Особенности режима дня в школах интернатах

Обновлено: 05.07.2024

Круглосуточное пребывание детей и подростков в учебно-воспитательном учреждении позволяет рационально организовать режим дня: выдержать установленную продолжительность учеб­ных занятий, правильно организовать трудовую и творческую дея­тельность, обеспечить четырехразовое питание, достаточную дли­тельность сна и активного отдыха на открытом воздухе, широко поставить физическое воспитание, повседневно прививать детям навыки личной и общественной гигиены. Распорядок дня как в период учебных занятий, так и в кани­кулы строится для воспитанников младшего, среднего и старшего школьного возраста с учетом их возрастных анатомо-физиологических особенностей. Все воспитанники встают в 7 ч, выполняют гимнастику, при­нимают водные процедуры, убирают кровати, затем завтракают. В некоторых интернатах из-за отсутствия условий утренний туа­лет и завтрак невозможно проводить для всех воспитанников в одно время. Тогда целесообразно младших детей поднимать не в 7 ч утра, а в 7 ч 30 мин. В этих случаях гимнастика, утрен­ний туалет и завтрак будет проводиться в две смены и соответ­ственно позже будут начинаться учебные занятия. В учебные занятия воспитанников I—IV классов следует вве­сти ежедневную (кроме дней, когда расписанием предусмотрен урок физической культуры) часовую динамическую паузу или спортивный час, как это предусмотрено в режиме школы продлен­ного дня. Эти занятия должны включать физические упражнения и подвижные игры, знакомые учащимся по предыдущим урокам физической культуры. Воспитанники II—IV классов после третьего урока получают второй завтрак. Время после окончания уроков в классе и до обеда, а также после обеда и до начала самостоятельных учеб­ных занятий воспитанникам следует проводить на воздухе. После вторых уроков в начальных классах и третьих уроков в старших классах можно организовать перерыв, после которого возобновить учебные занятия (пение, рисование, черчение, приго­товление уроков, работа в мастерских). Ежедневно не более 30 мин во вторых классах, 1 ч в III—VIII классах и 1,5—2 ч в старших классах в режиме дня воспитанников нужно предусмот­реть время для общественно полезного и бытового труда. Режим дня детей 6 лет —воспитанников первых классов строится так же, как в школах продленного дня. Для занятий в различных кружках, спортивных секциях и свободных занятий воспитанникам II—VI классов необходимо пре­дусмотреть 1,5—2 ч, а VII—IX классов — 2—2,5 ч. Свободное время воспитанники проводят сообразно своим ин­тересам и наклонностям: читают художественную литературу, ри­суют, играют на музыкальных инструментах и т. д. Прием пищи устанавливается четырехразовый: утренний завт­рак, второй завтрак на большой перемене во время занятий, обед и ужин. По возможности организуется полдник в перерыве между самостоятельными учебными занятиями. Для каждого возраста воспитанников соблюдаются установлен­ные нормативы ночного сна. Дневной сон в 1 — 1,5 ч предусматривается обязательно для воспитанников первых классов и по заключению врача для от­дельных воспитанников II—IX классов. В выходные и каникулярные дни воспитанники, остающиеся в школе-интернате, соблюдая в основном режим дня, больше вре­мени уделяют спортивным играм и развлечениям на открытом воздухе, посещают музеи, выставки и т. д. В период летних каникул в режиме дня воспитанников всех возрастов увеличивается время на выполнение общественно по­лезной работы, а в режиме старших воспитанников — производи­тельного труда на производстве или в сельском хозяйстве, пре­дусматривается 1—1,5 ч для проведения оздоровительных меро­приятий.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
по Оренбургской области

Прием обращений граждан

Обращение к руководителю

Инструкции для пользователей

Гигиенические требования к режиму дня в учреждениях с круглосуточным пребыванием детей (школ-интернатов)

Одним из определяющих факторов в правильной организации воспитания детей с особыми образовательными потребностями является строгое соблюдение распорядка дня в школе-интернате.

Основными элементами режима дня обучающихся, поживающих в интернате, являются:

  • время утреннего подъема и утреннего туалета;
  • расписание учебных занятий;
  • режим питания (интервалы между приемами пищи и кратность питания);
  • дневной и ночной сон;
  • прогулки (занятия) на свежем воздухе;
  • самоподготовка и занятия в творческих объединениях;
  • свободная игровая деятельность, включая прогулки на свежем воздухе.

В режиме дня должны предусматриваться: утренняя гимнастика, физкультурные паузы на уроках и при самоподготовке, подвижные игры на переменах и во время прогулки, занятия в спортивных секциях и кружках, лечебная физкультура и система закаливающих процедур.

При организации образовательной деятельности учитываются особенности психофизического развития, индивидуальные возможности и состояние здоровья обучающихся с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).

При круглосуточном пребывании должен быть предусмотрен не менее чем пятикратный прием пищи. За 1 час перед сном в качестве второго ужина детям необходимо давать стакан кисломолочного продукта. Интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5-4 часов.

Для обучающихся начального общего образования, перенесших заболевание, а также в период адаптации к обучению показан дневной сон длительностью в 1-2 часа. Дневной сон может быть рекомендован по медицинским показаниям и более старшим обучающимся.

Продолжительность прогулки должна составлять в течение дня для обучающихся:

  • 7–10 лет — не менее 3,5 ч;
  • для обучающихся 11–14 лет — не менее 3 часов;
  • для обучающихся 15–17 лет — не менее 2,5 часов.

Продолжительность ночного сна для обучающихся 7-10 лет должна составлять не менее 10 часов, для обучающихся 11–14 лет — не менее 9 часов, для обучающихся 15–17 лет — не менее 8,5 часов.

Рациональный, соответствующий возрастным особенностям детей режим дня позволяет чередовать различные виды деятельности, обеспечить оптимальный двигательный режим, в том числе на открытом воздухе, полноценный отдых, достаточной продолжительности сон, что способствует нормальному росту и развитию детей.

© Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области, 2006–2022 г.

В связи с обращениями по вопросу об организации деятельности школ-интернатов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Министерство образования и науки Российской Федерации сообщает.

Статьей 27 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) предусмотрена возможность образовательной организации иметь в своей структуре структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся, в том числе интернаты.

В соответствии со статьей 28 Закона об образовании к компетенции образовательной организации, имеющей интернат, относится обеспечение необходимых условий содержания обучающихся.

Законом об образовании предусмотрено проживание обучающихся в интернате образовательной организации. Так, в соответствии со статьей 34 указанного закона обеспечение местами в интернатах является одной из мер социальной поддержки обучающихся.

При этом в соответствии с частью 7 статьи 79 Закона об образовании обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем.

Таким образом, проживание обучающихся в интернате образовательной организации имеет своей целью создание условий для содержания детей и направлено на социальную защиту обучающихся с ОВЗ.

Нормы, регламентирующие степень удаленности образовательной организации от места проживания, установлены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (далее - СанПиН).

В соответствии с разделом II СанПиН должна быть предусмотрена пешеходная доступность, а для обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности, при расстояниях свыше установленных пунктом 2.5 СанПиН, необходимо организовывать транспортное обслуживание до общеобразовательной организации и обратно. При этом время в пути не должно превышать 30 минут в одну сторону. Подвоз обучающихся осуществляется специально выделенным транспортом, предназначенным для перевозки детей.

Для обучающихся, проживающих на расстоянии свыше предельно допустимого транспортного обслуживания, а также при транспортной недоступности в период неблагоприятных погодных условий пунктом 2.6 СанПиН рекомендуется предусматривать интернат при общеобразовательной организации.

Вышеуказанные нормы действуют и при организации деятельности школ-интернатов.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. N 26 утверждены Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (далее - СанПин ОВЗ).

В соответствии с пунктом 8.2 части 8 СанПин ОВЗ учебные занятия для обучающихся с ОВЗ организуются в первую смену по 5-ти дневной учебной неделе.

Вместе с тем данное положение не относится к неучебным видам деятельности образовательных организаций, связанных с осуществлением "интернатной формы" пребывания обучающихся с ОВЗ, и не означает отказа от 7 дневного режима работы указанных организаций. Необходимо учитывать психофизические особенности и состояние здоровья обучающихся, степень удаленности образовательной организации от места их проживания, а также мнение родителей (законных представителей).

Несмотря на то, что в соответствии со статьей 28 Закона об образовании образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении, в том числе, административной деятельности, образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции.

Действия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, должны быть направлены на создание образовательной среды, обеспечивающей доступность и комфортные условия получения качественного образования для обучающихся названной категории с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.

Согласно статье 8 Закона об образовании создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.

Министерство образования и науки Российской Федерации рекомендует проанализировать деятельность школ-интернатов и обеспечить дифференцированный подход к организации режима их работы с учетом состояния здоровья обучающихся, запросов родителей (законных представителей) и степени удаленности от места проживания детей, обратив особое внимание на школы-интернаты для обучающихся с нарушением зрения, нарушением слуха.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Режим школы-интерната, занятость воспитанников во внеурочное время как фактор создания здоровьесберегающей среды

Образование – необходимый, если не самый важный элемент социально – культурного и экономического развития страны. В этой связи на образование как целостную государственную систему, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится помимо прочих, задача сохранения физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения.

В рамках работы воспитателя это:

создание здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса;

формирование ценностно-ориентированных установок на здоровый образ жизни и здоровье;

формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также профилактика вредных привычек.

Использование здоровьесберегающих технологий

создание оптимальных гигиенических условий;

организация образовательного процесса, предотвращающего формирование у обучающихся дезадаптационных состояний: переутомления, гиподинамии, дистресса и т.п.

Комплексная реализация поставленных целей и задач идёт по следующим направлениям:

1. Соблюдение режима (школа-интернат живет по режиму, разработанному по СаН ПиН для санаторных школ)

- в режиме есть обязательные моменты, выполнение которых напрямую влияет на состояние ребенка с ослабленным здоровьем: зарядка, прогулка, тихий час для начальной школы, организованный подъем и отбой. Контроль за выполнением этих режимных моментов входит в должностные обязанности воспитателя

Здесь возникает Проблемма : Загруженность детей кружковой и секционной работой приводит к тому, что страдает тихий час

2. Использование в работе здоровьесберегающих технологий:

Технологии сохранения здоровья(это приемы и методы направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, сюда входят: прогулки на св воздухе, утренняя зарядка дыхательная гимнастика )

Технологии обучения ЗОЖ (становление осознанного отношения ребенка к своему здоровью - беседы о здоровом образе жизни, совместные спортивные заняти, подвижные игры )

Коррекционные технологии (это уже коррекция существующих проблем)

Важным фактором здоровьесбережения является питание.В школе-интернате созданы необходимые условия для рационального питания воспитанников, соблюдается режим питания, используется питьеваябутилированаявода.Питание в интернате пятиразовое. Моя задача в этой связи состоит в контроле за приемом пищи. Следует отметить, что возможность детей употреблять в пищу вредные продукты (сухарики, чипсы, газировки) нарушает комплексность питания. Причем родители разрешают детям тратить деньги на нездоровую еду.

Современная школа предъявляет к ребёнку более жесткие и высокие требования, которые для многих детей являются чрезмерными и могут привести к нарушению здоровья. Насыщеный учебный план школы-интерната, достаточное количество кружков и секций, система коллективных творческих дел, участие в мероприятиях и конкурсах разного уровня повышают нагрузки и уровень заболеваемости среди воспитанников.

Проблема высокой загруженности отдельных ребят так же существует в моей воспитательной группе. Так 6 человек из 6 а класса занимаются в двух и более кружках. 3 из них, помимо кружковой работы, посещают музыкальную школу. Естественно, времени на полноценный отдых у таких детей нет. Когда возникает необходимость принять участие в КТД, подготовить газету или выполнить какую-либо другую внеурочную необходимую нагрузку у детей это вызывает стресс - дети отказываются. Это один из главных признаков перегруженности.

Помимо правильной организации режима дня, чередования труда и отдыха, качественного питания и др, большую роль играет обучение ребенка навыкам самостоятельности. Причем самостоятельность понимается не только как возможно выполнять какое-то действие самому, без инструкции, но и умение самостоятельно спланировать своюдеятельность.

Развивать ребенка в этом направлении мне в большей степени помогает самоподготовка. Именно здесь в условиях ограниченного времени ребенок учится планировать свою работу, рационально распределять время, и видит результат.

В условиях высокой загруженности детей, своей главной задачей, ставлю организацию дня детей таким образом, чтобы выкроить в плотном графике хоть небольшое время для отдыха. И здесь, как правило, мне помогают прогулки в лес и на свежем воздухе. При любой возможности мы гуляем с детьми по тропе здоровья. Даже после учебных 20 мин пребывания в лесу восстанавливает силы ребенка.

По сути, воспитатель, как и родитель, в ответе за состояние здоровья ребенка. Особенно это касается живущих в интернате детей. Знание принципов организации здоровьесберегающей среды и использование их в своей работе помогает сделать детей здоровее, повысить их потенциал не только в учебной деятельности, но и во внеурочной жизни.

Читайте также: