Опыты ветер в детском саду

Обновлено: 30.06.2024

Придумано кем-то и просто, и мудро.

И каждый становится добрым, доверчивым,

Воспитатель. Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Воспитатель. Дети, мы живём на прекрасной планете – Земля. Как много на ней прекрасного и удивительного: и бескрайние просторы, и высокие горы, уходящие в небо, и глубокие реки, и ледяные моря, и жаркие пустыни. А жителей на ней не счесть! И каждый из них - маленькое чудо!

Дети читают стихотворение

Есть на земле огромный дом под крышей голубой,

Живут в нем солнце, дождь и гром, лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы, веселый звон ручья,

Живешь в том светлом доме ты и все твои друзья.

Куда б дороги не вели, всегда ты будешь в нем.

Землею – матушкой родной зовется этот дом!

Дети садятся на стулья

Воспитатель. Ребята, а что такое природа?

Посмотри, наш юный друг,

Что находится вокруг?

Небо светло – голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе уплывает.

Поле, речка и трава,

Скалы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года – это всё вокруг природа.

1 ребёнок. Мир живой природы - это человек, растения, животные, насекомые, птицы, рыбы (показывает картинки). Живая природа - это все, что растет, дышит, питается, развивается.

2 ребёнок. Неживая природа - это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Это все, что нас окружает - звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух. (показывает картинки). И человек, и все живые организмы не могут жить без неживой природы.

Воспитатель. Правильно, живая и неживая природа тесны взаимосвязаны друг с другом. И человек, и все живые организмы не могут жить без воздуха, воды, солнца, питания. Сейчас об этом мы узнаем на примере роста растения.

Принц. Здравствуйте, ребята. Я – Маленький принц. Прилетел к вам с далёкой, маленькой планеты. Очень удивился, когда увидел, как прекрасна Земля, на которой вы живёте.

Принц. Ребята, я слышал, что есть на свете ветер. А что такое ветер?

Я ветер сильный, я лечу,

Лечу, куда хочу (руки опущены, вдох через нос)

Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, и подуть у-у)

Хочу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, выдох у-у)

Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)

И в облака (опустить голову, спокойный выдох через рот)

Ну, а сейчас затихну я пока.

Воспитатель. Дети, мы знаем, что ветер бывает разный. Какой бывает ветер?

Дети.

Южный ветер, бывает скромным и тихим,

Прохладным и добрым.

Северный ветер бывает холодным, колючим,

сильным, сердитым, могучим.

Всюду по белому свету летает,

Как хорошо, что он разным бывает!

Воспитатель. Сильные и опасные ветры называются как?

Дети. (Бури, ураганы, торнадо, смерч.)

Воспитатель. Они угрожают людям во всём мире, так как появляются внезапно. Ветер, бывает таким ​​сильным, что несёт разрушение: срывает крыши на домах, вырывает с корнем деревья и швыряет их на большие расстояния. Но учёные следят, как и куда движутся ураганы. Информацию об этом они получают со спутников и передают людям.

Воспитатель. А какую пользу приносит ветер?

Дети. Ветер заставляет работать крылья мельницы. С помощью ветра люди получают свет. Ветер приносит на землю живительную влагу, переносит семена, пыльцу различных видов деревьев, растений.

Воспитатель. Я – дерево – мама, а вы мои детки,

Качала я вас в колыбели на ветке,

Но время пришло, вам пора улетать,

Пора вам большими деревьями стать.

Дети. На дереве – маме долго висели,

Нас ветер примчался, и мы полетели.

Умчаться от мамы подальше хотим,

Но ветер подхватит, и мы улетим.

Нам крылышки наши летать помогают,

Где мы приземлимся, лишь ветер узнает.

На землю родную мы все упадём,

Земля нас накормит, земля – это дом.

Весною нас солнце лучами согреет,

А дождик напоит водой, как сумеет.

Тогда прорастём мы зелёным ростком

И маме помашем зелёным листком.

Нам дерево – мама помашет в ответ.

Как стать нам большими, не дашь ли совет?

И дерево – мама, качаясь, шумит,

Советы давая, листвой шелестит.

Воспитатель. Ребята, так что же такое ветер?

Дети. Ветер – это движущийся воздух.

Опыт №1. Как обнаружить воздух

Воспитатель. Ребята, вспомним, что ветер – это движущийся воздух? Можно увидеть воздух?

Дети: Воздух нельзя увидеть глазами.

Воспитатель. Попробуйте создать легкий ветерок.

Дети: Спокойное, на море нет волн, вода не движется.

Воспитатель. Можно ли сделать так, чтобы на море появились маленькие волны?

Дети: Надо подуть на воду.

Воспитатель. Ветер заставляет воду двигаться, гонит волны.

Воспитатель. Я предлагаю вам спустить на воду маленький игрушечный кораблик с парусами. Кораблик не тонет и не двигается. Стоит на месте.

Воспитатель. Почему же наш кораблик не плывет?

Дети. Потому что нет ветра.

Воспитатель: Что должно произойти, чтобы кораблик поплыл?

Дети. Надо, чтобы подул ветер.

Воспитатель. Дуйте на воду. Посмотрите, кораблик начинает двигаться.

Воспитатель. Парус — это ловушка для ветра. Ветер надувает парус и заставляет кораблик двигаться своей силой. Давайте вспомним стихотворение А.С.Пушкина про кораблик.

Ветер по морю гуляет,

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах,

На раздутых парусах.

Воспитатель. Что может случиться с корабликом, если подует очень сильный ветер и на море начнется шторм?

Дети: Ветер может перевернуть кораблик, посадить на мель.

Воспитатель. Какой мы сделаем вывод? Что такое ветер?

Дети. Ветер – это движущийся воздух.

Дети. Нет, он пустой.

Воспитатель. Начнём его скручивать. Что происходит? (Ответы детей.) Почему?

Дети. Там воздух.

Воспитатель. А какой он? Видим мы его? Почему мы его не видим? (Воздух бесцветный, прозрачный.) Вот мы и сделали открытие: воздух бесцветный, прозрачный газ.

Воспитатель. Понюхайте воздух в пакете, есть у воздуха запах?

Дети. Нет.

Возьмём кусочек резинки и бросим в воду. Что произошло? (Резинка утонула.) Опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет. Почему? (Ответы детей.) Что у игрушки внутри? (Воздух.) Делаем вывод: воздух легче воды. А где это свойство воздуха часто используется? (Спасательные круги, надувные лодки.)

Ребята, а ещё я вам раскрою маленький секрет. Оказывается, воздух может звучать.

Возьмите стакан с водой и соломинку. Опустите соломинку в воду и подуйте. Что вы наблюдаете? (Пузырьки воздуха.) Мы сначала вдыхаем воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаем пузырьки.

Воспитатель. Человек дышит воздухом. Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду. Но жизнь и здоровье человека зависит ещё и от того, каким воздухом он дышит. Если воздух загрязнён вредными веществами, то это очень вредно для нашего здоровья. А что загрязняет воздух? (Ответы детей.) Мы должны заботиться о своём здоровье. Что мы можем сделать, чтобы воздух был чистым?

Дети. Сажать деревья, цветы, беречь лес.

Воспитатель. Давайте весной в нашем городе посадим много деревьев, кустарников, цветов, чтобы в нашем городе был воздух чистый.

Воспитатель. Итак, что мы с вами сегодня узнали в нашей лаборатории о воздухе?

  1. Воздух прозрачный, бесцветный, без вкуса, без запаха.
  2. Воздух легче воды.
  3. Воздух необходим для жизни человека и всего живого.

Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами узнали о некоторых основных свойствах воздуха. На сегодня наша лаборатория закрывается.

Принц. Теперь я знаю, что ветер – это воздух. Но ветром он становится только тогда, когда начинает двигаться. Когда я прилечу домой, то обо всём расскажу своим друзьям.

Воспитатель. Маленький принц, ты почему такой грустный?

Принц. Мне так у вас понравилось, что мне не хочется с вами расставаться.

Воспитатель. Ребята, давайте развеселим маленького Принца и потанцуем.

дети танцуют танец

Принц. Спасибо, вам ребята. Мне с вами было так интересно, но меня ждут дома. На прощанье я хочу подарить вам маленькую звёздочку (сладкое угощение). До свидания.

Воспитатель. Вот и подошло к концу занятие. А вы, ребята, растите большими и добрыми. Любите и берегите Землю, на которой вы живёте. И она вам вспомнит заботой о себе: хорошим здоровьем, богатым урожаем, весёлым пением птиц, красотой зелёного царства природы.

Опытно-экспериментальная деятельность на тему"Ветер".

Цель:

- Вызвать интерес к неживой природе, формировать реалистическое представление о ней, расширять кругозор.

Задачи:

- формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с воздухом;

-уточнять и расширять представление детей о ветре;

- развивать образное воображение, речь детей,

-активизировать их словарь: слабый сильный, качает ветки, ломает, гнет, поднимает листья и пыль, гоняет облака, людей с ног сбивает, несет прохладу, освежает.

Актуальность:

-Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

ВложениеРазмер
Опыты с ветром 16.72 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

Вызвать интерес к неживой природе, формировать реалистическое представление о ней, расширять кругозор.

- формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с воздухом; уточнять и расширять представление детей о ветре;

- развивать образное воображение, речь детей, активизировать их словарь: слабый сильный, качает ветки, ломает, гнет, поднимает листья и пыль, гоняет облака, людей с ног сбивает, несет прохладу, освежает.

В. читает загадку:

Невидимка озорной: все играет он с травой,

Листья в воздухе кружит и куда-то все спешит

Узнали, что это? (Ветер).

Ветер, ветер, дует ветер на тебя и на меня

Ветер шаловлив и весел ну, совсем как ты и я.

Вот он дошёл до вас, заглянул вам в глаза, глаза сразу же закрылись. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладошками: на лбу, на носу, на щеках, на подбородке. Поглаживайте спокойно, чтобы не спугнуть и дальше: голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот, погладьте его и там, подружитесь с ним.

В. ребята, а вы сейчас играли с ветерком, а вы его видели? Ответы детей.

-А как узнать, что он есть? Ответы детей.

-Мы сейчас попробуем узнать.

- Ребята, а ветер всегда одинаковый?

- Какой бывает ветер зимой? Осенью? Ответы детей.(сильный, холодный)

- А летом? (мягкий, теплый).

О каком ветре сейчас я скажу: ветерок – ветрище.

Вывод: ветер бывает разный в разное время года, в разную погоду: мягкий, теплый, холодный, сильный, прохладный.

Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха - движением; движение

воздуха - это ветер.

Оборудование: веер, султанчики на каждого ребёнка.

Педагог предлагает каждому ребёнку помахать веером около лица. Воспитатель спрашивает, что они чувствуют. Обмахиваясь веером, можно почувствовать воздух.

Физкультминутка: Педагог с малышами играют с султанчиками: танцуют, размахивая султанчиками над головой.

Цель: познакомить детей с силой ветра.

Оборудование: пустые картонные коробочки разные по размеру и весу, трубочки по количеству детей, фен или небольшой вентилятор.

Беседа с детьми и подведение итогов.

В: Мы с вами наблюдаем за ним в разное время года, в разную погоду, сегодня проводили опыты. Как вы думаете, что может делать ветер?

Ответы детей: играть с флажками, листьями, качать, гнуть деревья, кусты, гнать облака, зазывать, дуть, свистеть, с ног сбивать, поднимать снег.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Городского округа Балашиха

Картотека опытов в старшей группе

Кяримова Татьяна Владимировна

Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

Вывод: В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.

Детям предлагается опустить в стакан с водой соломинку и дуть в неё. Что получается? (Получается буря в стакане воды).

Цель: Познакомить со свойствами бумаги и действием на неё воздуха; развивать любознательность.

Материал: Полоска бумаги.

Будем мы сейчас играть

И полоску оживлять

Раз, два, три – посмотри!

Полоску бумаги надо держать вертикально за один конец и дуть на неё. Почему она движется? (она лёгкая)

Полоску бумаги держать горизонтально за оба конца, поднести к губам и втянуть воздух. Что произойдёт? Почему? (полоска прилипнет к губам – на неё действует сила воздуха).

Полоску бумаги прижать к стене и сильно подуть на неё, руки в этот момент убрать. Почему полоска не упала? (на неё действует сила воздуха).

Вывод: Полоска бумаги лёгкая, поэтому она реагирует на движение воздуха.

Материал: Баночка с водой, горошины, трубочка, салфетка, лист бумаги.

Ход: Воспитатель: Давайте научим горох плавать и танцевать.

Дети в баночку с водой опускают 4 горошины и трубочку, дуют в неё. Сначала слабо, потом с большей силой.

Вывод: Когда воздух через трубочку шёл медленно, горошины двигались медленно; сила воздуха увеличилась, и скорость движения горошин возросла. Значит, сила движения предметов зависит от силы воздействия на них.

Цель: Продолжать знакомить с разной силой потока воздуха, развивать дыхание, смекалку.

Материал: Ванночка с водой, кораблик из пенопласта, салфетка из ткани.

Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе.

Дети дуют на кораблик тихонько. Что происходит? (кораблик плывёт медленно).

Дети дуют с силой (кораблик плывёт быстрее и может перевернуться).

Вывод: При слабом ветре кораблик движется медленно; при сильном потоке воздуха увеличивает скорость.

Материал: Ванночка с водой, маленький резиновый мячик, салфетка.

Ход: Поиграем с мячиком в прятки? Помять мячик в ладонях (упругий, мягкий), опустить в ванночку с водой. Что происходит с мячиком? Почему он не тонет? (мяч плавает; он лёгкий).

Погружают мяч на дно ванночки, немного придерживают его рукой и резко отпускают. Что произошло с ним? (мячик выскакивает на поверхность воды)

Вывод: Мяч заполнен воздухом, он лёгкий – лёгкие предметы не тонут, вода выталкивает лёгкие предметы на поверхность.

Цель: Познакомить с движением воздуха, его свойствами; развивать наблюдательность, любознательность.

Материал: Ванночка с водой, воздушный шарик, салфетка из ткани.

В праздники на улице

В руках у детворы

Разные, разные: голубые, красные,

Жёлтые, зелёные воздушные шары.

Хотите поиграть с воздушными шариками? Дети надувают шарик небольшого размера, не завязывают его. Какой получился шарик? (лёгкий и красивый). Разжимают пальцы. Что происходит с шариком? (шарик начал метаться – из него выходит воздух).

Вывод: Пузырьки воздуха, выходя из шарика, поднимаются на поверхность воды: они лёгкие.

Налейте в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нём водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.

Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении тёплого воздуха. А откуда же берётся дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжёлыми и падают на землю в виде дождя.

После игры можно предложить детям выпустить воздух из одного шарика. Есть ли при этом звук? Предлагается детям подставить ладошку под струю воздуха. Что они чувствуют? Обращает внимание детей: если воздух из шарика выходит очень быстро, он как бы толкает шарик, и тот движется вперёд. Если отпустить такой шарик, он будет двигаться до тех пор, пока из него не выйдет весь воздух.

Воспитатель интересуется у детей, в какой хорошо знакомой им игрушке много воздуха. Эта игрушка круглая, может прыгать, катиться, её можно бросать. А вот если в ней появится дырочка, даже очень маленькая, то воздух выйдет из неё и, она не сможет прыгать. (Выслушиваются ответы детей, раздаются мячи). Детям предлагается постучать об пол сначала спущенным мячом, потом - обычным. Есть ли разница? В чём причина того, что один мячик легко отскакивает от пола, а другой почти не скачет?

Вывод: Чем больше воздуха в мяче, тем лучше он скачет.

Вывод: Воздух легче воды.

Попробуем взвесить воздух. Возьмите палку длинной около 60-ти см. На её середине закрепите верёвочку, к обоим концам которой привяжите два одинаковых воздушных шарика. Подвесьте палку за верёвочку. Палка висит в горизонтальном положении. Предложите детям подумать, что произойдёт, если вы проткнёте один из шаров острым предметом. Проткните иголкой один из надутых шаров. Из шарика выйдет воздух, а конец палки, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? Шарик без воздуха стал легче. Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик? Проверьте это на практике. У вас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.

Для его проведения нужны две свечи. Проводить исследования лучше в прохладную или холодную погоду. Приоткройте дверь на улицу. Зажгите свечи. Держите одну свечу внизу, а другую вверху образовавшейся щели. Пусть дети определят, куда наклоняется пламя свечей (пламя нижней будет направлено внутрь комнаты, верхней - наружу). Почему так происходит? У нас в комнате тёплый воздух. Он легко путешествует, любит летать. В комнате такой воздух поднимается и убегает через щель вверху. Ему хочется поскорее вырваться наружу и погулять на свободе.

Для этого опыта используйте веера, сделанные заранее самими ребятами. Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. А ребята уже знают, ветер - это движение воздуха (старайтесь, чтобы дети делали как можно больше самостоятельных выводов, ведь уже обсуждался вопрос, откуда берётся ветер).

Помашем веером перед лицом. Что мы чувствуем? Для чего люди изобрели веер? А чем заменили веер в нашей жизни? (Вентилятором, кондиционером).

Для проведения этого опыта подберите иллюстрацию песчаной пустыни, на которой изображены барханы. Рассмотрите её перед началом работы. Как вы думаете, откуда в пустыне появляются такие песчаные горки? (Ответы выслушайте, но не комментируйте, дети сами ответят на этот вопрос ещё раз после окончания опыта).

Вернитесь опять к вопросу о том, почему на барханах мало растений.

Вывод: Ветер то засыпает их песком, то выдувает его, и корешкам не за что держаться. К тому же песок в пустыне бывает очень горячим! В таких условиях могут выжить только самые выносливые растения, но их очень мало.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Ветер - это движение воздуха. Как можно изобразить ветер? Сделать глубокий вздох и подуть.

Детям предлагается посмотреть на групповую комнату. Что вы видите? (Игрушки, столы и т. д.) А ещё в комнате много воздуха, но его не видно, потому что он прозрачный, бесцветный. Чтобы увидеть воздух, его нужно поймать. Воспитатель предлагает посмотреть в полиэтиленовый пакет. Что там? (Он пуст). Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух, завязываем его. Наш пакет полон воздуха и похож на подушку. Теперь развяжем пакет, выпустим из него воздух. Пакет стал опять тоненьким. Почему? (В нём нет воздуха). Опять наберём в пакет воздух и снова его выпустим (2-3 раза).

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Воздух прозрачен. Чтобы его увидеть, его надо поймать.

В какой игрушке много воздуха? Эта игрушка круглая, может прыгать, катиться, нё можно бросать. Что это такое? (Мяч). Посмотрите, какой он большой, упругий, как высоко прыгает. А вот, если в мяче появится дырочка, даже очень маленькая, то воздух выйдет из мяча, и он уже не сможет прыгать. Воспитатель бьёт мячом об пол. Предлагает постучать об пол разными мячами. Какой мяч прыгает лучше? (Большой, где много воздуха).

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.

А вы знаете, что есть такой праздник: "Международный день ветра"? Его празднуют 15 июня. Но изучать ветер, играть в ветер и знакомиться с тем, что такое ветер можно в любой день в любое время года. Причем, не за партой, а на свободе, наблюдая и экспериментируя:)

Я подготовила и оформила 5 уроков про то, как можно с детьми изучать ветер. И сейчас я их выкладываю тут в блоге все вместе, чтобы легче было собрать весь материал и провести тематическое занятие про ветер.

День ветра - занятия для детей

Урок 1. Как измерить силу ветра?

День ветра - занятия для детей: как измерить ветер

Для этого метеорологи используют прибор АЛЬТМОМЕТР . Но наряду с ним продолжает использоваться и другой прибор, в народе называемый КОЛДУН - просто полосатый конус из ткани.

С его помощью определяют силу и направление ветра в аэропортах. А по-научному он называется ВЕТРОУКАЗАТЕЛЬ .

Такая живучесть этого устройства объясняется тем, что нужные данные можно определить по нему с одного взгляда. Куда конус показывает - туда и дует ветер. А то, как сильно провисает ткань, показывает приблизительную скорость ветра.

Кроме того, сделать колдун проще простого. Мы когда-то смастерили его прямо в домике, который снимали у моря, из подручных материалов: проволока, гвоздь, мусорные пакеты, ракушка (вы можете заменить ее пластиковым футляром от киндера) и двух палочек от мороженного. Ну еще и скотч понадобится:)

  • Берем несколько пакетов, отрезаем дно, склеиваем их друг за другом скотчем. Должен получиться "рукав" 5 м в длину.
  • Потом насаживаем его на круглый каркас, согнутый из проволоки. И прикрепляем на столб.
  • Чтобы указатель работал при ветре с любой стороны, он должен вращаться - закрепляем каркас не сразу гвоздем, а так, чтобы он мог свободно крутиться вокруг гвоздя на проволоке. Тут-то и понадобиться выпуклая ракушка или киндер.
  • Ну и делаем из палочек указатели сторон света - чтобы еще и направление ветра можно было определять.

ОСНОВНЫЕ ВЕТРА : северный, восточный, западный, южный. И промежуточные - северо-восточный, северо-западный и т.д.

Обозначая направление, надо назвать, откуда дует ветер. Например северный ветер - это тот, который дует с севера на юг. При этом если вы посмотрите на стрелку флюгера, то она будет показывать на юг - не забудьте это учесть!

По этой ссылке вам придет 2 файла: мини-плакатики для определения типа облаков и для определения силы ветра по окружающим предметам: деревьям, флагу, волнению моря.

Урок 2. Как ветер работает?

День ветра - занятие для детей

Ветер крутит лопасти, вращение передается на тяжелый жернов, а туда насыпают зерно. Жернова крутятся и перетирают зерно в муку. Это если коротко:)

День ветра - занятие для детей: ветряные мельницы

А вот в Голландии? Этот край знаменит своим количеством мельниц, мельница даже стала его символом. Неужели голландцам нужно было столько муки?

На самом деле большинство голландских мельниц вырабатывали не муку. Вращающиеся лопасти приводили в движение насосы, которые откачивали воду и осушали поля. Благодаря мельницам половина территории Голландии (нынешних Нидерландов) была отвоевана у моря!

Ветряные электростанции есть и у нас в стране. Например, в Крыму. Мы с детьми каждый год летом отдыхаем у моря у Казантипского залива. Он славится своими сильными и постоянными ветрами. И именно там стоят целые цепи ветрогенераторов.

День ветра - занятие для детей: ветряные электростанции

Вертушка из бумаги

Шаблоны вертушек можно скачать и распечатать у меня в блоге, там же инструкция, как их сделать своими руками. Это очень просто - справятся даже малыши! :)

Вертушки из бумаги - скачать и сделать

Урок 3. Почему ветер дует?

Почему ветер дует - занятие для детей

Почему ветер дует - занятие для детей

Если поднести свечу к щели под дверью – пламя будет отклоняться в сторону теплого помещения. Если к верху двери – то в противоположную.

То есть с одной стороны воздух заходит, с другой – выходит. Вот и получается ветер – именно он отклоняет пламя свечи!

Теплый воздух поднимается вверх. И выходит из теплого помещения сверху двери. А на его место снизу двери заходит холодный.

Опыт со свечей - изучаем ветер

Занятие про ветер для детей

Это можно увидеть наглядно, если над источником тепла (например, плитой или лампочкой) повесить спиральную вертушку.

Занятие про ветер для детей

змейка из фольги

Урок 4. Почему ветер поет?

Почему ветер воет?

Если нет, то вам на помощь мой игровой комплект "НЕСКУЧНАЯ НАУКА", в котором я объясняю физику детям-дошкольникам самыми простыми словами и опытами. Есть среди этих занятий и занятие про звук и звуковые волны, где я с примерами объясняю детям что это такое.

Ну а тут скажу ооочень коротко: наше ухо улавливает быстрые колебания воздуха (звуковые волны) и воспринимает его как звук.

курс по физике для детей

Когда ветер дует медленно, воздух просто обтекает все препятствия, которые встречаются ему на пути. Ветви деревьев, провода и т.д. И мы никакого звука не слышим.

Когда ветер с силой пролетает через узкие щели в окнах и дверях, он свистит и пищит. Этот факт используется в обычных свистках.

Сделайте свисток своими руками из полоски от воздушного шарика и пластикового колпачка от ручки или фломастера. У колпачка надо отрезать один конец, чтобы получилась трубочка.

как сделать свисток

А чтобы получить вой, нужно устроить ветер над… горлышком бутылки. Только дуть надо не в нее, а как-бы поверх отверстия.

Будут образовываться воздушные вихри, часть воздуха попадет в бутылку, заставляя ее вибрировать. Бутылка загудит

опыт

Люди подметили это свойство ветра свистеть, гудеть и петь, и придумали музыкальный инструмент – флейту.

Подобные музыкальные инструменты есть у всех народов: в Греции – флейта Пана, в России кувиклы, в Андах тоже своя флейта (К сожалению, сколько не рылась в интернете, так и не смогла найти название такой флейты, что на фото)
Но в комментариях мне подсказали несколько вариантов, что это может быть за флейта. А заодно и рассказали про подобные инструменты у других народов - почитайте!

Флейта пана из трубочек

флейта пана

флейта анд

кугиклы - русская флейта

Урок 5. Ловим ветер!

изучаем ветер - опыты и эксперименты

Ведь ребенок не узнает ветер как следует, пока не подержит в руках. Как это осуществить? С помощью воздушного змея, конечно!

Змей ловит воздушные потоки и ребенок, запуская его, на своем опыте увидит, как действует подъемная сила, как поднимается горячий воздух над нагретыми участками земли, какие на высоте существуют потоки - там ветер может дуть совсем в другую сторону, чем внизу.

  • Несколько полиэтиленовых пакетов
  • Тонкие легкие палочки (сосновые реечки, ровные ветки дерева или, как у нас, стебли тростника) длиной 60 и 35 см
  • Леска
  • Скотч

Размеры и ход работы подробнее смотрите в посте "Как сделать воздушного змея"
А тут покажу мастер-класс коротко, буквально в 5 шагов:)

как сделать воздушного змея

как сделать воздушного змея

как сделать воздушного змея

как сделать воздушного змея

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Эти материалы вам могут пригодиться для занятий со своим ребенком или их можно использовать для обучения групп детей в летних лагерях, кружках, при подготовке исследовательских проектов в детских садах и школе.

Все фото-материалы и тексты "Травяных уроков" подготовлены лично мной. Они защищены законом об авторских правах.

  • " Архитектурные прогулки " - 10 занятий-прогулок. Гуляем по городу, фотографируем его и изучаем архитектуру прямо на улице! На занятиях марафона детей ждет знакомство с архитектурными терминами и понятиями в максимально наглядной форме.
  • " Травяные уроки " - 10 уроков для детей по ботанике в виде игр и других активностей.
  • " Почва-уроки " - 7 уроков для детей о составе и свойствах разных почв в наглядных опытах и экспериментах.
  • "

А вот здесь почти сотня занятий моего " Клуба почемучек " с детскими вопросами, присланными читателями блога, и моими ответами на них с помощью игр, поделок, опытов и экспериментов. Наглядно и нескучно!

Кораблики (опыт-игра для детей 3-4 лет)

Возьмите таз с водой. Сделайте бумажные кораблики. Как сделать кораблики, Вы увидите в этом видео.

Это схема изготовления кораблика из бумаги для опыта.

Как сделать кораблик. Опыты с ветром.

Пустите кораблики на воду. Подуйте на них вместе с ребенком. Почему кораблики поплыли? (их толкает ветерок). А откуда взялся ветерок? Это мы выдохнули воздух.

Устройте соревнование корабликов. Какой кораблик быстрее доплывет до другого берега (для этого нужно брать таз квадратной формы или детскую ванночку). Спросите малыша, как нужно дуть, чтобы кораблик быстро плыл?

Попробуйте сделать разный ветер – мягкий и легкий ветерок, сильный ураган, свирепую бурю.

Кораблики для этой игры можно сделать не только из бумаги, но и из скорлупки грецкого ореха. С помощью пластилина прикрепите к скорлупке палочку с парусом (подойдет бумажный парус на палочке-зубочистке). Подуйте на парус. Как надо дуть, чтобы кораблик поплыл?

Прочитайте малышу строки о ветре А.С. Пушкина.

Ветер по морю гуляет. Опыты для детей.

Веер (для детей 4-5 лет)

Загадка о веере.

Морской бой (для детей 4-5 лет)

Что может произойти с кораблями, если будет сильный ветер? (Они могут утонуть). Предложите ребенку сделать кораблики из бумаги и поиграть в морской бой. Играют в эту игру в паре. Нужно дуть на лодки свои и чужие, чтобы потопить корабли противника. Дуть можно как одновременно, так и по очереди.

После игры спросите ребенка, как надо дуть, чтобы ветер получился сильнее (набирать больше воздуха, сильнее и резче его выдыхать).

Где теплее? (для детей 5-6 лет)

Этот опыт поможет выяснить, что легче – теплый воздух или холодный.

1. Давайте попробуем выяснить, где в комнате теплее, а где холоднее – на полу или на диване (выше или ниже). Можно взять термометр и измерить температуру и сравнить. Можно подержать руку у пола (рядом с дверью) и вверху.

2.Затем предложите ребенку подержать свою ладошку над батареей и под батареей. Где теплее?

3.А еще можно взять тоненькую бумажку (салфетку) или ватку. Прикрепите верхний конец полоски бумаги на стену над батареей (можно прикрепить строительным скотчем или с помощью пластиковой массы Uni patafix). Одновременно откройте форточку над батареей. Теплый воздух будет подниматься наверх, и бумажка начнет шевелиться и подниматься кверху.

4.Делаем вывод, что теплее всегда вверху. А это означает, что теплый воздух легче и он поднимается наверх.

5.Спросите ребенка: «Где ты спишь? Да, в кроватке. Это сейчас так устроено, что дети и взрослые спят в кроватях. ведь в наших городских домах тепло. А раньше, когда батарей не было, дети да старики спали на полатях. Полати располагались высоко над полом и устраивались между печкой и стеной дома. Спальное место на полатях не одно, а сразу много — на них спало рядом несколько человек. Почему спали на полатях? (там даже зимой было тепло, ведь полати находятся вверху, где теплый воздух)

Полати

Откуда берется ветер — опыт для детей 5-6 лет

Опыт разработан О.В. Дыбиной.

1.Вам понадобится свеча и змейка. Змейку очень просто сделать:

возьмите круг из тонкой бумаги и разрежьте его по спирали, затем получившуюся заготовку подвесьте за нить.

  • Зажгите свечу и подуйте на нее. Почему отклонилось пламя? (дует воздух).
  • Поместите змейку над пламенем свечи. Что происходит со змейкой? Она начнет вращаться. Почему же она вращается? Потому что теплый воздух идет вверх и поднимает змейку.
  • Можно попробовать чтобы дети сделали такой опыт сами, но не со свечой! Нужно подержать змейку над горячей батареей.

2.Подойдите к двери (например, ведущей на застекленный балкон) и попробуйте определить, куда дует ветер вверху дверного проема (выше) и около пола (ниже). Для того чтобы определить, куда дует ветер, можно поставить две свечи — внизу и вверху и посмотреть, куда отклоняется их пламя. Или взять тонкую салфетку или ватку и поднести к дверям. Куда она отклонится?

Оказывается, ветер – это движение воздуха! Теплый воздух движется наверху, а холодный внизу, и они стремятся поменяться местами.

4.Можно зарисовать стрелочками, куда дует ветер в комнате. Красная стрелочка вверху дверей будет обозначать теплый воздух. А синяя стрелочка внизу – холодный воздух.

5.Если в Вашей комнате есть сквозняк, и Вы часто просите ребенка не сидеть на полу около дверей, то напомните ему об этом. Спросите, почему Вы просите его этого не делать? Теперь он уже знает, чем вызвана Ваша просьба и совсем по-другому будет относиться к ее выполнению!

Опыты с вертушкой

Сделайте с ребенком вертушку и возьмите ее на прогулку. Покажите, как играют с вертушкой. Спросите ребенка, почему она вертится? (ветер ударяет в ее лопасти, и она начинает вертеться). Понаблюдайте с малышом, когда вертушка вертится быстро, а когда медленно и почему это происходит?

Как сделать вертушку для игры с ветром

А это схема изготовления вертушки.

Как сделать вертушку для опыта с ветром.

Вертушки для игр и опытов с ветром.

Откуда берется ветер - опыты для детей. Ветер в пустыне.

Очень важно, чтобы уже в дошкольном возрасте ребенок понял, что в мире не всё так однозначно, и в каждом явлении можно найти хорошие и плохие стороны. Важно. чтобы он самостоятельно мыслил, мог объяснить свою точку зрения. Эти умения развиваются не сами собой, а в общении со взрослым, который ставит перед ребенком проблемные вопросы с неоднозначным ответом.

Давайте порассуждаем вместе.

Почему ветер – это хорошо? Потому что летом в жару, когда дует ветер, не так жарко. Потому что ветер надувает паруса, и корабли могут плыть. Потому что ветер разносит семена растений, с помощью ветра можно летать на воздушном шаре, запускать воздушных змеев. Ветер помогает работать ветряным мельницам и ветрякам.

Почему ветер – это плохо? Если холодной зимой дует ветер, то замерзаешь. На море в сильный ветер бывает шторм, и корабли могут утонуть. Сильная буря может разрушить дома и вырвать с корнем деревья. Ветер разносит семена не только полезных растений, но и сорняков.

Подберите с ребенком как можно больше слов, которые описывают какой бывает ветер. С помощью подобных упражнений Вы не только обогатите словарный запас ребенка, но и приучите его внимательно относиться к подбору слов и замечать интересные образные слова в рассказах и сказках.

Какой ветер? Он бывает сильный. Как сказать по-другому? Буйный, быстрый, бешеный ветер, лихой, неистовый, напористый, нещадный, порывистый, свирепый, свистящий, стремительный, ужасный, ураганный, шквальный, яростный, могучий, неугомонный, пронизывающий, холодный, злой. лютый, сердитый, скверный, заунывный, угрюмый, страшный, ледяной.

А бывает наоборот — какой ветер? Да, слабый, легкий. Как сказать по-другому? Нежный, тихий, теплый, веселый, южный, весенний.

Теперь подберем слова, что делает ветер? Он дует, завывает, шумит, свистит, качает деревья, разгоняет тучи, гонит листья, доносит до нас звуки.

Как называется легкий ветер? Ветерок. А если ветер сильный? Ветрище. А если очень сильный? Буря, ураган, шторм, торнадо.

Как проводить речевые упражнения по подбору слов?

Я люблю проводить такие упражнения с детьми по подбору слов в форме игры. Например, если мы играем со словами зимой, то мы помогаем ветру укрыть землю снежинками. Одно слово — это одна снежинка! А укрыть надо много земли, изображенной на картинке! Вот и подбираем мы слова очень долго, ведь не можем же мы допустить, чтобы кустик или цветочек замерз без снега! Подобрали слово — положили бумажную снежинку на наш зимний пейзаж. Еще одно слово — вторую снежинку положили и так далее пока всю землю не укроем. Я подсказываю самые сложные, редко встречающиеся слова, дети говорят более распространенные слова.

Если играем осенью, то помогаем ветру сорвать листочки или перенести семена. Можно придумать любую игровую ситуацию. В таких играх ребенок видит результат своих усилий и поэтому стремится подобрать как можно больше слов про ветер. Я всегда удивляюсь, но это факт — дети помнят, где именно ИХ снежинка или листочек, которым они помогли ветру и что именно укрыла их снежинка, даже если игра проходит в большой группе детишек.

Познавательные рассказы для детей о ветре Льва Николаевича Толстого. Вторая русская книга для чтения – 1875 год

Отчего бывает ветер (рассуждение)

Для чего дует ветер? (Рассуждение)

Свяжут крест из двух лучин и кругом креста обвяжут еще четыре лучины. На все наклеят бумаги. К одному концу привяжут мочальный хвост, а к другому привяжут длинную бечевку, и выйдет змей. Потом возьмут змей, разбегутся на ветер и пустят. Ветер подхватит змей, занесет его высоко в небо. И змей подрагивает, и гудит, и рвется, и поворачивается, и развевается мочальным хвостом.

Если бы не было ветра, нельзя бы было пускать змея

Ветер помогает летать воздушному змею.

Сделают из теса четыре крыла, утвердят их крестом в вал и приделают к валу шестерни и колеса с кулачьями, так чтобы, когда вал вертится, он бы цеплял за шестерни и колеса, а колеса бы вертели жернов. Потом крылья поставят против ветра: крылья начнут вертеться, станут шестерни и колеса цеплять друг за друга, и жернов станет вертеться на другом жернове. И тогда сыплют зерно промежду двух жерновов; зерно растирается, и высыпается в ковш мука.

Если бы ветра не было, нельзя бы было молоть зерно на ветряных мельницах

Ветер помогает молоть зерно на ветряной мельнице

Когда плывут на лодке и хотят плыть скорее, то возьмут, на середине лодки, вставят в дыру большой шест, к шесту этому приделана поперек перекладина. К этой перекладине прикрепят холстинный парус, к низу паруса привяжут веревку и держат ее в руках. Потом поставят паруса против ветра. И тогда ветер надует парус так крепко, что лодка нагибается набок, веревка рвется из рук, и лодка поплывет по ветру так скоро, что под носом лодки забурчит вода, и берега точно бегут назад мимо лодки.

Если бы не было ветра, нельзя бы было плавать с парусом

Ветер помогает людям и надувает парус.

Там, где люди живут, бывает дурной дух; если бы не было ветра, дух этот так и оставался бы. А придет ветер, разгонит дурной дух и принесет из лесов и с полей хороший, чистый воздух. Если бы не было ветра, люди бы надышали и испортили воздух. Воздух все бы стоял на месте, и людям надо бы уходить из того места, где они надышали.

Когда дикие звери ходят по лесам и полям, то они всегда ходят на ветер, и слышат ушами, и чуют носом то, что впереди их. Если бы не было ветра, они бы не знали, куда им идти.

ветер и лесные звери.

Почти все травы, кусты и деревья такие, что для того, чтобы на траве, кусте или дереве завязалось семя, нужно, чтоб с одного цветка пыль перелетала на другой цветок. Цветки бывают далеко друг от друга, и им нельзя пересылать свою пыль с одного на другой.

Когда огурцы растут в парниках, где ветра нет, тогда люди сами срывают один цветок и накладывают на другой, чтобы цветовая пыль попала на плодовой цветок и была бы завязь. Пчелы и другие насекомые иногда переносят на лапках пыль с цветка на цветок, но больше всего пыль эту переносит ветер. Если бы не было ветра, половина растений была бы без семени.

как ветер помогает растениям.

В теплое время над водой поднимается пар. Пар этот поднимается выше, и когда остынет наверху, то падает вниз каплями дождя.
Над землей поднимается пар только там, где есть вода, — над ручьями, над болотами, над прудами и реками, больше всего над морем. Если бы ветру не было, пары не ходили бы, а собирались бы в тучи над водой и падали бы опять там, где поднялись. Над ручьем, над болотом, над рекой, над морем был бы дождь, а на земле, на полях и лесах дождя бы не было. Ветер разносит тучи и поливает землю. Если бы ветра не было, то где вода, там бы было больше воды, а земля вся бы пересохла.

Как ветер помогает людям

Логическая задача о ветре Льва Николаевича Толстого

Отчего, когда ветрено без мороза, то зябнешь больше, чем в мороз без ветра?

Порассуждайте с ребенком на эту тему после того, как проведете опыты с холодным и теплым воздухом, показывающие малышу, как образуется ветер. А вот ответ на этот вопрос, данный детям в 19 веке Львом Николаевичем:

Оттого, что тепло из тела переходит в воздух и если тихо, то воздух вокруг тела нагревается и стоит теплый. Но когда дует ветер, он относит нагретый воздух и приносит холодный. Опять из тела выходит тепло и нагревает воздух вокруг него, и опять ветер относит теплый воздух. Когда выйдет много тепла из тела, тогда и зябнешь.

1) Что такое воздух? Для чего нужен воздух? Свойства воздуха в занимательных опытах для детей

5) Стихи о ветре. Учимся, играя! — стихи, загадки, развивающие задания в картинках, игры, пальчиковая гимнастика и веселая зарядка для малышей.

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"

audiokurs-razvitie-rechi

занятия для детейопыты и эксперименты для дошкольниковлогические задачи для дошкольников4 года5 лет6-7 летрассказы для детей

Читайте также: