Особенности адаптации к физическим нагрузкам в детской спортивной школе определяет

Обновлено: 07.07.2024

Е.П. Гора
Экология человека
Учебное пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2007. – 540 с.

7.2. Адаптация детей к социальным факторам

7.2.3. Адаптация детей к физическим нагрузкам

Изучение адаптивных возможностей детского организма к мышечной деятельности позволяет определить характер текущих изменений, происходящих в организме под влиянием мышечной деятельности, прогнозировать возможные нарушения в состоянии здоровья и рационально организовывать процесс физического воспитания.

Актуальность проблемы адаптации организма детей к физическим нагрузкам определяется еще и тем, что нередко в практику физического воспитания детей переносятся принципы использования физических нагрузок, принятых у взрослых. Между тем в процессе возрастного развития, на каждом этапе онтогенеза меняется диапазон приспособляемости к физическим нагрузкам.

Изменение функционального состояния организма при физнагрузках проявляется в повышении возбудимости и лабильности ведущих для данной деятельности физиологических систем и в упрочении взаимодействия между этими системами. В зависимости от вида деятельности процессы адаптации и изменение функционального состояния происходят преимущественно в системах, наиболее активно участвующих в обеспечении выполняемых ребенком действий. Это изменение функционального состояния в конечном счете обеспечивает успешность обучения детей и подростков.

• С физиологической точки зрения динамика функционального состояния обеспечивается суммацией следов нервного возбуждения при многократном повторении однотипных действий. Развитие работоспособности в процессе обучения происходит в результате перехода от первой ко второй фазе парабиоза:

I фаза – при умеренной интенсивности повторяющихся раздражений происходит усвоение ритма и, как следствие, повышение возбудимости и лабильности;

II фаза – при интенсивности раздражений выше оптимального уровня происходит обратный процесс – снижение возбудимости и лабильности. Показатели работоспособности возрастают в период врабатывания и уменьшаются в период утомления.

– местными вазодиляторными механизмами;

– работой мышечного насоса;

– препятствием току крови, создаваемым мышцами при сокращении.

При изучении переходных процессов от покоя к устойчивому состоянию при таких нагрузках, как бег, езда на велосипеде, отмечают более быстрое достижение максимальной для стандартной нагрузки ЧСС у младших школьников по сравнению со взрослыми. У детей способность к устойчивому поддержанию усиленных функций меньше, чем у взрослых. Интервал стабильности вегетативных функций ЧСС, ЧД, АД с возрастом (от 8 до 17 лет) увеличивается. В большей степени это зависит от неспособности организма ребенка функционировать при сдвигах гомеостаза. Однако данная способность нарастает с возрастом.

Для оценки у детей в ходе индивидуального развития реактивности вегетативных функций, в частности ЧСС при мышечной работе, представляет интерес концепция о потенциальной лабильности. Этот параметр связывает диапазон между естественным ритмом, в котором работает соответствующий орган или система органов, и максимально возможным. По мнению И. А. Аршавского, в результате повышения с возрастом тонуса вагуса происходит снижение интенсивности физиологических отправлений в условиях относительного покоя. Вместе с тем повышается максимально возможный ритм деятельности вегетативных систем. Отмеченное и определяет увеличение диапазона функциональных возможностей в ходе развития организма. Дети старших возрастных групп по сравнению с младшими обладают большей потенциальной лабильностью нервных механизмов, регулирующих кровообращение.

Результаты изучения динамики потребления кислорода при выполнении нагрузок разной интенсивности свидетельствуют о том, что нагрузки, предельная продолжительность которых превышает 2,5 мин, обеспечиваются преимущественно аэробными процессами дыхания. При выполнении нагрузок, уравненных по интенсивности, эффективность кислородно-транспортной системы организма повышается с возрастом детей за счет снижения рабочего уровня ЧСС и ЧД.

Таким образом, физическая работоспособность во многом зависит у школьников от учебной деятельности и является показателем адаптации к этой деятельности.

Спорт – это путь по жизни, который предполагает вложение сил, поэтому ребенок приходя в спортивную школу, попадает в незнакомую обстановку и сталкивается с новыми трудностями. Новые условия способствуют приспособлению к ним.

Все дети разные и процесс приспособления к новой деятельности проходит у всех индивидуально. Рассматриваемые вопросы в методической разработке имеют важное значение для спортивной деятельности.

Данная методическая разработка направлена в помощь родителям и тренерам – преподавателям. Родителям и педагогам необходимо знать, как протекает этот сложный процесс – адаптация, как правильно себя вести в этот период с ребенком, чтобы быстрее, и как можно безопаснее прошел для юного спортсмена.

Цель: изучить особенности адаптационного периода юного спортсмена в спортивной школе.

- изучить понятие адаптации;

- определить особенности проявления адаптации;

- рассмотреть особенности воспитательной работы.

- беседы с родителями;

Процесс адаптации постоянно привлекает внимание многих исследователей, и является актуальной проблемой в настоящее время в разных отраслях современной науки, а также в спортивной деятельности.

Многие ученые рассматривали вопросы адаптации : В. Н. Платонов, Н. В. Кирюхина, А. П. Исаев, Ф. З. Меерон и другие.

Понятие адаптация изначально рассматривали как медицинское и биологическое понятие. Этим понятием пользуются в психологии, медицине, биохимии, морфологии, методике спорта и спортивной физиологии.

Существуют несколько видов адаптации ребенка к новым условиям. Каждая адаптация важная. Психическая адаптация одна из главных пунктов успешного приспособления, но организм ребенка следует рассматривать комплексно. Нагрузка на организм меняется, и во всех сферах жизни происходят изменения, это критические моменты, стрессы, новые возможности тела. Итог – это изменение организма и полное приспособление к новой ситуации. Важно, чтобы разум и тело вместе действовали, тогда результат будет легким.

Когда жизнь ребенка меняется, он идет в спортивную школу, меняется его режим дня, расход калорий и потребность в движении. Активная спортивная деятельность связана с развитием всего организма, что оказывает положительное влияние на психику юного спортсмена.

II. Процесс адаптации юного спортсмена

Адаптация – процесс приспособления к новым условиям. В процессе адаптации ребенка к спортивной секции задействовано много механизмов на социальном уровне, психологическом и физиологическом.

В спортивной деятельности процесс адаптации происходит в следующих аспектах: а) физический; б) социальный; в) психологический.

При физической адаптации происходит мобилизация всего организма ребенка, которая направлена на преодоление стресса постоянных спортивных нагрузок. Такой процесс сложный, но он идёт только на пользу юному спортсмену, для нормального функционирования организма необходимы физические нагрузки. Но приспособление к физическим нагрузкам проходит постепенно. Пассивные дети тяжело принимают новый образ жизни. Для гиперактивных детей, спорт – это возможность выпускать свою энергию, занятия снимают стресс.

При социальной адаптации у детей появляется незнакомый, другой социальный статус, они начинают гордиться своими достижениями, постоянно улучшать свои показатели.

При психологической адаптации перестраивается сознание, изменяется характер, ребенок начинает осознавать важность своего нового вида деятельности, происходит воспитание волевых качеств личности. Спортивная деятельность способствует глобальному влиянию на формирование психики ребенка. Позитивное влияние спорта на эмоциональную сферу способствует быстрому формированию важных понятий о жизни у детей.

Занятия спортом – добровольное желание, а относительная доступность и эмоциональная привлекательность физической культурой оказывают притягательную силу на детей.

Спортивная секция может стать важной для ребенка и приобрести новое значение в жизни. Изменяется образ жизни, переоцениваются ценности в закономерности: дом – семья – школа – друзья, добавляется секция. Юным спортсменам надо успешно стараться сочетать всю эту цепочку.

Адаптация к новой обстановке, новому месту, новым ситуациям, новым людям протекает у всех ребят по - разному.

В первую очередь, при изменении образа жизни нарушается эмоциональное состояние детей. В период адаптации дети отличаются беспокойством: плачут, стремятся к физическому контакту со взрослыми, или наоборот, раздражаются и сторонятся своих сверстников.

Особенности характера ребенка связаны с особенностями их поведения. При адаптации флегматик становится еще более замедленней, а холерик, наоборот, более возбужденным. На сне и аппетите ребенка также сказывается эмоциональное состояние юного спортсмена. Активность детей также изменяется по отношению к окружающему миру: падает интерес, появляется раздражительность, подавленность.

Для детей существуют 3 вида социальной адаптации :

- за 1 – 2 месяца полностью проходит, ребенку нравится его секция, занятия даются легко, посещение проходит без стрессов, появились друзья, установлен контакт с тренером – преподавателем, наблюдается хорошее настроение;

- такая адаптация длиться не меньше 6 месяцев, процесс приспособления протекает тяжело, постоянное концентрирование ребенка на занятии;

- в конце первого года адаптация еще не наступает, поведение ребенка агрессивное, нет общего языка с другими юными спортсменами, не желает следовать нормам поведения.

По результатам наблюдения психологов средним сроком адаптации юных спортсменов в спортивной школе является около одного месяца. С взрослением ребенка период адаптации постепенно увеличивается, так как возрастает уровень критичности и самосознания.

В процессе адаптации важную роль играет физические характеристики и особенности телосложения. При выборе секции стоит обратить внимание на рост ребенка: очень высокий рост не ценится в гимнастике, а в волейболе и баскетболе ценится. Дети с лишним весом могут добиться результатов в дзюдо, хоккеи, а вот на футболе суперрезультатов не будет, и может привиться отвращение к занятиям.

Адаптация станет легче и будет быстрее протекать, если для ребенка выбранный вид спорта приносит удовольствие, юный спортсмен заинтересован в занятиях, если же нет, то процесс адаптации будет мучителен.

2.1 Семья – это залог успешной адаптации юного спортсмена

Занимаясь спортом, приходится переступать через свои возможности и желания. Быстро привыкнуть к такому процессу невозможно, поэтому родителям необходимо помогать своим детям не только в процессе адаптации ребенка, но и во всей спортивной деятельности.

От родителей зависит многое. Следует понимать, что юные спортсмены в возрасте 7 лет очень активны, а многие гиперактивны. Для них нет разницы между тренером – преподавателем и воспитателем, садиком и спортивной школой. Спортивный образ жизни для детей необходим, возможность выпустить энергию, снять стресс благотворно влияет на них.

Ребенок, занимаясь спортом, расходует много энергии, так как у него повышенные физические нагрузки, поэтому родителям стоить следить за питанием юного спортсмена, и пищу по калорийности следует увеличить. Большой расход энергии юного спортсмена уходит на эмоциональное напряжение, переживания в соревновательный период и волевые усилия, направленные на достижение результатов в спорте.

Если родители на собственном примере будут показывать положительные стороны активного здорового образа жизни ребенку, то и процесс адаптации пройдет наиболее безболезненно. Начинать следует с эмоционального воздействия на детей. Если ребенок отказывается кататься на велосипеде, или отказывает вам поиграть в футбол, не стоит расстраиваться, покатавшись, обязательно нужно рассказать о своих впечатлениях ребенку, о том как было увлекательно и здорово. Делясь своими эмоциями красочно, вы заинтересовываете ребенка, привлекаете его, таким образом, в следующий раз, ребенок не пропустит это увлекательное занятие и вместе в амии станет заниматься.

Когда девочки и мальчики начинают следить за своим внешним видом, стараясь быть похожими на известных киноактеров или музыкантов, следует использовать такую возрастную особенность.

Все родители хотят видеть своих детей сильными и здоровыми, но иногда родители отбивают охоту на занятия спортом. Адаптация протекает легко, если ребенок сам определился с видом спорта, что предоставляет для него интерес, если ребенок не хочется заниматься, тогда замедляется процесс адаптации и снижается эффективность этой спортивной деятельности.

Чтобы юные спортсмены любили то, чем они занимаются, родителям необходимо начинать прилагать свои усилия в этом процессе не накануне прихода в спортивную секцию.

2.2 Особенности воспитательной работы

Спортивная деятельность формирует многие личностные качества спортсмена, но также характер. Воспитательная работа должна быть правильной, так как может сломать характер ребенка. Такие моменты вызывают опасения у родителей. Дети, которые приходят на секцию, должны понимать серьезность происходящего, должны знать, что иметь представление, что такое спорт, хочет ли он заниматься в этой конкретной секции. Ведь спорт может быть жестоким, поэтому следует объяснить ребенку доступно, чтобы юный спортсмен понял как вести себя на секции, вне их, как следует реагировать на поражения и победы.

Физическое воспитание - это педагогический процесс, который направлен на формирование физически - морального здорового поколения, на укрепление здоровья детей.

Важным элементом является проявление воли. Родителям необходимо следить за режимом тренировок, не разрешать пропускать тренировки без всякой причины, таким образом, полностью будет реализована эмоционально – волевая составляющая занятий спортивной деятельности. Это является важным для юного спортсмена, он будет лучше осознавать свои возможности с желаниями, но только при условии регулярных занятий. Иначе придется много прикладывать усилий в адаптационный период.

Говоря о целеустремленности, то при работе с детьми, этот сложный процесс педагогический, также следует формировать через стремления к спортивным занятиям.

При воспитательной работе следует делать акцент на то, что ребята в таком возрасте ранимые и эмоционально незрелые. Юных спортсменов необходимо научить анализировать причины спортивных неудач, для исправления своих ошибок.

У юных спортсменов нравственные нормы поведения обосновываются идеалами справедливости и добра, формируются под воздействием воспитания. Такими идеалами являются педагоги, от воздействия тренера зависит становление личности юного спортсмена. Тренер – преподаватель должен планировать свою работу дифференцированно. День открытых дверей, родительские собрания, и организация совместных с родителями спортивных праздников с родителями положительно влияют на динамику адаптации. Совместное взаимодействие родителей и педагогов способствует успешной адаптации детей в спортивной школе.

Во многом формирование спортивного характера и воспитание личностных качеств зависит от родителей, самого спортсмена, от педагогического мастерства тренера – преподавателя, ведь только совокупность знаний, навыков, умений, правильное выстраивание в спортивной деятельности межличностных отношений поможет легко и быстро преодолеть сложный процесс – адаптацию.

Адаптация – это непростой и комплексный процесс, в результате которого перестраиваются все системы организм, так как меняется образ жизни юного спортсмена. В настоящее время в практике спорта не разработаны методы изучения адаптационного процесса в спортивной деятельности, но принято считать основным критерием их спортивные результаты и достижения, уровень и темп достижения.

Каждый ребенок индивидуален, и поэтому формы и методы должны быть индивидуальны. Главным фактором в быстрой адаптации юного спортсмена является добровольно выбранная секция им самим, которая приносит положительные эмоции и удовлетворение для ребенка.

Воспитание здоровой и образованной, гармоничной и всесторонне развитой личности требует обязательного внимания родителей.

Совместное взаимодействие родителей и педагогов способствует успешной адаптации детей к секции.

Семья должна быть хорошей школой, а спортивная школа хорошей семьей.

Уголок юного пешехода

Уголок юного пешехода Дидактические игры по правилам дорожного движения. "Правильно веди себя на улице. " Задачи:совершенствовать знания о правилах поведения на.

Начало занятий систематическим спортом сопровождается процессом адаптации. Сам термин "адаптация” принято понимать как процесс приспособления к чему-либо (Платонов В.Н., 1988). Можно выделить несколько видов адаптации начинающего спортсмена:

На физическом уровне требуется мобилизация ресурсов организма в преодолении стресса систематических спортивных нагрузок.

На социальном уровне приобретается новый социальный статус.

На психологическом уровне происходит перестройка сознания, социальной ситуации развития. Спортивные занятия носят добровольный характер, эмоциональная привлекательность, относительная доступность спорта делают его притягательной силой для детей и подростков. Возможно, спортивная группа станет для ребенка столь важной и обретет для него значение новой референтной группы. Можно сказать, что происходит изменение образа жизни и иерархии ценностей в цепочке семья - дом - школа - друзья. Здесь для успешной адаптации юного спортсмена к требованиям физической, технической и теоретической подготовки прибавляется требование успешного сочетания занятий спортом и учебы в школе, участие юных спортсменов в общественной жизни школы, соблюдение ими норм морали и поведения. Количество дней в неделю, которые будут отданы занятиям спортом, варьируются в зависимости от вида спорта и этапа обучения. Так, обычно в первый год тренировки проходят два раза в неделю, затем три, а к моменту окончания школы, может быть, необходимо посвящать им до шести дней в неделю. Помимо тренировок по специализации, ребенку предстоит заниматься также общей физической подготовкой. Занятия не прерываются летними каникулами: юные спортсмены выезжают в лагеря на тренировки и соревнования.

Одной из причин того, что ребенок через месяц-другой уходит из секции, может быть именно проблема адаптации, преодолеть которую могут не все дети.

Приход ребенка в дополнительное образовательное учреждение почти всегда сопровождается психологическими трудностями для него, поскольку ребенок попадает из знакомой обстановки в новую среду, в новый коллектив. Новые для человека социальные условия требуют приспособления к ним, адаптации.

1. Как происходит адаптация ребенка

Адаптация ребенка к новой ситуации, к новому месту и незнакомым людям происходит всегда. Но может протекать по-разному.

Изменение образа жизни в первую очередь нарушает эмоциональное состояние ребенка. В адаптационный период детей отличает беспокойство или заторможенность: малыш много плачет, стремится к физическому контакту с взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается от них, сторонится сверстников. Особенности поведения детей во многом связаны с особенностями их темперамента. Дети с флегматическим темпераментом становятся заторможенными, а дети с холерическим - наоборот, излишне возбужденными. Эмоциональное неблагополучие может сказаться на сне, аппетите малыша.

Меняется и активность ребёнка по отношению к предметному миру: интерес к окружающему снижается, падает уровень речевой активности. Ребенок становится подавленным, раздражительным. Кроме того, ребёнок попадает в окружение сверстников и подвергается риску инфицирования чужой вирусной флорой, что приводит к частым болезням.

По наблюдениям педагогов-психологов средний срок адаптации детей дошкольного и младшего школьного возраста в дополнительном образовательном учреждении в норме составляет примерно один месяц. По мере взросления детей адаптационный период постепенно удлиняется, отражая этим возрастающий уровень самосознания и критичности.

Процесс адаптации ребенка к спорту зависит не только от физических характеристик, мотивации к занятиям, но также большую роль здесь играет предрасположенность к конкретному виду спорта и типологические особенности человека.

2. Влияние семьи на процесс адаптации юного спортсмена

Семья — первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок — будущий спортсмен, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Поэтому вопрос влияния семьи на формирование готовности ребенка к занятию тем или иным видом спорта подчас зависит от характера внутрисемейных отношений и от понимания родителями важности правильного выбора.

Разумеется, стремиться надо к тому, чтобы сын или дочь любили то, чем они занимаются, и родители должны начать прилагать усилия к этому вовсе не накануне первой тренировки. Просмотр с детьми соревнований по телевизору, совместные игры во дворе в хоккей, в бадминтон, все это позволяет ребенку быстрее привыкнуть к спорту, определить место спорту в своей жизни.

Если родители мечтают увидеть своего ребенка в профессиональном спорте, то конечно, много внимания нужно уделить и его нравственному воспитанию. Спорт должен стать для ребенка самоцелью, а не средством показать обидчикам во дворе, "кто самый сильный", или способом сбросить вес. Для спортсмена важен и творческий подход к занятиям, и постоянный поиск совершенства. Часто мы с горечью наблюдаем, как талантливые спортсмены почивают на лаврах, не усложняют программы, и их с легкостью обходят более молодые. Конечно, здесь речь идет о взрослых, но такие качества закладываются в человеке с детства.

3. Особенности воспитательной работы

Тренеры – преподаватели, работающие со спортсменами младшего возраста, часто испытывают сложности с воспитанием занимающихся. Это связано с тем, что ребята находятся на тренировках фиксированное время, а все остальное время их окружает социальная среда, оказывающая воспитывающее (положительное или отрицательное) воздействие. Следует помнить, что если детей не воспитывать, так они и не развиваются, растут, увеличиваются в объеме, но не приобретают не то что поведения, а даже элементарных движений. Воспитание личностных качеств и формирование спортивного характера эффективно дополняют основные принципы воспитания: единство воспитания и обучения, воспитание через активную деятельность, единство воспитания и самовоспитания.

Нравственные нормы у спортсменов детско – юношеского возраста формируется под воздействием воспитания и обосновываются идеалами добра, справедливости.

Формирование нравственного опыта в процессе спортивных занятий, достигается при условии, что учебно – тренировочные уроки доставляют занимающимся эмоциональное удовлетворение. Начиная со спортсменов младшего возраста, в занятиях создаются воспитывающие ситуации при проведении подвижных игр, подготовке занимающимися инвентаря для занятия, выполнении заданий по самостоятельной подготовке. Занятия спортом сами по себе не оказывают целенаправленного воспитательного воздействия на детей и подростков. Успех в воспитании занимающихся, возможно достичь в том случае, если на каждом занятии ставить и решать конкретные воспитательные задачи.

Занятия спортом требуют от занимающихся любого возраста обязательного проявления воли, необходимость активизации волевого усилия не только в соревновательной деятельности, но и в учебно – тренировочном процессе. Воля проявляется не только в соревновательном противоборстве, но еще больше она нужна в соблюдении режима занятий, стремлении преодолеть трудности или в успешном совмещении занятий в общеобразовательной и спортивных школах и других ситуациях.

Если говорить о воспитании целеустремленности, то это сложный педагогический процесс при работе с юными спортсменами. Осложнен тем, что потребность в спортивной деятельности у многих из них необходимо активно развивать, а также формировать ведущий мотив деятельности – стремление к спортивным занятиям для укрепления здоровья и развития личности.

Начало занятий систематическим спортом сопровождается процессом адаптации. Сам термин “адаптация” принято понимать как процесс приспособления к чему-либо (Платонов В.Н., 1988). Можно выделить несколько видов адаптации начинающего спортсмена:

На физическом уровне требуется мобилизация ресурсов организма в преодолении стресса систематических спортивных нагрузок.

На социальном уровне приобретается новый социальный статус.

На психологическом уровне происходит перестройка сознания, социальной ситуации развития. Спортивные занятия носят добровольный характер, эмоциональная привлекательность, относительная доступность спорта делают его притягательной силой для детей и подростков. Возможно, спортивная группа станет для ребенка столь важной и обретет для него значение новой референтной группы. Можно сказать, что происходит изменение образа жизни и иерархии ценностей в цепочке семья – дом – школа – друзья. Здесь для успешной адаптации юного спортсмена к требованиям физической, технической и теоретической подготовки прибавляется требование успешного сочетания занятий спортом и учебы в школе, участие юных спортсменов в общественной жизни школы, соблюдение ими норм морали и поведения. Количество дней в неделю, которые будут отданы занятиям спортом, варьируются в зависимости от вида спорта и этапа обучения. Так, обычно в первый год тренировки проходят два раза в неделю, затем три, а к моменту окончания школы, может быть, необходимо посвящать им до шести дней в неделю. Помимо тренировок по специализации, ребенку предстоит заниматься также общей физической подготовкой. Занятия не прерываются летними каникулами: юные спортсмены выезжают в лагеря на тренировки и соревнования.

Одной из причин того, что ребенок через месяц-другой уходит из секции, может быть именно проблема адаптации, преодолеть которую могут не все дети.

Приход ребенка в дополнительное образовательное учреждение почти всегда сопровождается психологическими трудностями для него, поскольку ребенок попадает из знакомой обстановки в новую среду, в новый коллектив. Новые для человека социальные условия требуют приспособления к ним, адаптации.

Адаптация ребенка к новой ситуации, к новому месту и незнакомым людям происходит всегда. Но может протекать по-разному.

Изменение образа жизни в первую очередь нарушает эмоциональное состояние ребенка. В адаптационный период детей отличает беспокойство или заторможенность: малыш много плачет, стремится к физическому контакту с взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается от них, сторонится сверстников. Особенности поведения детей во многом связаны с особенностями их темперамента. Дети с флегматическим темпераментом становятся заторможенными, а дети с холерическим – наоборот, излишне возбужденными. Эмоциональное неблагополучие может сказаться на сне, аппетите малыша.

Меняется и активность ребёнка по отношению к предметному миру: интерес к окружающему снижается, падает уровень речевой активности. Ребенок становится подавленным, раздражительным. Кроме того, ребёнок попадает в окружение сверстников и подвергается риску инфицирования чужой вирусной флорой, что приводит к частым болезням.

По наблюдениям педагогов-психологов средний срок адаптации детей дошкольного и младшего школьного возраста в дополнительном образовательном учреждении в норме составляет примерно один месяц. По мере взросления детей адаптационный период постепенно удлиняется, отражая этим возрастающий уровень самосознания и критичности.

Процесс адаптации ребенка к спорту зависит не только от физических характеристик, мотивации к занятиям, но также большую роль здесь играет предрасположенность к конкретному виду спорта и типологические особенности человека.

  1. Влияние семьи на процесс адаптации юного спортсмена

Семья — первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок — будущий спортсмен, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Поэтому вопрос влияния семьи на формирование готовности ребенка к занятию тем или иным видом спорта подчас зависит от характера внутрисемейных отношений и от понимания родителями важности правильного выбора.

Разумеется, стремиться надо к тому, чтобы сын или дочь любили то, чем они занимаются, и родители должны начать прилагать усилия к этому вовсе не накануне первой тренировки. Просмотр с детьми соревнований по телевизору, совместные игры во дворе в хоккей, в бадминтон, все это позволяет ребенку быстрее привыкнуть к спорту, определить место спорту в своей жизни.

Если родители мечтают увидеть своего ребенка в профессиональном спорте, то конечно, много внимания нужно уделить и его нравственному воспитанию. Спорт должен стать для ребенка самоцелью, а не средством показать обидчикам во дворе, “кто самый сильный”, или способом сбросить вес. Для спортсмена важен и творческий подход к занятиям, и постоянный поиск совершенства. Часто мы с горечью наблюдаем, как талантливые спортсмены почивают на лаврах, не усложняют программы, и их с легкостью обходят более молодые. Конечно, здесь речь идет о взрослых, но такие качества закладываются в человеке с детства.

  1. Особенности воспитательной работы

Тренеры – преподаватели, работающие со спортсменами младшего возраста, часто испытывают сложности с воспитанием занимающихся. Это связано с тем, что ребята находятся на тренировках фиксированное время, а все остальное время их окружает социальная среда, оказывающая воспитывающее (положительное или отрицательное) воздействие. Следует помнить, что если детей не воспитывать, так они и не развиваются, растут, увеличиваются в объеме, но не приобретают не то что поведения, а даже элементарных движений. Воспитание личностных качеств и формирование спортивного характера эффективно дополняют основные принципы воспитания: единство воспитания и обучения, воспитание через активную деятельность, единство воспитания и самовоспитания.

Нравственные нормы у спортсменов детско – юношеского возраста формируется под воздействием воспитания и обосновываются идеалами добра, справедливости.

Формирование нравственного опыта в процессе спортивных занятий, достигается при условии, что учебно – тренировочные уроки доставляют занимающимся эмоциональное удовлетворение. Начиная со спортсменов младшего возраста, в занятиях создаются воспитывающие ситуации при проведении подвижных игр, подготовке занимающимися инвентаря для занятия, выполнении заданий по самостоятельной подготовке. Занятия спортом сами по себе не оказывают целенаправленного воспитательного воздействия на детей и подростков. Успех в воспитании занимающихся, возможно достичь в том случае, если на каждом занятии ставить и решать конкретные воспитательные задачи.

Занятия спортом требуют от занимающихся любого возраста обязательного проявления воли, необходимость активизации волевого усилия не только в соревновательной деятельности, но и в учебно – тренировочном процессе. Воля проявляется не только в соревновательном противоборстве, но еще больше она нужна в соблюдении режима занятий, стремлении преодолеть трудности или в успешном совмещении занятий в общеобразовательной и спортивных школах и других ситуациях.

Если говорить о воспитании целеустремленности, то это сложный педагогический процесс при работе с юными спортсменами. Осложнен тем, что потребность в спортивной деятельности у многих из них необходимо активно развивать, а также формировать ведущий мотив деятельности – стремление к спортивным занятиям для укрепления здоровья и развития личности.

Читайте также: