Организационно методическая продукция в доу

Обновлено: 02.07.2024

Для реализации поставленных целей в своей работе опираюсь на теоретические основы психолого-педагогических теорий Ш. А. Амонашвили, В. Ф. Шаталова, Л. С. Выготского, Е. Н. Ильина, Д. Б. Эльконина. Основной теорией, на которой основывается моя педагогическая деятельность, является технология педагогического сотрудничества. Основными целевыми ориентациями данной технологии являются:

• переход от педагогики требования к педагогике отношений;

• гуманно-личностный подход к ребенку;

• единство обучения и воспитания.

Выстраиваю учебный процесс в рамках личностно - ориентированного обучения. Так как оно предполагает осознанную ориентацию учителя на личность ребенка, что является условием его развития. Следовательно, моя позиция предполагает:

1. оптимистический подход к ребенку и его будущему, стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и умение максимально стимулировать это развитие;

2. отношение к ребенку как субъекту собственной учебной деятельности, как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию, при этом ещё проявлять и активность;

3. опора на личностный смысл и интересы (социальные и познавательные) каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию.

Сегодня под проблемным обучением понимается учебное занятие, которое предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность детей, в результате происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и развитие мыслительных способностей.

Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах обучения: при объяснении, закреплении, контроле, она создается с помощью действий, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные признаки объекта познания, и формирует у детей следующие компетенции: учебно-познавательную, коммуникативную, социокультурную и информационную.

Решая задачи, связанные с развитием речи детей, на занятиях бурятского языка систематически обращаюсь к работе с текстом, его комплексному анализу. В работе с текстовыми упражнениями придерживаюсь следующих условий: текст должен иметь воспитывающий-познавательный характер, что позволяет воздействовать на нравственно - эстетические качества личности ребенка, совершенствовать его знания о мире и своим содержанием поддерживать интерес к бурятскому языку. Комплексный анализ текста способствует систематизации знаний, преемственности в обучении, дает возможность повторить ранее изученный материал. При этом задания не только проверяют теоретическую грамотность ребенка, но и призваны стимулировать мыслительную деятельность, образное мышление. В своей работе комплексный анализ текста применяю как средство речевого развития дошкольников, способ контроля знаний и подготовки по итоговому занятию.

Но самым главным на занятии бурятского языка считаю развитие речи и воспитание личности, способной отстаивать свое мнение. Поэтому больше внимания стараюсь уделять диспуту, который начинается с постановки проблемного вопроса педагогом.

Занятие-диспут, занятие-дискуссия – наиболее развернутые формы самостоятельной деятельности детей, наиболее яркое проявление технологии проблемного обучения, где формируются коммуникативная, учебно-познавательная компетенции. Такие занятия являются одной из важных форм активизации учащихся посредством поднятия интереса к обучению, как учебному предмету, развивают устную речь, стимулируют творческую самостоятельность.

По этой же причине я применяю в своей работе следующие методы: метод проектов, метод глубокого ситуативного анализа, исследовательский метод, метод ролевой игры. Само применение данных методик помогает развить в детях такие важные для дальнейшей жизни качества как: коммуникабельность, социальная активность, умение правильно представить своё мнение и выслушать мнение другого человека. Применение вышеперечисленных методик помогает создать на уроке атмосферу взаимопонимания.

Для подготовки детей на занятиях применяю тестовые материалы, карточки с заданиями, провожу проверочные работы по диагностике. Такая форма работы помогает детям в дальнейшем успешно пройти диагностическое обследование по бурятскому языку.

Также в моей работе практикуется проведение нестандартных форм занятий с применением компьютерных презентаций. Мною накоплена уже достаточно большая коллекция презентаций к занятиям. Кроме этого, в своей работе я использую материалы и других цифровых образовательных ресурсов, имеется собственная коллекция дисков, содержащих дополнительную информацию к занятиям.

Современный педагог имеет возможность пользоваться всеми информационными ресурсами исходя из своих потребностей, целей и этапов конкретного занятия. Диапазон возможностей информационных технологий гораздо шире и зависит от фантазии, творчества и технической подготовленности педагога. Применение информационных технологий в преподавании бурятского языка не только интенсифицирует процесс обучения, но и повышает мотивацию современных дошколят к занятиям, стимулирует его познавательный интерес и повышает эффективность групповой и самостоятельной работы. Успешность любой педагогической технологии зависит от личности педагога и психологически грамотной направленности его педагогической деятельности.

Информационно-обучающие программы более сложны в исполнении. Это может быть презентация или слайд с материалами занятия, которые дополнены ссылками на электронные справочники, словари, по предмету или на электронные библиотеки.

Тестирующие программы как способ контроля очень широко распространены в современном дошкольном учреждении: это варианты от простых карточек с рисунками до сложных многоуровневых программ. С помощью программного обеспечения педагог может разработать различные материалы. Это могут быть карточки с заданиями, тесты, опорные конспекты, схемы и т. д.

Акцентирую внимание на практическую направленность обучения бурятскому языку. В зависимости от темы и цели программного содержания стараюсь выбрать оптимальную форму проведения занятия: уроки-соревнования, викторины, итоговые занятия. Они способствуют творческому осмыслению материала, воспитанию самостоятельности детей в овладении знаниями, формированию навыков монологической и диалогической речи. На занятиях-соревнованиях или викторинах осуществляю групповую работу, что способствует воспитанию коллективизма, создаются условия для раскрытия и проявления индивидуальных особенностей детей. Также, на таком занятии создается атмосфера сотрудничества ребенок-дети, а участие консультантов и подсказок на этапе проверки обеспечивает сотрудничество педагог – дети.

При этом использую формы работы: индивидуальную, работу в парах, в группах, фронтальную, самостоятельную, работу со схемами, опорными сигнальными карточками, с учебниками. Также использую интерактивные технологии, начинаю с работы в парах. Пара – идеальная форма для сотрудничества и взаимопомощи. В паре дети могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденный материал. Это позволяет разнообразить занятия, создать ситуацию успеха, мотивировать детей на добывание знаний. Наличие эффективных форм работы, индивидуальный подход к детям приводят к успешности обучения бурятскому языку.

Таким образом, современные педагогические технологии, используемые на моих занятиях, помогают достичь поставленных целей обучения.

Для взаимодействия с детьми на занятиях и вне их, обеспечения сотрудничества обучающихся на занятиях я стараюсь создавать атмосферу доверия, взаимного уважения между воспитателем и учеником, вовлекать детей в активную самостоятельную деятельность. На своих занятиях я применяю приёмы включения всех детей в активную мыслительную деятельность. Стараюсь тщательно продумывать занятия, чётко ставить цели и задачи, правильно использовать средства обучения, ориентируя детей на приобретение знаний по теме, определяя воспитательную направленность занятия.

Добиваюсь, чтобы для моих занятий были характерны принципы научности, высокая плотность содержания, активизация деятельности детей. Ребятам предоставляю возможность для самовыражения. Диалогическая и монологическая речь детей по теоретическим вопросам чередуется с разными видами практической работы.

Я считаю, что уровень познавательной деятельности детей на моих занятиях выше среднего. Для развития интереса использую следующие виды работ: применение учебных пособий, раздаточные материалы, карточки с заданиями разнообразных тестов, которые наиболее трудных слов и т. д. ; использование на занятии компьютеров; проектная деятельность.

Дидактические материалы системы Марии Монтессори как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста

Дидактические материалы системы Марии Монтессори как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста Что такое сенсорное развитие? Сенсорное развитие (от латинского sensus – чувство, ощущение) это формирование у воспитанников процессов восприятия.

Как составить методические рекомендации. Информация для педагогов ДОУ Методические рекомендации – это один из видов методической продукции (наряду с методической разработкой, методическим пособием, дидактическим.

Методические материалы к родительскому собранию по работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью Составитель: педагог-психолог М. В. Сапранкова Актуальность: Данные материалы будут полезны в первую очередь педагогам-психологам, воспитателям.

Методические материалы по итоговому сочинению 2017–2018 Направления тем Комментарии к направлениям Комментарии понятий (возможные тезисы) Примерные формулировки тем Примеры произведений Цитаты.

Методические рекомендации по содержанию речевого центра в группах ДОУ Методические рекомендации по содержанию речевого центра в группах ДОУ Дидактический материал в речевом уголке: материал по развитию.

Технология интегрированного занятия в ДОУ (методические рекомендации для воспитателей и специалистов ДОУ) Технология интегрированного занятия в ДОУ (методические рекомендации для воспитателей и специалистов ДОУ) Подготовила: Колмакова Ирина Сергеевна,.

Методисты и педагоги дополнительного образования оформляют результаты своей деятельности в трех основных видах методической продукции: информационно- пропагандисткой, организационно – инструктивной и прикладной.

ВложениеРазмер
vidy_metod.doc 79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Виды методической продукции

Деятельность педагога дополнительного образования, методиста, немыслима без методического обеспечения.

С точки зрения содержания, методическое обеспечение – это необходимая информация, учебно-методические комплексы, т.е. разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации программно-методической, научно-экспериментальной, воспитательной, организационно-массовой, досугово – развлекательной деятельности педагогических работников системы дополнительного образования детей.

Как вид деятельности, методическое обеспечение - это процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции, на оказание методической помощи различным категориям педагогических работников, на выявление, изучение, обобщение, формирование и распространение положительного педагогического опыта.

Методически обеспечить какой-либо вид деятельности – это означает: вовремя прийти на помощь реализатору этой деятельности, методически грамотно устранить затруднения, предоставить обоснованные ответы на возникающие вопросы, связанные с организацией и осуществлением педагогической, методической, воспитательной, образовательной деятельности.

Виды методической продукции, разрабатываемые педагогическими работниками в системе доп.образования.

Методисты и педагоги дополнительного образования оформляют результаты своей деятельности в трех основных видах методической продукции: информационно- пропагандисткой, организационно – инструктивной и прикладной.

Методическая продукция - один из способов выражения и распространения методических знаний. Совокупность методической продукции составляет информационно-методический фонд (методическую копилку).

Информационно – пропагандистская методическая продукция: методическое описание, аннотация, информационный плакат, информационно – методическая выставка, реферат , буклет. Данный вид методической продукции содержит сведения, подлежащие распространению, разъяснения приемов и методов, анализ опыта, описания педагогических технологий, ориентирует в текущих событиях, пропагандирует наиболее важные и актуальные направления педагогической деятельности.

Методическое описание содержит сведения, подлежащие распространению проведенного воспитательного дела, увиденного события или средств его проведения. Часто повествование идет от первого лица, присутствуют личные впечатления, эмоции. Требование к методическому описанию – подробное описание и разъяснение события, действия.

Аннотация – это краткое изложение сути, содержания и главных особенностей методического пособия, разработки, сведений об авторе. Аннотация раскрывает назначение данного материала. В ней обязательно указывается , кем и где может быть использована эта методическая работа. В методической службе аннотация применяется и для самообразования при подготовке к личной аттестации.

Информационный плакат позволяет ознакомить широкий круг людей с предстоящими событиями любого типа или итогами их проведения. Как правило, он предназначен для всеобщего обозрения, поэтому размер, оформление плаката должны быть соответствующими. Информационные плакаты могут также рекламировать и пропагандировать печатные издания из опыта работы, информирующие об адресах этого опыта, календарные планы работы детских объединений центра и т.д.

Информационно – методическая выставка организуется с целью ознакомления и пропаганды методической литературы (в том числе из опыта работы). Выставка может быть посвящена определенной теме, рассказывая об опыте работы того или иного педагогического коллектива или педагога, может также знакомить с новинками научно – методической и педагогической литературы.

Выставка может быть:

  1. стационарная, работающая в течение долгого времени;
  2. временная, действующая накануне праздников или по итогам учебного года;
  3. передвижная, фонд которой можно вывезти в дошкольное образовательное учреждение, школу, в детский оздоровительный лагерь и т.д.

В своей структуре методическая выставка имеет название точно отражающее, тему выставки, ее назначение; адресат, разделы выставки.

Реферат – самая объемная из всех работ описывающего характера. Реферат – это краткое изложение в письменной форме содержания одной или нескольких книг, статей, научных работ или критический обзор источников. Это итог углубленной самостоятельной работы над определенной темой. Реферат должен отражать и точку зрения автора на рассматриваемую проблему, накопленный результативный опыт. Реферат не содержит поучительных аннотаций, а описывает имеющийся материал. По характеру информации он носит информационно-аналитический или пропагандистский характер, привлекает внимание к актуальным проблемам и темам. Педагогический работник в реферате демонстрирует теоретические и практические навыки по определенной проблеме; показывает умение изучать, систематизировать, обобщать и делать выводы.

Примерная структура реферата:

- тема реферата, автор, занимаемая должность, место работы;

- введение (содержит краткий анализ избранной программы, обоснование актуальности;

во введении определяются предмет, цели и задачи предстоящего исследования, описываются методики и технологии исследования);

-теоретическая часть ( включает авторские разработки, описание позитивных, негативных результатов самостоятельной исследовательской деятельности, педагогические технологии и т.д.). Эта часть обычно бывает большой по объему и содержит ряд разделов.

- заключение (содержит определенные выводы по результатам проведенного исследования );

- приложения ( прикладная методическая продукция по итогам исследовательской и педагогической деятельности).

Буклет- Издание особой формы, отпечатанное на одном листе, сложенном в тетрадь ширмообразно или иным способом.

Описание передового педагогического опыта включает в себя

- наименование опыта, автор, группа авторов или образовательное учреждение, адрес;

- обоснование актуальности опыта и его значении для повышения уровня образовательного процесса; вид опыта по уровню новизны (новаторский, рационализаторский и др.);

- теоретическая база опыта (сущность опыта), его технология (система конкретных действий, форм, методов и приемов работы);

- ведущая педагогическая идея, вытекающая из данного опыта;

- возможность применения данного опыта в массовой практике.

Организационно – инструктивная продукция: инструктивно–методическое письмо, методическая записка, методическая памятка, методические рекомендации, методическая разработка, тематическая папка, образовательная программа. Данная продукция имеет свою специфику: предлагает , указывает, разъясняет цели и порядок действия, технологии и методики организации образовательного процесса, проведения мероприятий, акций, демонстрирует возможные приемы и формы организации массовых дел.

Инструктивно – методическое письмо включает указания и разъяснения, вытекающие из нормативного документа вышестоящей организации: определяет круг функций и деятельности педагога или педагогического коллектива по выполнению решений вышестоящих органов, раскрывает более полно содержание нормативных документов, положений, приказов, однако, без разъяснения частных методик и рекомендаций. Как правило, инструктивно – методическое письмо составляется вышестоящими организациями и адресовано одной или нескольким категориям работников. Руководителям направляются региональные инструктивные письма обычно из государственных органов управления образованием, на основании этих писем может быть разработано учрежденческое инструктивно – методическое письмо для соответствующих категорий педагогических работников.

Методическая записка дает пояснения к методическим материалам, изложенным более сжато (планам, графикам, таблицам, схемам). Методическая записка должна дать ответ на следующие вопросы: какие задачи решаются данной методической работой, кому она адресована, на основании каких документов, фактов, составлена методическая работа, какова система изложения материала.

Методическая памятка содержит краткие, самые важные сведения о выполнении каких-либо операций или осуществлении каких- либо функций. Наиболее распространенный вид методической продукции, позволяющий в сжатой форме дать алгоритм действий, круг обязанностей, перечень советов. Памятка невелика по объему, обычно не более 1 машинного листа, имеет точного адресата в виде краткого обращения или просто названия. Изложение материала лаконично, без повторений, как правило, по пунктам.

Методические рекомендации – методическое издание, содержащее комплекс кратких и четко сформулированных предложений и указаний, способствующих внедрению в практику наиболее эффективных методов и форм обучения и воспитания. Методические рекомендации разрабатываются на основе изучения или обобщения опыта педагогов ОУ или проведенного исследования.

Создаются для оказания помощи педагогическому коллективу, педагогу в выработке решений, основанных на достижении науки и результативного педагогического опыта . Их задача – рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий, применительно к определенной группе или мероприятий (воспитательных дел, деятельности). В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих методику на практике. Рекомендации имеют точный адрес.

Примерная схема написания рекомендации:

Вступительная часть – пояснительная записка, где обосновывается актуальность, необходимость данных рекомендаций, дается краткий анализ положения дел по данному вопросу, указывается адрес, разъясняется, какую помощь призвана оказывать настоящая работа.

Изложение главного тезиса, что именно рекомендуется сделать по улучшению существующего положения.

Методические указания по решению организационных вопросов.

Примерные варианты проведения с советами как лучше сделать, на какие трудные моменты обратить внимание, какие технические и другие средства использовать и т.д.

Описание перспективы результатов рекомендованного, какие задачи поможет решить, какое конкретное действие окажет на участников, чему научит. Здесь же дается краткое перечисление других форм работы, способных закрепить образовательный эффект, развить приобретенные навыки.

Методические рекомендации содержат список рекомендованной литературы при подготовке данной работы, а также Ф.И.О. автора, год написания, внутреннюю рецензию, выданную Методическим советом ОДОД, группой специалистов и т.д.

Методическая разработка – комплексная форма , включающая в себя рекомендации по планированию, организации и проведению отдельных массовых мероприятий, методические советы, сценарии, планы выступлений, выставок и т.д. Помогает лучше понять теоретические идеи и практические возможности рекомендованного материала.

Примерная схема методической рекомендации :

- название разработки, название и форма проведения мероприятия, пояснительная записка, в которой указываются цели и задачи, предлагаемые методы, возраст детей, на которых рассчитано мероприятие, условия для его проведения, оборудование, оформление (технические средства, варианты текстов, плакатов); методические советы на подготовительный период, сценарный план, ход проведения , сценарий, где соблюдаются все композиционные, сюжетные части; методические советы организаторам и постановщикам (на какие особо важные моменты следует обратить внимание, каких ошибок необходимо остерегаться, где лучше проводить и т.д.); методические советы на период ближайшего последействия (как подвести итоги, какие дела провести для закрепления полученного результата и т.д.); список используемой литературы, Ф.И.О. автора разработки, должность, место работы.

Методическая папка ( ОМК ) объединяет:

-нормативные документы, определяющие деятельность в данном направлении;

- прикладную методическую продукцию;

- разработки конкретных дел, сценарии проведенных мероприятий;

- материалы из опыта работы;

- приложения (дидактический материал).

Образовательная программа - это нормативный документ, отражающий концепцию педагога в соответствии с заявленными целями деятельности, условиями, ресурсным обеспечением, специальным содержанием, методами и технологией достижения гарантированных положительных результатов. Это – индивидуальный образовательный маршрут обучающегося, пройдя который он может выйти на тот или иной уровень воспитанности, обученности, прогнозируемый педагогом – разработчиком.

Прикладная методическая продукция: сценарий, тематическая подборка, картотека, методическая тема, документация учебно-методической продукции , представляет собой вспомогательный материал, иллюстрирующий, более полно раскрывающий тему, отраженную в других видах методической продукции.

Сценарий – самый распространенный вид прикладной методической продукции.

Сценарий – это конспективная подробная запись праздника, любого дела. В сценарии дословно приводятся слова ведущих, актеров, тексты песен. В ремарках даются сценические указания: художественное оформление, световая партитура, движение участников на сцене и т.д.

Для облегчения работы, текстовый материал размещают ближе к правой стороне листа, а ремарки ближе к левой.

Тематическая подборка необходима при накоплении материалов для написания рекомендаций, сценариев. Это может быть подборка стихов, песен, игр, описание КТД, цитат, поговорок, фотографий, рисунков и т.д. на одну определенную тему. Тематическая подборка оформляется в папку для бумаг, в скоросшиватель, в альбом, в большие конверты или в др.

Картотека – это систематизированное в алфавитном порядке (как правило – по темам или направлениям) собрание карточек со сведениями и материалами по методической работе. Карточки могут быть: методической литературы, газетных и журнальных статей, методических разработок; диатека; видеотека, фонотека; игр; поговорок; цитат и др. Картотека состоит из специальных каталожных карточек, заполненных по определенной схеме. По форме каталог может представлять собой либо каталожные карточки, объединенные в картотеку, либо папку – скоросшиватель с подборкой материалов.

Методическая тема – это конкретное направление, связанное с изучением и разработкой методических аспектов определенной проблемы, предмет методического исследования. Выбор методической темы обусловлен личным практическим педагогическим опытом методистов, педагогов, потребностями субъектов взаимодействия, спецификой работы.

Этапами работы могут быть выбор и обоснование темы; определение целей и задач; составление плана; отбор форм и методов работы над темой; накопление, систематизация и анализ теоретического и практического материала по теме; экспериментальная проработка материала, конструирование опыта; выпуск методической продукции; определение значения наработанного и сферы его применения.

Документация учебно–методической продукции включает разработку поурочных планов, образовательных программ, учебно–методических пособий, предназначенных для внедрения в систему дополнительного образования детей.

Поурочный план представляет собой документ, в котором отражается тема, концепция, содержание и результаты конкретного учебного занятия.

При составлении плана-конспекта педагог имеет право выбрать полезную и удобную для себя модель занятия; главное – чтобы занятие отличалось целостностью и единой логикой развертывания деятельности педагога и воспитанников.

В плане указываются:

  • название объединения, в котором проводится занятие;
  • Ф.И.О. педагога (полностью);
  • дата и время проведения;
  • возраст воспитанников;
  • тема занятия;
  • цель занятия и задачи (обучающие, воспитательные, развивающие);
  • тип занятия;
  • форма проведения занятия;
  • формы организации занятия;
  • методы обучения;
  • средства обучения;
  • оснащение занятия;
  • литература;
  • ход проведения занятия

Очень важно, чтобы занятие было профессиональным, проблемным, чтобы в результате взаимодействия и диалога педагога и воспитанников в душе каждого остался праздник творчества.

Онлайн-книги

Покровская М.Б. Справочник издателя и автора: Редакционно-издательское оформление издания [Текст] /М.Б. Покровская //Библиотечная жизнь Белгородчины:сб. Вып.1 (27). – Белгород, 2005. – С.49-62

Комментарии о возможностях использования и результативности данного материала:

Вареативность и мобильность предлагаемого материала очевидна. Содержание данного мастер-класса рассчитано на молодых педагогов. Но с успехом был проведен и с молодыми методистами, и с педагогами со стажем. Кроме того, данным материалом может воспользоваться любой методист, руководитель структурного подразделения или педагог-стажист, для организации работы с педагогами.

Сильной стороной данной разработки является предлагаемые методические комментарии и пояснения к этапам работы. Они

позволяют лучше понять содержание мастер-класса и конкретной работы во время его проведения;

дают возможность варьировать содержание этапов в зависимости от особенностей конкретной группы педагогов, имеющихся методических материалов для демонстрации;

экономят время при подготовке;

снижают трудозатраты методиста для достижения результативности обучения.

Данный мастер-класс результативен. Он был проведен:

По результатам рефлексии (122 чел.)

Мастер-класс

Тема: Виды методической продукции.

Цель: повысить компетентность педагогов в области учебно-методического обеспечения образовательной программы.

Конкретизировать понятие УМК. Показать сходство и различия учебно-методического комплекта и учебно-методического комплекса. Познакомить с классификацией УМК и его составляющими.

Формировать умение планировать содержание УМК (отдельного занятия, раздела образовательной программы).

Оборудование: мультимедиапроектор, ноутбук, столы и стулья по количеству приглашенных на мастер-класс, листы белой бумаги (20-30 шт.), шариковые ручки (10 шт.), лист ватмана для рефлексии, маркеры (5-6 шт.)

Список использованных источников:

Покровская М.Б. Справочник издателя и автора:Редакционно-издательское оформление издания [Текст] /М.Б. Покровская //Библиотечная жизнь Белгородчины:сб. Вып.1 (27). – Белгород, 2005. – С.49-62

Все вы знаете, что в период осенних каникул в ДОУ и Центре прошел смотр-конкурс учебных кабинетов по следующим критериям (СЛАЙД).

Особое внимание в этом смотре-конкурсе было уделено методическому оснащению кабинетов, а точнее - выявлению опыта педагогов по формированию УМК к образовательным программам. Из материалов, представленных педагогами видно, что работа ведется, но существует некоторое недопонимание, что же такое УМК и его содержимое.

Давайте попробуем разобраться.

(СЛАЙД) Аббревиатура УМК – расшифровывается как учебно-методический…

А вот здесь возникает еще один вопрос К - комплекс или комплект? (педагоги высказывают свое мнение)

Мнения разделились… Предлагаю вернуться к этому вопросу в конце мастер-класса.

1-ый уровень – УМК отдельно взятого занятия.

2-ой уровень – УМК к разделу образовательной программы.

3-ий уровень – УМК образовательной программы.

Что же входит в УМК. (ответы педагогов)

Каждый здесь сидящий давал открытые занятия. Вспомните и назовите методическую продукцию, которая была подготовлена вами к этим занятиям (Ответы: конспект или сценарий занятия, наглядный материал, карточки для обучающихся, творческие задания, карты…). Все вами перечисленное и составляет УМК отдельного занятия. Но при этом необходимо отметить, что необязательно вся эта методическая продукция должна быть разработана к каждому занятию! Необходимо дифференцировать наполняемость УМК занятия в зависимости от его целей, состава группы обучающихся, имеющихся возможностей (технических, интеллектуальных, ресурсных и т.д.)

УМК к разделу образовательной программы состоит из УМК отдельных занятий по данному разделу (показать).

И соответственно УМК образовательной программы составляют УМК к разделам программы (показать).

Конечно же, вы понимаете, что такой объем работы качественно выполнить невозможно в короткий срок. Такая работа ведется напротяжении всей педагогической деятельности: меняются группы обучающихся, требования времени, технические средства и т.д. Вам продемонстрирован опыт оформления УМК к которому необходимо стремиться. Ежедневная добросовестная подготовка к занятию, ваша заинтересованность в разработке новых методических идей постепенно поможет собрать свой уникальный УМК к программе.

Уровни УМК теперь понятны. Но возникает вопрос, какая методическая продукция может составлять УМК занятия или раздела? (Методическое пояснение:

Вариант 1. Методистом выслушиваются и конкретизируются ответы. После обсуждения методист, опираясь на содержание слайдов, рассказывает о составляющих УМК и показывает лучшие материалы из опыта работы педагогов учреждения, тем самым презентуя их. Материалы лучше оформить в виде выставки на специальном выставочном стенде (стойке)

Вариант 2: Группа делиться на несколько подгрупп (по желанию) и сортируют материалы в соответствии с предлагаемой классификацией.

Разрешите вам представить классификацию методической продукции, которая может составлять УМК:

(СЛАЙД) Программные материалы. Сюда относятся… (образовательная программа и тематическое планирование, КТП)

Практические материалы. Какие?

сборники (задач, упражнений, контрольных материалов, лабораторных работ и пр.);

рабочие тетради для обучающихся;

информационный материал (газетные, журнальные статьи, информация с интернет-сайтов и пр.);

тематическая подборка (стихов к празднику, игр, динамических пауз и пр.).

Методическую продукцию можно классифицировать следующим образом: по периодичности, адресату, характеру информации, инновационному потенциалу и функциональному назначению.

Информационно-методическая продукция

Назначение информационно-методической продукции состоит в том, чтобы, используя различные ее виды, изложить сведения, подлежащие распространению; проанализировать передовой опыт специалистов социального обслуживания; разъяснить, как применять инновационные технологии и т. д. К информационно-методической продукции относятся аннотация, бюллетень, газета, газетное издание, вестник, информационно-методическая выставка, листовка, методический информационный справочник, методический комментарий, методическое описание, портфолио, рекомендательный библиографический список (указатель), реферат, словарь.

Аннотация — краткая характеристика содержания книги, методического пособия, разработки. В ней раскрывается социально-функциональное и читательское назначение методического материала, его форма и другие особенности.

Бюллетень выпускается с целью оперативного и систематического оповещения специалистов социального обслуживания о новинках литературы, об инновационных формах работы и т. д. В бюллетене публикуются нормативные правовые акты, регулирующие деятельность учреждений социального обслуживания. Специфической особенностью этого вида методической продукции является официальный характер материалов, включаемых в бюллетень.

Газета — периодическое текстовое листовое издание, содержащее официальные материалы, оперативную информацию и статьи по актуальным вопросам социального обслуживания, а также литературные произведения, иллюстрации, фотоснимки, рекламу. В газете используются различные жанры. Событийная информация публикуется в виде заметок, интервью, репортажей, отчетов, а аналитические произведения — в виде очерка, зарисовки, фельетона. Газета используется для обмена мнениями по вопросам организации процесса социального обслуживания, совершенствования профессионального мастерства специалистов, повышения их квалификации.

Газетное издание — листовое издание в виде одного или нескольких листов печатного материала установленного формата.

Вестник — выпускаемое учреждением периодическое или продолжающееся издание, в котором публикуются материалы, статьи научного, информационного, методического характера, нормативные правовые акты.

Информационно-методическая выставка — наглядная форма ознакомления специалистов социального обслуживания с новинками литературы, методических материалов, освещающих передовой опыт работы в системе социального обслуживания, и других видов методической продукции. Обычно выставка посвящается определенной теме, в соответствии с которой подбираются методические материалы. В зависимости от времени действия выставка может быть временной и постоянной, в зависимости от расположения — стационарной, передвижной или выездной. В структуру методической выставки входит заголовок, отражающий ее тему и назначение; адресат; разделы выставки (название, подзаголовок, эпиграф); аннотации литературы.

Листовка — непериодическое текстовое листовое издание.

Методический комментарий может быть частью описания, анализа, рекомендации, если после изложения основного тезиса комментируются положительные и отрицательные стороны анализируемого события.

В методическом описании путем простого изложения подробно сообщается об интересном событии, проведенном массовом мероприятии или о том, как его можно провести.

Портфолио — собрание документов и иных материалов, характеризующих опыт работы или достижения в какой-либо деятельности.

Рекомендательный библиографический список (указатель)- библиографический список (указатель), назначение которого — помочь специалисту в выборе литературы для углубленного изучения темы и расширения познаний в какой-либо области.

Реферат — краткое изложение содержания документа или его части, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с документом и определения целесообразности обращения к нему. По характеру информации он носит информационный характер. Описательно-информационный стиль реферата используется в том случае, если задача состоит в создании целостной картины развития той или иной отрасли науки или практики. Рекомендательный характер присущ реферату, освещающему узкую тему, где отбор материала и характер его обработки направлены на популяризацию наиболее значимого и ценного материала. При написании реферата рекомендуется указать следующее: тему реферата, его цель, фамилию, имя и отчество автора, план изложения темы, метод и методологию работы, область применения результатов, выводы, библиографию, приложения.

Рецензия — критическое сочинение, содержащее анализ и аргументированную оценку авторского оригинала или вышедшего в свет издания.

Словарь — справочное издание, содержащее упорядоченный перечень слов, словосочетаний, фраз, терминов, имен и иных языковых единиц, снабженных относящимися к ним справочными данными. Словарь представляет собой глоссарий (совокупность терминов, требующих прояснения) и соответствующие ему дефиниции (определения терминов).

Организационно-методическая продукция

Назначение этого типа методической продукции заключается в разъяснении целей, порядка организации и проведения массовых мероприятий. К организационно-методической продукции относятся инструктивно-методические письма, инструкции, методические записки, методические разработки и рекомендации, памятки, положения.

Инструкция – 1)нормативный акт, издаваемый руководителями центральных и местных органов государственного управления в пределах их компетенции на основании и во исполнение законов, указов, постановлений и распоряжений Правительства и актов вышестоящих органов государственного управления; 2)собрание правил, регламентирующих производственно-техническую деятельность.

Методическая записка дает пояснения к методическим материалам, изложенным сжато (планы, графики, таблицы), и освещает следующие вопросы: решению каких задач способствует данная методическая работа, кому адресована, на основании каких документов и фактов составлена, система изложения материала.

Положение о структурном подразделении — основной документ, определяющий статус, задачи и функции структурного подразделения, а также отражающий основные направления и содержание работы, структуру, штаты и управление, включая права и ответственность.

Положение о массовом мероприятии — документ, регламентирующий порядок организации и проведения массовых мероприятий в системе социального обслуживания.

Методические рекомендации и методические разработки

Наиболее распространенными методическими изданиями учреждений социального обслуживания являются методические рекомендации и методические разработки.

Методические рекомендации — комплекс предложений и указаний, способствующих внедрению наиболее эффективных методов и форм работы для решения какой-либо проблемы специалиста социального обслуживания

Назначение методических рекомендаций заключается в оказании помощи кадрам в выработке решений, основанных на достижениях науки и передового опыта с учетом конкретных условий и особенностей деятельности. При работе над методическими рекомендациями автору необходимо четко определить цель работы, подчинив ей все содержание; обязательно указать, кому адресованы рекомендации; дать рекомендации о том, какими передовыми социальными технологиями надо пользоваться. Если речь идет об обобщении передового опыта, необходимо раскрыть, какими методическими приемами и способами достигаются успехи в процессе деятельности специалиста.

Подготовка к написанию методических рекомендаций включает в себя следующие этапы:

  1. Выбор актуальной темы.
  2. Изучение источников по избранной теме.
  3. Составление плана.
  4. Накопление фактического материала.
  5. Подбор наиболее ярких, характерных фактов для обоснования приведенных положений и рекомендаций.
  6. Распределение содержания работы по разделам.

Примерная структура методических рекомендаций:

  1. Вступительная часть — пояснительная записка, где обосновывается актуальность и необходимость данной работы, определяется цель составления данных методических рекомендаций, дается краткий анализ положения дел по данному вопросу, разъясняется, какую помощь призвана оказать работа, указывается адрес.
  2. Основная часть. Содержание этой части состоит из анализа и описания передовых технологий, которыми пользуются специалисты для достижения поставленных целей. Одновременно указывается, что именно рекомендуется делать для исправления и улучшения существующего положения, дается описание перспективы результатов использования рекомендаций.
  3. Заключение. Здесь излагаются краткие, четкие выводы, логически вытекающие из содержания методических рекомендаций.
  4. Список использованной и рекомендуемой литературы.(Список литературы дается в алфавитном порядке с указанием автора, полного названия, места издания, издательства, года издани)
  5. Приложения (памятки, схемы, графики, рисунки, фотографии, планы-конспекты занятий и т. д.).
  1. вступительный очерк (обращение организаторов мероприятия к участникам, вступительное слово редактора сборника и т. д.);
  2. материалы докладов (статьи) по секциям конференции;
  3. решение (резолюция) или рекомендации, выработанные по итогам работы участников мероприятия.

Харитонова Н.П.. Методическая продукция. Виды. Содержание. Оформление: Профессиональный справочник методиста Вып. 1– Витебск: ООВР, 2000.

Читайте также: