От рождения до школы лепка аппликация

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Принято на педагогическом совете Утверждаю

Протокол № Заведующий МБДОУ № 3

Рабочая программа

Образовательная область

(рисование, лепка, аппликация)

По реализации программы

Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

Воспитатель второй младшей группы Дыма В.И.

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии:

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. N 1082 г. Москва "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии"

Устав (утверждён приказом № 776 от 07.07.2015г.;

Лицензия на образовательную деятельность серия 61Л01 № 0003392 , регистрационный № 5780 от 14.09.2015г.

Рабочая программа направлена на развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства. Приобщение детей к народному и профессиональному искусству ( словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства: воспитание умения понимать содержание произведений искусства. Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусствах средствах выразительности в различных видах искусства. Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений и рисований, лепке, аппликации, художественном труде. Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства. Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.

Воспитывать у детей восприятие к искусству, развивать интерес к нему.

- Развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, эстетические чувства, художественно – творческие способности.

- Учить детей выделять и использовать средства выразительности в рисовании, лепке, аппликации.

- Формировать внимание детей к сходству и различиям разных зданий, учить самостоятельно выделять части здания.

- Развивать умение создавать коллективные произведения в рисовании, лепке, аппликации.

- Формировать и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы.

- Учить детей закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо), ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме не выходя за пределы контура, проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки концом ворса кисти.

- Формировать интерес детей к лепке: развивать умение лепить из глины (из пластилина, пластической массы).

Объем реализации программы: 2 занятия в неделю, 8 занятий в месяц, 72 академических часа в год.

Формы реализации программы:

- непосредственно-образовательная деятельность (занятие)- это интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков, в которой процесс обучения остается;

- совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, трудовая деятельности;

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учить ле­пить кор­зи­ну лен­точным спо­собом, проч­но со­еди­няя меж­ду со­бой час­ти. Про­дол­жать учить леп­ке из нес­коль­ких час­тей. Вос­пи­тывать в де­тях от­зывчи­вость и доб­ро­ту.

Закрепить представление о праздниках, которые отмечают в нашем городе. Упражнение в лепке фигуры человека в движении.

Развивать воображение, фантазию; совершенствовать навыки работы с ножницами, клеем, развивать мелкую моторику рук.

Про­дол­жать учить де­тей твор­чески сос­тавлять кол­лектив­ную ком­по­зицию, ис­поль­зуя ра­нее ус­во­ен­ные спо­собы леп­ки. Зак­реплять уме­ние со­четать в по­дел­ке плас­ти­лин и при­род­ный ма­тери­ал.

Зак­реплять уме­ние вы­резать оди­нако­вые си­лу­эты из сло­жен­ной гар­мошкой бу­маги. Учить де­тей бо­лее точ­но пе­реда­вать фор­му пред­ме­тов и соз­да­вать объ­ем­ный пред­мет, скла­дывая де­тали по­полам и час­тично скле­ивая меж­ду со­бой. С по­мощью за­гадок раз­ви­вать об­разное мыш­ле­ние.

Закрепить представление о флаге страны; воспитывать любовь к своей стране.

Учить детей изображать из природного материала и пластилина сценку из сказки. Продолжать учить передавать пропорциональное соотношение предметов, добиваться выразительности образа и динамичности композиции. Закреплять умение соединять части, прижимая их. Учить детей понимать и анализировать содержание сказки.

Продолжать учить детей обводить контур игрушки по шаблону и аккуратно вырезать ее. Учить наклеивать вырезанные силуэты на круглые коробочки. Закреплять умение использовать изученные ранее техники при украшении поделки.

Продолжать учить создавать выразительный образ в технике мозаики‑обрывания. Закреплять умение дополнять аппликацию сюжетными моментами, используя технику обрывания по контуру. Развивать отзывчивость и доброту.

Закреплять представление о праздниках; дать представление о праздничном салюте; закрепить умение создавать праздничную композицию, используя имеющиеся навыки вырезания.

Познакомить детей с каргопольскими изделиями и учить видеть выразительность форм. Учить лепить с натуры пластическим способом (из одного куска), соблюдая формы и пропорции деталей, и равномерно и красиво устанавливать вылепленную фигурку на подставке. Закреплять умение намечать стекой перышки, крылья и глаза.

Вызвать у детей интерес к работе с разнообразными материалами в технике коллажа. Учить определять содержание аппликации и выполнять коллективную работу. Познакомить детей с техникой ажурного вырезания. Формировать у них художественный вкус и умение сочетать материалы.

Учить создавать образ предмета путем вырезания формы, сложенной в несколько раз через центр. Поощрять в детях творчество при создании аппликации. Продолжать учить технике ажурного вырезания.

Продолжать знакомить детей с особенностями филимоновской лепки. Учить их лепить фигурку из целого куска глины, вытягивая и прищипывая мелкие детали. Развивать умение сглаживать неровности вылепленной фигуры. Продолжать закреплять способность украшать изделие при помощи стеки.

Побуждать вспомнить и пересказать основные эпизоды сказки; закреплять умение отображать эпизоды знакомой сказки, лепить фигуры людей, соблюдая форму и пропорции.

Продолжать учить детей обводить контуры по шаблону, вырезать одинаковые силуэты из бумаги, сложенной гармошкой, и частично их склеивать, создавая объемные изделия. Закреплять умение самостоятельно украшать поделку. Продолжать учить понимать и анализировать содержание стихотворения.

Тема 1-ой недели: Новогодние каникулы

Закрепить представления детей о зимних развлечениях; лепить фигуру снеговика из целого куска; надрезать стекой; использовать приёмы оттягивания, сглаживания поверхности.

Закреплять навыки связной речи; умение передавать краткое содержание литературного произведения; закреплять умения самостоятельно намечать содержание лепки; тщательно отделывать форму фигуры, добиваясь выразительности задуманного образа.

Учить де­тей бо­лее точ­но пе­реда­вать фор­му пред­ме­тов и соз­да­вать объ­ем­ный пред­мет, скла­дывая де­тали по­полам и час­тично скле­ивая меж­ду со­бой. С по­мощью за­гадок раз­ви­вать об­разное мыш­ле­ние.

Побуждать использовать приёмы вырезывания по частям, силуэтного вырезывания из бумаги сложенной вдвое, гармошкой.

Продолжать учить детей сочетать в поделке пластилин с другими материалами. Закреплять умение передавать пропорциональное соотношение и расположение частей. Учить добиваться выразительности образа. Закреплять умение детей понимать и анализировать содержание стихотворения.

Учить детей создавать объемную поздравительную открытку. Закреплять способность выполнять работу в точной последовательности для воплощения задуманного образа. Развивать точность движений и координацию. Закреплять умение аккуратно пользоваться ножницами. Развивать творчество, воображение и самостоятельность. Воспитывать любовь к родителям.

Побуждать создавать общие композиции; договариваться о композиции работы; упражнять в лепке человека в движении, используя приёмы надрезания пластилина стекой, сглаживания поверхности.

Учить создавать композицию из цветов, используя знакомые приёмы вырезания.

Учить задумывать содержание работы; претворять в жизнь замысел; доводить задуманное до конца.

Закрепить и расширить представления о труде людей в городе; воспитывать уважение к людям труда; побуждать лепить предметы, используя знакомые приёмы лепки.

Продолжать знакомить детей с возможностями икебаны. Побуждать детей самостоятельно создавать цветы из различных материалов. Развивать умение красиво располагать цветы на ветке. Закреплять способность понимать и анализировать содержание стихотворения.

Расширять и обобщать представления о космической технике; побуждать вырезывать фигуру космической ракеты из бумаги, сложенной вдвое; закреплять умение создавать сюжетную композицию.

Активизировать представление о родах войск, познакомить с особенностями службы на границе; формировать чувство благодарности к людям, охраняющим нашу мирную жизнь; закреплять умение лепить фигуры человека и животного; упражнять в использовании различных приёмов лепки.

Развивать в детях способность создавать и воплощать образ, используя знакомые приемы лепки. Закреплять умение выполнять коллективную работу. Формировать художественный вкус. Развивать воображение, творчество, чувство композиции.

Познакомить с героическими страницами истории нашей родины; воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны; развивать речь и обогащать словарный запас детей; Продолжать учить пользоваться ножницами; аккуратно клеить детали на основу.

Уточнить знание отдельных статей Конвенции о правах ребёнка; учить отражать свои впечатления в аппликации, используя приёмы вырезывания по частям.

Побуждать детей к созданию коллективной работы. Учить делать цветы и составлять из них композицию. Продолжать учить переплетать основу и полоски бумаги. Формировать художественный вкус. Развивать воображение и творчество.

Учить детей самостоятельно придумывать, что они будут лепить. Учить продумывать ход работы и выполнять плоскостное изображение предмета. Воспитывать в детях доброжелательное отношение к окружающим, приучать работать в коллективе. Развивать творчество, фантазию и воображение.

О. Павлова - Комплексные занятия по изобразительной деятельности. По программе

Аннотация к книге "Комплексные занятия по изобразительной деятельности. По программе "От рождения до школы" 3-4. ФГОС"

В пособии предлагается система комплексно-тематических занятий с детьми младшей группы (от 3 до 4 лет), разработанная на основе требований ФГОС ДО к содержанию основной образовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (М.: Мозаика-Синтез), подробно раскрывающая особенности организации непосредственно образовательной деятельности в образовательной области "Художественно-эстетическое развитие".
Художественно-эстетическая деятельность детей (рисование, лепка, аппликация, игра творческого характера) способствует развитию умений и навыков во всех направлениях изобразительной деятельности, приобщению к миру искусства, обогащению чувственного опыта, формированию воображения, любознательности, обеспечивает рациональную совместимость основных видов детской деятельности, что позволяет педагогам достигать предусмотренных программой целевых ориентиров образования воспитанников.
Книга одновременно.

В пособии предлагается система комплексно-тематических занятий с детьми младшей группы (от 3 до 4 лет), разработанная на основе требований ФГОС ДО к содержанию основной образовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (М.: Мозаика-Синтез), подробно раскрывающая особенности организации непосредственно образовательной деятельности в образовательной области "Художественно-эстетическое развитие".
Художественно-эстетическая деятельность детей (рисование, лепка, аппликация, игра творческого характера) способствует развитию умений и навыков во всех направлениях изобразительной деятельности, приобщению к миру искусства, обогащению чувственного опыта, формированию воображения, любознательности, обеспечивает рациональную совместимость основных видов детской деятельности, что позволяет педагогам достигать предусмотренных программой целевых ориентиров образования воспитанников.
Книга одновременно является частью учебно-методического комплекта (пособие "Образовательный процесс: планирование на каждый день по программе "От рождения до школы". Младшая группа". Волгоград: ООО "Издательство "Учитель") и отражает работу воспитателя по сетке занятий в течение учебного года.
Предназначено воспитателям ДОО, педагогам дополнительного образования, специалистам дошкольной педагогики; рекомендовано студентам высших и средних педагогических учебных заведений.

Ребёнок лепит голубое животное

Занятия изобразительным творчеством с воспитанниками детского сада открывают широкие возможности для реализации образовательных целей всех трёх направлений: обучающих, развивающих и воспитательных. И в перечне видов изодеятельности одно из ключевых мест занимает лепка. Остановимся на методических основах организации работы с малышами разного возраста в этом виде творчества.

Суть занятий лепкой в детском саду

Лепка — вид изобразительного искусства, предполагающий создание объёмных и рельефных образов из пластилина, глины, теста или воска. Говоря о занятиях в детских садах, основным материалом для лепки является пластилин. Однако могут также выполняться поделки из теста или глины.

Во многих методических источниках лепка из теста или глины относится к нетрадиционным видам этой изобразительной деятельности. Это связано с наследием советской системы дошкольного образования, где предполагалось, что дети лепят только из пластилина.

Лепка обладает целым рядом преимуществ по сравнению с другими видами изодеятельности, в частности простотой освоения базовых приёмов создания образов, которые, в отличие от рисования, создаются аналогичными реальным объектам, без условности отображения на плоскости.

Сказочные персонажи из пластилина

В лепке дети не ограничивают свою фантазию условностью изображения на плоскости

Цели занятий лепкой в детском саду

По Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), одной из составляющих продуктивной деятельности дошкольников является обучение созданию трёхмерных образов, то есть лепка. Поэтому этот вид активности обязательно вводится в учебно-воспитательный процесс детского сада вне зависимости от программы, по которой учреждение работает. Отличаться может только форма работы в этом направлении изотворчества.

Миссия занятий лепкой в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) заключается в:

  • расширении представлений детей о мире вокруг (малыши знакомятся с внешним обликом изучаемых объектов действительности — с растениями, животными и пр.);
  • развитии памяти, внимания, сенсорной чувствительности при восприятии форм, фактуры, цвета, веса и гибкости материала;
  • стимуляции развития речи (если дети младших групп только называют образ, воплощённый в лепке, то в средней и старших учатся придумывать целые сюжеты по мотивам своих поделок);
  • практике сенсомоторной координации (работая с мягким и податливым материалом, развивается сила в руках и пальцах, движения постепенно становятся более скоординированными и дифференцированными);
  • воспитании умения планировать свою деятельность, направленную на реализацию того или иного замысла;
  • формировании эстетических представлений — ребята ищут и находят новые сочетания цветов, фактур, дают оценку готовому продукту, а также учатся быть дисциплинированными, усидчивыми и аккуратными в работе.

Если цели занятий лепкой едины для всех возрастных групп и отличаются только конкретными для того или иного возраста акцентами в проработке, то задачи, демонстрируя определённую преемственность, дифференцируются в зависимости от возраста подопечных.

Девочки лепят из пластилина

Освоение навыков лепки начинается с первой младшей группы

Таблица: задачи занятий лепкой в детском саду

Лепка в образовательном процессе ДОУ

Существует 4 варианта реализации целей и задач лепкой в детском саду:

Гжель, посуда из пластилина

Количество фигурок в сложной композиции ребёнок определяет сам

Хронометраж занятия лепкой

Для успешной реализации тех целей и задач, решать которые призвана лепка, нужно не только грамотно выстроить порядок практического овладения малышами навыками обращения с материалом и инструментами, но и рационально распределить время на это. Время на выполнение объёмного образа зависит от варианта реализации этого вида изодеятельности в ежедневном плане образовательного процесса.

На отдельном занятии

Если на лепку отведено целое занятие, то его план будет стандартным:

  1. Вводная часть — 2–3 минуты, посвящённая актуализации знаний воспитанников по теме, перечислению материалов для создания поделки.
  2. Основной этап — 10–18 минут, на котором взрослый демонстрирует образец поделки, показывает процесс выполнения поставленной творческой задачи, а также проводит пальчиковую гимнастику непосредственно перед началом выполнения поделки и физкультпаузу под конец работы.
  3. Заключительная часть — 2–3 минуты — посвящена оценке работы детей на уроке, рефлексии (в средней и старших группах), также на этом этапе организуется выставка поделок.

Алгоритм работы над лепкой на занятиях кружка идентичен тому, что используется на обычном уроке.

Как иллюстрация другого образовательного направления

Для лепки как вида деятельности на занятиях непрофильного направления на изготовление поделки отводится ¼ времени урока. Работа идёт по следующей схеме:

  • объяснение задачи;
  • демонстрация образца;
  • выполнение поделки;
  • оценка.

Обычно в этом качестве лепка имеет коллективную форму выполнения. Суть её состоит в том, что дети, начиная с первой младшей группы, создают отдельные детали, которые объединяются общей идеей. К примеру, на занятии по ознакомлению с окружающим миром воспитанники средней группы лепят овощи, необходимые для приготовления борща, которые затем помещают в игрушечную кастрюльку.

Как задание проекта

В методической работе ДОУ проект чаще всего является сочетанием работы в группе и дома. Поэтому обычно продуктивная его часть, то есть изготовление поделки, остаётся домашним заданием. Воспитатель при этом устанавливает сроки окончания работы, спрашивает о том, как идёт процесс выполнения, помогает преодолеть трудности в изготовлении, если они возникают.

Дети смотрят на поделки — грибы из пластилина

Вне зависимости от формы занятий лепкой оценка готовых поделок является обязательным этапом работы

Роль педагога в работе над поделкой

Одной из форм реализации индивидуального подхода является помощь детям при выполнении поделки. Но здесь нельзя забывать, что с каждым годом увеличивается уровень самостоятельности ребят, а значит, функция помощника всё больше перерастает в роль наставника:

Глобусы из пластилина

В старшей группе дети оказывают помощь педагогу в организации выставки готовых работ, в младших воспитатель занимается этим самостоятельно

Лепка и другие виды изодеятельности

Элементы лепки придают рисунку эффект объёмности

Аппликативные элементы привлекаются в сюжет также для создания нужного колорита. К примеру, в старшей группе, выполняя проект по ПДД, дети в виде плоской аппликации делают проезжую часть, а в виде поделки из теста — транспорт на дороге.

Машинки из теста на бумажной дороге

Сочетание аппликации и лепки открывает множество возможностей для разыгрывания сюжетов по мотивам композиции

Виды, техники и приёмы лепки в детском саду

В ДОУ дети учатся работать с несколькими видами лепки, каждый из которых, в свою очередь, может реализовываться несколькими техниками.

Таблица: виды лепки в ДОУ

Исходя из доступности и распространённости использования этих видов лепки в ДОУ, предметная и сюжетная считаются традиционными, а декоративная и пластилинография — нетрадиционными видами.

Фотогалерея: примеры готовых работ, выполненных в разных видах лепки

Читайте также: