Дневной поезд краткое содержание

Обновлено: 16.05.2024

Содержание

Сюжет

Две старые подруги (в прошлом — театральные актрисы), давно живущие в разных городах (в Москве и Ленинграде), пытаются устроить личную жизнь своих уже взрослых интеллигентных детей.

Но когда Игорь (Валентин Гафт) приезжает в Ленинград, чтобы познакомиться с Верой (Маргарита Терехова), всё оказывается совсем не просто…

В ролях

    Вера КарцеваИгорь
  • Римма Быкова — Елизавета Михайловна, мать ВерыЛида Горюнова, подруга ВерыТамара, подруга Верысослуживица ВерыПоляИнга, жена ГошигостьяГоша-Эдисон, друг юности Игоря
  • Галина Инютина — Зинаида Николаевна Алексеева, подруга Елизаветы Михайловны
  • Вячеслав Кутаков — писательСемечкин
  • Елена Санько — тетя Тоня
  • Валерий Анисимов — гостьгость
  • Михаил Горюнов — начальник
  • Александра Ислентьева — кассирша на Московском вокзалегость

В эпизодах

Съёмочная группа

  • Автор сценария: Борис Золотарёв
  • Режиссёр: Инесса Селезнёва
  • Оператор: Владимир Ошеров
  • Художник: Петр Пророков
  • Композитор: Алексей Рыбников
  • Монтаж: Людмила Крылова, Т. Пахомычева

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Дневной поезд" в других словарях:

ДНЕВНОЙ ПОЕЗД — ДНЕВНОЙ ПОЕЗД, СССР, Экран (Останкино), 1976, цв., 95 мин. Психологическая мелодрама. В Москве и Ленинграде живут старые подруги и мечтают о том, чтобы их дети поженились. А детям уже за сорок, их трудности очевидны и вполне понятны. В ролях:… … Энциклопедия кино

Дневной поезд (фильм) — Дневной поезд Жанр Психологическая мелодрама Режиссёр Инесса Селезнёва Автор сценария Борис Золотарев В главных ролях Маргарита Терехова … Википедия

Дневной дозор (роман) — Дневной дозор Автор: Сергей Лукьяненко, Владимир Васильев Жанр: Фантастика Язык оригинала: Русский Серия: Звёздный лабиринт Издательство: ACT Выпуск: 2004 … Википедия

Дневной Дозор (роман) — У этого термина существуют и другие значения, см. Дневной Дозор. Дневной Дозор Автор: Сергей Лукьяненко … Википедия

дневной — ая, ое. 1. Такой, какой бывает днём. Д ые часы. Д ые впечатления. Д ое светило (устар.; Солнце). 2. Происходящий, действующий днём. Д. поезд. Д ые занятия. Д. сеанс в кино. Д ое отделение института (форма очного обучения студентов с занятиями в… … Энциклопедический словарь

дневной — ая, ое. 1) Такой, какой бывает днём. Д ые часы. Д ые впечатления. Д ое светило (устар.; Солнце) 2) Происходящий, действующий днём. Дневно/й поезд. Д ые занятия. Дневно/й сеанс в кино … Словарь многих выражений

Вчера я впервые посмотрела фильм "Дневной поезд", о котором много говорили в комментариях к моей заметке про фильм " Кто поедет в Трускавец ", потому что и там и там играет Маргарита Терехова.

Я эту картину раньше не видела и решила восполнить пробел. И мне она не очень понравилась, и вряд ли я ее буду пересматривать. И вообще я ждала, скоро ли все это кончится - а в хороших и любимых фильмах всегда жалко, что скоро конец.

Кстати, одно правило у меня работает железно. Когда я слышу про какую-то старую картину, и она не входит в число моих любимых, то процентов 99, что она мне уже не понравится.

Если старая картина не стала моей любимой с давних пор, то что-нибудь с ней не так - или в целом или для меня лично. Скорей всего, я ее даже и смотрела в каком-нибудь розовом девичестве, но она ничем не зацепила.

Потому что все мои любимые фильмы являются для меня таковыми с очень давних пор. Как, например, " Вам и не снилось " или " Самая обаятельная и привлекательная ", не говоря уж о " Девчатах " или " Москва слезам не верит ".

Но вернемся к "Дневному поезду". Это мелодрама про двух одиноких и уже немолодых людей, которых решили познакомить их мамы. Классика жанра - один из них москвич, а другая - ленинградка.

Это противостояние и в то же время тесная связь москвичей и ленинградцев-петербуржцев существуют уже несколько веков, и, конечно, были отображены в русской классике - начиная от "Анны Карениной" и заканчивая "Иронией судьбы".

Москвич Игорь (Валентин Гафт) прибывает в Ленинград на смотрины, общается с питерской интеллигентной красавицей Верой (Терехова), с ее и своими друзьями. И это, в общем-то, и весь сюжет.

И у меня сложилось очень двойственное впечатление от этой картины. С одной стороны там совершенно потрясающий Питер 70-х годов. Сейчас на все это смотришь как на энциклопедию утраченного городского ландшафта и быта.

Кафе-стекляшки, старые автобусы, тележки с пирожками-мороженым на улице, одежда, посуда, интерьеры, улицы без машин даже в центре - все это уже стало историей.

И весь ленинградский быт 70-х годов передан совершенно точно. Например, кухня Веры и ее мамы. Все очень по-питерски (даже ванна на кухне - такое часто встречается в старом фонде).

У моей свекрови-ленинградки было все такое же - посуда, банки под крупы и специи в белый горошек и даже красная латка , о которой я писала недавно.

У Веры и ее мамы знаменитый сервиз с золотой каемкой от ЛФЗ, который был чуть ли не в каждой питерской семье. И хрустальные графины и фужеры, вызывающие у меня прямо приступ ностальгии (у моих родителей были такие же).

И есть в семье и праздничные и расхожие чайные сервизы. (Ну простите мне эти мелкие детали, просто я люблю фарфор и красивую сервировку. :))

И даже забавная деталь - подшивка дореволюционной "Нивы" в ленинградском интеллигентном доме (совсем как у Васисуалия Лоханкина, который читал ее, неизменно выбирая из своей "сокровищницы мыслей". :))

В фильме очень достоверны и персонажи - это настоящая питерская интеллигенция 70-х годов, где все читают стихи, бегают с премьеры на премьеру по театрам, и у всех годовой абонемент в филармонию. (И они реально так и жили, у меня много знакомых пожилых ленинградцев именно такого типа).

И при этом с тем же успехом они сидели и по кафешкам, а также постоянно устраивали застолья с друзьями.

Кстати, в этом фильме играет Виктор Борцов (сидит спиной на фото выше), в котором совершенно не узнать будущего Савву Игнатьича из "Покровских ворот".

И он тоже типичный ленинградский итээровец, у которого классическая питерская жена - бывшая поэтесса, променявшая стихи на быт и детей. То есть в фильме - самый настоящий Ленинград, его дух, его плоть. И эта картина сохранила для истории весь этот дух.

Но с другой стороны - все остальное в фильме мне вообще не понравилось. Я человек простой, почти деревенский, приехала в Питер из провинции.

И хотя живу здесь уже 27 лет, эти питерские интеллигентские рефлексии меня подбешивают - как в реальности, так и в кино.

Вот ходят герои весь фильм туда-сюда. Стихи читают, эстетски изящно едят, пьют свои чаи и рефлексируют, рефлексируют и рефлексируют.

У нас в провинции все по-простому. Человек тебе или нравится или не нравится. И ты это даешь ему понять так или иначе (действенных методов для этого много - как для мужчин, так и для женщин).

А тут главные герои все говорят, говорят и говорят, и у них все уходит в слова.

Во-вторых, бесит, что им уже за 40 - а они оба инфантильные дети, живут с мамочками и делают то, что они им скажут. Оба, судя по всему, не имеют понятия, как устроить быт, и живут на всем готовом.

И оба какие-то невнятные. И герой Гафта - вроде орел, бывший крутой капитан волейбольной команды, но ныне какая-то сопля.

Кстати, в этом кино мельком промелькнул один момент, который очень типичен для такой бессмысленной и чисто прикладной интеллигенции, которая вообще не знает реальной жизни.

Герой Гафта хочет позвонить из телефона-автомата, но он не работает, и говорит с презрением что-то вроде: "Когда у нас будет что-то работать?". Классика жанра - именно такие люди всегда недовольны властью и страной - и в то время и сейчас. И именно они мечтали и СССР развалить и сейчас таскаются на митинги с плакатиками в стиле "Доколе?" и т.п.

Или героиня Тереховой. Вроде молодая здоровая баба, но ее пожилая мать бегает и покупает ей ткань для платья, заказывает это платье у портнихи -заметьте, мама заказывает и бегает, а не дочь.

Мама до кучи еще перепечатывает ночами опусы другого типичного питерского персонажа - нудного графомана. И тратит она заработанные деньги на свою великовозрастную дочь, которая плывет куда-то по течению между посиделками с подружками и беготней по филармониям. А потом приходит домой, ест то, что приготовила мама, и заваливается на тахту с книжечкой или "Роман-газетой".

И она вообще не пытается как-то устроить свою жизнь, не старается облегчить жизнь своей матери, у которой живет на всем готовом, а, наоборот, еще буквально жалуется, что мать ее за хлебушком гоняет. Короче, еще одна баба-дура из советского кино.

Вот реально - это все бесит. И рефлексии ни о чем, и самолюбование, и сидение на чужой шее, и неумение осознать свои проблемы и пытаться хоть что-то сделать для их решения.

Я и сейчас таких людей знаю. У них насыщенная жизнь, они бегают с премьеры на премьеру, зависают в кафешечках. Но при этом ничего толкового не производят и страдают от неустроенной личной жизни. И некоторые это все еще действительно делают за чужой счет, ибо какая-нибудь мама-пенсионерка им подкидывает деньжат до зарплаты и готовит завтраки-обеды и ужины.

Несколько раз меня сводила судьба вот с такими рефлексирующими московско-питерскими интеллигентами и мужского и женского пола. И не получалось с ними ни дружбы, ни любви.

Они очень начитаны, образованны, напичканы цитатами из классиков, запросто тебе расскажут разницу между Моне и Мане, а Достоевский у них зачитан до дыр.

Но при этом общаешься с ними и ловишь пустоту - они напрочь лишены какого-то жизненного стержня, у них только бессмысленные рефлексии, они вещи в себе.

Я не про всю интеллигенцию сейчас говорю, а именно о таких людях, которые реально бессмысленно варятся в самих себе и свои знаниях и страданиях, не производя ничего полезного и конкретного.

Тут дальше я накатала огромную простыню на тему рефлексирующих бессмысленных интеллигентов, но решила ее выложить отдельной заметкой, а то слишком длинно получается. :)

В общем, двойственное ощущение у меня после этого фильма. Все красиво, но совершенно бессмысленно и непонятно.

Непонятно даже то, чем все закончилось, а я очень не люблю открытые финалы. Это тоже такое свойство рефлексирующей киноинтеллигенции - сделать так, чтобы зрители голову ломали, а не сказать четко и понятно, чем дело кончилось, чем сердце успокоилось. :)

Так что этот фильм для меня не из тех, что я буду смотреть и пересматривать.

Интересно, есть еще люди, которые думают точно так же, как я? :)

Напомню, что также я рассказывала про еще один фильм с Маргаритой Тереховой: " Собака на сене" - любимые песни и их авторы. И вопрос - кто же был отцом Теодоро?

А что там не понять? Фильм о неустроенных людях : он - вечный философ - интеллектуал, без родного человека, она - старая дева в поисках того - не знаю кого . Встретились - и разошлись, как в море корабли . Мне интересен и сам фильм и сама эпоха : ведь, на дворе 1976 год . А таких женщин не перевариваю : с ними даже секс скучен . И пообщаться - то не о чем с ней, ведь, она спит, разговаривая с тобой, как старушка - Британия : ПОГРУЖЕНА В СЕБЯ И ТИХО ДРЕМЛЕТ .

Но он ей, я так понимаю, не понравился. Когда он уезжает, там музыка еще такая тоскливая.. Сразу представляешь, что творится в душе героини: ей навязывают этого тоскливого мужчину, который совершенно не является ее мечтой, мама ее пилит, и одной оставаться грустно, и за него замуж не хочется, тоска. Да? ))

Хлопушка Любятова Мастер (1522) У меня нет однозначного ответа .. Вот вам показался он "Тоскливым", мужчинам показалось " тоскливой " она . Ей не навяжешь, не послушает .. Мне думается, что у нее есть, есть и женское кокетство ( Высшей пробы) . есть и недовольство и высокие требования к своей внешности .. Она тоже ждет от него первого шага, так было всегда, только сейчас стали " Женить " на себе ,.она другая . с одной стороны традиционная, с другой . Новые веяния . Помните, сказали " Что в СССР секса не было " . да ..была любовь .. все о ней мечтали, девушки, по крайней мере ..А где мог быть секс . В гостиницах (паспорта, только семейным) . Домой к маме привести. В общежитии??

Ничего она не дремлет . Ходит на работу, причем делает ее на "Отлично",заботится о фигуре (зарядка, качает пресс) ,интеллигентная. " С ними даже секс скучен"))) смешно слышать . В том понимании, что трудно представить ее в вульгарных сетчатых чулках . и в фартуке с огромными сиськами. Ей самой это скучно . И вы ей будете скучны, потому что даже объяснить не сможете, чего хотите, вашего, извините словарного запаса не хватит, а ложь и игру ..она тут же поймет. Ваш незаинтересованный взгляд на эту женщину ..ничего в ней не разбудит ..Потому что ее точка в голове . а не там, где вы ищите . и герой-то это понимает в отличие от вас, у него самого куча проблем . Но ..они удивительно, на мой взгляд подходят друг другу . И он, думаю вернется! понравилась !

Конечно не перевариваете, таких женщин в постель уложить сложно, нужно быть интересным и состояться в жизни)

Замечательный фильм об одиночестве, о человеческих отношениях, о дружбе, о зависти, одним словом, о жизни и проблемах интеллигентных, взрослых, умных, самодостаточных людей, которым вроде как надо создать семью, так как не принято быть одиноким, но нужна ли им самим эта семья. Они уже привыкли к своему образу жизни, и нет никакого желания меняться ради кого-то.

Две старые подруги (в прошлом — театральные актрисы) , давно живущие в разных городах (в Москве и Ленинграде) , пытаются устроить личную жизнь своих уже взрослых интеллигентных детей.
И дневной поезд привозит жителя столицы в Северную Пальмиру. Чаепития, прогулки, вечеринки — вроде всё идёт как надо. Он старательно ухаживает, она непринуждённо улыбается. Но сближения нет. В долгих телемонологах выясняется, что ей хочется видеть рядом с собой талантливого мужчину, ему — рациональную женщину. И первое же разногласие вынуждает Гафта покупать билет на дневной поезд. В обратном направлении.

Фильм очень нравится, это моя эпоха, мои герои .. Трудно представить, но были в советские времена женщины ..по Чернышевскому " Умри, но не давай поцелуя без любви"".. В последний раз смотрела фильм недавно и удивилась, растащила на цитаты .. Например, после посещения семьи друзей юности, на слова героини " Хорошие у вас друзья" , Гафт по тем временам вроде в шутку, а по нонешним вполне получается всерьез замечает героине : " После 40 лет порядочные люди уже не имеют друзей" .. Для главной героини, не раскрытой с женской стороны, очень интеллигентной, начитанной, серьезной, трудно найти пару, слишком завышены требования .. Но рожать от случайного встречного (хотя ей все время говорит об этом мать) она не будет .. Она, повторяю, самостоятельная, независимая . но хочет по-любви .. Есть примеры подруг ..Ей же даже мысль о том, что мама и ее подруга хотят их свести ( по нонешним беспринципным временам, полно передач, типа "Давай поженимся""..там на всю страну разложат тебя по-косточкам . и прямо скажут по твоему состоянию, чего ты нажил и на что рассчитываешь (((( По этим параметрам . у кого жить будете. Так все просто . МАмы-подруги, молодым на выбор -хочешь Москва, хочешь Питер ))) А тут ..так непонятно . А все потому, что ум мешает . Были бы глупые дураки, нарожали бы детей еще в 20 л ..и делили бы сейчас свои квартиры . на первом канале .. Вот это -понятное кино!"!!


Дневной поезд: "невольно думается, что в жизни куда больше людей сдавшихся, переставших или не пытавшихся бороться, чем людей побеждённых. " Шикарный фильм 1976 года с Тереховой и Гафтом.

Фильм №2. Дневной поезд. мать и дочь ("папа умер пятнадцать лет назад") - ленинградцы. Интеллигенция, живут как и все, точнее, как большинство: не шикуют, сводят концы с концами. Мать (63 года) по ночам подрабатывает печатая на машинке (до налога на самозанятых ещё, слава Богу, не додумались), и очень переживает, что дочь до сих пор не замужем.

Я замечаю, что вы вообще не можете жить с мыслью, что ваша дочь не пристроена. Разве есть в этом что-то оскорбляющее материнское достоинство?


и пытается всё время с кем-то её познакомить.

К нам едет Бельмондо, моя старая любовь.

Так когда прибудет твой высокий гость?

Как я уже сказал, герои фильма - ленинградская интеллигенция (и московская тоже). Обедают под музыку (классическую, в крайнем случае, советскую эстраду). Направляясь в гости всем членам семьи покупают виниловые пластинки, ходят в музеи и на концерты.

- Ты не забыла про завтрашний абонемент в филармонию, ведь пропадёт вечер органной музыки.

- Ну не сама же органная музыка.

А как говорят. Все эти "высокЫй", "встряхЫвать", "это ты, дружочек?"

И зима какая-то особенная, тоже как будто из 70-х, под великолепную музыку Алексея Рыбникова.



Едва выйдя из-за стола, они начинают решать психологические тесты. Я немного застал это время, но конечно сейчас кажется, что эти люди с другой планеты. А потом они играют в слова. То есть загадывают длинное слово, а из него составляют короткие - кто больше. И так увлечённо это делают.


За основу они взяли слово "аутентичный". Надо же, это слово было уже тогда, странно, что я его не помню.

аутентичный - достоверный, близкий к первоисточнику.

И совершенно спокойно говорят "секс", правда, тоже применительно к тестам, а мне казалось, что это слово стало широко употребляться только в 80-х.

- Вот вы говорили Бруни, Монферран, а как всё это связать с современностью?

- Ну возьмите хотя бы роспись Бруни в соборе, "Потоп" помните? Сгущается тьма, на её фоне скала, цепляясь за которую пытается спастись несколько человек. Как неодинаковы они перед лицом катастрофы! Глядя на эту картину невольно думается, что в жизни куда больше людей сдавшихся, переставших или не пытавшихся бороться, чем людей побеждённых.

- Словно кому-то я всю жизнь должен доказывать, что имел право родиться, достоин жить в этом прекрасном мире. А я и без того знаю, что достоин.

- Ну это хорошо, что вы всё знаете.


Разумеется, я рекомендую этот фильм, хотя, возможно, совсем молодому поколению будет непонятно и скучно.

Ну и не могу не сказать (прямо крик души), что Терехова совсем не похожа на "уродину", равно как и её героиня, и спать глядя на неё тоже совсем не хочется, скорее наоборот: такая живая мимика, интонации, речь, сарказм. попробуй тут усни!

Читайте также: