Особенности оценивания в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

ОЦЕНКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Ульяновск 2005

Калинина Н.В., Прохорова С.Ю., Горбылева А..Я.

Оценка учебных достижений учащихся в начальной школе.

В пособии анализируются современные подходы к оценке достижений младших школьников, описываются формы, методы и способы оценивания в условиях безотметочного обучения. Авторы предлагают систему мониторинга качества обучения в начальной школе, средства и методики оценки формирования предметных знаний, умений, навыков и учебной деятельности младших школьников.

Для учителей начальных классов, администрации школ, слушателей курсов.

Ульянова Т.Л. - методист Ленинского РИНМЦ РОО г.Ульяновска

Печатается по решению редакционно - издательского совета Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………….….3-5. Особенности оценивания учебных достижений детей в начальной школе.

Организация оценивая в условиях

Формы и способы оценивания………………………………..

Схема организации мониторинга результатов обучения младших школьников .

Методика оценивания учебных достижений

на основе карты индивидуального

Оценка сформированности учебной

Приложение: методические материалы

ВВЕДЕНИЕ

Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент наряду с другими компонентами учебно - воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) должен соответствовать современным достижениям педагогической науки, требованиям социальной ситуации и приоритетам образования в первом звене школы.

Современная начальная школа нацелена на реализацию новой личностно ориентированной, развивающей модели образования, в которой ведущее место занимает развитие личности ученика, его возможностей и способностей, желания и умения учиться. Приоритетом начального образования становится формирование общеучебных умений и навыков, способов учебной деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В связи с этим сегодня требуют изменения существующие подходы к оценке достижений ребенка в ходе обучения. Если раньше при оценке достижений детей учитель ориентировался только на результат сформированности предметных знаний, умений и навыков, выражая оценку в отметках - баллах, то сегодня учителя интересует процесс формирования личности в учебной деятельности, и прежде всего путь усвоения знаний и обретения базовых учебных навыков, который нельзя просто зафиксировать отметкой - баллом, но нужно отследить и, при необходимости, вовремя откорректировать. Не случайно современной начальной школой взят курс на безотметочное обучение, по сути своей являющиеся процессуальным, то есть ориентированным на анализ процесса учения и становления личности младшего школьника. В 1-2 классах процессуальное оценивание закреплено официально через принципы безотметочного обучения. В 3-4 классах, с введением отметки, оно не должно уходить на второй план, т.к. на его основе строится управление качеством образования со стороны учителя.

Значимость нового подхода к оценке достижений младших школьников сегодня признается каждым учителем. Однако, далеко не каждый педагог умеет его правильно реализовать. Имеется целый ряд затруднений в выборе способа и средств процессуального оценивания, простраивания безотметочного обучения в системе выделения критериальной базы для оценки достижений детей, выстраивания схемы анализа результатов. На помощь в их преодоление направлено данное пособие.

Оценка достижений младших школьников показывает соотношение целей и результатов образовательного процесса в начальной школе. Поскольку приоритетными целями начального образования сегодня является развитие личности ребенка через освоение системы знаний, умений навыков и формирование учебной деятельности, поскольку главное внимание в пособии уделено оценке качества предметных знаний, умений, навыков и сформированности учебной деятельности младших школьников.

Особенности оценивания учебных достижений детей в начальной школе

Организовать любую деятельность, в том числе учебно-познавательную, без оценки невозможно, так как оценка является одним из компонентов деятельности, ее регулятором, показателем результативности. Но очевидным выглядит тот факт, что сохранение прежней системы оценивания учебного труда, в рамках которой практически отсутствует учет мнения самих обучаемых, делает затруднительным сам процесс обучения.

Система контроля и оценки в начальной школе не может ограничиваться утилитарной целью – проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников рефлексию и такие значимые общеучебные умения как умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения. Именно поэтому оценка в начальной школе должна соответствовать целому ряду требований

Оценка есть определение качества достигнутых школьником результатов обучения. При ее осуществлении, прежде всего, необходимо учитывать психологические особенности ребенка младшего школьного возраста: неумение объективно оценить результаты своей деятельности, слабый контроль и самоконтроль, неадекватность принятия оценки учителя и др. Любая проверка знаний должна определяться характером и объемом ранее изучаемого материала и уровнем общего развития учащихся.

Не менее важно требование объективности оценки. Это проявляется прежде всего в том, что оценивается результат деятельности ученика. Личное отношение учителя к школьнику не должно отражаться на оценке.

Характер принятия школьниками оценки учителя зависит от степени сформированности у них самооценки. Учителю следует помнить, что одним из основных требований к оценочной деятельности является формирование у школьников умений оценивать свои результаты, сравнивать их с эталонными, видеть ошибки, знать требования к работам разного вида, находить ошибки в чужой и своей работах, анализировать их причины и определять пути исправления.

Оценивание на основе анализа текущих итоговых отметок остается пока наиболее распространенной формой. Любопытное исследование провел Б.Блум. Он показал, что каждый учебный год младший школьник решает приблизительно 200 задач и заданий и столько раз подвергается традиционному школьному оцениванию. В средней школе он ежегодно получает отметки до 2000 раз. С такой высокой частотой оценки человек не встречается больше никогда. Б.Блум придерживается мнения, что около трети школьников благодаря высоким положительным отметкам становится привилегированным. Но другие дети становятся жертвами, они теряют всякий интерес к школе. Эти дети, как отмечает ученый, деморализованы, часто доведены до неврозов. Оценочный приговор ставит их в безвыходное положение без шансов на успех, потому что порождает у них образ мышления неудачника. Поэтому отметочная система оценивания имеет существенные недостатки – это и недооценка оценочных суждений учителя, и субъективность выставляемых отметок. Это определяет педагогическую нецелесообразность поспешности в применении цифровой оценки-отметки, карающей за любую ошибку, и усиление значения оценки в виде аналитических суждений, объясняющих возможные пути исправления ошибок. Такой подход поддерживает ситуацию успеха и формирует правильное отношение ученика к контролю.

Поэтому необходимо не просто отказаться от выставления отметок учащимся 1,2, классов, но и перестроить всю оценочную деятельность. Отметка как цифровое оформление оценки вводится учителем только тогда, когда школьники знают основные характеристики разных отметок. Содействие осознанию и принятию этих характеристик (критериев) должно стать существенным содержанием деятельности учителя. До введения отметок не рекомендуется применять никакие другие знаки оценивания – звездочки, цветочки, разноцветные полоски и пр. При их применении функции отметки берет на себя этот предметный знак и отношение ребенка к нему идентично отношению к цифровой оценке. Кроме того, отметкой оценивается результат определенного этапа обучения. Пока дети только начинают познавать азы чтения, письма, счета, пока не достигнуты сколько-нибудь определенные результаты обучения, отметка больше оценивает процесс обучения, отношение ученика к выполнению конкретной учебной задачи, фиксирует неустоявшиеся умения и малоосознанные знания. Поэтому оценивать отметкой этот этап обучения нецелесообразно. Оценочную деятельность учителю здесь необходимо сосредоточить вокруг развернутого словесно-описательного анализа процесса учения школьника и формирования его самооценки.

Словесная оценка (оценочное суждение) позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Оценочное суждение на первых этапах обучения заменяет, а далее сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также способы устранения недочетов и ошибок.

Особая роль в оценивании учебной деятельности начинающих учеников отводится самооценке. Самооценка, как один из компонентов деятельности, также связана не с выставлением себе отметок, а с процедурой оценивания. При самооценке ученик сам себе дает содержательную и развернутую характеристику своих результатов по заданным критериям, анализирует свои достоинства и недостатки, а также ищет пути устранения последних. Важность самооценки заключается не только в том, что она позволяет увидеть ребенку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что на основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.

Ввести процедуру самооценки в педагогический процесс простым распоряжением нельзя. Ее применение требует кропотливой, основательной, достаточно продолжительной профессиональной работы со стороны учителя. Самооценке ребенка нужно научить в специально организованной оценочной деятельности. Учителю необходимо с первого дня учебы в системе на основе четких критериев организовать эту деятельность, вовлекая каждого ученика. При этом, каждому виду деятельности, к каждому этапу урока необходимо подбирать свои, наиболее подходящие способы оценивания.

Система оценивания в начальной школе считается одной из самых важных, но в то же время и самых проблематичных областей. Система оценивания для малышей призвана помочь ребенку обрести уверенность в себе и здоровую самокритичность или другими словами здоровую самооценку. Учителя оценивают своих учеников не полностью объективно, не как роботы, а как справедливые и доброжелательные люди, учитывающие индивидуальные особенности ребенка (внимание, память, мышление, воображение, восприятие, речь….)

  • помочь ребенку обрести уверенность в себе и здоровую самооценку;
  • создание оптимальных педагогических условий для формирования основ учебной деятельности.

Задачи:

  • вырастить в школьниках учебную самостоятельность как умение расширять свои знания, умение и способности по собственной инициативе.

Ожидаемый результат: Успешный ученик.

Теоретическое обобщение темы:

Оценивание, это один из основных компонентов процесса обучения.

Функция оценивания — получить, оценить и показать результат обучения.

В современной образовательной системе наметились два подхода к оцениванию:

  • оценивание для оценивания
  • оценивание для обучения

Оценивание для оценивания является контролирующей функцией, признанной определить что изучил ученик на конкретный момент.

При данной форме оценивания достижений ученика сравниваются с установленными нормами, что соответствует заключению: соответствует/не соответствует стандарту, уровню, утвержденной бальной шкале.

Оценивание для обучения является функцией системы обучения, содействующей процессу обучения и направленной в первую очередь на определение возможностей и потенциала обучающегося в своем обучении.

Это инструмент, применяемый одновременно и для определения качественных характеристик образования обучающегося и прогресса деятельности учителя и установления уровня достигнутого в обучении обучающимся, учителем и образовательным учреждением.

Это способ коррекции программы обучения самим обучающимся и деятельности учителя по организации работы с обучающимся.

Рассмотрим процесс оценивания проводимый учителем с целью определения результативности деятельности обучающихся.

В этом процессе участвуют обучающийся, демонстрирующий знания и навыки и учитель, организовавший наблюдение, обеспечивший сбор, проводящий анализ соответствия оцениваемых показателей заданным критериям и мониторинг результатов.

Условия проведения процесса оценивания, обуславливаются различными формами и методами обучения.

Однако, когда встает вопрос об измерении достижений с целью сравнения, то в этом случае не подходит тестирование.

Здесь требуется иная форма, такая как, например, аутентичное оценивание результативности обучения.

Аутентичное оценивание – это оценивание процесса развития и прогресса обучающегося, в его реальных достижениях. Оно ни в коей мере не может быть субъективным, занимает достаточно большое количество времени на подготовку, проведение и подведение итогов, поэтому проводится в небольших группах или индивидуально.

Учитель, проводящий аутентичное оценивание, четко должен представлять что будет оценивать еще до начала процесса оценивания.

Аутентичное оценивание имеет еще одну особенность, оно проводится сразу же по завершении выполнения задания, потому что здесь более важен процесс выполнения, нежели его результат.

Данные, полученные в результате множественных наблюдений, а также всевозможные виды работы обучающихся накапливаются в портфолио. Портфолио вносит существенный вклад в оценивание и является аутентичным подтверждением успеваемости обучающегося, характеризующим его сильные и слабые стороны.

Умение объективно оценивать собственную деятельность и достижения для современного человека становится таким же необходимым умением, как и процесс приобретения и использования новых знаний. Помимо качественной и количественной (балльной) самооценки работы обучающийся важно получать качественную и количественную оценку собственных достижений.

Ее получение это специально организованный учителем процесс самооценки, когда обучающийся сам оценивает собственную работу, либо процесс взаимной оценки, когда обучающиеся оценивают работу других участников.

На каждом этапе обучения учитель организовывает процесс обсуждения вопросов, которые он заранее подготавливает; осуществляется разбор и комментирование выполненных обучающимися практических заданий; проводится экспертная оценка полученных обучающимися итоговых результатов.

Цель такого оценивания – получить комплексную характеристику работы обучающегося, дать ему возможность посмотреть на свою работу со стороны и в результате - понять, осознать и освоить изучаемую тему и осознать уровень, которого он достиг в обучении.

При такой организации процесса оценивания, наблюдаем значительное снижение его функций контроля и следующего за ним наказания и ярко выраженный рост мотивации, направленной на совершенствование и рост личной компетентности.


Кейс 1

В работе с учащимися начальных классов, мыиспользуем следующие виды оценивания:

Неформальное оценивание – это система наблюдений и сбор данных о том, что из себя представляет ученик в нормальных условиях обучения.

Цель неформального оценивания в том, чтобы заметить даже маленький прогресс и постараться усилить его путем похвалы и поддержки.

Это может быть сделано разными способами:

  • не скупиться на устную похвалу при хороших результатах;
  • давать дружелюбные письменные комментарии (в рабочих тетрадях)
  • рисовать или штамповать веселые или грустные лица (1 класс)
  • создавать папки с индивидуальными работами и контрольными работами детей.

Неформальное оценивание несет скрытый характер и поэтому не пугает детей и помогает избежать стресса, который неизбежен при отметочном использовании.

Оценивание для обучения содействует всестороннему развитию обучающегося, не отталкивая его от обучения, заменяет критику на заинтересованную обратную связь.

Одновременно с оцениванием, в ходе обсуждения работы и результатов деятельности обучающегося и команды накапливаются мнения, суждения, комментарии. Эта совокупность данных создает базу данных - Базу Углубленных Коллективных Знаний (БУКЗ).

Использовать БУКЗ, вы будете для формирования новых ЗУН и компетенций, обучающихся. В рамках существующей стандартной модели урока оценить, как это требует ФГОС, УУД, инициативу, творчество, взаимодействие обучающихся при командной работе, нравственные качества, развить умение достаточно объективно оценивать себя – свои возможности, свои достижения, свое поведение, все это учитель может реально получить применяя оценивание для обучения и проводя оценку результатов.

Проведя самооценку, взаимную оценку, обеспечив наблюдение и обратную связь, учитель получает возможность определить объективную комплексную оценку эффективности качества достижений обучающегося.

Комплексная итоговая оценка, состоит из оценки процесса работы обучающегося и оценки полученных им результатов. Причем, процесс оценивает сам обучающийся, а результаты его работы будет оценивать члены команды. И для самооценки и для оценки коллег необходимы критерии и таблицы оценивания.

В современных технологиях значительное изменение претерпели формы и методы работы с обучающимися. Учитель, в зависимости от целей обучения может применить и классно-урочную систему с фронтальной формой общения, организовать индивидуальную работу с обучающимся, работу в парах или групповую работу.

Многообразие форм накладывает свои особенности на организацию оценивания результатов. полученных обучающимися при индивидуальной и групповой работе. На нашем курсе далее мы подробно рассмотрим технологию работы в группах и систему оценивания индивидуальных достижений обучающегося в групповой работе.


Кейс 2

2. Самооценивание - это оценивание, проводимое самим ребенком, с целью измерить собственный успех.

Этот вид оценивания особенно важен для данного возраста в силу следующих причин:

  • он обеспечивает детскую психологическую безопасность и автономию;
  • это необходимый компонент концепции, которая предполагает обучение в течении всей жизни, т.к. в будущем большинство сегодняшних учеников, работая независимо, будут вынуждены оценивать себя и свою компетентность правильно и справедливо.

Цели самооценивания:

  • представить детям полную картину их достижений;
  • показать совпадают ли личностная и учительская оценки;
  • сформировать правильное отношение к оцениванию.

Использование шкал самооценки может помочь учителям и младшим школьникам сделать процедуру оценивания прозрачной, ясной, объективной и безболезненной.

Учитель и ученик вместе имеют шанс оценить достижения, сравнить оценку, проанализировать ее и понять свои недочеты.

Выполняя такой вид оценивания ученики:

  • Учатся взаимодействию, стремясь к одной цели;
  • Учатся уважать и принимать мнение другого человека;
  • Становятся партнерами, что сводит к минимуму негативный аспект соревновательности;
  • Начинают доверять друг другу;
  • Чувствуют себя более защищенными, чем работая в одиночку.


Формальное оценивание – это выставление оценок при наличии определенных критериев в условиях, которые обеспечивают оценивание коммуникативных знаний, умений, навыков в даннойо бласти.

Кейс 3

Критериальное оценивание - способствует снижению тревожности ученика, формированию положительной мотивации. То обстоятельство, что оценки, получаемые за промежуточную работу, не выставляются в журнал, превращает эту работу в осмысленную деятельность по наращиванию своих знаний. Учитель превращается из сурового судьи в заинтересованного помощника и консультанта. Между учителем и учеником исчезает закон конфликта, оценивание превращается в совместную работу по критериям принятым обеими сторонами. Открытость. Прозрачность самого процесса оценивания, возможность высказать свою точку зрения помогают ученику стать настоящим субъектом своего обучения.

Мы не должны забывать, что дети хотят, чтобы их оценили, а не наказали. И если их все же следует покритиковать, то делать это нужно дружелюбно, корректно, с помощью обратной связи:

  • Индивидуально с каждым ребенком;
  • С группой детей;
  • В краткой письменной форме;
  • В доброжелательной беседе.

Обратная связь помогает детям проанализировать свои сильные и слабые стороны безболезненно для ребенка.


Кейс 4

Критериальное самооценивание

Основной смысл критериального самооценивания, как и многих других техник формирующего самооценивая, заключается в том, что в процессе познавательной деятельности учащихся оно позволяет оценивать не только результат этой деятельности (который оно, безусловно, тоже анализирует), но и пароцесс работы, приводящей к этому результату.

Учащимся изначально известны критерии, по которым будет оцениваться работа, они являются неотъемлемой частью задания, изложены письменно и доступны для всех.

Основой для дальнейшей успешной и продуктивной работы по самооцениванию является первый этап урока, на котором вводятся критерии оценивания. Наиболее полезным способом ввести эти критерии является общее обсуждение, в котором все учащиеся и учитель приходят к единому пониманию того, что будет оцениваться и зачем.

После того как критерии определены, целесообразно на конкретных примерах показать, что степень достижений по каждому критерию может быть различной, и ввести показатели, по которым она будет определяться.

Следующим этапом должно стать подробное ознакомление учащихся с бальной шкалой, по которой будет проводиться оценивание.

Можно порекомендовать провести несколько проб совместного оценивания, когда на примере чьей-либо работы ученики потренируются в применении критериев и показателей оценки и убедятся в том, что понимают их сходным образом.

После того как дети оценят свои работы, полезно обсудить результаты их оценивания и сравнить с тем, как оценивает эти же работы учитель.

Правильно подготовленные и регулярно проводящиеся критериальные оценивание и самооценивание:

  • Дают учителю возможность точно оценить не только реальные, но и потенциальные достижения учеников, отраженные в их стремлении двигаться в перед;
  • Формируют ученическую самоорганизацию, предоставляя ученику возможность построить план дальнейших действий по собственному продвижению;
  • Предоставляют учителю и ученикам не размытые, объективные критерии оценки, пригодные для интерпретации, анализа и непосредственного использования во взаимодействии с учащимися и родителями;
  • Обеспечивают преемственность в работе разных учителей-предметников и создают основание для их коллективно распределенной работы;
  • Дают общие основания для оценки достижений учащихся на разных этапах учебного процесса применительно к разным задачам и ситуациями;
  • Формируют и поддерживают заинтересованность и уровень компетентностного участия родителей в учебном процессе;
  • Критериальное оценивание является основной практически всех оценочных методик.

Наиболее простым инструментом можно считать знакомую многим методику цветовых дорожек или светофора.


Кейс 5

Компетенции, формирующиеся при неформальном и критериальном оценивании.

Понимает полученную информацию и применяет ее в своем дальнейщем обучение

Неформальное Критериальное оценивание

Применяет полученные знания

Неформальное Критериальное оценивание

Высказывает свои мысли и суждения, иллюстрирует, демонстрирует, презентует

Неформальное Критериальное оценивание

Демонстрирует готовность к общению в группе

Неформальное Критериальное оценивание

Умеет слушать и слышать собеседника (толерантность к иному мнению)

Неформальное Критериальное оценивание

Организует работу группы

Неформальное Критериальное оценивание

Анализирует и дает оценку работе группы

Понимает и принимает свою роль в группе

Цветовые дорожки (формативное оценивание)
Взаиное оцениванин

Способен продуктивно работать самостоятельно

Самооценивание
Цветовые дорожки (формативное оценивание)

Проявляет готовность к взаимному общению. Предлагает и обсуждает идеи

Анализирует ресурсы, которые могут быть использованы для решения проблемы

Оценивает продукт своей деятельности

Саморценивание
Критериальное оценивание

Понимает и принимает оценку своей работы в группе

Критериальное оценивание взамиооценивание

Организует себя на дальнейшую деятельность

Критериальное оценивание – обратная связь
Самооценивание


Мой опыт по применению формативного оценивания

Цветовое самооценивание позволяют ученику, пользуясь цветными карандашами, самостоятельно оценить, насколько он понял материал, может ли выполнить задание, уверенно ли чувствует себя при ответе на вопрос.

Выбрав один из трех цветов, ученики делают пометки в своих тетрадях рядом с классной работой.

  • Красный цвет - это сигнал тревоги: я этого не могу, мне трудно;
  • Желтый – неуверенности: я не совсем в этом разобрался;
  • Зеленый – благополучия: мне все ясно, я с этим справляюсь.

Учитель, взяв тетради учеников, видит, кто из них и в каком вопросе нуждается в помощи.

Мое предложение по оцениванию в начальной школе.

Ввести модульную систему оценивания. В конце каждого семестра проводить контрольные по предметам двумя способами:

2. Контрольная работа.

Проводить текущие контрольные работы.

Заключение

Сочетая разные виды оценивания, каждый учитель в состоянии сделать этот процесс наиболее эффективным, интересным для всех участников учебного процесса, безболезненным и мотивирующим на дальнейшее успешное обучение.

Каждый ребенок будет оценен по заслугам и уйдет с урока удовлетворенным и в хорошем настроении, а дома с нетерпением будет ждать следующего занятия, где снова его успехи оценят по достоинству и отметят его старания.


1.1. Настоящее положение является локальным актом школы, регламентирующим порядок, периодичность и систему оценивания в начальной школе в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования второго поколения.

1.2. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. Используются следующие виды оценивания: стартовая диагностика, текущее оценивание, итоговое оценивание, мониторинг универсальных учебных действий.

1.3. Содержательный контроль и оценка строятся на критериальной основе, выработанной совместно с учащимися. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания известны заранее педагогам, учащимся, родителям.

1.4. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребёнка.

1.5. В контрольно-оценочную деятельность включаются учащиеся, осуществляя самооценку и взаимооценку.

1.6. В целях обеспечения выполнения педагогами и обучающимися образовательных программ, выявления уровня успешности обучения проводятся административные контрольные работы по предметам: входные, за 1 полугодие, комплексная итоговая работа и итоговые работы по предметам.

1.7 Особенностями системы оценки являются:

комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и не персонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;

уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;

использование накопительной системы оценивания, характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений (Портфель достижений или иные формы);

использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;

использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.

1.8. Настоящее положение предполагает возможную дальнейшую коррекцию.

2. Основные виды контроля и оценивания

2.1. Содержательный контроль и оценка учащихся направлены на выявление индивидуальной динамики развития школьников (от начала учебного года к концу, от года к году) с учётом личностных особенностей и индивидуальных успехов учащихся.

2.4. Итоговое оценивание происходит в конце обучения в начальной школе. В конце первого и последующих классов проводится итоговая комплексная письменная работа. Основным инструментом итоговой оценки выпускников начальной школы являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.

Объектом оценки предметных результатов является освоение учащимися предметных знаний и способов действия для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают планируемые предметные результаты.

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.

В учебном процессе для выявления причин затруднения в освоении предметных результатов проводятся диагностические работы, для определения уровня освоения предметных результатов – промежуточные и итоговые проверочные работы. Результаты, полученные в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме накопительной оценки – портфеля достижений

Анализ достижений учащихся включает:

текущую успеваемость обучающихся;

динамику личных достижений учащегося в освоении предметных умений;

активность и результативность участия обучающихся в выставках, конкурсах, соревнованиях;

активность участия и рост самостоятельности в проектной и внеурочной деятельности;

2.5. Для контроля и учёта достижений обучающихся используются следующие формы:

Технология оценивания в начальной школе

Одним из направлений организации учебного процесса в условиях введения ФГОС в начальной школе является, создание условий для оценивания. Эта тема всегда была в педагогике весьма актуальной, тем более таковой она является сегодня, когда глобальные перемены охватили всю систему образования.
В ФГОС НОО требования к образовательным результатам определяются как самостоятельная педагогическая категория и выступают в качестве критериев оценки образовательных достижений школьников.
Оцениванию подвергаются теперь не только учебные достижения, но и творчество, и личная инициатива ребёнка во всех сферах школьной жизни. Иначе говоря, мы перешли от норм оценки, которые фактически часто и во многом субъективно устанавливает сам учитель, к достаточно чётким и однозначным критериям оценки, устанавливаемым стандартом.
Работа в режиме комплексной итоговой оценки требует большой подготовительной работы, высочайшего педагогического профессионализма от учителей, большой затраты времени, сил, желания педагога и, самое главное, искренней веры в саму идею – пути к гуманизации российского образования.
Основная цель новой технологии оценивания – сделать оценку учащихся более содержательной, объективной и дифференцированной.
В соответствии с этими целями технология оценивания направлена на получение информации, позволяющей учащимся – обрести уверенность в своих познавательных возможностях, родителям – отслеживать процесс и результат обучения и развития своего ребенка, учителям – оценить успешность собственной педагогической деятельности.

Большое значение в системе оценки уделяется самоконтролю и самооценке- одним из важных видов учебной деятельности. Необходимо детей научить оценивать свои действия, их результаты, своё продвижение вперёд.

Согласно новой парадигме образовательных стандартов оценивание призвано стимулировать учение, а не тормозить его. Таким образом, на первый план выходит поиск такого подхода к оцениванию достижений учащихся, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы индивидуализации процесса обучения, повышению учебной мотивации и самостоятельности учащихся. Перед учителем встает вопрос: как это делать?

Помимо оценивания, в начальной школе педагог начинает формировать у учащихся умения и навыки по самооценке собственных результатов. Это необходимо для того, чтобы ребенок мог адекватно оценивать собственные силы и возможности, формировать самооценку.
Основным объектом оценки в условиях ФГОС выступают планируемые результаты: личностные (самоопределение, моральная ориентация, смыслообразование), метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметные (система опорных знаний и система предметных действий).

Цель оценки – это оценивание как достигаемых результатов, так и процесса их формирования. Федеральные государственные образовательные стандарты предусматривают комплексный подход к оценке и использование разнообразных методов и форм оценивания. Основной акцент делается на оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения программы.

Функции оценивания:

обучающая – эта функция оценки предполагает не столько регистрацию имеющихся знаний, уровня обученности учащихся, сколько прибавление, расширение фонда знаний;

воспитательная – формирование навыков систематического и добросовестного отношения к учебным обязанностям;

ориентирующая – воздействие на умственную работу школьника с целью осознания им процесса этой работы и понимания им собственных знаний;

стимулирующая – воздействие на волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений;

диагностическая – непрерывное отслеживание качества знаний учащихся, измерение уровня знаний на различных этапах обучения, выявление причин отклонения от заданных целей и своевременная корректировка учебной деятельности;

проверка эффективности обучающей деятельности самого учителя; контроль и оценка позволяют учителю получить информацию о качестве учебного процесса, с учетом которой он вносит коррективы в сою работу;

формирование у учащихся адекватной самооценки как личностного образования.

Новая система оценивания предполагает следующие исходные положения:

· Частое оценивание, желательно на каждом уроке.

· Выработка четких критериев оценивания каждой работы, исходя из планируемых результатов, соответствующих поставленным учебным целям урока.

· Применение заранее известных педагогу и обучающимся критериев оценивания ученической работы, возможна совместная их выработка.

· Исходя из ведущей роли каждого ученика в современном образовательном процессе, основной акцент в подборе методов и средств для оценивания образовательных достижений обучающихся делается на самооценку, как средство принятия решения учеником, способность составить самостоятельную программу обучения.

Для того чтобы оценивание было эффективным, следует использовать различные стратегии и соответствующие инструменты, которые создадут прочный фундамент для дальнейшего обучения, будут способствовать успешности учения в целом. Применяя ту или иную стратегию, нужно понимать, на что она нацелена, каких результатов мы хотим добиться, каким образом мы помогаем ученику задуматься о своих успехах и достижениях.

Одним из таких подходов к оцениванию является формативное (формирующее) оценивание, или оценивание для обучения. При таком подходе меняется роль учителя, учебный процесс строится на основе сотрудничества между его участникам. Оценка осуществляется непрерывно, оценивается сам процесс движения к качественному результату. Часть полномочий переходит к ученику, таким образом, трансформируясь в самоконтроль и самооценку. Формативное оценивание позволяет учителю отслеживать процесс продвижения каждого учащегося к целям их учения, помогает ему корректировать свою работу на раннем этапе, а ученику почувствовать ответственность за свое обучение.

Особенности техник формативного оценивания заключаются в использовании аналитических инструментов и приемов для измерения уровня освоения, прогресса учащегося в процессе познания. Какие же техники и приемы оценивания существуют в новой системе образования?

Особенности техник формативного оценивания заключаются в использовании аналитических инструментов и приемов для измерения уровня освоения, прогресса учащегося в процессе познания. Какие же техники и приемы оценивания существуют в новой системе образования?

1. Лист общеучебных достижений . Лист учебных достижений показывает развитие ученика (в течение урока, семестра, года и т.д.). Такая техника, во-первых, позволяет реализовать принцип позитивного оценивания, так как даже небольшой успех ученика не остается незамеченным. Во-вторых, такой мониторинг позволяет наблюдать развитие процесса учения каждого ученика и класса в целом. В листе учета указываются вопросы мониторинга, которые зависят от особенностей класса, целей и задач урока и т.д.

Умение прогнозировать содержание текста.

Умение привести пример.

Умение составить собственное высказывание.

Умение продуктивного письма.

1) Что, по вашему мнению, было наиболее важным из того, что вы узнали (выучили) сегодня?

2) Какой вопрос вам запомнился?

3) Что для вас было наиболее трудным, непонятным сегодня?

Учитель собирает ответы, анализирует их и в случае обнаружение проблемных моментов корректирует свою деятельность на следующем уроке.

К учащимся, которые подняли зеленые карточки (все поняли):

Что вы поняли?

К учащимся, поднявшим желтые или красные карточки:

– Что вам не понятно?

Произношение и интонация.

Соблюдение грамматических норм.

При ответах учащихся постоянно акцентируется внимание на критериях. Это удобно и при выставлении отметок за выполнение задания, так как критерии были сформулированы четко, и ребятам было понятно, что от них требуется.

5. Графики . На графике учащиеся отмечают собственные успехи или напротив неудачи. Ведение графика способствует тому, что учащиеся учатся самостоятельно оценивать свои достижения, выявлять неудачи и т.д.

6. Символы . Данный прием особенно актуален в младших классах, так как учащиеся еще не в полной мере владеют письмом. В дальнейшем прием символов может быть использован совместно с другими. Суть приема заключается в том, что педагог ставит ребенку символ за его достижения. Например, оценка пять – это звездочка, четыре – флажок и т.д.

Для эффективного самооценивания необходимо:

понимание учащимся, как оценивается его работа, деятельность;

развитие навыков критического мышления;

концентрирование внимания учащихся на своих целях.

Поэтому важно для учителя постоянно напоминать ученику о целях и критериях оценивания работы, планировать время для самооценивания, предоставлять цели урока и критерии оценки наглядно, для того чтобы учащиеся четко представляли к чему они стремятся.

Самооценивание позволяет учащимся осознавать цели учения, определять свои пробелы, заставляет их понимать, что успех или неудача зависят не от таланта, удачи или способности, а от практики, усилий и применения правильных стратегий.

Важно помнить, что оценка должна быть проявлением чуткости и доброжелательности. Незнание - это не порок, а стимул к познанию, поэтому необходимо стимулировать ученика к познанию через похвалу, одобрение, поддержку, создание ситуации успеха. Новая система оценивания снимает тревожность детей, повышает учебную мотивацию, отслеживает динамику школьной успешности. Система контроля ставит важные социальные задачи: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения. Оценка и отметка в новой системе образования прежде всего фиксируют достижения ученика.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основным объектом оценки в условиях ФГОС выступают планируемые результаты: личностные (самоопределение, моральная ориентация, смыслообразование), метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметные (система опорных знаний и система предметных действий).

Оценивание образовательных достижений учащихся в рамках ФГОС

В последнее время в содержании образования произошли качественные изменения: акцент с предметных знаний умений и навыков как основной цели обучения был перенесен на формирование общеучебных компетентностей учащихся. В связи с этим изменился и подход к оцениванию.

Согласно новой парадигме образовательных стандартов оценивание призвано стимулировать учение, а не тормозить его. Таким образом, на первый план выходит поиск такого подхода к оцениванию достижений учащихся, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы индивидуализации процесса обучения, повышению учебной мотивации и самостоятельности учащихся.

Основным объектом оценки в условиях ФГОС выступают планируемые результаты: личностные (самоопределение, моральная ориентация, смыслообразование), метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметные (система опорных знаний и система предметных действий).

Новая система оценивания предполагает следующие исходные положения:

Частое оценивание, желательно на каждом уроке.

Выработка четких критериев оценивания каждой работы, исходя из планируемых результатов, соответствующих поставленным учебным целям урока.

Применение заранее известных педагогу и обучающимся критериев оценивания ученической работы, возможна совместная их выработка.

Исходя из ведущей роли каждого ученика в современном образовательном процессе, основной акцент в подборе методов и средств для оценивания образовательных достижений обучающихся делается на самооценку, как средство принятия решения учеником, способность составить самостоятельную программу обучения.

Одним из подходов к оцениванию является формативное (формирующее) оценивание, или оценивание для обучения. При таком подходе меняется роль учителя, учебный процесс строится на основе сотрудничества между его участникам. Оценка осуществляется непрерывно, оценивается сам процесс движения к качественному результату. Часть полномочий переходит к ученику, таким образом, трансформируясь в самоконтроль и самооценку. Формативное оценивание позволяет учителю отслеживать процесс продвижения каждого учащегося к целям их учения, помогает ему корректировать свою работу на раннем этапе, а ученику почувствовать ответственность за свое обучение.

Какие же техники и приемы оценивания существуют в новой системе образования?

Лист общеучебных достижений.

Лист учебных достижений показывает развитие ученика (в течение урока, четверти, года и т.д.). Такая техника, во-первых, позволяет реализовать принцип позитивного оценивания, так как даже небольшой успех ученика не остается незамеченным. Во-вторых, такой мониторинг позволяет наблюдать развитие процесса учения каждого ученика и класса в целом. В листе учета указываются вопросы мониторинга, которые зависят от особенностей класса, целей и задач урока и т.д.

Умение прогнозировать содержание текста.

Умение привести пример.

Умение составить собственное высказывание.

Умение продуктивного письма.

Обратная связь.

Самый распространенный вид оценки. Учитель похвалил учащегося за хорошее выполнение упражнения и, таким образом, провел устную обратную связь, соответственно, учащийся может понять, что данный материал или информацию он успешно освоил. Учитель указал учащемуся на ошибки в выполнении упражнения. Он не поставил за работу никакой отметки, но оценил ее. В результате учащийся может судить о том, что ему необходимо сделать для достижения более высоких результатов.

У каждого ученика имеются карточки трех цветов светофора. Учитель просит учащихся показывать карточками сигналы, обозначающие их понимание или непонимание материала, затем он просит учащихся ответить на вопросы.

К учащимся, которые подняли зеленые карточки (все поняли):

К учащимся, поднявшим желтые или красные карточки:

– Что вам не понятно?

Для эффективного самооценивания необходимо:

понимание учащимся, как оценивается его работа, деятельность;

развитие навыков критического мышления;

концентрирование внимания учащихся на своих целях.

Поэтому важно для учителя постоянно напоминать ученику о целях и критериях оценивания работы, планировать время для самооценивания, предоставлять цели урока и критерии оценки наглядно, для того чтобы учащиеся четко представляли к чему они стремятся.

Самооценивание позволяет учащимся осознавать цели учения, определять свои пробелы, заставляет их понимать, что успех или неудача зависят не от таланта, удачи или способности, а от практики, усилий и применения правильных стратегий.

Важно помнить, что оценка должна быть проявлением чуткости и доброжелательности. Незнание - это не порок, а стимул к познанию, поэтому необходимо стимулировать ученика к познанию через похвалу, одобрение, поддержку, создание ситуации успеха.

Новая система оценивания снимает тревожность детей, повышает учебную мотивацию, отслеживает динамику школьной успешности. Система контроля ставит важные социальные задачи: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения. Оценка и отметка в новой системе образования, прежде всего фиксируют достижения ученика.

Список литературы:

Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. – М.: Рассказовъ, 2002.

Пинская М.А. Новые формы оценивания. Начальная школа / М.А. Пинская, И.М. Улановская. - М.: Просвещение, 2013. - 80с. - (Работаем по новым стандартам)

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

Читайте также: