Карта туристов для детей доу

Обновлено: 05.07.2024

2.1. Содержание образовательной деятельности детей 5-6 лет.

2.2. Тематическое планирование.

3.1. Организация предметно- пространственной среды для реализации программы.

3.2. Материально- техническое и методическое обеспечение.

3.4. Список используемой литературы.

1.1.Пояснительная записка

Срок реализации программы 1 год ( один раз в две недели), 18 часов в год.

Программа включает следующие разделы:

Актуальность.

Туризм – вид социальной деятельности, направленный на укрепление здоровья, повышение физической тренированности, выносливости организма, познания и общения. Туризм неотделим от краеведческой работы, т.е углубленного изучения во время походов истории, природы и культуры родного края – своей малой родины.

Регулярные занятия туризмом и краеведением с детьми старшего дошкольного возраста, формируют духовный облик ребенка, его характер, жизненные ориентиры, отношения к другим людям, к Родине, природе, труду. Туризм формирует у детей умение интересно и содержательно организовывать свой досуг и включает в себя ряд компонентов: физкультурно – оздоровительный, социально-коммуникативный, эмоционально-психологический, эстетический, познавательный, а так же является прекрасным средством всестороннего развития личности ребенка. Программа "Рюкзачок" рассчитана на детей 5 -7 лет и предусматривает проведение игровых занятий познавательно-двигательного характера, физкультурно-оздоровительной работы и активного отдыха детей, а также активизацию их самостоятельной деятельности. С детьми старшего дошкольного возраста используется простейший туризм и основы краеведения, пешие прогулки в природу как средства развития и приобщения детей к здоровому образу жизни, закладываются навыки патриотического воспитания. При реализации образовательной программы теоретические сведения воспитанников сообщаются в процессе игровых занятий. Занятия в объединении с дошкольниками строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира.

Новизна: заключается в том, что дети в непринужденной обстановке, с помощью выходов в природу, музейных и мультимедийных средств расширяется кругозор, дополняет и развивает комплекс знаний, умений и навыков приобретенных в основной системе образования.

Цель: целостное развитие личности ребенка средствами туризма, формирование патриотических качества к малой родине, освоение детьми ценностей общества, природы, здоровья, физической культуры.

Задачи:

– оздоровительные:

создавать условия для укрепления здоровья детей, закаливания организма, активного отдыха;

расширять адаптационные и функциональные возможности детей;

– образовательные:

  • способствовать формированию первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, устойчивого интереса к природе родного края, к окружающему миру;
  • содействовать освоению знаний в области физической культуры, туризма, краеведения, необходимых для успешной социализации ребёнка;
  • развивать двигательные способности, психические познавательные процессы;
  • содействовать физическому развитию детей, овладению ими доступными приёмами туристской техники, освоению правил ориентирования на местности;
  • воспитывать ценностное отношение к миру природы, историко-культурному наследию, потребность в здоровом образе жизни;
  • формировать позитивное отношение к окружающему миру; способствовать установлению межличностных, в частности, дружеских отношений, формировать готовность ребёнка к совместной деятельности со сверстниками.
  • Планируемые результаты освоения программы .

Целевыми ориентирами на этапе завершения программы являются:

– ребёнок приобретает хорошую физическую форму; повышается индекс здоровья детей в ДОО;

– ребёнок не испытывает тревожности по отношению к природе;

– проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

– способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, вступать в свободную коммуникацию со взрослыми и сверстниками;

– ребёнок находится в гармонии с собой и с другими людьми, обретает социальную уверенность;

– овладевает нормативным поведением в разных формах туристской деятельности, подчиняется необходимым в туристическом походе правилам;

– следует социальным нормам поведения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, соблюдает правила безопасного поведения;

– применяет знания, полученные в туристической деятельности, в разных культурных практиках;

– обладает установкой на ценностное отношение к объектам историко-культурного наследия и природе родного края, элементарной экологической культурой.

Средства и методы реализации программы.

На занятиях по туризму используются :

-схемы-маршруты, иллюстрации, направленные на закрепление туристских знаний и умений;

- дидактические игры, развивающие упражнения, загадки, кроссворды, направленные на усвоение правил безопасного поведения на природе и во время движения на улице;

Формы контроля:

- Участие в спортивных соревнованиях.

Содержание образовательной деятельности в группе детей 5–6 лет .

Раздел 2.1. Рюкзачок открывает мир.

Тема 1. Природа родного края.

Тема 2. Мой край родной.

Город (посёлок), в котором мы живём; наш родной край, наша малая Родина, здесь мы родились. Возникновение и развитие города: первоначальные поселения, исторические здания, строительство современных микрорайонов, происхождение названия города (села, посёлка). Сведения о местных достопримечательностях.

Тема 3. Дорога к дому.

Мой дом, какой он .Моя семья, соседи, друзья. Мой домашний адрес. Дорога от дома до детского сада и обратноМоделирование разных маршрутов до дома, выбор наиболее удобного, короткого. Как самому спросить дорогу? Проезжая часть и пешеходные тротуары. Правила пешехода. Безопасность на дороге.

Тема 4. Вместе с папой, вместе с мамой.

Как семья проводит выходной день? Поход как вид семейного отдыха. Правила поведения на природе для всей семьи.

Раздел 2. Рюкзачок готовится в поход.

Тема 1. Здравствуй, Рюкзачок.

Тема 2. О туризме и туристах.

Кто такой турист. Виды туризма и времена года. Истории о путешествиях и путешественниках, загадки о туризме, стихи, рассказы, произведения малого фольклорного жанра. Решение логических заданий: ребусы, кроссворды, викторины.

Тема 3. Путешествуем по карте.

План маршрута. Кто разрабатывает и составляет карты. Дидактические игры с планом маршрута, планом комнаты.Игры с планом двора, детского сада, микрорайона Игры на ориентирование в ближайшем окружении.Топографическая карта, простейшие топографические знаки. Топографические знаки — азбука карты. Работа с топографической картой: как изображается хвойный, лиственный, смешанный лес, тропинка. Составление плана детского сада, улицы. Первое знакомство с компасом. Т

Тема 4. Где мы были, что мы видели.

Объекты ближайшего окружения (здание детского сада, наша группа, наш участок. Уголок ПДД. Правила безопасности в помещении и на территории детского сада. Здания и сооружения вокруг детского сада. Школа: здание, спортивная площадка, места отдыха школьников. Поликлиника, её назначение, врачи и посетителиСюжетно-ролевые игры с куклами и туристским снаряжением, работа в блокнотах с топографическими знаками. Ребусы, кроссворды, загадки. Разучивание песен, речёвок. Организация выставки детского рисунка и других продуктов детского творчества. Составление планов-схем улиц, микрорайонов. Музыкальные праздники, развлечения на тему путешествий.

Раздел 3. Здоровье в рюкзачке

Тема 1. Я и моё здоровье.

Строение органов пищеварения, дыхания, кровообращения. Чем человек отличается от животных? Мышцы, кости и суставы, их прочность. Профилактика болезней, травматизма. Что такое здоровье? Какое состояние человека называют болезнью? Почему человек болеет? Вредные привычки. Закаливающие процедуры. Комплекс упражнений юного туриста, укрепляющих организм.

Тема 2. Охраняй здоровье в походе.

Выполнение туристятами норм и правил поведения на природе.Детёныши животных и птиц, их особенности, поведение на разных этапах взросления.Опасности, подстерегающие юного туриста в прогулках-походах. Почему нельзя пить из водоёмов, рвать и пробовать на вкус незнакомые грибы, ягоды, травы.

Тема 3. Скорая помощь юному путешественнику.

Растения — верные друзья. Знакомство с отдельными лекарственными растениями. Оказание первой медицинской помощи (перевязки). Что такое походная медицинская аптечка.

Тема 4. Народная мудрость на здоровье нам дана.

История народной медицины. Народные рецепты оказания первой помощи при различных болях и травмах. Разучивание пословиц, поговорок, загадок о здоровье и здоровом образе жизни Народные приметы в помощь туристу . Дневник юного туриста. Условные обозначения погодных явлений.

Раздел 4. Весёлый Рюкзачок занимается физкультурой

Тема 1. Готовимся к дальним дорогам.

Физическая подготовка юного туриста (общеразвивающие упражнения, подвижные игры, занятия тренировочного характера, спортивные игры с бегом и прыжками). Пешеходный туризм и его особенности. Специальная подготовка, подготовка личного снаряжения, формулирование правил поведения в походе, выбор места для лагеря, установка палатки, правила разведения костра. Ориентирование в пространстве по плану.

Тема 2. Игры Весёлого Рюкзачка.

Дидактические игры на усвоение правил безопасного поведения на природе и во время движения Тематические подвижные игры с элементами туристской техники. Игры по спортивному ориентированию.

Тема 3. Занимательная физкультура .

Тема 4. Пора в путь-дорогу.

Прогулка-поход. В прогулках-походах сочетается краеведческое, оздоровительное и экологическое содержание. Экологическая прогулка по тропе природы (на участке детского сада).

2.2. Тематическое планирование образовательной деятельности

с детьми 5-6лет.

Тема ООД

Тема ООД

Тема ООД

Тема ООД

Как человек пишет Красную книгу.

Почему они дикие ? (беседа о поведении и повадках животных)

Дом, в котором я живу. Мой город, мое село. (Игра- путешествие)

Что я видел по дороге домой? Мы пешеходы.

Наш семейный выходной.

Беседа с включением игр и творческих заданий)

Личное снаряжение туриста. Мы готовимся в поход ( тренировка). Правила поведения в походе и на привале.

Кто такие туристы( интегрированное занятие)

Знакомство с планом. Зачем нужны карты. Путешествие по экологической тропе

(интегрированное занятие с элементами продуктивной деятельности)

Что мы привезли с собой из путешествия.

(интегрированное занятие с элементами продуктивной деятельности)

Я человек- как я устроен? Мои помощники. От микробов и болезней нам туризм всего полезней. (Сюжетное занятие творческого характера).

Зеленая аптека. Аптечка в рюкзаке. ( Беседа с включением игр и заданий)

Народные рецепты оказания первой помощи. Приметы в помощь туристу.( интегрированное занятие с элементами продуктивной деятельности).

В гости к веселому рюкзачку. ( физкультурное занятие тренировочного характера).

Покажем рюкзачку, что мы умеем (КВН)

В поисках клада.( Интеллектуальная игра с элементами туртехники).

Экологическая прогулка по тропе природы.

  1. Организационный раздел программы.

3.1. Развивающая среда группы наполняется следующими тематическими материалами, созданными педагогами совместно с родителями и детьми:

– Уголок Весёлого Рюкзачка (специальные знания о туризме):

-Коллекции шишек, камней, ракушек;

- Музыкальный центр с записями туристических песен;

3.2.Материально- техническое обеспечение.

3.3.Мониторинг.

Насколько каждый воспитанник детского сада соответствует идеальной модели здорового и физически развитого дошкольника, позволяет судить система педагогического обследования, разработанная и апробированная в дошкольном образовательном учреждении.

Проводимый мониторинг – это выявление знаний, простейших туристических умений и навыков, двигательных способностей детей и потребности к здоровому образу жизни.

Выделяются следующие области педагогического обследования:

  • Физическая подготовленность старших дошкольников.
  • Основы туристической подготовки дошкольников.
  • Основы безопасности жизнедеятельности.
  • Заболеваемость детей.
  • Участие родителей и детей в мероприятиях по воспитанию здорового ребёнка.

Методическое обеспечение педагогического обследования уровня программных требований по физической культуре, сформированности туристических навыков осуществляет инструктор по физической культуре.

Основными методами педагогического обследования является наблюдение, беседа, выполнение тестовых заданий, анкетирование.

Низкий – представляет собой тот факт, когда ребёнок не всегда справляется с заданием самостоятельно, даже с небольшой помощью взрослого.

Средний – выполняет задание с небольшой помощью взрослого.

Высокий – ребёнок самостоятельно выполняет предложенное задание.

В современном обществе остро стоит вопрос сохранения и укрепления здоровья детей, приобщение их к здоровому образу жизни, к активному отдыху. В связи с этим происходит поиск инновационных подходов в физическом воспитании, которые могли бы одновременно повышать физические качества и развивать познавательные и умственные способности.

Известно, что ребёнок показывает более высокое физическое развитие, если семья ведёт здоровый образ жизни. Для выявления уровня организации семейного досуга с родителями было проведено анкетирование.

По результатам выяснилось, что только 30% семей предпочитают отдых на природе и совместные прогулки. Подавляющее большинство предпочитают просмотр мультфильмов и прочий досуг. Причём дети чаще проявляют инициативу в организации семейного досуга.

40% детей знают правила безопасного поведения на природе, 9% не знают и остальные дети имеют частичные знания. Большинство родителей пытаются подробно объяснить ту или иную опасную ситуацию, но есть родители, которые действуют путём прямых запретов.

По наблюдениям дети сейчас много времени проводят у телевизора, компьютера, потребность в движении удовлетворяется не полностью, в современных квартирах не находится места спортивным уголкам.

Таким образом, возникла необходимость поиска эффективных и интересных путей оздоровления детей. На мой взгляд, одним из таких подходов является применение элементарных средств туризма в работе с дошкольниками.

Исследования показывают, что занятия туризмом способствуют гармоничному развитию личности ребёнка.

Туризм – самая массовая и доступная форма активного отдыха, эффективное средство закалки и пропаганды здорового образа жизни. Участие детей и родителей в походах способствует воспитанию у дошкольников чувства патриотизма, формирует бережное отношение к природе, способствует психологической разгрузке и физической активности. Походы сближают родителей и детей, дают возможность создания атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.

Новизна проекта заключается в том, что внедряя в практику туристическую деятельность, у детей формируются нравственные качества, познаётся окружающий мир, укрепляется здоровье.

Цель: пропаганда здорового образа жизни, привлечение детей к регулярным занятиям физической культуры, популяризация туризма, как важного средства воспитания подрастающего поколения.

Оздоровительные: обеспечить охрану жизни и укрепление детей, всестороннее физическое развитие, повышение двигательной активности и общей физической выносливости.

Воспитательные: формировать интерес и потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями, любви к родному краю.

Образовательные: развивать у детей воображение, игровые умения, навыки самостоятельного выполнения заданий, способствовать приросту и укреплению физических качеств.

Гипотеза: применение средств туризма в основных формах организации физического воспитания дошкольников будет способствовать более эффективному развитию физических качеств, повышению уровня знаний в области физической культуры и правил поведения в природе.

Вид проекта :

Срок реализации: сентябрь-декабрь

Участники проекта : воспитанники подготовительной группы, родители и педагоги ДОУ.

Возраст детей : 6-7 лет

Форма проведения: коллективный проект

Использую следующие методы работы:

– беседы с использованием иллюстраций;

– экскурсии, прогулки и мини-походы;

Ожидаемый результат: повышение эмоционального, физического благополучия детей; оздоровление детей за счёт повышения двигательной активности; преодоление естественных препятствий и трудностей походной жизни, требующих от участников проявления смелости, решительности, осознанного роста собственного духовного потенциала; сформируется устойчивый интерес к занятиям по физической культуре.

Для достижения поставленных целей работа по проекту осуществлялась в три этапа:

На подготовительном этапе изучала литературу о туризме, составила план проекта, подготовила консультации для родителей, провела анкетирование.

Основной этап включал в себя игры -путешествия, сюжетные занятия, туристический поход по назначенному маршруту с родителями, походы -экскурсии, беседы, викторины.

На заключительном этапе сбор и систематизация полученных результатов, презентация проекта.

План реализации проекта

№ Мероприятия Игры Сроки выполнения

1. Сбор литературы о туризме

Занятие "Топографические знаки"

Туристическая полоса препятствий на воздухе

4. Поход на лыжах

В ходе бесед, рассматривания иллюстраций, фотографий, просмотра презентаций дошкольники пополнили свои знания о различных видах туризма : ребята узнали о том, что в походы ходят пешком по равнине, в горы, в пещеры, по рекам на лодках, с рюкзаком на велосипедах и даже существуют конные походы – на лошадях.

Для закрепления знаний играли в игру "Виды туризма. Отгадай и расскажи".

Познакомились об особенностях жизни в походах: что нужно взять с собой в поход, где туристы спят, как они готовят еду, можно ли пить сырую воду.

Беседуя о лекарственных растениях, дети узнали, что подорожник в походе поможет остановить кровь, если вы порезались, сок одуванчика – снимает зуд от укуса насекомых, чай из ромашки – вылечит от простуды.

Неотъемлемой частью настоящих туристов должны быть знания о бережном отношении к животным и растениям.

Особое внимание уделяла беседам о правилах поведения в лесу: дошкольники вспомнили правила поведения в природе. О том, что нельзя мусорить, обижать обитателей леса, ломать деревья, рвать цветы. Ребята узнали, что из-за костра в лесу часто случается пожар и всё живое погибает. Но туристы, которые проводят в походе много дней, им просто необходимо согреется и приготовить пищу, поэтому костёр разводят по особым правилам. Так же дети узнали, что существует несколько видов костров, для закрепления этих знаний, дети выкладывали костёр по схеме из брусьев.

Одним из интересных занятий стало знакомство с рюкзаком. Укладка рюкзака – дело не простое. Все должно лежать плотно, с правильным распределением веса, так, чтобы рюкзак не заваливался на сторону, чтобы острые углы не давили в спину или в бок, чтобы кружки-ложки не гремели на ходу. Наши юные туристы решили тоже попробовать собрать рюкзак и взять с собой в поход только необходимые вещи.

Одним из захватывающих событий маленьких туристов стало движение по полосе препятствий. Ведь способность к преодолению – главное качество настоящего туриста. Дети передвигались по бревну, удерживая равновесие, пролазили в тоннель, проходили сквозь паутину, преодолевали дистанцию по параллельным перилам, прыгали через тарзанку.

Организовала встречу с интересным человеком. Андрей Степанович наглядно продемонстрировал, по каким признакам можно определить стороны света, дети с удовольствием слушали и задавали вопросы.

Подробно рассказал о работе компаса, на слайде показал первый изобретённый компас в Китае. Ребята научились определять стороны света, вспомнили, что стрелка компаса всегда показывает на север. Играли в игру "Найди предмет по карте" дети, ориентируясь по каре, нашли в зале спрятанную игрушку.

Играли в игру "Сколько шагов до предмета", ребята зрительно пытались определить, сколько шагов следует проделать, чтобы дойти до белочки. Рассказал детям о своих туристических походах и даже показал фотографии, как собирал катамаран на сплав по реке Вишера.

Как результат работы, у детей сформированы первоначальные представления о туризме, бережное отношение к растительному и животному миру. Занимаясь туризмом, дети в полной мере освоили разнообразные виды лазанья, перелезания, подлезания, ползания по наклонным поверхностям. Всё это позволило укрепить все группы мышц, улучшило координацию движений детей, ориентировку в пространстве, силу и выносливость детей.

У детей сформированы знания о правилах поведения на природе, способах ориентирования, о пользе лекарственных растений и видах туризма.

Родители больше заботятся о здоровом образе жизни, познакомились с элементами туризма, как средством совместного здорового семейного отдыха.

Занятие туризмом, как средство физической культуры, несет важные образовательные, оздоровительные и воспитательные функции, способствует совершенствованию двигательной деятельности, улучшает физическую подготовленность, формирует значимые личностно-общественные, морально-волевые качества детей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Богданова Т. В.,

старший преподаватель,

магистр педагогики и психологии

г. Костанай, Казахстан

Текаева В.

студентка КГПИ,

г. Костанай, Казахстан

Аннотация

Любовь и интерес к родному городу и краю, знакомить детей с историей улицы, ее славными жителями, воспитывает любовь к малой родине, вызывает у детей чувство гордости за своих соотечественников. В каждой возрастной группе можно создать уголок краеведения, где выставляется материал про свой родной город, про Родину в доступном и понятном виде для детей.

В дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Дети начинают усваивать ценности того общества, в котором они живут. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности.

Уровень сформированности представлений о родном крае и государстве у детей старшего дошкольного возраста зависит от того насколько эффективно осуществляется воспитательно-образовательная работа с детьми и какие условия при этом создаются.

К наиболее важным условиям формирования представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста, по мнению Т. Поштарёвой, можно отнести следующие [1; с. 14]:

1) Проведение тематических бесед, направленных на формирование представлений о родном крае

Беседа – это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с детьми на определённую тему (Н.А. Стародубова) [2; с.58].

2) Проведение игр, направленных на формирование представлений о родном крае.

Игра – один из видов деятельности, способ воспроизведения действий и социальных отношений в особой условной форме. Ведущий вид деятельности дошкольников [3; с. 229].

Дидактические игры являются основной формой обучения дошкольников. Такие игры могут быть направлены на закрепление представлений об объектах социального мира. Использование на занятиях и в свободной деятельности дидактических игр повышает у детей мотивацию к усвоению программного материала по ознакомлению с жизнью общества.

3) Чтение и обсуждение художественной литературы, направленное на формирование представлений о родном крае.

Художественные произведения делают восприятие детей более яркими, вызывают больший интерес к наблюдению за событиями и явлениями общественной жизни. У детей воспитывается эмоциональное отношение к различным ситуациям социального взаимодействия, чувство сопереживания персонажам литературных произведений.

Т. Поштарёва отмечает, что для формирования у детей представлений о родном крае, её разнообразной природе и многокультурном обществе проведение познавательных бесед и игр недостаточно. Поэтому наряду с данными формами работы достойное место могут занять также видеозанятия (просмотр телевизионных познавательных программ, мультфильмов, видеоклипов). Материалы созданной видеотеки сначала используются в качестве ознакомительной, познавательной информации, затем показывают разные видеоматериалы, и детям предлагается вспомнить и рассказать, что именно они видят.

Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного образования, интенсифицирует поиск новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к процессу образования детей дошкольного возраста.

Познавательное развитие предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации у детей; формирование познавательных действий, становление сознания; а также формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Для каждого конкретного занятия нужен какой-либо отправной момент, вызывающий интерес детей и позволяющий поставить вопрос для исследования.

Работая в данном направлении, можно увидеть как дети проявляют познавательный интерес, любознательность, все охотней обращаются за помощью к детским энциклопедиям, познавательной литературе. Дети приобретают опыт исследовательской деятельности, включая умение ее планировать.

Начиная работу по воспитанию у дошкольников любви к родному краю, педагог, прежде всего, должен сам хорошо знать его, он должен продумать, что целесообразно показать и о чём рассказать детям, особо выделив то, что характерно, только для данной местности, что есть только здесь.

Надо помнить, что ознакомление с темой должно проходить системно, ненавязчиво, на основе принципа усложнения и узнавания материала. При этом нельзя забывать, что дошкольники еще не владеют многими понятиями. Привычные для взрослых слова и выражения могут быть им не знакомы, поэтому их надо в доступной форме расшифровывать.

Краеведение в ДО является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирование нравственных качеств, раскрывает связи родного края с Родиной.

Каждый момент ознакомления с родным краем должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку – труженику, защитнику, достойному гражданину своей Отчизны [5].

Дети в дошкольном образовательном учреждении могут открыть для себя родной город только благодаря педагогам, работающим с ними. Поэтому сами педагоги должны обладать знаниями по истории родного края, творчески подходить к передаче этих знаний детям. Дошкольники учатся у педагогов любить свой город, свой край.

Знакомя детей с родным краем, страной, необходимо учитывать, что информация, данная воспитателем, должна вызвать в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Это может быть желание ребенка нарисовать то, о чем он только что услышал, рассказать родителям или друзьям то, что он узнал от воспитателя, посадить около дома цветы, чтобы двор стал еще краше и т.п. Воспитатель должен научить дошкольников замечать вокруг то положительное, что создается руками людей, восхищаться этой работой, ценить и беречь то, что их окружает. Ознакомление дошкольников с родным краем входит в целостный образовательный процесс с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно - значимого, к менее близкому - культурно-историческим фактам.

Формирование краеведческих представлений включает в себя все виды детской деятельности:

В познавательной и поисково - экспериментальной деятельности происходит накопление и систематизация знаний и опыта о природе, об окружающем мире, овладение различными способами познавательной деятельности; формируется отношение ребёнка к окружающему миру. В процессе ознакомления дошкольников с окружающим миром отбор и систематизация этих знаний проводится с учётом умственных возможностей дошкольников: принимается во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу, то есть уровень умственного развития ребёнка служит своеобразной предпосылкой и необходимым условием воспитания начал патриотических чувств. В процессе ознакомления дошкольников с родным краем создаются благоприятные условия для их дальнейшего умственного развития: детям предлагается анализировать, сравнивать, обобщать то, что они видят в окружающей жизни, или то, о чём расскажет или прочитает им воспитатель. Нужно так организовать пополнение знаний о родном крае, чтобы вызвать у детей интерес, развить любознательность. Непосредственные наблюдения в сочетании с усвоением доступных знаний способствуют развитию образного и логического мышления.

Игровая деятельность также способствует решению задач краеведческого воспитания. Игра, начатая детьми после наблюдения за трудовым процессом или под влиянием понравившегося им художественного произведения, может перерасти в интересную длительную игру, в которой дети применяют свои знания и уже накопленный ими жизненный опыт. Главной задачей является проявление интереса к игре, направление её в нужное русло. Игры для детей подбираются с учётом их склонностей и возможностей. Дети в играх передают свои непосредственные наблюдения за общественной жизни, атмосферу общественно-полезного труда, свои представления о том, как работают их отцы и матери на заводах, в учреждениях. Заинтересованность трудом взрослых служит богатейшим источником игр, поэтому дети должны систематически приобретать новые знания о трудовом процессе и его результатах. В игре у ребёнка формируются отношения к сверстникам, к общественной жизни, ребёнок начинает приобретать чувство значимости. Игра для ребёнка самый интересный и увлекательный вид деятельности. Чем ярче жизненные переживания ребёнка, тем острее дети осознают потребность в том, чтобы выразить их в игре, чтобы взрослый разделил с ними их увлечения, одобрил усилия, увенчавшиеся успехом, оценил способность преодолевать препятствия и доводить дело до конца. Дошкольники нуждаются в познавательных, деловых, личностных контактах с взрослыми.

Одним из главных условий краеведческого воспитания является приобщение их к трудовой деятельности. Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в словах, но и в желании, в потребности трудиться на благо Отечества, бережно относиться к его богатствам и миру, созданному руками человека. Самостоятельная трудовая деятельность чрезвычайно важна для воспитания гражданина. Труд ребёнка-дошкольника невелик и несложен, но он необходим для формирования его личности. Нужно поощрять самостоятельную трудовую деятельность детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для коллектива, для детского сада, для своего города, села. Трудовая деятельность прививает детям чувство ответственности, самостоятельности, бережливости. Труд с общественной мотивацией следует организовывать и дома, и в детском саду систематически. Дети выполняют трудовые поручения не только по самообслуживанию, но и на общую пользу. Очень важно, чтобы этот труд действительно имел реальную значимость для окружающих, не был надуманным. Только тогда дошкольники приучаются добросовестно относиться к любой работе, добиваться поставленной цели.

Художественная и музыкально-театрализованная деятельность ребёнка является отражательной деятельностью детей, представляющей отношения детей к тому или иному событию, явлению. Повторение опыта ребёнка в художественной деятельности носит творческий активный характер и даёт большую возможность для уточнения, углубления знаний детей и формирующегося у них отношения к явлениям общественной жизни. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогает яркое, живое слово, музыка, искусство. Искусство помогает воспринять то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства ребёнка.

Таким образом, краеведение включает в себя решение задач не только нравственно-патриотического воспитания, но и трудового, умственного, эстетического, а также и физического воспитания. В процессе ознакомления детей с природой родного края, с его историей и настоящим создаются благоприятные условия для дальнейшего умственного развития детей: детям предлагается анализировать, сравнивать, обобщать то, что они видят в окружающей жизни, о чем расскажет или прочитает им воспитатель. Пополнение знаний о родном крае и родной стране вызывает у детей интерес, развивает любознательность. Непосредственные наблюдения в сочетании с усвоением доступных знаний способствуют развитию образного и логического мышления. Взаимосвязь и своеобразие, взаимопроникновение материала из разных тем помогают формировать представления детей о родном крае в довольно короткие сроки.

Список литературы:

Поштарёва, Т. Особенности гражданского воспитания дошкольников // Дошк. воспитание. – 2009. - № 10. – 14 – 18 с.

Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.; ЛИНКА-ПРЕСС, 2012. – 209 с.

Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду, - М.; ЛИНКА-ПРЕСС, 2003. – 200 с.

БОГДАНОВА Т. В., ТЕКАЕВА В.

BOGDANOVA T.V., TEKAEVA V.

The article discusses the role of using the method of "Traveling on the map" in the classroom around the world with children of senior preschool age. The authors suggest that this type of research will create the most favorable conditions for the realization of such an evolving task as the mastery of spatial schemes and relations (representations about the space of the world, parts of the world, home country, native land). Sequentially, there is a review of the regional studies of older preschoolers about their native land.

Key words: method "Traveling on the map", study of local lore, the type of children's activities, local lore, moral and patriotic education.

Автор: Карязова Наталия Владимировна, инструктор по физической культуре, МКДОУ Аннинский д/с ОРВ " Росток".
Данный материал может быть полезен инструкторам по физической культуре, воспитателям старших групп.


Физинструктор: Кто устал?
Все: Не унывай!
Физинструктор: Кто идти захочет с нами –
Все: Песню нашу запевай!
Дети поют походную песню.
Дети отвечают на вопросы инструктора.
1.Какие виды туризма вы знаете? (велосипедный, пеший, лыжный, горный, автомобильный).
2.Какие части света вы знаете? (Север, юг, запад, восток).
3.Где восходит солнце? (На востоке).
4.Где заходит солнце? (На западе).
5.Какие вы знаете съедобные грибы? (Подберезовики, подосиновики, грузди, лисички, опята).
6.А несъедобные? (Поганки, мухоморы, ложные опята, ложные лисички).
7.Какие лесные ягоды можно есть? (Малину, землянику, ежевику, рябину).
8.А какие нельзя? (Волчью ягоду, вороний глаз, бузину).
9.Каких зверей надо опасаться в лесу? (Волка, кабана, медведя, лося).
10.Можно ли пить воду из рек, озер, из других источников? (Нельзя, воду можно пить только после фильтрации и кипячения, кипятить не менее 10 минут).
11.В чем несут все необходимое, когда идут в поход? (В рюкзаке).
12.Где спят туристы? (В палатке).
13.В чем готовят еду? (В котелке).
14.Над чем висит котелок, когда готовят еду? (Над костром).
15.Из какого дерева лучше разжигать костер? (Из ели).
16.Что является постелью в походе? (Спальный мешок).
17.Как называется предмет, с помощью которого мы узнаем части света? (Компас).

Ребята, сейчас какое время года?( Осень). Предлагаю вам поиграть с осенними листочками.
Раз, два, три вокруг себя повернись и в листочек превратись. Подул ветер и поднял все листочки вверх, листики полетели, закружились. Ветер стих, и листочки опустились на землю. Опять подул ветерок – листочки полетели.
В это время инструктор переодевается в старичка-лесовичка.
Воспитатель: Ой. Кто это? На поляну выходит лесовик.
Лесовик. Это я - седой старик,
Называюсь Лесовик.
Этот лес я сторожу.
За порядком здесь слежу.
Воспитатели, дети и родители. Здравствуй, Старичок-Лесовичок!
Лесовик. Здравствуйте, дети. Зачем пожаловали?
Дети. Мы, дедушка, в лес пришли погулять, поиграть, отдохнуть, полюбоваться природой.
Лесовик. Знаю я, как вы гуляете, отдыхаете !Муравейники разоряете, цветы топчете, насекомых, зверей обижаете. Не пущу вас в лес!
Воспитатель. Лесовичок, наши дети лес любят и уважают, пословицы про него знают.
Дети.
"Лес - богатство и краса береги свои леса";
"Лес и вода родные брат и сестра,
"Враг природы тот, кто лес не бережет",
"Лесная сторона не одного волка, а и мужика досыта кормит",
"Для города каждое дерево дорого",
"Срубить дерево - пять минут, вырастить - много лет",
"Кто с дерева кору снимает, тот его убивает",
"Одна искра целый лес сжигает",
"Не мудрено срубить, мудрено вырастить",
Воспитатель. Ребята знают, как вести себя в лесу.
Лесовик: сейчас проверим ,как вы знаете правила поведения в лесу. (Показывает детям и родителям картинки, с изображением знаков разрешающих и запрещающих то или иное действие в лесу. Дети отвечают.



Он в походе очень нужен,
Он с кастрюлей очень дружен.
Можно в нем уху варить,
Чай душистый кипятить.
(Котелок).

На привале нам помог,
Суп варил, картошку пек.
Для похода он хорош,
А вот в группу, не возьмешь.
(Костер).
Весной одевается, осенью раздевается. (Лес, парк)
Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья)
Ее всегда в лесу найдешь – пойдем гулять и встретим:
Стоит, колючая, как еж, зимою в платье летнем. (Ель, сосна).
5.Прыжки в парах в обруче.
6. эстафета " Самый ловкий". Необходимо пролезть в обруч и не задеть его.


Лесовик подводит итоги соревнований и объявляет победителя.
Лесовик. Молодцы, ребята! Теперь я вижу, что вы и умные, и смелые, и ловкие , умелые! За то, что вы хорошо себя в моем лесу ведете вот вам от меня подарочек, дары леса.( отдает корзинку яблок). Мне было с вами очень интересно и весело, но пора дальше охранять лес. До свидания!
Воспитатель: И нам понравилось в лесу, правда, ребята. Мы скоро к тебе опять придём! Придём, ребята?
Дети: Да!
Дети: До свидания, дедушка лесовичок
Инструктор: А теперь ребята, все подойдите ко мне и давайте помоем тщательно руки, пришло время подкрепиться!

Родители в это время накрывают самодельный стол, наливают детям чай из термосов. Делятся впечатлениями. После того как все поели, дети самостоятельно организовывают игры по желанию (забрасывание мяча в кольцо, прыжки на скакалке, футбол).

Инструктор: Наш поход подходит к концу. Перед тем, как уйти, необходимо проверить не оставили ли вы после себя мусор.
Возвращение в детский сад тем же маршрутом.

Читайте также: