Ортопедическая гимнастика в доу

Обновлено: 08.07.2024

Ортопедическая гимнастика – это здоровьесберегающая
технология сохранения и стимулирования здоровья.
Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве
профилактики болезней опорного свода стопы.
За последние годы выявилась неблагоприятная тенденция
показателей здоровья детей, посещающих образовательные
учреждения.
Все чаще встречается серьёзное ортопедическое заболевание
- плоскостопие.
Детская стопа – очень хрупкий важный механизм, от работы
которого зависит правильное формирование
опорно-двигательного аппарата и всего организма.
3
4

Учитывая высокий процент ортопедической патологии,
в частности деформаций стоп у детей в нашей группе,
возникла необходимость увеличения объема целенаправленной
двигательной активности, с использованием традиционных
и нетрадиционных форм физической культуры.
В своей практике используем следующие формы работы,
включающие специальные упражнения ортопедической гимнастики:
физкультурные занятия , спортивные праздники и развлечения ,
консультирование родителей о проведении специальных упражнений
в домашних условиях, хождение по ортопедическим дорожкам.

Целью ортопедической гимнастики - является укрепление мышц
свода стопы у детей через комплекс специальных упражнений.
Исходя из цели, предусматривается решение следующих задач:
повышение выносливости мышц опорно-двигательного аппарата
(в первую очередь мышц нижних конечностей);
повышение работоспособности у детей;
формирование интереса, привычки к регулярным занятиям
физическими упражнениями;
осознанное выполнение упражнений, знание о пользе
их для здоровья.

В проведении ортопедической гимнастики существуют свои
особенности.
Гимнастика должна проходить регулярно и последовательно.
Дети выполняют упражнения босиком.
Также необходимо помнить, что взрослый является
активным участником, помощником в проведении ортопедической
гимнастики;
Для детей старшего возраста занятие не должно
превышать 25 минут. И заканчивается
ортопедическая гимнастика закаливающими
процедурами.

Ортопедическая гимнастика проводится
в игровой форме, это способствует развитию воображения
детей, создается положительный эмоциональный фон, интерес к гимнастике.

Для укрепления свода стопы полезно лазанье по
гимнастической лестнице, канату. Ходьба по доске, бревну,
которая развивает не только свод стопы, но и является хорошим
средством для предупреждения косолапости и плоскостопия у детей.
Эффективными являются упражнения с предметами, моделирующими
свод стопы, с использованием природного материала.

Также подвижные игры и игровые упражнения способствуют
благоприятному воздействию на профилактику плоскостопия.
Игры - должны включать в себя различные движения
для укрепления мышц нижних конечностей,
для развития выносливости организма
и общего оздоровительного воздействия.

Для профилактики и лечения плоскостопия у детей
предлагаю следующий комплекс упражнений:
1. Катание по полу ступнями скалки или небольшого мяча.
2. На пол укладывается салфетка, которую предлагают смять с помощью стопы.
3. Ребенку предлагают собирать пальцами ног и перекладывать с места на место
разбросанные на полу предметы.
4. Круговые движения ступнями наружу и внутрь.
5. Стоя на носочках, сводить и разводить пятки, не отрывая пальцев от пола.
6. Захватывать обеими стопами мячик и приподнимать его, удерживая между стоп.
7. Поочередно ходить на носках, на пятках, на наружных краях стоп.
8. Перекатывание с пятки на носок.
.9. Ходьба по бревну, лазанье по канату.

Проблема оздоровления детей — это целенаправленная,
систематически спланированная работа как педагогов
так и родителей.
Взаимодействуя сообща, проводя регулярно коррекционную работу
с детьми — ортопедическую гимнастику,
мы можем добиться положительной динамики:
• повышение выносливости мышц опорно-двигательного аппарата;
• формирование интереса, привычки к регулярным занятиям
физическими упражнениями;
• повышение работоспособности у детей;

12. Упражнения

Во время ходьбы (эти упражнения выполняются по 20-30
секунд каждое):
Руки подняты вверх, ходьба на носках;
Руки на поясе, ходьба на пятках;
Руки на поясе, ходьба на наружной стороне стоп при
согнутых пальцах ног.
Стоя:
Опираясь на наружные своды стоп выполнять повороты
туловища (по 6-8 раз);
Подъемы на носках, опираясь на наружные своды (по 1012 раз).
Сидя:Сгибание пальцев на ногах (по 15-20 раз);
Выпрямить колени, потянуть носки на себя (по 15-20
раз), затем по мере возможности соединить подошвы ног
(по 15-20 раз);
Круговые движения стоп (по 10-12 раз в каждую
сторону);

13. Упражнения

"Перенеси ноги через палку".
Лечь на спину, держать палку в
вытянутых руках перед собой. Сильно
сгибая ноги, стараться перенести их
через палку и возвратиться в исходное
положение.

14. Упранения

Выпрямить колени, захват пальцами ног
небольшого мячика (по 10-12 раз), затем
попытаться подбросить его и поймать
стопой (по 10-12 раз);
Катание маленького масажного мяча под
сводами стоп;

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Здоровьесберегающая технология.

Ортопедическая гимнастика.

Ортопедическая гимнастика – это здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья.

Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.

В последние годы все больше встречаются дети с ортопедическим заболеванием – плоскостопием.

Детская стопа – очень хрупкий важный механизм, от работы которого зависит правильное формирование опорно-двигательного аппарата и всего организма. В проведении ортопедической гимнастики существуют свои особенности.

Гимнастика должна проходить регулярно и последовательно. Дети выполняют упражнения босиком.

Для укрепления свода стопы полезно лазанье по гимнастической лестнице, канату. Ходьба по доске, бревну,которая развивает не только свод стопы, но и является хорошим средством для предупреждения косолапости и плоскостопия у детей.

Эффективными являются упражнения с предметами, моделирующими

свод стопы, с использованием природного материала.

Также необходимо помнить, что взрослый является активным участником, помощником в проведении ортопедической гимнастики . Для лучшего результата и интереса детей лучше всего проводить ортопедическую гимнастику в игровой форме. Это способствует развитию воображения детей и повышает эмоциональный фон.

Эффективны упражнения с захватом и перекладыванием мелких и крупных предметов, ходьба по палке, обручу, ребристой доске, следовой дорожке, ходьба на носках, на пятках, на наружной стороне стопы.

Самомассаж стоп.

Ходьба по дорожкам здоровья.

Основная часть.

И.П. стоя. Встать на пятки обеими ногами ,затем опуститься.(6 повторений)

И.П. сидя на стуле. Подкручивать гимнастическую палку стопами обеих ног вперед и назад.( 6 повторений)

И.П. тоже. Перед ребенком емкость с шишками , по очереди стопой правой , затем левой ног делать шаговые движения.

И.П. сидя. Перекаты с пятки на носок, c подтягиванием пяток вверх. Выполняется в медленном темпе.

И.П. тоже. Держа платок пальцами ног имитировать стирку .

Исходное положение(И.п.) сидя на стуле, пятки на полу, носки тянем на себя. Попеременное движение стопами вверх/вниз.

И.п. то же. Правая ножка перекатывать малый массажный мячик по полу к левой ножке и обратно.

Проблема оздоровления детей — это целенаправленная, систематически спланированная работа как педагогов так и родителей.

Взаимодействуя сообща, проводя регулярно коррекционную работу с детьми — ортопедическую гимнастику, мы можем добиться положительной динамики.

Гимнастика

Особенности занятий

Гимнастика ортопедическая содержит в себе следующие навыки:

  • умение катать мяч поочерёдно обеими ногами;
  • способность выпрямлять пальцы на ногах, а затем поднимать их;
  • навык боковой ходьбы по канату;
  • умение ходить по линии, приставляя пятку одной ноги к пальцам другой;
  • выполнять круговые движения стопами в разные стороны.

Чтобы гимнастическая ортопедия имела желаемый эффект, её нужно делать методично и регулярно. Ребёнку рекомендуется выполнять упражнения босыми ногами и обязательно под присмотром и поддержке взрослого наставника. Продолжительность такой гимнастики обычно составляет 25 минут. В конце проводятся процедуры для общей закалки.

Представляем комплекс упражнений для лечения и для профилактики плоскостопия.

Упражнения

Игры с мячиком

Для этих упражнений подойдёт упругий мяч не большого размера.

  1. Сесть на пол, опереться сзади на руки, а ноги вытянуть вперёд. Обхватить мяч обеими стопами и поднять его повыше.
  2. Так же, держа мяч стопами, приближать его к себе. Колени при этом раздвигаются в разные стороны.
  3. В этом же положении, обхватив мяч стопами, нужно перекинуть его через голову.
  4. Сидя на стуле, положить стопы сверху на мяч. Перебирая ногами, подкатить мяч к себе поближе, потом таким же образом откатить его от себя подальше.

Верёвка, платочек или салфетка

Подойдёт любой один предмет. Верёвку нужно вытянуть на полу. А салфетку или небольшой платочек полностью развернуть и разровнять.

  1. Пальцами ног постараться подхватить верёвку.
  2. Сидя на полу, вытянуть руки сзади. Пальцами ног нужно попытаться ухватить верёвку. Поднять ноги с верёвкой на небольшую высоту и удерживать в таком положении как можно дольше.
  3. Верёвку следует ровно вытянуть по полу. Ребёнок должен пройтись по ней, держа равновесие.
  4. Ребёнок делает маленькие прыжки с боку в бок через натянутую по полу верёвку. Во время прыжков следует продвигаться вперёд.
  5. Салфетку или платок, разостланный на полу, нужно поднять пальцами ног.

Зарядка

Простые упражнения

И ещё несколько простых упражнений:

  1. Двигать стопами по кругу в разные стороны.
  2. Ногами поднимать и перекладывать разложенные вещи на полу с одного места на другое.
  3. Встать на носочки и, не отрывая пальцев от пола, разводить и соединять пятки.
  4. Ходьба поочерёдно: на носочках, на пятках, на боках ног.
  5. Стоя на носочках, стать на полную стопу и сразу перекатиться на пятки.
  6. Очень полезным будет лазанье по канату или гимнастической лестнице, а также ходьба по доске, бревну.

Закалка — залог успеха

Закаливающие процедуры закрепляют успех проведённых упражнений и являются отличной профилактикой проблем с опорно-двигательным аппаратом.

Закаливающей процедурой для стоп в ортопедической гимнастике является босо-хождение по траве, земле и воде. Начинать хождение лучше в носках и в помещении, особенно если ребёнок ослаблен. Температура пола при этом не должна быть ниже 18 градусов. Для начала достаточно будет 3 минут хождения. Каждый день следует продлевать процедуру на минуту. И через неделю можно будет снять носки и начать ходить босиком. Перед тем, как обуться после процедуры, следует помыть ноги водой 36 градусов. Каждый день снижать градус воды, которой моют ноги, на единицу, доведя её до 20. Далее можно начать закалятся на улице — сначала летом, потом осенью, а потом и зимой (без фанатизма, постепенно и непродолжительное время, особенно зимой)

Полезно ходить босяком не только по траве. Горячий песок, холодные камешки, хвойные иглы — все эти природные элементы запускают в организме соответствующие рефлексы, повышают тонус свода стопы и мышц, которые поддерживают свод стопы.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Ортопедическая гимнастика. Презентация на заданную тему содержит 12 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Детская стопа – очень хрупкий важный механизм, от работы которого зависит правильное формирование опорно-двигательного аппарата и всего организма. Детская стопа – очень хрупкий важный механизм, от работы которого зависит правильное формирование опорно-двигательного аппарата и всего организма.

В ортопедии существует специальная гимнастика, которая применяется для профилактики и лечения косолапия и плоскостопия. В ортопедии существует специальная гимнастика, которая применяется для профилактики и лечения косолапия и плоскостопия. Цель ортопедической гимнастики – укрепление мышц свода стопы у детей через комплекс специальных упражнений.

Задачи ортопедической гимнастики: обучение правильной постановке стоп при ходьбе; улучшение кровообращения стоп; улучшение координации движений; повышение тонуса, работоспособности у детей; формирование интереса, привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями; осознанное выполнение упражнений, знание о пользе их здоровья.

Методика проведения ортопедической гимнастики При проведении гимнастики специальные упражнения сочетают с общеукрепляющими в соотношении 3 : 1, 4 : 1. В начале курса упражнения выполняют из исходных положений с разгрузкой на стоп: сидя и лёжа, затем в комплекс включают упражнения из исходного положения; стоя, ходьба. При занятиях с детьми дошкольного возраста целесобразно использовать разнообразные яркие предметы, проводить занятия в форме игры. Эффективны упражнения с захватом и перекладыванием мелких и крупных предметов; перекладыванием предметов; ходьба по палке, обручу, ребристой доске, следовой дорожке, ходьба на носках, на пятках, на наружной стороне стопы.

Комплекс упражнений для ортопедической гимнастики: Игры с мячиком: Для этих упражнений подойдёт упругий мяч не большого размера. Сесть на пол, опереться сзади на руки, а ноги вытянуть вперёд. Обхватить мяч обеими стопами и поднять его повыше. В этом же положении, обхватив мяч стопами, нужно перекинуть его через голову. Сидя на стуле, положить стопы сверху на мяч. Перебирая ногами, подкатить мяч к себе поближе, потом таким же образом откатить его от себя подальше.

Верёвка, платочек или салфетка: Верёвка, платочек или салфетка: Подойдёт любой один предмет. Верёвку нужно вытянуть на полу. А салфетку или небольшой платочек полностью развернуть и разровнять. Пальцами ног постараться подхватить верёвку. Верёвку следует ровно вытянуть по полу. Ребёнок должен пройтись по ней, держа равновесие. Ребёнок делает маленькие прыжки с боку в бок через натянутую по полу верёвку. Во время прыжков следует продвигаться вперёд. Салфетку или платок, разостланный на полу, нужно поднять пальцами ног.

Простые упражнения: Простые упражнения: Проводятся без использования оборудования. Двигать стопами по кругу в разные стороны. Встать на носочки и, не отрывая пальцев от пола, разводить и соединять пятки. Ходьба поочерёдно: на носочках, на пятках, на боках ног. Стоя на носочках, стать на полную стопу и сразу перекатиться на пятки.

Чтобы гимнастическая ортопедия имела желаемый эффект, ее нужно делать методично и регулярно. Ребенку рекомендуется выполнять упражнения босыми ногами и обязательно под присмотром и поддержке взрослого. Продолжительность такой гимнастики составляет 25 минут. В конце проводятся процедуры для общей закалки. Чтобы гимнастическая ортопедия имела желаемый эффект, ее нужно делать методично и регулярно. Ребенку рекомендуется выполнять упражнения босыми ногами и обязательно под присмотром и поддержке взрослого. Продолжительность такой гимнастики составляет 25 минут. В конце проводятся процедуры для общей закалки.

Закаливающей процедурой для стоп в ортопедической гимнастике является босо-хождение по траве, земле и воде. Горячий песок, холодные камешки, хвойные иглы – все эти природные элементы запускают в организме соответствующие рефлексы, повышают тонус свода стопы и свободообразующих мышц. Закаливающей процедурой для стоп в ортопедической гимнастике является босо-хождение по траве, земле и воде. Горячий песок, холодные камешки, хвойные иглы – все эти природные элементы запускают в организме соответствующие рефлексы, повышают тонус свода стопы и свободообразующих мышц. Начинать хождение лучше в носках и в помещении, особенно если ребёнок ослаблен. Температура пола при этом не должна быть ниже 18 градусов. Для начала достаточно будет 3 минут хождения. Каждый день следует продлевать процедуру на минуту. И через неделю можно будет снять носки и начать ходить босиком.

Проблема оздоровления детей – это целенаправленная, систематически спланированная работа как педагогов, так и родителей. Взаимодействуя сообща, проводя регулярно ортопедическую гимнастику, можно добиться положительного результата. Проблема оздоровления детей – это целенаправленная, систематически спланированная работа как педагогов, так и родителей. Взаимодействуя сообща, проводя регулярно ортопедическую гимнастику, можно добиться положительного результата.

Читайте также: