Особенности предмета русский язык в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

В пояснительной записке к примерным программам по русскому языку указываются следующие цели и задачи его изучения:

Цели:

1. Познавательная цель предполагает формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учащихся.

2. Социокультурная цель изучения языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, а также навыков безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

3. Развивающая цель состоит в формировании у учащихся основ учебной деятельности: познавательных мотивов, самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, умении организовать сотрудничество, планировать свою деятельность, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением, формировании таких универсальных учебных действий как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю.

В ходе обучения языку у учащихся формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками и др.

1) освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике и орфографии русского языка;

2) воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к языку, стремление совершенствовать свою речь.

Обучение русскому языку в начальной школе ведется по трем основным содержательным линиям. Во-первых, осуществляется целенаправленная работа по развитию речи детей: совершенствуются их произносительные навыки, обогащается и уточняется словарный запас, развивается умение правильно строить предложение, формируются навыки, необходимые для восприятия и создания связного высказывания, осваиваются правила речевого поведения в определенных ситуациях общения. Во-вторых, проводится работа по формированию и совершенствованию навыков чтения и письма, без которых невозможно овладение письменной речью: младшие школьники должны научиться правильно, достаточно быстро и осознанно читать, а также разборчиво и грамотно писать.

Развитие речи школьников, и обучение их грамотному письму требуют определенной базы лингвистических знаний и умений, поэтому третьим важнейшим направлением работы является ознакомление учащихся с основами знаний о системе языка. Учащиеся начальной школы изучают фонетику, лексику, морфемный состав слова, морфологию, синтаксис на доступном им уровне, овладевают умением распознавать языковые единицы разных уровней и характеризовать их (звук, морфему, слово, словосочетание, предложение).

Важно, обучая школьников русскому языку и проводя работу по всем указанным направлениям, создавать условия для формирования у учащихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, понимания его роли в жизни общества и каждого человека, осознания необходимости сохранять его чистоту и богатство, для развития интереса к русскому языку и желания познавать его в целях совершенствования своей речи.

В государственном образовательном стандарте начального общего образования определены следующие требования к изучению русского языка:

- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства, о языке как основе национального самосознания;

- понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка ДНР, языка межнационального общения;

- сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

- овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

- овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

В соответствии с этими требованиями составляется программа, в которой конкретизируются результаты и содержание учебного курса, необходимое для их достижения.

Основными принципами построения программ по русскому языку являются:

- функционально-семантический (единицы языка: слово, предложение, текст – рассматриваются с точки зрения их значения и функционирования в речи, общении);

- коммуникативно-деятельностный (обучение языку направлено на овладение умением использовать языковые средства в процессе общения, в содержание входят коммуникативно-речевые умения);

- системно-концентрический (на каждом году обучения в содержании курса представлены все уровни языковой системы во взаимосвязи, знания школьников об этих подсистемах языка постепенно расширяются и углубляются).

Литература

1. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа: В 2 ч. / Ред. А. М. Кондаков. – Ч. 1. – М., 2011.

3. Рамзаева Т. Г. Современное начальное языковое образование как полифункциональная развивающая система (1-4 классы) // Развивающее языковое образование в современной начальной школе / Под ред. Т. Г. Рамзаевой. – СПб., 2009. – С.3-17.

4. Саломатина Л. С. Методические подходы к работе с текстом на занятиях родным языком // Нач. школа. – 2010. – № 1.

5. Юртаев С. В. Содержание языкового образования и речевого развития учащихся // Нач. школа. – 2009. – № 10.

ЛЕКЦИЯ 2. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

ПЛАН

1. Из истории обучения грамоте. Обучение грамоте в Древней Руси.

2. Методы обучения грамоте, их особенности и классификация.

3. Современный звуковой аналитико-синтетический метод как основной метод обучения грамоте. Особенности метода.

Впервые буквенные знаки письма появились в странах Сред­него Востока и Средиземноморья, народы которых пользова­лись языками семитской языковой группы (Сирия, Аравия, Фи­никия, Кипр, Сардиния, Сицилия, Карфаген). Через финикий­цев, которые активнее других занимались мореходством и тор­говлей и поэтому чаще и больше других общались с разными народами, алфавитное звукобуквенное письмо стало известно грекам. Знакомство греков с буквенно-звуковым письмом расширилось посредством носителей арамей­ского языка (евреи, арабы), с которым пришли в другие страны многие древнебиблейские тексты, записанные буквенно-звуковыми знаками. Греки усвоили не только идею буквенно-звукового письма, но и внесли в него немало усовершенствова­ний - ввели для обозначения гласных звуков специальные буквы (в семитском письме они отсутствовали), придумали буквы для обозначения звуков, специфических для греческого языка.

Буквенно-звуковое алфавитное письмо от греков узнали рим­ляне, славяне и другие европейские народы. Каждый из них, не меняя греческой алфавитной и отчасти графической основы букв, приспосабливал буквенно-звуковые обозначения к особенностям своих языков.

Строгие правила общинно-семейного образования требовали обязательного знания объемных и сложных текстовых произведений, что создавало предпосылки для использования в обучении отроков письменных текстов, вырезанных на кусках дерева. Они многократно читались учениками совместно со взрослыми и не только легче запоминались, но и позволяли ребенку параллельно осваивать чтение. В таком виде обучение грамоте не носило целенаправленного, методически организованного характера, осуществлялось взрослым интуитивно, в рамках традиций устно-речевого образования, в каждой семье по-разному. Тем не менее, семейное обучение грамоте способствовало усвоению необходимых устно-речевых знаний и умений и в целом вписывалось в традиции уклада жизни и воспитания древних славян.

Функции распространения христианского обучения постепенно переходят в введение церкви, для которой устройство школ христианской книжности стало важнейшей задачей.

Массовая форма обучения в этот период – индивидуально-групповая. Обучение проходило в семьях священнослужителей-учителей. Основной метод книжного обучения – начетнический – многократное прочитывание и запоминание предложенных учителем текстов. Основы христианского вероучения изучались по Часовнику, Псалтырю, Апостолу, а на более высоком уровне – по текстам Священного Писания.

В ХІ веке Русь становится одной из наиболее культурно развитых стран. Она шла впереди многих стран Европы, которые опередили ее только позднее, когда Русь оказалась в особо тяжелых условиях, приняв на себя удар монгольских полчищ и загородив собою Западную Европу. Обнаруженные археологами берестяные грамоты свидетельствуют о том, что уже в Х веке грамотой владели не только знать и духовенство, но и многие простые люди.

Обучение грамоте в Древней Руси имело определенную методическую организацию. В нем можно выделить 3 основные части:

1) заучивание азбуки (начертаний букв и их названий в кириллице);

Обучение чтению проводилось отдельно от обучения письму: сначала учащиеся осваивали чтение, а затем письмо и правила правописания. Это было обусловлено сложной графикой отдельных букв (юс большой, малый), наличием букв-дублетов, титлов, сложными правилами правописания.

Такое поэтапное обучение полностью совпадает с традициями античной школы, сложившейся еще в Древней Греции.

2. Содержание обучения школьного курса русского языка. Состав и содержание программы.

5. Задачи и содержание начального обучения русскому языку.

Цели обучения – это одна из основных категорий методики, которая характеризует учебный предмет с точки зрения причины его включения в учебный план.

Цели обучения определяются следующими факторами: 1) социальным заказом общества; 2) уровнем развития лингвистической науки; 3) уровнем развития педагогики, психологии, психолингвистики; 4) уровнем развития дидактики и методики преподавания русского языка.

Современному школьному курсу русского языка свойственна познавательно-практическая направленность, поэтому следует говорить о познавательных целях обучения русскому языку (знаниях о языке, речи и речевой норме) и о практических целях (формировании языковых, речевых и нормативных умений и навыков).

Профессор М.Т. Баранов считает возможным выделить три основные цели обучения русскому языку познавательного характера и три цели практического характера.

Познавательные цели обучения русскому языку:

- формирование у школьников лингвистического мировоззрения (лингвистическая компетенция);

- овладение детьми основами знаний о языке и речи (языковая компетенция);

- эстетическое воспитание школьников средствами русского языка, знание традиционной культуры воспитания.

Практические цели обучения русскому языку:

- формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков;

- овладение нормами литературного русского языка;

- развитию связной речи учащихся (коммуникативная компетенция).

Цели обучения русскому языку на современном этапе отражены в Стандарте основного общего образования по русскому языку.

Достижение указанных целей обеспечивается овладением всеми видами компетенций: языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой. Указанные виды компетенций не только названы в Стандарте как целевые установки, но и отражены как основные составляющие содержания обучения русскому языку.

Итак, знание целей обучения русскому языку, реализация их в процессе преподавания являются средствами раскрытия нравственных сил учащихся, привития им гуманистического образования.

Программа – государственный документ, определяющий содержание курса, его объем, последовательность изложения материала, круг знаний и умений учащихся по классам. Программа состоит из объяснительной (пояснительной) записки и собственно программы. В объяснительной записке называются цели обучения, называются ведущие методические принципы, методы и приемы обучения, указываются межпредметные связи. Объяснительная записка отражает потребности времени и подвержена наибольшим изменениям.

Собственно программа – это компонент школьной программы в целом, определяющий состав курса и последовательность изучения его частей по классам. Для каждого класса перечислены сведения о языковых явлениях, включенных в программу для данного класса и требований к работе по культуре речи.

Основная часть программы раскрывает содержание курса и включает перечень:

- тем по теории языка;

- орфографических и пунктуационных правил;

- материала, направленного на развитие связной речи учащихся.

Учитывая возрастные особенности учащихся, особенности изучаемого учебного материала, в практике обучения принято линейно-ступенчатое расположение материала.

Таким образом, содержание обучения русскому языку отражает цели обучения и зафиксировано в программах.

Типологическая классификация программ по русскому языку: а) по месту, отводимому предмету в учебном плане; б) в зависимости от типа (вида, профиля) учебного заведения (класса) и целей образовательной подготовки.

Принципы построения программ (расположения учебного материала в них): концентрический, линейный, линейно-концентрический, линейно-ступенчатый, линейно-параллельный (перемежающийся), блочный (модульный), спиральный. Структура и содержание программ. Отражение в программах дидактических принципов преемственности и перспективности в обучении языку. Последовательность изучения и распределения учебного материала по классам.

Программный материал по формированию языковой компетенции, предполагающей знание самого языка (разделы: фонетика и графика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология и синтаксис, соответствующие языковым ярусам, подразделы по культуре речи (нормализаторский аспект); лингвистической компетенции, включающей знания о лингвистике как науке, общие сведения о языке и важнейшую информацию об ученых-лингвистах; коммуникативной (речевой) компетенции, связанной с овладением всеми видами речевой деятельности и культурой речи; культуроведческой компетенции, включающей сведения о языке как национально-культурном феномене.

Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение системы языка, языковой теории, сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.

В пояснительной записке к примерным программам по русскому языку в рамках ГОС указываются:

Цели:

1. Познавательная цель предполагает формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учащихся.

2. Социокультурная цель изучения языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, а также навыков безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

3. Развивающая цель состоит в формировании у учащихся основ учебной деятельности: познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, умении организовать сотрудничество, планировать свою деятельность, принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением. Формирование таких универсальных учебных действий как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю. В ходе обучения языку у учащихся формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками и др.

2) Освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике и орфографии русского языка.

3) Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к языку, стремление совершенствовать свою речь.

система языка: фонетика, графика, состав слова, морфология и синтаксис;

орфография и синтаксис;

В соответствии с ГОС, в новых программах по русскому языку для начальной школы указывается не только содержание программного материала, но и дается характеристика деятельности учащихся при изучении каждого раздела и каждой темы курса.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.005)

Русский язык является обязательным для изучения в школе, в частности, в начальных классах. Это определяется его основными функциями:
• язык служит человеку средством оформления и выражения мысли, средством общения и средством выражения чувств, настроений;
• умения говорить, читать и писать на родном языке являются необходимым условием и средством учебного труда учащихся;
• язык служит важным средством воспитания.
Одна из важнейших задач методики русского языка — определить и сформировать курс русского языка в школе (и, в частности, в начальных классах школы) как учебный предмет.

Задачи обучения русскому языку:
• развивать устную и письменную речь учащихся;
• обучить детей, пришедших в 1 класс, грамоте, т. е. элементарному чтению и письму, и в дальнейшем совершенствовать эти умения;
• обучить литературной норме — орфографически и пунктуационно грамотному письму, орфоэпически правильному произношению и в овладению выразительностью речи и элементами стилистики;
• изучить теоретический материал по грамматике, фонетике, лексике, формировать систему научных понятий по языку;
• приобщить школьников к образцам художественной, научно-популярной и иной литературы через уроки чтения и грамматики, помочь овладеть умением воспринимать литературное произведение.
Конкретизирует эти задачи программа по русскому языку для начальных классов. Программа – государственный документ, определяющий содержание учебного предмета, его объем, последовательность изложения материала, а также основные требования к уровню знаний, умений и навыков по предмету. Выполнение программы учителем и учащимися является строго обязательным, а расширение или сужение программы не допускается.

Принципы построения учебной программы по русскому языку:
• Системно-описательный (при отборе содержания обучения обеспечивает усвоение учащимися системы русского языка и способов применения знаний этой системы на практике);
• Коммуникативно-речевой (ориентация на взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности (слушанию говорению, чтению, письму) с тем, чтобы сформировать у учащихся способность решать языковыми средствами коммуникативные задачи в разных ситуациях общения);
• Принцип культуросообразности (определяет направление содержания языкового образования на усвоение и присвоение учащимися культурных, духовных, нравственных ценностей русского народа, закрепленных в языке).

Виды программ:
Примерная программа – справочный документ федерального уровня с минимально конкретизированным описанием содержания.
Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, рабочих программ учебного курса, предмета, дисциплины и определяет обязательную часть учебного курса, предмета, дисциплины, за пределами которой остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования.
Авторская программа – это документ, созданный на основе ФГОС и примерной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины. Авторская программа разрабатывается одним или группой авторов. Внедрению в практику работы общеобразовательных учреждений авторской программы предшествует ее экспертиза и апробация.
Рабочая программа – нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности.
Рабочая программа конкретизирует ФГОС с учетом необходимых требований к ее построению, а также описывает национально-региональный уровень, учитывает возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки учащихся, отражает специфику обучения в данном образовательном учреждении.

Методы обучения русскому языку.
Проблема классификации методов обучения до сих пор является актуальной. В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу. В связи с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, существует ряд классификаций.
I. Наиболее ранней классификацией является деление методов обучения на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы учащихся (упражнения, самостоятельная работа).
II. С начала 30-х годов XX века и по настоящее время самой распространенной считается классификация методов по источнику получения знаний, и в применении к русскому языку она представлена следующим образом:
• словесные методы – источником знания является устное или печатное слово;
• практические методы – учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия;
• наглядные методы – источником знания являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия (показ плакатов, схем, фильмов, демонстрация опытов и т.д.).
Классификацию по источнику получения знаний неоднократно и достаточно обоснованно подвергали критике в педагогической литературе. Главный недостаток этой классификации в том, что она не отражает характера познавательной деятельности учащихся в обучении, не отражает степень их самостоятельности в учебной работе.
III. Классификация методов по характеру познавательной деятельности учащихся:
• Информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный) – метод, состоящий в предъявлении готовой информации учителем и усвоении ее в виде учащимися.
• Репродуктивный – метод, предполагающий организацию воспроизведения способов деятельности, о которых учитель сообщил ранее и образец выполнения которых показал (решение типовых задач, упражнений, пересказы текстов по заданию учителя).
• Метод проблемного изложения – метод, предполагающий постановку проблемы учителем; учитель сам решает эту проблему, но непременно демонстрирует противоречивые пути самого процесса познания, иллюстрируя культуру мышления в ходе решения проблемы.
• Частично-поисковый (эвристический) метод – метод, предполагающий первоначальное овладение учащимися отдельными элементами поисковой деятельности (например, учитель ставит проблему, ученики выдвигают только гипотезу, либо учитель излагает факты, а учащиеся делают выводы).
• Исследовательский – метод, предполагающий организацию учителем поисковой творческой деятельности учащихся путем постановки новых для них проблем и проблемных задач.

Учебник русского языка как источник знаний.
Учебник – важнейшее средство обучения, основной источник систематизированных знаний. Его содержание и структура подчинены задачам обучения, развития и воспитания учащихся.
Компоненты учебника русского языка:
1. Систематизированный учебный материал, который содержит знания в виде правил (грамматических, орфографических, пунктуационных) и языковых понятий.
2. Языковой материал: буквы, слоги, слова, предложения, тексты.
3. Аппарат организации усвоения:
• вопросы и задания
• упражнения (для введения нового материала; для формирования умений и навыков)
• инструктивные предписания (памятки, образцы разбора)
4. Аппарат ориентировки (оглавление, рубрики, условные обозначения).
Учебник может быть использован для:
• организации наблюдений над языковым материалом
• работы с правилом
• закрепления знаний
• домашнего задания
• справки

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Русский язык как учебный предмет в начальной школе

Необходимость глубокого изучения родного языка в школе определяется его основными функциями:

язык служит человеку средством оформления и выражения мысли, коммуникативным средством и средством выражения чувств, настроений;

умения и навыки в области родного языка (речь, чтение, письмо) являются необходимым условием и средством учебного труда учащихся;

язык служит важным средством воспитания.

Одна из важнейших задач методики русского языка — определить и сформировать курс русского языка в школе (и, в частности, в начальных классах школы) как учебный предмет.

Задачи обучения русскому языку:

развивать устную и письменную речь учащихся;

обучить детей, пришедших в 1 класс, грамоте, т. е. элементарному чтению и письму, и в дальнейшем совершенствовать эти умения;

обучить литературной норме — орфографически и пунктуационно грамотному письму, орфоэпически правильному произношению и в овладению выразительностью речи и элементами стилистики;

изучить теоретический материал по грамматике, фонетике, лексике, формировать систему научных понятий по языку;

приобщить школьников к образцам художественной, научно-популярной и иной литературы через уроки чтения и грамматики, помочь овладеть умением воспринимать литературное произведение.

Конкретизирует эти задачи программа по русскому языку для начальных классов. Программа – государственный документ, определяющий содержание учебного предмета, его объем, последовательность изложения материала, а также основные требования к уровню знаний, умений и навыков по предмету. Выполнение программы учителем и учащимися является строго обязательным, а расширение или сужение программы не допускается.

Принципы построения учебной программы по русскому языку:

Системно-описательный (при отборе содержания обучения обеспечивает усвоение учащимися системы русского языка и способов применения знаний этой системы на практике);

Коммуникативно-речевой (ориентация на взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности (слушанию говорению, чтению, письму) с тем, чтобы сформировать у учащихся способность решать языковыми средствами коммуникативные задачи в разных ситуациях общения);

Принцип культуросообразности (определяет направление содержания языкового образования на усвоение и присвоение учащимися культурных, духовных, нравственных ценностей русского народа, закрепленных в языке).

Примерная программа – справочный документ федерального уровня с минимально конкретизированным описанием содержания.

Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, рабочих программ учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) и определяет обязательную часть учебного курса, предмета, дисциплины (модуля), за пределами которой остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования.

Авторская программа – это документ, созданный на основе ФГОС и примерной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Авторская программа разрабатывается одним или группой авторов. Для авторской программы характерны оригинальная концепция и построения содержания. Внедрению в практику работы общеобразовательных учреждений авторской программы предшествует ее экспертиза и апробация.

Рабочая программа – нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности.

Рабочая программа конкретизирует ФГОС с учетом необходимых требований к ее построению, а также описывает национально-региональный уровень, учитывает возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки учащихся, отражает специфику обучения в данном образовательном учреждении.

Методы обучения русскому языку.

Проблема классификации методов обучения является одной из острых проблем современной дидактики. В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу. В связи с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, существует ряд классификаций.

I . Наиболее ранней классификацией является деление методов обучения на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы учащихся (упражнения, самостоятельная работа).

II . С начала 30-х годов XX века и по настоящее время самой распространенной считается классификация методов по источнику получения знаний , и в применении к русскому языку она представлена следующим образом:

словесные методы – источником знания является устное или печатное слово;

практические методы – учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия;

наглядные методы – источником знания являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия (показ плакатов, схем, фильмов, демонстрация опытов и т.д.).

Классификацию по источнику получения знаний неоднократно и достаточно обоснованно подвергали критике в педагогической литературе. Главный недостаток этой классификации в том, что она не отражает характера познавательной деятельности учащихся в обучении, не отражает степень их самостоятельности в учебной работе.

III . Классификация методов по характеру познавательной деятельности учащихся:

Информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный) – метод, состоящий в предъявлении готовой информации учителем и усвоении ее в виде учащимися.

Репродуктивный – метод, предполагающий организацию воспроизведения способов деятельности, о которых учитель сообщил ранее и образец выполнения которых показал (решение типовых задач, упражнений, пересказы текстов по заданию учителя).

Метод проблемного изложения – метод, предполагающий постановку проблемы учителем; учитель сам решает эту проблему, но непременно демонстрирует противоречивые пути самого процесса познания, иллюстрируя культуру мышления в ходе решения проблемы.

Частично-поисковый (эвристический) метод – метод, предполагающий первоначальное овладение учащимися отдельными элементами поисковой деятельности (например, учитель ставит проблему, ученики выдвигают только гипотезу, либо учитель излагает факты, а учащиеся делают выводы).

Исследовательский – метод, предполагающий организацию учителем поисковой творческой деятельности учащихся путем постановки новых для них проблем и проблемных задач.

Учебник русского языка как источник знаний.

Учебник – важнейшее средство обучения, основной источник систематизированных знаний. Его содержание и структура подчинены задачам обучения, развития и воспитания учащихся.

Компоненты учебника русского языка:

1. Систематизированный учебный материал, который содержит знания в виде правил (грамматических, орфографических, пунктуационных) и языковых понятий.

2. Языковой материал: буквы, слоги, слова, предложения, тексты.

3. Аппарат организации усвоения:

вопросы и задания

упражнения (для введения нового материала; для формирования умений и навыков)

Читайте также: