Особенности зимней прогулки в доу

Обновлено: 03.07.2024

Прогулка на свежем воздухе в сочетании с подвижными играми и занятиями физическими упражнениями создаёт прекрасные условия для оздоровления детей, а также положительно влияет на эмоциональное состояние.

В зимнее время прогулка проводится 2 раза в день общей продолжительностью до 3- 4 часов. Только понижение температуры до -15 градусов или ветреная погода, вьюга могут служить поводом для сокращения прогулки или её отмены.

В целях охраны жизни и здоровья детей воспитатель и помощник воспитателя, начиная рабочий день, внимательно осматривают весь участок: нет ли поломанного оборудования, битого стекла, каких-либо нежелательных предметов. При организации прогулки на участке дошкольного учреждения помощник воспитателя помогает подготавливать на участке игровую среду. Для того, чтобы дети охотно оставались на прогулке положенное по режиму время, необходимо им создать условия для разнообразной деятельности. Воспитатель заранее продумывает её содержание, вызывает у малышей интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой. А начинается вся подготовка воспитателя к зимней прогулке ещё летом – с перспективного плана. Затем смотрим календарный план воспитательно-образовательной работы.

  1. Наблюдение;
  2. Трудовая деятельность;
  3. Игровая деятельность (подвижные игры);
  4. Индивидуальная работа;
  5. Самостоятельная деятельность детей.

• предшествующей деятельности детей (например, после организации образовательной деятельности физическая культура и музыка целесообразнее в начале прогулки провести наблюдение, после организации образовательной деятельности формирование элементарных математических представлений и коммуникация — подвижные игры) .

• от времени года (в холодный период времени предусматривается проведение игр с большой подвижностью детей).

• от индивидуально-возрастных особенностей детей (в младшем возрасте целесообразнее начать прогулку с наблюдения, в старшем – с игры и т. д.)

Наблюдения (воспитателям указывается в планах объект или тема наблюдения, цель проведения наблюдения и с кем оно проводится):

• наблюдения за живыми объектами (за птицами, деревьями лиственными и хвойными, кустарниками и т. д.);

• наблюдения за неживыми объектами (за солнцем, облаками, погодой, ветром, снегом, глубиной снежного покрова, длительностью дня, метелью, позёмкой, снегопадом и т. д.);

• наблюдения за явлениями окружающей действительности (за трудом взрослых, за прохожими, за лыжниками, за транспортом – снегоуборочной машиной и т. д.).

Помимо стационарно установленного оборудования, на участок непременно следует выносить разнообразный дополнительный материал, который служит целям закрепления, уточнения и конкретизации новых знаний детей об окружающем мире, развивает наблюдательность, умение детей сравнивать, обобщать и делать простейшие выводы.

В зимнее время, среди припорошённых снегом кустов, с горки спускаются лыжники и саночники (одетые в соответствующие костюмы куклы). За день здесь могут произойти изменения, например, какие-то из кукол изменили своё положение. Кто из ребят заметит это первым? В следующий раз на пригорке появился заяц (игрушка), а из-за кустов за ним будет следить хищники - волк или лиса (игрушки). Грамотный педагог всегда найдёт повод как для наблюдения, так и для развёрнутой беседы с детьми, для инсценировки сказки с этими персонажами или сюжетно-ролевой игры с использованием этих сюрпризных моментов. Нужна только фантазия воспитателя. Нарядный, хорошо украшенный участок сам по себе вызывает у детей устойчивый положительный эмоциональный настрой, желание идти на прогулку. Достаточное количество игрового материала сделает прогулку более насыщенной и интересной.

Трудовая деятельность. Планируется хозяйственно-бытовой труд (на веранде, на участке, следует указывать форму труда дошкольников – индивидуальные или групповые поручения, или коллективный труд (совместный, общий).

Подвижные игры. Подбирая игры для дневной прогулки, необходимо учитывать предыдущую деятельность детей. После спокойной деятельности детей рекомендуются игры более подвижного характера. Проводить их нужно со всей группой в начале прогулки. После активной деятельности детей рекомендуются игры средней подвижности. Проводить их нужно в середине или конце прогулки.

План должен включать игры • малоподвижные; • игры средней активности; • игры с высокой двигательной активностью. Следует отражать в планах разучивание новой игры и игры на закрепление двигательных навыков и развитие физических качеств. В течение года проводится примерно 10 – 15 новых игр.

Индивидуальная работа направлена не только на совершенствование физических качеств, но и на развитие психических процессов, закрепление материала по всем разделам программы, формирование нравственных качеств.

Самостоятельная деятельность детей. Для её организации необходимо создать условия: атрибуты, выносной материал, орудия труда для трудовой деятельности. Материалы и оборудование, используемые для организации самостоятельной деятельности детей: ледянки, кукольные сани, ящики для перевозки снега, большие фанерные фигуры зверей из любимых сказок, маски для сюжетно-ролевых игр, вожжи, лыжи, султанчики, флажки, кегли. Формочки, лопатки, ведёрки, палочки для рисования на снегу, печатки, оборудование для экспериментов, снегомер, лупа, игрушки из бросового материала.

Необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования к хранению и размещению выносного материала. Зимой прогулки с младшими дошкольниками разрешается проводить при температуре воздуха не ниже —15° и скорости ветра не более 15 метров в секунду. С детьми 5-7 лет — не ниже –20° и скорости ветра не более 15 м/с. При температуре воздуха ниже –15 ° и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается.

Чтобы разнообразить движения детей зимой на прогулке, на каждом групповом участке желательно иметь следующие группы снежных фигур:

Большое значение нужно придавать профилактике травматизма во время проведения прогулок. Постройки должны быть прочными, гладкими. При постройке горок для скатывания придерживаемся следующих требований:

В 1 младшей группе – высота 70-80 см со скатом 3 м, сверху обязательно делается посадочная площадка размером 1, 5 м. Справа от ската – лесенка (высота ступенек 12-14 см, ширина 25см. Ширина горки от 1,0 до 1,5 м с бортиками по краю ската до 15 см) + горка для кукол. Снежный бум длина 1,5 – 2, 0 м; ширина – 30 – 40 см; высота – 15 – 20 см.

Во 2 мл. группе – высота 80-90 см. со скатом 3 м, сверху обязательно делается посадочная площадка размером 1, 0 м * 1, 5 м. Справа от ската – лесенка (высота ступенек 12-14 см, ширина 25см. Ширина горки не менее 1,0 до 1,5 м с бортиками по краю ската до 15 см) Снежный бум длина 1,5 – 2, 0 м; ширина – 30 – 40 см; высота – 20 – 25 см. Дуги для подлезания – ширина – 50-60 см, высота – 40 см.

В средней группе – высота 90-100см, со скатом 4-5 м, сверху обязательно делается посадочная площадка размером 1, 0 м * 1, 5 м. Справа от ската – лесенка (высота ступенек 12-14 см, ширина 25см. Ширина горки не менее 1,0 – 1,5 м с бортиками по краю ската до 15 см) Снежный бум длина 1,5 – 2, 0 м; ширина – 30 – 40 см; высота – 25 – 30 см. Цели для метания: вертикальная (кольцо) – высота – 75 см, расстояние – 1 – 1,5 м. Горизонтальная (корзина, чаша) – диаметр – 40 – 50 см, расстояние – 1,50 м. Дуги для подлезания – ширина – 50-60 см, высота – 40 см. В старших и подготовительных группах – высота 1-1, 2 м, со скатом 5-6 м, высота ступенек 14 см, сверху обязательно делается посадочная площадка размером 1, 0 м * 1, 5 м. Справа от ската – лесенка (высота ступенек 14 см, ширина 25см. Ширина горки не менее 1. 0 – 1,5 м с бортиками по краю ската до 15 см)

Старшая Снежный бум длина 1,5 – 2, 0 м; ширина – 30 – 40 см; высота – 30 – 35 см. Ледяные дорожки - длина 1,0– 2, 5 м; ширина – 30 см - 2. Цели для метания: вертикальная (кольцо) – высота – 75 см, расстояние – 1 – 1,5 м. Горизонтальная (корзина, чаша) – диаметр – 40 – 50 см, расстояние – 1,70 м. Дуги для подлезания – ширина – 50-60 см, высота – 50 см.

Подготовительная Снежный бум длина 1,5 – 2, 0 м; ширина – 30 – 40 см; высота – 35 – 40 см. Ледяные дорожки - длина 1,0 – 2, 5 м; ширина – 30 см - 3. Цели для метания: вертикальная (кольцо) – высота – 75 см, расстояние – 1 – 1,5 м. Горизонтальная (корзина, чаша) – диаметр – 40 – 50 см, расстояние – 2,0 м. Дуги для подлезания – ширина – 50-60 см, высота – 60 см.

Прогулка в ДОУ – это педагогически организованная форма активного отдыха на свежем воздухе, целью которой является укрепление здоровья детей, развитие их умственных способностей. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Свежий воздух в сочетании с активными физическими упражнениями и играми влияет на организм особенно благотворно.

Правильная организация и проведение прогулки - являются залогом привития детям здорового образа жизни.

Требования к подготовке и организации прогулки

В документе СанПиН 2.4.1.3049-13, рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать (п. 11.5). Рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой (п. 11.6.).

Заметим, что в СанПиН не идет речь о полной отмене прогулки в зависимости от погодных условий, решение об отмене прогулки или сокращении времени принимает руководство ДОУ, однако в ранее изданном СанПиН 2.4.1.1249-03 ограничения были: прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5-7 лет при температуре воздуха ниже -20°С и скорости ветра более 15 м/с (для средней полосы) (п. 2.12.2).

С 30 июня 2020 года, введены санитарно-эпидемиологические правила, в которых прописано строгое ограничение:

Зона игровой территории включает в себя групповые площадки - индивидуальные для каждой группы (рекомендуемая площадь из расчета не менее 7,0 кв. м на 1 ребёнка для детей младенческого и раннего возраста (до 3-х лет) и не менее 9,0 кв. м на 1 ребенка дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет) и физкультурную площадку (одну или несколько) (п. 3.6 СанПиН 2.4.1.3049-13).

Уборка территории проводится ежедневно: утром за 1 - 2 часа до прихода детей или вечером после ухода детей. В зимнее время очистка территории (подходы к зданию, пути движения, дорожки, площадки зоны отдыха и игр) от снега проводится по мере необходимости, использование химических реагентов не допускается (п. 3.19 СанПиН 2.4.1.3049-13).

В дошкольных образовательных организациях (группах) должны быть обеспечены условия для просушивания верхней одежды и обуви (п. 4.13 СанПиН 2.4.1.3049-13).

Необходимо ежедневно перед прогулкой осматривать участки (Инструкция по охране жизни и здоровья детей при проведении прогулок).

Постройки должны быть прочными, гладкими. При постройке горок для скатывания придерживаемся определенных требований (Инструкция по безопасности снежных конструкций на зимних прогулках) см. приложение

Одежда должна соответствовать сезону и погоде. Выбор зимней одежды в соответствии с погодными условиями (СанПиН 2.4.7 1.1.1286-03).

Планирование прогулки

Программой воспитания в детском саду в примерном режиме дня каждой возрастной группы предусмотрено проведение двух прогулок. Прогулку организуют: в первую половину — до обеда и во вторую половину — после дневного сна или перед уходом детей домой.

Длительность прогулки в зимний период на улице сокращается при температуре воздуха ниже и скорости ветра более установленных показателей соответствующих возрасту детей:

1 младшие группы до -15 -17 С тихо – не менее 1 часа, от -12 С ветер до 5 м/с – не менее 30 мин;

2 младшие группы до -20-22 С тихо – не менее 1 часа, от -18 С ветер до 5 м/с – не менее 30 мин;

Средние группы до -25 С тихо – не менее 1 часа, от -20 С ветер до 7 м/с до- 24С ветер до 2 м/с (включительно) – не менее 30 мин;

Старшие, подготовительные группы до -30 С тихо – не менее 1 часа, от -25 С ветер до 10 м/с до -29 С ветер до 3м/с (включительно) – не менее 30 мин.

Для того, чтобы дети охотно оставались на прогулке положенное по режиму время, необходимо им создать условия для разнообразной деятельности. Воспитатель заранее продумывает её содержание, вызывает у малышей интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой. А начинается вся подготовка воспитателя к зимней прогулке ещё летом – с перспективного плана. Затем смотрим календарный план воспитательно-образовательной работы.

Прогулка состоит из следующих частей:

2. Трудовая деятельность;

3. Игровая деятельность (подвижные игры);

4. Индивидуальная работа;

5. Самостоятельная деятельность детей.

Последовательность их проведения варьируется в зависимости от:

• предшествующей деятельности детей (например, после организации образовательной деятельности физическая культура и музыка целесообразнее в начале прогулки провести наблюдение, после организации образовательной деятельности формирование элементарных математических представлений и коммуникация — подвижные игры).

• от погодных условий (в холодный период времени предусматривается проведение игр с большой подвижностью детей, в сырую, дождливую погоду, следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства).

• от индивидуально-возрастных особенностей детей (в младшем возрасте целесообразнее начать прогулку с наблюдения, в старшем – с игры и т. д.)

• от познавательных интересов детей.

Наблюдения (воспитателям указывается в планах объект или тема наблюдения, цель проведения наблюдения и с кем оно проводится):

• наблюдения за живыми объектами (за птицами, деревьями лиственными и хвойными, кустарниками и т. д.);

• наблюдения за неживыми объектами (за солнцем, облаками, погодой, ветром, снегом, глубиной снежного покрова, длительностью дня, метелью, позёмкой, снегопадом и т. д.);

• наблюдения за явлениями окружающей действительности (за трудом взрослых, за прохожими, за лыжниками, за транспортом – снегоуборочной машиной и т. д.).

Содержание прогулок определяется программой по ознакомлению детей с окружающим с учетом предшествующей деятельности детей, педагогических и оздоровительных задач, и строится в соответствии с календарным планированием в каждой возрастной группе.

Инструктор по ФК разрабатывает перспективное планирование подвижных игр для всех возрастных групп, с начинающими воспитателями проводит консультации по планированию и методике проведения подвижных игр на прогулке.

Содержание игр и физических упражнений на прогулке для детей должно предусматривать:

1. Использование упражнений преимущественно динамического характера, направленных на развитие различных групп мышц, упражнений требующих высокой координации движений;

2. Соответствие игр и упражнений сезону года, погодным условиям;

3. Применение разных способов организации дошкольников;

4. Рациональное использование оборудования и инвентаря, предметов окружающей среды;

5. Создание благоприятных условий для положительных эмоциональных и морально-волевых проявлений детей;

6. Активизацию детской самостоятельности;

7. Стимулирование индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

Организация прогулки

Подготовка к прогулке

Перед выходом на прогулку воспитатель организовывает с детьми проведение гигиенических процедур: чистку носа, посещение туалетной комнаты.

Одевать и раздевать детей при подготовке и возвращении с прогулки необходимо по подгруппам:

• воспитатель выводит в помещение для одевания первую подгруппу детей, в которую включает медленно одевающихся детей, детей с низкими навыками самообслуживания;

• младший воспитатель проводит гигиенические процедуры со второй подгруппой и выводит детей в помещение для одевания;

• в помощь при одевании в каждую группу раннего и младшего дошкольного возраста закрепляются сотрудники из числа рабочего и медицинского персонала ДОУ;

• воспитатель выходит с первой подгруппой детей на прогулку, а младший воспитатель заканчивает одевание второй подгруппы и провожает детей на участок к воспитателю;

• детей с ослабленным здоровьем рекомендуется одевать и выводить на улицу со второй подгруппой, а заводить с прогулки с первой подгруппой.

При организации прогулки следует соблюдать разумное чередование совместной деятельности с воспитателем и самостоятельной деятельности детей, специально организованных образовательных ситуаций и свободной игровой и практической деятельности по выбору детей, физических и умственных нагрузок, активной деятельности и отдыха.

Наблюдения – основной метод обучения.

Наблюдения в младшей группе должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными.

В старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут.

• Живая природа (растения, животные)

• Неживая природа (сезонные изменения и различные явления природы: снег, гололёд, ветер и др., труд взрослых)

• Кратковременные - организуются для формирования представления о свойствах и качествах предмета или явления.

• Длительные - организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе.

Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать данную последовательность:

• формируются связи между частями объекта;

• идет накопление представлений у детей;

• делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.

Дидактические задания и упражнения на прогулке - являются приемом стимуляции детской активности. Они непродолжительны, занимают по времени не более 3-4 минут. Проводятся несколько раз в течении одной прогулки.

Дидактические занятия разнообразны и в них всегда должны присутствовать игровые элементы. Такие задания должны быть доступны по исполнению, понятны каждому ребенку. Необходимо объяснить это задание, почему нужно приложить усилие к его выполнению.

Основные движения и подвижные игры

Младший возраст - 6-10 минут

Старший возраст – 10-15 минут

Каждый месяц разучивание 2-3 п/и (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год)

Младший возраст - рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя)

Старший возраст - проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования.

Игры с пением не проводятся в зимнее время, т. к. дети могут простудить горло. Спокойные подвижные игры, в которых имеются короткие тексты, можно использовать в более мягкие зимние дни.

Не рекомендуется включать в зимнюю прогулку игры с лазаньем по шведской лестнице, чтобы избежать травм. Одежда детей стесняет движения, рейки лестницы могут быть обледенелыми, скользкими.

Маленькие дети 3-4 лет требуют особенно внимательного подхода. Дети в этом возрасте ещё не могут регулировать свои движения, они быстрее зябнут, чем старшие дошкольники. Поэтому игры и упражнения приходится подбирать для них с особенным вниманием и осторожностью. Чтобы дети не озябли и не устали.

Подвижные игры зимой на прогулке надо организовать так, чтобы дети не стояли долго на одном месте в ожидании своей очереди. Поэтому группы детей в играх типа эстафета сократить до 5 человек, а такие игры, где большинство человек стоит, а бегает только двое зимой в холодную погоду давать не стоит. Лучше всего в зимнюю погоду проводить игры типа перебежек.

Кроме подвижных игр с правилами, надо шире проводить игры-упражнения в отдельных видах движений (кроме прыжков и лазанья) с использованием снега и льда.

Формы организации труда:

• Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада

• Коллективный труд - дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу.

• Самостоятельная игровая деятельность. Для ее организации необходимо создать условия, атрибуты, выносной материал (лопатки для снега и для творческой деятельности, лыжи, санки, ледянки, клюшки, бросовый материал для игр со снегом).

Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.

Очень важно следить за правильным дыханием во время занятий. Чрезмерное усердие может привести к переохлаждению верхних дыхательных путей и, естественно, к заболеванию. Необходимо дышать через нос. При дыхании через рот воздух не очищается, не увлажняется, не обеззараживается и не утепляется. В результате возникают благоприятные условия для образования острых воспалительных процессов в глотке, гортани, трахее, бронхах и легких.

Во время прогулки на воздухе большое значение имеет подбор правильной одежды и обуви детей. Гигиенические требования к одежде предусматривают ее соответствие росту и полноте тела ребенка, обеспечение свободы движений. Теплозащитные свойства одежды зависят от ее слойности (2, 3 или более слоев): между слоями одежды находится воздух и чем больше слоев, тем выше температура воздуха под одеждой. Зимой на прогулках следует носить утепленные кожаные ботинки, а в очень сильные морозы – валенки с калошами. По возвращении с прогулок обувь нужно обязательно очищать от снега и просушивать. Зимняя обувь должна быть по размеру ноги ребенка. Ботинки или сапожки, которые немного велики, можно носить с двумя парами носков.

Важно одевать ребенка в соответствии с температурой наружного воздуха, чтобы не было чрезмерного как перегревания, так и переохлаждения. Очень важна и воздухопроницаемость тканей, которая обеспечивает вентиляцию пространства под одеждой.

Нерациональная одежда, затрудняя испарение, может ухудшить самочувствие ребенка и снизить работоспособность. Поэтому для сохранения нормального теплообмена важно, чтобы ткани хорошо поглощали влагу из пространства под одеждой и удаляли ее наружу. Этим требованиям отвечают хлопчатобумажные, трикотажные и шерстяные ткани. Использование одежды из синтетических тканей не рекомендуется, так как они плохо впитывают влагу и не обеспечивают необходимую воздухопроницаемость, особенно при выполнении физических упражнений. При подборе одежды важно учитывать индивидуальные особенности детей: детям закаленным, привыкшим к холоду, рекомендуется несколько облегчить одежду, а детям, часто болеющим, плохо переносящим холод ("зябким", в более теплой одежде.

Возвращение с прогулки

• младший воспитатель уводит первую подгруппу детей с участка. Дети второй подгруппы продолжают гулять ещё в течение 10-15 минут с воспитателем.

• младший воспитатель помогает детям снять одежду, аккуратно сложить её в шкафчик (при необходимости развешивает для просушивания). Раздевшись, дети спокойно идут в группу, проводят гигиенические процедуры и играют.

• воспитатель возвращается с прогулки со второй подгруппой детей, помогает им раздеться, сложить и просушить вещи, организует проведение гигиенических процедур.

Организация предметно-пространственной среды на участке ДОУ в зимний период для детей младшего дошкольного возраста

Организация предметно-пространственной среды на участке ДОУ в зимний период для детей младшего дошкольного возраста Поскольку 2018 год был объявлен Годом добровольцев-волонтеров в России - у нас в Детском саду появилась идея немного изменить это понятие,.

Наши зимние прогулки. Организация прогулки зимой

Наши зимние прогулки. Организация прогулки зимой Для того, чтобы прогулки зимой проходили интересно для детей – их надо правильно организовать. Наша прогулка всегда начинается с того,.

Картотека наблюдений в зимний период Наблюдение № 1Наблюдение за изменениями в природе. Предложить самостоятельно найти признаки зимы. Загадка: Запорошила дорожки, Разукрасила.

Важнейшей задачей дошкольных учреждений является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье детей и его состояние относится к числу важнейших характеристик, определяющих положение детей в обществе, и отражает состояние здоровья всего общества. В дошкольном возрасте оптимальная двигательная активность и физическое воспитание являются ведущими факторами в сохранении здоровья, полноценном физическом и психическом развитии ребенка.

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.

Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до четырёх часов в день.

Режим дня детского сада предусматривает проведение дневной прогулки после занятий и вечерней – после полдника. Время, отведённое на прогулки, должно строго соблюдаться.

Для осуществления задач всестороннего развития и организации разнообразной деятельности детей большое значение имеет в соответствии с педагогическими и гигиеническими требованиями спланированный и оборудованный участок.

Для обеспечения качественной организации прогулки в зимний период необходимо создать определенные условия: расчистить участок от снега, соорудить постройки для развития основных движений (ходьба, бег, упражнение в равновесии, лазанье, прыжки, метание).

Оформление зимних участков – работа непростая, требующая больших физических затрат. Поэтому привлечение родительской общественности является обязательным условием.

Ежегодно мы проводим смотр-конкурс зимних участков "Лучшее оформление зимнего участка". Данный конкурс проводится в два этапа: подготовительный и итоговый. В подготовительном этапе проводятся консультация по подготовке участка, мастер-класс по оформлению и украшению участка снежными постройками. Через месяц проводится итоговый этап: осмотр участков, снежных построек, украшений веранд, соответствие требованиям по возрастной категории детей, соблюдение на участке техники безопасности

Снежные постройки:

фигуры для закрепления навыков равновесия.

фигуры для перешагивания.

фигуры для упражнений в метании.

фигуры для подлезания.

горки для скатывания.

Большое значение необходимо придавать профилактике травматизма во время проведения прогулок. Постройки должны быть прочными, гладкими. При постройке горок выполняются следующие требования:

В 1 младшей группе – высота 70-80 см со скатом 3 м, сверху обязательно делается посадочная площадка размером 1,5 м * 1,5 м. Справа от ската – лесенка (высота ступенек 12-14 см, ширина 25см. Ширина горки 50-60 см с бортиками по краю ската до 10 см) + горка для кукол.

Во 2 мл. группе – высота 80-90см.

В средней группе – высота 90-100см, со скатом 4-5 м, остальные параметры те же.

В старших и подготовительных группах – высота 1-1,2 м, со скатом 5-6 м, высота ступенек 14 см, остальные параметры те же.

Мною, как старшим воспитателем в обязательном порядке оказывается методическая помощь воспитателям по организации работы в зимний период. Проводится консультация по планированию и организации прогулок, обзор статей и рекомендаций в методической литературе, практикумы по изготовлению из бросового материала оформления для веранд.

При планировании воспитателями прогулок в планах ВОР, важно соблюдать все 5 этапов.

Самостоятельная деятельность детей.

в планах ВОР указывается объект, тема, цель наблюдения, цель проведения и с кем оно проводится;

наблюдения за живыми и неживыми объектами;

наблюдения за явлениями окружающей действительности.

Трудовая деятельность. Планируется хозяйственно-бытовой труд (на веранде, на участке), указывается форма труда – индивидуальные групповые поручения, коллективный труд

Подвижные игры. Рекомендуется проводить три игры в течение прогулки. Подбирая игры для дневной прогулки, необходимо учитывать предыдущую деятельность детей. После спокойных занятий (рисования, лепка) рекомендуются игры более подвижного характера. Проводить их нужно со всей группой в начале прогулки. После физкультурных и музыкальных занятий рекомендуются игры средней подвижности. Проводить их нужно в середине или конце прогулки. В план должны включать игры

Малоподвижные (“Сделай фигуру”, “Змея”, “Узнай кто позвал”); игры средней активности (“Зима”, “Заморожу”, Кто самый внимательный”); игры с высокой двигательной активностью (“Мышеловка”, “Ловишка с ленточками”, “Гуси-лебеди”).

В обязательном порядке в планах отражается разучивание новой игры и игры на закрепление двигательных навыков и развитие физических качеств. В течение года проводится примерно 10 – 15 новых игр.

Виды игр на прогулке:

спортивные упражнения (“Катание на санках”, “Скольжение”, “Ходьба на лыжах”);

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игровая площадка детского сада зимой – это прекрасное место для оздоровительных прогулок на свежем воздухе.

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

Такие дети бодры, реже болеют простудными заболеваниями. Если в теплое время года ребята много бегают, прыгают, играют с мячом, катаются на велосипеде, то в холодное время их активность снижается. Тяжелая одежда и обувь, ветер, мороз, снег ограничивают движения, поэтому воспитателям следует постоянно заботиться о создании необходимых условий для двигательной активности дошкольников зимой. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся: более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система.

Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.

Прогулки дают возможность решать задачи нравственного воспитания. Воспитатель знакомит детей с достопримечательностями, с трудом взрослых, которые озеленяют ее улицы, строят красивые дома, асфальтируют дороги. При этом подчеркивается коллективный характер труда и его значение: все делается для того, чтобы нашим людям жилось удобно, красиво и радостно. Ознакомление с окружающим способствует воспитанию у детей любви к малой родине.

Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей. Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до четырех часов в день. Летом это время значительно увеличивается. Режим дня детского сада предусматривает проведение дневной прогулки после занятий и вечерней — после ужина. Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться.

Составные части прогулки:

  1. Наблюдение;
  2. Игровая деятельность;
  3. Индивидуальная работа;
  4. Самостоятельная деятельность детей.

Наблюдения.

Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными детьми. Одних воспитатель привлекает к наблюдениям, чтобы развить внимание, у других вызывает интерес к природе или общественным явлениям.

В планах указываются объект или тема наблюдения, цель проведения наблюдения :

- наблюдения за живыми объектами (за птицами, деревьями лиственными и хвойными, кустарниками и т.д.);

- наблюдения за неживыми объектами (за солнцем, облаками, погодой, ветром, снегом, глубиной снежного покрова, длительностью дня, метелью, позёмкой, снегопадом и т.д.);

- наблюдения за явлениями окружающей действительности (за трудом взрослых, за прохожими, за транспортом и т.д.).

Подвижные игры. Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания.

Выбор игры зависит от погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду.

Следует отражать в планах разучивание новой игры и игры на закрепление двигательных навыков и развитие физических качеств.

Кроме этого организуются игры:

  • игры-эстафеты
  • сюжетные подвижные игры
  • игры с элементами спорта
  • сюжетные подвижные игры
  • народные игры
  • хороводные
  • спортивные упражнения.

Индивидуальная работа.

Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других - упражнение в равновесии, для третьих - спрыгивание с пеньков, сбегание с пригорков.

Направлена не только на совершенствование физических качеств, но и на развитие психических процессов, закрепление материала по всем разделам программы, формирование нравственных качеств.

На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка: разучивание потешки или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и т. п. Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.

Самостоятельная деятельность детей.

Для эффективного проведения прогулок необходимо создать условия и для самостоятельной деятельности детей. Следует выносить дополнительный выносной материал, который будет служить целям закрепления, уточнения, конкретизации новых знаний детей об окружающем мире, а так же даст возможность тренировать наблюдательность детей, умение сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы.

Достаточное количество игрового материала сделают прогулку более насыщенной и интересной.

Перечень инвентаря для самостоятельной двигательной деятельности на прогулке:

- ледянки

- санки для детей

- санки для кукол

- корзинки и носилки для снега

- печатки разной формы

- палочки для рисования на снегу

- ведёрки, лопаточки для снега

- атрибуты для подвижных и сюжетно – ролевых игр

-оборудование для экспериментов

Во время прогулки воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх. Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры.

На прогулках дети получают много непосредственных впечатлений об окружающем, расширяется их кругозор, углубляются знания и представления, развивается наблюдательность и любознательность. Движения на воздухе оказывают положительное влияние на физическое развитие. Длительная ходьба во время прогулки требует от детей определенной выдержки, организованности и выносливости.

Зима – раздолье для зимних игр и забав. Сколько радости, веселья, удовольствия доставляет детям зимние прогулки. Таким образом, правильно организованная прогулка детей, создание условий для двигательной активности на зимних участках, сложенная работа педагогического персонала может дать следующие результаты:

- повышение двигательной активности детей на прогулке;

- развитие познавательного интереса у детей.

Итак, взрослым следует постоянно заботиться о создании необходимых условий для двигательной активности детей в зимнее время.

Литература :

1.Т.Г.Кобзева " Организация деятельности детей на прогулках ".

2.От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2011. – 336 с

Читайте также: