Особенности классической административной школы

Обновлено: 05.07.2024

Классическая или административная школа в управлении занимает отрезок времени с 1920 по 1950 гг. Родоначальник этой школы – Анри Файоль, французский горный инженер, выдающийся менеджер-практик, один из основоположников теории управления.

Представители классической школы занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом. Цель классической школы – создание универсальных принципов управления. Файоль и другие относились к администрации организации, поэтому часто классическую школу называют административной.

Одним из последователей Файоля был М. Вебер (немецкий социолог), сформировал принципы рациональной бюрократии.

Заслуга Файоля в том, что он разделил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к управлению промышленным предприятием.

Классическая школа обосновала процесс управления и необходимость создания прозрачной системы управления. Мир вступил в эру качественного управления. Но школа не ставила целью решение задачи эффективной мотивации труда. Как следствие, потенциала организаций не мог быть в полной мере реализован. Задача, важность решения которой была осознана еще основоположниками школы научного управления, вновь оказалась камнем преткновения на пути к достижению максимальной эффективности организаций.

В данной работе мы рассмотрим принципы управления организацией разработанные Файолем, а также основные недостатки классической школы.

2. Классическая или административная школа в управлении

С возникновением административной школы специалисты начали постоянно вырабатывать подходы к совершенствованию управления организацией в целом, стремясь при этом наилучшим образом разделить организацию на подразделения, ли группы, с учетом их специализации.

Сразу скажем, что именно школа научного управления, обосновав необходимость разделения труда в организациях, заложила фундамент, на котором возникла классическая школа, предложив подходы к управлению, не раскрытые в полной мере предшественниками.

Становление классической школы связано с именем Анри Файоля. Ее цель было создание универсальных принципов управления. При этом она исходила из идей, что следование этим принципам, несомненно, приведет организацию к успеху. Эти принципы затрагивали два основных аспекта: разработку рациональной структуры организации и построение на ее основе рациональной системы управления, которая представляет собой бюрократическую модель.

Рассмотрим кратко оба аспекта.

Первый, связан с принципами управления, заключается непосредственно в построении структуры организации с учетом основных функций бизнеса, таких, как финансы, производство, маркетинг, и налаживание соответствующей ей структуры управления организацией.

Помимо этого сторонниками школы была обоснованна необходимость бюрократической модель как важного элемента управления сложными организационными структурами, без которого невозможно рациональное функционирования этих структур.

Разработка рациональной системы управления, представляющей собой бюрократическую модель, определяет тип организации,предназначенной для выполнения широкомасштабных административных задач путем систематической координации работы индивидов.

Последователями Файоля, развившими и углубившими основные положения его доктрины, являются: Линдал Урвик, Л. Гьюлик, М. Вебер, Д. Муни, Алфред Слоун, Г. Черч.

На основе разработок Файоля и его последователей сформировалась классическая модель организации, базирующейся на четырех главных принципах:

· четкое функционально разделение труда;

· передача команд и распоряжений сверху вниз;

Все вышеуказанные принципы построения организации применимы и в настоящее время, несмотря на то, что достижения научно-технического прогресса наложили на них определенный отпечаток. Так, широкое использование в практической деятельности электронно-вычислительной техники упростило связи между органами, звеньями управления в организации за счет ускорения обработки информации.

В целом для классической школы менеджмента характерно игнорирование человека и его потребностей. За это представители школы подвергаются справедливой критике со стороны теоретиков и практиков менеджмента.

2.1. Основной вклад школы в теорию менеджмента

Файоль сформировал 14 принципов управления, представляющих собой, по его мнению, необходимые условия, при соблюдение которых только и возможно эффективное управление организацией:

· власть и ответственность;

· подчиненность личных интересов общественным;

· справедливое вознаграждение персонала;

· скалярная цепь подчинения в иерархии;

· стабильность работы для персонала;

Важный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких, как планирование, организация, распоряжение, координация и контроль.

Социолог Макс Вебер, хотя фактически не принадлежал к классической школе управления, сформулировал необходимость бюрократии для обеспечения рационального функционирования организаций.

Для Вебера бюрократия была наиболее эффективной формой управления сложными организационными системами. Он полагал, что современный рациональный предпринимательский капитализм нуждается в формальных правилах управления, без которых возможен только авантюристский торговый капитализм, но невозможно эффективное частнохозяйственное предприятие.

Главный вклад классической школы в теорию менеджмента заключается в том, что она сформулировала четкие принципы управления и показала, что такое крайне негативное явление, как произвол при управлении, можно устранить формальными процедурами.

2.2. Основные недостатки классической школы

Формальная бюрократическая модель управления, предложенная классической школой, с одной стороны, делала процесс управления прозрачным, что естественным образом вело к росту производительности труда, прибыльности компаний, позволяя их капитализировать, а с другой – оказалась оторванной от проблем управления, связанных с проблемой человеческого фактора.

Идея повышения эффективности организаций за счет личной заинтересованности работников, постулированная Тейлором и его последователями, не была в полной мере осознана представителями классической школы.

Была предпринята попытка эффективности организации за счет выполнения административных процедур по управлению по управлению формальной стороной организации, разработанных на основе научных принципов управления. Но из-за игнорирования человеческого фактора огромный потенциал, заложенный в моделях, обоснованных школой, так до конца и не был реализован. Более того, на определенном этапе бюрократическая модель управления в своем классическом виде оказалась тормозом на пути к повышению эффективности организаций.

Классическая школа, так же как и школа научного управления, подвергалась критике. Социологи классифицировали бюрократическую форму организации управления как бесчеловечную и безразличную к человеческим нуждам. Бюрократические модели организации управления несли в себе весьма серьезные дефекты социального характера: они формировали тенденцию нивелировки людей.

3. Заключение

Безусловно, вклад классической школы в теорию управления был огромен. Он позволил упорядочить власть и производственные отношения, подчинив их строгой регламентации. Мир вступил в эру бурного развития организаций.

Конфликт между формальной организацией как безличностной структурой и неформальной организацией как ассоциированной группой людей прочно укоренился в сфере производственных отношений.

Более того, формальные административные структуры оказались неповоротливыми и неспособными в короткий срок адаптироваться к условиям динамичной внешней среды. Быстрые преобразования оказались для них неразрешимой задачей.

4. Список использованной литературы

1.Атаманчук Г.В. Управление – фактор развития: Размышления об управленческой деятельности. – М.: Экономика, 2002. – 567с.

5. Переверзев М.П., Шайденко Н.А., Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебник/ Под общей ред. проф. М.П.Переверзева – М.: ИНФРА – М, 2002. – 288с.

6. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 304с.

Авторы, которые считаются создателями классической административной школы управления, имели непосредс­твенный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Анри Файоль (1841— 1925), с именем которого связывают возникновение этой школы и которого иногда называют отцом менеджмента, руководил большой французской компанией по добыче угля.

Главной заботой представителей классической школы была эффективность применительно к работе всей организации в целом. Целью этой школы было создание универсальных принципов управления, реализация которых обязательно приведёт к успеху. Здесь можно выделить работы Гаррингтона Эмерсона (1853 – 1931), Анри Файоля (1841 – 1925), Линдолла Урвика (1891 – 1983).

В СССР классическая школа управления также нашла свое продолжение и развитие. В 20-е годы XX в. идеи научного управления развивали такие ученые, как А.А. Богданов, Н.А. Витке, О.А. Ерманский, А.К. Гастев, П.М. Керженцев. Были созданы научные организации и институты научной организации труда,развернулась активная исследовательская деятельность в области управления во всех отраслях народного хозяйства и государственном аппарате. Одна из важнейших разработок этого периода — обоснование принципов управления, учитывающих такие особенности социалистической системы хозяйствования, как централизация и прямое управление производствен­но-хозяйственной деятельностью предприятий со стороны государственно-партийных органов.

Классическая административная школа управления (1920-1950):

Вклад А. Файоля в развитие науки управления:

• рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из взаимосвязанных операций;

• предложил формализованное описание работы управляющих;

• сформулировал систематизированную теорию уп­равления всей организацией;

• создал систему универсальных принципов управле­ния;

• сформулировал общие функции управления.

Слабые стороны учения А. Файоля:

• невнимание к социальным аспектам управления;

• невнимание к человеческому фактору на предприятии;

• освоение новых видов работ на основе личного опы­та, а не с применением научных методов.

Целью классической административной школы было создание универсальных принципов управления. Многие из принципов управления, изложенных А. Файолем, до сих пор актуальны и практически полезны, несмотря на изме­нения в производстве и управлении, которые произошли с тех пор, как Файоль впервые их сформулировал.

Принципы управления Анри Файоля:

1. Разделение труда — специализация работ, необходи­мая для эффективного использования рабочей силы. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия.

2. Полномочия и ответственность — каждому работнику должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за выполнение работы.

3. Дисциплина — рабочие должны подчиняться услови­ям соглашения между ними и руководством предприятия, менеджеры должны применять справедливые санкции к нарушителям дисциплины.

4. Единоначалие - работник получает распоряжения и отчитывается только перед одним непосредственным начальником.

5. Единство действий — все действия, имеющие оди­наковую цель, должны объединяться в группы и осущест­вляться по единому плану.

6. Подчиненность личных интересов общим - интере­сы организации имеют преимущество перед интересами работника или группы.

7. Вознаграждение персонала — получение работниками справедливого вознаграждения за свой труд.

8. Централизация - естественный порядок в органи­зации, имеющей управляющий центр. В настоящее время наиболее актуальным является вопрос о правильном соотношении централизации и децентрализации управления. Полномочия (власть) должны делегироваться пропорци­онально ответственности.

10. Порядок — всё и все на своем месте, рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем ра­бочем месте.

11. Справедливость — установленные правила и со­глашения должны проводиться в жизнь справедливо на всех уровнях иерархии управления, сочетание доброты и правосудия.

12. Стабильность персонала — стабильность рабочего места для персонала, установка работающих на лояльность по отношению к организации и долгосрочную работу, так как высокая текучесть кадров снижает эффективность ор­ганизации.

13. Инициатива — поощрение работающих к выработке творческих, инновационных суждений и предложений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ.

Основная направленность работ Гаррингтона Эмерсона — по­вышение производительности труда не рабочих, а управленцев. Он считал, что основной причиной, по которой расточаются при­родные богатства и человеческие возможности, является неправильная организация. Он впервые поставил вопрос об эффективности производства в широком смысле. Эффективность – понятие, введённое им впервые, означает максимально выгодное соотношение между совокупными затратами и экономическими результатами.

Эмерсон поставил и обосновал вопрос о необходимости применения комплексного, системного подхода к решению сложных многогранных практических задач организации управления производством и всякой деятельности вообще.

Сформулированные Эмерсоном двенадцать принципов управления и сейчас не потеряли своей актуальности:

- Отчетливо поставленные цели. Правильно ориентированные и согласо­ванные цели участников производственного процесса позволяют до­биться выдающихся результатов. Несогласованность целей приводит к большим потерям;

- Здравый смысл. В основе организации производства должна быть не погоня за его объемом, не стремление вложить в дело больше капита­ла, а разумная организация производства, решение проблем органи­зации на основе здравого смысла;

- Компетентная консультация. Эмерсон предлагал организовывать на каждом предприятии отдел, который "занимался бы выработкой ре­комендаций по совершенствованию управления во всех подразделе­ниях". Это положение Эмерсона вполне соответствует пониманию ро­ли менеджмента на современном предприятии;

- Дисциплина. Должны существовать инструкции, которые каждый ра­ботник должен знать и выполнять. Отклонение от них - шаг в сторо­ну анархии;

- Справедливое отношение к персоналу. Работникам должны быть обеспе­чены улучшение условий труда, повышение его оплаты, постоянное повышение квалификации, хорошие отношения на производстве. Ра­ботники должны тщательно отбираться с учетом внутренних склонно­стей и способностей;

- Быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет. Эмерсон по­лагал, что только тот, кто учитывает количество продукции, цены, эффективность, может достигнуть высокой производительности;

- Диспетчирование. Диспетчирование — часть планирования. Практика показывает, что лучше диспетчировать даже неспланированную рабо­ту, чем планировать работу и не диспетчировать ее;

- Нормы и расписания. Нормирование позволяет определять резервы производительности и работать над сокращением потерь. Определе­ние рациональных трудовых норм должно производиться на основа­нии хронометража всех операций, эффективного планирования, уча­стия таких специалистов, как психологи, физиологи и т. д. Часто сдельная система оплаты, поштучная оплата стимулируют чрезмерное напряжение сил работника и в конечном счете не оправдывают себя.

- Нормализация условий. Она необходима для точного и полного учета, а также при планировании работ. Нормализация обеспечивает про­гнозирование будущего на основании знания настоящего;

- Нормирование операций. Способствует, с одной стороны, стандартиза­ции производственного процесса, что позволяет внедрять автоматиза­цию, а с другой — нормированию времени на выполнение операций;

- Письменные стандартные инструкции. По Эмерсону, сборник стандартных письменных инструкций является кодификацией законов и деятельности предприятия. Это необходимо для того, чтобы успехи, достигнутые на предприятии, закреплялись письменно. Мнение, что стандартные инст­рукции убивают инициативу, ошибочно. Наоборот, выполнение ру­тинных операций самым быстрым и легким способом освобождает мозг работника для рационализаторства и разработки новых приемов работы;

- Вознаграждение за производительность. Отсутствие стимулирования и повышения оплаты труда за лучшую работу приводит к снижению производительности. Для стимулирования работников, помимо опла­ты труда, целесообразно использовать и другие формы.

Большим вкладом школы научного управления ста­ла разработка новых прогрессивных систем оплаты труда работников, внедрение которых привело к существенному росту производительности труда.

1. Принцип демократического централизма;

2. Принцип единства политического и хозяйственного руководства;

3. Принцип планового ведения хозяйства;

4. Принцип материального и морального стимулирования труда;

5. Принцип научности управления;

6. Принцип ответственности;

7. Принцип правильного подбора и расстановки кадров;

8. Принцип экономичности и эффективности;

9. Принцип оптимального сочетания отраслевого и территориаль­ного управления;

10. Принцип преемственности хозяйственных решений.

Из приведенных принципов видно, что объективно теория управ­ления развивалась параллельно как в нашей стране, так и на Западе, естественно с учетом специфических условий — у нас в условияхкомандно-административной системы, на Западе в усло­виях рыночных отношений.

Административная школа менеджмента (или классическая школа управления в менеджменте) начала развиваться в 1920-е годы. Задачей административной школы менеджмента стал поиск универсальных закономерностей и принципов, которые смогут повысить эффективность любой организации. Особое внимание уделялось вертикали подчинения.

Представители административной школы менеджмента

Основателем и основным представителем классической школы управления является А. Файоль. Будучи директором крупной горнодобывающей компании, он имел возможность изучать работу организации изнутри.

Файоль заинтересовался общими законами управления, которые подошли бы для любого рабочего коллектива. Саму управленческую деятельность он также рассматривал как объект исследования и разделял на 5 направлений:

  1. прогнозирование
  2. планирование
  3. организация
  4. координация
  5. контроль.

Среди других представителей административной школы менеджмента можно выделить

  • Г. Эмерсона
  • Л. Урвика
  • М. Вебера


Принципы управления административной (классической) школы менеджмента

В рамках административной школы менеджмента А. Файоль сформулировал 14 универсальных принципов управления организацией:


Про административную школу менеджмента кратко

Если говорить кратко, то концепция АШМ появилась в начале XX века и была популярна до 1950-х годов. Задачей административной школы в менеджменте стала выработка общих правил и законов управления организацией. В этом преуспел А. Файоль, основатель школы, который сформулировал 14 основных принципов (единоначалие, разделение труда, сплоченность коллектива и др.). Файолю удалось совместить рациональную основу управления с учетом человеческого фактора.

C этим материалом часто читают: статьи в разделе Бизнес-справочник на портале Аспект. Подписывайтесь на нашу рассылку и получайте гарантированные скидки на обучение, включая бизнес-курсы!

Бизнес инжиниринг анонс изображение Разбор классической административной школы менеджмента

Продолжу обзор наследия классических школ менеджмента, к которым относятся:
• Школа научного менеджмента.
• Административная школа (классическая административная школа).
• Школа бюрократии.

В прошлый раз я рассказывал о школе научного менеджмента (посмотреть статью можно здесь). Теперь мы перенесёмся с североамериканского континента (именно там жили и трудились основатели) в Европу – родину классической административной школы.

На любом предприятии выполняется 6 групп операций или функций

  1. Технические операции (производство, выделка и обработка).
  2. Коммерческие операции (покупка, продажа и обмен).
  3. Финансовые операции (привлечение средств и распоряжение ими).
  4. Страховые операции (страхование и охрана имущества и лиц).
  5. Учётные операции (бухгалтерия, калькуляция, учёт, статистика и т. д.).
  6. Административные операции (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).

Административная функция по Файолю — это основа современного понимания функций управления

  • предвидение,
  • организация,
  • распорядительство,
  • координирование,
  • контроль.

Теперь становится понятным когда и кем было основано современное понимание основных функций менеджмента которым нас учили (учат) в школах и институтах: планирование, организация, контроль, мотивация.


Видна тенденция: чем ниже ранг служащего, тем выше его знание производственной установки, чем выше ранг служащего, тем выше знание административной установки. Можно сказать, это не что иное, как прообраз профиля компетенций должности или сотрудника, которые распространены сегодня, указаны наименование критерия и его вес. Как видно из таблицы Файоль не ограничивался масштабом предприятия. Помимо данных установок сотрудники должны обладать определёнными качествами такими как: здоровье, ум, нравственные качества, общие и специализированные знания, опыт. Аналогичные требования предъявляемые и сегодня.

Среди перечисленных функций нет функции мотивации, но это не удивительно для тех времён. Мотивировали в основном материальными методами через различные способы исчисления заработной платы (повременная, поштучная), изучением вопросов мотивации рядовых сотрудников в особенности никто не занимался.

Современный взгляд на принципы управления Файоля

  1. Разделение труда.
  2. Власть.
  3. Дисциплина.
  4. Единство распорядительства (командования).
  5. Единство руководства.
  6. Подчинение частных интересов общему.
  7. Вознаграждение.
  8. Централизация.
  9. Иерархия.
  10. Порядок.
  11. Справедливость.
  12. Постоянство состава персонала.
  13. Инициатива.
  14. Единение персонала.

Разделение труда
Разделение труда – естественный социально-экономический процесс, с давних времён, который повышает специализацию и производительность, но требует координирующих усилий. Интересно наблюдать за тем как протекает это явление в экономической жизни общества. Процесс разделения труда со временем усложняется, возникают и противоположные процессы. Сегодня разделение труда приобретает различные формы, например в виде аусторсинга различных функций, который так сегодня популярен. Чем больше предприятие, тем выше в нём разделение труда, большее количество сотрудников занимается специализированной работой. На малом предприятии руководителю приходится заниматься всем самому.

Единство руководства
Для современного предприятия принцип актуален. Можно сказать, это не что иное, как единая миссия, цель, стратегия. Проблемы и сейчас возникают когда, например, у предприятия два и более собственника, которые по-разному видят стратегию развития компании, этот недопустимо. В данных вопросах необходимо единоначалие или (если учредителей несколько) совпадение взглядов. Стратегическое видение должно быть единым.

Подчинение частных интересов общим
Принцип устарел. Частные и корпоративные интересы должны не подчиняться друг другу, а быть взаимодополняемыми. Схожими должны быть и ценности сотрудника и компании, и единое понимание миссии.

Вознаграждение персонала
Вознаграждение персонала, как и тогда, сегодня очень важно. В те времена, более ста лет назад, мотивировали в подавляющем большинстве материально, используя разные системы оплаты труда. Сегодня для мотивации и стимулирования сотрудника используют самые различие нематериальные методы и подходы, которые порой оказывают более сильное влияние, чем просто деньги.

Централизация
Централизация (децентрализация) преимущественно остаётся актуальной для крупных компаний, с широкой развитой филиальной сетью, например. Главный вопрос при этом, сколько нужно дать независимости руководителям филиалов для обеспечения максимальной эффективности работы всего холдинга.

Иерархия
Принцип актуален для крупных стабильных компаний. Файоль, помимо вертикальных связей, которые преимущественно соответствую иерархической структуре допускал и утверждал, что могут быть более эффективные горизонтальные связи между сотрудниками разных отделов, при том условии, что их непосредственные начальники дали на это санкцию. Это экономит кучу времени т. к. в обычном режиме для решения совместного вопроса пришлось бы задействовать главу А и всех его подчинённых по цепочке (Е-А-П и П-А-Е). Данная горизонтальная связь (Е-П) обозначена на рисунке 1. Горизонтальные коммуникации — очень распространённое явления в компаниях



Рисунок 1. Горизонтальная связь между сотрудниками в иерархической структуре

Справедливость
Справедливость как принцип, которым должна руководствоваться администрация к персоналу, считаю, не так актуален. Сегодня развито трудовое право, которое защищает интересы рабочих, в крупных компаниях работают профсоюзы. В современных рыночных реалиях, если работник считает, что с ним поступают не справедливо в плане вознаграждения, он всегда может уйти туда, где его вклад будет оценён более справедливо.

Постоянство состава персонала
Этот принцип минимизации текучести актуален и сегодня. Текучка персонала девальвирует время и усилия, потраченные предприятием на адаптацию и обучение сотрудников на своём рабочем месте. Каждое увольнение сотрудника это издержки предприятия.

Инициатива
Сегодня инициатива является личным качеством, предъявляемым к сотрудникам многих компаний. Задача администрации способствовать проявлению этого качества и его сохранению. Ведь инициативный сотрудник не будет отсиживать свои часы в офисе, он заинтересован в решении поставленных перед ним задач любым путём.

Вот основные положения, которые содержит главный труд Файоля — основателя административной школы управления. Нужно отметить, что книга оказалась не завершённой но её содержания оказалось достаточно, чтобы зародить новую доктрину в управлении предприятиями – доктрину административную или по-другому административную теорию (теорию администрирования).

Ещё одним видным представителем классической административной школы был американец Лютер Халси Гулик (1892-1993). Л. Гулик специализировался на изучении государственного управления, занимал различные должности в правительстве США. За свою долгую жизнь издал большое количество книг и работ. Так же как и А. Файоль Л. Гулик формулировал универсальные принципы организации сходные с теми, которые формулировал А. Файоль, в его видении появился новые принципы – принцип делегирования, департаментализация, децентрализация. Функции управления Л. Гулик видел немного по-иному теперь это: планирование, организация, управление персоналом, руководство, координация, отчётность и составление бюджета. Гулик предвосхитил современную структуру по управлению персоналом на предприятии. Определил задачи, которые должна решать эта структура: развитие творческих качеств, улучшение моральной атмосферы, осуществление нематериального (морального) стимулирования труда, учёт специфики человеческих отношений.

Ещё одними исследователями - приверженцами административной школы управления были два американских топ-менеджера работавшие вместе в известной компании General Motors, которая и сегодня входит в ТОП-крупнейших производителей автомобилей – Джеймс Муни (1884–1957) и Алан Рейли (1869–1947).
Авторы представили короткий набор универсальных принципов, применяя которую можно создать эффективную организацию (структуру). Вот эти принципы.


Принцип координации. Главный принцип, пронизывающий любую деятельность. Для этого необходимо сформировать общую для всех сотрудников и подразделений цель и следовать ей.

Власть руководителя и иерархия. Руководитель должен уметь делегировать часть своей работы подчинённым а также уметь вдохновлять их. Каждая должность и департамент имеют исчерпывающий набор инструкций для достижения общей цели, их деятельность постоянно координируется.

Принцип функциональности. Подразумевает обособление отдельных структур и их специализацию, внутри вертикальные и горизонтальные связи.

Принцип линейного и штабного персонала. Штабной персонал при руководителе (администрация) как, условно говоря, голова. Линейный – ближе к производству там действуют связи подчинённый - начальник. Принцип, который также актуален и сегодня для крупных корпораций.


Эти принципы, по мнению авторов, как физические законы, которые нельзя не соблюдать при строительстве организаций. В принципе можно согласиться.

Ключевые положения административной школы менеджмента

Итак, выведу ключевые положения школы, которые не потеряли актуальности и сегодня.

Школа административного управления (Административная школа)

А. Файоль, Л. Гулик, Д. Муни, А. Рейли, Л. Урвик и др.

Выделение отдельной функции на предприятии – администрирования которая ставится в один ряд с другими функциями: производство, коммерция, учёт, страхование, и финансы.
- Выделены функции менеджмента: предвидение (планирование), организация, контроль.
- Опирание на универсальные принципы управления компанией: разделение труда, власть, дисциплина, единство командования, иерархия, координация, норма управляемости
- Власть, ответственность, полномочия растут пропорционально позиции на иерархической лестнице
- Управление строится сверху- вниз
- Выделение и описание отдела (функции) по работе с персоналом
- Преимущественно материальное вознаграждение персонала, но обозначается важность нематериального.
- Единая разделяемая всеми цель
- Преимущественно авторитарный стиль управления

Вместо итогов

Уважаемый читатель, закончен обзор классической административной школы управления. Я уверен любому руководителю, лидеру, знание этой школы помогут составить правильный взгляд на компанию и людей, выработать необходимый стиль управления и принимать эффективные решения.

Читайте также: