Основоположником органической школы в социологии является

Обновлено: 04.07.2024

- англ. bioorganismic school in sociology; нем. organische Schule in der Soziologie. Направление в социологии конца XIX - нач. XX вв. (П. Ф. Лилиенфельд, А. Шеффле, Р. Вормс и др.), рассматривающее общество по аналогии с биол. организмом, пытавшееся объяснить соц. жизнь биол. закономерностями, исходя из идеи единства эволюционного процесса. см. БИОЛОГИЗМ.

Antinazi. Энциклопедия социологии , 2009

Смотреть что такое "ОРГАНИЧЕСКАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ" в других словарях:

ОРГАНИЧЕСКАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ — англ. bioorganismic school in sociology; нем. organische Schule in der Soziologie. Направление в социологии конца XIX нач. XX вв. (П. Ф. Лилиенфельд, А. Шеффле, Р. Вормс и др.), рассматривающее общество по аналогии с биол. организмом, пытавшееся… … Толковый словарь по социологии

ОРГАНИЧЕСКАЯ ШКОЛА — в социологии, направление в бурж. социологии кон. 19 нач. 20 вв., отождествлявшее общество с организмом и пытавшееся объяснить социальную жизнь биологич. закономерностями. Сравнение общества с организмом проводилось мн. авторами (Платон,… … Философская энциклопедия

ОРГАНИЧЕСКАЯ ШКОЛА — направление в социологии кон. 19 нач. 20 вв., отождествлявшее общество с организмом и пытавшееся объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями (П. Ф. Лилиенфельд в России, А. Э. Шеффле в Германии, Р. Вормс, А. Эспинас во Франции) … Большой Энциклопедический словарь

органическая школа — направление в социологии конца XIX начала XX вв., отождествлявшее общество с организмом и пытавшееся объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями (П. Ф. Лилиенфельд в России, А. Э. Шеффле в Германии, Р. Вормс, R. Worms, А. Эспинас … Энциклопедический словарь

Органическая школа — в социологии, направление в буржуазной социологии конца 19 начала 20 вв., отождествлявшее общество с организмом и пытавшееся объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями. Сравнение общества с организмом проводилось многими… … Большая советская энциклопедия

ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ ОРГАНИЧЕСКАЯ — направление в социологии конца XIX нач. XX вв., отождествлявшее об во с организмом и строящее объяснение соц. жизни на биологич. закономерностях. Об во сравнивалось с организмом многими авторами (Платон, Т. Гоббс, О. Конт, Г. Спенсер). Но в… … Российская социологическая энциклопедия

ОРГАНИЧЕСКАЯ ШКОЛА — возникла во второй половине XIX в. в связи с новыми открытиями исследователей в области биологии и зоологии. Ее представители: швейцарский юрист Иоганн Каспар Блюнчли (1808 1881) (основная работа Современное международное право цивилизованных… … Энциклопедия юриста

ШКОЛА ОРГАНИЧЕСКАЯ — см. ОРГАНИЧЕСКАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

Биологическое направление в социологии — учения и школы немарксистской социологии 2 й половины 19 в., общим признаком которых является применение понятий и законов биологии при анализе общественной жизни. Хотя аналогии с органическим миром в социальных теориях известны уже с… … Большая советская энциклопедия

Герберт Спенсер (1820 - 1903) - английский философ, социолог, основоположник органической школы в социологии. Спенсер, как ученый, широко эрудированный и образованный человек, занимает видное место в науке об обществе.

В его учении можно выделить следующие позиции и взгляды:

Эволюционная гипотеза о развитии природы, науки, искусства, религии, философии. Эволюция - это переход от неопределенной бессвязной однородности к связной разнородности, сопровождающейся интеграцией неорганической, органической и над органической ее видами. Формой неорганической эволюции Спенсер считал человеческую общность, ее рост, строение, продукты и отправления.

Органическая теория общества. Суть этой теории заключается в том, что общество рассматривается как единая система взаимодействия биологических и социальных факторов. Все стороны общественной жизни органично связаны между собой и вне данной связи функционировать не могут. Только в рамках целостного социально - природного организма проявляется социальное значение каждого субъекта и социального института. Организм, отмечал Спенсер, развивается по естественным, главным образом биологическим законам. Общество в его понимании - живой развивающийся организм.

Доказывал он это так:

· как живые организмы, так и любые общества в процессе их роста и развития увеличиваются в своей массе;

· все они усложняются;

· их части приходят во всю большую зависимость друг от друга;

· живые организмы и общества продолжают жить как целые, хотя составляющие их единицы постоянно появляются и исчезают.

Правительство в обществе Спенсер уподобляет мозгу человека (мозг руководит жизнедеятельностью человека, правительство жизнедеятельностью общества. Оно исчисляет и балансирует интересы сословий, групп, партий). Торговля - сравнивается с кровообращением в живом организме, а кровяные тельца - с деньгами. Телеграфные провода - несущие информацию, сравниваются с нервной системой живого организма.

Теория о социальной эволюции. Социальная эволюция - есть прогрессивное, постепенное развитие общества по пути его усложнения и совершенствования деятельности социальных и политических институтов. Развитие политических процессов обуславливается, вызывается потребностями и интересами людей. Значит, и сама эволюция объективно обуславливается потребностями людей.

В эволюции общества он выделил следующие моменты:

- переход от простого к сложному (интеграция);

- переход от однородного к разнородному (дифференциация);

- переход от неопределенного к определенному (возрастание порядка).

Спенсер утверждает, что в процессе социальной эволюции увеличивается значение коллективной деятельности людей и различных социальных институтов. Функции общества также возрастают в размере, в разнообразии, в сложности и определенности. В связи с этим, роль социального субъекта как члена общества всегда возрастает, в то же время общество должно создавать человеку условия для физического, интеллектуального и духовного развития.

Спенсер в своем творчестве обосновывал проблему равновесия, гармонии и стабильности в обществе. Равновесие рассматривается как сбалансированность во взаимоотношениях людей и выступает как фактор стабильности общества. Социальное равновесие:

- между эмоциями людей и их образом действий;

- между народонаселением и средствами их существования;

- между спросом и предложением;

- между функционированием государственных учреждений и поведением граждан;

- между обществом и личностью.

Распад общества - это процесс обратный социальному равновесию, гармонии, стабильности. Распад начинается с прекращения эффективной деятельности государственных институтов, власти, армии, малоэффективной деятельности классов. Когда движению масс мешают единицы политиков, уменьшается процесс интеграции, возрастают движения дезинтегрированные (центробежные), тогда растет беспорядок, правительство совершает нелепые действия, прерывается производство, торговля, усложняются отношения. Иного быть и не может, ибо все перечисленные факторы действуют и функционируют в единстве.

Герберт Спенсер (1820—1903) – английский философ и социолог, основатель органической школы в социологии.
Спенсер был довольно разносторонней личностью. Он успел поработать учителем в школе, инженером на строительной железной дороге, начальником инженерного бюро, журналистом.

С именем Спенсера связывают два подхода к рассмотрению общественных явлений:

  • понимание общества как организма, подобного биологическим существам и подчиняющегося тем же законам организации, функционирования и развития;
  • учение о всеобщей эволюции, распространяющееся на любые явления неорганического, органического и надорганического (социального) мира. Данное направление базировалось на успехах естествознания, а также на эволюционной теории Чарльза Дарвина.

Органическая теория общества Г.Спенсера

Органическая теория Спенсера представляет общество как социальный организм, который развивается по тем же законам, что и биологический.
Социолог выделяет пять общих черт социального и биологического организма:

  1. организмы в процессе своего роста увеличиваются в объеме;
  2. организмам присуща внутренняя структура;
  3. структура организма усложняется по мере его роста;
  4. при усложнении структуры организма наблюдается усиление дифференциации функций составляющих его частей;
  5. части организма взаимодействуют между собой.

Для подтверждения своих положений Спенсер привел конкретные примеры: мозг в обществе – это правительство; кровообращение — торговля; сосудистая система — транспорт; система питания — промышленность и земледелие и т.д.

Также Спенсер утверждал, что общество имеет свои отличительные черты от биологического организма:

  • в обществе человек меньше зависит от социального целого;
  • в биологических организмах элементы существуют ради целого, а общество, состоящее из отдельных индивидов, служит благу своих членов.

Спенсер выделил три подсистемы высокоорганизованного общества:

  • производительная подсистема;
  • распределительная;
  • регулятивная.

В каждой подсистеме существуют свои социальные институты. Например, регулятивная система имеет институты социального контроля ( государство, церковь, семья и т.д.) Вся система социального контроля, по утверждению Спенсера, держится на "страхе перед живыми" (поддерживается государством) и "страхе перед мертвыми" (регулируется церковью).

Типы общества по Г.Спенсеру

В зависимости от способов борьбы за существование Спенсер различал два типа общества:

  • общество военного типа;
  • общество промышленного типа.

Военное общество подчиняет внутреннюю организацию задачам агрессии или борьбы за выживание. Военизированные общества формируют эффективно функционирующую строгую систему, которая почти не приспособлена к социальным изменениям. Это более низкая ступень развития общества. Классическим примером этого общества Спенсер считал Спарту.

В промышленном обществе, по мнению Спенсера, управление имеет следующие черты:

  • управление децентрализовано;
  • в обществе - господство принципов самоуправления и самоорганизации;
  • широкое распространение получают разные неформальные объединения;
  • общество открыто для международного сотрудничество и инноваций;
  • сословное право меняется на гражданское;
  • ограничена сфера общественного контроля и т.д.

Переход от военного типа общества к промышленному рассматривался Спенсером как прогресс. В течение времени спенсеровская концепция "однолинейного" прогресса, т.е. непрерывного поступательного движения общества, модифицируется в теорию усложненной "многолинейной" эволюции, предполагающей в отдельных случаях даже возможность социальной деградации.

Так же ученый был против революционных изменений, так как считал, что любое вмешательство в естественный ход развития общества несет за собой непредсказуемые последствия.

Задача социологии

Герберт Спенсер отразил новый этап становления социологической науки. Спенсер является одним из первых социологов, который разработал системный подход в отношении общества и соединил его с эволюционизмом. Он заложил основы структурно-функционального метода, получившего в дальнейшем широкое распространение в социологии. Так же им впервые были применены многие важнейшие социологические категории (социальная система, социальная структура, социальная функция, социальный институт, социальный контроль и другие).

По мнению Спенсера, задача социологии - изучение массовых социальных фактов, которые раскрывают действие всеобщих законов эволюции, совершающихся процессов, их индивидуальных свойств и субъективных намерений, а также типичных явлений. Именно этим социология отличается от истории, интересующейся конкретными фактами.

Отрицание социологии, как говорит Спенсер, зачастую происходит из-за смешений двух групп явлений: массовых (типичных) и единичных (случайных).

Во время размышления о специфике социологии, Спенсер выделяет субъективные и объективные трудности социального познания. Социологические факты, по мнению социолога, не измеряются при помощи приборов, наблюдения под микроскопом. Их устанавливают только опосредованно, с помощью сравнения множества данных. Социальными фактами для Спенсера являются такие явления, в которых возникают эволюционные процессы, к примеру, дифференциация функций и структуры, усложнение политической организации и т. п.

Герберт Спенсер является виднейшим представителем натуралистической ориентации в социологии, которая рассматривает социальную эволюцию как продолжение и часть биологической эволюции.

В 1841 году он возвращается домой на два года и продолжает свое самообразование.

Между 1848 и 1858 годами он публикует серию эссе и размышляет о плане, которому посвятил свою жизнь. В 1858 году Спенсер осмелился объявить о подписке на публикацию своей работы. Он публикует первое издание в 1860 году и продолжает эту работу в течение 35 лет.

Спенсер терпит убытки и бедность и находится на грани пропитания, но в 1867 году, после смерти отца, он получает наследство. Герберт встречается с Юмансом, который помогает ему публиковать свои работы в США, где Спенсер добивается большой популярности раньше, чем в Англии. Юманс, с помощью американских поклонников Спенсера, финансово поддерживает философа в критический момент. Дружба Спенсера и Юманса продлилась 27 лет, до самой смерти последнего. Постепенно имя Спенсера стало известно, спрос на его книги вырос, и к 1875 году он покрывал свои финансовые потери.

Герберт спенсер, английский философ, основатель органической школы в социологииГерберт спенсер, английский философ, основатель органической школы в социологии - Герберт Спенсер - жизнь, судьба, творчество

Судьба

Основные идеи Спенсера, которые при его жизни были чужды всему миру, теперь стали настолько достоянием всех образованных людей, что мы уже забыли и даже не думаем, кому мы им обязаны. Первым важным трудом Герберта Спенсера стала социальная статистика 1848 г. Он рассматривал все развитие жизни как постепенно воплощающуюся божественную идею. Позже он нашел эту идею слишком теологической. Но уже в этой работе Спенсер применил теорию эволюции к общественной жизни.

История политических учений

Как противник социализма, Спенсер тоже не симпатизировал капитализму. Под любой формой социализма он имел в виду рабство, в котором государство становится монополистом всех отраслей промышленности и сельского хозяйства, а частная деятельность граждан не способна конкурировать с ним. Поэтому он предупредил либералов, что их реформаторские действия и парламентские акты приведут общество к государственному социализму.

Работы Спенсера были очень популярны при его жизни, они играли прогрессивную роль в философской и политической жизни Европы и Азии в конце XIX века. (Польша, Россия, Япония, Китай).

Органическая теория общества Г. Спенсера

Суть органической теории Спенсера состоит в том, чтобы понимать общество как социальный организм, который похож на биологический организм и развивается по тем же законам. Последовательно проводя аналогии между социальными и биологическими организмами. Спенсер идентифицирует следующие общие характеристики:

Все организмы растут за счет увеличения объема;

у них есть внутренняя структура;

эта структура усложняется по мере их роста;

и чем сложнее становится структура, тем более дифференцированы функции составляющих ее частей;

это приводит к развитию взаимодействия между частями.
В поддержку этих позиций Спенсер привел ряд специфических аналогий: роль мозга в обществе берет на себя правительство, кровеносная система — торговля, сосудистая система — транспорт, продукты питания — промышленность и сельское хозяйство и т.д. Но Спенсер также указал на различие между обществом и биологическими организмами: 1) в биологических организмах индивидуумы меньше зависят от социального целого; 2) в биологических организмах элементы существуют ради целого, в то время как в обществах, состоящих из индивидуумов, общество служит интересам своих членов.

Органическая теория общества Спенсера тесно связана с его доктриной универсальной эволюции, на которую в значительной степени оказали влияние идеи Чарльза Дарвина. Спенсер считал эволюцию высшим законом всего сущего, источником всех природных и социальных явлений. Его основными точками являются переходы от простого к сложному (интегрирование), от однородного к гетерогенному (дифференциация), от неопределенного к детерминированному (возрастающий порядок).

Эволюционизм Г. Спенсера.

Герберт Спенсер, один из классиков английского эволюционизма, был философом, биологом, психологом и социологом.

Основной методологический принцип Спенсера — аналогия общества и организма. Его общий вывод: общество и организм имеют общие основные законы организации, поэтому вполне закономерно сравнивать общество с организмом животного, например, каналы связи — это сосудистая система общества, частицы крови сравниваются с деньгами и т.д.

В процессе развития происходит увеличение объема и количества компонентов культуры, то есть количественный рост. Этот рост, в свою очередь, приводит к функциональной и структурной дифференциации целого — культуры. Отдельные структурные элементы культуры начинают выполнять специализированные функции и требуют специального механизма согласованности. По мнению Г. Спенсера, ведущим направлением в развитии культур является их интеграция. Теория социальных институтов Г. Спенсера была попыткой системного изучения общества.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Гост

ГОСТ

Биография Герберта Спенсера

Эволюционизм – система концепций и мнений, утверждающих прогрессивное развитие биосферы Земли, которое можно вписать в глобальный процесс эволюции Вселенной.

Герберт Спенсер – английский философ и социолог, родоначальник эволюционизма, идеи которого были очень популярны в конце XIX века. Он основал органическую школу социологии, был идеологом либерализма. Социологические взгляды Спенсера По данной теме мы уже выполнили реферат Органическая теория Г. Спенсера подробнее – продолжение социологических воззрений Сен-Симона и Конта, а также некоторое влияние на развитие его идей эволюции было оказано Ламарком и К. Бэром, Смитом и Мальтусом.

Родился Спенсер в Дерби в семье учителя. В связи с плохим здоровьем, до 13 лет он не посещал школу и учился на дому. Он отказался от поступления в Кембридж, а позже отказался от должности профессора лондонского Университетского колледжа и даже от членства в Королевском обществе.

Спенсер был учителем. А с 1837 года работал на строительстве железной дороги инженером. В 1841 году он покинул рабочее место, чтобы полностью заняться самообразованием. В 1843 году он возглавил инженерное бюро, а в 1846 получил патент на пилильно-строгальную машину. Скоро он решил стать журналистом. В 1853 году Спенсер получил крупное наследство, которое позволило ему не работать и посвятить себя философии и науке. Умер Спенсер 8 декабря 1903 года в Брайтоне. Похоронен в Лондоне на Хагейтском кладбище.

Взгляды Герберта Спенсера

Взгляды Спенсера соединяли в себе эволюционизм, принцип невмешательства и концепцию философии в качестве обобщения всех наук, а также ряд других идейных течений его времени. Отсутствие систематического образования и стремления изучать труды предшественников привели к тому, что Спенсер брал информацию из тех источников, с которыми успел ознакомиться.

Готовые работы на аналогичную тему

Разработанную им концепцию глобального эволюционизма и всеобщие законы эволюции, Спенсер распространял на области биологии, психологии, социологии и этики, что и привело к их биологизации.

Но эволюционный процесс превращает адаптацию из случайности в необходимость. Спенсер излагал принцип индивидуализма, лежащий в основе его эволюционной философии: каждый человек может делать то, что считает нужным, если при этом он не нарушает равную свободу окружающих его людей.

Социальная эволюция – процесс возрастающей индивидуализации. Он был противником революции и резко негативно высказывался о социальных идеях. Он считал, что человеческое общество, как и весь органический мир, развивается последовательно и эволюционно. Спенсер – открытый противник образования для малоимущих слоев населения, считая вредной демократизацию образования.

Концепция социальных институтов

Социальный институт – это механизм самоорганизации совместной жизни людей. Ими обеспечивается превращение асоциального по природе человека в социальное существо, способное выполнять совместные действия.

Читайте также: