Опыты со светом в начальной школе

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ

Кладут два камешка: один на солнышко, другой в тень. Закрывают плотным деревянным ящиком, чтобы было темно. Через некоторое вре­мя проверяют, какой камешек теплее.

Наливают в два блюдца воду - одно блюдце ставят на солнце, другое - в тень. Затем проверяют, в каком блюдце быстрее испарилась вода. На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени.

Материал: чистая литровая стеклянная банка с крышкой, стол, линейка, книги, пластилин. Наполняйте банку водой, пока она не начнет литься через край. Плотно закройте банку крышкой. Положите банку на стол в 30 см от края стола. Сложите перед банкой книги так, чтобы осталась видна только четверть банки. Слепите из пластилина шарик размером с грецкий орех. Положите шарик на стол в 10 см от банки. Встаньте на колени перед книгами. Смотрите сквозь банку, глядя поверх книг. Если шарика не видно, подвиньте его. Оставшись в том же положении, уберите банку из своего поля зрения. Вы можете увидеть шарик только через банку с водой. Банка с водой позволяет вам видеть шарик, находящийся за стопкой книг. Все, на что вы смотрите, можно видеть только потому, что излучаемый этими предметами свет доходит до ваших глаз. Свет, отразившийся от пластилинового шарика, проходит сквозь банку с водой и преломляется в ней. Свет, исходящий от небесных тел, проходит через земную атмосферу, прежде чем дойти до нас.

Материал: противень, плоское карманное зеркало, лист белой бумаги.

Эксперимент нужно проводить в ясный солнечный день. Не смотрите прямо на солнце и не отражайте солнечные лучи в глаза людям. Наполните противень водой. Поставьте его на стол около окна, чтобы на него падал свет утреннего солнца. Поместите зеркальце внутри противня, положив его верхний край на край противня, а нижний - в воду под таким углом, чтобы оно отражало солнечный свет. Возьмите одной рукой лист бумаги и держите его перед зеркалом. Второй рукой слегка подвиньте зеркало. Регулируйте положение зеркала и бумаги, пока на ней не появится радуга. Слегка потрясите зеркало. На бумаге появляются искрящиеся разноцветные огоньки. Вода плещется и изменяет направление света, из-за чего цвета напоминают огоньки.

Возьмите линейку и поместите один термометр на отметку 10 см, а второй термометр - на отметку 100 см. Поставьте настольную лампу у нулевой отметки линейки. Включите лампу. Через 10 мин. сравните показания обоих термометров. Ближний термометр показывает более высокую температуру. Термометр, который находится ближе к лампе, получает больше энергии, следовательно, нагревается сильнее. Чем дальше распространяется свет от лампы, тем больше расходятся его лучи, они не могут сильно нагреть дальний термометр. С планетами происходит то же самое.

Материал: пластилин, линейка, рейка метровой длины.

Материал: настольная лампа, карандаш, линейка.

Поверните настольную лампу лампочкой к себе и включите. Держите карандаш на расстоянии вытянутой руки от себя и в 15 см от включенной лампочки. На карандаше нельзя прочитать надпись и трудно различить его цвет. Свет от лампы такой яркий, что очень трудно рассмотреть поверхность карандаша. Точно так же из-за ослепительного света Солнца трудно изучать планету Меркурий.

Материал: большая коробка, ножницы, бинокль, картонка размером с открытку, клейкая лента, фольга, лист белой бумаги. Расположите коробку так, чтобы открытая сторона оказалась сбоку. В верхней стенке коробки вырежьте отверстия, в которых могут поместиться окуляры бинокля. Вырежьте круг из картонки и при помощи клейкой ленты закройте им один из объективов бинокля. Вставьте бинокль в отверстие в коробке окулярами вниз и закрепите его в таком положении клейкой лентой. Вынесите коробку на солнце, поставив открытой стороной перед собой. Расположите коробку таким образом, чтобы лучи солнца попадали в незаклеенный объектив. Расположите лист белой бумаги внутри коробки под биноклем таким образом, чтобы на нем стало видно изображение солнца. На бумаге виден яркий солнечный луч.

Зажжем в темной комнате электрический фонарь и его свет направим на белый мяч. Если смотреть на мяч из темноты, то он кажется ярким. Свет фонаря освещает мяч и отражается от него. Такой свет называют отраженным. Если фонарь погасить, то мяч в темноте становится невидимым, потому что он не излучает собственного света.

Встаньте между зажженной лампой и стеной на довольно большом расстоянии от лампы. Свет от лампы не может пройти через ваше тело. На стене образуется тень. Если бы лучи света не были прямолинейны, то они могли бы обогнуть тело, и никакой тени не было бы.

Материалы: 0,5 кг зефира, пластмассовый стакан емкостью до 0,5 л весы.

Кладите зефир в стакан, пока он не наполнится до краев. Взвесьте наполненный зефиром стакан. Запомните, сколько весит этот стакан. Поставьте его на стол. Пальцами сомните зефиринки и придавите их ко дну стакана. Кладите на освободившееся место всё новые зефиринки, спрес­совывая их и освобождая, таким образом, место в стакане. Продолжайте, пока стакан снова не наполнится. Снова взвесьте стакан. Стакан со спрессованным зефиром весит больше. Этот опыт показывает, почему вещество в ядре Солнца имеет более высокую плотность, чем на его поверхности.

В гладкую деревянную дощечку вбейте две булавки (или два гвоздика) так, чтобы между ними едва проходила монета. Возьмите монету щипцами и нагрейте ее на огне. Теперь монета между булавками не проходит. От нагревания она расширяется. Через несколько минут она остынет, сожмется и снова будет легко проходить между булавками.

Не только монета, но и другие твердые тела расширяются при нагревании и сжимаются при охлаждении.

Материал: фонарик, два листа картона, две картонные подставки, несколько книг, кнопка.

В центре каждой картонки сделать отверстие. Установить картонки на подставки так, чтобы отверстия были на одной высоте. На стопку книг положить фонарик. Его луч должен падать на отверстие первой картонки. Встать с противоположной стороны. Глаз должен быть на уровне отверстия второй картонки.

Результат . Через оба отверстия видишь свет.

Затем сместить одну из картонок так, чтобы отверстия не лежали на одной линии с глазом и фонариком.

Результат . Свет не виден.

Вывод. Свет распространяется по прямой линии. Когда что- либо преграждает его путь, лучи света останавливаются и не проходят дальше.

Цель: Показать предметы, какого цвета (темного или светлого) быстрее нагреваются на солнце.

Ход: Разложить на окне, на солнышке листы бумаги разных цветов (среди которых должны быть листы белого и черного цвета). Пусть они греются на солнышке. Попросите детей потрогать эти листы. Какой лист будет самым горячим? Какой самым холодным?

Вывод: Темные листы бумаги нагрелись больше. Предметы темного цвета улавливают тепло от солнца, а предметы светлого цвета отражают его. Вот почему грязный снег тает быстрее чистого!

Материал: Книга, лист бумаги, прозрачный лист пластика, картон черного цвета, фонарик.

Поместить все предметы по очереди напротив экрана. Посветить на каждый предмет фонариком.

Результат . За книгой и за картоном образуется тень. В то время как за листом пластика нет никакой тени. Расплывчатое изображение появляется позади листа бумаги.

Материал. Настольная лампа, фонарик, игрушка (машина), фигура животного, вырезанная из картона ( собачка).

Ход опыта . Поставить фигуру собачки между экраном и источником света, попеременно приближать фигурку то к стене, то к свету. То же самое сделать с игрушкой- машиной.

Результат. Чем ближе игрушка к фонарю, тем больше ее тень на экране. Чем дальше фигурка от фонаря, тем меньше будет ее тень

Вывод. Если какой-нибудь предмет преграждает путь световому лучу, за ним образуется тень. Лучи от источника расходятся веером. Поэтому, если предмет расположен близко к источнику света, он загораживает меньше света и тень от него будет маленькой.

- А вы видели когда-нибудь свое отражение в воде? А как отражаются облака в воде или деревья? (да). Да, ребята, вода тоже имеет свойство отражения. Исходя из этого, мы проведем следующий опыт.

Материал. Прозрачная емкость с ровными стенками прямоугольной формы, фонарик, черная бумага, вода, молоко, кнопка, книга.

Ход опыта. Наполнить емкость водой, добавить несколько капель молока (в этом случае световой луч будет ярче). Закрыть фонарик черной бумагой, проделав в центре нее отверстие кнопкой. Выключить свет. Светить фонариком на емкость с водой под углом.

Результат. Когда луч света проходит через емкость, он отражается под углом от поверхности воды. Получается так, что луч света выходит из емкости с противоположной стороны.

Вывод. Когда свет движется сквозь воду, он проходит прямолинейно. Но поверхность воды ведет себя как зеркало, поэтому часть света отражается под углом.

Цель: Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения.

Ход: 1)Показать детям теневой театр. Выяснить, все ли предметы дают тень. Не дают тень прозрачные предметы, так как пропускают через себя свет, дают тень темные предметы, так как меньше отражаются лучи света.

2) Уличные тени. Рассмотреть тень на улице: днем от солнца, вечером от фонарей и утром от различных предметов; в помещении от предметов разной степени прозрачности.

Вывод: Тень появляется, когда есть источник света. Тень – это темное пятно. Световые лучи не могут пройти сквозь предмет. От самого себя может быть несколько теней, если рядом несколько источников света. Лучи света встречают преграду - дерево, поэтому от дерева тень. Чем прозрачнее предмет, тем тень светлее. В тени прохладнее, чем на солнце.

  • Участник:Максимова Анна Алексеевна
  • Руководитель:Гусарова Ирина Викторовна

Цель работы – изучить световые явления и свойства света на опытах, рассмотреть три основных свойства света: прямолинейность распространения, отражение и преломление света в разных по плотности средах.

Задачи:

  1. Подготовить оборудование.
  2. Провести необходимые опыты.
  3. Проанализировать и оформить результаты.
  4. Сделать вывод.

Актуальность

В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся со световыми явлениями и их различными свойствами, работа многих современных механизмов и приборов также связана со свойствами света. Световые явления стали неотъемлемой частью жизни людей, поэтому их изучение актуально.

Приведённые ниже опыты объясняют такие свойства света, как прямолинейность распространения, отражение и преломление света.

Техника безопасности

Электрические приборы, задействованные в опыте, полностью исправны, напряжение на них не превышает 1.5 В.

Оборудование устойчиво размещено на столе, рабочий порядок соблюдён.

По окончанию проведения опытов электрические приборы выключены, оборудование убрано.

Опыт 1. Прямолинейное распространение света. (стр. 149, рис. 120), (стр.149, рис. 121)

Цель опыта – доказать прямолинейность распространения световых лучей в пространстве на наглядном примере.

Прямолинейное распространение света – его свойство, с которым мы встречаемся наиболее часто. При прямолинейном распространении энергия от источника света направляется к любому предмету по прямым линиям (световым лучам), не огибая его. Этим явлением можно объяснить существование теней. Но кроме теней существуют еще и полутени, частично освещённые области. Чтобы увидеть, при каких условиях образуются тени и полутени и как при этом распространяется свет, проведём опыт.

Оборудование: непрозрачная сфера (на нити), лист бумаги, точечный источник света (карманный фонарь), непрозрачная сфера (на нити) меньше размером, для которой источник света не будет являться точечным, лист бумаги, штатив для закрепления сфер.

Ход опыта

Образование тени
  1. Расположим предметы в порядке карманный фонарь-первая сфера (закреплённая на штативе)-лист.
  2. Осветим сферу карманным фонарём.
  3. Получим тень, отображённую на листе.

Мы видим, что результатом эксперимента стала равномерная тень. Предположим, что свет распространялся прямолинейно, тогда образование тени можно легко объяснить: свет, идущий от точечного источника по световому лучу, касающийся крайних точек сферы продолжил идти по прямой линии и за сферой, из-за чего на листе пространство за сферой не освещено.

Предположим, что свет распространялся по кривым линиям. В этом случае лучи света, искривляясь, попали бы и за сферу. Тени бы мы не увидели, но в результате проведения опыта тень появилась.

Теперь рассмотрим случай, при котором образуется полутень.

Образование тени и полутени
  1. Расположим предметы в порядке карманный фонарь-вторая сфера (закреплённая на штативе)-лист.
  2. Осветим сферу карманным фонарём.
  3. Получим тень, а также и полутень, отображённые на листе.

В этот раз результаты эксперимента – тень и полутень. Как образовалась тень уже известно из примера выше. Теперь, чтобы показать, что образование полутени не противоречит гипотезе о прямолинейном распространении света, необходимо пояснить это явление.
В этом опыте мы взяли источник света, не являющийся точечным, то есть состоящий из множества точек, по отношению к сфере, каждая из которых испускает свет во всех направлениях. Рассмотрим самую верхнюю точку источника света и световой луч, исходящий из неё к самой нижней точке сферы. Если пронаблюдать за движением луча за сферой до листа, то мы заметим, что он попадает на границу света и полутени. Лучи из подобных точек, идущие в таком направлении (от точки источника света к противоположной точке освещаемого предмета) и создают полутень. Но если рассматривать направление светового луча из выше обозначенной точки к верхней точке сферы, то будет отлично видно, как луч попадает в область полутени.

Из этого опыта мы видим, что образование полутени не противоречит прямолинейному распространению света.

Вывод

С помощью этого опыта я доказала, что свет распространяется прямолинейно, образование тени и полутени доказывает прямолинейность его распространения.

Явление в жизни

Прямолинейность распространения света широко применяется на практике. Самым простым примером является обыкновенный фонарь. Также это свойство света используется во всех устройствах, в составе которых есть лазеры: лазерные дальномеры, приспособления для резки металла, лазерные указки.

В природе свойство встречается повсеместно. Например, свет, проникающий через просветы в кроне дерева, образует хорошо различимую прямую линию, проходящую сквозь тень. Конечно, если говорить о больших масштабах, стоит упомянуть о солнечном затмении, когда луна отбрасывает тень на землю, из-за чего солнце с земли (естественно, речь идет о затененном ее участке) не видно. Если бы свет распространялся не прямолинейно, этого необычного явления не существовало бы.

Опыт 2. Закон отражения света. (с.154, рис. 129)

Цель опыта – доказать, что угол падения луча равен углу его отражения.

Отражение света также является важнейшим его свойством. Именно благодаря отражённому свету, который улавливается человеческим глазом, мы можем видеть какие-либо объекты.

По закону отражения света, лучи, падающий и отражённый, лежат в одной плоскости с перпендикуляром, проведённым к границе раздела двух сред в точке падения луча; угол падения равен углу отражения. Проверим, равны ли данные углы, на опыте, где в качестве отражающей поверхности возьмём плоское зеркало.

Оборудование: специальный прибор, представляющий собой диск с нанесённой круговой шкалой, укреплённый на подставке, в центре диска находится небольшое плоское зеркало, расположенное горизонтально (такой прибор можно изготовить в домашних условиях, используя вместо диска с круговой шкалой транспортир.), источник света – осветитель, прикреплённый к краю диска или лазерная указка, лист для нанесения измерений.

Ход опыта

  1. Расположим лист за прибором.
  2. Включим осветитель, направляя его на центр зеркала.
  3. Проведем перпендикуляр к зеркалу в точку падения луча на листе.
  4. Измерим угол падения (ﮮα).
  5. Измерим полученный угол отражения (ﮮβ).
  6. Запишем результаты.
  7. Изменим угол падения, передвигая осветитель, повторим пункты 4, 5 и 6.
  8. Сравним результаты (величину угла падения с величиной угла отражения в каждом случае).

Результаты опыта в первом случае:

Во втором случае:

Из опыта видно, что угол падения светового луча равен углу его отражения. Свет, попадая на зеркальную поверхность, отражается от неё под тем же углом.

Вывод

С помощью опыта и проведённых измерений я доказала, что при отражении света угол его падения равен углу отражения.

Явление в жизни

С этим явлением мы встречаемся повсеместно, так как воспринимаем глазом отражённый от предметов свет. Ярким видимым примером в природе могут служить блики яркого отражённого света на воде и на других поверхностях с хорошей отражательной способностью (поверхность поглощает меньше света чем отражает). Также, следует вспомнить солнечные зайчики, которые может пускать с помощью зеркала каждый ребёнок. Они не что иное, как отражённый от зеркала луч света.

Человек использует закон отражения света в таких приборах, как перископ, зеркальный отражатель света (к примеру, отражатель на велосипедах).

Опыт 3. Преломление света. (стр. 159, рис. 139)

Цель опыта — доказать, что отношение синуса угла падения к синусу угла преломления есть величина постоянная для двух сред; доказать, что угол падения светового луча (≠ 0°), идущего из менее плотной среды в более плотную, больше угла его преломления.

В жизни мы часто встречаемся с преломлением света. Например, кладя в прозрачный стакан с водой совершенно прямую ложку мы видим, что её изображение изгибается на границе двух сред (воздуха и воды), хотя на самом деле ложка остаётся прямой.

Чтобы получше рассмотреть это явление, понять, почему оно происходит и доказать закон преломления света (лучи, падающий и преломлённый, лежат в одной плоскости с перпендикуляром, проведённым к границе раздела двух сред в точке падения луча; отношение синуса угла падения к синусу угла преломления есть величина постоянная для двух сред) на примере, проведём опыт.

Оборудование: две среды разной плотности (воздух, вода), прозрачная тара для воды, источник света (лазерная указка), лист бумаги.

Ход опыта

  1. Нальём воду в тару, за ней на некотором расстоянии разместим лист.
  2. Направим луч света в воду под углом, ≠ 0°, так как при 0° преломления не происходит, а луч переходит в другую среду без изменений.
  3. Проведем перпендикуляр к границе раздела двух сред в точке падения луча.
  4. Измерим угол падения светового луча (∠ α ).
  5. Измерим угол преломления светового луча (∠ β ).
  6. Сравним углы, составим отношение их синусов (для нахождения синусов можно воспользоваться таблицей Брадиса).
  7. Запишем результаты.
  8. Изменим угол падения, передвигая источник света, повторим пункты 4-7.
  9. Сравним значения отношений синусов в обоих случаях.

Предположим, что световые лучи, проходя через среды разной плотности, испытывали преломление. При этом углы падения и преломления не могут быть равны, а отношения синусов этих углов не равны одному. Если преломления не произошло, то есть свет перешёл из одной среды в другую, не меняя своё направление, то данные углы будут равными (отношение синусов равных углов равно одному). Чтобы подтвердить или опровергнуть предположение, рассмотрим результаты опыта.

Результаты опыта в первом случае:

sin∠ α = 0,34 = 1,30

Результаты опыта во втором случае:

sin∠ α ˈ= 0,77 = 1,35

Сравнение отношений синусов:

1,30 ~1,35 (из-за погрешностей в измерениях)

sin∠ α = sin∠ α ˈ = 1,3

По результатам опыта при преломлении света, идущего из менее плотной среды в более плотную, угол падения больше угла преломления. отношения синусов падающих и преломлённых углов равны (но не равны одному), то есть являются постоянной величиной для двух данных сред. Направление луча при попадании в среду другой плотности изменяется из-за изменения скорости света в среде. В более плотной среде (здесь — в воде) свет распространяется медленнее, поэтому и изменяется угол прохождения света сквозь пространство.

Вывод

С помощью проведённого опыта и измерений я доказала, что при преломлении света отношение синуса угла падения к синусу угла преломления – величина постоянная для обоих сред, при прохождении световых лучей из менее плотной среды в более плотную, угол падения меньше угла преломления.

Явление в жизни

С преломлением света мы также встречаемся довольно часто, можно привести множество примеров искажения видимого изображения при прохождении сквозь воду и другие среды. Наиболее интересный пример – возникновение миража в пустыне. Мираж происходит при преломлении световых лучей, проходящих из теплых слоёв воздуха (менее плотных) в холодные слои, что нередко можно наблюдать в пустынях.

Человеком преломление света используется в различных устройствах, содержащих линзы (свет преломляется при прохождении сквозь линзу). Например, в оптических приборах, таких как бинокль, микроскоп, телескоп, в фотоаппаратах. Также человек изменяет направление света с помощью его прохождения сквозь призму, где свет преломляется несколько раз, входя и выходя из неё.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мы - жители одной планеты Земля. Наша Земля вращается вокруг самой замечательной звезды - Солнца. Солнышко одно для всех землян, но такое разное: кому-то светит ярко и греет, кому-то только светит, но не греет, а от кого-то прячется на несколько месяцев. Солнце - это естественный источник света. Но ночью это светило исчезает. Еще в древности люди научились использовать огонь для освещения жилищ, перемещения в ночной период. В современном мире люди используют для освещения разные виды электрических лампочек: лампа накаливания, люминесцентная лампа, светодиодная лампа. Настя решила выяснить, какую же из них лучше использовать для освещения жилых помещений.

Цель работы: исследовать используемые человеком источники света и выявить наиболее лучший и выгодный.

Предмет исследования: свет.

Объект исследования: источники света.

В начале своего исследования Настя выдвинула гипотезу: светодиодная лампа сегодня наиболее лучшая для освещения жилых помещений, что было и доказано в процессе работы.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение гимназия №30


Работу выполнила

Воронцова Анастасия Евгеньевна,

ученица 4 класса А

г.Ульяновска,

ул. Варейкиса, д.45, кв.4.

Научный руководитель

Хрипунова Марина Вячеславовна,

учитель начальных классов

г. Ульяновск, 2015

С О Д Е Р Ж А Н И Е

2.1. Опыты со светом.


Мы - жители одной планеты Земля. Наша Земля вращается вокруг самой замечательной звезды - Солнца. Солнышко одно для всех землян, но такое разное: кому-то светит ярко и греет, кому-то только светит, но не греет, а от кого-то прячется на несколько месяцев. Солнце - это естественный источник света. Но ночью это светило исчезает. Еще в древности люди научились использовать огонь для освещения жилищ, перемещения в ночной период. В современном мире люди используют для освещения разные виды электрических лампочек: лампа накаливания, люминесцентная лампа, светодиодная лампа. Я решила выяснить, какую же из них лучше использовать для освещения жилых помещений.

Цель моей работы: исследовать используемые человеком источники света и выявить наиболее лучший и выгодный.

Предмет исследования: свет.

Объект исследования: источники света.

В начале своего исследования я выдвинула гипотезу: светодиодная лампа сегодня наиболее лучшая для освещения жилых помещений.

Для выполнения исследовательской работы я поставила перед собой задачи:

познакомиться с научной литературой по данному вопросу;

выяснить, где и как обучаются дети с нарушениями в зрении;

собрать интересные факты;

узнать о первых источниках света, используемых человеком

определить виды источников света

рассмотреть историю изобретения электрической лампы накаливания и светодиода

провести эксперимент с использованием лампы накаливания и светодиодной лампы

посчитать экономическую выгоду лампы накаливания и светодиодной лампы

провести сравнительный анализ лампы накаливания и светодиодной лампы

Для достижения поставленных задач мной использовались приемы и методы:

изучение научной литературы;


Глава 1

1.1 Природные источники света.

Большую часть информации об окружающем мире человек воспринимает через органы зрения. Так что такое свет? Какие известные источники видимого излучения использует человек? И каковы его основные свойства?

Естественным источником света является Солнце. Это звезда, температура которой, достигает 6000 градусов Цельсия. Солнце излучает на землю лучистую энергию, которая согревает и освещает. Лучистая энергия- это поток волн, которые видит человеческий глаз, видимый диапазон упрощенно называется светом.

Свет может быть теплым и холодным (люминесцентным).

Световые волны появляются во время химической реакции горения, в этом случае мы имеем дело с теплым светом или могут выделяться в результате других химических реакций, которые идут без выделения тепла, и тогда мы наблюдаем холодный (люминесцентный) свет.

Люминесцентный свет может выделяться особыми светящимися органами животных, например, глубоководных рыб, медуз, осьминогов. Есть светящиеся животные и среди обитателей суши: это почти сплошь жуки. В Европе шесть видов таких жуков. В тропических странах их значительно больше. Все они составляют одно семейство лампирид, то есть светляков. Кальмара с уникальными отражающими пластинками, образующими настоящий встроенный фонарик, обнаружили ученые на Гавайях. Сам свет дают колонии люминесцентных бактерий, живущих на кальмаре.

1.2 Свойства света

(опытно-экспериментальная работа )


Отражение Свет отражается от непрозрачных поверхностей. В результате отраженный от предметов свет воспринимается глазом и позволяет видеть эти предметы. Луна, которую мы видим в ночном небе, не является источником света (она не испускает свет, а только отражает его).

С помощью зеркала вызываю появление солнечных зайчиков.

Увидела, что световые лучи попадают на стены, потолок и в другие места, хотя источник света повернут совсем в другую сторону.

Вывод: отражение света – это явление, при котором свет, падающий на поверхность тела, частично или полностью отражается от этой поверхности. Лучше всего свет отражается от зеркальных поверхностей. В них человек видит отражения предметов и самого себя.

Прямолинейность В прозрачной однородной среде свет распространяется прямолинейно. Линия, указывающая направление распространения светового пучка, назы­вается световым лучом. В результате того, что свет распространяется прямолинейно, непрозрачные тела отбрасывают тень.

А можно ли наблюдать подобное явление в природе? Во время солнечных затмений мы видим образование тени и полутени в космических масштабах. Когда Луна - естественный спутник Земли - оказывается между источником света - Солнцем и Землей, она отбрасывает на Землю тень. В этом месте на Земле наблюдается солнечное затмение.


Вместе с мамой я провела следующий опыт.

Располагаю черную фигурку между светильником и белой бумагой.

Увидела, что на белом листе появилась тень, форма тени повторяет форму фигурки.

Вывод: образование тени является экспериментальным доказательством прямолинейного распространения света.

Явление, называемое солнечным затмением, тоже объясняется прямолинейностью распространения света.

Разложение света В 1672г И. Ньютон провел опыт по разложению белого света. В спектре он выделил 7 основных цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

И я убедилась, что белый свет состоит из 7 цветов. Для этого мне понадобилось: стеклянная призма, фонарь, картон, пластилин


Я загнула вверх кусок белого картона на высоту 10 см. Линия сгиба должна быть параллельна краю длиной 20 см. Картон должен устойчиво стоять на сгибе. Он будет служить мне экраном.

Затем я поместила кусок пластилина на расстоянии 10 см от экрана. Зафиксировала призму с помощью этого пластилина. Поставила ее на угол, одна ее боковая грань должна быть наверху и перпендикулярна экрану. Второй кусок пластилина положила от призмы на расстоянии от 10 до 15 см. Согнула две картонки пополам. И получила два шалашика. Поставила их между призмой и вторым куском пластилина. Затем я выключила в комнате свет. Включила фонарь. Зафиксировала его на втором куске пластилина. Свет от фонаря направила в сторону экрана. Я отрегулировала положение призмы, покачивая ее на пластилине туда – сюда. И добилась такого положения, при котором свет, падающий на экран, дал несколько цветов.

Ясно, почему в радуге различают семь основных цветов. Но почему бывают только белые, или только желтые, или только красные предметы?

Это зависит от того, какие цветные лучи они отражают, а какие – поглощают. Так, если тело кажется нам зеленым, то это значит, что оно отражает зеленый цвет, а все остальные цвета поглощает. Если тело черное, то это означает, что оно поглощает весь падающий на него свет. Если тело отражает весь свет, оно выглядит белым.

Вывод Солнце - основной естественный источник света на Земле. Свет распространяется прямолинейно. Мы видим различные тела благодаря отражению от них света. Цвет предмета зависит от того, какие цветные лучи этим предметом отражаются.


Полученные данные я занесла в таблицу.

Читайте также: