Осмысление мира природы античными мыслителями натурфилософские школы демокрит

Обновлено: 05.07.2024

Основная проблема греческой философии - проблема диалектики, т.е. выяснение соотношения материального и идеального. Или проблема уяснения того, как из хаоса, из некого набора первичных элементов, на которые все распадается, из которых все состоит, образуется упорядоченный, гармоничный космос.
Разные мыслители делали различные акценты при ответе на основной вопрос философии (что первично, что определяет другое - дух или материя?).

Содержание
Прикрепленные файлы: 1 файл

Античная философия- общая характеристика.doc

Введение

Философия – одна из древнейших наук мира. Античная (от лат. "antuquus" - давний, старый, древний) философия - это та философская мысль, которая возникла и развивалась в государствах Средиземного моря - в рамках Греции и Римской империи - с конца 7 столетия до нашей эры до 6 столетия нашей эры.

В истории античной философии можно выделить несколько периодов ее развития: (1) досократики, или Ранняя натурфилософия; (2) классический период (софисты, Сократ, Платон, Аристотель); (3) эллинистическая философия; (4) эклектизм рубежа тысячелетий; (5) неоплатонизм.

Античная философия возникла и сформировалась сначала в Древней Греции, которая на заре человеческой истории появилась еще в начале второго тысячелетия до нашей эры - в эпоху бронзового века. За полутора тысячи лет Греция прошла огромный исторический путь: от варварства - до цивилизации, от родоплеменных объединения - до государственного устройства всего греческого народа, и уже в 8 столетии до нашей эры стала наиболее развитым и передовым - и в политическом, и в экономическом, и в культурном отношениях - государством того времени.

Основная проблема греческой философии - проблема диалектики, т.е. выяснение соотношения материального и идеального. Или проблема уяснения того, как из хаоса, из некого набора первичных элементов, на которые все распадается, из которых все состоит, образуется упорядоченный, гармоничный космос.

Разные мыслители делали различные акценты при ответе на основной вопрос философии (что первично, что определяет другое - дух или материя?).

В Древней Греции положено начало - и сразу же в совершенной, классической форме - таким типам философских школ, как материализм и идеализм.

1. Натурфилософский период в античной философии. Проблема первоначала

Направленность их интересов определялась и первую очередь характером мифологии, традиционных языческих верований и культов. А греческая мифология была религией природы, и одним из важнейших вопросов и ней был вопрос о происхождении мира. Но между мифологией и философией было существенное различие. Миф повествовал о том, кто родил все сущее, а философия спрашивала, из чего оно произошло.

Ранние мыслители ищут некоторое первоначало, из которого все произошло. У Фалеса это — вода, у Анаксимена — воздух, у Гераклита (ок. 544—483 годы до н. э.) — огонь. Само же первоначало представляло собой не просто вещество, как его понимает современная физика или химия, в нечто такое, из чего возникает живая природа и все населяющие ее одушевленные существа. Поэтому вода или огонь здесь - это своего рода метафоры, они имеют и прямое, и переносное, символическое значение.

Для ранних натурфилософов характерна особого рода стихийная диалектика мышления. Они рассматривают космос как непрерывно изменяющееся целое, в котором неизменное самотождественное первоначало предстает в различных формах, испытывая всевозможные превращения. Особенно ярко представлена диалектика у Гераклита, согласно которому все сущее надо мыслить как подвижное единство и борьбу противоположностей; не случайно Гераклит считал первоначалом огонь: огненная стихия - самая динамичная и подвижная среди элементов космоса. Однако диалектика натурфилософов, как и все их мышление, еще не свободна от образно-метафорической формы, в ней логическая обработка понятий еще не заняла сколько-нибудь заметного места.

2. Проблема бытия: материалистическая и идеалистическая трактовка

В понятии бытия, как его осмыслили элеаты, содержится три момента: 1) бытие есть, а небытия нет: 2) бытие едино, неделимо; 3) бытие познаваемо, а небытие непознаваемо: его нет для разума, а значит, оно не существует.

Таким образом, нематериальные сверхчувственные идеи, coгласно Платону, составляют сущность чувственного добра, данного нам в опыте. Вещи, пo словам Платона, причастны идеям, и только в силу этой причастности они существуют.

3. Проблема нравственных оснований человеческого бытия: софисты и Сократ

Человек и сознание — вот тема, которая входит в греческую философию вместе с софистами (софисты — учителя мудрости). Наиболее известными среди них были Протагор (490—420 годы до н. э.) и Горгий (ок. 480—ок. 380 годы до н. э.).

Эти философы углубляют критическое отношение ко всему, что для человека выступает как непосредственно данное, как предмет подражания или веры. Они требуют проверки на прочность всякого утверждения, бессознательно приобретенного убеждения, некритически принятого мнения. Софистика воевала против всего того, что жило в сознании людей без удостоверения его законности 1 . Софисты выступили с критикой оснований старой цивилизации. Они видели порок этих оснований — нравов, обычаев, устоев в их непосредственности, которая составляет неотъемлемый элемент традиции. Отныне право на существование получало только такое содержание сознания, которое было допущено самим этим сознанием, то есть обосновано, доказано им. Тем самым индивид становился судьей над всем тем, что раньше индивидуального суда не допускало.

Исходный интерес софистов к обществу, к человеку нашел свое отражение в положении Протагора: "Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют". То, что доставляет человеку удовольствие, хорошо, а то, что причиняет страдания, плохо. Критерием оценки хорошего и дурного становятся здесь чувственные склонности отдельного индивида.

Если бы не было слов после двоеточия и предложение ограничивалось утверждением, что "человек есть мера всех вещей", то мы бы имели дело с принципом гуманизма: человек в своих действиях исходит из своих интересов. Но Протагор настаивает на большем: человек оказывается даже мерой самого существования вещей. Речь идет об относительности всего существующего, в том числе об относительности знания. Мысль Протагора имеет сложный характер, но ее часто понимали в упрощенном виде: какой мне кажется каждая вещь, такой она и является.

Аналогично и в теории познания софисты ориентируются на отдельного индивида, объявляя его — со всеми его особенностями — субъектом познания. Все, что мы знаем о предметах, рассуждают они, мы получаем через органы чувств; все же чувственные восприятия субъективны: то, что здоровому человеку кажется сладким, больному покажется горьким. Значит, всякое человеческое знание только относительно. Объективное, истинное познание, с точки зрения софистов, недостижимо. Такая позиция в теории познания получила название субъективного идеализма.

Так, если критерием истины объявить отдельного индивида, а точнее, даже его органы чувств, то последним словом теории познания будет субъективизм, релятивизм и скептицизм, считающий объективную истину невозможной.

Принципу, провозглашенному элеатами — мир мнения реально не существует,— софисты противопоставляли обратный: только мир мнения и существует, бытие — это не что иное, как изменчивый чувственный мир, каким он явлен индивидуальному восприятию. Произвол индивида становится здесь руководящим принципом.

Релятивизм в теории познания служил обоснованием и нравственного релятивизма: софисты показывали условность правовых норм, государственных законов и моральных оценок. Подобно тому как человек есть мера всех вещей, всякое человеческое сообщество (государство) есть мера справедливого и несправедливого.

Сократа раздражало в рассуждениях софистов засилье относительного, забвение абсолютного, неумение и даже нежелание обнаружить его. Так, когда речь заходила о справедливости, то софисты не могли прийти к одному мнению. Говоря о справедливости, Протагор ссылался на общее мнение граждан, выраженное законом.

Но философия — любовь к знанию — может рассматриваться как нравственная деятельность в том только случае, если знание само по себе уже и есть добро. Именно такой этический рационализм составляет сущность учения Сократа. Безнравственный поступок Сократ считает плодом незнания истины: если человек знает, что именно хорошо, то он никогда не поступит дурно — таково убеждение греческого философа. Дурной поступок отождествляется здесь с заблуждением, с ошибкой, а никто не делает ошибок добровольно, полагает Сократ. И поскольку нравственное зло идет от незнания, значит, знание — источник нравственного совершенства. Поэтому философия как путь к знанию становится у Сократа средством формирования добродетельного человека и соответственно справедливого государства. Знание доброго — это, по Сократу, уже и значит следование доброму, а последнее ведет человека к счастью.

Попытки осознать единство мира, руководствуясь своим разумом — для своего времени это была смелая идея, которая стала прорывом в развитии человечества. Натурфилософия представляет закономерный этап развития философии и содержит в себе истоки всех основных философских течений современности.

Что такое натурфилософия

Во времена древних греков о природе и человеке было известно очень мало. Однако представители той эпохи прилагали огромные усилия, стараясь познать основу окружающего мира. Основным средством для этого была умозрительная деятельность. Они старались понять устройство мира при помощи рассуждений и своего воображения.

Натурфилософия

Полученные таким образом данные и сделанные предположения содержали много фантастических элементов в этот период, которые на современного человека производят сложное впечатление. Тем не менее, если бы древнегреческие учёные не прошли свой этап развития античной науки, не было бы возрождения научного и технического могущества человечества 21 века.

Умозрительный способ создания, определения и осмысления картины мира называется натурфилософией. Его основной характеристической чертой является то, что мир видится в качестве единой и целостной системы.

Натурфилософия не разбивает его на части с целью последующего изучения. В это время её не разделяли на отдельные дисциплины: математику, астрономию, физику, химию, географию и другие.

Этапы и школы развития древнегреческой натурфилософии

Наиболее древней из известных является милетская школа. Она получила своё название от города Милет. Который находился в Греческой колонии на берегу Малой Азии. Её представителями являются Фалес, Анаксимен и Анаксимандр.

Ранняя древнегреческая натурфилософия

Они считали, что мир, который окружает нас, является бесконечно многообразным. Причём каждая вещь не является похожей ни на какую другую. Однако, несмотря на разнообразие, мир имеет единую основу, которая скрепляет его в единое целое. За внешним многообразием в глубине лежит единство целого.

В своих поисках они стремились определить природу объединяющего начала. При этом различные представители философской школы имели различные мнения об этом. Фалес полагал, что такой основой является вода. У Анаксимена была другая точка зрения — он началом всего полагал воздух, думая, что любые предметы являются результатом его сгущения.

Анаксимандр считал, что единая основа имеет множественную природу. Он считал, что она не может быть сведена к чему-то одному, а основными её универсальными свойствами являются бесконечность и несводимость к чему-либо одному. Анаксимандр называл её беспредельным или Апейроном.

Пифагорейская школа представляет собой объединение философов, которые были последователями Пифагора. Он тоже искал единую сущность природы и считал, что это число. В подтверждение этого он говорил, что всё можно сосчитать и измерить.

Пифагореизм

Кратко говоря утверждалось, что единицу можно считать основным элементом, мельчайшей частью всего. Пифагорейцы отмечали диалектичность мира. Они обращали внимание на наличие противоположных категорий: мужское и женское, правое и левое, прямое и кривое, также множества других.

Мир они считали проявления совершенства и гармонии. Пифагорейцы называли его Космосом. Философия этой школы была основана на изучении четырёх направлений: мистики, геометрии, логики и математики.

Наиболее известные представители Элейской школы: Ксенофан Колофонский (основатель), Зенон Элейский, Парменид и Мелисс Самосский. Одной из заслуг этой школы является противопоставление мыслительного восприятия мира и чувственного. Они отмечали, что главная роль в процессе познания принадлежит мышлению, а чувственное восприятие является неустойчивым и изменчивым.

Элейская школа

Представители школы сформировали понятие единого бытия. Эти философы считали, что такой подход является основой философского постижения мира. Были выделены основные характеристики бытия:

одинаковое присутствие в каждом элементе, в каждой точке.

Представителями школы атомистов являются Демокрит и Левкипп. Они считали, что вся природа построена из мельчайших кирпичиков — атомов.

Демокрит родился в 460 году до нашей эры. Известно, что он много путешествовал и побывал в Вавилонии, Индии, Египте.

Учение Демокрита

Основой его учения являются следующие положения:

Весь мир состоит из атомов, которые являются мельчайшими кирпичиками сущего, его первоначалом.

Атом является неделимой сущностью. Существует большое количество его разновидностей, которые различаются по величине или форме.

Между атомами находится пустое пространство, в котором происходит их непрерывное движение.

В природе существует круговорот этих мельчайших частичек - атомы собираются в группы и разъединяются, находясь в бесконечном процессе движения.

Мельчайшие кирпичики, из которых состоит природа, являются непознаваемыми посредством человеческих чувств.

Натурфилософия относится к начальному периоду развития древнегреческой науки.


Представители натурфилософии

Школы, которые в совокупности составляли натурфилософию, существовали в VI и V веках до нашей эры. Даже во времена расцвета Древней Греции они были седой древностью. Всё, что о них известно в наше время, это рассказы о выдающихся представителях натурфилософских школ.

Фалес

Фалес

Этот философ считается первым древнегреческим философом. Он родился в 640, а умер в 548 г. до н. э. Считается родоначальником всей европейской науки.

Уже в V веке его имя употребляли как нарицательное для характеристики мудрецов. Он родился в богатой семье и много путешествовал. Известно, что он участвовал в политической деятельности, стремясь объединить ионийские города перед лицом захватчиков.

Сочинения этого философа не сохранились. Информация о нём дошла до нас благодаря трудам древних историков.

Анаксимандр

Анаксимандр

Его взгляды на астрономию предполагали, что небесные тела на самом деле являются не материальными образованиями, а окошками, через которые виден огонь.

Этот философ не только хотел понять мир, но и объяснить то, как он произошёл. Анаксимандр утверждал, что развитие вселенной происходит без какого-либо участия богов. Он полагал, что основой Вселенной является апейрон, он постоянно вихреобразно движется, разделяясь на противоположности.

Считается, что этот философ первым создал солнечные часы.

Анаксимен

Анаксимен

Этот философ полагал, что всё состоит из воздуха, а разнообразие предметов и явлений связано с тем, что он густеет различным образом. Он сравнивал свойства воздуха с водой и видел такие преимущества:

в отличие от воды, которая занимает ограниченный объём, воздух имеет неограниченное распространение;

Анаксимен уподоблял весь мир живому существу, которое живёт, нуждаясь в получении воздуха.

Философ считал, что основой души каждого человека является воздух, и верил, что количество миров является бесконечным.

Пифагор

Пифагор

Родился на острове Самос (540 - 490 г. до н. э.). Был известным философом, но прославился также тем, что основал научную школу. В Кротоне было создано научное сообщество, состоявшее из единомышленников.

Пифагор создал учение, в котором были такие направления: математическое, религиозное и философское.

Основой всего сущего он считал число, обожествляя его и наделяя возвышенными смыслами. Пифагор рассматривал душу, как сложное и многоплановое явление. До него эта сущность рассматривалась в качестве жизненной энергии, после смерти попадающей в Аид — царство мёртвых. Он считал, что составными частями души являются рассудок, ум, страсть.

Особенностью школы Пифагора было разработанное им учение об этике.

Главными человеческими недостатками он считал эгоизм и погоню за удовольствиями. Основой этики была любовь к людям, прекрасному и забота о своём теле. Важным достоинством он считал стремление к занятиям наукой.

Ксенофан

Ксенофан

Аристотель высоко оценил вклад этого учёного в философию — он посвятил ему отдельный трактат. Эта личность оставила о себе сложное впечатление. Одни считали его материалистом, другие — теологом. Были и такие, которые считали, что его достижения относятся к области культуры, а не философии.

Этот философ ставил под сомнение религию своего времени, однако атеистом он не был. Его точка зрения состояла в том, что бог пантеистичен и един.

В его взглядах присутствовали материалистические воззрения.


Гераклит

Гераклит

Его считают основателем диалектического учения. Он полагал, что всё происходит из огня и существует благодаря его изменениям. Источником изменчивости является борьба противоположностей.

Парменид

Он считал, что познание неизменного бытия — основная цель науки. Критерием истины по его мнению является разум. Он считал, что быть и мыслить — это одно и то же.


Зенон

Активно изучал понятия движения, пространства и множества. Отмечал их внутреннюю противоречивость. Известен формулировкой апорий, подтверждающих это.

Мелисс

Анаксагор

Учил о том, что мир состоит из вечных элементов, которые он называл семенами. Утверждал, что они создают всё разнообразие мира. Считал, что ими управляет космический Ум.

Демокрит

Этот философ впервые предложил учение об атомах, как об основе природы. Его считают основателем материализма. Он отрицал существование богов.

Натурфилософия выглядит сложной для понимания. Однако она была необходимым этапом развития науки.

Натурфилосо́фия (от лат. — природа) — исторический термин, обозначавший (примерно до XVIII века) философию природы, понимаемую как целостную систему самых общих законов естествознания.

Первым древнегреческим философом был Фалеса (ок. 625 — 547 гг. до н. э.), основателя Милетской школы. Согласно Фалесу, все многообразие природы, вещей и явлений можно свести к одной основе (первостихии или первоначалу), в качестве которой он рассматривал “влажную природу”, или воду. Фалес считал, что все возникает из воды и в нее же возвращается. Он наделяет первоначало, а в более широком понимании весь мир одушевленностью и божественностью, что находит свое подтверждение в его изречении: “мир одушевлен и полон богов”. При этом божественное Фалес, по существу, отождествляет с первоначалом — водой, т. е. материальным. Фалес, согласно утверждениям Аристотеля, устойчивость земли объяснял тем, что она находится над водой и обладает, подобно куску дерева, спокойствием и плавучестью. Этому мыслителю принадлежат многочисленные изречения, в которых были высказаны интересные мысли. Среди них и общеизвестное: “познай самого себя”.

Выдающимся представителем древнегреческой философии, внесшим заметный вклад в ее становление и развитие, был Гераклит Эфесский (ок. 54 — 540 гг. до н. э. — год смерти неизвестен). Основное, а возможно, единственное произведение Гераклита, которое дошло до нас в отрывках, согласно одним исследователям, называлось “О природе”, а другие называли его “Музы”.Анализируя философские взгляды Гераклита, нельзя не видеть, что как и его предшественники, он в целом остался на позициях натурфилософии, хотя некоторые проблемы, например диалектики, противоречия, развития им анализируются на философском уровне, т. е. уровне понятий и логических умозаключений. Понятие бесконечного, в себе и для себя сущего, как то, что оно есть, а именно как единство противоположностей — Гераклит первый высказал навсегда сохранившую ценность идею, которая вплоть до наших дней остается одной и той же во всех системах философии”. В основе всего сущего, его первоначалом, Гераклит считал первоогонь — тонкую, подвижную и легкую стихию. Мир, Вселенную не создал никто ни из богов, ни из людей, но она всегда была, есть и будет вечно живым огнем, согласно своему закону, вспыхивающим и угасающим. Диалектика, по Гераклиту, это прежде всего изменение всего сущего и единство безусловных противоположностей. Диалектичность суждений Гераклита подтверждается многочисленными высказываниями, которые навечно вошли в историю философской мысли. В диалектике Гераклита в известной степени присуща идея становления и единства противоположностей.

Демокрит

Итогом развития материалистических представлений о мире стало атомистическое учение Демокрита (ок. 460 — 370 гг. до н. э.). Он считал, что объективно существуют атомы и пустота. Бесконечное число атомов наполняет бесконечное пространство — пустоту. Атомы неизменны, постоянны, вечны. Они движутся в пустоте, соединяются между собой и образуют бесконечное число миров. Атомы отличаются друг от друга по форме, величине, порядку и положению. Развитие мира, по Демокриту, совершается закономерно и причинно обусловлено. Однако, отстаивая идею естественной причинности и необходимости, Демокрит отрицал случайность.

Демокрит заложил основы материалистической теории познания. Он считал, что познание возможно лишь благодаря органам чувств. Данные органов чувств, по Демокриту, перерабатываются разумом.

Значительную роль в развитии философии сыграли древнегреческие учителя философии — софисты, среди которых были и оригинальные мыслители: Протагор из Абдер, Горгий Леонтийский, Гиппий из Элиды. Софисты интенсивно вводили в философию новую проблематику. Особое значение они придавали осмыслению взаимосвязи человека и общества.

Также существовали:

Анаксимандр

В качестве первоначала всего сущего Анаксимандр считает апейрон (беспредельное). В его интерпретации апейрон не является ни водой, ни воздухом, ни огнем. “Апейрон есть не что иное, как материя”, которая находится в вечном движении и порождает бесконечное множество и многообразие всего существующего.

Анаксимен

Анаксимен придавал большое значение выяснению природы первоначала. Таковым, по его мнению, является воздух, из которого все возникает и в который все возвращается. Анаксимен избирает в качестве первоначала воздух в силу того, что он обладает такими свойствами, которых нет (а если есть, то недостаточно) у воды.

Установление на Земле порядка, согласно Пифагору, может быть осуществлено на трех основах морали, религии и знании.

Ксенофан

Элеаты в качестве субстанции всего сущего выдвинули бытие. Они же поставили вопрос о соотношении бытия и мышления, т. е. основной вопрос философии.

Парменид

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Парменид резко отличает постигаемую разумом подлинную истину и мнение, опирающиеся на чувственное познание.

Он прославился выяснением противоречий между разумом и чувствами. Свои взгляды он излагал в форме диалогов. Вначале он предлагает противоположное утверждение тому, что он желает доказать, а затем доказывал, что истинным является противоположное противоположному утверждение.

При этом он, во-первых, сформулировал закон сохранения бытия, согласно которому “из ничего никогда не может возникнуть нечто”. Во-вторых, он, принимая такие характеристики бытия как единство и однородность, истолковал вечность бытия как вечность во времени, а не как вневременность.

Анаксагор

В качестве основы и движущей силы всего сущего он выдвинул ум, который является у него не столько духовным, сколько материальным началом, движущей силой.

Античная философия представляет собой совокупность учений развивающихся в Древней Греции и Древнем Риме с VIв. до н.э. по VIв .н.э. Это целая историческая эпоха от формирования архаических полисов на ионийском италийском побережье до расцвета демократических Афин и последующего кризиса и крушения полиса ,перехода в Древнем Риме от республики к монархии.

Содержание

Введение
1. Натурфилософский период античной философии. Проблема первоначала
2. Проблема бытия: материалистическая и идеалистическая трактовка
3. Общая философская позиция Платона
Заключение
Список использованных источников

Введение

Античная философия представляет собой совокупность учений развивающихся в Древней Греции и Древнем Риме с VIв. до н.э. по VIв .н.э. Это целая историческая эпоха от формирования архаических полисов на ионийском италийском побережье до расцвета демократических Афин и последующего кризиса и крушения полиса ,перехода в Древнем Риме от республики к монархии. Обычно начало древнегреческой философии связывают с именем Фалеса Милетского(625-547гг. до н.э.) , конец-с декретом византийского императора Юстиниана о закрытии философских школ в Афинах(529г.н.э)

Это тысячелетнее развитие философских идей демонстрирует удивительную общность, обязательную направленность на объединение в едином космическом универсуме природы, богов и человека. Во многом это объясняется языческими (политеистическими) корнями античной философии, и в то же время свидетельствуют об особом, присущем данной эпохе теорийном настрое ,созерцательности, стремление одним взглядом охватить всю ойкумену, мироздание в целом.

Основное содержание античной философии составляет философия древних греков , собственно римскую философию вычленяют из философии эллинистического периода, развивавшейся в Греции Риме с IIIв.до н.э. Для греков природа выступает единственным абсолютом , она не сотворена богами, а сами боги составляют её неотъемлемую часть и олицетворяет основные природные стихии. Человек же не теряет своей изначальной связи с природой , но живёт не только “по природе” ,но и “по установлению”,на основе разумного обоснования.

Сама картина мироздания , характерная для возникающей философии, представляет собой данный в наглядно-образной форме на вопросы полисной жизни. Здесь присутствуют основные реалии личной и общественной жизни древнего грека: человек, бог и государство. Философия приходит на смену пред философским описаниям ,содержащимися уже в поэмах Гомера и Гесиода, и начинается поиск безличного основания всех вещей, первосубстанции, которая у первых философов и отождествлялась чаще всего с той или иной природной стихией. Соответственно природа занимает центральное место в философских размышлениях, что позволяет характеризовать первых философов как “физиков”,”фисиологов” в терминологии Аристотеля.

Первый период греческой философии -это натурфилософский период, когда на первый план выходят проблемы философии природы. Второй период-период классической философии который обычно начинают философией софистов и Сократа. Третий период эллинистически-римская философия, развивавшаяся в Древней Греции в Древне Риме, представлена такими течениями, как эпикурейство, скептицизм, стоицизм, неоплатонизм.

Актуальность настоящего реферата обусловлена тем, что мысли мудрых людей даже глубокого прошлого нам нужны и теперь. Кто не знает истории философии, в том числе и античной, тот не может по-настоящему знать и ее современного состояния. Изучение истории философии говорит о поучительности приобщения к летописи былой мудрости. И даже заблуждения гениальных умов часто куда более поучительны, нежели отдельные открытия просто способных людей, а тонкости и странности в рассуждениях мудрецов более богаты и полезны для нас, чем просто здравый смысл в суждениях среднего человека. Разумеется, античная философия в целом представляет собой необъятный объект исследования, но, желая познакомиться с ней ближе, целью работы вижу выделить основные черты античной философии, ее особенности и наиболее известные достижения.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

1. Натурфилософский период античной философии. Проблема первоначала

Натурфилософия является попыткой рационального объяснения действительности и считается исторически первой формой философии. Она может быть определена как умозрительное истолкование природы .

Натурфилософия возникает в период кризиса сознания ,пытаясь преодолеть метафоричность мифологического восприятия мира, натурфилософия начинает оперировать понятиями-абстракциями, в которых отражаются явления природы, а так же связи, возникающие между этими явлениями. В этом смысле ранняя философия нацелена на поиск рационального, или представляющегося таковым ,истолкования происхождения и сущности природы.

Стихийно-материалистические тенденции натурфилософии проявились в стремление придать опытному естествознанию форму осмысления .Ряд выдвинутых древнегреческими натурфилософами гипотез сыграл заметную роль в истории становления науки.

В частности ,подобным примером может послужить постановка проблемы о первоначале сущего. Первенство в этом вопросе принадлежит одному из легендарных семи мудрецов Фалесу ( ок.625-ок.547 до н.э.) который оказался основоположником демифологического истолкования мира. По его представлению природа управляется не антропоморфными небожителями (богами),а развивается из единого начала, внутренне присущего миру. Таким первоначалом он называет воду. И природные образования, и живые существа рождаются и гибнут, но вода остаётся вечно.

За первоначало мира философы природы принимали и другие формы материального мира. Например, Анаксимен(2-я пол YI в до н.э.) утверждал, что все вещи возникают из воздуха и являются его модификациями(порождениями).Воздух также источник самой жизни. А по Гераклиту(ок. 520-ок.460 до н.э.) начало мира тождественно огню. Мир вообще никогда никем не был создан, он есть “вечно живой огонь, мерно загорающийся и мерно потухающий”. При этом и Анаксимен и Гераклит толкуют первоначало не как вещество в обычном смысле, а как источник существования природы и жизни.

Другим примером натурфилософских исканий является учение пифагорейцев о числе, согласно которому вещи и числа неотделимы друг от друга. Главная особенность этого учения состоит в утверждении принципиальной несводимости всего существующего в мире к материальной стихии. Число считалось здесь не только своеобразным образом предмета, но и его сущностью. Поздний пифагореизм с числовым выражением отождествлял также понятия как благо, добро, справедливость, добродетель и т.п.

У поздних натурфилософов -Эмпедокла, Анаксагора, Демокрита — проблема первоначала выводится на новый уровень. Так, Эмпедокл (ок490-ок. 430до н.э.) предпринимает попытку синтезировать разрабатывавшиеся ранее идеи в истолковании природы сущего. Он называет четыре традиционные стихии(воду, воздух, землю и огонь)элементами, которые являются самотождественными и неизменяемыми субстанциями.

Натурфилософское учение Анаксагора(ок 500-428 до н.э.) интересно тем, что он разрабатывал идею внешней силы, с помощью которой бесформенная и статичная материя приобретает способность к движению. Анаксагор называет подобную силу нусом- т.е умом и придаёт ей характер источника возникновения мира.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Таким образом, в натурфилософском миропонимании прослеживается попытка вывести теоретически обобщённое, абстрагированное от природного

начала. И в этом плане значение “любомудрия” первых философов природы для всей последующей античной мысли трудно переоценить.

2. Проблема бытия: материалистическая и идеалистическая трактовка

Материалистисескому учению Демокрита о бытии соответствует материалистическое учение о познание. Исходным началом и основанием познания Демокрит признавал ощущения. В них он видит не только образы материальных вещей, порождаемые действием вещей на чувства, но как бы перенесённые из самих вещей их копии, проникающие в тело человека через органы внешних чувств. Эти копии тоже материальны. Они отделяются от самих вещей , несутся во все стороны в пустом пространстве и , достигая наших органов, проникают в них через поры.

Эти поры соответствуют величине и форме проникающих через них образов вещей, то эти образы в ощущении соответствуют самим вещам. Они и составляют основу знания. Однако познание не может быть сведено целиком к ощущению. Ощущения- необходимый источник познания, но не достаточный. Существуют предметы, которые ввиду своей малой величины недоступны чувствам. Такие свойства вещей постигаются только умом, и это познание также может быть достоверным. Так, мы не видим, не слышим и не осязаем непосредственно ни пустоты, ни атомов, из которых состоят все тела. Однако мы убеждаемся в их достоверном существовании посредством ума.

До конца Vв. до н. э. основным и преобладающим типом древнегреческих философских учений был материализм. Идеалистические тенденции, выявлявшиеся в некоторых из этих учений, ещё не сложились в осознанную систему.

В лице Платона(427-347 до н. э.) древнегреческий идеализм впервые выступает в форме мировоззрения, противопоставляет себя материализму. С этого времени материализм идеализм образуют уже вполне оформившуюся противоположность двух основных направлений в развитии древнегреческой и всей последующей философии.

По учению Платона, мир чувственных вещей не есть мир истинно сущего: чувственные вещи непрерывно возникают и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего прочного и истинного. Подлинная сущность чувственных вещей, их причины- бестелесные нечувственные формы, постигаемые умом. Эти причины, или формы, Платон называет видами(“эйдосами”) и, гораздо реже, идеями. Каждому классу чувственных предметов соответствует в бестелесном, нечувственном мире некоторый “вид”, и “идея”. По отношению к чувственным вещам “виды” (“идеи”) суть одновременно и их причины, и образцы, по которым были созданы эти вещи, и цели, к которым стремятся существа чувственно воспринимаемого мира, и понятия- об общей основе вещей каждого класса. Однако, по Платону, одного лишь существования ‘видов”, или ”идей”, недостаточно для объяснения вещей чувственно воспринимаемого мира. Так как эти вещи переходящим, изменчивы, то они должны быть обусловлены не только бытием, но и “небытием”.Это “небытие” Платон отождествляет с “материей”, которая, согласно его учению, есть область непрекращающегося движения, возникновения и изменения.”Материя” принимает на себя “виды” и превращает каждый “вид” во множество чувственных вещей, обособленных друг от друга по месту, занимаемому ими в пространстве.

В то время как атомисты считали телесными атомы, а не бытие приравнивали к пустоте, у Платона небытие есть “материя”, а бытие- бестелесные виды. Таким образом, учение Платона есть объективный идеализм, так как материя рассматривается как производное от нематериальных, предшествующих материи ”видов”,или “идей”, существующих вне и независимо от сознания людей. Это понимание бытия и небытия лежит в основе учения Платона о чувственно воспринимаемом мире, который, по Платону, есть нечто среднее между царством бестелесных” видов” (“идей”) и царством “небытия”, или “материей”.Все, что есть в чувственных вещах от бытия, дают “виды”как их причины и образцы. Но так как чувственные вещи преходящи, то это свидетельствует об их связи с небытием, “материей”.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Различию этих областей бытия соответствует, по Платону, различие родов знания. Знания есть припоминание. До своего вселения в телесную оболочку в телесную оболочку душа пребывала на небе и созерцала там истинно сущее. Соединившись на Земле с телом, душа забывают то, что знала до своего падения на Землю. Однако и теперь она хранит в своей глубине память о том, что она когда –то созерцала. Восприятия материальных предметов напоминают душе позабытые ею знания, “идеи”.

В учении об “идеях” Платон, следуя элеатам, определяет истинное бытие как тождественное и неизменное, он приходит к выводу, что высшие роды сущего- бытие, движение, покой, тождество и изменение- могут мыслиться только таким образом, что каждый из них и есть и не есть, и равен себе самому и не равен, и тождествен себе и переходит в свое “иное”.

В центре космологии Платона стоит мистическое учение о мировой душе и о перевоплощении отдельных душ. Человеческая душа, согласно Платону, независима от тела и бессмертна. Чем дольше она пребывает в царстве идей, тем больше знает данный индивид, в тело которого она вселилась. Душа состоит из трёх частей; из разумной части, которая создаётся непосредственно самим демиургом, из аффективной и вожделеющей, которые создаются низшими богами. Победа разумной части души над страстями и чувственными вожделениями возможна только при надлежащем воспитании.

Учение Платона оказало огромное влияние на все последующее развитие философской, в особенности идеалистической мысли. В.И.Ленин подчеркивал, что последующие, более развитые формы идеализма, в сущности, в своих исходных принципах тождественны с учением Платона.

3. Общая философская позиция Платона

Философия Платона(427-347 до н.э.) по праву считается одним из самых серьёзных достижений античной мысли. Платоном в истории философии, объясняется тем, что он первым заявил о себе как о профессиональном мыслителе. Продолжая традиции своего учителя Сократа, Платон излагал свои идеи в диалогичной форме, стремясь побуждать читателя к поискам истины.

Заимствовав у Сократа понимание актов философствования как отыскания истинных понятий, в первую очередь прочных нравственных принципов, Платон развивает такое понимание предназначения философии. Для него диалектика является универсальным способом отыскания и гипотетического исследования понятий. При этом объектом исследования, выступает реальность, прямо противоположная чувственно воспринимаемому миру. Такая реальность называется Платоном эйдосом, то есть идеей или видом. Высшей идеей, венчающей пирамиду бытия, является благо. Идеи реально существуют, но познавать их человек может только с помощью ума. Материальный же мир представляет как воплощение в телесной форме уже существующего идеального ”проекта”.

Таким образом, Платон четко различает существование мира имматериального, невидимого и бестелесного, и мира материального, воспринимаемого ощущениями и окружающего человека в его повседневности. Поэтому в историю античной и мировой философии Платон вошёл как мыслитель, последовательно отстаивающий принципы объективного идеализма.

В области гносеологии Платон разработал детальную классификацию видов познания. Основное деление у него сводится к разведению знания на два основных вида- интеллектуальное и чувственное. В свою очередь интеллектуальное знание делится на мышление и рассудок .Чувственное знание разделяется на веру и подобие.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Используя своё эйдетическое учение, Платон впервые в философии постарался осмыслить проблему соответствия индивидуальной добродетели- общественной справедливости. Это учение получило название”идеального государства”.Кризис афинской демократии заставляет мыслителя по-иному взглянуть на устройство и функционирование государственного механизма. Платон полагает, что три основных добродетели- мудрость, мужество и умеренность- должны быть иерархически выстроены в идеальном государстве, чтобы в форме справедливости в нём могло восторжествовать благо. Поэтому он и убеждён, что самой верной земной копией идеального общежития будет сосредоточение государственной власти в руках философов. Цель военного сословия, “стражей”- обеспечение внутренней безопасности государства, а задача крестьян и ремесленников- производство материальной продукции для удовлетворения потребностей своих сограждан.

Идеальному государству по Платону противостоят четыре основных типа отрицательной организации государственной власти. Это- тимократия (власть, основанная на господстве в обществе честолюбцев), олигархия(господство богатого меньшинства над бедным большинством), демократия(власть правление большинства над меньшиством ), тирания(во власть одного тирана над всем обществом).Главным стимулом поведения людей в подобных формах власти являются материальные потребности и соответствующие им заботы. Поэтому все они выступают как извращение идеальной формы власти.

Заключение

Подводя итог анализу античной философии, следует подчеркнуть, что в период ее формирования и развития сложилась основная проблема философии, обнаружились ее основные линии развития. Философия возникает как учение о бытие. На начальных этапах бытие отождествляется с природой. Позднее, с развитием общественных отношений и формированием личности, бытие осмысливается, прежде всего, как бытие человека. На смену объективистскому натурализму приходит субъективистский антропоцентризм. Все проблемы человека рассматриваются и решаются в органической связи с занимаемым им местом и ролью в Космосе.

Основная характерная черта античной философии — четкое размежевание основных философских направлений, — материализма и идеализма, теоретическая борьба между которыми проходит через всю историю западноевропейской мысли.

В данном реферате рассмотрены философские учения античной Греции: учения Сократа, Платона и Аристотеля. В работе дан анализ основных положений этих учений и показана их отличительность от других направлений.

Именно на учениях таких великих философов как Сократ, Платон и Аристотель, и базируется вся мировая философия. Также следует отметить их вклад и в другие области науки: политологию, социологию, историю, культурологию и другие. Благодаря им создалась основа для обширного развития философии как отдельной уникальной науки. Опираясь на их учения, создавались новые, более углубленные и основательные.

Список использованных источников

1. Белоусов Н.А, Инговатов В.Ю, “Основы философии”, Алт.гос.тех ун-т И.И. Ползунова,2009-204с.
2. Булатов М.А,Гавриленко В.А,Загороднюк,”Философия”Фита,1994- 384с.
3. ”История философии”// Под.ред.В.П.Кохановского,В.П. Яковлева-Феникс:2002-573с.
4. ”Краткий очерк истории философии”// Под.ред М.Т.Иовчука,Т.И.Йозернана-Мысль:1971-790с.
5. Радугин.А.А,”Философия”, Центр,1997-269с.
6. ”Философия”// Под.ред.В.Л Калашникова-Владос:1999

Читайте также: