Основоположником антропологической школы считается

Обновлено: 02.07.2024

Прежде чем перейти к изложению взглядов Ломброзо и его единомышленников, надо сказать, что эти взгляды не представляли собой чего-то абсолютно нового ни в антропологии, ни в уголовном праве. Так, еще в конце XVIII – начале XIX в. широкое распространение получила френология – теория австрийца Галля о происхождении психических свойств человека из строения его мозга, которое находит свое отражение в конфигурации черепа. Согласно Галлю существуют люди с дурной организацией мозга – преступники, которых можно выявить по строению их черепа. Галль предлагал уничтожать таких людей, изучив их череп и убедившись в том, что они представляют собой врожденных неисправимых преступников.

Ломброзо предложил еще одно объяснение преступности – эпилепсию. Все преступники были им объявлены больными эпилепсией в той или иной форме. Однако и это утверждение Ломброзо было опровергнуто криминалистами и врачами после довольно серьезного изучения данной гипотезы.

При огромном росте детской преступности в то время Ломброзо первым провел исследование этого вида преступности. Его позиция сводилась к тому, что моральные аномалии, которые создали бы применительно к взрослому преступность, проявляются у детей в гораздо больших размерах и с теми же признаками, особенно благодаря наследственным причинам. В этом отношении ничего не может сделать воспитание: оно дает детям, самое большее, внешний блеск, что является источником всех наших иллюзий. Оно не может изменить тех, кто родился с извращенными инстинктами.

Антропология, как и почти все научные дисциплины, имеет не одну преобладающую школу, а набор из нескольких из них.

Чтобы лучше их узнать, мы сделаем экскурсия по школам антропологии более репрезентативны, чтобы узнать, какие подходы они используют, и иметь возможность сравнивать их между собой, чтобы мы могли различать общие моменты, которые они поднимают, а также различия, характерные для каждого из них.

5 основных антропологических школ

Это были основные направления этой науки на протяжении всего ее исторического развития.

1. Первая из антропологических школ: эволюционизм.

Антропология - это наука, изучающая человека во всех его аспектах, особенно в культурном. В рамках этой задачи возникли исторически различные подходы, представленные основными антропологическими школами, каждая из которых предлагает способ проведения исследований людей и их различных культур.

Следует иметь в виду, что это относительно недавняя дисциплина, поскольку С последних десятилетий XIX века он считается независимой наукой, движимой идеями Чарльза Дарвина о естественном отборе видов.Поскольку эти принципы были экстраполированы на человеческие общества посредством так называемого социального дарвинизма, который также утверждает, что выживают только наиболее приспособленные группы.

Именно так возникла то, что мы можем считать одной из первых антропологических школ - школой эволюционизма. Высшим представителем этой школы является Герберт Спенсер, один из первых антропологов в истории. Спенсер был одним из величайших английских интеллектуалов XIX века. Он принял теорию эволюции, чтобы попытаться объяснить функционирование человеческих сообществ.

Однако, несмотря на использование теорий Дарвина, он также переплел их с теориями Жан-Батиста Ламарка, то есть с ламаркизмом, который защищал некоторые постулаты об эволюции в отличие от постулатов Чарльза Дарвина. В любом случае эволюционизм - одна из антропологических школ, для которых характерно отрицание креационизма и попытки предложить научное объяснение происхождения и модификации человеческих обществ и культур.

Другим выдающимся представителем этой антропологической школы был Эдвард Бернетт Тайлор., Британский антрополог, заложивший основы этой дисциплины. Тайлор разработал культурную антропологию и сравнительные методы, будучи первым, кто провел полевые исследования, то есть на местах, количественно, чтобы сделать выводы на этнологическом уровне.

Льюис Генри Морган был еще одним из авторов-эволюционистов и, следовательно, представителем первой из антропологических школ. В данном случае Морган сосредоточил свои усилия на анализе систем родства. Он разработал шкалу для классификации степени социальной эволюции человеческих культур, которая варьировалась от дикарей с тремя разными степенями до варваров с тремя другими уровнями, пока, наконец, не достигла современных цивилизаций, какими мы их знаем.

2. Американская школа антропологии

Еще одна из основных антропологических школ - это так называемая американская школа, которая возникла после обретения Соединенными Штатами независимости с целью анализа поведения человеческих групп на этом континенте. Величайшим представителем этого течения был бы Франц Боас, американский писатель и один из величайших противников зарождающихся идей научного расизма того времени..

В рамках антропологических школ американская характеризуется глубоким изучением культуры и ее сравнением между разными группами людей для оценки контакта и передачи. Для этих авторов ключевым моментом был поиск как сходств, так и различий, поскольку только так можно было провести тщательный анализ культурных ареалов, а также их расширения и слияния с другими.

Важный вопрос, поднятый американской школой, - это вопрос о том, есть ли другие виды, которые, как люди, обладают культурой. Это направление известно как биологическая антропология. Для этого они устанавливают конкретное определение того, что такое культура, чтобы оттуда они могли исследовать, развивают ли другие животные, такие как, возможно, человекообразные обезьяны (орангутаны, гориллы, шимпанзе), поведение, которое можно было бы описать в рамках названной культуры.

Американцы также глубоко изучали использование языка с помощью лингвистической антропологии.. Это настолько важная часть культуры, что становится самостоятельным элементом. Форма и использование языка имеют жизненно важное значение для антропологов как средство познания культурной истории определенного народа. Они даже могут изучать свой образ мышления благодаря используемым языковым структурам.

Точно так же, благодаря этой антропологической школе, археологическим исследованиям стало придавать большее значение как одному из наиболее важных методов для антропологов как средству извлечения информации об изменениях, которые произошли в определенной культуре за долгие годы.

3. Диффузионистская антропологическая школа.

Третья из основных антропологических школ - диффузионизм, антропологическое течение, основанное на принципе культурной диффузии. Что это значит? Что все культуры передают свои черты своим близким, поэтому среди них постоянно происходит распространение. Таким образом, использование определенной техники или определенного объекта, даже если оно совпадает между различными культурами, должно исходить от одной из них или от более старой, которая больше не существует, но была в контакте.

Фактически, существует ветвь диффузионизма, известная как гипердиффузионизм, которая доводит эту теорию до крайности. Его защитники утверждали, что должна существовать единая изначальная культура, из которой возникли другие, посредством небольших изменений, которые в совокупности привели к возникновению целого ряда культур, столь разных, которые мы можем наблюдать сегодня в мире.

Фридрих Ратцель был одним из главных защитников диффузионизма.. Фактически, он является отцом антропогеографии или географии человечества, изучения движений человеческих обществ через различные регионы. Ратцель хотел с помощью диффузионизма положить конец эволюционным идеям антропологии, поскольку эволюционизм защищал одновременное развитие культур, в то время как диффузионизм выступал за постоянный обмен между ними.

Факт распространения определенного элемента из одной культуры в другую известен в антропологии как культурный заем. Это факт, который постоянно происходил в человеческих культурах, хотя очевидно, что некоторые из них были более открыты, чем другие, этому случаю, способствуя большему контакту с определенными культурами в ущерб другим в разное время в истории.

4. Французская социологическая школа.

В рамках антропологических школ мы также находим так называемую французскую социологическую школу. Этот поток Он представлен в основном Эмилем Дюркгеймом, основателем социологии как академической науки.. Основа этой школы состоит в том, что социальное явление нельзя изучать изолированно, а нужно анализировать в перспективе, принимая во внимание все элементы, связанные с ним.

Таким образом, французская социологическая школа защищает взаимосвязь между элементами культуры, которые необходимо изучать вместе, если мы хотим сделать обоснованные выводы, в противном случае у нас не было бы достаточной информации, чтобы иметь возможность поставить должным образом обоснованный диагноз.

Еще один из важнейших авторов этой антропологической школы - Марсель Мосс., которого многие считают отцом французской этнологии. Как и Дюркгейм, Маусс утверждает, что, как и в других науках, антропологические концепции нельзя изучать изолированно, поскольку им нужен контекст, который помогает исследователю найти точные причины, лежащие в основе каждой из них.

Поэтому эти авторы отвергают сравнение как антропологический метод анализа различных человеческих культур. По их мнению, каждый из них должен быть изучен, используя остальные элементы в качестве контекста.

5. Функционалистическая антропологическая школа.

Наконец, мы находим функционализм, замыкающий список важнейших антропологических школ. Наиболее важными авторами-функционалистами являются Бронислав Малиновский и Альфред Реджинальд Рэдклифф-Браун.

Это движение защищает важность каждой части культуры и той роли, которую она играет для общества., наконец, создавая универсальность, в которой каждый элемент имеет значение. Это ответ на постулаты диффузионизма, которые мы видели ранее.

Функционализм вводит понятие социальной структуры как ключевого элемента, поскольку каждой функции должна предшествовать структура, которая ее поддерживает. Следовательно, это должен быть один из элементов, который функционализм, одна из основных антропологических школ, отстаивает как принцип при проведении соответствующих исследований.

Патологическое пристрастие к азартным играм: симптомы, причины, последствия и лечение

Антропологическая теория была основана на философских идеях представителей вульгарного материализма, утверждавших, что решающее влияние на поведение личности оказывают естественно-биологические факторы, и отвергавших влияние социальной среды.

Последующие научные исследования полностью опровергли воззрения антропологов. Так, например, в 1918 г. английский юрист Торинг проверил исследования Ломброзо, сравнив большую группу заключенных со студентами Кембриджа, Оксфорда и Абердина, а также с военнослужащими и учителями колледжей. Оказалось, что никаких физических различий между ними и преступниками не существует. Подобные исследования с теми же результатами были проведены и другими учеными.

Следует отметить, что в России концепция Ломброзо практически не нашла сторонников.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

в социологии – одно из наиболее реакц. течений бурж. социологии 2-й пол. 19 и в 20 вв., разновидность расизма и социального дарвинизма. Ориентируясь на антропологию, сторонники А. ш. пытаются провести мысль о непосредственном влиянии анатомо-физиологич. особенностей людей на ход общественных процессов; в результате этого обществ. характеристики человека выводятся из биологич. признаков. Объявляя одних людей биологически полноценными, а других неполноценными, А. ш. приходит к выводу о "естественности" и вечности классового и нац. гнета, поддерживает колониализм. Виднейшими представителями А. ш. были франц. социологи-расисты Гобино и Лапуж [см. статьи последнего в защиту расизма в журнале парижского антропологического общества "L'Antropologie", а затем книги: "Социальные подборы" (G. V. de Lapouge, Les sélections sociales, 1896) и "Ариец, его социальная роль" ("L'aryen, son rôle social", 1899)]. Ложно истолковывая антропометрич. данные (длина тела, размер черепа, лица и т.д.), Лапуж разделяет людей на брахицефалов (короткоголовых) и долихоцефалов (длинноголовых) и делает "вывод", что первые самой природой предназначены быть рабами последних. Расой долихоцефалов Лапуж провозгласил арийцев, к-рые, по его уверению, в конце концов достигнут мировой гегемонии. В 1921 на т.н. Всемирном евгеническом конгрессе в США Лапуж призывал к усилению эксплуатации колониальных и зависимых народов. Другой представитель А. ш. Летурно "доказывал", что господств. аристократич. классы имеют более объёмный мозг, чем низшие классы (Ch. Letourneau, Science et matérialisme 1890). В Германии идеи А. ш. развивал Аммон, гл. социологич. работа к-рого "Общественный порядок и его естественные основы" (О. Ammon, Die Gesellschaftsordnung und ihre natürlichen Grundlagen, 1896) имела спец. Подзаголовок – "Социальная антропология". Аммон утверждал, что классовые образования "продолжают работу естественного отбора" (см. указ. соч., 3 Aufl., 1900, S. 61), требовал борьбы за "чистоту крови", выступал против "смешанных" браков. В Англии родств. идеи развивал расист Гальтон, "доказывавший" на основе чисто внешних биологич. признаков превосходство одних народов над другими. Гальтон был одним из основателей евгеники – бурж. теории об улучшении "человеч. породы". А. ш. пользуется особым распространением среди бурж. социологов, этнографов и антропологов США (Э. Хантингтон, Э. Хутон и др.). В книге Хутона "Почему люди ведут себя, как обезьяны и наоборот" (Е. Hooton, Why men behave like apes and vice verso?, 1947) вся история общества рассматривается как борьба рас, в к-рой побеждают расы с более совершенными антропологич. особенностями, уничтожая "неполноценные" народы (указ. соч., р. XVII). А. ш. не только извращает данные антропологии, но и без всякого основания переносит их на обществ. явления. Методологич. основы для критики этой школы содержатся в трудах классиков марксизма-ленинизма, посвященных историч. материализму, в особенности в работах Ф. Энгельса "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" (1876, изд. 1896) и В. И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм" (1908, изд. 1909, Соч., 4 изд., т. 14, гл, 6).

Лит.: Трофимова Т. А. и Чебоксаров Η. Η., Расы и расовая проблема в работах Маркса, Энгельса и Ленина, "Антропол. ж.", 1933, No 1–2; Наука о расах и расизм. [Сб. статей], М.–Л., 1938; Англо-американская этнография на службе империализма, [Сб. статей], М., 1951; Ковалевский М. М., Современные социологи, СПБ, 1905, гл. 8.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .

Полезное

Смотреть что такое "АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА" в других словарях:

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА — в культурологии сложилась в Великобритании в 1860 е гг. (Э. Тайлор, А. Ланг, Дж. Фрейзер, в России А. Н. Веселовский), объясняла сходство мифологии и фольклора разных народов тождественностью человеческой природы и единством первобытного мышления … Большой Энциклопедический словарь

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА — в культурологии, сложилась в Великобритании в 1860 е гг. (Э. Тайлор (см. ТАЙЛОР Эдуард Бернетт), А. Ланг, Дж. Фрейзер (см. ФРЕЙЗЕР Джеймс Джордж), в России А. Н. Веселовский (см. ВЕСЕЛОВСКИЙ Александр Николаевич)), объясняла сходство мифологии и… … Энциклопедический словарь

Антропологическая школа — (англ. anthropology doctrine) направление в науке уголовного права, основанное в 70 80 х гг. XIX в. в Италии судебным врачом и психиатром профессором Ч. Ломброзо (1835 1909 гг.). Главные принципы А.ш. (антропология наука о происхождении и… … Энциклопедия права

антропологическая школа — (син. антропосоциология) в социологии биологизаторское течение современной буржуазной социологии, фальсифицирующее данные антропологической науки и проводящее идеи о непосредственной связи социального положения отдельных людей и их групп с… … Большой медицинский словарь

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА — АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА, эволюционная школа, направление в европейской этнографии и фольклористике 2 й половины XIX в., главным образом в британской культурной антропологии (отсюда название). Сформировалась под влиянием эволюционного учения:… … Литературный энциклопедический словарь

Антропологическая школа — (англ. anthropology doctrine) направление в науке уголовного права, основанное в 70 80 х гг. XIX в. в Италии судебным врачом и психиатром профессором Ч. Ломброзо (1835 1909 гг.). Главные принципы А.ш. (антропология наука о происхождении и… … Большой юридический словарь

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА УГОЛОВНОГО ПРАВА — одно из направлений в науке уголовного права; возникла в 1870 х гг. в Италии. Основоположник итальянский врач психиатр Чезаре Ломброзо (1835 1909 гг.). Главный тезис А.ш.у.п. заключается в том, что преступность явление не социальное, а сугубо… … Юридический словарь

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА — одно из направлений в науке уголовного права, возникла в 70 х гг. XIX в. в Италии. Основоположником А.ш.п. является итальянский врач психиатр Чезаре Ломброзо (1835 1909 гг.), пытавшийся доказать, что преступность это явление биологического… … Юридическая энциклопедия

Антропологическая школа уголовного права — одно из направлений в буржуазной теории уголовного права. Возникла в 70 х гг. 19 в. Родоначальник профессор судебной медицины из Турина (Италия) Ч. Ломброзо (иногда это направление называлось ломброзианством); ближайшими его… … Большая советская энциклопедия

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА УГОЛОВНОГО ПРАВА — основа на итальянским врачом психиатром, профессором Чезаре Ломброзо (1835 1909) во второй половине XIX в. Основная посылка А.ш.у.п. заключается в том, что преступность явление не социальное, а сугубо биологическое, в силу чего преступника… … Энциклопедия юриста

Читайте также: