Основоположник советской школьной гигиены

Обновлено: 08.07.2024

Гигиена детей и подростков как самостоятельная наука и практическая отрасль здравоохранения получила развитие в СССР в результате социальных преобразований, рожденных Великой Октябрьской социалистической революцией.

Работа состоит из 1 файл

6срс.doc

Гигиена детей и подростков как самостоятельная наука и практическая отрасль здравоохранения получила развитие в СССР в результате социальных преобразований, рожденных Великой Октябрьской социалистической революцией.

Положения марксистско-ленинского учения об охране здоровья детей и подростков, программные документы Коммунистической партии и первые декреты Советского правительства создали методологические и организационные предпосылки для развития гигиены детей и подростков в новых социально-экономических условиях.

Развитие гигиены детей и подростков в советский период.

В первые же дни после победы Октября партия и правительство уделяли большое внимание вопросам охраны здоровья детей и подростков. Был издан ряд декретов и постановлений по охране материнства и младенчества и охране здоровья детей и подростков. Под руководством Н. А. Семашко и 3. П. Соловьева при активном участии В. М. Величкиной и Е. П. Радина были организованы отделы охраны здоровья детей и подростков в Наркомпросе и отделы охраны материнства и младенчества под руководством В. П. Лебедевой в Наркомздраве.

Первый народный комиссар здравоохранения Н. А. Семашко - виднейший организатор и теоретик советского здравоохранения, организатор и профессор кафедры социальной гигиены I Московского медицинского института - многое сделал для становления и развития школьной гигиены в первые годы Советской власти, особенно в организации медицинского обслуживания детского населения. Он руководил Детской комиссией ВЦИК, ставившей своей целью улучшение жизни детей, борьбу с детской беспризорностью и безнадзорностью как последствиями первой мировой и гражданской войн, интервенции и голода. Н. А. Семашко понимал школьную гигиену как комплексную медицинскую науку, тесно связанную с педагогикой и психологией, опирающуюся на знания возрастной физиологии и морфологии.

Первая школьно-санитарная организация была создана при Наркомпросе в 1918 г. В 1920 г. по предложению наркома здравоохранения Н. А. Семашко она была переведена в Наркомздрав.

Постепенно определилась линия развития школьно-санитарного дела в СССР. Это потребовало подготовки специальных кадров школьно-санитарных врачей. В курс социальной гигиены в 1922 г. были включены некоторые вопросы школьной гигиены, а в 1923 г. проф. А. В. Мольковым был прочитан первый курс лекций по школьной гигиене. В 1924 - 1926 гг. были созданы самостоятельные кафедры школьной гигиены на медицинских факультетах в I и II Московских и во II Ленинградском университетах, призванные осуществлять подготовку врачей по школьной гигиене.

Основоположником советской школьной гигиены является А В. Мольков. Он был организатором и руководителем кафедры школьной гигиены в I и II Московских медицинских институтах и в Институте усовершенствования врачей. А. В. Мольков определил содержание курса школьной гигиены. Он подчеркивал необходимость исходить из анатомо-физиологических особенностей детского организма и указывал на существенное влияние на ребенка окружающей его социальной среды.

В период социалистической индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства научные исследования были направлены на изучение физического развития детей и подростков, гигиеническое обоснование физического воспита-ния в советской школе, санитарное благоустройство школы, организацию системы медицинского обслуживания детского населения. Физическое развитие детей изучала группа исследователей, возглавляемая проф. А. В. Мольковым. Изучение данной проблемы имело важное государственное значение, ибо исследователями были доказаны на фактическом материале положительные сдвиги в физическом развитии детей в СССР по сравнению с дореволюционным временем. Большая заслуга в разрешении этой проблемы принадлежит ученику А. В. Молькова - профессору, доктору медицинских наук Л. А. Сыркину.

Большое внимание было уделено разработке проблемы физического и трудового воспитания детей. Этим занимались не только гигиенисты П. М. Ивановский, В. Е. Игнатьев, В. В. Гориневский, но также педиатры и педагоги А. А. Кисель, Н. Н. Крупская, А. С. Макаренко и др. Специально созданной Комиссией по физическому воспитанию при Государственном ученом совете Наркомпроса на основе проведенных научных исследований была разработана программа по физическому воспитанию школьников и утверждена I съездом по физическому воспитанию.

Начиная с 1936 г. в научных исследованиях гигиены детей и подростков значительное место занимают физиологические исследования, т. е. изучение реакций организма ребенка на влияние факторов окружающей среды. Большое внимание было уделено комплексному решению проблемы физического воспитания детей и санитарного благоустройства детских учреждений.

Разработку проблемы физического воспитания с постановкой исследований в условиях естественного, эксперимента возглавил П. М. Ивановский.

Применение метода естественно-гигиенического эксперимента ознаменовало начало нового этапа в развитии школьно-гигиенической науки, вставшей на путь физиолого-экспериментального направления. Кроме П. М. Ивановского, который гигиенически обосновал внутриквартальное размещение детских учреждений на территории города, многое в разработке проблемы санитарного благоустройства детских учреждений сделано А. Я. Гуткиным.

А. Я. Гуткин заведовал кафедрой школьной гигиены в Ленинградском санитарно-гигиеническом институте. Совместно с архитекторами он разработал проекты земельного участка и планировки детского сада и школы, которыми предусматривались все гигиенические условия здорового воспитания и обучения детей.

Начиная с 30-х годов результаты научных исследований по возрастной морфологии и физиологии (Штефко А. Г., Иванов-Смоленский А. Н., Бунак В. В., Струков А. И. и др.) использовались гигиенистами при определении методического подхода к постановке гигиенического эксперимента и при выборе физиологических методик исследования. Тесное содружество в стенах институтов охраны здоровья детей и подростков с клиницистами (педиатрами, инфекционистами, психоневрологами и др.), совместная работа в комиссиях Наркомпроса с педагогами, а также в проектных организациях с архитекторами и инженерами позволили школьным гигиенистам проводить комплексные иссле-дования и сравнительно бы-стро получить научно обоснованный материал по глав-ным направлениям теории и практики школьной гигиены.

В деле оздоровления подрастающего поколения страны важное место отводилось повышению санитарного просвещения среди детей. Работа в этом направлении была проведена в Центральном институте охраны здоровья детей и подростков, в Московском областном институте санитарной культуры и затем продолжена в Центральном институте санитарного просвещения.

Требовалось повышение знаний педагога в области школьной гигиены. В педагогических институтах стали организовываться кафедры школьной гигиены, была разработана программа преподавания предмета для учителей, и в 1934 г. выпущен первый учебник по школьной гигиене для педагогических вузов под редакцией С. Е. Советова, который на протяжении многих лет заведовал кафедрой школьной гигиены в Московском педагогическом институте.

Разрозненные исследования проводились по гигиене рабочего подростка, профессиональному отбору и влиянию профессиональных вредностей на здоровье учащихся ФЗУ, разработке медицинских противопоказаний к работе подростков на производстве. Наиболее эффективно исследования в этом направлении велись в отделе рабочего подростка Института гигиены труда и профессиональных заболеваний им. Обуха.

В 1935 г. в составе Государственной санитарной инспекции был учрежден школьно-санитарный отдел (первым школьно-санитарным инспектором была М. И. Корсунская), что внесло определенность в организацию медицинского обслуживания детского населения. До создания школьно-санитарной инспекции вопросами врачебно-санитарного обслуживания детских учреждений занимались врачи системы охраны здоровья детей и подростков. Школьно-санитарный надзор осуществлялся отделом общей санитарии. С организацией школьно-санитарной инспекции система медицинского обслуживания детей была разделена на систему лечебно-профилактической помощи детям и систему школьно-санитарного надзора за детскими учреждениями.

Сергей Михайлович Громбах (1909-1987) — доктор медицинских наук, профессор, выпускник I Московского медицинского института, один из организаторов НИИ гигиены детей и подростков АМН СССР, в котором он проработал более четверти века. Трудно назвать раздел современной гигиены детей и подростков, в котором бы профессор С.М. Громбах не сформулировал теоретические основы. Гигиенические принципы нормирования учебных и трудовых нагру­зок, факторов окружающей среды в детских и подростковых учрежде­ниях, готовность детей к школе, гигиеническая оптимизация учебных занятий, принципы комплексной оценки состояния здоровья детей — это далеко не полный перечень результатов экспериментальных раз­работок ученого. Им создана научная школа (подготовлено более 20 докторов и кандидатов медицинских наук), последователи которой продолжают и развивают его идеи.

Галина Николаевна Сердюковская (1921—2004) — доктор меди­цинских наук, профессор, действительный член РАМН, выпускни­ца I Московского медицинского института, один из организаторов НИИ гигиены детей и подростков АМН СССР[1] , в котором рабо­тала более 30 лет (свыше 25 лет директором). С именем академика Г.Н. Сердюковской связаны основные достижения современной гиги­ены детей и подростков как науки, а также практическое использова­ние достижений этой науки в отечественной образовательной системе. Исследования, проведенные под руководством Г.Н. Сердюковской, позволили научно обосновать физиолого-гигиенические принципы и подготовить санитарные нормы и правила, регламентирующие все многообразие деятельности и условий, в которых они осуществляют­ся подрастающим поколением.

Академик Г.Н. Сердюковская впервые обратила внимание на проблемы психического здоровья детей и подростков, провела ком­плексные исследования, позволившие установить количественную зависимость между состоянием здоровья детей и климато-экологи- ческими, социально-гигиеническими и внутришкольными факто­рами, выявить особенности формирования заболеваемости детей и подростков в последние 40 лет.

Мольков Альфред Владиславович Мольков Альфред Владиславович [28.10(9.11).1870, Иркутск, — май 1947, Москва], советский гигиенист, основоположник гигиены детей и подростков в СССР, заслуженынй деятель науки РСФСР (1934), профессор (1935). Член КПСС с 1919. В 1895 окончил медицинский факультет Московского университета, работал земским и санитарным врачом. Член правления Общества русских врачей в память Н. И. Пирогова , председатель комиссии по распространению гигиенических знаний этого общества (1901—19). Директор Музея социальной гигиены (1919—23), института социальной гигиены (1923—31). Организатор и заведующий первыми кафедрами школьной гигиены на медицинских факультетах 2-го МГУ (1924; с 1930 — 2-й Московский медицинский институт), 1-го МГУ (1926; с 1930 — 1-й Московский медицинский институт) и в Центральном институте усовершенствования врачей (1934). Автор первого советского учебника по школьной гигиене (1934), выдержавшего 5 изданий.

М. руководил первым социально-гигиеническим исследованием физического развития и состояния здоровья детского населения СССР, разработал гигиенические требования к планировке и строительству школ, детских садов и пионерских лагерей, режиму труда и отдыха детей, а также многие вопросы медицинского обслуживания и санитарного просвещения. Награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Полезное

Смотреть что такое "Мольков Альфред Владиславович" в других словарях:

МОЛЬКОВ Альфред Владиславович — (1870 1947) российский гигиенист, один из основоположников гигиены детей и подростков в России, заслуженный деятель науки России (1934), профессор. Руководил первым социально гигиеническим исследованием развития и состояния здоровья детей.… … Большой Энциклопедический словарь

Мольков Альфред Владиславович — (1870 1947), гигиенист, один из основоположников гигиены детей и подростков в России, заслуженный деятель науки России (1934), профессор. Руководил первым социально гигиеническим исследованием развития и состояния здоровья детей. Разработал… … Энциклопедический словарь

Мольков, Альфред Владиславович — [28 окт. (9 ноября) 1870 1947] сов. гигиенист. Засл. деят. науки РСФСР (1934). Чл. ВКП(б) с 1919. В 1896 окончил Моск. ун т и работал санитарным врачом Моск. земства. По инициативе М. и при его участии были организованы первые в СССР кафедры… … Большая биографическая энциклопедия

МОЛЬКОВ Альфред Владиславович — [28.10(9.11).1870, Иркутск, 20.5.1947, Москва], гигиенист. и организатор здравоохранения, один из основоположников гигиены детей и подростков в Рос. Федерации, проф. (1935). Окончил мед. ф т Моск. ун та (1895), св. 20 лет работал земским и сан.… … Российская педагогическая энциклопедия

Мольков, Альфред Владиславович — (1870 1947) гигиенист и организатор здравоохранения, один из основоположников гигиены детей и подростков в Рос. Федерации, профессор (1935). Св. 20 лет работал земским врачом. В 1919 31 директор Государственного института социальной гигиены… … Педагогический терминологический словарь

МОЛЬКОВ — Альфред Владиславович (род. в 1870 г.), социал гигиенист, профессор кафедры гигиены воспитания, член ВКП(б), По окончании Московского ун та в 1895 1896 г. работал в течение 7 лет врачом сан. бюро Московского губ. земства, а с 1903 по 1917 гг. сан … Большая медицинская энциклопедия

МОЛЬКОВ — Альфред Владиславович [28.10(9.11).1870, Иркутск, 20.5.1947, Москва], гигиенист и организатор здравоохранения, один из основоположников гигиены детей и подростков в Рос. Федерации, проф. (1935). Окончил мед. ф т Моск. ун та (1895), св. 20 лет… … Российская педагогическая энциклопедия

Мольков — Альфред Владиславович [28.10(9.11).1870, Иркутск, май 1947, Москва], советский гигиенист, основоположник гигиены детей и подростков в СССР, заслуженынй деятель науки РСФСР (1934), профессор (1935). Член КПСС с 1919. В 1895 окончил… … Большая советская энциклопедия

Сибирский медицинский университет — основан в 1930 как Томский медицинский институт на базе медицинского факультета Томского университета, с 1993 современное название. Готовит специалистов в области биохимии, биофизики, лечебного дела, педиатрии, фармации и сестринского дела.… … Энциклопедический словарь


Имя Федора Федоровича Эрисмана известно многим. Основоположник школьной гигиены, создатель знаменитой парты Эрисмана, выдающийся врач. Накануне начала учебного года нам захотелось рассказать вам побольше об этом человеке.

Федор Федорович Эрисман родился в 1842 году Швейцарии и получил медицинское образование в Цюрихском университете. По специальности он был офтальмологом. Неравнодушие, активная жизненная позиция и желание быть максимально полезным людям привели к тому, что его профессиональные и общественные интересы со временем распространились намного шире. В 1860-е годы, учась в Цюрихском университете, Эрисман знакомится с русскими студентами и, вдохновившись их передовыми идеями, принимает решение в 1869 году переехать в Россию, которая стала для него второй родиной.

В Петербурге Эрисман открывает частную практику и начинает заниматься глазными болезнями.

Вскоре ему предлагают провести оценку зрения учащихся петербургских гимназий. Была проделана огромная работа, 4358 учеников были тщательно обследованы. Итогом стал вывод о связи близорукости и нарушений осанки в подростковом возрасте с неправильной организацией рабочего места гимназистов.

Но он не ограничился констатацией проблем, а предложил способы их решения - профилактические меры, направленные на уменьшение зрительной нагрузки, коррекцию освещенности, рациональную организацию рабочего места.

Особое внимание уделялось школьной мебели. В то время в классах использовались не парты, а школьные столы и скамьи. Ф.Ф. Эрисман писал, что их конструкция не позволяет детям соблюдать правильную позу при учебе. Он предложил таблицу восьми последовательных типов школьных парт, устроенных в соответствии с гигиеническими требованиями. В соответствии с этими требованиями строго нормировались расстояние между скамьей и внутренним краем стола, высота внутреннего края стола над скамьей, высота скамьи, высота спинки.


Но на этом внимание Эрисмана к проблемам школы не иссякло. Он продолжает научную работу, посвященную гигиене учащихся.

Для решения этих проблем он предлагает целую систему мероприятий: ленточное остекление классов, воздушное отопление, изменения планировки школьных помещений, ограничение числа ежедневных уроков в младших классах, увеличение промежутков между уроками.

Коснулся он в своих трудах и вопросов школьного питания. Эрисман считал, что правильное питание – одна из основ здорового образа жизни, и указывал на необходимость предоставить каждому ребенку полноценную горячую еду во время его пребывания в школе.

Интересы Ф.Ф. Эрисмана, помимо перечисленных, касались профессиональной гигиены, социальной гигиены и санитарной статистики, эпидемиологии. Но вопросами школьной гигиены он занимался больше всего.

Эрисман обладал невероятно широким научным кругозором и во многих вопросах настолько опередил свое время, что его труды до сих пор изучают студенты-медики.

1. КАЗАХСКАЯ СПОРТА И ТУРИЗМА КАФЕДРА АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ

• Цель лекции: Изучить основные понятия
общей и школьной гигиены.
• План лекции: Предмет и задачи, методы
исследования гигиены. Гигиена детей и
подростков. Значение гигиены детей и
подростков.

4. Сосуд Гигеи — символ фармации

Предметом
гигиены
как
науки
является
изучение
процесса
взаимодействия
организма
с
различными факторами внешней
среды
(такое
определение
сочетается с понятием экология). В
связи
с
этим
гигиенические
мероприятия носят вероятностный,
преимущественно
популяционный
характер и удовлетворяют запросы
больших групп населения, а не
отдельного человека.

Основные задачи гигиены:
• исследование взаимодействия организма
человека с окружающей средой и влияние
на
него
различных
природных
и
социальных факторов;
• научное
обоснование
и
разработка
гигиенических
норм,
правил
и
мероприятий,
направленных
на
профилактику заболеваний;
• укрепление
здоровья,
продление
творческого долголетия.
Актуальнейшей задачей гигиены является
также оздоровление внешней среды и
охрана природы в целом.

Гигиена детей и подростков – это наука об охране
и
укрепления
здоровья
подрастающего
поколения.
Гигиена детей и подростков – медицинская наука,
изучающая влияние природных и социальных
факторов
на
растущий
организм,
его
взаимодействие с окружающей средой и
разрабатывающая на этой основе гигиенические
нормативы и требования, оздоровительные
мероприятия, направленные на укрепления
здоровья, совершенствование функциональных
возможностей и гармоническое развитие детей и
подростков.
До дифференциации гигиенических наук гигиена
детей и подростков была тесно связана с
развитием гигиены и педиатрии. Гигиена детей и
подростков
сравнительно
молодая
профилактическая дисциплина.

Развитию
гигиены
детей
и
подростков
способствовали научные труды А.П. Доброславина
и Ф.Ф. Эрисмана, а также их учеников и
последователей.
Ф.Ф. Эрисман (1842-1915), который по праву считается
основоположником школьной гигиены, указывал,
что школьная гигиена по существу представляет
собой лишь часть целой отрасли гигиенической
науки, которую он предлагал именовать гигиеной
воспитания.
Он разработал и обосновал целый ряд мероприятий
по
профилактике
близорукости
учащихся:
гигиенические требования к освещенности класса,
размеры и конструкции школьных столов и
скамеек, в частности он предложил конструкцию
парты
(парта
Эрисмана).
Ученый высказал
соображения о профилактике переутомления
учащихся,
о
гигиенических
требованиях
к
расписанию и т.п.

13. Фёдор Фёдорович Эрисман (1842-1915) — русско-швейцарский врач-гигиенист; создатель основополагающих принципов общественной гигиены и социаль

Фёдор Фёдорович Эрисман (1842-1915) — русско-швейцарский врачгигиенист; создатель основополагающих принципов общественной
гигиены и социально-гигиенического направления медицины, пионер
гигиены в России.

14. Различные конструкции парты Эрисмана

16. Мольков Альфред Владиславович (1870-1947) - советский гигиенист, основоположник гигиены детей и подростков в СССР, заслуженный деятель науки Р

Мольков Альфред Владиславович (1870-1947) - советский гигиенист,
основоположник гигиены детей и подростков в СССР, заслуженный
деятель науки РСФСР (1934), профессор (1935). Награжден орденом
Трудового Красного Знамени.

Выделение гигиены детей и подростков в
самостоятельную
профильную
гигиеническую дисциплину обусловлено
тем, что дети и подростки составляют
особый
контингент
населения:
они
находятся в своеобразных условиях
воспитания и обучения, не совпадающих с
условиями
профессиональной
и
общественной
жизни
взрослых.
Объектом изучения этой дисциплины
является
здоровье
детских
и
подростковых коллективов, длительное
время находящихся в своеобразных
условиях окружающей среды.

Здоровье,
работоспособность
и
продолжительность жизни взрослого населения
в
значительной
степени
определяются
здоровьем детей и подростков. В условиях НТП к
организму человеку предъявляются высокие
требования, связанные не только с уровнем
профессиональной его подготовленности, но и
уровнем
физического
развития,
работоспособности и состояния здоровья. Порой
от человека требуется быстрая выработка
приспособительных
механизмов
к
часто
меняющимся условиям труда и быта. Гигиена
детей и подростков есть такая наука, которая в
ряду с другими науками должна решать вопросы
адаптации к меняющимся условиям в период
роста и развития организма.

Гигиена детей и подростков изучает:
• условия среды обитания и деятельности детей и
подростков,
• влияние факторов среды на их здоровье,
• функциональное состояние растущего организма в
разные возрастные периоды;
• разрабатывает научные основы и практические меры.
Основными разделами гигиены детей и подростков
являются
– Школьная гигиена
– Гигиена молодежи
– Специальные разделы гигиены детей и подростков
с дефектами физического и психического развития
(слабослышащие и глухие, слабовидящие и слепые;
дети,
страдающие
церебральным
параличом,
аутизмом, синдромом Дауна …)

Основные проблемы гигиены детей и подростков:
• Рост и развитие детского организма. Здоровье
подрастающего поколения. Разработка этой проблемы
позволяет установить общие закономерности роста и
развития в зависимости от пола, возраста
и ряда
биологических и социальных факторов, выявить влияние
различных условий жизни на физическое развитие и
состояние
здоровья,
провести
анализ
причин
заболеваемости в разных возрастных группах
и
разработать мероприятия, направленные на улучшение
здоровья детского и подросткового населения. Проблема
морфофункциональной зрелости растущего организма
является также предметом изучения гигиены детей и
подростков.
Изучение здоровья в широком его понимании в гигиене
детей и подростков имеет определяющее значение. Знание
уровня здоровья подрастающего поколения позволяет
контролировать
эффективность
гигиенических
и
оздоровительных мероприятий, а также, устанавливая
изменения в уровне здоровья, определять направление
дальнейших гигиенических исследований.

• Гигиена деятельности детей и подростков. В эту
проблему включены: изучение и разработка гигиенических
основ различных видов деятельности (учебной и трудовой
деятельности в различных типах детских учреждений,
физического воспитания, производственного обучения,
отдыха и т.д.); изучение проблем, связанных с сохранением
и улучшением работоспособности детей и профилактикой
переутомления, разработка режима дня для детей всех
возрастов
(ясельного,
дошкольного,
школьного
и
подросткового), режима учебных и производственных
занятий для учащихся учебных заведений различного
профиля, а также ряд других вопросов гигиены обучения и
воспитания – изучение влияния различных средств и форм
физического воспитания на функциональное состояние,
физическое развитие и состояние здоровья детей и
подростков, обоснование режима дня детей, занимающихся
разными видами спорта, установление эффективных форм
врачебного контроля, предупреждение спортивных травм.

• Гигиена внешней среды. Эта проблема
включает
вопросы,
связанные
с
разработкой
гигиенических
основ
проектирования
и
строительства
различных типов детских и подростковых
учреждений, с воздушно-тепловым и
световым режимами детских учреждений,
с
размещением
их
на
территории
населенных пунктов, а также вопросы,
относящиеся к санитарно-техническим
сооружениям,
учебному
и
производственному
оборудованию,
детскому
инструментарию,
учебным
пособиям, игрушкам и предметам детского
обихода.

• Гигиена
питания
детей
и
подростков. Изучается роль питания
как источника нормального развития
и здоровья растущего организма, а
также разрабатываются режимы и
условия питания детей и подростков
в различных типах учреждений,
нормы
пищевых
рационов
и
организация школьного питания,
питания в период СХ работ, во время
экскурсий и туристических походов,
в
условиях
производственной
работы.

• Медицинское обеспечение детского
и
подросткового
населения.
Проводятся изучение и научная
разработка
принципов
медикосанитарного
обслуживания,
организация оздоровительных и
противоэпидемических мероприятий,
а
также
изучаются
вопросы
гигиенического воспитания.

Основные методы гигиены детей и подростков:
• Метод гигиенического наблюдения.
• Метод
естественного
гигиенического
эксперимента.
• Метод лабораторного эксперимента.
• Санитарно-статический метод.
При применении каждого из перечисленных
методов
в
зависимости
от
конкретно
поставленной задачи исследования широко
используются различные методики (физические,
химические, физиологические, биохимические,
клинические,
математические
и
др.),
позволяющие оценивать как факторы внешней
среды, так и реакции организма.

Связи гигиены детей и подростков с другими
науками:
• Медицинские науки (например, эпидемиология,
педиатрия,
офтальмология,
неврология,
психиатрия, отоларингология).
• Биологическими
дисциплинами
(например,
возрастная морфология, физиология).
• Техническими науками (например, архитектура,
санитарная техника, химия).
• Педагогическими наука (педагогикой, методиками
преподавания
отдельных
предметов,
преддошкольной
педагогикой,
дошкольной
педагогикой,
специальной
педагогикой
и
психологией).
• Гигиена труда, коммунальная гигиена, гигиена
питания.

Школьная гигиена охватывает все стороны жизни детей,
подростков и молодёжи в отношении охраны и укрепления
их здоровья и воспитания физически здорового,
всесторонне развитого подрастающего поколения. Отсюда
вытекает её разносторонняя связь с другими науками.
Сохранение и улучшение здоровья школьников во многом
зависит
от
педагога,
от
его
знаний
анатомофизиологических
особенностей
детского
организма,
гигиенических рекомендаций, комплекса оздоровительных
мероприятий, нормативов, умения применять их в своей
повседневной
педагогической
деятельности
и
убежденности в необходимости их проведения.
Государство проявляет особое внимание и заботу о
совершенствовании
и
всестороннем
гармоническом
развитии подрастающего поколения. Современные задачи
и перспективы охраны здоровья детей и подростков
определены основными направлениями экономического и
социального развития Казахстана на период до 2030 года.

Читайте также: