Орхан памук белая крепость краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Дело в том, что в этом небольшом по объему романе почти нет того, за что его любит читатель массовый. Нет обязательной для Памука (как и для других "добрых" постмодернистов - Умберто Эко, Итало Кальвино) детективной или приключенческой интриги. Нет и "арабской ночи и волшебного востока" - того рахат-лукума, что порой привлекает в Памуке любителей всяческих "Роксолан" и Эльчинов Сафарли. Спору нет, Памук нанёс Стамбул на литературную карту мира, восточный колорит он может передавать мастерски - но не это главное в нём.

Зато в книге в избытке той неторопливой монотонности, описательности и несколько старомодной поэтичности слога, что отпугивает ценителей "сюжетца". Что, думается, и к лучшему.

Вообще Памук - яркий образчик того самого "постмодерна с человеческим лицом", о котором мы стали как-то забывать. Постмодерн - не только тотальная деконструкция, разрушение рамок, разъедающая ирония и тому подобное. В первую очередь, постмодерн - пересказ изначально "сложных" и "элитарных" вещей для массового читателя; деконструкция и трэшовый винегрет есть следствие, а не посыл постмодерна. Как и Эко, Памук наследует не модерну даже, а прямо-таки классицизму: поучает, развлекая. Или наоборот.

Изящные отсылки вроде "привета" Кальвино или безрукого эпизодического испанца в тюрьме (Сервантес) можно заметить, а можно и нет - неважно. Важны слои, истории, мысли разной степени сложности; каждый выйдет из книги со своим багажом.

И форма классическая: очередная "рукопись, найденная. " - текст о тексте. И исторический контекст. И тема двойника, всегда будоражащая. И Киплинг - Запад и Восток. И рефреном мысль о том, что разные люди проживают одинаковую жизнь, и вообще ничто не ново под луной.

Выбирайте - Памук разный, и каждый уносит из его книг столько, сколько способен поднять.


Орхан Памук - это современный турецкий писатель, широко известный не только в Турции, но и далеко за ее пределами. Является лауреатом Нобелевской премии по литературе. Премию получил в 2006 году. Его роман "Белая крепость" был переведен на несколько языков и получил широкое признание во всем мире.

О писателе

Орхан Памук родился в Стамбуле. Его родители были известными в городе инженерами и хотели, чтобы сын продолжил семейную традицию и стал инженером-строителем. По настоянию семьи Орхан после окончания колледжа поступил в технический институт в Стамбуле, но через три года успешного обучения он его бросил, решив стать профессиональным писателем, поступив с этой целью на факультет журналистики. После получения высшего образования несколько лет жил в Нью-Йорке, затем вернулся в Стамбул.

Орхан Памук является профессором Колумбийского университета, где читает лекции по истории мировой литературы и писательскому мастерству.

Орхан Памук

Начало творческого пути

Основными темами, над которыми работает писатель и старается раскрывать в своих книгах, являются противостояние Запада и Востока, а также религиозные конфликты между мусульманами и христианами. Писатель считает необходимым говорить об этом, так как это является частью истории не только страны, но и мира в целом. Однако международную известность принесла ему книга "Белая крепость".

Орхан Памук

О книге

"Белая крепость" - это крупный вклад в исследование темы "хозяин - раб", которая на протяжении веков остается самой обсуждаемой на страницах литературы. Тема остается актуальной и в наше время свободной воли. Начиная "Белую крепость" на турецком языке, Орхан Памук точно знал, чем привлечь международную аудиторию к своей книге. История Турции в период султаната всегда вызывает повышенный интерес публики, в отличие от современной Турции. Поэтому действие происходит в Средние века. Благодаря правильному направлению, "Белая крепость" стала первым произведением турецкого писателя, переведенным на английский язык. Англоязычная версия книги стала доступна зарубежным читателям в конце 1990 года. В то же время писатель переехал в Нью-Йорк и работал в Колумбийском университете, преподавая турецкий язык.

Краткое содержание

Исторический роман "Белая крепость" Орхана Памука увидел свет в 1985 году и сразу занял достойное место среди шедевров литературы. Действие книги происходит в XVII веке и рассказывает интересную историю о молодом итальянце-христианине, жителе Венеции, который волею судеб оказался захвачен в рабство и стал прислуживать в доме турка. Он имел репутацию странного человека, который был одержим исследованием высших материй и познанием Вселенной. Случилось так, что венецианец и турок были как две капли воды похожи друг на друга. На протяжении долгого времени они жили вместе и стали сильно зависеть друг от друга. Хозяин венецианца пытался разгадать загадочную историю в своей жизни. Это краткое содержание "Белой крепости". Оно встречается во многих литературных журналах мира.


Главная загадка книги

Одним из главных героев "Белой крепости" является турок по имени Хаджи. Человек удивительный и одновременно пугающий, сочетающий в себе много человеческих качеств, иногда вообще не гармонирующих между собой. Очень часто Хаджи не уверен в себе, однако не показывает это окружающим. Он мечтателен и очень раним. Любое слово, неосторожно сказанное или случайно оброненное, всегда принимает на свой счет и очень переживает по этому поводу, выстраивая необъяснимые теории. Чаще всего итогом таких размышлений становятся печальные мысли, апатия, нежелание жить и радоваться окружающему миру.


Но иногда, напротив, Хаджи считает себя венцом творения, человеком, которому удалось разгадать несколько тайн Вселенной, и от этого он считает остальных людей глупцами. Людей, живущих мирно, честно трудящихся и зарабатывающих свой хлеб тяжелым трудом, которые не стремятся учиться ничему новому.

Автор наделил героя и таким качеством, как страх, но чаще всего этот страх обращен к собственной личности. Апатия сменяется у Хаджи гордостью за самого себя.

Имея в услужении европейского христианина, герой иногда вел с ним беседы, в которых высмеивал европейскую культуру, но в то же время, противореча сам себе, робко интересовался у своего раба, как устроена жизнь в Европе и из чего состоит жизнь обычного европейского гражданина.

Все качества главного героя постоянно взаимодействуют между собой, видоизменяются, влияют друг на друга. В книге есть сцены, когда Стамбул был охвачен чумой. Хаджи боялся. Но после того, как чума из города ушла, он в самом веселом расположении духа убеждал своего раба в том, что на самом деле он ничего не боялся, а просто проверял его на прочность. В этом выражается странность турка, которую жители города иногда принимают за сумасшествие.

Орхан Памук писатель

Отзывы турецких читателей

Отзывы о книге на родной для автора турецкой земле довольно неоднозначные. Это связано с тем, что Памук открыто поднимает темы, которые турецкое правительство, по его мнению, замалчивает. Дело касается турецких армян, которые подверглись гонениям со стороны турок в прошлом. Правительство подало иск на писателя, но в связи со вступлением Турции в Европейский союз дело было закрыто.

В большинстве своем турецким гражданам, соотечественникам писателя, книга понравилась. Они увидели в ней не только выдуманную историю. Читателей действительно взволновала тема взаимодействия культур и религий, потому что современный мир наполнен войной и жесткостью.

нобелевская премия

Мнение европейских читателей

Одна из ведущих европейских газет, французская "Фигаро", на своих страницах, посвященных культурному разделу, назвала "Белую крепость" уникальным произведением, способным погрузить человека в пучину раздумий. Причем, утверждает издание, размышлять можно не только на тему религии и культуры, но и о влиянии социальной жизни человека на его восприятие мира.

Нобелевская премия

Отзывы в России

Россия всегда была самой читающей страной мира. И как только в продаже появилась книга "Белая крепость" Орхана Памука, она была распродана в течение недели.


Памук, пожалуй, единственный известный турецкий писатель, вынужден эмигрировать, что в общем говорит о многом. Тяжелобольную Людмилу Улицкую травят путинюгенд, Владимир Сорокин правда перестал писать и уехал в Берлин… Важно ли это? Важно ли отношения к писателю общества? Наверно важно, но в России общества нет и есть ли оно в Турции? Наверно, есть в Турции, как и в Иране есть честные выборы, что россиянам кажется диким и странным, но тем не менее остается фактом. То, как исторически формировалась турецкое общество можно, как мне кажется проследить по романам Памука. Хотя соединять политический процесс и литературу занятие не столько для критиков, сколько для цензоров, а уж эта судьба меня миновала совершенно, без относительно от моего к ней отношения.

Сюжет романа довольно странный. Венецианский корабль попадает в турецкий плен из-за не расторопности капитана, которого казнят. Его нерасторопность связана с тем, что он, опасаясь наказания от мусульман не приказал бить как следует гребцов. Желание понравится кому-то самый просто путь к смерти… Наш герой прикидывается врачом, хотя он, не смотря на разностороннее образование и благородное происхождение инженер. Турция находится на том уровне развития, когда простая эрудиция венецианца является для них мудростью глубины огромной. Так постепенно наш герой становится врачом Падишаха и встречается с человеком, турком, который является его точной внешней копией. Он отказывается отказаться от христианства и принять ислам за, что и становится рабом. Его дарят тому самому турку и просят его всему обучить. Они провели вместе около 20 лет и добились очень много. Турецкая копия венецианца даже становится главным астрологом. Должность эта сравнима с должностью Визиря. Влияние Падишаха так велико, что его армия осаждает Вену и захватывает деревни в Польше. Величие и могущество в ситуации полного невежества, чем не образ для современной России?

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Редко читаю рецензии и в этом случае пожалела , что не прочитала перед покупкой. Люди же предупреждали!
Заунывный бред без особого сюжета и литературного мастерства автора.
Нобелевская премия? Второй раз разочаровываюсь в справедливости ее присуждения в области литературы.
Ужасная книга! Не тратьте время.

Книга "Белая крепость" была куплена мной,чтобы продолжить знакомство с О.Памуком после произведения"Рыжеволосая женщина". К моему большому разочарованию, "Белая крепость" не зацепила меня вообще! :( Нет захватывающего сюжета, нет какой-то интриги и вполне предсказуемый конец.

Сказать, что книга разочаровала - ничего не сказать. После "Имя мне - красный" и "Стамбул. Город воспоминаний" влюбилась в Памука, в атмосферу его книг, в запах тех мест и времён, о которых он писал. Ждала того же. Ждала чуда. Чудо не случилось. На мой взгляд, книга пустая.

Нудно и тоскливо - так мне хочется оценить книгу. Практически с первых строк понятна основная мысль автора и главный поворот сюжета, а все остальные страницы - не самое яркое описание долгих лет дружбы героев (или противопоставления Востока и Запада). Памуку удалось впечатлить красотами родного города (и я снова хочу в Стамбул), немного увлечь описаниями быта, но в целом эта книга стала для меня долгой и печальной сказкой Шахерезады.

По сравнению с романом "Меня зовут Красный" эта книжка кажется очень бледной. Пресно и скучно написана, мне напомнила "Алхимика" Коэльо. Сюжет о людях, меняющихся сознанием, - условен; привязка к модному противоречию "восток-запад" совершенно абстрактна (в качестве героев могли бы выступить какие-нибудь принц и нищий, а не турок и итальянец; ничего бы не изменилось).
В общем, этот автор может писать гораздо интереснее!
"Белую Крепость" порекомендую только любителям философских обобщений.

А мне эта книга очень понравилась. Пишет он как раз очень хорошо и совсем не занудно. В этих книгах всегда есть некий философский подтекст, который не все могут понять. Именно этим они и привлекают читателя. Это одна из самых лучших Памука

Никогда, никогда еще, пожалуй, мне не попадалась настолько унылая, скучная и нечитабельная книга. Блеклость и тягомотность языка, бесформенность сюжета и дикое занудство - ее отличительные черты.
Настойчиво не рекомендую.

На мой взгляд, "начинать" Памука лучше с романа "Меня зовут красный". Здесь и занимательность сюжета (как-никак детективная линия), и живость повествования (сменяющие друг друга рассказчики), и та самая турецкая специфика, поскольку роман еще и исторический. "Белая крепость" - тоже роман исторический, но понять его смысл легче в контексте всего творчества Памука. Вообще, на мой взгляд, это автор, над которым нужно думать. Его книги легко идут только у тех, кто изначально задается главным вопросом всех его книг: кто я есть? Герои этих книг, и "Белой крепости" в частности, неизменно встают перед проблемой: где кончается моя, особая, личность и начинается нечто внешнее - другой человек, его представление обо мне, чей-то сторонний взгляд, подразумевающий, что я - христианин, мусульманин, сын, брат, муж.
Конечно, двойничество героев - не просто каприз Всевышнего, оно не задано изначально - герои превращаются друг в друга, меняются сущностями. Естественно задаться вопросом: как это возможно? Ответ таков же, каким он читается в других книгах Памука - нас создает наша память, наши воспоминания, которые способны передать другому и наш опыт, нашу идентичность, нашу самость.
Что это такое - еще один вопрос, который выходит на первый план в другой книге автора.

Читайте также: