Особенности преподавания математики в коррекционной школе 8 вида

Обновлено: 05.07.2024

Коррекционные школы восьмого вида занимаются обучением и адаптацией умственно-отсталых детей. Математика входит в число основных предметов, которые изучают в коррекционных школах.

Нестерова И.А. Урок математики в школе 8 вида // Энциклопедия Нестеровых

Виды коррекционных школ

В современно образовании важное место занимает коррекционное обучение детей с ограниченными возможностями. Развитие коррекционного образование способствует социализации детей с отклонениями. В российской системе образования существует классификация специальных школ по видам. Рассмотрим каждый вид отдельно.

Коррекционные школы I и II вида.

Коррекционные школы первого вида занимаются обучением и адаптацией детей с нарушениями слуха. К задачам педагогов данных школ относится:

  • научить глухого ребенка общаться с окружающими,
  • научить ребенка понимать и общаться с использованием нескольких видов речи, а именно: устной речи, письменной речи, тактильной и жестовой.

В учебное расписание включаются курсы, направленные на компенсацию слуха посредством использования звукоусиливающей аппаратуры, коррекция произношения, социально-бытовая ориентировка и другие.

Коррекционные школы второго вида занимаются обучением и адаптацией слабослышащих детей или позднооглохших. Работа в школах второго вида направлена на:

  • восстановление утраченных слуховых способностей,
  • организацию активной речевой практики,
  • обучение коммуникативным навыкам.

Коррекционные школы первого и второго вида обучают детей по трем ступеням общего образования. Единственным отличием является увеличение срока обучения на два года.

Коррекционные школы III и IV вида.

Третий и четвертый виды коррекционных школ предназначены для детей с нарушением зрения. Педагоги этих специальных учебных заведений организуют процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы сохранить другие анализаторы, развить коррекионно-компенсаторные навыки, обеспечить социальную адаптацию детей в обществе. В коррекционную школу 3 вида направляются незрячие дети, а также дети с остротой зрения от 0,04 до 0,08 со сложными дефектами, ведущими к слепоте.

Особенностью коррекционных школ четвертого вида является то, что туда принимают детей с нарушениями зрения, а именно с остротой зрения от 0,05 до 0,4 с возможностью коррекции. Специфика дефекта предполагает обучение с использованием тифлооборудования, а также специальных дидактических материалов, позволяющих усваивать поступающую информацию.

Коррекционные школы V вида.

Школы пятого вида направлены на коррекцию нарушений речи у детей. Основная цель данных школ преодоление речевых дефектов у учащихся. Занятия в течения дня направлены строго на коррекционную работу с речевыми отклонениями. После преодоления речевых проблем родители могут перевести ребенка в обычную школу.

Коррекционные школы VI вида.

Школы шестого вида функционируют с целью обучения и адаптации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В коррекционном учреждении осуществляется деятельность, направленная на:

  • восстановление двигательных функций,
  • развитие двигательных функций,
  • коррекцию вторичных дефектов.

Социальная адаптация детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата является одной из приоритетных задач школ шестого вида.

Коррекционные школы VII вида.

Коррекционная школа 7 вида принимает детей с задержкой психического развития, причем с возможностями интеллектуального развития. В рамках обучения в школах седьмого вида реализуется деятельность направленная на:

  • коррекцию психического развития,
  • развитие познавательной деятельности,
  • формированию навыков учебной деятельности.

Если начальное обучение в школе седьмого вида оказывается успешным, ребенок может быть переведен в общеобразовательную школу.

Коррекционные школы VIII.

Коррекционные школы восьмого вида направлены на обучение детей с умственной отсталостью по специальным адаптирующим и развивающим программам. Главной целью школы 8 вида является социально-психологическая реабилитация и возможность интеграции ребенка в общество. В школах 8 вида преподают базовые предметы такие как: русский язык, математику и литературу. Хорошо воспринимаются учащимися уроки рисования и музыки.

Математика в школах 8 вида

Математика является неотъемлемой частью нашей жизни. Для детей с умственной отсталостью понимание цифр и действия с ними значительно затруднены. А. Н. Грабаров, Е. В. Герье, Н. В. Чехов, будучи основоположниками школ 8 вида, считали, что математика должна дать умственно отсталому ребенку лишь практические приемы счета [1].

Проблема в обучении математике умственно-отсталых детей строится на нарушении восприятия и проблем с формированием наглядно-образного мышления. Большинству проблемных детей свойственно нарушение логики.

Организация и проведение уроков математики в школах 8 вида требует от педагогов знания специальных методик, огромного терпения и профессионализма.

Ниже приведен пример урока метаматематики в школе 8 вида на тему: "Временные представления (раньше, позже, сначала, потом)"

План-конспект урока математики в школе 8 вида

Тема: Временные представления (раньше, позже, сначала, потом)

Цель: сформировать у учащихся временные представления: "раньше", "позже", "сначала", "потом", "перед", "за", "между"

Задачи:

  • формировать у детей временные и пространственные представления: "раньше", "позже", "сначала", "потом", "перед", "за", "между";
  • научить определять последовательность временных представлений;
  • закрепить умения считать предметы, сравнивать группы предметов.
  • развивать речь, внимание, память, мышление учащихся;
  • развивать временные и пространственные представления.
  • способствовать воспитанию здорового образа жизни, пунктуальности любви к предмету.

Планируемые результаты:

  • знать и понимать что такое время, временное представление;
  • успешно определять последовательность временных представлений.
  • сравнивать свои выводы с текстом учебника;
  • классифицировать временные представления;
  • проверять правильность выполнения задания;
  • работать в паре.

Оборудование: учебник Математика 1 класс М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова, карточки с изображением геометрических фигур, доска, мел, иллюстрация сказки, рабочая тетрадь №1.

Структура урока:

  1. Организационный этап
  2. Актуализация знаний
  3. Физкультминутка
  4. Работа по парам
  5. Работа с учебником
  6. Закрепление нового материала.
  7. Повторение пройденного материала.
  8. Рефлексия
  9. Домашнее задание

Учитель: Начинаем урок математики. Я думаю, что он будет интересным и плодотворным.

Учащиеся здороваются с учителем.

Учитель предлагает детям вспомнить, с какими пространственными представлениями они познакомились на прошлом уроке?

Учитель показывает ребятам образец написания линий, узоров. Предлагает детям сначала показать, как они рисуют в воздухе горизонтальные линии – слева направо, вертикальные – сверху вниз.

Учитель вешает плакат с изображением различных предметов.

Учитель: А теперь смотрим на доску. Специально для Вас я приготовила интересное задание. Это упражнение выявит умение считать предметы, определять их пространственное положение и сравнивать группы предметов.

Учитель организует работу детей с геометрическими фигурами за столами.

Учитель: Я сейчас раздам Вам различные геометрические фигуры и мы будем выполнять различные задания.

Учитель: Ребята посчитайте фигуры. Учитель: А теперь выясните каких фигур больше, меньше, на сколько. Как сделать, чтобы фигур стало поровну?

Учащиеся называют временнее представления предыдущего урока "налево", "направо", "вверх", "вниз".

Ученики проводят линии ручкой по пунктиру.

Дети выполняют работу самостоятельно.

Учащиеся выполняют задание. Определяют пространственное положение предметов и сравнивают группы предметов.

Учащиеся отвечают на поставленные учителем вопросы.

Раз, два, три, четыре, пять,

Все умеем мы считать. (Сгибание и разгибание рук вверх.)

До пяти мы все считаем,

С силой гири поднимаем.

Сколько раз ударю в бубен,

Столько раз дрова разрубим. (Наклоны вперед, руки в "замок", резко вниз.)

Сколько точек будет в круге,

Столько раз поднимем руки. (Расслабленное поднимание и опускание рук.)

Наклонитесь столько раз,

Сколько форточек у нас. (Наклоны в стороны, руки на пояс.)

Сколько клеток до черты,

Столько раз подпрыгни ты. (Прыжки на месте.)

Учащиеся выполняют легкую разминку, повторяя вместе с учителем стишок.

Работа по парам

Учитель выясняет какие режимные моменты знают дети и как они их соблюдают

Учитель раздает учащимся рисунки с собачками.

Расположите рисунки в соответствии с временными представлениями.

Учитель: Давайте посмотрим, правильно ли Вы расположили картинки?

Правильно ли их расположили? Почему? Что было сначала?

Что произошло потом?

Что собака сделала раньше: завтракала или шла в школу?

Что было позже: сон или зарядка? Что нужно сделать, чтобы Таша правильно выполнила режимные моменты?

Учитель подводит детей к выводу, в каких ещё ситуациях пригодится знание временных и пространственных представлений.

Учитель: А теперь немного поиграем. Вы уже разбиты на пары. Игра называется "Путаница".

Учитель объясняет правила игры. Педагог говорит одно, а показывает другое. Если хотя бы один из пары ошибается, то пара получает минус.

Учащиеся выполняют задание по парам.

Учащиеся объясняют порядок расположения картинок и мотивируют свою точку зрения.

Работа с учебником

Учитель: Открываем страницу 10 нашего учебника. Выполним упражнение 1. Упражнение в умении считать предметы, определять их пространственное положение и сравнивать группы предметов.

Учащиеся выполняют упражнение на отдельных листочках и отдают учителю.

Закрепление нового материала

Учитель: Ребята помогите мне вспомнить, из какой сказки эти строчки: "- Я от бабушки ушёл и от дедушки ушёл"?

Затем учитель развешивает на доске картинки с событиями из сказки "Колобок" и просит расположить их в правильном временном порядке.

Учащиеся: Сказка называется: "Колобок"

Повторение пройденного материала.

Учитель: А теперь поиграем в веселые передвигалки.

Учитель объясняет правила игры.

Учащиеся выполняют задания и передвигают ластик на одну клетку влево, на одну – назад, на две – вправо, на две вверх, на две – влево.

Передвигают ластик на одну клетку вправо, на две – вниз, на одну – влево.

Учитель: А теперь сделаем вывод по правилам игры.

Учащиеся: Игра напоминает игру в шашки, шахматы, навигатор в машине и т.д

Педагог подводит итог урока. Выясняет у детей, где они могут применять полученные знания.

Учитель даёт детям рекомендации по выполнению режима дня в чёткой последовательности.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Учитель: Поиграйте дома с родителями в игру "Веселые передвигалки". Расскажите о своих впечатлениях и ошибках.

Оценить 1450 0

Особенностипреподавания математики в

коррекционной школе VIII вида

Проблема организации обучения, максимально учитывающего различия в развитии и способностях учащегося, - одна из наиболее острых в теории педагогики и практики школы. Опыт показывает, что, несмотря на большое внимание, которое уделяется совершенствованию содержания образования, разгрузки школьных программ, оснащению кабинетов современной техникой, улучшению условий труда учителей, учить всех и учить хорошо при существующем, традиционном построении учебного процесса невозможно.

В системе народного образования утвердилась разветвлённая сеть специальных школ: вспомогательные школы и школы - интернаты для умственно отсталых детей, школы для глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих; для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с речевыми расстройствами при сохранном слухе и др.

Одной из возможных форм педагогической помощи таким детям является организация в структуре специальных коррекционных школ и создания в них особых классов, программ которые ставят свои задачи по укреплению здоровья детей, стимулировании их развития, коррекции имеющихся в развитии отклонений и приобретает в ходе реализации этих функций отличающие его специфические особенности. Учитывая особенности детей олигофренов, планирование учебной работы в классах приобретает иной характер.

Трудность обучения состоит в том, что учителям нелегко дифференцировать материал из учебников. Для детей с нарушением интеллекта учебного материала мало.

Существование классов, разные предметы, которые должны усвоить дети, необходимость развития математических способностей учащихся, а также, неразработанность методики организации учебного процесса (при обучении математике) с целью развития математических способностей определяют актуальность работы.

Под­ готовка учащихся с интеллектуальной недостаточностью к самостоятельной жизни, к овладению доступными им профес­сиями, к посильному участию в труде.

Формирование того или иного математического понятия, знаний, умений, навыков только на основе неоднократных наблюдений реальных объектов, практических операций с конкретными предметами.

Программа на­ целивает учителя на широкое использование наглядности, дидак­ тического материала, учитывая, что отвлеченное, абстрактное мышление школьников с интеллектуальной недостаточностью развито слабо. Поэтому в программе боль­ шое место отводится привитию учащимся практических умений и навыков. Наряду с формированием практических умений и навыков программа предусматривает знакомство учащихся с некоторыми теоретическими знаниями, которые они приобретают индуктивным путем, т.е. путем обобщения наблюдений над конкретными явле­ ниями действительности, практических операций с предметными совокупностями

Учитывая неоднородность состава учащихся школы VIII вида
и разные возможности учащихся в усвоении математических знаний , программа указывает на необходимость дифференциации
учебных требований к разным категориям детей по их обучаемос­ ти математике.

Программа в целом определяет оптимальный объем знаний, умений и навыков, который, как показывает многолетний опыт обучения, доступен большинству учащихся коррекционной школы.

Однако практика и специальные исследования показывают, что почти в каждом классе имеются учащиеся, которые постоянно отстают от своих одноклассников в усвоении математических зна­ ний. Оптимальный объем программных требований, оказывается, им недоступен, они не могут сразу, после первого объяснения учителя, усвоить новый материал — требуется многократное объ­ яснение учителя или других учеников.

Чтобы закрепить новый прием вычислений или решение нового вида задач, таким ученикам надо выполнить большое количество практических упражнений, причем темп работы таких учеников, как правило, замедлен.

Программа предусматривает для таких учащихся упрощения по каждому разделу программы в каждом классе, таким образом, программа позволяет учителю варьировать тре­ бования к учащимся в зависимости от их индивидуальных воз­ можностей.

Программа ставит перед учителем основную задачу преподавания математики в коррекционной школе — коррекционно-развивающую, а это значит, что цель процесса обучения математики ребенка с ограниченными возможностями здоровья, повышение уровня общего развития и коррек­ ции недостатков познавательной деятельности учащихся с диагнозом – лёгкая умственная отсталость .

Учитывая, что в специальную (коррекционную) школу VIII вида поступают дети с разным уровнем развития, различной готовностью к обуче­ нию и различной математической подготовкой (дети приходят из общеобразовательной начальной школы, проучившись там разные сроки, из детских садов, как массовых, так и специальных, из семьи, из стационарных лечебных учрежден), программа предус­ матривает значительный подготовительный (пропедевтический) период.

Задача подготовительного периода — выявление количе­ ственных, пространственных, временных представлений у учащих­ ся, представлений о размерах, форме предметов, установление потенциальных возможностей детей в усвоении математических знаний и подготовка их к усвоению систематического курса мате матики и элементов наглядной геометрии, формирование обще­учебных умений и навыков.

При изучении нумерации (1-9 класс) учащиеся должны получить понятия натурального числа, нуля, натурального ряда чисел и его свойств, овладеть закономерностями десятичной системы счисления.

Программа предусматривает обучение четырем арифметичес­ ким действиям, (1-9 класс) в пределах одного миллиона, основным приемам устных и письменных вычислений, изучение названий компонен­ тов и результатов арифметических действий, зависимости между компонентами, практическое знакомство с переместительным и сочетательным свойствами арифметических действий.

В коррекционной школе учащиеся (4-9 класс) знакомятся с величинами (дли­ ной, массой, стоимостью, временем, площадью, объемом), единицами измерения этих величин, их соотношением, числами, выражающими длину, стоимость, массу, время и т. д., и действиями с ними.

Наряду с этим учащиеся (5-9 класс) должны изучить дроби, как обыкно­ венные, так и десятичные: получение дробей, основные свойства, преобразования, сравнение дробей, арифметические действия с дробями, проценты.

На всех годах обучения решаются как простые, так и состав­ные арифметические задачи. Основную группу задач составляют, так называемые, собственно арифметические задачи. В программе указаны и некоторые типовые задачи (на нахождение среднего арифметического, на части, на прямое и обратное приведение к единице, на пропорциональное деление, на движение), имеющие большое практическое значение.

Известно, что математика изучает не только количественные отношения, но и пространственные формы. Программа по матема­ тике для коррекционной школы включает:

1) изучение некоторых геометрических фигур и их свойств — линий, углов, круга, много­ угольников, геометрических тел — параллелепипеда, куба, ци­ линдра, конуса, пирамиды, шара;

2) знакомство с квадратными и кубическими мерами, с измерением и вычислением площадей фигур и объемов геометрических тел (куба, параллелепипеда), а также решение задач геометрического содержания.

В программе по математике предусматривается концентрическое изучение нумерации и арифметических действий с целыми числами. Изучение арифметического материала внутри каждого концентра происходит достаточно полно и законченно, причем материал предыдущего концентра углубляется в последующих концентрах.

Математика в специальной (коррекционной) школе VIII вида решает одну из важнейших специальных задач – преодоление недостатков познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому учитель должен найти такие формы, методы и приёмы обучения, которые смогли бы увлечь детей, сделать процесс обучения интересным и результативным.

Учитель должен знать возможности каждого ученика, чтобы подготовить его к усвоению нового материала, правильно отобрать и объяснить материал, помочь учащимся его усвоить и применить с большей или меньшей степенью самостоятельности на практике. С этой целью используются методы и приемы обучения в различных модификациях. Большое внимание учителю следует уделять продумыванию того, какого характера и какого объема необходима помощь на разных этапах усвоения учебного материала. Успех в обучении не может быть достигнут без учета имеющихся у умственно отсталых школьников специфических психофизических нарушений, проявления которых затрудняют овладение ими знаниями, умениями, навыками, даже в условиях специального обучения.

Дидактическими принципами коррекционной школы являются:

воспитывающая и развивающая направленность обучения;

научность и доступность обучения;

систематичность и последовательность;

связь обучения и жизнью;

принцип коррекции в обучении; принцип наглядности;

сознательность и активность учащихся;

индивидуальный и дифференцированный подход;

прочность знаний, умений и навыков.

Процесс обучения в коррекционной школе, прежде всего, направлен на формирование у учащихся разнообразных знаний, умений и навыков, но, безусловно, при обучении происходит и воспитание, и развитие учащихся.

В общей системе подготовки школьников с нарушениями интеллекта к самостоятельной жизни большое место занимают уроки математики, на которых учащиеся получают начальные математические знания, овладевают необходимыми вычислительными умениями, учатся логически мыслить. Однако усвоение математики для данной группы детей представляет большие трудности. Дети в силу присущих им особенностей психического развития (интеллектуальная недостаточность, инертность мышления, рассеянность внимания, бедность представлений, нарушения речи и др.) слабо ориентируются в содержании математического задания, не могут его выполнить самостоятельно и поэтому нуждаются в постоянной помощи.

Итак, исходя из содержания данной работы, можно сделать следующие выводы:

В настоящее время возникла необходимость обучать детей в структуре школ VIII вида, используя специальную методику проведения уроков математики.

Психолого-педагогические особенности детей-олигофренов, отличающие их от сверстников, требуют пересмотра подхода к обучению в этих классах, используя специфические методики обучения.

Учебная деятельность организуется в форме дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся, направленная на коррекцию познавательных процессов.

Учащиеся должны получать математические знания, прежде всего, на основе собственной практической деятельности.

Обучение математике нельзя ограничивать условиями класса, его можно и нужно проводить как в классе, так и за его пределами.

Большую помощь учителю в обучении математике, усвоении учащимися математических знаний в школе-интернате должен оказывать воспитатель.

В обучении детей с глубокими интеллектуальными нарушениями невозможно ориентироваться лишь на усвоение определенного набора знаний, умений, навыков. Нецелесообразно ожидать, что навыки, умения, представления об окружающем удастся сформировать у детей в полном объеме. В зависимости от индивидуальных особенностей ребенок может достигать определенного уровня успешности в том или ином виде деятельности.

Таким образом, условием будет являться дифференциация и индивидуализация процесса обучения и воспитания.

Специфика урока математики в коррекционной школе 8 вида

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Специфика работы учителей математики и воспитателей коррекционной школы 8 вида по подготовке домашних заданий. Трудности восприятия теоретических знаний по математике для детей с легкой умственной отсталостью,в силу присущих им особенностей психического развития (интеллектуальная недостаточность, инертность мышления, рассеянность внимания, бедность представлений, нарушения речи и др.)

Овладение даже элементарными математическими понятиями требует от ребенка достаточно высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение.

Специальные исследования В. А. Крутецкого1 показали, что для творческого овладения математикой как учебным предметом необходима способность к формализованному восприятию математического материала (схватыванию формальной структуры задачи), способность к быстрому и широкому обобщению математических объектов, отношений, действий, способность мыслить свернутыми структурами (свертывание процесса математического рассуждения), гибкость мыслительных процессов, способность к быстрой перестройке направленности мыслительного процесса, математическая память (обобщенная память на математические отношения, методы решения задач, принципы подхода к ним).

Именно эти способности, необходимые для успешного овладения математическими знаниями, у учащихся школы VIII вида развиты чрезвычайно слабо. Известно, что математика является одним из самых трудных предметов для этой категории учащихся. С одной стороны, это объясняется абстрактностью математических понятий, с другой стороны, особенностями усвоения математических знаний учащимися.

Успех в обучении математике школьников с нарушением интеллекта во многом зависит, с одной стороны, от учета трудностей и особенностей овладения ими математическими знаниями, а с другой — от учета потенциальных возможностей учащихся. Состав учащихся школы VIII вида чрезвычайно разнороден, поэтому трудности и потенциальные возможности каждого ученика своеобразны. Однако можно усмотреть и некоторые общие особенности усвоения математических знаний, умений и навыков, которые являются характерными для всех учащихся с интеллектуальным недоразвитием.

Здесь будут раскрыты только общие трудности усвоения математики, которые объясняются особенностями психофизического развития учащихся коррекционной школы. Трудности и особенности усвоения различных разделов математики (овладение нумерацией, арифметическими действиями, решением задач, геометрическими понятиями и т.д.) будут раскрыты в соответствующих главах при изложении частных вопросов методики математики.

Читайте также: