Основоположником австрийской школы представители которой развивали кардиналистскую теорию полезности

Обновлено: 02.07.2024

Фредерик Бастиа · Дэвид Бергланд · Каха Бендукидзе · Уолтер Блок · Гарри Браун · Томас Вудс · Стефан Кинселла · Ричард Кобден · Сэмюэль Конкин · Бруно Леони · Роуз Уайлдер Лэйн · Родерик Лонг · Тибор Махан · Венди МакЭлрой · Карл Менгер · Людвиг фон Мизес · Густав де Молинари · Альберт Джей Нок · Дэвид Нолан · Роберт Нозик · Рон Пол · Айн Рэнд · Леонард Рид · Шелдон Ричман · Лью Роквелл · Мюррей Ротбард · Ханс Сеннхольц · Лисандр Спунер · Джон Стоссел · Линда и Моррис Тэннехилл · Генри Дэвид Торо · Дэвид Фридман · Милтон Фридман · Фридрих Август фон Хайек · Генри Хэзлитт · Ханс-Херманн Хоппе · Стивен Хорвиц · Йозеф Шумпетер ·

Анархо-капитализм и минархизм
Либертарианские перспективы в области интеллектуальной собственности
Либертарианство и Объективизм
Либертарианское движение
Либертарианские политические партии: США, РФ, Канада
Либертарианская теория права


















Австрийская школа (также Венская школа, Психологическая школа) — теоретическое направление экономической науки в рамках маржинализма, подчеркивающее роль самоорганизующей силы рыночного ценового механизма. Основой данного подхода является утверждение, что сложность человеческого поведения и постоянное изменение характера рынков делает математическое моделирование в экономике исключительно сложным (если вообще возможным). В этой ситуации в сфере экономической политики главным становится принципы свободной экономики (Laissez-faire), экономический либерализм. Последователи австрийской школы выступают за защиту свободы договоров, заключаемых участниками рынка (экономическими агентами), и минимального стороннего вмешательства в сделки (в особенности со стороны государства).

Содержание

Основные теоретические положения австрийской школы

Особенности австрийской школы [1] :

  • отказ от использования математических методов исследований;
  • крайний субъективизм как характерная черта практически всех представителей школы;
  • акцент на изучение психологических особенностей поведения потребителей;
  • акцент на структуру капитала и временну́ю изменчивость последней при изучении макроэкономических проблем.

История развития австрийской школы

Австрийская школа получила свое название от происхождения ее основателей и ранних приверженцев, включая Карла Менгера (нем. Carl Menger ), Ойгена фон Бём-Баверка (нем. Eugen von Böhm-Bawerk ) и Людвига фон Мизеса (нем. Ludwig von Mises ). В число известных экономистов XX века, относимых к Австрийской школе, также входят Генри Хэзлитт (англ. Henry Stuart Hazlitt ), Мюррей Ротбард (англ. Murray Rothbard ), и нобелевский лауреат Фридрих фон Хайек (англ. Friedrich Hayek ).

Австрийская школа оставалась влиятельным направлением экономической мысли в первой половине XX века и какое-то время рассматривалась как неотъемлемая часть экономического мейнстрима. Ее вклад в развитие экономической мысли включает неоклассическую теорию стоимости (включая субъективную теорию стоимости (англ. subjective theory of value ), а также осмысление проблемы экономических вычислений (англ. Economic calculation problem ) и невозможности централизованного планирования в экономике. С середины XX века и до настоящего времени Австрийская школа стала рассматриваться как самостоятельное течение, обособленное от мейнстрима и вносящее незначительный вклад в последний.

Основные представители австрийской школы

Основные представители австрийской школы:

  • первое поколение — Карл Менгер (1840−1921) (основатель)
  • второе поколение — Ойген фон Бём-Баверк (1851−1914), Фридрих фон Визер (1851−1926), Ойген фон Филиппович фон Филиппсберг (1858−1917) [2] , Эмиль Закс (1845−1927);
  • третье поколение — Людвиг фон Мизес (1881−1973), Карл Шлезингер (1889−1938), Х. Майер (1879−1955), Рихард фон Штригль (1891−1942), Лео Илли (урожд. Зенфельд) (1888−1952), Бенджамин Андерсон (1886−1949), Фрэнк Феттер (1863−1949);
  • четвертое поколение — Фридрих фон Хайек (1899−1992), Оскар Моргенштерн (1902−1977), Фриц Махлуп (1902−1983), Пауль Розенштейн-Родан (1902−1985), Готфрид фон Хаберлер (1900−1995), Генри Хэзлитт (1894−1993), Фридрих Лутц (1901−1975), Феликс Кауфман (1895−1949), Альфред Шютц (1899−1959);
  • пятое поколение — Мюррей Ротбард (1926−1995), Израэль Кирцнер (род. 1930), Людвиг Лахманн (1906−1990), Джордж Шекл (G.L.S.Shackle) (1903−1992);
  • шестое поколение — Ганс-Герман Хоппе (род. 1949), Йорг Гвидо Хюльсман (род. 1966), Хесус Уэрта де Сото (род. 1956), Питер Бёттке (Peter Boettke, род. 1960), Крис Койне (Chris Coyne), Стивен Хорвиц (Steven Horwitz, род. 1964), Питер Лисон (Peter T. Leeson), Фредерик Сотэ́ (Frederic Sautet), Роджер Гаррисон (род. 1944) и др.

В какой-то степени связаны по своим взглядам, но не относятся полностью к учёным австрийской школы также известные экономисты Йозеф Шумпетер (1883−1950) [3] [4] [5] , Джон Бейтс Кларк (1847−1938) [6] и Макс Отте (1964- ).

Представители австрийской школы в России и странах СНГ

Современное развитие австрийской школы

В 1996 г. в США было организовано Общество по развитию Австрийской экономической школы (Society for the Development of Austrian Economics), насчитывающее ныне более 100 членов. Общество организует несколько секций на ежегодной конференции Южной экономической ассоциации (Southern Economic Association).

Материалы, посвященные современному развитию школы, публикуются в журналах The Review of Austrian Economics [24] (издательство Springer), Quarterly Journal of Austrian Economics [25] (институт Людвига фон Мизеса).

Интересные факты

Библиография

Основные труды экономистов австрийской школы

К.Менгер. Основания политической экономии. В кн.: Австрийская школа в политической экономии: К. Менгер, Е. Бём-Баверк, Ф. Визер: Пер. с нем. / Предисл., коммент., сост. В. С. Автономова. − М.: Экономика, 1992. − (Экон. наследие.) − ISBN 5-282-01471-8.

Читайте также: