Осмотр логопеда перед детским садом

Обновлено: 08.07.2024

В основе логопедического обследования должны лежать общие принципы и методы педагогического обследования: оно должно быть комплексным, целостным и динамическим, но вместе с тем оно должно иметь свое специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения.

Для каждого речевого нарушения характерен свой комплекс симптомов, причем некоторые из них оказываются основными первичными для каждого нарушения, стержневыми, другие же только дополнительными и лишь вытекающими из основного дефекта, т. е. вторичными.

Методика и приемы проведения обследования должны быть подчинены специфике его содержания.

Комплексность, целостность и динамичность обследования обеспечиваются тем, что исследуются все стороны речи и все ее компоненты, притом на фоне всей личности обследуемого, с учетом данных его развития - как общего, так и речевого - начиная с раннего возраста.

Логопедическое обследование включает следующие пункты:

1. Имя, фамилия, возраст, национальность.

2. Жалобы родителей, воспитателей, учителя.

3. Данные раннего развития: а) общего (кратко); б) речевого (подробно, по периодам).

4. Краткая характеристика ребенка в настоящее время.

7. Реакция ребенка на свои речевые затруднения.

9. Строение органов артикуляции, подвижность их.

10. Речь: а) импрессивная; б) экспрессивная - с точки зрения фонетики, словаря, грамматического строя; владеет ли раздернутой речью; в) письменная речь - чтение и письмо.

Первые три пункта заполняются со слов матери, воспитателя, учителя, сопровождающих ребенка, и на основании представляемой документации. В случаях обращения взрослого человека указанные разделы заполняются со слов обратившегося.

Краткая характеристика может быть сформулирована со слов родителей (воспитателя, учителя), может быть представлена детским учреждением, направляющим ребенка. Желательно, чтобы в ней были сведения о том, чем интересуется ребенок, как реагирует на свои речевые затруднения.

Данные обследования слуха и зрения желательно заполнить на основании представленных справок от отоларинголога и глазного врача. Если специалистов нет, то логопед должен сам проверить слух и зрение и установить (путем расспросов), в каком возрасте обследуемого отмечалось отклонение от нормы.

Состояние интеллекта - основной фактор при анализе речевого нарушения. Важно выяснить, что стоит на первом плане: тяжелое речевое нарушение, которое задерживает общее развитие ребенка, или умственная отсталость, которая задерживает и искажает речевое развитие.

Данные о строении органов артикуляции логопед получает на основании осмотра ротовой полости. Подвижность артикуляционного аппарата он устанавливает, предлагая ребенку произвести основные движения каждого из органов (губ, языка, мягкого нёба), при этом отмечается свобода и быстрота движения, его плавность и равномерность движения правой и левой стороны (языка, губ, мягкого нёба), а также легкость перехода от одного движения к другому.

Прежде всего логопед должен выявить уровень развития интеллекта ребенка и подробно проанализировать его речь. Для выяснения этих вопросов существуют специальные приемы.

Обследование начинается с беседы. Тему для беседы и пособия, которые логопед будет использовать, он обдумывает и подбирает заблаговременно, учитывая при этом возраст ребенка.

Во время беседы логопед старается установить контакт с обследуемым, а также выявляет, как понимает ребенок его речь, пользуется ли он фразой, правильно ли произносит звуки. Установление контакта и сама беседа помогают логопеду получить представление об общем умственном и речевом развитии ребенка, о некоторых особенностях его личности.

Другим методическим приемом обследования будет активное наблюдение логопеда за ребенком в процессе его деятельности, которую организует логопед, предлагая ему различный материал (игрушки, картинки) и ставя перед ним различные задания игрового и учебного плана. Большое значение имеют задания, связанные с процессами отвлечения и обобщения:

1) разложить ряд последовательных картинок, связанных между собой определенным содержанием, в порядке последовательности изображенных действий или событий; 2) классифицировать предметы (изображенные на картинках) по группам: посуда, мебель, игрушки, овощи, фрукты и т. п.; разложенные на столе картинки с изображением предметов, относящихся к разным группам, нужно рассортировать, объяснить, почему они объединены в одну группу, а затем назвать предметы одним словом.

Можно использовать и более простой прием классификации, который носит название "Четвертый лишний": из четырех предложенных картинок, одна из которых не подходит к остальным, нужно выделить и объяснить, почему она не подходит. Используются и настольные игры, например лото "Кому что надо?", или же картинки с вопросом: "Кому чего не хватает?"

В обеих задачах на классификацию ребенок с отклонением в развитии начинает группировать предметы по случайному, несущественному признаку. Так, он кладет морковь и куклу в одну группу, потому что "морковь и платье куклы красные", или объединяет нож и хлеб, так как ножом режут хлеб, и т. п.

Полноценное понимание речи - необходимая предпосылка для правильного пользования речью и для дальнейшего успешного обучения. Поэтому, приступая к обследованию ребенка, логопед изучает все стороны речи: импрессивную и экспрессивную ее стороны.

Обследуя импрессивную сторону речи (понимание речи), логопед ориентируется на то, как понимает ребенок:

а) названия различных обиходных предметов; б) обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, фрукты, овощи, транспорт и т. п.; в) фразу обиходного характера; г) небольшой рассказанный или прочитанный ему текст. При обследовании понимания речи не следует требовать от ребенка словесного ответа. Достаточно получить его с помощью жеста, отбора нужных картинок, мимикой, отдельными восклицаниями.

При обследовании экспрессивной стороны речи логопед изучает: а) словарь; б) грамматический строй; в) звукопроизношение; г) голос, его темп и плавность.

Наблюдая за речью ребенка, логопед определяет бедность или богатство его словаря. Для определения словарного запаса логопед подбирает необходимый дидактический материал, используя не только предметные картинки, но и сюжетные, которые позволят называть предметы и их действия, качество, положение в пространстве (для выявления употребления предлогов) и тд.

Обследуя словарь ребенка, следует обратить внимание на степень овладения им слоговой структурой слова (наличие сокращений слов вплоть до употребления одного слога из слова, перестановок внутри слова).

Анализируя ответы детей, логопед обращает внимание на темп речи (слишком быстрый или слишком медленный, монотонность или выразительность речи), плавность или ее нарушение более или менее частыми и тяжелыми запинками - заиканием. При заикании могут отмечаться вспомогательные движения рук, ног, головы.

Для обследования звукопроизношения логопед подбирает предметные картинки так, чтобы в их названия входили проверяемые звуки в начале, середине и конце слов. Если ребенок неправильно произнес звук в слове, логопед предлагает произнести это слово с данным звуком по подражанию, а затем прямые и обратные слоги с этим звуком. Отмечается характер неправильного произношения звука: звук опускается, заменяется другим постоянно или только в некоторых словах, искажается. Если ребенок умеет произнести оба звука изолированно, но все же путает их, следует проверить, различает ли он их по слуху.

Для этого можно проделать следующие виды работ: а) повторить за логопедом сочетания звуков типа та-да и да-та; б) правильно назвать картинки (дом, том); в) правильно указать одну

из названных логопедом картинок, названия которых отличаются только смешиваемыми звуками (например, мишка - миска или крыса - крыша и т п ) Со всей полнотой удается проверить различение сходных звуков в том случае, если ребенок знает буквы и умеет написать под диктовку слоги, слова, фразы с указанными звуками, так как нарушения устной речи (иногда даже уже преодоленные) находят то или иное отражение при обучении грамоте. Благодаря этому анализ нарушений письменной речи позволяет глубже выявить все нарушение в целом.

В случае затруднений в овладении грамотой необходимо проверить, как усваивает ребенок навыки чтения и письма в соответствии с программой.

В целях выявления наиболее характерных для каждого обследуемого сложностей в овладении письменной речью необходимо проверить не только навык письма, но и чтения. Так, в отношении чтения определить, как читает ребенок по буквам, слогам или целыми словами, правильно ли он понимает читаемый текст. Проводя письменную работу, логопед учитывает правильность списывания, письмо под диктовку и самостоятельное письмо, анализ ошибок на письме (ошибки на правила правописания, ошибки, искажающие структуру слова, и ошибки фонетического характера).

Материал для обследования письменной речи следует брать в соответствии с учетом этапа обучения ребенка.

Обследование речи логопед проводит в различных видах деятельности ребенка - игре, учебе, наблюдает его в общении с окружающими. В связи с этим удается выявить особенности личности ребенка и его поведения активный или пассивный, собранный, организованный, послушный или неорганизованный, избалованный, устойчив в игре, в работе или легко отвлекается, смелый, легко входит в контакт или боязлив, застенчив, осознает свои речевые затруднения, стесняется их или относится к ним безразлично.

В результате обследование становится всесторонним, комплексным и динамическим и дает возможность не только проанализировать нарушения речи, но и наметить план наиболее эффективной помощи.

Для проведения описанного обследования необходимо иметь хотя бы некоторый минимум пособий несколько наиболее любимых детьми игрушек (мишку, куклу, автобус, автомобиль и т. п.), 2-3 сюжетные картинки с простым, понятным содержанием, серию последовательных картинок, несколько серий предметных картинок, подобранных по различным категориям (одежда, посуда, овощи и т п. ); предметные картинки, подобранные по наличию в их названиях проверяемых звуков, наборное полотно, кассу с буквами, 2-3 различных букваря, книги для чтения I, II, III классов, такие, как "Маленькие рассказы" Л Н Толстого, иллюстрированные сказки, несколько игр типа лото, домино.

Логопед должен учитывать, что неудачи школьного обучения создают у ребенка резко отрицательное отношение ко всем пособиям, применяемым в школе (буквари, книги для чтения и т. п.), и что употребление их при обследовании может вызвать отказ от выполнения предъявляемого задания. В таких случаях логопед должен уметь использовать самый разнообразный материал: литературные тексты различной трудности, букварные тексты, но оформленные в виде карточек, табличек и т п

При обследовании детских учреждений (детских садов, школ) применяется так называемое краткое, или ориентировочное, обследование. Оно помогает выявить детей, нуждающихся в логопедической помощи. При включении детей в работу должно быть проведено полное обследование.

При кратком обследовании ребенку предлагают произнести знакомое стихотворение, предложение, в котором представлены по возможности все наиболее часто неправильно произносимые звуки, например. Старая бабушка вязала шерстяные чулки или Черный щенок сидел на цепи около будки (свистящие, шипящие, звонкие, р, л).

Планирование логопедической работы

При составлении плана логопедической работы каждый пункт плана должен быть обоснован данными обследования.

1 Логопед составляет общий план работы, т. е. намечает этапы работы и раскрывает их содержание.

2. Ближайший этап работы раскрывается более подробно. устанавливаются основные разделы работы, их последовательность, их соотношение между собой

3 Определяются формы работы в виде игры, урока (в связи с возрастом, интеллектом, характером, интересами ребенка).

4. Подбирается речевой материал к каждому занятию с учетом общей характеристики ребенка, состояния его речи, основной задачи каждого занятия


Первичное логопедическое обследование — важный этап в работе с детьми, у которых есть проблемы с речью. Чтобы специалист смог составить правильный план работы, родителям нужно подготовиться и рассказать как можно больше о своем ребенке. Юлия Григорьева, логопед Московского городского центра реабилитации (МГЦР) рассказывает, какие документы надо взять с собой на первый осмотр, и какая информация пригодится специалисту.

Три документа для точной диагностики

Чтобы встреча была продуктивной, родителям лучше подготовиться заранее и взять с собой 3 документа:

  • выписка из истории развития ребенка: с указанием перенесенных вирусных заболеваний, операций, травм и т.д.;
  • справка об актуальном состоянии здоровья и отсутствии противопоказаний к нагрузкам: если ребенок наблюдается у узкопрофильного специалиста: невролога, кардиолога, ортопеда и т.д.;
  • характеристика психолога / логопеда / дефектолога из детского сада или школы.

Готовьтесь к открытому разговору

Специалист задаст родителям или близким ребенка вопросы о:

  • течении беременности и психоэмоциональном состоянии мамы в этот период;
  • протекании родов: продолжительность, осложнения;
  • состоянии ребенка после рождения: как врачи оценили состояние малыша по шкале Апгар, был ли он в реанимации, какие болезни перенес;
  • раннем физическом, познавательном и речевом развитии: история развития ребенка от рождения и до 3-х лет: первые движения, шаги, звуки, эмоциональные реакции т.д.;
  • социализации ребенка: посещает ли образовательное учреждение, есть ли друзья, круг общения из сверстников, насколько быстро вступает в контакт со взрослыми; удерживает ли и принимает социальные нормы поведения и т.д.;
  • морально травмирующих ситуациях на взгляд родителя: страхи, переживания ребенка;
  • взаимоотношениях в семье между родителями, между ребенком и родителями;
  • предпочтениях и интересах ребенка, о том, как он проводит досуг.

Как проходит первичный прием у логопеда

Диагностический прием длится от 1-го до 2-х часов. Как правило, в кабинете логопеда 2 зоны. Первая — место для родителей и специалиста, где они беседуют. Вторая — место для ребенка, где разложены игрушки и диагностический материал, который подбирается по возрасту.

В конце диагностического приема логопед описывает примерный план работы с ребенком, в котором указывает:

  • сколько занятий потребуется;
  • с чем именно и как он будет работать;
  • понадобится ли ребенку домашнее задание и как часто его надо будет выполнять;
  • стоит ли ребенку посетить других специалистов.

Особенности логопедического обследования в МГЦР

Справочно

Чтобы стать клиентом Московского городского центра реабилитации (МГЦР):


Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

О каких изменениях в законе нужно знать родителям, собирая медицинские справки перед учебным годом.


Перед поступлением ребёнка в любое общеобразовательное учреждение (детский сад, школа, суворовское или кадетское училище) необходимо пройти предварительный медицинский осмотр. Последнее время ходит много слухов о том, что эти виды осмотров отменены, упрощены, и уже не требуются. Так ли это?

- Действительно в настоящее идет много разговоров и дискуссий в СМИ и на уровне федеральных органов власти о том, чтобы не выделять специально медицинские осмотры перед школой и детским садом, ибо законом о диспансеризации детей предусмотрены ежегодные осмотры в условиях государственных детских поликлиник. Ни у кого не вызывает сомнения качество этих осмотров в наших поликлиниках, поэтому пока это - только разговоры и рабочие дискуссии. Никаких регламентирующих документов на этот счёт не принято, и в ближайшее время не планируется.

Более того, в августе 2017 года был выпущен новый Приказ МЗ РФ №514н взамен ранее существовавшего, который регламентирует медицинские осмотры в возрастных группах перед детский садом и школой. Согласно этому Приказу, предусмотрены некоторые изменения объёма необходимых обследований и осмотров, и чётко регламентированы сроки проведения. Данный приказ вступил в действие с 1 января 2018 года.

На медосмотре придётся проходить всех специалистов? Даже тех, кого, предположим, ребёнок посещал недавно?


Так чем же отличается новый приказ от предыдущего?

- Приказ строго регламентирует набор необходимых осмотров врачей-специалистов и исследований для каждой возрастной группы. Он не имеет существенных отличий от ранее действующего в вопросах необходимости проведения осмотра, сроков и месте его проведения. Однако, некоторые отличия всё-таки имеются!

Перед поступлением в детский сад ребёнок долен пройти осмотр 7 специалистов (1 этап): невролог, офтальмолог, ЛОР-врач, детский хирург, детский уролог-андролог (мальчики), акушер-гинеколог (девочки). В последнее время допускается послабление в отношении осмотров девочек перед детским садом гинекологами, что представляется разумным. Хотя чёткой рекомендации, исключающей данный вид осмотра, в Приказе нет. Рекомендуется осмотр врача-стоматолога. Из необходимых исследований остались только общие анализы крови и мочи.

Теперь для детского сада не требуется сдавать анализы на глюкозу,
кровь или кал на гельминты!
Также не нужно никаких
УЗИ-исследований.

Перед поступлением несовершеннолетнего в школу нужно пройти осмотр 9 специалистов (1 этап): невролог, психиатр, офтальмолог, ЛОР-врач, детский хирург, детский уролог-андролог (мальчики), акушер-гинеколог (девочки), по- показания травматолог-ортопед (после осмотра детского хирурга). Рекомендуется осмотр врача-стоматолога.

Будущим школьникам больше не требуется проходить осмотры дерматолога и детского эндокринолога.

Необходимые обследования: общие анализы крови и мочи, УЗИ органов брюшной полости и почек, ЭКГ (электрокардиографию) и ЭхоКГ (УЗИ сердца).

По новому приказу больше не нужно проводить УЗИ щитовидной железы, УЗИ органов репродуктивной функции у мальчиков и девочек.

Завершает медицинский осмотр несовершеннолетнего перед поступлением в детский сад или школу осмотр педиатра, который суммирует выявленные отклонения или заболевания у ребенка, даёт заключение о состоянии здоровья ребёнка, необходимые рекомендации по лечению или направляет ребёнка на дополнительные обследования и консультации специалистов (2 этап осмотра).


Многие родители жалуются, что их в поликлинике заставляют проходить дополнительные обследования. Законно ли это?

- В нашу клинику часто обращаются родители с нестандартными списками необходимых обследований и осмотров, предлагаемых к прохождению в поликлинике по месту жительства. Такие требования являются незаконными. В необходимый перечень 1 этапа медицинского осмотра несовершеннолетнего перед школой и детским садом, согласно действующему Приказу, не входят, например, осмотры травматолога-ортопеда перед детским садом, детского эндокринолога, детского кардиолога, дерматолога, рентгеновские исследования, и другие, не упомянутые мной выше.

Нужно ли проходить осмотры у логопеда и психолога?

- Осмотры логопеда и детского психолога не являются обязательными при прохождении медосмотра ребенка перед детским садом и школой. Эти виды осмотров не входят в перечень необходимых услуг. Однако, некоторые общеобразовательные учреждения просят пройти осмотры детского психолога и логопеда для проведения медико-педагогической комиссии (регламентируется местными нормативными актами и не входит в состав медицинского осмотра).

Сегодня родители предпочитают не терять время и силы в очередях государственных поликлиник. Обязательно ли проходить медосмотр в муниципальной поликлинике, или можно обратиться для этого в платные медицинские центры?

- Данный Приказ чётко устанавливает право выбора родителей: проходить данные виды медицинских осмотров в поликлиниках по месту жительства или в частных медицинских центрах, имеющих лицензию на данные виды медицинской деятельности. При правильном заполнении медицинской документации по результатам медицинского осмотра общеобразовательные учебные заведения не имеют право отказывать родителям в приёме документов из частного медицинского центра (клиники).

Установлены ли точные сроки прохождения медосмотра?

Сроки проведения данных медицинских осмотров несовершеннолетних чётко регламентированы: 1 этап — не более 20 рабочих дней, 2 этап — не более 45 рабочих дней. При проведении 1 и 2 этапов осмотра в государственных лечебных учреждениях все необходимые ребенку осмотры (консультации) специалистов и обследования предоставляются бесплатно в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Для ребят, которые готовятся поступать в кадетское или суворовское училище какие-то особые условия осмотров?

- К нам обращаются родители детей, готовящихся к поступлению в кадетское или суворовское училище, с просьбой о проведении медицинского осмотра. Приказ МЗ РФ №514н также регламентирует возможность родителей проводить данные осмотры в медицинских учреждениях любой формы собственности. Однако, этот документ не может регламентировать необходимый перечень осмотров и обследований для поступления ребёнка в данное общеобразовательное учреждение, т. к. этот перечень определяется локальными нормативными актами учебного заведения и может существенно отличаться между училищами. Я рекомендую перед тем, как идти на медосмотр ознакомиться с требованиями конкретного учебного заведения к проведению медицинского осмотра перед поступлением.

- Наша клиника занимается проведением медицинских осмотров перед поступлением детей в детский сад, школу, суворовское или кадетское училище на протяжении многих лет. Мы всегда стараемся отслеживать последние нормативные акты и проводить медосмотры в соответствие с действующими требованиями. Мы организуем медицинский осмотр максимально комфортно для родителей и детей (чаще — за два посещения клиники). Всю необходимую документацию (в случае отсутствия на руках) родители получают при оформлении осмотра в регистратуре. Также мы проводим медицинские осмотры несовершеннолетних перед поступлением в Тульское суворовское училище (согласно требованиям данного образовательного учреждения). У нас вы также сможете пройти осмотры детского психолога, логопеда и дефектолога.

Ждём вас дорогие родители, и будем рады вам помочь!



Тула, ул. Вересаева, 2
8 (950) 922-93-83, 8 (4872) 52-03-03

Профилактический осмотр у логопеда - нужен или нет?

Как правило, родители не придают особого значения профилактическим осмотрам у логопеда. И совершенно зря, т.к. на сегодняшний день многие дети имеют те или иные нарушения речи.

Профилактические осмотры частое явление в медицине, взять хотя бы осмотр ребёнка первого года жизни, когда через определённый промежуток времени малыша осматривают различные специалисты (невролог, окулист, хирург и т.д). И ни у кого нет сомненья в необходимости таких осмотров, так как они направлены на отслеживание динамики развития. Кроме того, с их помощью можно вовремя выявить какие-либо нарушения в развитии, так как нет никаких гарантий, что состояние здоровья младенца не изменится в силу различных факторов. А если возникнут какие-то проблемы, то ранняя диагностика поможет наиболее эффективно их разрешить.

Но, если необходимость отслеживать здоровье ребёнка ни у кого не вызывает сомненья, то профилактическому осмотру логопеда в нашем обществе уделяется мало внимания. Прочно укрепилось мнение, что логопед занимается только с детьми 4-5 лет, а если есть какие-то проблемы, то можно подождать и они сами собой разрешаться к этому возрасту. Подкрепляется это и многочисленными примерами из личного опыта знакомых и родственников ("Мой только в пять заговорил и ничего, сейчас болтает без умолку", "И ты поздно говорить начала, выросла, говоришь ведь"). И поэтому бдительность родителей снижается, и они считают, что обращаться к логопеду вовсе не обязательно. Да, существую случаи, когда ребёнок начинает говорить позже, чем его сверстники, а потом речь появляется и за несколько месяцев малыш наверстывает упущенное. Увы, нередко встречается и обратная ситуация, когда ребёнок не начинает говорить ни к трем, ни к пяти, ни к шести годам, и отставание в речи приводит к вторичному отставанию уже в умственном развитии. Именно этим объясняется важность своевременной диагностики речи у логопеда.

Открыв детскую медицинскую карту, мы увидим, что логопеда рекомендовано посетить 2 раза: в 3 года (перед поступлением в детский сад) и в 6 лет (перед школой).

Но существуют методики обследования речи и в более раннем возрасте. И если родители или медики видят у ребенка отставание, то логопед может провести обследование речи до 3 лет.

Казалось бы, как можно проверять речь, если её, как таковой, еще и нет? Давайте разберемся. Младенец не может говорить, но, тем не менее, он общается с мамой и окружающими его взрослыми с помощью улыбки, мимики, крика, жеста, т.е. использует невербальное общение. Кроха смотрит на лица окружающих, копирует их мимику. В интернете много забавного видео, где крохи в 3-4 месяца повторяют за мамой или папой их звуки или интонацию. При нормальном развитии у ребенка к году должно быть около 10 слов (Пример: "дяй", "мама", "папа", "ки - киса", "ляля" и т.д. Это скорее всего будут звукоподражания или фрагменты слов. При этом малыш очень многое может показать, даже если самостоятельно произнести это не может (т.е. эти слова есть в пассивном словаре, ребенок их понимает). Всем знакома ситуация, когда у годовалого малыша мама спрашивает: "А где у тебя ушки? Глазки? Спинка?", и ребенок показывает пальцем. "Покажи, какая машинка проехала? - ребенок изображает грузовик и "фыркает", при этом на легковую машину он скажет "би-би".

Если же малыш "молчит, как партизан", не проявляет попыток общаться - это тревожный фактор.

Давайте подробнее разберем, что же будет изучать логопед у малыша до 3-х лет.

Первым делом специалист выяснит у родителей информацию о протекании беременности и родов. Затем расспросит, как проходило моторное развитие (когда начал держать голову, переворачиваться, сидеть и т. д), как проходили этапы гуления и лепета (возраст, активность этих процессов). Поинтересуется, как было организованно кормление (грудное или искусственное вскармливание), были ли какие-то проблемы при кормлении (отказывался брать грудь, часто ли срыгивал). Все это даст представление о здоровье ребёнка, об уровне его физического развития, а возможно и о каких-то отклонениях, наличие которых необходимо учесть.

При диагностике ребёнка внимание обращается не только на слова, которые использует ребенок, но и на то, как ребенок понимает речь. Например, к году малыш уже может показать знакомые игрушки, части тела, выполнить простые инструкции ("Дай ручку", "Принеси куклу") понимает значение слова "нельзя".

В возрасте постарше (3 года) уже более пристально оценивается активная речь: строит ли простые предложения, использует ли предлоги в речи (на, под, в). Обращается внимание и на развитие фонематического слуха, в 3 года малыш уже может различить на слух схожие слова (дом-ком, рот-крот, крыска-крышка). Оценивая звукопроизношение обращают внимание на звуки раннего онтогенеза (П,Б,Т,Д, М,Н, В,Ф,Х,К и их мягкие пары и гласные).

В более старшем возрасте (5-7 лет) предъявляются более жесткие требования к количеству и качеству речи детей. В первую очередь изучается звукопроизношение (так как к 5.5 годам в норме произносятся все звуки). Так же обследуется фонематический слух, но кроме умения различать схожие слова проверяется умение выделить заданный звук из слова, способность определить, где находится этот звук (начало, середина, конец слова). Без внимания не остается и словарный запас. У деток проверяют знание нечастотных слов (Пример: назвать "клумба, памятник, венок, водопад"), способность образовывать новые слова (словообразование) и изменять слова по падежам, числам (словоизменение). Большое внимание уделяется связной речи (рассказ по картинке, истории из жизни и т.д.).

Все это необходимо для того, чтобы оценить насколько дошкольник подготовлен к обучению в школе, так как недостаточный словарный запас, неправильное употребление грамматических норм языка и нарушение фонематического слуха помешают в освоении школьной программы, поэтому необходимо выявить это и скорректировать до поступления в школу.

Как же все-таки родителям понять, необходима консультация у логопеда или нет?

Для этого надо обратить внимание на такие факторы как:

  • понимает ли ребёнок речь окружающих;
  • появляются ли к году первые слова;
  • изменяется ли со временем слова или остаются на уровне звукоподражания (би-би-атина-масина-машина, мяу-китя-кошка );
  • пользуется ли простыми фразами (мама дай, идем гулять);
  • не заменяет ли речь жестами (показывает пальцем, если что-то нужно без слов);
  • отсутствие фразовой речи к 3 годам;
  • неверное произнесение звуков раннего онтогенеза (П,Б,М,Н, Х,Г,Т,Д и их мягкие пары, и гласные).

Если вы наблюдаете что-то из вышеперечисленного, то не стоит ждать 3,4,5 лет необходимо сразу же обратиться за помощью к квалифицированному специалисту.

Примеры из логопедической практики:

Настя 3 года. К логопеду обратились из-за того, что девочка не говорила даже словами, общалась жестами, и отдельными звуками. По рассказам мамы раннее развитие проходило с задержкой, лепета у девочки не наблюдалось, поздно пошла. Мелкая моторика не развита, руки слабые. При этом понимание речи сохранно. Девочка была направлена на консультацию к неврологу, лору, сурдологу. В результате комплексного лечения в течение полугода занятий девочка начала произносить отдельные слова, состояние моторики улучшилось.

Еще один пример Оля 6 лет. Речь состоит из отдельных слогов, обращенную речь понимает не всегда, мелкая моторика не развита, пассивный словарный запас ниже возрастной нормы. На вопрос о том, обращались ли они раньше к специалистам, мама ответила, что невролог сказал ждать 5 лет, мол сама заговорит. Поэтому, никаких мер по коррекции речи девочки не предпринималось.

Денис, 5 лет. Ребенок много и хорошо говорит, но вот звуки Ш,Ж,Р и Рь в речи так и не появились. На консультации логопед провела осмотр всех сторон речи и выявила причину трудностей звукопроизношения (у ребенка был "вялый язык", самостоятельно он не смог бы овладеть этими сложными звуками). Мальчик стал регулярно заниматься, и в скором времени проблемы со звукопроизношением были решены.

Как мы видим, во втором случае пройдет немало времени прежде, чем девочка овладеет речевыми навыками, и она не сможет обучаться в массовой школе. Всего этого можно было бы избежать, если бы родители раньше обратились к логопеду.

Таким образом, профилактический осмотр логопеда необходим, поскольку позволяет выявить проблемы на ранней стадии, когда мозг еще более пластичен и будет лучше поддаваться коррекционным воздействиям. Кто бы что ни говорил, если ребёнок не говорит к 3 годам, лучше обратиться сразу к квалифицированному специалисту, а не надеяться на чудо.

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на консультацию или занятие можно по телефону (812) 640-90-77 , а так же заполнив форму ниже.

Ежедневно с 10:00 до 21:00

Читайте также: