Особенности театральной школы островского

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Концепция русского театра в творчестве А. Н. Островского

Всю жизнь писатель болел душой за состояние театрального репертуара, помогая актерам, боролся против рутины и монополии в театре, практически совершил в нем переворот, создав и своего актера, и своего зрителя. Как и каждый великий драматург, он создал свое направление сценического искусства. Это касается и принципа постановок пьес, и сценической игры. Конечно, главное воздействие на развитие сценического искусства оказывали сами пьесы, но также сыграли свою роль и теоретические высказывания писателя, его беседы с исполнителями, участие в обсуждении и целых спектаклей, и отдельных ролей. Все это позволяет говорить о театральной эстетике Островского как о целостной системе взглядов, охватывающей все важнейшие компоненты театрального искусства, начиная с пьесы и кончая сценой и зрительным залом.

Ближайший помощник драматурга – актер, так как именно актеры интерпретируют то, что создал драматург. Островский придавал особенно большое значение работе с актерами, дружил и переписывался с ними. Сталкиваясь с широким многообразием характеров и обстоятельств, артист должен обладать высокой культурой и профессиональным мастерством. Островский со всей страстью на этом настаивал, боролся за культуру актера. В его публицистике очень большое место занимают вопросы театрального образования, всестороннего обучения актеров. Островский хотел видеть в актере сознательного культурного деятеля. Театральное искусство обязано выполнять просветительскую роль, быть вторым университетом, служить выражением общественного мнения, выступать неким нравственным мерилом, с которым соотносится реальность. При этом актер должен был воспитывать толпу, и поэтому он обязан стоять выше ее по культурному развитию и по способности художественной восприимчивости. Но в действительности все было по-иному.

Какое бы место не отводил Островский на сцене актерам, как бы он ни заботился о росте их талантов, он понимал, что подлинное раскрытие пьесы может быть достигнуто на сцене только через сценический ансамбль. Говоря об ансамблевом построении пьес, нужно иметь в виду не только обилие хорошо разработанных групповых (ансамблевых) сцен, но и главным образом то, что все действующие лица втянуты в развитие сюжета, связаны единством цели и прямо заинтересованы в том или другом разрешении драматического конфликта. Главная суть правильно организованной труппы заключается в том, что артисты стремясь к созданию ансамбля, умели подчинить свои личные интересы общим интересам спектакля. Стремление к ансамблю совсем не исключало необходимости в труппе ярких дарований, актеров большой эмоциональной силы, которые должны были исполнять главные роли спектакля. Но чтобы спектакль приобрел цельность, и самые незначительные роли в нем должны быть в руках опытных профессионалов. Идеальный театр – тот, где соединяется сценический ансамбль с яркими дарованиями исполнителей. Для Островского к такому совершенству была близка труппа московского Малого театра в 40–60-х годах.

1 Островский А. Н. Полн. собр. соч.: В 12 т. – М., 1978, Т. 10. – С.66. Далее сноски на это издание даются в тексте с указанием тома и страницы.

3 Коровяков Д. Д. Вокруг театра. Попутные наброски по вопросам сценического искусства, театрального дела и литературы. СПб., 1894. С. 54.

Служение русскому драматическому театру А. Н. Островский считал своей жизненной задачей. До Островского театральный репертуар составляли водевили, пьесы легкого содержания. Нужны были произведения, наполненные нравственным содержанием.

Островский ответственно относился к своей роли в создании русского театрального репертуара. Он видел в театре школу воспитания нравов, стремился к правдивому изображению жизни. Он хотел, чтобы театральное искусство стало общедоступным. Имя Островского носит Малый театр, показывая его заслуги.

Особенности творчества Островского

Драматургический мир Островского исключительно многогранен, все его пьесы представляют собой широкое эпическое полотно, местом действия является Россия в главнейшие, переломные моменты ее жизни за два с половиной столетия.

Драматургия Островского — социально-этическая. Художник органически соединяет в своих пьесах семейно-бытовое, нравственно-бытовое с социальным и социально-политическим.

В основе каждой пьесы — ведущая тема, раскрывающаяся при помощи соподчиненных ей частных тем.

Сюжеты Островского хоть и приобретают разветвленную, многолинейную направленность, но всегда просты в своей событийной основе. Завязки, развязки, конфликты характерны для самой жизни; финалы, как правило, сценически эффектны. Пьесы Островского создают впечатление многолюдных, но населены они очень экономно, даже в самых больших пьесах драматург стремится обойтись небольшим числом персонажей. Принцип группировки персонажей исключительно многообразен, что отражает богатство и многообразие связей в самой действительности. Центральное положение главного персонажа не переводит остальных на положение вспомогательное, у Островского каждый участвует в воплощении авторской идеи.

Как художник Островский формировался под воздействием лучших традиций мировой реалистической драматургии и в литературу вошел сразу как сложившийся писатель.

Биография


Отец Александра Николаевича окончил сначала Костромскую духовную семинарию, затем Московскую духовную академию, но в итоге работать стал, говоря современным языком, адвокатом. В 1839 году получил дворянский чин.

Мама будущего драматурга была дочерью младших церковных служащих, умерла, когда Александру не было и восьми лет.

Семья была обеспеченной и просвещённой. Много времени и средств тратилось на обучение детей. Уже с детства Александр знал несколько языков и много читал. С раннего возраста он почувствовал желание писать, но отец видел его в будущем только юристом.

В 1835 году Островский поступает в 1-ю Московскую гимназию. Через 5 лет – становится студентом юридического факультета в Московском университете. Будущая профессия его не привлекает и может быть, поэтому конфликт с одним из преподавателей становится поводом для ухода из учебного заведения в 1843 году.

По настоянию отца Островский служил сначала писцом в московском Совестном суде, затем в Коммерческом (до 1851 года).

Наблюдение за клиентами отца, затем за историями, разбиравшимися в суде, дало Островскому богатейший материал для будущего творчества.

В 1846 году Островский впервые задумывается о написании комедии.

Ранний период творчества Островского

Второй период творчества Островского

Личная жизнь


Известно, что писатель был увлечен красавицей актрисой Л. Косицкой, но девушка категорически отвергала чувства драматурга. Также Островский был в гражданских отношениях с девушкой из простой семьи — Агафьей Ивановной. Несмотря на то, что эта женщина не была образована, она всегда могла выслушать писателя и разделить его переживания и чувства. Им суждено было прожить совместно 20 лет. Позднее Островский женился на актрисе Марии Бахметьевой. Он смогла родить драматургу четырёх сыновей и двух дочерей.

Видео

Предреформенный период творчества Островского

Он не пропускал ни одного спектакля в Малом театре, наслаждаясь игрой таких актёров, как П. С. Мочалов, М. С. Щепкин, П. М. Садовский. Постепенно он понимает, что без театра не мыслит своей жизни. Поэтому, бросив службу, он берётся за перо и пишет свою первую пьесу.

Роль А. Н. Островского в развитии русской драматургии, сценического искусства и всей отечественной культуры велика. Для России он значит столько же, сколько Шекспир для Англии, Лоне де Вега для Испании, Мольер для Франции. Феномен Островского возник не на пустом месте. Он продолжает сатирическую драматургию Гоголя и дополняет её гуманистическим началом, развивает взгляды Грибоедова на понимание общественной значимости драматического произведения.

Островский стал первым драматургом, который вывел на цену наряду с дворянством, чиновничеством и купечеством простых людей из бедных мещан, ремесленников и крестьян, представителей трудовой интеллигенции (учителя, артисты).

Заслуга Островского состоит в демократизации и расширении тематики русской драматургии. Реалистическое направление, продолжаемое и углубляемое Островским, поворачивало театр на путь тесной связи с действительностью. Лишь оно давало театру жизнь как национальному, русскому театру.

Реалистичность, правдоподобность достигалась и благодаря костюмам актёров (на сцене герои могли быть прямо в лаптях, самовар являлся атрибутом русского гостеприимства). Со сцены звучала живая разговорная речь (пословицы, поговорки, выражения, народные песни, фольклорные элементы). Писатель создал театральную школу и целостную концепцию игры в театре.

Основные идеи реформы театра:

театр должен быть построен на условностях (есть 4-я стена, отделяющая зрителей от актёров);

неизменность отношения к языку: мастерство речевых характеристик, выражающих почти все о героях;

ставка не на одного актёра;

В 1874 году, по его инициативе, в содружестве с театральным критиком и переводчиком В. И. Родиславским было создано Общество русских драматических писателей, улучшившее положение драматургов и переводчиков.

Пьесы Островского занимали ведущее место в репертуаре московского Малого театра, с которым писатель был тесно связан: неоднократно выступал в качестве постановщика собственных пьес, был творческим наставником многих замечательных актеров этого театра.

Идеи Островского были доведены до логического конца К. С. Станиславским. Они получили свое дальнейшее развитие в российском театре.
В своём творчестве Островский раскрыл перед зрителями широкую реалистическую картину русской действительности, показал жизненно достоверные и глубокие конфликты между угнетателями и угнетаемыми, порождённые противоречиями этой действительности.

Островский А.Н. О литературе и театре. – М.: Современник, 1986. – 400 с.

Бялый Г.А. и др. Очерки истории русской культуры второй половины XIX века. – М.: Просвещение, 1975. – 430 с.

Данилов С.С. Очерки по истории русского драматического театра. – М.-Л.: Искусство, 1948. – 588 с.

Журавлева А.И. Драматургия Островского. М.: Просвещение, 1974. – 340 с.

Лотман Л.М. Драматургия Островского. – Л.: Искусство, 1987. – 245с.

Лобанов М. П. Островский. — М.: Молодая гвардия, 1979. — 382 с. — (Жизнь замечательных людей).

Читайте также: