Боже храни мое дитя тони моррисон краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Мне довольно странно, что такого качества текст написан Нобелевским лауреатом. В смысле, он увлекателен и не так уж и плох чтоб прям плеваться, он хорош для ноунейма, но ведь за ним стоит уважаемое имя! Допустим, перевод не очень. Но вряд ли переводчик виноват в слабоватом сюжете и исполнении, вряд ли он сам решил накидать текст от первого лица разных персонажей. Я, наверное, книжный сноб, но мне кажется, что так писать - это дурной тон. По меньшей мере, не каждому автору под силу создать приличный текст в таком вот формате.

Начало мне понравилось, оно сразу задает нужный тон высокой истеричной нотой. Послушайте этот монолог простоватой женщины с нелегкой судьбой:

Дело тут не во мне. И винить меня не за что. Ничего такого я не делала и понятия не имею, как это вообще могло произойти.

Для матери нет ничего хуже, чем признать, что она - плохая мать. И это настолько глубокая и непроходимо вечная тема, что можно выстроить на ней все свое творчество, прославиться и стать новым Достоевским. Моррисон заявила тему в первой главе, а после переключилась на самолюбование чернокожей красавицы (региональные менеджеры косметической индустрии в 23 года и правда так богаты, что могут позволить себе за всю книгу ни разу не появиться на работе?) и педофилию, которой внезапно оказалось так много, что в очередной раз только киваешь, ну ладно, мол, еще один педофил. С материнством, в общем-то, все.

Знакомство с Тони Моррисон считаю неудавшимся, но надеюсь, что мне понравятся ее более ранние работы. Здесь я доверюсь другим рецензентам этой книги и дам автору второй шанс.

У книг Моррисон упал градус. Тони уже не та. Её книги стали более понятными и линейными, сюжеты – более разветвлёнными, но при чтении последней книги одной из моих любимых авторов душа не яростно кипела, как случалось всегда раньше, а тихо булькала.

У Тони Моррисон есть способность рассказывать на удивление легко и непринужденно о самых мерзких вещах.
В аннотации нам обещают историю о жестокости матери по отношению к дочери, о грубости окружающего мира в целом и частном. А вот обломитесь, эта тема есть, но ей уделено всего несколько страниц. Жестокость с грубостью тут присутствуют, конечно, но царствовать в сюжете будут скопища тараканов в головах у героев, комплексы, стыд, обиды и орды извращенцев.
Жизнь — боль! За каждым кустом прячется по моральному уроду, по периметру сплошные психи. Крыша по-крупному едет у каждого третьего, по-мелочи у каждого второго, слегка протекает у всех без исключения. На улицу выйдешь — не вернешься совсем, или в лучшем случае тяжко покалеченным (везунчики такие везунчики!). Пристрелят, изобьют, изнасилуют, расчленят, дома пожалуешься — не поверят, а потом еще и растлят.
Так вот встретились два несчастных, закомплексованных одиночества. Брайд и Букер.
У каждого своя трагедия за плечами. Девчонку всю жизнь гнобила родная мать за то, что посмела родиться иссиня-черной в семье светлокожих мулатов. Мотало её из крайности в крайность всю жизнь. У парня аналогично тяжелый заповедник домашних тараканов на запертом чердаке. Травить выводки этих живучих насекомых они будут долго, бессмысленно и беспощадно. Периодически на театре военных действий станут появляться второстепенные герои и рассказывать свои холодящие кровь истории. Извращенцев пруд пруди! Автор не дает забыть о данном факте ни на минуту.
Только подумаешь про кого-то — какие милые люди, хоть кто-то тут нормальный! На следующей странице едва успеваешь волосы, встающие дыбом, приглаживать. Ай-яй, а еще такие приличные на вид, и ребенок их так странно и счастливо улыбался.
Бабушка на лавочке салфеточки крючком вяжет. Добрая какая. Через несколько страниц - блин, остановите Землю, я сойду… Во всем виноваты расизм и всеобщая долбанутость. Хотя нет, только расизм. Он и есть первопричина последующей долбанутости.
Если книгу экранизируют — Оскар обеспечен. Темы — огонь.
Америка, вообще, прекрасная страна. Там можно остаться жить на пару месяцев у совершенно незнакомых людей. Они тебе помогут сломанную ногу вылечить, к доктору доставят, а ты им — а теперь везите меня обратно к вам домой, приготовьте поесть, согрейте воду для ванны (а еще мне нужна ваша одежда и мотоцикл) про одежду я не шутила) Ведь вызвать такси и поехать домой лечиться — не вариант. Или на работу не ходить почти год. Все посочувствуют и не уволят, даже без больничного.
Вот я ворчу, как всегда, а книга при всех маразмах и странностях очень хорошим и приятным стилем написана. Это и вытянуло её на положительную оценку. Автора, как и её героев, мотало по сюжету вдоль и поперек, где пересолила, где переперчила, где пережарила, а напоследок еще и подсластила. Зато не скучно. Но и за душу не трогает, к финалу на извращенцев уже и внимания не обращаешь.

С одной стороны эта книга вопль , она кричит о том как расизм уродует семью и человеские судьбы. Когда мать квартеронка испытывает отвращение к своему ребенку который чисто чёрный , для меня дико. С другой стороны я понимаю что это изуродована психика предыдущими поколениями матерей и бабушек которые ради более удобной жизни отказались от своего наследия и крови. Судить правильно ли это не мне судить , хотя сотни лет назад их предки не для этого подняли голову и скинули ярмо рабства.
А с другой мне не понравилось , как это подано , история не большая , но вот уловить суть кроме того что мать так и не поняла каким чудовищем была , а дочь выросла увы не лучшим образом.

Как обычно, Тони Моррисон в своём репертуаре. Главная тема книги -- чёрно-белые расовые проблемы в США. Данный случай осложнён ещё и целой гроздью убитых и покалеченных (морально или физически) белых и чёрных деток, плюс невыносимой сентиментальностью.

спойлерИ в довершение всего главная Хрюша книги по имени Свитнес (я сначала прочитал "Свинтес", что было бы более уместно) предстаёт настоящей Степашкой. Почти белой и до невозможности пушистой и дальновидной, но так и не понятой ни обществом, ни родной дочерью.свернуть

А начиналось-то всё довольно захватывающе. Обычные для автора небольшие вкрапления мистики были вполне уместны.
Но к концу перебор стал налезать на передержку, и я совершенно потерял интерес к этой истории.

Вместо этой ерунды рекомендую "Возлюбленную" и "Сулу". Темы там те же, но как-то всё более по-человечески, не настолько вымученно.

Тони Моррисон - культовая фигура американской литературы, сделавшая очень много для стирания границы между текстами белых и черных. Умершая меньше года назад, эта писательница и преподавательница-филолог получила Нобелевскую премию в 1993 году за романы, полные мечты и поэзии и оживающие "важный аспект американской реальности". Аспект этот, разумеется, шаткое положение темнокожих за долгую историю США, отношение к расизму и толерантности.

Последний прижизненный роман Тони Моррисон - "Боже, храни мое дитя" - вышел в 2016 году, но создавался много лет подряд. Центральная тема книги - травма и отношение к ней в западном обществе.

Российскому читателю понять весь стеб над западной культурой эстетизации травмы трудно. Наше общество еще только вступает в стадию, когда без акцента детских обид и комплексов не обходится ни одно стихотворение и рассказ. Америка не только прошла пик этой социально-психологической мании, но и шагнула дальше, к метатравме, т.е. культурной травме от засилия всех рассказанных и надуманных (!) травм. Об этом, собственно, пытается рассказать Моррисон через нехитрую историю о гламурной девушке Брайд, которая пускается на поиски своего возлюбленного после ссоры и параллельно с этим постоянно впутывается в какие-то передряги.

В многочисленных аннотациях к роману можно прочесть, что в центре книги - тема взаимоотношения матери и ребенка. Не верьте. Это лишь небольшая рамка сюжета, окаймляющая куда более важные мысли Моррисон о том, куда катится современная молодежь (в широком смысле - общество) в нынешней травматизированной сплошь и рядом Европе и Америке. Впрочем, сюжет в книге "Боже, храни мое дитя" тоже не главное, увы.

Можно, конечно, предположить, что Моррисон сознательно отказывается от увлекательного сюжета и объемных персонажей, повинуясь, как Элис Манро, например, особой повествовательной идее. Но каких-то необычных нарративов в книге есть. Да, историю пытаются рассказать с разных сторон, представляя каждую главу от конкретного персонажа. Только все голоса героев сливаются, а истории не раскручиваются: мотивации провисают, а некоторые отношения отваливаются на полпути.

Можно предположить, что и это Моррисон сделала специально, чтобы совсем принизить и обезличить персонажей, к которым она явно не испытывает симпатии. Чтобы показать, какие мы ужасные в этом кривом зеркале гипертрофированной травмы. Но немного ли чести и таких скидок для одного небольшого произведения?

Проблема еще и в том, что и антипатии герои тоже не вызывают: вы же не станете ненавидеть раненное животное, даже если скулит слишком часто и стонет очень громко? Пусть и рана не смертельная, но, вроде как, жалко. В итоге Моррисон максимально отстраняется от героев. Оно и понятно: она - человек другого поколения, человек, смотрящий на проблемы XXI века сквозь призму реальных военных конфликтов, расистских угнетений и т.д. Но стоит ли так уж радикально и прямолинейно рассматривать другое, буквально чужое поколение под микроскопом своих убеждений, если этот микроскоп - тоже одно большое кривое зеркало?

В общем, герои как на подбор смешные, неловкие, нелепые. Или еще хуже: однотипные и плоские. В нарраторском голосе нет ничего оригинального, композиция проседает из-за однотипности героев в главах, а сам сюжет вялый. Правда, есть в книге прием, который многие сочтут за инструмент магического реализма. Да-да, в романе, напоминающем гламурное и бульварное чтиво, нашлось место чудесам.

Речь идет о тех преобразованиях, которые происходят с главной героиней, пока она переживает период борьбы за свое личное счастье и перерабатывает травму. Для меня этот момент стал метафорой выхода внутреннего ребенка Брайд наружу: ей больше не нужно скрывать свою травму внутри и лелеять ее. Кроме того, это еще и метафора обнуления человека, получения им уникального второго шанса, чтобы поменять свою жизнь в настоящем и будущем, а не страдать по прошлому. Но даже эта часть, которая с точки зрения восприятия самой героиней выглядит еще страннее, чем с позиции восприятия окружающими (ведь мы знаем, что в магическом реализме чудеса являются чем-то само собой разумеющимся), не спасает книгу концептуально или идейно.

Мне сложно сказать, возымела ли книга Тони Моррисон эффект на тех, для кого она писалась. Возможно, тонкие интеллектуальные умы оценили укол зонтиком в сторону так называемого trauma porn, как это называет Галина Юзефович. Но те, кого так старательно (а вернее сказать, подчеркнуто небрежно) изображала Тони Моррисон, скорее всего, не заметили, какими их изобразили, прошли мимо. Или же заметили, и тогда еще больше обиделись и травматизировались.

Понятно, что Тони Моррисон не посягает на личное право людей делиться своей болью. Вероятно, как человек суровой закалки, она просто не может выносить всех drama-queen, которые явно позабыли, что в мире есть серьезные экологические, политические и социальные проблемы. Вот только где проходит грань важности и неважности наших проблем? В XXI веке экзистенциализм продолжает расцветать, да и гедонизм не дремлет. У каждого есть право говорить о том, о чем ему хочется. Не просто так прогрессивное западное общество шло столько лет по демократическом пути. И если мы принимаем авторов с любым цветом кожи, то почему бы и с любой мелкой травмой не принять? Другое дело, что травмой нельзя только кичиться, ее надо как-то прорабатывать, пусть даже и через текст. Но сказать, чтобы Моррисон призывала к этому через текст нельзя: ее герои, в основном, просто жалуются друг другу.

Хотя, есть всё-таки в романе одна, на мой взгляд, очень полезная штука, которая, по иронии, вряд ли бы понравилась самой Тони Моррисон как борцу за литературу вне цвета кожи.

Расизм, как и всякое социально-политическое и культурное явление, это палка о двух концах. Или линза, выпуклая с обеих сторон. Во-первых, всякий раз, когда вы о нем говорить не хотите, вам придется сказать об этом вслух, и это уже станет темой для обсуждения. Во-вторых, когда расизм долгое время процветает (простите за каламбур) на большой территории, он со временем буквально записывается в мозг или впитывается в кровь той самой дискриминируемой группы.

Так и в романе "Боже, храни мое дитя". С одной стороны, Тони Моррисон боролась всю жизнь над тем, чтобы темнокожие люди писали, о чем хотели, говорили, что думают, и поступали так, как им велит сердце, а не сердитый взгляд белого человека. Но в это же время, главная героиня ее книги - именно темнокожая.

Здесь мы сталкиваемся с какой-то осознанной или неосознанной селективностью профессионального писательского сообщества. Темнокожие писатели могут писать о белых. Но хотят ли? И что еще важнее: могут ли белые писать о темнокожих? И тут мы сталкиваемся еще и с обратным расизмом, который вырос из многолетней толерантности. Можно ли назвать то, что любую шутку о темнокожих в Твиттере воспримут как оскорбление и расизм, тоже формой расизма?

Тут еще вырастает и вопрос внутреннего расизма: сами темнокожие постоянно видят причины своих проблем в цвете своей кожи. Это очень хорошо передано в романе Моррисон, где героиня только и думает о том, как и почему ее разглядывают, за что ее избивают, как с ней разговаривают. Ей кажется, что мир крутится вокруг цвета ее кожи, и это передалось ей буквально с молоком матери, которая действительно пережила непростые времена и научилась скрывать свое происхождение. Но сейчас общество меняется и часто то, что кажется нам на первый взгляд примером расизма, может оказаться на деле примером простого невежества, низкой смеховой культуры, отсутствия вежливости, тактичности и знаний этикета. Мне кажется, что это один из главных выводов романа Тони Моррисон "Боже, храни мое дитя".

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Читается легко - в этом прелесть книги.
Педофилия зашкаливает - это перекрывает всю эту небольшую прелесть
"Не знаю, как там в Америке, я не была", но хочется верить, что у нас не приходится на каждого ребенка по педофилу

Тони Моррисон - нобелевский лауреат, а это уже о чём-то говорит. Роман начинается с эпиграфа из Евангелия:

Пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им.
Лука 18:16

Как-то интуитивно становится понятно, что речь пойдет о детях/ребенке. И правда, роман о материнстве, о семье, о взаимоотношениях в семье, и вечно избитая истина о том, что всё, заложенное в ребёнка в детстве, рано или поздно даст о себе знать.
Писательница Тони Моррисон рассказывает о сложностях, через которые проходит каждый из нас. Поэтому неудивительно, что повествование рождает отклик в душе.
И вечное противоречие: может ли человек пойти на всё, в том числе на жестокость, чтобы обеспечить счастливое будущее своего ребёнка?
И, конечно, дитя - это тоже личность, со своей волей и своими желаниями, поэтому гладко такие взаимоотношения проходить никогда не будут.
Читайте об этих коллизиях, взаимных обидах и расплате за прошлые ошибки.
Описаний и отступлений немного, больше диалогов и действия, иногда достаточно динамичного (например, пожар).

Сама книга 18+, поэтому была упакована в полиэтилен и дополнительно в суперобложке, что мне очень понравилось. Приятная, так и хочется взять в руки. Если у вас есть возможность, читайте с печатном варианте.

Покерфэйс от расистских рецензий прямо на этом сайте.

Конечно, проблематика романа - расизм, педофилия, отношения в семье, - близки Моррисон. Она пишет о том, что болит, пишет в новом романе куда более прямолинейно, чем делала это раньше. Никуда от этого не деться - это наша вселенная, где существуют и такие проблемы, которые, конечно, не могут понять белые женщины, которые хотят читать книги только про белых женщин.

Книга хороша, хороша и Моррисон, которая осталась очень смелой и прямолинейной писательницей.

Жаль потраченных детег на книгу. После 90 страницы начался треш. Изнасилования, расизм, педофилия - вот что встретится на этих страницах. Я ничего не могу сказать о финале книги, я не смогла читать до конца. Выбросила на середине.

Глубокая, сложная, красиво написанная история

В книге и в самом деле чуть ли не на каждого героя свой насильник. Но в том и вся суть: показать всю боль детской травмы и как она работает во взаимоотношениях уже повзрослевших детей. Каждый переживает боль по-своему. Книга не учит нас, какими нужно быть родителями, но показывает, что бывает, если своего ребенка не любить и не относиться к нему с должным вниманием.

Читала книгу этой писательницы впервые, повелась на название и аннотацию. Но осталась разочарована.

Как отмечалось в более ранних отзывах - очень много педофилии. На каждого. героя приходился свой извращенец, и все вместе они, если можно так выразиться, являлись основным объединяющим моментом.

Далее может быть СПОЙЛЕР.


Мне не совсем понятно, что автор книги имела в виду, когда писала о таких изменения в теле главной героини, как заросшие проколы в ушах, уменьшение бюста, исхудание, исчезновение волос на теле - зачем все это? Посыл я не разгадала.

Раз уж автор - афроамериканка, то куда ж тут без темы расизма. Причем если выкинуть эту проблему из текста, то сюжет особо и не пострадает, на мой взгляд. "Белая" мать могла бы с такой же ненавистью относиться к своему "белому" ребенку; необыкновенную красоту девушки тоже можно было описать без привязки к цвету кожи.

В общем, книга меня не затянула, не поразила, не оставила после себя той приятной задумчивости, которая иной раз возникает после прочтения какого-либо произведения. Осталось лишь некоторое недоумение. Мое личное мнение - сюжет и послевкусие этой книги не стоят потраченных на нее денег.

Из плюсов - читается очень легко и быстро. Обложка твердая (на ней еще одна - бумажная, с таким же принтом), что позволяет книге не затираться, бумага белая, качество печати отличное.

Также данная книга доступна ещё в библиотеке. Запишись сразу в несколько библиотек и получай книги намного быстрее.

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

По вашей ссылке друзья получат скидку 10% на эту книгу, а вы будете получать 10% от стоимости их покупок на свой счет ЛитРес. Подробнее

  • Объем: 210 стр.
  • Жанр:с овременная зарубежная литература
  • Теги:а мериканская литература, л ауреаты Нобелевской премии, с емейные историиРедактировать

Эта и ещё 2 книги за 299 ₽

По абонементу вы каждый месяц можете взять из каталога одну книгу до 600 ₽ и две книги из персональной подборки.Узнать больше

В своей новой книге она поведает о жестокости матери, которая хочет для дочери лучшего, о грубости окружающих, жаждущих счастливой жизни, и о непокорности маленькой девочки, стремящейся к свободе. Это не просто роман о семье, чья дорога к примирению затерялась в лесу взаимных обид, но притча, со всей беспощадностью рассказывающая о том, к чему приводят детские обиды. Ведь ничто на свете не дается бесплатно, даже любовь матери.

. если ты думаешь, что для того, чтобы стать хорошей матерью, достаточно нежно ворковать над младенцем, вязать ему пинетки и менять подгузники, то тебя ждет большое разочарование. Очень большое. Ты и твой безымянный бойфренд – или муж, или любовник, да кто угодно! – совершенно напрасно вообразили себе, что все будет ути-пути-кис-мяу!

Послушай меня. Очень скоро тебе предстоит узнать, как много нужно, чтобы быть настоящей матерью для своего ребенка. Став родителями, вы будете заново искать место в окружающем мире, ибо этот мир сильно изменит свое отношение к вам, да вы и сами будете уже другими.

Удачи тебе, и пусть Господь хранит твое дитя.

. если ты думаешь, что для того, чтобы стать хорошей матерью, достаточно нежно ворковать над младенцем, вязать ему пинетки и менять подгузники, то тебя ждет большое разочарование. Очень большое. Ты и твой безымянный бойфренд – или муж, или любовник, да кто угодно! – совершенно напрасно вообразили себе, что все будет ути-пути-кис-мяу!

Послушай меня. Очень скоро тебе предстоит узнать, как много нужно, чтобы быть настоящей матерью для своего ребенка. Став родителями, вы будете заново искать место в окружающем мире, ибо этот мир сильно изменит свое отношение к вам, да вы и сами будете уже другими.

Удачи тебе, и пусть Господь хранит твое дитя.

А ведь они ее погубят, эту нежность, думала она. Станут каждый по отдельности цепляться за горестные переживания, за то, что случилось давным-давно, за ту боль, которую жизнь причинила их чистым невинным душам. И оба так и будут вечно переписывать заново свою печальную историю, прекрасно зная ее содержание, но все же угадывая и другую тему, пытаясь придать старой истории новый смысл и отбрасывая за ненадобностью то, что конкретно послужило ее источником. Какая бессмысленная трата времени и сил!

Куин по личному опыту знала, как трудна любовь и как она эгоистична. И как легко разлучить влюбленных.

А ведь они ее погубят, эту нежность, думала она. Станут каждый по отдельности цепляться за горестные переживания, за то, что случилось давным-давно, за ту боль, которую жизнь причинила их чистым невинным душам. И оба так и будут вечно переписывать заново свою печальную историю, прекрасно зная ее содержание, но все же угадывая и другую тему, пытаясь придать старой истории новый смысл и отбрасывая за ненадобностью то, что конкретно послужило ее источником. Какая бессмысленная трата времени и сил!

Куин по личному опыту знала, как трудна любовь и как она эгоистична. И как легко разлучить влюбленных.

. очень важно, как ты с самого начала ведешь себя по отношению к своему ребенку. Ведь некоторых твоих поступков дитя, возможно, никогда тебе не забудет и не простит.

. очень важно, как ты с самого начала ведешь себя по отношению к своему ребенку. Ведь некоторых твоих поступков дитя, возможно, никогда тебе не забудет и не простит.

. она благодарит доброго Бога, который даровал ей теплое одеяло забвения и маленькую подушку мудрости в придачу, чтобы она хоть в старости обрела, наконец, покой.

. она благодарит доброго Бога, который даровал ей теплое одеяло забвения и маленькую подушку мудрости в придачу, чтобы она хоть в старости обрела, наконец, покой.

. протянул ей руку, ту самую руку, о которой она столько мечтала; ради этой руки ей не нужно было лгать, ибо это была рука доверия, рука заботы и нежности – а ведь сочетание всех этих вещей и называют истинной любовью.

. протянул ей руку, ту самую руку, о которой она столько мечтала; ради этой руки ей не нужно было лгать, ибо это была рука доверия, рука заботы и нежности – а ведь сочетание всех этих вещей и называют истинной любовью.

Читайте также: