, страсти к учению и прилежанию, получил блестящее образование при императорском дворе. Оба брата жили духовной жизнью, не придавали особого значения богатству, славе, карьере. Младший брат переводил, писал. Старший – издавал книги, руководил школой, писал гимны и поэтические проповеди.

В далеком 863 году 24 мая братья Кирилл и Мефодий объявили о создании первой славянской азбуки.

Греческие буквы, которые братья взяли за основу, плохо передавали звуки славянской речи. Греки, к примеру, не знали звуков (Ш), (Щ), (Ч) – поэтому и буквы такие в их алфавите отсутствовали. Значит, славяне не могли их записать на греческом языке. Константин и Мефодий, стали искать выход из этого положения. И придумали они новый алфавит, специально для славянского языка. Одни греческие буквы в н?м остались, другие – исчезли, а вместо них появились новые. И таким он оказался удобным, что его большая часть сохранилась в нашей азбуке до сегодняшних дней.

же, существует во многих языках, французы и англичане передают двумя буквами, а немцы – даже тремя.

Ведущий 1. Каждый неизвестный звук Константин пробовал записывать по-разному. Если знаки казались ему неуклюжими, он их заменял. Каждая буква должна быть простой и четкой – легкой для письма. Ведь книг славянам потребуется множество. И чем проще будут буквы, тем скорее можно переписать книгу. Ведь писать станут люди неумелые, с непривычными к письму руками. Буквы должны быть и красивыми, чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом.

Но Константин не вернулся на родину. Тяжело заболев, он принял постриг, получил имя Кирилл и через несколько часов скончался. С этим именем он и остался жить в светлой памяти потомков. Азбука, созданная им, сохранилась в истории под названием кириллица. Умирая, Кирилл сказал брату: “Вот, брат, были мы с тобой парой в одной упряжке и пахали одну борозду. И я на поле падаю, окончив день свой. Не смей оставлять учительство свое…”

Мефодий, похоронив брата, вернулся к славянам, но по ложному доносу его бросили в темницу, где он пробыл два с половиной года С огромным трудом ученикам удалось добиться освобождения Мефодия. Его деятельность учителя и просветителя продолжалась до самых последних дней. Мефодий тоже создал свою азбуку, которую называл глаголицей.

Учитель. Третье задание. Перед вами буквы из глаголицы, попробуйте написать слова стол – лов, цена – лоб, сон – кров. Только будьте осторожны, так как на конце слов после согласной ставится буква

(на экране появляются буквы из глаголицы.)

В X веке кириллица появилась на Руси и получила широкое распространение, потому что в это время христианство пришло в нашу страну. Появились церковные книги, которые переводили на русский язык монахи. Азбука кириллица оказалась наиболее удобной для славян, в ней используются греческие буквы (на экране проецируется кириллица).

Учитель. Задание четвертое. Теперь, ребята, попробуйте прочитать фразу, написанную кириллицей.

Вы все правильно прочитали эти записи. Как вы думаете, как возникло слово Азбука? (Аз и буки) Верно, это название первых букв славянской азбуки.

Каждая буква кириллицы напоминало слово. Например, - наш, - живете, - покой.

Буки – буквы, книги.

Веди – ведать, знать.

Глаголь – говорю, слово.Добро – добро.

(По мере выполнения задания жюри оценивает ответы участников).

Вы хорошо справились с этим заданиемследующее задание. Перед вами разбросанные буквы, попробуйте отгадать, какое слово можно из них собрать.

Учитель. Задание пятое.

1. рцы, твердо, добро, ук.

2. слово, аз, земля, аз, како

3. я, еры, како, земля.

(по мере выполнения задания жюри оценивает выполнение задания)

Ведущий 2. Все команды молодцы, с заданиями справились првильно. А теперь ответьте на такой вопрос:как выглядели первые книги? Из чего их делали? (ответы детей)

Их делали из того материала, который был распространен в этой старне. В Месопатамии много глины, и поэтому первые книги сосавляли из глиняных табличек, в Египте – тростник, папирус, из него делали бумагу, склеивали в свитки, которые в длину достигали 40 метров, на Руси доступным материалом была березовая кора, береста. В Древнем Риме использовали деревянные таблички, покрытые воском. Позже появился пергамент, который выделывали зи кожи молодых телят, ягнят, коз, он стал заменой дорогому папирусу.

Именно листы пергамента были впервые сшиты между собой, напоминая современную книгу. Такие книги были очень дороги, потому что из кожи одного теленка получалось 7 – 8 листов, а для книги требовалось целое стадо.

Книги очень ценились на Руси, их старались украсить. И таким украшением служили заглавные буквы, которые рисовались в виде дивных зверей, птиц, даже людей.

Чтец 2. На девственном листе под узеньким окном

Неспешно буковки выводит он пером,

А между ярко-черными рядами

Вставляет красную строку. Веселыми цветами

И разноцветными головками зверей

И птиц невиданных – фантазии своей

Искусной вязью (вдоволь есть сноровки) –

Украсит он заставки, и концовки,

И заголовки все – ведь некуда спешить.

Порою труд прервет, чтоб лучше заострить

Перо гусиное, - и глянет: радость-солнце

Столпами падает на стол через оконце.

Учитель. Пятое задание.

А теперь командам предлагается выполнить еще одно задание: нарисуйте красивую заглавную букву

1 команда - нарисовать буквицу Ж в виде зверя.

2 команда - нарисовать буквицу У в виде птицы.

3 команда - нарисовать буквицу К в виде человека.

(по мере выполнения задания жюри оценивает выполнение задания)

Вся литература издавалась церковно-славянским шрифтом, как и ранее. Это было очень сложно. Для облегчения печатания книг и их чтения по распоряжению Петра I был введен гражданский шрифт, буквы которго были похожи на современные. Самые сложные изображения букв царь собственноручно исключил из азбуки.

Учитель. Та команда, которая внимательно слушала все , что сегодня рассказали наши ведущие, сможет сказать нам в какой именно день празднуется этот праздник (24 мая).

1. Как звали двух известных братьев, составивших первую славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий.)

2. Как звали изобретателя печатного станка и книгопечатания в России? (Иван Федоров)

3. Когда и в связи с чем на Руси была введена кириллица? (В X— XI вв. в связи с христианизацией.)

4. Кору какого дерева использовали на Руси в качестве писчего материала? (Кору березы — бересту.)

5. Как называются славянские азбуки? (Кириллица и глаголица.)

6. Объясните происхождение слов азбука и алфавит.

7. Назовите дату создания первой славянской азбуки?

9. Как звали Кирилла до принятия монашеского сана? (Константин)

10 Кто из братьев был старшим? (Мефодий на 6 лет)

(подведение итого конкурса, награждение)

Учащиеся по-очереди читают стихи.

По широкой Руси – нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных,

В Белоруссии, в Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии,

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Русоволосые и сероглазые,

Лицом все светлые и сердцем славные,

Древляне, русичи, поляне,

Все. Мы – славяне!

Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зовётесь ныне – россиане,

Издревле, кто вы?

Все. Мы – славяне!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Внеклассное мероприятие по истории для 6 класса "Откуда есть пошла русская земля"

Внеклассное мероприятие позволяет в игровой форме закрепитть материал по теме "ДревняяРусь". Повторить даты, термины, деятельность первых князей.


Презентация к внеклассному мероприятию "Откуда есть пошла русская земля"

Презентация к внеклассному мероприятию по истории для 6 класса "откуда есть пошла русская земля".

На Всероссийскую интернет конференцию "Откуда есть пошла русская земл

На Всероссийскую интернет конференцию"Откуда есть пошла русская земля"Классный час"Гордиться славою предков не только можно, но и должно" (А.С.Пушкин)Цель классного часа - познакомиться с историей, ку.


Методическая разработка урока на конкурс "Откуда есть пошла Русская земля". Художественное изображение истории в романе А.Н.Толстого "Петр 1"

Эпический роман А.Н.Толстого "Петр 1" переносит нас в далекую эпоху конца 17 - начала 18 веков, которая навечно осталась в русской истории как ПЕТРОВСКАЯ. Писатель воссоздает политическую и культурную.

Внеклассное мероприятие по теме: “Откуда есть пошла Русская земля”.

Внеклассное мероприятие по теме:“Откуда есть пошла Русская земля”. Цель:1. расширить знания учащихся по истории народов Древней Руси.2. учить применять ранее полученные знания по истории.


Внеклассное мероприятие по русскому языку в старших классах "Азбука делового человека".

Цели данного мероприятия: познакомить учащихся с некоторыми видами деловых бумаг; развивать устную и письменную связную речь; воспитывать гражданское самосознание. Старшеклассники на практике знакомят.


Внеклассное мероприятие "Откуда есть пошла русская письменность"

Внеклассное мероприятие "Откуда есть пошла русская письменность" посвящено Дню славянской письменности и культуры. Содержит интересный материал по истории создания и развития русского алф.

Благодаря трудам Святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия была создана славянская азбука. Она была названа в честь одного из её создателей-Кирилла-кириллица. Братья родились в византийском городе Солуни в семье военачальника. Мефодий был старшим сыном, и выбрав путь военного, отправился на службу в одну из славянских областей. Его брат-Кирилл, родился на 10 лет позже Мефодия, и уже в детстве горячо полюбив науку, поражал учителей блестящими способностями. В 14 лет родители послали его в Константинополь, где он в короткий срок изучил грамматику и геометрию, арифметику, астрономию и медицину, античное искусство, хорошо овладел славянским, греческим, еврейским, латинским и арабскими языками. Отказавшись от предложенной ему высокой административной должности, Кирилл занял скромное место библиотекаря в Патриаршей библиотеке и одновременно преподавал философию в университете. Его старший брат Мефодий рано поступил на военную службу. Будучи честным и прямодушным человеком, нетерпимым к несправедливости, он ушёл с военной службы и удалился в монастырь.

Славяне были очень рады, была своя азбука, и каждый мог научиться читать книгу! Учиться стали не только дети, но и взрослые люди. Дети полюбили своих учителей Кирилла и Мефодия.

Славянская азбука удивительна и до сих пор считается одной из самых удобных систем письма. И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти святые имена первых славянских просветителей – братьев Кирилла и Мефодия. Памятники великим просветителям по всему миру напоминают нам о духовном подвиге Кирилла и Мефодия, подаривших миру славянскую азбуку.

До 1917 года в России отмечали церковный праздник День святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. С приходом советской власти был забыт этот великий праздник. В 1986 году он был возрождён. Этот праздник стали называть Днём славянской письменности и культуры.

2 Кирилл и Мефодий составили первую славянскую азбуку и перевели на славянский язык первые богослужебные книги, за что православная церковь причислила братьев к лику святых. Будущие славянские просветители родились в городе Фессалоника (Солунь) в семье знатного византийца-военачальника: Мефодий в 820 году, а Кирилл около 827 года. Отец братьев, по преданию, был болгарином, а мать гречанкой, поэтому с детства у них было два родных языка греческий и славянский. Характеры братьев были очень схожи. Оба много читали, любили учиться. Старший брат Мефодий вначале пошел по стопам отца и поступил на военную службу. Десять лет он был управителем одной из областей страны со славянским населением, где мог также в совершенстве овладеть славянским языком. Оставив военную и административную службу, Мефодий неожиданно удаляется в монастырь. Еще более ярко начиналась жизнь Кирилла. С детских лет он обучался при дворе императора Михаила. Здесь под руководством опытных учителей и наставников он овладевает всеми тогдашними науками, а также многими языками, в том числе латинским, славянским, арабским, еврейским. Перед талантливым человеком открывалась блестящая карьера, но всем заманчивым предложениям он предпочел скромную и незаметную должность патриаршего библиотекаря. В тишине богатейших книгохранилищ продолжалось самообразование молодого ученого. Вероятно, с этой же целью он ненадолго удалился в монастырь. Вернувшись оттуда, Кирилл стал преподавателем философии и активным участником различных религиозно-политических диспутов, в которых он одерживал победу. Возможно, именно после этого за ним закрепляется уважительное прозвище Философ. В конце 862 года князь Великой Моравии (государство западных славян) Ростислав обратился к византийскому императору Михаилу с просьбой прислать в Моравию проповедников, которые

3 смогли бы перевести Священное Писание на доступный народу язык. В ответ на эту просьбу император отправил в Моравию двух ученых братьев. Легко сказать отправляйтесь и проповедуйте! А как проповедовать, если все книги на греческом? Срочно перевести? Можно было бы, конечно, это сделать, если бы у славян было свое письмо. Трудно представить через тысячу с лишним лет, с каким чувством восприняли братья это нелегкое императорское поручение. История оставила нам только сам факт: в 863 году Кириллфилософ создал первую славянскую азбуку (кириллицу) и вместе с братом Мефодием впервые перевел на славянский язык несколько богослужебных книг. Ныне этот год не без основания считается началом славянского письма и книжного дела. Всю жизнь свою солунские братья посвятили учению, знаниям. Служению славянам. Они не придавали особого значения ни богатству, ни почестям, ни славе, ни карьере. Младшему брату не суждено было вернуться на Родину. Когда они приехали в Рим, он тяжело заболел, принял постриг, получил имя Кирилл и через несколько часов скончался. С этими именем он и остался жить в светлой памяти потомков. Был похоронен в Риме. Мефодий позже занимался переводческой, просветительской работой, был учителем до самых последних дней. Умер и похоронен в Моравии. Славянскому алфавиту 1154 года. Созданная в!х веке братьями Кириллом и Мефодием славянская азбука и сейчас служит многим народам: болгарам, словакам, сербам, белорусам, украинцам всем славянским народам и нам, русским. Наряду с кириллицей существует и еще одна славянская азбука глаголица. Но у славян глаголица не очень-то прижилась. Кириллица компромисс между греческим и глаголицей. Ведущий раздает листы, на которых представлены глаголица, кириллица и современный русский алфавит, и предлагает их рассмотреть.

6 Официальный статус этот праздник получил в 1991 году. Сегодня День славянской письменности и культуры единственный праздник РФ, который соединяет в себе светские и религиозные мероприятия. Викторина. 1. Как называются славянские азбуки? (Глаголица и кириллица.) 2. Назовите имена первых переводчиков богослужебных книг с греческого на славянский язык. (Кирилл и Мефодий.) 3. Как звали двух известных братьев, составивших кириллицу? (Кирилл и Мефодий.) 4. Какое прозвище было у Кирилла и почему? (Философ. Преподавал философию и часто побеждал в философских диспутах.) 5. Когда и в связи с чем на Руси стала широко распространяться кириллица? (В Х- Х! вв. в связи с христианизацией.) 6. Кору какого дерева использовали на Руси в качестве писчего материала? (Кору березы бересту.) 7. Как называется редкая древняя книга? (Антикварная.) 8. Название древней формы книги, свернутой в трубку и написанной на папирусе. (Свиток.) 9. В какой стране изобрели бумагу? ( В Китае.) 10. Кто был русским первопечатником? (Иван Федоров.)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство образования Ставропольского края

ГОУ ВПО «Невинномысский государственный

СЦЕНАРИЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ВЕЧЕРА, ПОСВЯЩЕННОГО ПРАЗДНИКУ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ

(в рамках фестиваля Национальных культур)

hello_html_7fa2dec7.jpg

Разработала: преподаватель русского языка и литературы

Иванова Ольга Владимировна

с. Александровское, 2017 г.

Дидактическая цель: познакомить обучающихся с историей создания алфавита и славянской письменности; раскрыть общественный смысл деятельности братьев- просветителей Кирилла и Мефодия.

Развивающая цель: формировать направленность мотивации учащихся на получение знаний путем самообразования; развивать умение обучающихся работать с дидактическим материалом, умение организовать свою деятельность при подготовке к мероприятию; умение на основе самоконтроля осуществлять регулирование своей деятельности при подготовке к данному внеклассному мероприятию.

Воспитывающая цель: раскрыть значимость создания алфавита и письменности для культурного развития русского народа и формирования его духовности.

Подготовительный этап:

1. Оформление сменного стенда.

2. Знакомство обучающихся с фактами из жизни и деятельности славянских просветителей.(Рекомендуемая литература для учащихся: Воскобойников В.Г. Братья: Кирилл и Мефодий. Историческое повествование.- М: Моя гвардия, 1979. Перехвальская Е. Откуда азбука пошла.- М. Малыш, 1989. Хабургаев Г.А. Первые столетия письменной культуры.- М.,1994. Ветвицкая В.Г. Занимательные языкознания. - Л., 1978).

3. Изготовление учащимися "молний" с текстами о братьях-просветителях.

hello_html_m4d8ce4b7.jpg

Материалы для оформления стенда:

Кирилл и Мефодий. Икона 1874г. ("Памятные книжные даты ", 1988, с. 209).

Фото памятника Кириллу и Мефодию в г. Казанлыке (Болгария ),1932 и в Москве, 1992, скульптор В. Клыков

Славянская азбука (кириллица ).

Русский современный алфавит.

Грамоте учиться - всегда пригодится.

Азбука - к мудрости ступенька.

Сперва аз да буки, потом и науки.

Устами младенца глаголет истина.

Тридцать три родных сестрицы,

Писанных красавиц,

На одной живут странице,

А повсюду славятся.

Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы ?

7. Статья о великих просветителях из альманаха "Памятные книжные даты", 1988, с. 208

hello_html_47d97f20.jpg

hello_html_52d82667.jpg

hello_html_2a46cc38.jpg

Около стенда двое ведущих и чтец.

Я видел торжество во славу Языка

И лики мудрецов над волнами народа.

И букву "Аз несла могучая река.

И в сердце у меня рождалась эта ода

( Д.Кугультинов "Ода болгарскому языку")

1-й ведущий Мы начинаем вечер, посвященный празднику славянской письменности и культуры. Ежегодно 24 Мая его отличают в славянских странах. В этот день мы вспоминаем создателей славянского алфавита, великих просветителей Кирилла и Мефодия.

2-й ведущий До Кирилла и Мефодия у славян не было единой письменности для передачи сложных по мысли текстов.

1-й ведущий Кирилл и Мефодий на основе греческого письма создали первый славянский алфавит.

2-ведущий Создатели славянской письменности не ограничивались только алфавитом. Они писали и переводили евангельские проповеди, притчи богослужебные тексты, просвещали славян в Моравии. Моравское княжество-одно из западнославянских государств в 9-10 веках, находилось оно территории нынешней Чехии.

( См. карту славянских государств)

1-ведущий Жизнь великих братьев была служением славянской культуре.

2-ведущий Перед вечером группам было дано задание подготовить репортажи - "молнии" о Кирилле и Мефодий. Послушаем наших репортеров.

1 группа "Детство солунских братьев"

Создатели славянской азбуки Константин ( при пострижении в монахи он был назван Кириллом ) (827-869) и Мефодий (815-885) родились в византийском городе Солуни (ныне- Салоники в Северной Греции ), в котором проживало многочисленное славянское население и славяне занимали многие официальные посты. Отец братьев был богам и "доброго рода", занимал в Солуни значительную должность- военачальника.

2 группы "Обучение Кирилла"

Кирилл начал посещать школу в восьмилетнем возрасте. Он прилежно учился, осваивал греческий язык, счет, овладел верховой ездой и воинскими приемами. Но любимым его занятием было чтение книг. После смерти отца он покинул Солунь и отправился в Константинополь, в столицу Византийской империи. В это время там процветал интерес к античности. Среди учителей Кирилла самым, может быть, значительным был будущий патриарх Фотий - знаток античной культуры. Учащиеся изучали поэмы Гомера, трагедии Софокла, философские сочинения Платона и Аристотеля. Кирилл, один из лучших учеников, был принят на государственную службу. После окончания курса наук он занимал высокий ученый пост патриаршего библиотекаря. Наблюдая жизнь придворных, Кирилл понимал, как много времени эти люди теряют на много часовых церемониях рядом с семьей императора. Поэтому он являлся во дворец редко и с неохотой, а потом оставил государственную службу и стал преподавать в университете философию.

2-й ведущий Детство великих солунских братьев прошло в двуязычной среде греческой и славянской. Только латинский язык не был известен солунцам.

1-й ведущий В доме отца Константина и Мефодия среди немногочисленных книг была 'Энеида" Вергилия на латинском. Эту книгу решил прочитать младший из братьев, Константин. Он раскрывал увесистый тем, но старинные стихи, написанные на чужом языке, оставались непонятными.

2-й ведущий После долгих поисков Константину посчастливилось встретить приезжего человека знавшего латинскую грамматику. Однако тот отказался учить Кирилла, сказав, что проку от учения мало и что люди должны пахать землю, делать полезные вещи, а не лезть к другим с умными разговорами.

1-й ведущий Через год Константин снова увидел на улице приезжего человека и с гордостью сообщил ему, что сам изучает латинский язык, сопоставляя один и тот же текст, написанный в одной книге на греческом, а в другой – на латинском.

2-й ведущий. Вскоре Константин освоил арабский язык и прославился своей ученостью.

1-й ведущий. После Солуни Кирилл (Константин) продолжал учение в Константинополе. Знания, полученные в то время, пригодились в будущем.

2-й ведущий. Окончив курс наук, Кирилл стал патриаршим библиотекарем, затем преподавал в университете философию.

1-й ведущий Преподавание длилось недолго. Кирилл, хорошо знавший не только греческий, арабский и латинский, но и язык славян, был отправлен в Болгарию с просветительской миссией.

2-й ведущий. В сказании "О письменах" болгарского книжника конца IX века Черноризца Храбра рассказывается :

Чтец "Прежде славяне не имели письмен, но пользовались чертами и резами. Когда же приняли христианство, то пробовали записывать свою речь латинскими буквами . Но нельзя хорошо записать греческими буквами славянские слова. Было так многие годы. Потом же Бог помиловал род славянский и послал им Константина Философа"

1-й ведущий По поручению Византийского императора Михаила III Кирилл приступил к созданию славянской азбуки. Но создание письменности - непосильная задача для одного человека. Поэтому Кирилл отправился к своему старшему брату Мефодию, удалившемуся с военной службы в монастырь. Мефодия увлекла идея создания письменности для славян. Он освоил новую азбуку, составленную братом , и приступил к переводу церковных книг на язык славян. Переводить книги на славянский язык братья начали, вероятно, во второй половине 862 года.

2-й ведущий 24 мая 863 года в городе Плиске, который в то время был столицей Болгарии, братья огласили изобретение славянского алфавита.

И ленты улиц, и арены площадей -

Все радостно текло, плескалось и сияло!

Веселые глаза танцующих людей

Рассыпали вокруг дыханье карнавала.

Высокий лад царил в движеньях и речах,

Вздымая древних лиц вершины снеговые.

Я много праздность знал и вынес на плечах,

Но праздник Слова был предо мной впервые!

1-й ведущий В том же 863 году братья прибыли в Моравию с созданной азбукой и готовыми переводами. В течение сорока месяцев до весны 847 года они просвещали славян. Римский папа в конце 867- начале 868 года пригласил Кирилла и Мефодия в Рим. Там они получили право просвещать народ. После смерти Кирилла Мефодий вернулся в Моравию и продолжал просветительскую деятельность до конца жизни, до 885 года.

2-й ведущий Кирилл и Мефодий воспитали немало учеников, которые внесли большой вклад в историю славянской письменности и культуры. Ученики открывали свои школы, и к концу IX века уже тысячи людей читали и писали на старославянском языке.

1-й ведущий Славянский алфавит (кириллица) просуществовало на Руси неизменным более семи столетий. Лишь в петровское время понадобилось внести в него изменения, были отменены буквы ("юс большой) и ("юс малый "), ("кси"), ("пси"), 5 ("зело"), которые стали обузой в русской азбуке.

2-й ведущий Во второй половине XVII века русский алфавит пополнился новыми буквами, которых не было в славянской азбуке- буквы "и краткое" и "ё".

В любой старинной книжице

Ты можешь прочитать:

Жила на свете Ижица,

А с нею буква Ять.

Но время быстро движется,

И жизнь уже не та.

Где нынче буква Ижица?

Где Ять? И где Фита?

Без них правописание

Сумело обойтись.

Новейшие издания

Без них вступают в жизнь.

1-й ведущий. В начале ХХ века в России возникла потребность в упрощении алфавита и правописания. Такая реформа была проведена в 1918 году. Были упразднены буквы: i "десятеричное", ("ять"), ("фита"), ("ижица") и буква Ъ ("ер") на конце слов.

А все же до жалости редко

Среди почитаемых книг

Мы ищем язык наших предков -

Для нас неудобный язык.

Да здравствует старославянский!

В нем кровь замешалась и пот!

Густой, непрозрачный и вязкий,

Тяжелый, как сотовый мед!

Как капли его золотые,

Живут и сейчас в языке

Слова налитые, густые, -

Хоть каждое взвесь на руке.

Они веселы и суровы,

До наших времен донесли

Значительность каждого слова

В начале Российской земли.

Азбука, созданная Кириллом и Мефодием, дала старт развитию письменности в славянских странах, привела к появлению школ, что позволило сделать обучение доступным не только для религиозных деятелей, церковнослужителей, но и для огромных народных масс.

2-й ведущий. . .А теперь мы проведем конкурс знатоков русского языка.

Рассмотрите азбуку-кириллицу. Сколько в ней букв?

Какие буквы кириллицы устарели и в наше время не употребляются?

Когда возникла письменность у славян?

Почему славянскую азбуку назвали кириллицей?

Как чтят память Кирилла и Мефодия в славянских странах?

Где установлены памятники братьям - славянским просветителям?

Прочитайте слова, написанные по-старославянски. Попробуйте перевести их на современный русский язык. Подберите к ним родственные слова, которые используются в наши дни:

hello_html_m4934fed0.jpg

2-й ведущий. А теперь прошу от каждой команды по 1 участнику. Вам предлагается решить кроссворд. Кто первый - тот и выиграл.

Читайте также: