Особенности иммунопрофилактики в доу для дошкольников

Обновлено: 07.07.2024

Сегодня во всех цивилизованных странах вакцинация превратилась в элемент здорового образа жизни. У специалистов не возникает сомнений в ее необходимости. Однако среди населения еще бытует мнение о вреде прививок. Давайте разберемся, что из этого правда, а что нет.

Иммунопрофилактика инфекционных болезней – это система мероприятий, которые направлены на предупреждение, ограничение распространения и ликвидацию инфекционных болезней путем проведения профилактических прививок.

Профилактические прививки или вакцинация – это введение в организм человека ослабленного микроорганизма или его частички, или готовых антител к болезнетворным микроорганизмам для формирования специфического иммунитета, невосприимчивости к заболеваниям.

Изобретение вакцин позволило человечеству достичь невероятных результатов в борьбе с инфекциями. В мире благодаря прививкам полностью ликвидирована натуральная оспа – заболевание, ежегодно уносившее жизни миллионов человек. Практически исчез полиомиелит, продолжается глобальная ликвидация кори. В сотни и даже тысячи раз снижена заболеваемость дифтерией, краснухой, коклюшем, эпидемическим паротитом.


Однако когда на фоне эпидемиологического благополучия люди перестают делать прививки, предусмотренные национальными системами здравоохранения, инфекции, считавшиеся давно побежденными, снова дают о себе знать. Примеры тому: вспышки полиомиелита в Чечне, дифтерии в 90-ые годы прошлого века. Тогда в результате кампании против прививок, дифтерией заболели более 100 тысяч человек, несколько тысяч из них умерли.

  • бесплатное проведение прививок, включенных в Национальный календарь и проводимых по эпид. показаниям, в организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения;
  • социальную защиту граждан в случае поствакцинальных осложнений.

Закон четко определяет право граждан на получение от медработников полной и объективной информации о необходимости прививок, последствиях отказа от них и возможных осложнениях; выбор государственных, муниципальных или частных форм здравоохранения; отказ от проф. прививок.

В случае отказа граждан от проф. прививок Закон предусматривает определенные права государства, к ним относятся:

  • запрет для граждан на выезд в страны, пребывание в которых требует конкретных проф. прививок;
  • временный отказ в приеме в образовательные и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий;
  • отказ в допуске к работам, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями;
  • возможность вмешательства без согласия граждан при проведении противоэпидемических мероприятий, регламентируемых санитарным законодательством.

Каждая страна пользуется своим календарем проф. прививок. Национальный календарь профилактических прививок – это обязательный перечень прививок и определенных сроков прививок. В РФ национальный календарь прививок утвержден в 2001 г. Российский календарь обязательных прививок включает иммунизацию против 11 инфекций: против ВГВ, дифтерии, коклюша, кори, краснухи, полиомиелита, столбняка, туберкулеза, эпидемического паротита, гриппа.

Помимо обязательных, существуют прививки и против других инфекций. Их проводят по желанию или при особой необходимости. Это прививки против гемофильной инфекции, менингококковой инфекции, гепатита А и др.

Конечно, к прививкам, как и к любым медицинским манипуляциям , имеются противопоказания, но их небольшое число. Если раньше наличие хронического заболевания рассматривалось как противопоказание к прививке, то сейчас, наоборот, таких детей стремятся привить в первую очередь – ведь для них и грипп, и корь, и другие инфекции гораздо опаснее, чем для здоровых детей. Существует лишь небольшое число истинных медицинских противопоказаний к вакцинации. В среднем по стране не более 1% детей имеют такие противопоказания.

В каждом конкретном случае вопрос о сроках введения и вида вакцин решает врач, ориентируясь на состояние ребенка и информацию об уже сделанных прививках.

Настоящие осложнения после прививок встречаются крайне редко, обычно речь идет о реакциях на прививку - покраснении и зуде кожи в месте инъекции, небольшом и кратковременном повышении температуры тела. Отдаленных последствий для здоровья эти реакции не имеют. Осложнения в большинстве своем также проходят бесследно.

Следует помнить, что осложнения вакцинации встречаются в тысячи раз реже, чем осложнения инфекций, против которых делают прививки.

Подавляющее большинство серьезных заболеваний, развившихся после введения вакцины, не являются осложнениями вакцинации, а представляют собой обычные болезни, совпавшие по времени с вакцинацией.

Для проведения прививки здоровому человеку, в том числе и ребенку, кроме осмотра врачом и измерения температуры, никаких других обследований не требуется.

Накануне прививки не нужно как-то менять режим дня и питания, хотя при наличии у ребенка аллергии на продукты можно рекомендовать не давать менее чем за неделю новые виды пищи. Необходимо сообщить врачу о наличии в семье больных с иммунодефицитными состояниями, об аллергических реакциях, о введении ранее иммуноглобулинов, плазмы или крови, так как это может нейтрализовать живые вакцины. В день прививки воздержитесь от купания ребенка. Достаточно будет гигиенического душа или подмывания. Не допускайте переохлаждения или перегревания ребенка, не посещайте с ним людных мест. По возможности в первые несколько дней после прививки оградите от контактов с больными. Не вводите в меню малыша новых продуктов.

В детских садах, домах ребенка, группах, где собраны дети для присмотра, а также больших семьях, нередко возникают условии для распространения инфекционных заболеваний. В детских коллективах часто регистрируются вспышки шигеллезов, сальмонеллезов, эшерихиозов, гепатита А, ротавирусной инфекции и многих других. По данным МЗ и МП РФ, более половины всей регистрируемой в стране инфекционной заболеваемости детей приходится на дошкольные учреждения. Поэтому программа профилактики инфекционной заболеваемости должна быть направлена прежде всего на предупреждение инфицирования у детей в детских учреждениях. Концептуально она должна включать систему мероприятий, направленных на: 1) предупреждение заноса инфекционной болезни в коллектив, 2) прерывание путей распространения инфекционной болезни в коллективе, 3) повышение не восприимчивости детей к инфекционным болезням.

Для профилактики заносов инфекционных болезней важен ежедневный медицинский осмотр при приеме детей в дошкольное учреждение, во время которого акцентируется внимание на состояние кожных покровов, слизистых оболочек полости рта, ротоглотки, измеряется температура тела, уточняется наличие контактов в семье, подъезде, доме. Дети, контактирующие с инфекционным больным, не принимаются в детский коллектив на срок инкубационного периода, кроме случаев, когда точно известно, что все посещающие организованный коллектив иммунны, т.е. имеют защитный уровень антител против данного возбудителя. [6]

На предупреждение заносов инфекционной болезни направлены и такие меры, как лабораторное обследование детей в поликлинике при оформлении в детский коллектив, справка от эпидемиолога об отсутствии контактов с инфекционными больными в последние 3 недели, требование администрации организованного коллектива об обязательной привитости ребенка против инфекционных заболеваний, предусмотренных прививочным календарем, а также хорошо продуманная система санитарно-просветительной работы с родителями и персоналом, особенно с лицами, непосредственно общающимися с детьми и работающими на пищеблоке. [6] С этой целью каждый сотрудник при приеме на работу в детское учреждение проходит медицинский осмотр и лабораторное обследование, аналогичные осмотры проводятся и в дальнейшем в строго регламентированные сроки. Однако такие меры не всегда бывают эффективны, поскольку источником инфекции часто бывают бессимптомные носители.

Для предупреждения заноса инфекционной болезни имеют значение и общекарантинные мероприятия, которые могут вводится во время эпидемического подъема той или иной инфекционной болезни, например гриппа.

Среди мероприятий, направленных на предупреждение распространения инфекционной болезни, значение имеет соблюдение нормативных документов при строительстве детского учреждения, а также санитарно-противоэпидемический режим и правильная организация пищеблока. Детское дошкольное учреждение необходимо размещать в таких помещениях, где каждая группа имеет изолированный блок с отдельным входом. [6]

Среди мероприятий, направленных на повешение невосприимчивости детей к инфекционным заболеваниям, решающее значение имеет вакцинопрофилактика. По мнению экспертов ВОЗ, всеобщая иммунизация в соответствующем иммунизация в соответствующем возрасте – лучший способ предотвращения многих инфекционных заболеваний. Иммунизация особенно важна для детей дошкольных учреждений как наиболее подверженных заболеваемостью корью, коклюшем, дифтерией, гепатитом А. [6]

Обслуживающий персонал также должен получать все вакцины, рекомендуемые прививочным календарем. Вест штат сотрудников должен быть полностью вакцинирован против дифтерии, столбняка и подвергаться ревакцинации каждые 10 лет. Они также должны быть вакцинированы против кори, полиомиелита, эпидемического паротита, краснухи. Для всех работников дошкольных учреждений и вновь поступающих на работу обязательна проверка на инфицированность туберкулезом с помощью постановки пробы Манту.

Таким образом, для снижения риска передачи возбудителей инфекционных заболеваний в детских учреждениях необходимо последовательно осуществлять следующие мероприятия:

Строго соблюдать принцип максимальной разобщенности групп, избегать скученности, осуществлять раннюю диагностику и своевременную изоляцию источника инфекции, поддерживать на высоком уровне санитарно-противоэпидемический режим.

Добиваться 100% охвата профилактическими прививками. Современные вакцинные препараты обладают высокой иммуногенностью и слабой реактогенностью. Все дети могут быть вакцинированы против дифтерии, столбняка, коклюша, полиомиелита, кори, краснухи, туберкулеза, эпидемического паротита. Противопоказаний к введению этих вакцин практически нет. В отдельных случаях, при угрозе реакции на введение относительно реактогенного коклюшного компонента АКДС-вакцины, можно использовать слабореактогенную бесклеточную коклюшную вакцину. У детей с иммунодефицитным состоянием, во избежание возникновения осложнений живой полиомиелитной вакцины в виде вакциноассоциированного полиомиелита

Осуществлять строгий и постоянный контроль за работой пищеблока.

Персонал и дети должны соблюдать правила личной гигиены.

Дети, инфицированные возбудителями, передающимися парентеральным путем (гепатит В, гепатит С, цитомегаловирусная инфекция, ВИЧ-инфекция и др.) могут посещать организованный детский коллектив, но для них вводятся дополнительны предосторожности.

Каждое детское учреждение должно работать по правилам, регламентируемым госэпидемнадзором , под обязательным контролем педиатра и эпидемиолога.

Глава 3. Особенности иммунопрофилактики в детских амбулаторно-поликлинических учреждениях.

Национальный календарь профилактических прививок

Каждая страна, исходя из своих интересов, создает свою схему вакцинопрофилактики, которая может и должна меняться, обновляться совершенствоваться в зависимости от эпидемиологической ситуации в стране и научных достижений в области иммунопрофилактики .[15]

Национальный календарь профилактических прививок – нормативный правовой акт, устанавливающий сроки и порядок проведения гражданам профилактических прививок.

Национальный календарь профилактических прививок включает профилактические прививки от гепатита В , дифтерии, коклюша, кори, краснухи, полиомиелита, столбняка, туберкулеза, эпидемического паротита, гемофильной инфекции, гриппа. [6]

Календарь профилактических прививок должен составляться с учетом целого ряда моментов. Первое, что должно учитываться, - способность организма к соответствующему иммунологическому ответу. Второе – сведение до минимума отрицательного действия вакцины, то есть ее максимальная безвредность. Рациональное построение графика иммунизации должно учитывать следующие условия:

Эпидемиологическое состояние страны, обусловленное социально-экономическими, климатогеографическими и санитарно-бытовыми условиями, в которых живет население.

Эффективность существующих вакцин, продолжительность поствакцинального иммунитета и необходимость ревакцинаций в определенных интервалах.

Возрастная иммунологическая характеристика, то есть способность детей определенного возраста к активной выработке антитетел, а также неблагоприятное влияние материнских антител на активный иммунологический ответ детей.

Особенности аллергической реактивности, способность организма отвечать повышенной реакцией на повторное введение антигена.

Учет возможных поствакцинальных осложнений.

Возможность одновременного введении нескольких вакцин в зависимости от установленного синергизма, антагонизма и отсутствия взаимовлияния антигенов, входящих в состав различных моно- или ассоциированных вакцин.

Уровень организации здравоохранения в стране и возможности осуществления необходимой иммунизации .[15]

График иммунизации в нашей стране начинается с вакцинации против гепатита В, впервые 24 часа жизни, включая детей рожденных здоровыми матерями и детей из групп риска. Следующая прививка, проводимая в соответствии с календарем против туберкулеза, проводимая в первую неделю жизни. Затем в возрасте 2-3 месяцев вакцинируют против полиомиелита. Живая оральная вакцина против полиомиелита в большинстве стран применяется одновременно с ассоциированной вакциной против дифтерии, коклюша и столбняка, которая назначается, обычно, в возрасте трех месяцев жизни. В период с трех до шести месяцев проводят вторую вакцинацию против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита (согласно календарю прививок). В 7 месяцев проводя вакцинацию против гемофильной инфекции, в 12 месяцев против кори, краснухи. В период до 24 месяцев проводят последующие вакцинации и ревакцинации вакцинами. В 3 – 6 лет проводят вакцинацию против гепатита А. В 7 лет ревакцинация против дифтерии, столбняка, первая ревакцинация против туберкулеза. В настоящее время в календарь профилактических прививок включены вакцины против 9 заболеваний. Эта вакцинация финансируется федеральным фондом.

Календарь профилактических прививок установлен приказом № 375, МЗ РФ, 1997г. [2] ( таб. 2)

В практике нередко случается так, что у того или иного ребенка в силу разных причин нарушается общепринятая схема вакцинопрофилактики. Научно-практическими исследованиями установлено, что пропуск сроков иммунизации не требует повторения всей серии. Иммунизацию надо провести или продолжить в любой срок, как если бы график иммунизации не нарушался. В этих случаях для данного ребенка вырабатывается индивидуальная схема иммунизации с учетом общепринятого в стране календаря прививок и с учетом индивидуальных особенностей организма ребенка .[6]

В настоящее время % привитых детей составляет примерно 95 – 98%. Для того, чтобы увеличить данный процент создаются условия транспортировки, хранения и использования вакцинальных препаратов. Проводится разъяснительные работы с населением о необходимости проведение профилактических прививок. [4]

Все это позволило добиться снижения или стабилизации уровней заболеваемости по указанной группе инфекционных заболеваний. В 2004 году имело место снижение заболеваемости населения дифтерией на 40,1 %, коклюшем - на 11,5 %, корью - на 26,1 %, эпидемическим паротитом - в 2,0 раза, вирусным гепатитом В - на 20,0 %. С 1997 года в стране не регистрируются заболевания полиомиелитом, обусловленные диким штаммом полиовируса. [3]

Тем не менее, в вакцинопрофилактике остаются нерешенные вопросы. А именно недостаточность финансирования со стороны государства. Например, на вакцинацию против гепатита В в 1998 году было выделено недостаточно средств из бюджета, что повлекло за собой большое количество заболевших: 10 на 100 тысяч человек. Деньги на закупку вакцины были выделены в 2005 году. [3] После чего заболеваемость гепатитом снизилась в 2007 году на 1,3 по сравнению с 2006 годом, показатель составил 5,28 на 100 тысяч человек. [4]

Не налажено производство вакцины против краснухи, одновременно с этим выделяется недостаточно средств для закупки вакцины из-за рубежа, что приводит в к повышению числа заболевших детей. Так в 2004 рост заболевших краснухой увеличился на 15,8 %, по сравнению с 2003. [3] Сейчас ситуация улучшилась: В 2007 году показатели составляют 21,65 на 100 тысяч человек . [4]

С 2002 года России присвоен статус освобожденной от вируса полиомиелита. Однако ставить прививку против данного вируса необходимо, поскольку мы не можем уберечь себя от контакта с лицами из стран, в которых данная проблема не решена. [4]

В предэпидемический период проводится массовая иммунизация против гриппа лиц из групп риска (детей, посещающих дошкольные учреждения, школьников, работников общеобразовательных учреждений).

Иммунопрофилактика отдельных инфекций детей дошкольного возраста

БЦЖ — живая вакцина, содержит живые бактерии вакцин­ного штамма БЦЖ-1 туберкулеза крупного рогатого скота. Выпускается в виде двух препаратов — вакцина БЦЖ и БЦЖ-М (содержит меньшее число жизнеспособных микробных клеток). Вакцина лиофилизирована, антибиотиков не содержит. Перед употреблением вакцину разводят стерильным изотоническим раствором NaCI, ампулы с которым прилагаются к вакцине. Вакцина БЦЖ вводится туберкулиновым шприцем строго внутрикожно на границе верхней и средней трети наружной поверхности левого плеча в дозе 0.1 мл, содержащей 0.05 мг вакцины БЦЖ или 0.025 мг БЦЖ-М в физиологическом растворе. Хранить вакцину следует при температуре не выше 8'С.

Похожие страницы:

Общие принципы менеджмента в медицине

. возраста. Продолжительность работы дошкольных учреждений устанавливается в зависимости от конкретной потребности населения. Зачисление детей в дошкольные учреждения . синоним: иммунопрофилактика, прививки . заведующим амбулаторно-поликлиническим учреждением и .

Социальные услуги

. иммунопрофилактике . детей раннего возраста . дошкольных образовательных учреждений за счет приема ведомственных дошкольных образовательных учреждений . амбулаторно-поликлинической и специализированной неврологической помощи детям; - оптимизация сети учреждений .

Роль сестринской службы в профилактической работе поликлиники по снижению заболеваемости часто

. жизни детей дошкольного возраста; Объект исследования - дети дошкольного возраста, посещающие . часто болеющих детей; качество амбулаторно-поликлинической, определить ее . А.Л. Иммунопрофилактика и иммунотерапия острых респираторных инфекций у детей. – .

Организация здравоохранения

. амбулаторной помощью; • предварительные осмотры лиц, поступающих на работу, в школьно-дошкольные учреждения . иммунопрофилактики, вскармливания, воспитания детей . амбулаторно-поликлинических учреждений по случаю поликлинического . патологии, возраста пациентов, .

Внедрение здоровьесберегающих технологий в студенческой среде

. детей, их подготовки к посещению детских дошкольных учреждений, обучению в школе, профориентации. Иммунопрофилактики . ведомственных амбулаторно-поликлинических учреждениях (например . К психофизиологии студенческого возраста. // Современные психологические .

Находясь в утробе матери, ребенок надежно защищен от контакта с микроорганизмами. Первая встреча ребенка с миром микробов происходит во время родов, когда маленький человечек попадает в мир, наполненный разнообразными микроорганизмами, которые являются мощным стимулом для развития и функционирования иммунной системы. Защиту от инфекционных заболеваний новорожденный получает, прежде всего, от матери через плаценту. Однако такая защита недолговечна, разрушение иммуноглобулинов начинается с 2-месячного возраста, а в 18 месяцев пассивно полученные антитела исчезают полностью. Таким образом, ребенок защищен только от тех инфекций, от которых имеет иммунитет мать, да и то недолго.
Благодаря прививкам, массовые эпидемии, уносившие миллионы жизней, ушли в прошлое. Однако следует помнить, что если прекратить вакцинацию, инфекции вновь начнут свое наступление.
Профилактика заболеваний – одно из слагаемых подготовки ребенка к школе. Согласно Национальному календарю профилактических прививок, утвержденному приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2011 №51н, дошкольник должен быть привит четыре раза против коклюша, дифтерии, столбняка, пять раз против полиомиелита, два раза против кори, краснухи, паротита и полностью привит против гепатита В, с 6 месяцев – против гриппа.
Прививки проводятся в лечебно-профилактических и на базе детских образовательных учреждений.
Перед прививкой врач проводит тщательный анализ состояния прививаемого ребенка, определяет наличие возможных противопоказаний к вакцинации. Одновременно с изучением анамнеза врач учитывает эпидемиологическую ситуацию, то есть наличие инфекционных заболеваний в окружении ребенка. Это очень важно, так как присоединение инфекций в поствакцинальном периоде отягощает его течение и может вызвать различные осложнения. При необходимости проводится лабораторное обследование и консультации у специалистов.


Перед проведением профилактической прививки проводится медицинский осмотр ребенка для исключения острого заболевания, обязательная термометрия. В медицинской документации производится соответствующая запись о проведении прививки. Прививку проводят в положении сидя или лежа во избежание падения при обморочных состояниях. В течение 30 минут после вакцинации врач наблюдает за ребенком, в связи с возможным развитием аллергических реакций немедленного типа. Затем в течение 1-х суток ребенок должен наблюдаться медсестрой на дому или в организованном коллективе. После вакцинации живыми вакцинами ребенок осматривается медсестрой на 5—7-й дни.
Родители вакцинируемого обязательно предупреждаются о возможных реакциях после введения вакцины и пописывают добровольное информационное согласие на проведение профилактической прививки. Детям рекомендуется гипоаллергенная диета и щадящий режим.
Вакцинальные реакции бывают местными и общими. Местная реакция – это уплотнение тканей в месте введения вакцины, не превышающая 8 см в диаметре, покраснение и легкая болезненность. Данные признаки развиваются после ведения препарата, и проходят в течение нескольких дней (1 – 4 дня). Встречаются у 5 – 20 % детей.
Общие реакции характеризуются повышением температуры, недомоганием, головной болью, нарушением сна, аппетита. Общие реакции бывают: слабыми (повышение температуры до 37,5 С, при отсутствии симптомов интоксикации); средней силы (повышение температуры от 37,6 С до 38,5 С, умеренно выраженная интоксикация); сильными (повышение температуры выше 38,6 С, выраженные проявления интоксикации).
Мировой и отечественный опыт борьбы с инфекционными заболеваниями показывает, что именно вакцинопрофилактика является наиболее доступным средством индивидуальной и массовой профилактики, особенно детей. Родители несут ответственность за здоровье и жизнь ребенка, поэтому они должны с помощью врача принять правильное решение о вакцинации.

Морфофункциональные особенности детского организма, особенности реакции иммунной системы на внедрение инфекционных возбудителей обусловливают подверженность детей различным инфекциям. Инфекционные болезни вносят значительный вклад в структуру патологии детского возраста , нередко ведут к формированию тяжелых осложнений, а иногда даже к смертельным исходам. В связи с этим вопросы профилактики инфекционных заболеваний не теряют своей актуальности. Специфическая иммунопрофилактика (вакцинопрофилактика) имеет важнейшее значение для снижения острой
инфекционной заболеваемости детей. Вакцинопрофилактика (специфическая иммунопрофилактика, активная иммунизация)инфекционных заболеваний – это искусственное воспроизводство иммунного ответа путем введения вакцины. Целью вакцинопрофилактики является создание невосприимчивости к инфекциям.

В настоящее время вакцинация рассматривается как незаменимое мероприятие для предупреждения распространения и ликвидации инфекционных болезней.

Нормативно ‐ правовое обеспечение вакцинации

Значение вакцинации
в сохранении здоровья детей
и антивакцинальное движение


Несмотря на понимание в профессиональном сообществе значимости профилактических прививок для сохранения здоровья, во всем мире не утихают дискуссии о необходимости вакцинопрофилактики. Антивакцинальное движение является серьезной проблемой многих стран, включая
Россию. Низкая осведомленность значительной части населения в области медицинских знаний, в частности эпидемиологии и основ иммунологии, непонимание сути вакцинации, страх перед возможностью
возникновения осложнений, с одной стороны, и активность сторонников отказа от
прививок, обилие, доступность и неконтролируемость используемой ими информации, не научность суждений, передергивание фактов, неверность выводов, с другой – приводят к запугиванию родителей и способствуют росту отказов от прививок. По мнению С.В. Ильиной и соавторов, основными причинами, приводящими к отказу от прививок, являются:
• непонимание, как действуют вакцины, какие изменения они вызывают в организме;
• боязнь побочных эффектов вакцинации.

Не зная об истинной частоте поствакцинальных реакций и осложнений и их природе, к побочным эффектам относят все события, про ‐
исходящие после вакцинации;

Читайте также: