Оратория самсон краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Состав исполнителей: Самсон (тенор), Далила, его жена (сопрано), Маной, его отец (бас), Миха, друг Самсона (альт), Харафа, филистимский исполин (бас), Израильтянка (сопрано), Израильтянин (тенор), Филистимлянка (сопрано), Филистимлянин (тенор), Вестник (тенор), израильтяне, филистимляне (хор), оркестр.

История создания

В ней отразились не только идейные взгляды сломленного несчастьями Мильтона, но и конкретные факты его судьбы. Как отмечают исследователи, здесь можно найти непосредственные аналогии между положением героя и автора: слепота, заточение, физическая немощь, бессилие перед лицом торжествующих врагов, оставивших его в живых из милости, вынужденное бездействие после долгих лет славы, упорной борьбы, побед и даже отголоски разрыва поэта с первой женой (она была роялисткой) — эта душевная рана не зажила до конца дней. В трагедии Мильтона Далила — жена Самсона, хотя в Библии такого уточнения нет. Нет в ней и имени Харафы: Мильтон делает его исполином из Гефа, одного из четырех главных филистимских городов, и отцом пяти гигантов (известен старший из них, Голиаф, убитый впоследствии Давидом). Имени Михи, друга Самсона, не знает ни Библия, ни трагедия Мильтона. В последней отсутствует и хор филистимлян: хор представляет лишь евреев из колена Данова. Вообще же роль хора у Мильтона, опиравшегося на древнегреческую трагедию, чрезвычайно велика: хор выступает главным собеседником Самсона, ему поручены философские размышления в финале, где, разделившись на два полухория, он провозглашает славу погибшему герою.

Музыка

Георг Фридрих Гендель / George Frideric Handel

Библейское сказание о Самсоне драматизируется: события, чувства и переживания героев передаются не от третьего лица, а узнаются непосредственно из уст самих героев — в речитативах и ариях, дуэтах и хорах.

Конфликт, который содержится в сюжете, позволяет построить развитие на противопоставлении контрастных драматических положений, на противопоставлении двух враждующих народов — израильтян и филистимлян — и их представителей: с одной стороны, Самсона, Михи, Маноа, с другой — Далилы, Харафы.

Мысли и чувства отдельных героев передаются в речитативах, ариях, переживания народа (филистимлян и израильтян) в хоровых номерах.

Речитатив соединяет в одну цепь хоры и арии. В речитативах (часто в форме диалога) происходит движение событий, своеобразное действие, в ариях или хорах выражается отношение к этим событиям, вызываемые ими чувства.

Основу оратории составляет библейское сказание о вожде израильского народа Самсоне.

По преданию, Самсон обладал чудодейственной силой (сокрытой в его волосах), которая держала в страхе врагов его народа — филистимлян. Жена Самсона — филистимлянка Далила — предала его: спящему герою она отрезала волосы, и обессиленного Самсона заковали в цепи, ослепили и бросили в тюрьму. Народ, лишенный защиты, также был ввергнут в рабство. Но бог внял молитвам иудейского народа и сжалился над страданиями Самсона. Во время празднества, устроенного филистимлянами в честь языческого бога Дагона, к Самсону, приведенному на торжество, вернулась былая мощь. Руками он сокрушил колонны храма, и обрушившиеся своды погребли врагов-филистимлян. Вместе с ними погиб и герой Самсон; но смерть его принесла свободу томящемуся в рабстве израильскому народу.

Оратория начинается с момента, когда Самсон, скованный и слепой, находится в плену у филистимлян. Три части оратории объединены единой линией драматического развития.

Первая часть — своего рода завязка драмы. В ней противопоставлены два враждебных лагеря: торжествующие победу филистимляне и угнетенные рабством израильтяне. Здесь же дана и обрисовка центрального героя — Самсона.

Во второй части вводятся новые персонажи: жена Самсона Далила, воин-филистимлянин Харафа. Конфликт между героями оратории приводит к непосредственному драматическому столкновению Самсона иДа-лилы, Самсона и Харафы.

Третья часть — развязка драмы. Праздник в честь бога Дагона, разрушение храма и смерть Самсона, похороны героя, торжественное заключение.

Оратории предшествует большая трехчастная увертюра. Первая часть величественная, помпезная (pomposo), аккордовое изложение и пунктирный ритм при медленном движении придают ей характер спокойной уверенности и силы:



Третья часть — менуэт — обычно выпускается, и заключается увертюра небольшой каденцией.

Тематический материал увертюры в дальнейшем музыкальном развитии не встречается; тем не менее между увертюрой и ораторией существует образная связь. Героический характер первой части увертюры как бы предрешает конечный вывод — величие подвига и торжество героической идеи. Общий энергичный тон второй части, фанфарность, маршевый ритм близки воинственной победной музыке филистимлян.

В хоровых партиях оратории за филистимлянами закрепляются определенные музыкальные обороты — маршевые и танцевальные, которые должны выразить праздничное ликование, упоение победой.

Музыкальная характеристика израильтян резко противоположна, при этом она значительнее, глубже и серьезнее. Разнообразные по строению, изложению, протяженности хоры израильтян передают разные оттенки чувств страдающего в неволе народа, его скорбь и гнев, надежды и упования. Объективность эпического повествования, оптимизм народных верований не допускают внесения в эту скорбную музыку нот трагизма или мрачного отчаяния. Хоры израильтян сдержанно-строги и полны мужественного, сурового величия. Естественным становится мощный подъем и героическое воодушевление заключительного хвалебного хора.


Драматический эффект первой сцены обусловлен контрастом эмоционального состояния враждующих народов: радостного оживления филистимлян и страданий Самсона и его народа.

В следующей за хором филистимлян серии эпизодов, сольных и хоровых (вплоть до конца первой части оратории), раскрывается душевное состояние Самсона, многосторонне обрисовывается его образ, чувства израильского народа.







Как продолжение хора звучит голос Маноа, отца Самсона. Речитатив и ария Маноа написаны в оперной манере; однако эта ария превосходит многие оперные арии единством поэтического и музыкального начала, драматизмом образов; даже виртуозность здесь уместна и служит особым средством характеристики.

Две части арии, соответственно их поэтическому содержанию, контрастны. Первая обрисовывает героический облик Самсона, звучит с большим подъемом. Четкий ритм, быстрый, энергичный темп, блестящая басовая колоратура — приемы для выражения чувств, охватывающих Маноа при воспоминании о былых подвигах Самсона. Обращение же к настоящему вызывает только скорбь и страдание. В зависимости от этого во второй части резко меняется характер музыки. Сдержанная медлительность музыкальной ткани, простота и строгость рисунка мелодики помогают передать горестные раздумья Маноа:


Вторая часть оратории начинается красивой лирической арией с хором Михи, друга Самсона. Эта ария — пример оригинальной разработки традиционной оперной формы da capo. Хор, построенный на мелодическом материале второго раздела арии, образует среднюю часть всего номера. Когда в звучание хора вплетаются фразы Михи и появляется его же начальная тема, наступает варьированная реприза. Так Гендель сохраняет симметричность и закругленность трехчастной формы и в то же время избегает механической повторности da capo.

Арией Михи открывается длинный ряд сольных и ансамблевых номеров, которые заключаются несколькими хоровыми построениями. Эпизоды, расположенные в центре, представляют своего рода драматические сцены с участием сначала Михи, Самсона, Далилы, затем вновь Михи, Самсона и Харафы. Динамика этих схем, их драматическое развитие подчинены закономерностям, типичным для драматургии любого оперного произведения.

В диалогическую сцену Михи и Самсона включается новый персонаж — Далила. Появление Далилы, пытающейся обольстить Самсона и вернуть его любовь, создает поворот в драматическом развитии, ведущий к прямому столкновению героев. Звучащая вслед за диалогом Самсона и Далилы ария Далилы — музыкальная характеристика героини. В последующем речитативе Самсон в гневных выражениях отвергает обращенные к нему слова любви. Драматическая кульминация всей сцены — дуэт Самсона и Далилы; в нем передается общее для обоих героев состояние возбуждения, взволнованности. Появление нового действующего лица — Харафы — означает конец одной сцены и начало другой. На этот раз в действии участвуют Миха, Самсон и Харафа. Последовательность музыкальных эпизодов та же, что и в предшествующей сцене: сначала речитативный диалог Михи и Самсона, приход Харафы, ария и музыкальный портрет нового персонажа, затем бурное объяснение Самсона и Харафы (в речитативе), завершающееся большим дуэтом.

Харафа — комедийный образ. Введение комического элемента обостряет трагизм положения, в котором оказался главный герой, усиливает драматическое напряжение.

Две драматические сцены второй части оратории (дуэты Самсона и Далилы, Самсона и Харафы) — наиболее оперно традиционны. Вокальные партии в них не дифференцированы, а передают общее для участников ансамбля состояние; зато в сольных номерах ярко запечатлены индивидуальные характеры. Музыка арии Далилы изящна, исполнена пленительной женственности. Тонкое претворение танцевального элемента сообщает медленному движению Larghetto грациозную подвижность:


Прозрачность оркестровки, частая перекличка солирующего голоса с солирующими инструментами, а затем с одноголосным хором девушек (подруг Далилы); усиливают ощущение легкости и непринужденности.

Музыкальный портрет Харафы — хвастуна и задиры — выдержан в комедийно-буффонном плане, в манере, типичной для оперных характеристик комических персонажей. В арии Харафы перефразируются маршевые ритмы и интонации, которые присутствовали в музыкальной обрисовке филистимлян. Здесь же в сочетании с нарочито примитивными мелодическими оборотами, скороговоркой, бравурной виртуозностью басовой партии они вызывают комический эффект, подчеркивая мнимое бесстрашие этого воина, трусливого и малодушного в действительности.

В заключающих вторую часть оратории хорах опять противопоставлены израильский народ и филистимляне. Сурово-скорбное пение побежденных сменяется праздничным ликованием победителей. В завершение звучит двойной хор филистимлян и израильтян.

Третья часть оратории — драматическая развязка. По требованию своих врагов Самсон должен присутствовать в храме на торжестве в честь языческого бога филистимлян Дагона. Самсон прощается с окружающим миром.

Прощание Самсона с жизнью не несет в себе ничего трагического; поэзия природы, светлая беспечальная лирика отличают си-бемоль-мажорную арию от его же скорбного монолога в первой части.

Такие приемы, как движение параллельными терциями, эхообразное чередование голоса и инструментов (тенора и скрипок), короткие легкие трели, сближают арию с пасторальными и сельскими идиллиями, без которых не обходилась почти ни одна опера XVIII века:



С приближением развязки заметно ускоряется музыкально-драматическое развитие, чаще происходит смена планов внутри больших построений, замкнутость отдельных номеров уступает место непрерывному музыкальному развитию.



Последняя сцена оратории — похороны героя и торжественное заключение.

Небольшая ария Михи и подхватывающий ее хор израильтян принадлежат к числу самых проникновенных страниц генделевской музыки. Это пример высокой одухотворенной лирики, в которой личная печаль и лирические чувства поднимаются до степени гражданской скорби:


Траурный марш непосредственно следует за арией и хором, образуя единую сцену.

Трактовка марша закономерно вытекает из общей оптимистической идеи оратории: смерть Самсона приносит освобождение народу. (Невольно возникает сопоставление с героическими образами Бетховена, с идейно-творческими концепциями его симфоний. Недаром музыка Генделя вызывала сильнейший отзвук в душе великого композитора.)

Проводы героя превращаются в величавое торжественное шествие, приобретают смысл и значительность гражданского акта. Разумеется, музыка такого марша не может быть мрачной или уныло-тоскливой. В данном случае характеру светлой героики способствует необычная для похоронной музыки мажорная тональность, ясность оркестрового колорита, спокойная размеренность движения:


Между траурным маршем и последним заключительным хором есть внутренняя идейная связь. Героические элементы в марше — выражение гражданского начала — со всей силой выявляются в хвалебном хоре, который звучит мощным провозглашением победы, радости и свободы:


  • I часть (праздник филистимлян, на который привели слепого, закованного в цепи Самсона) содержит экспозицию противоборствующих сторон и музыкальный портрет главного героя;
  • II часть характеризуется появлением новых персонажей (Далилы и Харафы) и прямым столкновением противников (Самон – Далила, Самсон–Харафа);
  • в III части дается кульминация и развязка драмы – разрушение храма и героическая гибель Самсона.

1 часть

2 часть

3 часть

В третьей части оратории события приобретают еще большую остроту: Харафа требует, чтобы Самсон явился на пир филистимлян, Самсон принимает свое героическое решение. Его новая ария (№ 24) – это своеобразное прощальное слово, в котором нет ни тени сомнения. Герой абсолютно спокоен, перед его мысленным взором возникает картина солнечного восхода, полная символического смысла.

Героем оратории Генделя стал Самсон, чья необыкновенная судьба описана в четырех главах библейской книги Судей Израилевых. Этот богатырь, наделенный необыкновенной силой, боролся против филистимлян – врагов израильтян. Он совершает немало подвигов, и – как это нередко бывает с эпическими героями – тот, кого нельзя было победить в открытом бою, был побежден хитростью. Подкупленная филистимлянами Далила – возлюбленная героя – выведала, что сила его заключена в волосах, и остригла волосы. Самсон был схвачен филистимлянами, ослеплен, в цепях привели его на праздник бога Дагона, издеваясь над его беспомощностью, но герой, собрав последние силы, обрушил столбы, и множество врагов-филистимлян погибло под развалинами храма.

В либретто, написанном Ньюбергом Гамильтоном, роль хора была сохранена – ведь для оратории это подходило идеально. Но некоторые изменения были внесены. В отличие от литературного первоисточника, в оратории Генделя присутствует хор филистимлян. Появился персонаж, которого не было ни в Библии, ни у Мильтона – друг главного героя по имени Миха.

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.


Лекции


Лабораторные


Справочники


Эссе


Вопросы


Стандарты


Программы


Дипломные


Курсовые


Помогалки


Графические

Доступные файлы (1):

1.docx

Другие герои: Отец Самсона – Маноá, друг Самсона – Миха, Противник Самсона, ранее им побежденный – Хорафа.

В третьей части оратории первая ария – ария обольщения, ее музыка танцевальна, лирично-вкрадчива и дополнена хором, а вторая ария звучит на праздничном пиру у филистимлян и носит торжественный характер. Минор в ней дополняется мажором, а пение Далилы дополняется хором. Мелодика здесь уже не вкрадчиво-капризна, а устойчива и трезвучно.

вой фразе интонация плача, который затем повторится в арии в различный вариантах, частой смене тональных устоев. Элементы маршевости, активная ритмика с пунктирами.

Мелодическое начало соединено с декламацией, что придает арии характер монолога (Размышления наедине с самим собой). Форма арии – это свободно развивающийся период. В кульминации арии звучат тритоны, уменьшенные 7-аккорды, и периодически появляются проблески мажора, как надежда на благополучный исход.

Арии и хоры соединены в оратории выразительными речитативами-связками. В целом, вся драматургия цементируется тональной направленностью развития материала:

1 часть – от Ре-мажора по квинтовому кругу в сторону бемольных тональностей к Фа-мажору.

2 часть – много разных тональностей, но в итоге все направленно к Ре-мажору.

3 часть – обратное движение по сравнению в первой частью: от бемольных тональностей к Ре-мажору.

Читайте также: