Орфограммы в стихах для начальной школы

Обновлено: 05.07.2024

В подборку вошли запоминалки и стихи про основные правила русской грамматики: правописание гласных в словах, непроизносимых согласных, частиц, а также стихи про части речи и другие полезные материалы.

ЧУ пиши с буквой У

Я грамотно писать хочу.
Слова на "чу" учу, учу;
Чулок, и чудо, и чугун,
Чумазый, чучело, ворчун.
Я не кричу и не ворчу.
Всех их пишу я с буквой "У".

ЧА пиши с буквой А

Мы все пишем "ча-ча-ча":
Чаща, туча, саранча,
Дача, куча и свеча,
Чайник, чай и каланча.
Мы запомним навсегда:
Пишем только с буквой "А".

Правописание приставок на "З" и "С"

Не забудьте, что приставки
Раз-, из-, воз-, низ-, чрез- и без-
Пред согласными глухими
Быстро сменят "з" на "с".

Частица НЕ

Запоминалки по русскому языку

Запоминалки по русскому языку. Фото - фотобанк Лори


Весёлая грамматика

Существительное – школа,
Просыпается – глагол.
С прилагательным весёлый
Новый школьный день пришёл.

Встали мы – местоименье,
Бьёт числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.

Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.

Не и ни – у нас частицы,
Нам их надо повторять.
И при этом не лениться
И ни часу не терять!

После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья: ох и ах!

А потом у тёплой печи
Повторяем части речи!


Автор междометия

Филин ухает УХ,
Филин ухает УХ,
Филин ухает УХ до рассвета.
Значит, видимо, он,
Позабывши про сон,
Изобрёл междометие это.

Бутерброд и предлоги

Что такое бутерброд?
Это — НА,
И это — ПОД.
Что кладется сверху — НА.
Масло, рыба, ветчина,
Огурец, икра и сыр
И кусочек колбасы.
Только хлеб кладется ПОД —
И выходит бутерброд.

Песенка про существительное

Вещи, люди и цветы,
Носороги и коты,
Джинсы, майки и штиблеты –
Называются ПРЕДМЕТЫ.

Шубы, шапки и зонты,
Гвозди, гайки и винты,
Сёла, города, планеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

Ах, какие все слова восхитительные!
Называются они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

Небоскрёбы и мосты,
Уши, ноги и хвосты,
Булки, яблоки, котлеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

Ручки, ластики, листы,
И отвёртки, и болты,
Звёзды, облака, кометы –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

Ну какие же слова поразительные!
Называются они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

Зайцы, мышки и кроты,
Пальмы, ёлки и кусты,
Мухоморы и конфеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

Кубики и колобки,
Куклы и снеговики,
И компьютер, и дискеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

До чего же все слова изумительные!
Не забудьте, все они – СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

Мухи, комары, сверчки,
Мотыльки и светлячки,
Книжки, письма и газеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

Да, давно сказать пора:
Доктора и повара,
Журналисты и поэты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

Все младенцы, и банкиры,
Лётчики и пассажиры,
Дяди Коли, тёти Светы
(И они у нас – ПРЕДМЕТЫ!)
ПОСЫЛАЮТ ВАМ ПРИВЕТЫ!

Имя существительное

Существительных в природе
При любой найдёшь погоде.
Кто? и Что? – вопрос задай
И спокойно отвечай.

Это кукла, это книжка,
Это кошка, это мышка.
Всё так просто и понятно,
Увлекательно, занятно.
На вопросы Кто? и Что?
Отвечать оно должно.

Запоминалка для слов-половинок

(В остальных случаях ПОЛ пишется слитно.)
(И. Асеева)

Я учу глаголы

Я пришёл из школы,
Я учу глаголы…

Мне их выучить – пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так –
Новый метод этот:

Я и прыгал!
Я и двигал!
Я и топал!
Я и пел! –
До тех пор, пока в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел…

Открываю: наш сосед
(Он живёт под нами).
Не причёсан,
Не одет –
В тапках и в пижаме…

Он кричит:
– Прошу прощенья!
Это что – землетрясенье?!
Или, может быть, слоны
Надо мной поселены?!
Или, может быть, у вас
Школа вся гостит сейчас?!

– Уважаемый сосед,
Никого в квартире нет…
Я пришёл из школы
И учу глаголы…

Глаголы-помощники

Под корягой гриб стоял.
На ветру листок плясал.
На цветке пчела сидела,
А на ветке птица пела.

Лопотал ручей в корнях,
Спали бабочки на пнях.
Пил жучок с листка росу
Жарким днём в густом лесу.

Всё летало, спало, пело
И по делу, и без дела.
Птица, бабочки, листок –
Каждый действовал как мог.

В этом действии весёлом
Помогали им глаголы.

Задание: сосчитайте все глаголы в стихотворении.

Глагол

Задание: сосчитайте все глаголы в стихотворении.

Вопросы, на которые отвечают наречия

Где? Когда? Куда? Откуда? Как? Зачем и почему?

Семь вопросов – просто чудо,
Их запомнить просто так: где? куда? когда? откуда?
почему? зачем? и как?

Все буквы алфавита

В этой фразе собраны все буквы алфавита:

Съешь же ещё этих мягких французских булок, да выпей чаю.

Глухие и звонкие согласные

Все согласные глухие в предложении:

Степка Фец, хочешь щец?

Все согласные звонкие в предложении:

Где жизнь была в мире + й

Чередующиеся гласные в корне И-Е

Собирать, стирать, задира –
Повнимательней гляди:
Если в слове имя Ира,
Значит, в корне буква И.

Если после корня — А,
В корне будет И всегда.
Вот пример, запоминай:
Ноги вытЕр? — ВытИрай!

Правило ослика ИА (для корней с чередованием гласных): если за корнем А, в корне пиши И. Например, блИстАть.

Чередующиеся гласные в корне СКАЧ-СКОЧ

СКАК напишем только так,
СКОЧ без о писать невмочь.

ЦЫ в корне слова (исключения)

ЦЫган на цЫпочки привстал, и он цЫплёнку цЫц сказал.

Буква Т между С и Н

И ужасно, и опасно

Букву Т писать напрасно!

Всем известно, как прелестно

Букву Т писать уместно!


Непроизносимые согласные

Чувилин чуВствует, что ему сочуВствуют.

Окончания глаголов

Эта дразнилка помогает запомнить, что глаголы оканчиваются на ТСЯ.

"О" после шипящих

Шоколад, шофер, крыжовник,
шов, шоссе, обжора, шорник,
капюшон, жокей, чащоба,
шорох, чопорный, трущоба


(Э, ю, я – буква, я-ма – здесь слог, я ученик – слово.)


Суффиксы прилагательных ОНН-ЕНН

(Исключения для прилагательных с суффиксом -ЯН:
оловянный, деревянный, стеклянный.)

Между ними мягкий знак
Втиснуться пытается.
Он и этак, он и так –
Нет, не получается!


ИзмороСь и измороЗь

Мелкий дождик в день туманный
Называют измороСь,
Снежный иней из тумана
Рассыпает измороЗь.

Буквы и природа

Все буквы на страницах книг
Живут, как им велит язык.
Но в мире шумном, заоконном,
Живут по собственным законам.

Прописная буква

Обычная буква выросла вдруг,
Выросла выше всех букв – подруг.
Смотрят с почтеньем
На букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове
Не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!

Таня, Ваня, Петя, Галя,
Лена, Нина, Мила, Валя,
Коля, Ира, Алексей,
И Серёжа, и Андрей.
Никогда не забывайте –
Имя буквой выделяйте.
Кошка – Маришка,
Котёнок – Тишка,
Щенок – Дружок,
Цыплёнок – Пушок,
Корова – Бурёнка,
Коза – Найдёнка,
Поросёнок – Хрюша
И бычок – Гаврюша.
Все их клички до одной пишут с буквы прописной!

Кошка – Пушинка,
Собака – Смешинка,
Петух – Крикун,
Козёл – Бодун,
Воробей – Тишка,
Поросёнок – Гришка.
Красотка – синичка,
Как напишешь клички?

Имена, фамилии,
Клички, города
Все с заглавной буквы пишутся всегда.
Начинает буква
Важные слова:
Иванова Анна.
Шуя и Москва.

Почему же мы с тобой
Пишем с буквы прописной:
Таня, Ваня, Мила, Нина,
Коля, Петя и Ирина,
Иванов, Петров, Орлов
Ленинград, Москва, Ковров?

Озорной разделительный мягкий знак


Разделительный мягкий знак

Перед Е, Ё, И, Ю, Я
Я в корнях стою, друзья.
Воробьи, семья, жильё –
Перед Я, Ю, И, Е, Ё.

Воробьи, жильё, ручьи,
Листья, крылья, стулья, чьи,
Колья, перья и семья,
Вьюга, осенью, друзья.

Песенка о мягком знаке

Без мягкого знака,
Без мягкого знака
Не стала бы елью
Зелёная ель.
Без мягкого знака,
Замечу, однако,
Не стала бы мелью
Песчаная мель.
Песчаная мель
Превратилась бы в мел,
И ель бы исчезла,
А кто-то бы ел!

Без мягкого знака,
Без мягкого знака,
Пожалуй, и уголь бы
Не был углём.
Без мягкого знака,
Замечу, однако,
Он стал бы, он стал бы
Обычным углом.
Без мягкого знака
Была бы беда:
Любой бы из нас
Ошибался тогда!


Разделительный твердный знак

Молчаливый твёрдый знак
Не произносится никак!
Но нужен многим он словам,
Его учить придётся вам.
Хотите – не хотите,
Стоит он в алфавите!

Было СЕЛИ,
Стало СЪЕЛИ,
Догадаться вы сумели,
Почему случилось так?
Кто виновник?
- Твёрдый знак.


Твёрдый знак нам нужен тоже,
Без него писать не сможем:
СЪЕЗД, СЪЕДОБНЫЙ, ОБЪЯСНЕНЬЕ,
И ПОДЪЕЗД, и ОБЪЯВЛЕНЬЕ.

Дефис в неопределенных местоимениях

То, кое, либо, нибудь – черточку не забудь.

***
Кое, либо, то, нибудь
Черточку-то не забудь,
А частицы же, ли, бы
Ты раздельно запиши.

Либо, кое, то, нибудь надо черточкой стянуть!

Либо, кое, ка, нибудь,
То, таки не позабудь
Написать через дефис,
Как предлог со словом из.

Порядок цветов в спектре (Семь цветов радуги)

Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан.

Как Однажды Жан-Звонарь Головой Свалил Фонарь.

Как Однажды Жак Звонарь Городской Сломал Фонарь.

К — красный,
О — оранжевый,
Ж — желтый,
З — зеленый,
Г — голубой,
С — синий,
Ф — фиолетовый.

Порядок планет Солнечной системы

Запомнить порядок планет Солнечной системы можно по первым буквам слов во фразе:

Мы ведь знаем, мама Юли села утром на пилюли! (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон)

***
Планеты нетрудно упомнить самому юному малышу, зная Венеру, Меркурий.

***
Раз Меркурий, два – Венера,
Три – Земля, четыре – Марс,
Пять Юпитер, шесть – Сатурн,
семь – Уран, за ним – Нептун,
И девятая планета под названием Плутон.

Гостиная или гостинная? Как писать слово гостиница?

Прилагательное ГОСТИНАЯ образовано от существительного ГОСТЬ с помощью суффикса -ИН- (суффиксальный способ словообразования). Позднее произошла субстантивация прилагательного, то есть его переход в разряд существительных, но дополнительных суффиксов (Н) при этом не добавилось. Сейчас слово ГОСТИНАЯ употребляется как прилагательное или как существительное. Но всегда с ОДНИМ "Н".

Это слово не относится к исключениям, прилагательные имеют стандартный набор суффиксов: -н-, -ан-, -ян-, -ин-, -енн-. Чтобы не ошибиться, нужно только внимательно смотреть на структуру слова и помнить набор суффиксов на -Н- (об этом напишу позже, если есть необходимость)

Кстати, с корнем ГОСТ(Ь)- еще одно слово традиционно вызывает вопросы. Это слово ГОСТИНИЦА. Посмотрим, как оно образовалось:
ГОСТ'(Ь)+ ИН (Суффикс) + ИЦ(А) - окончание.

Корни с чередованием Е - И

  • бер – бир: беру – собираю;
  • дер – дир: дерет – сдирает;
  • мер – мир: умереть – умирать;
  • пер – пир: запереть – запирать;
  • тер – тир: стереть – стирать;
  • жёг – жиг: зажёг – зажигать;
  • стел – стил: стелить – подстилать;
  • блест – блист: блестеть – блистать;

В приведенных примерах глаголов, в корне пишется буква И вместо Е, если после корня следует суффикс А.

Исключения: сочетать, сочетание, словосочетание, бракосочетание.

От перемены приставки в глаголе написание корня не меняется: выберу – выбираю, вычесть – вычитать.

Хотя во множественном числе пишется дети, слова дитятко и дитя пишутся с буквой и.

Корни с чередованием О - А

Правописание гласных Е - О в окончаниях

1. После шипящих под ударением в соответствии с произношением пишется о, без ударения - е:

  • в окончании существительных в формах именительного падежа (среднего рода) и творительного падежа: плечо, блиндажом, вожжой, клещом, листажом, метражом, монтажом, муляжом, параличом, парчой, плечом, пращой, стеллажом, шалашом, а также: Петром Ильичом, Сергеем Кузьмичом, Ильей Фомичом; но без ударения: вече, баржей (но: баржой), добычей, зрелищем, плачем, престижем, сажей, рыбищей, сапожищем, типажем, тоннажем, топорищем, хронометражем, а также: Иваном Петровичем, Наташей, Растроповичем;
  • в окончании прилагательных: большой, большого, большому, о большом, меньшой (устар., разг.), меньшого (но: меньшего), меньшому, о меньшом; но без ударения: горячего, колючего, свежего; а также в кратких формах среднего рода: общо, свежо; но без ударения: колюче, певуче;
  • у наречий, возникших как застывшая форма творительного падежа существительных: голышом, нагишом.

2. После шипящих под ударением в окончании существительных родительного падежа множественного числа пишется е, если произносится [Э]: вожжей (вожжи), клещей, ножей, свечей.

Примечание. Различаются в написании формы творительного падежа слов вираж (крутой поворот) и вираж (химический раствор) соответственно: виражом и виражем.

Гласные после Ц

1. После ц в окончаниях и суффиксах написание е или о определяется ударением: под ударением пишется о, без ударения - е: деревцо - деревце, крыльцо - рыльце, творцом - сердцем, хитрецой - дверцей, окольцованный - окольцевать, танцор - вытанцовывать - танцевать.

2. После ц в окончаниях и суффиксах пишется ы в соответствии с произношением: границы, знаменосцы, птицы, куцый, куцым, куцые, а также голицынский, сестрицын, Голицын, Спицын, Станицын.

Примечание. В написании фамилий возможны отступления от правил; ср.: Спицын - Вицин, Цыцин.

Мягкий знак в наречиях

Уж замуж невтерпеж.

На конце наречий после шипящих мягкий знак пишется всегда (настежь, вскачь, прочь), кроме исключений: уж, замуж, невтерпеж.

Как правильно: в течениЕ или в течениИ?

Правописание предлогов типа в течение, в продолжение, в отличие, во избежание, в заключение, вследствие, наподобие, а также наречия впоследствии и в самом деле представляет некоторую трудность.

В заключение, в течение, вследствие, в отличие, во избежание, в продолжение, наподобие – в данном случае предлоги в и на сочетаются с винительным падежом существительных на -ие, окончание которого совпадает с окончанием именительного падежа таких существительных. Наречие впоследствии образовалось сочетанием предлога в с формой предложного падежа существительного последствие, благодаря чему и сохраняет окончание именно предложного падежа: -и.

Сложность представляют, на мой взгляд, два момента. Во-первых, необходимо в каждом отдельном случае понимать, какая именно часть речи перед нами – существительное + предлог либо наречие. Становясь предлогами, существительные утрачивают свое лексическое и грамматическое значение, а также теряют самостоятельность. Привязываясь к существительным, предлоги вместе с падежными окончаниями существительных лишь указывают на их отношение к словам, которым подчинены.

Например, у существительного течение есть лексическое значение поток воды, направление воды. Течение может употребляться в разных падежах с разными предлогами: от течения, по течению и т.д. Предлог же в течение выражает только временные отношения: в течение месяца, в течение дня.

Во-вторых, следует обратить внимание на то, что некоторые предлоги и наречия, образованные из предложно-падежных форм существительных, пишутся слитно: наподобие, вследствие, впоследствии. Слитность и раздельность написаний регулируется лексико-морфологическим принципом орфографии.

Как писать: "в отсутствии" или "в отсутствие"

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

hello_html_m169b4d43.jpg

Трудных наук нет, есть только трудное изложение, то есть неперевариваемое” , – так писал А. И. Герцен.

В начальной школе часто меняются программы, методики и технологии, но проблема формирования орфографической грамотности младших школьников остаётся нерешённой. Это происходит в силу разных причин: трудность орфографии; разрозненность правил; отсутствие мотивации к орфографической деятельности; невнимание учащихся к слову в родной речи; ограниченный словарный запас учеников; падение интереса к чтению; низкий уровень компетентности учителя; упущения при обучении грамоте; неорганизованная учебная деятельность и т. Д Необходимо помочь ученику познать тайны орфографического языка, его особенности, красоту и системность. Главное – чтобы они заставляли активно работать зрительную, слуховую и моторную память ученика. Несомненно, нужен интегративный подход к реализации всех функций обучения: образовательной, развивающей и воспитательной с опорой на наглядно – образное мышление учеников начальной школы.

Я подобрала из различных источников орфографические правила в стихах. Применяла их на разных этапах урока при изучении, закреплении и повторении орфографических знаний, умений и навыков и пришла к следующим выводам по поводу применения правил в стихах :

Правила в стихах легче и проще усваиваются младшими школьниками.

Они быстрее воспроизводятся при необходимости в их применении.

Повышается результативность работы при условии постоянного пользования ими.

Краткость, лаконичность, выразительность и доступность – главные критерии стихов.

Они лишь дублируют последовательность применения правил из учебника, иллюстрируют их и, в дальнейшем, должны постепенно “сворачиваться” для всего лишь напоминания о них ученику при выполнении орфографической работы.

Главное, чтобы внешняя привлекательность не преобладала над серьёзным познавательным трудом.

Книжка для учеников,

Начинающих с азов,

Чтоб легко запоминали,

Грамоту не забывали,

Не боялись слов разбора,

Чтобы правила учили

И родных не огорчили.

Чтобы грамотными быть, надо правила учить

ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ СТИХИ

ГЛАСНЫЙ И СОГЛАСНЫЙ .

Гласный - сильный, громкий, далеко гуляет.

Пожелает выйти - преграды не встречает.

А согласный, вот, послушай:

Слабый, робкий и копуша.

Зубы, губы обойдет -

Уж полдня почти пройдет.

СЛОГИ .

Мне слоги сосчитать велели

В огромном слове ТЕЛЕФОН,

И я считала еле-еле,

Пока не запиликал он.

- Дзинь-дзинь-дзинь,- сказал,- смотри:

ТЕ-ЛЕ-ФОН, здесь слогов - три!

МА - МА - два, ЗВО-НИ-ЛА - три.

Слоги лучше повтори!

Я пишу на белой строчке,

Далеко еще до точки.

Только ручка, вот беда,

Уткнулась в красные поля.

Слова ОЛЯ перенос

Для меня большой вопрос!

Одну букву не оставлю,

Хоть она и целый слог.

Слово ДРУГ, хоть небольшое,

Разделить никак не смог.

МЯГКИЙ ЗНАК .

Какой скромный мягкий знак:

Один не сделает и шаг!

Звука не обозначает,

Только знай, что помогает.

Тут смягчить и там смягчить,

УГОЛ в УГОЛЬ превратить.

Если нет И, Е, Ё, Ю, Я –

Вот вам мягкий знак, друзья!

ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ.

Что-то небо хмурится, солнца не видать.

Парные согласные вышли погулять.

В небесах грохочет: Д!

На землю капает лишь: Т.

Снова звонко: З! В! Б.

По лужам глухо: С. Ф. П.

Друг за друга слышатся.

Проверяй, как пишется!

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ.

Я секрет для вас открою:

Невидимка есть в словах.

Ничего от вас не скрою:

Хитро прячется от нас.

Диктовали мне: ЛеСА,

Только я пишу: ЛиСА

Гласный, да без ударенья -

Это просто чудеса!

Ну и ты, друг, не зевай,

ЛЕС- ЛЕСА, а ЛИС- ЛИСА.

Все успел ты записать?

Друг за другом по дороге

Гордо шествуют предлоги.

В, У, К, НА, ОТ, ПО, С -

К ним особый интерес!

- Нашел . лесу, . мне придешь?

Ничего не разберешь!

Помогают их связать,

Чтобы поняли ребята,

То, что я хотел сказать

Короткое слово предлогом зовётся.

Его распознать не всегда удаётся,

Но между предлогом и словом другим

Всегда мы вопрос или признак вместим.

А если ещё сомневаться мы будем,

То песню с предлогами спеть не забудем:

- На, за, в, из, без, и у –

Я предлоги заучу.

От и до, и под, и про,

О, об, около, и по –

А ещё: к и с - вот и песенки конец!

Предлоги – с именами,

С глаголами – приставки.

Но лучше всё же сами

Другое слово вставьте.

А если не получится,

Тогда с приставкой случаи.

УДВОЕННЫЕ СОГЛАСНЫЕ.

Как-то я пошел купаться.

Вижу: ванна мне мала.

Как же раньше поместиться

Мог я с братом? Ну, дела!

Скажите, дети, всем- всем- всем:

ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА .

В землю корень посажу,

Посижу и подожду:

Говорят, что прорастет

И слова давать начнет.

Вот и первые плоды:

САДИТ, САДОВОД, САДЫ.

Урожай все зреет новый,

Вот САДОВНИК, вот САДОВЫЙ.

Вот ПОСАДКА и РАССАДА.

А Садко бы здесь не надо.

Посадил я корень -САД-

Результату очень рад!

Имена собственные

В стародавних временах

С красной буквицы писали.

Мы закон тот поддержали:

С большой буквы начинай.

ШИПЯЩИЕ СОГЛАСНЫЕ.

С буквой Ж пишите И.

Почему? - спросили вы.

Дело было, впрочем, так:

Ж всегда был твердый знак.

Как его ты не смягчай,

Не поддастся, так и знай!

От буквы Ы не много толка,

Хоть немножко уступи:

Напиши его ты с И .

Правила в стихах

1. Глаголы - исключения.

Гнать, дышать, держать, зависеть,
Слышать, видеть и обидеть,
А ещё смотреть, вертеть,
Ненавидеть и терпеть.

Чтоб глаголы написать,

Надо нам спряженье знать.

Во втором спряжении:

Гнать, держать, дышать, и видеть,

Смотреть, слышать, ненавидеть.

Вот совет тебе, дружок:

Их запомни хорошо.

2. Падежные предлоги.

И.п. –
Р.п. – около, с, для, без, от, из, до, у, вокруг, после, кроме.
Д.п. – по, к (а).
В.п. – через, в, на, за, про.
Т.п. – перед, с, над, за, под, между.
П.п. – при, в, об, о, на.

3.Род имён существительных.

4.Правописание большой буквы.

Реки, горы и равнины,
Имена, фамилии, долины,
Клички всех животных,
Отчества людей –
Всё с заглавной буквы,
Ты пиши скорей.

5.Правописание гласных после шипящих.

Знаем твердо, что жи – ши
Пишем только с гласной и,
А в словах, где ча и ща
Мы напишем только с а.
Где же встретим мы чу – щу,
То напишем с буквой у.

6.Правописание безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением.

Есть гласные ударные,
Но есть и безударные
Их нужно проверять,
В корне правильно писать.
Подбираем быстро слово,
И проверочка готова
Удареньем проверяем –
Ничего не забываем.

Звук безударный стал, чтоб ударным,

Надо нам слово менять регулярно.

Родственных слов мы ему подберём,

И безударный звук в них найдём.

Звук под ударением

Услышим без сомнения.

Правописание орфограмм в корне слова

В корне слова непременно

Надо звуки проверять.

Звуки любят перемены

Им не стоит доверять.

Гласные и согласные

Бывают, порою, опасные.

Мы будем тогда опять и опять

Правила к ним применять:

Если в гласной есть сомненье–

А в согласной не уверен-

Рядом с гласною проверим.

Гласные и согласные

Уже не такие опасные,

Как их надо проверять.

7. Что такое склонение?

Слово быстро изменяю,
Пишу его по падежам.
Склоненьем это называю
Запомнить это надо нам.

8.Правописание не с глаголами.

Всякий школьник это знает –
Не глагола избегает.
Не забудьте же, друзья,
Слитно их писать нельзя!

НЕ с глаголом непременно

Ты пиши всегда раздельно.

9. Правописание парных согласных

в середине и конце слова.

Парные согласные нужно проверять,
Чтоб слова в тетради грамотно писать.
Родственное слово быстро подбери,
Парную согласную с гласной подружи.

Согласную парную нужно проверить,

Если в конце она, ей мы не верим.

Но слово родное в запасе найдётся,

Где гласную рядом поставить придётся.

Парная согласная не всегда опасная,

Если гласная за нею,

Нам согласная слышнее.

10. Состав слова.

Части слова

Части слова, как части растения,

Знают основу и даже деление.

В каждой основе есть корень. Замечено:

Он неизменен и долговечен.

Приставка и суффикс его окружают

И родственных слов ему добавляют.

Приставка - пред корнем,

А суффикс - за ним,

У слова основу должны сохранить.

Но связывать в речи слова - нет призвания,

Для этого служат в словах окончания.

Согласны меняться они в конце слова,

Два слова связать окончанья готовы.

Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она,
И при помощи приставки
Образуются слова.

Общая часть
Родственных слов
Корнем зовется –
Ответ наш готов.

После корня он стоит,
Слово новое звучит.
Обозначу уголком –
Называю суффиксом.

На конце любого слова
Окончанье ищем снова.
Изменяемая часть
С другим словом держит связь.

11.Правописание непроизносимых согласных.

Непроизносимые согласные
Такие все несчастные.
В словах мы их не слышим,
А вот в тетради пишем.
Чтоб они из слов не убежали,
Мы их долго проверяли.
Ищем мы такое слово,
Чтоб услышать её снова.

Есть в словах согласные

Сразу не приметные,

Только рядом с гласною

Станут нам заметные:

С места пастух рассуждает иначе

- Это крепко мы усвоим,

Ну а действие – оно

Действовать всегда должно!

А теперь имена всем словам мы дадим.

В части речи у нас только выход один:

Предмет существует действительно

И имя ему существительное.

А признак – он к предмету прилагается,

Значит, прилагательным считается.

Действовать глаголы нам велят.

12. Имя существительное

Часть речи удивительна –
Зовется существительным.
Предмет обозначает,
На Кто? Что? Отвечает.

13.Предметы, отвечающие на вопросы Кто? Что?

Про людей, зверей и рыб,
Насекомых и всех птиц
Спросим дружно – кто они?
Всем предметам остальным
Что? Вопрос мы зададим.

14.Имя прилагательное.

Признак предмета обозначает,
На вопросы Какое? Какая, Какие? Какой? отвечает.
К существительному прилагается
Прилагательным называется.
Согласуется с ним везде.
В роде, числе, падеже.

Часть речи спросит
Что же делать?
Что сделал ты?
Что будешь делать?
Глаголом важно себя называет
Действие предмета обозначает.

16.Три склонения имён существительных.

Существительным зовусь,
На три склонения делюсь:
1 склонение – с окончаньем – А и Я –
Рода женского и мужского, друзья.
2 склонение – род мужской без окончанья,
А средний род – О – Е – плавное звучанье.
3 склонение – род женский с Ь на конце всех слов
Запомни - это правило для всех учеников!

Есть шесть братьев падежей
Нет на свете их дружней.
Согласованно живут
И порядок стерегут.

Именительный падеж
Самый главный он из всех.
На вопросы кто? что? отвечает
Подлежащим в предложении бывает.

А теперь падеж родительный,
Он не менее значительный.
Нет кого? чего? – волнуется
И с предлогом в рифму согласуется.
(Около, с, для, без, от, из, до, у, вокруг, кроме, после.)

Дательный падеж – добряк,
Всё стремится делать так:
Дать кому? чему? Быстрей –
По к (а) – предлогов нет дружней!

Винительный падеж всегда любуется,
Вижу что? кого? волнуется,
Через, в и на, за, про –
С предлогом согласуется легко.

Творительный падеж вещает,
Гордиться кем? И чем? решает.
Предлоги: между, с и над, за, под
Со словами дружбу бережёт.

Предложный вам сулит успех,
О ком? О чём? Он думает о всех.
Предлоги он свои не забывает,
При, в, об, о, на - он громко восклицает.

Склонение существительных

Весна! Вот это слово!

И склонение надолго

(И.п.) Придёт весна. Отлично!

(Р.п.) Дождись весны, отличник!

(Д.п.) - Привет весне! - споёмте,

(В.п.) Встречать весну пойдёмте.

(Т.п.) Дыши весной весною

(П.п.) И думай только о весне!

Мы, окончания усвоив,

Запомним всё вполне.

18.Удвоенные согласные

Есть слова, где две согласных

Их запомнить очень важно,

Вот для этого сейчас

Отвечает пусть весь. (класс):

• Если скорость пешехода

Умножать на два часа,

То тогда узнаем что-то,

Что забыть никак нельзя.

Это слово знаю я-

Там быстро едут все-

Зовут её . (шоссе).

• Купив билет на транспорт,

Куда-то он спешит,

Теперь он …(пассажир).

• Всегда без опоздания

По рельса или без

Проедет вмиг. (экспресс).

• Где берёзки, сосны, ели

Вдоль дорожек в ряд стоят,

Там тенистая . (аллея)-

Много места для ребят.

Все слова, что вы назвали,

Две согласные связали.

Я ещё добавлю вам

Одно слово. (килограмм).

19. Перенос слов

Если слово на строчке не входит,

Перенос поскорей повтори.

Разделить надо слово на слоги.

К переносу слог подбери:

С одним слогом слова не разделишь,

С одним звуком слог не пойдёт,

Если мягкий знак в слове заметишь,

От согласного он не уйдёт.

Точно так же и с твёрдым знаком-

Он с приставкою дружит. Однако,

Об удвоенных согласных

Не волнуйся понапрасну,

Между ними мостик строй-

В каждой строчке по одной.

Чтоб переносить слова,

Ты скандируй по слогам.

20.Разделительные Ъ и Ь

Мягкий знак и твёрдый знак

Ты не спутаешь никак:

Твёрдый знак с приставкой дружит,

Перед гласной в корне служит,

Если у приставки вдруг

На конце согласный звук.

Твёрдый знак подойдёт.

С мягким знаком всё занятней:

С мягкою согласной дружит,

И, конечно, очень нужен.

Разделить согласный может

Стоит он в корне, в окончание.

Не путать дайте обещание!

21.Ь в существительных 3 склонения

Ласков, мягок женский род –

А мужской – всегда суровый –

Нет там знака никакого.

22.Написание суффиксов: - ЧИН- и -ЩИН-

Суффиксы есть – чин - и – щин -

Их не путай, гражданин.

Если дама, волос длинный,

Значит - это женщина.

Кавалер шагает чинно,

Напиши скорей - мужчина.

- Чин - пригоден для мужчин,

А для женщин - только – щин, -

23.Члены предложения

В предложении много слов.

Разобраться в них готов?

Подлежащее в нём есть

И сказуемое здесь,

Есть и дополнение,

А вот определение,

Ещё скажу без хвастовства

Люблю я обстоятельства.

Все члены предложенья есть,

Тогда поставлю точку здесь.

Подлежащее – Кто? Что?

Мы его одной чертой

Подчеркнём сейчас с тобой.

А что делает? оно-

То в сказуемом дано.

Подчеркнём двойной чертой

Непременно мы с тобой.

По вопросам: Чей? Какой?

И совет опять простой:

Волнистой подчеркни чертой.

На падежные вопросы

Всё опять предельно просто:

Где? Когда? Куда? Откуда?

Штрих – пунктирной чертой

24. Безударные окончания имен прилагательных

Окончание чтоб знать,

Надо лишь вопрос задать,

Или слово подобрать,

Но - ударное опять.

25.Слова с непроверяемой орфограммой

Если слово не проверить,

Открывай скорей словарь.

Словарю ты можешь верить,

Но учить не забывай.

Если грамотно писать

Ученик разбором слов

Пусть чаще занимается.

По смыслу объяснит слова,

С таким сопровождением!

Литература:

Л.А. Фролова “Теоретическое обеспечение орфографической деятельности младших школьников” журнал “Начальная школа” № 3 2005 г.

Л.Д. Варганова “Орфографическое программирование как способ подготовки к формированию орфографической зоркости учащихся” журнал “Начальная школа” № 6 2005 г.

Возраст детей: Для учащихся начальной школы
ЦельРазвитие навыков чтения и правописания у младших школьников
ОписаниеСпецифические дидактические упражнения в стихотворной форме. применяются в качестве занимательных заданий для учащихся начальной школы.


Большая буква в именах собственных
Имена, фамилии, клички , города-
все с заглавной буквы
пишутся всегда.
Начинает буква
важные слова:
Иванова Анна,
Шуя и Москва.

Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, чн, чк
Жи и Ши-такие слоги,
что всегда к ребятам строги.
Жи и Ши - Жи и Ши-
только с И всегда пиши!

Чижи, ужи, ежи, стрижи,
Жирафы, мыши и моржи,
Машины, шины, камыши-
Запомни слоги Жи и Ши!

ЧА и ЩА, ЩУ и ЧУ-
слоги эти заучу!
Щука, роща, каланча,
Чудо, часики, свеча.
ЧА и ЩА, Щу и ЧУ-
Я пятерку получу.

Не хочу идти к врачу.
Не хочу - пищу, кричу,
Щу да Чу, Чу да Щу-
с буквой У и ЧУ и ЩУ.

Я грамотно писать хочу,
Слова на ЧУ и ЩУ учу:
Чулки и чудо, и чугун,
Чудак и щука, и ворчун,
Ищу, пищу, верчу, тащу-
Я с У пишу и ЧУ и ЩУ!

Точный, срочный,
Личный, вечный,
Скучный, шуточный, сердечный,
И мучной, и речной,
И обычный, и ночной-
Никогда в таких словах
Не пишите мягкий знак!

Кто быстрее всех читает
И слова запоминает:
Елочка и белочка,
Тучка, щучка, стрелочка,
Бочка, почка, спичка,
Речка, ручка, птичка,
Шуточка, минуточка,
Дочка, прибауточка,
Свечка, печка, строчка,
Булочка и и точка.
Ты теперь, наверняка,
Назовешь слова с ЧК.

Мягкий знак- показатель мягкости после согласных
Мягкий знак, мягкий знак,
Без него нельзя никак!
Без него не написать
Тридцать, двадцать, десять, пять.
Вместо шесть получим шест,
Вместо есть получим ест,
Станут пенками пеньки,
Уголками - угольки,
Банька в банку превратится-
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.

Разделительный Ъ
Было СЕЛИ,
Стало СЪЕЛИ.
Догадаться вы сумели,
Почему случилось так?
-Кто виновен?
_Твердый знак!
Твердый знак нам нужен тоже,
Без него писать не сможем:
СЪЕЗД, СЪЕДОБНЫЙ, ОБЪЯСНЕНИЕ
И ПОДЪЕЗД И ОБЪЯВЛЕНИЕ.

Перенос слова
Я сейчас вам расскажу, как слова переношу:
ЗИма- ЗИ- МА, ПОЖАР - ПО-ЖАР, КОЗА- КО-ЗА, КОМАР - КО-МАР.
Здесь порядок очень строгий:
Делим все слова на соги,
ПЕРЕНОСИМ ПО СЛОГАМ.
А теперь попробуй сам,
Раздели слова: ЛИСА,
ПЕТУШОК, ТРАВА, КОСА.
По слогам слова скажи и в тетрадке запиши!

Правописание слов с удвоенными согласными
С двойной согласной непременно
пишут:класс, шоссе, антенна,
килограмм, суббота, ванна,
Римма, Эмма, Инна, Анна.

Безударные гласные проверяемые ударением в корне слова
Безударный гласный
СТОП!
Писать опасно!
Чтоб развеять все сомнения,
Ставьте звук под ударение.
Гора- Горы, дела_ дело,
А теперь пишите смело.
Парные звонкие и глухие согласные
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным , мой друг!
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
Труд-труды, кот- коты-
Будешь грамотным и ты!

Рекомендуем посмотреть:

Похожие статьи:

Вера Валерьевна! Это здорово! Действительно запоминается лучше. В моем арсенале было несколько рифмовок по правилам, и с Вашего позволения, с этого дня их станет больше! Спасибо! Мой первый голос!

Здравствуйте, Вера Валерьевна!Какая Вы молодец! Обязательно порекомендую своим коллегам Ваш дидактический материал. Дети с удовольствием будут учить такие правила.Голос!

Добрый день! Хорошая подборка стихов для дополнительного упражнения для запоминания .Детям очень нравится. Спасибо!

Грамотный подбор речевого материала, который решает не только обучающие задачи, но и способствует обогащение и расширению словарного запаса.

Вера Валерьевна, спасибо за приглашение! Формирование навыков грамотного письма - очень важно для любого возраста!Поэтому Ваша работа не останется без внимания! Спасибо за творчество! Примите голос!

Здравствуйте, Вера Валерьевна! Стихи-рифмовки помогают формировать навыки грамотного письма в любом возрасте. Ваш материал беру на заметочку и пополняю свою копилку. Спасибо за подборку занимательных дидактических упражнений. Голос!

Вера Валерьевна, здравствуйте! Спасибо за приглашение! Стихи-рифмовки помогают детям постигать правила правописания. Спасибо за подборку занимательных дидактических упражнений. Беру в закладки с Вашего позволения. Желаю творческих успехов! ГОЛОС!

Вера Валерьевна, здравствуйте! Спасибо за приглашение! Формирование орфографической зоркости учащихся - одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе. В настоящее время эта тема очень актуальна.В век информационных технологий хотелось бы видеть своих учеников более грамотными, поэтому надо использовать самые разнообразные методы и приемы для запоминания правил и повышения грамотности. Систематическое применение "рифмовок-запоминалок" способствуют успешному овладению детьми орфографическими навыками. Желаю творческих успехов!

Вера Валерьевна, спасибо за приглашение. Познакомилась с вашей разработкой. Материал у Вас получился очень интересный, мне понравился. Стихи-рифмовки очень помогают детям постигать правила правописания. Спасибо за хорошую подборку занимательных дидактических упражнений. Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос. +1.

Вера Валерьевна! Спасибо за приглашение! Интересные стихи-рифмовки помогут ребятам усвоить правила! Голос!

Вера Валерьевна! Благодарю за приглашение на урок грамотности! Очень полезные рифмовки, я тоже у себя некоторыми пользуюсь. Это важная составляющая основ заложения правильности грамотной речи. И устной, и письменной. Спасибо! Примите мой голос в свою копилку.

Вера Валерьевна, Вы умница! Мне понравились Ваши рифмовки. Я думаю, что их эффект будет усилен, если слова с орфограммами будут написаны на Карточках-опорах и периодически будут зачитываться детьми (орфографически, орфоэпически, ритмически(по слогам с "дирижированием"), с проговариванием РИФМОВКИ и без). Спасибо за материал.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал содержит стихи на разнообразные орфограммы, что спрививает интерес младших школьников к русскому языку.

ПЕСЕНКА-АЗБУКА

33 родных сестрицы,

На одной живут странице

И повсюду славятся.

Познакомьтесь с ними, дети!

Вот они стоят рядком.

Очень плохо жить на свете

Тем, кто с ними незнаком!

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Гласные — согласные

Нет преград у голоса Э-Ы-У, А-О-И -

И препятствий разных. звуки гласные мои.

На свободу без забот Их нетрудно перечесть

Звук выходит гласный. и запомнить: звуков – шесть.

Можем мы его пропеть, Э-Ы-У, А-О-И -

Услышав голос свой! звуки гласные мои.

И целый слог образовать —

Вот этот звук какой!

Согласный звук произнести

Легко нам не всегда,

Ведь преграда на пути

Ждет его, друзья!

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ

Безударный гласный звук

Причиняет много мук.

Чтобы не было сомнения,

Ставим звук под ударение.

Безударный хитрый гласный:

Слышим мы его прекрасно.

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный ставь под ударенье,

Чтоб развеять все сомненья!

Сосна, вода, дела, трава

Проверить надо все слова.

Если буква гласная

ты немедленно её

поставь под ударение.

Слуху вы не доверяйте –

Сосны, воды, травы, дело.

А теперь пишите смело.

Стоп! Писать опасно!

Чтоб развеять все сомнения,

ставим звук под ударение:

гора — горы, дела — дело.

А теперь пишите смело.

Л_сной, р_чной, г_ристый,

м_рской, р. дной, л_систый.

Корень ты в словах найди,

гласный в корне назови,

буквы правильные вставь.

Проверь слова, да не сп_ ши.

Красиво, грамотно сп_ши.

Горка, горочка, пригорки,

как писать ему слова: на г_ре росла тр_ва?

Трудно с ним - согласны?

Г(о/а)ра, м(а/о)ря, д(е/и)ла, тр(а/о)ва -

как правильно писать слова?

Чтобы не было сомнения,

ставьте звук под ударение:

горы, море, травы, дело.

А теперь пишите смело!

Гр(я/и)да, ц(е/и)лина, ск(а/о)ла, в(е/и)сна,

к(о/а)за, стр(и/е)ла, ст(е/и)на, с(а/о)сна,

м(и/е)ста, з(и/е)мля, ст(о/а)ляр, с(о/а)ва —

проверить надо все слова,

поставить звук под ударение,

потом списать стихотворение.

Безударные гласные

Гласные буквы — лукавый народ:

В слабой позиции кто их поймет?

Сделай ударной букву такую,

Себе ты окажешь услугу большую.

ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ

Звук согласный проверяй, Найдите лишние слова:

Рядом гласный подставляй! дружки, снежки,

Грядка. Нет чего? — Нет грядок. рожки, прыжки,

А тетрадка!Нет тетрадок. сапожки, крошки, пирожки,

Зубки] Изменили — зубы. лужки, флажки и ложки,

Шубки! Проверяем шубы. кружки и поварёшки.

Ждём снежинок и салазок.

И побольше чудных сказок.

Если слышишь парный звук, Вставьте буквы, не спешите,

Будь внимателен, мой друг, что за правило, скажите?

Парный сразу проверяй, Обе(д/т), заво(д/т), медве(д/т)ь, кро

Слово смело изменяй: отря(д/т), наро(д/т), эта(ж/ш), тет

труд - труды, кот - коты. ры(б/п)ка, у(т/д)ка, гря(д/т)ка,

Будешь грамотным и ты. кни(ж/ш)ка и закла(д/т)ка

Мишка, мышка и тетрадка, Парные согласные - самые опас ные:

кошка, книжка и закладка, ложка, лодка, рыбка, грядка,

кот, год, огород, шубка, щепка и тетрадка,

город, холод, пароход - мышка, шишка и рубашка,

всё напишем правильно книжка, кружка, промокашка.

и запомним правило: В корне ты их проверяй -

парный в слове проверяй, рядом гласный подставляй:

рядом гласный подставляй — ложек, лодок, рыбок, грядок,

Стог - стога, гриб - грибок. шубок, щепок и тетрадок,

Вот и кончился стишок. мышек, шишек и рубашек,

Парные согласные

3 и С, Ж и Ш — повторяйте не спеша.

Б и П, Г и К — ведете правильно пока.

В и Ф, Д и Т — не забудьте их нигде.

Парные звуки можно проверить

С помощью звуков других.

Рядом подставив сонорный иль гласный,

Четко услышишь ты их.

НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ

Иногда согласные играют с нами в прятки, Не чудесно, не прекрасно,

Они не произносятся, но пишутся в тетрадке. А ужасно и опасно.

Мы родственное слово должны Букву Т писать напрасно

так подобрать, В словах вкусно, интересно.

Чтоб буквы В, Д, Л и Т в них верно Всем известно, как прелестно

записать. Букву Т писать уместно.

Грустный, радостный, несчастный, Вкусный, гласный, интересный,

и прелестный, и ненастный, безопасный и небесный,

злостный, постный, и чудесный, и прекрасный,

частный, местный, и ужасный, и напрасный,

неизвестный, устный, честный. Этих слов не забывайте,

Этих слов не забывайте. букву Т в них НЕ ВСТАВЛЯЙТЕ. При письме в них Т вставляйте.

НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ ДВОЙНЫЕ СОГЛАСНЫЕ

Поздний, звездный и окрестный, Элла, Нонна, ванна, класс,

здравствуй, областной и местный, ссора, теннис и рассказ,

сердце, солнце и участник, пассажир, шоссе, программа,

чувство, лестница и праздник. группа, касса, телеграмма.

Научись слова читать Мы слова такие слышим

и запомни, как писать. и с двойной согласной пишем.

ДВОЙНЫЕ СОГЛАСНЫЕ

Анна, Инна, Эмма, класс, С двойной согласной непременно

телеграмма и рассказ, пишут: класс, шоссе, антенна,

касса, русский, группа, тонна, килограмм, суббота, ванна,

пассажир, шоссе, колонна. Римма, Эмма, Инна, Анна.

Дрожжи, вожжи,

Жжет, жужжит!

Двойная ж не убежит.

Кросс, кроссовки, кроссворд

С с двойной напишу!

И об этом я всем

По секрету скажу.

Расчет, пьеса, бисер —

Тут с лишь одна!

Усвоить так просто

Тренировка — н одна!

Охранник любит манник.

Перрон, терраса, попурри

С р двойной всегда пиши.

МЯГКИЙ ЗНАК - ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ

Мягкий знак, мягкий знак — День — деньки, пень - пеньки,

Без него нельзя никак. огоньки и окуньки,

Без него не написать тень и зелень, мель и ель,

тридцать, двадцать, десять, пять. и сосулька, и капель.

Вместо шесть получим шест, Здесь не зря во всех словах

вместо есть получим ест. написали мягкий знак.

Станут пенками пеньки, Кто из вас, ребята, знает,

уголками -угольки, что он здесь обозначает?

банька в банку превратится.

Вот, что может получиться,

если будем забывать

мягкий знак в словах писать.

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК

Перед Е, Ё, И, Ю, Я Слова собрал я здесь не зря:

Я в корнях стою, друзья. деревья, листья и скамья,

Воробьи, семья, жильё — колосья, братья и семья —

Перед Я, Ю, И, Е, Ё. что в них за правило, друзья?

Деревья, сучья и ручьи, Осень, осенью, деньки,

чьи, перья. Крылья, воробьи, мальчик, окунь, окуньки,

семья и братья, и жильё, колья, стулья и скамья,

скамья, и листья, и бельё, крылья, братья и семья,

колосья, вьюга и ружьё, Расскажи, зачем и как

варенье, пьеса и копьё - служит в речи мягкий знак?

в таких словах стою, друзья,

я перед Е, Ё, И, Ю, Я.

Разделительный мягкий знак

Слева от меня — согласный,

Справа — е, ё, и, ю, я.

Чтобы не было слияния,

Разделил их ловко я.

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЁРДЫЙ ЗНАК

Было сели, стало съели. Твёрдый знак нам нужен тоже,

Догадаться вы сумели, без него писать не сможем:

почему случилось так? съезд, съедобный, объяснение,

- Кто виновен? и подъезд, и объявление.

Разделительный твердый знак

Между согласною и гласной

Себя я чувствую прекрасно!

После приставок я стою

Перед е, ё, я, ю.

Лыжи, мыши и ужи, Шины, ландыши, машины,

Шины, ёжики, чижи, малыши, шипы, пружины,

ЖИ да ШИ, ЖИ да ШИ - шишки, ёжики, ножи,

С буквой И всегда пиши. экипажи, этажи.

Чижи, ужи, ежи, стрижи, Жили в хижине чижи,

жирафы, мыши и мороки, мыши, ёжики, стрижи,

машины, шины, камыши — В гости едут к ним моржи

запомни слоги ЖИ да ШИ! и жирафы, и ужи.

Жилет, животное, живот, Лужи, жимолость, чижи,

жирафы, живопись, живёт, лыжи, мыши, камыши,

шиповник, шины, камыши, шимпанзе, шипы, машина,

машины и карандаши; шишки, ёжики, пружина.

кружить, служить,

дружить и жить,

спешить, смешить,

шипеть и шить -

все сочетанья ЖИ и ШИ ты только с буквой И пиши!

ЧА и ЩА, ЧА и ЩА — Часовщик чинил часы,

Роща, чаща и свеча, покрутил свои усы:

пища, туча, саранча — — Целый день вожусь я тут,

С буквой А и ЧА и ЩА. а часы всё не идут.

Пища, чаща, роща, куча, саранча, кочан и туча,

дача, чайка, каланча — все слова на ЧА и ЩА.

Я грамотно писать хочу, чумазый, чучело, чурбан,

слова на ЧУ и ЩУ учу: чудесный, чувство и чулан,

чулок, и чудо, и чугун, кричу, 'ворчу, ищу, тащу -

чудак, и щука, и ворчун, я с У пишу и ЧУ и ЩУ!

Я в сочетанье ЧУ и ЩУ Не стучу, не пищу,

всегда вставляю букву У. не ворчу и не кричу,

Но исключения есть тут - а учу да шепчу:

жюри, брошюра, парашют. ЧУ да ЩУ, ЩУ да ЧУ -

щуплый, щуриться, чулан,

щука, щупальце, чурбан.

Точный, срочный, личный, вечный, Знаешь ты наверняка,

скучный, шуточный, сердечный, где ЧН, а где ЧК:

и мучной, и речной, ре___а, но___а, стро___а, то___а,

и обычный, и ночной — ко а, коро___а и по___а,

никогда в таких словах сро___ый, гре___евый, му ой,

не пишите мягкий знак. то___ый, ветре___ый и ре___ой, -

никогда в таких словах

не пишите мягкий знак!

Кто быстрее всех читает шуточка, минуточка,

и слова запоминает: дочка, прибауточка,

ёлочка и белочка, свечка, печка, строчка,

тучка, щучка, стрелочка, булочка и точка,

бочка, почка, спичка, Ты теперь, наверняка,

речка, ручка, птичка, назовешь слова с ЧК.

БОЛЬШАЯ БУКВА

Кошка Маришка, котенок Тишка, Таня, Ваня, Петя, Галя,

щенок Дружок, цыплёнок Пушок, Лена, Нина, Мила, Валя,

корова Бурёнка, коза Найдёнка, Коля, Ира, Алексей, поросёнок

Хрюша и бычок Гаврюша. И Сережа, и Андрей.

Все их клички до одной Никогда не забывайте -

пишут с буквы прописной! Имя буквой выделяйте.

С заглавной буквы без сомнения Буква большая выросла вдруг,

мы начинаем предложения, Выросла выше букв-подруг,

и имя папы, мамы, дочки, Ставится в слово не зря и не просто

чтобы заметить их на строчке. Буква такого высокого роста!

Буквы пишем аккуратно, Ставится буква у строчки в начале -

чтобы было всем понятно. Чтобы начало все замечали.

Мы писали, мы старались, Имя, фамилия пишутся с нею,

чтоб слова легко читались. Чтобы заметней им быть и виднее.

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твоё, имя улицы, города!

Буква большая - совсем не пустяк:

В букве большой - уважения знак!

Имена, фамилии, клички, города - Почему же мы с тобой

все с заглавной буквы пишутся всегда: пишем с буквы прописной:

Вера Соколова, Коля Комаров, котик Васька и Пушок,

Шарик, Тузик, Стрелка, пёсик Шарик и Дружок,

Обь, Иртыш, Тамбов. дети Поля и Антон,

Выделяю буквой важные слова: дядя Коля, дед Семён,

Петербург и Выборг, города Рязань, Тамбов,

Тула и Москва. Павловск, Пушкин и Ростов,

реки Волга и Ока?

Скажешь мне наверняка!

Всех ребят мы уважаем, Вова, Витя, Валя, Веня,

имя буквой выделяем: Фира, Фима, Флора, Феня,

Таня, Ваня, Петя, Галя, Фрося, Фрида и Фаина,

Лена, Нина, Мила, Валя, Варя, Вера, Валентина,

Коля, Ира, Алексей, Фёдор, Феликс, Флор и Филя,

Лее, Сережа и Андрей. Вася, Вадик, Владик, Випя.

Михаил Михайлов, Кошка (П/п)ушинка,

Андреев Андрей, собака (С/с)мешннка,

Николай Николаев, петух (К/к)рикун,

Серёгин Сергей, козёл (Б/б) одун,

Дмитриев Дима, воробей (Т/т)ишка,

Борисов Борис, поросёнок (Г/г)ргшка.

Симонов Сима, (П/п)еструшка синичка.

Денисов Денис. Как пишутся клички?

Груша грушу потрясла, Пара, Лиза, Лида, Лена,

груши Поле принесла, Гера, Гоша, Галя, Гена,

а её подружка Поля Соня, Саня и Семён,

сорняки полола в поле. Ася,

Заглавная буква в именах собствен­ных

Названия стран, морей, озер,

Названия улиц, рек, планет,

С заглавной буквы, с прописной,

Будем мы писать.

Нам это правило всегда

Надо знать на пять.

Орфография в стихах

Как готовить домашнее задание

Я задание прочту,

Орфограммы все найду.

Правила к ним применяю,

Букву нужную вставляю.

Вот теперь могу писать

Упражнение в тетрадь.

Звук не можем мы увидеть

И не можем в руки взять.

Можем ухом различать.

А еще - произносить,

Но не трогать, не носить.

Лена, Наташа, Светлана и Алла –

С буквы заглавной я написала.

Правило это запомнить готова:

С буквы заглавной пишется слово,

Когда человека оно называет.

С маленькой буквы тех слов

Вова, Алеша, Сережа и Миша –

С буквы заглавной

всегда мы напишем.

Зачем мне правила учить?

Без правил я могу прожить!

И так могу я написать

Учитель: Так уж и на пять! А вот мы сейчас и проверим, как

Незнайка зна­ет правила переноса слов, как он разде­лил слова для переноса.

1. За-йка, ле-йка, ча-йка, ла-йка.

2. Та-я, ме-ль, о-са, гла-за.

3. Конь, ко-нь-ки, о-вца, ко-з-а.

Учитель: Где ошибки? Вот вопрос!

Кто исправит перенос?

1. Пе-тух, ко-са, па-льто, ка-нат.

2. Ал-ле-я, де-нь, пи-сьмо, за-кат.

Ошибки есть! И мой вопрос:

Кто тут исправит перенос?

Наш Незнайка переносит:

Фи-лин, ф-рант, а-фиша, оф-ис.

Тут в словах ошибок воз.

Кто исправит перенос?

1. В руки взял он длинный шест -

Получилось слово шесть.

Появился в середине -

Горки стали вдруг горьки,

Пенки сделались пеньками,

Угольками - уголки.

Не могу понять никак:

Ты волшебник, мягкий знак?

2. Мягкий знак - хитрый знак.

О себе он скажет так:

«Я волшебник. Захочу –

Появлюсь и превращу Мел,

которым пишут в школе,

В мель, опасную на море,

Угол в уголь, брата в брать.

Так что всем несдобровать –

Тем, кто вздумает лениться,

Без старания учиться.

Так что, дети, не ленитесь

И примерно все трудитесь.

Жи - ши, ча - ща, чу - щу

Я правила в школе

Теперь очень твердо,

ЖИ - ШИ пишем с И,

ЧА - ЩА пишем с А:

ЩУренок, пруЖИна, ЧУдесный,

ЧУлан и задаЧА, снеЖИнка,

Чк, чн, щн, нщ

Тучный, скучный и мучной,

Мощный, точный и речной,

Кочки, бочки, точки,

Дочки и сыночки,

Есть в словах чк, чн

И встречается щн.

Знаем точно: в тех словах

Мы не пишем мягкий знак,

В сочетании чк

Места нет для смельчака.

Мягкий знак не нужен там,

Это сразу ясно нам!

Сколько в слове гласных звуков,

Столько в слове и слогов.

Это правило понятно

Для моих учеников.

В слове мама гласных два.

Поиграю я в слова.

Гласный в слове я найду,

Слог дугою обведу:

Лей-ка, зай-ка и ба-тон,

А-пель-син, цве-ток, бу-тон.

Что за буква? Кто узнает?

Звука не обозначает.

Может только показать,

Как согласный прочитать.

День, коньки, пальто и пень.

Составлять слова не лень –

С мягким знаком в середине,

С мягким знаком на конце.

Он в альбоме, в апельсине,

На асфальте, на крыльце!

Будь внимателен, мой друг,

В словах есть безударный звук.

Нора, жара, дома, сосна -

Одна из гласных не ясна.

Вода, мосты, трава, глазок,

Гроза, дворы, роса, комок,

Оса, коса, моря, сова.

Проверить надо все слова!

А теперь проверьте свою память: попытайтесь вспомнить слова из дик­танта и записать их. Кто больше вспомнит? Время на выполнение задания - 2 минуты.

Проверка под диктовку учителя.

Проверь внимательно, мой друг;

В словах есть безударный звук.

Кто смог слова все написать,

Непроизносимый согласный

Согласный не слышится в слове

порою, Но вот на письме -

Запомни слова или их проверяй,

Согласный, дружище, где нужно,

Известный, прелестный,

Капустный и местный.

Согласному трудно поверить!

А как же его нам проверить?

Мы форму изменим

У трудного слова,

и писать мы готовы!

Известный - известен.

А дальше как быть,

Когда это слово нельзя изменить?

Пусть родственник слова

на помощь придет,

И хитрый согласный

от нас не уйдет!

Известный - известие,

здравие - здравствуй,

Теперь от ребят ты не прячься,

согласный! А трудности будут -

словарик возьмешь И нужное слово

всегда в нем найдешь.

Диктанты Ъ или Ь?

Учитель читает рифмовку. Ученики в тетрадях пишут только твердый или мягкий знак.

Читайте также: