Триз кружок в школе

Обновлено: 05.07.2024

1. Место рождения Э. Грига:

а) Берлин
б) Берген
в) Копенгаген

2. Музыкальные занятия Э. Грига начались под руководством:

а) матери
б) отца
в) скрипача Уле Булля

3. В каком возрасте Э. Григ начал заниматься музыкой?

а) в 6 лет
б) в 7 лет
в) в 8 лет

4. В какой консерватории Э. Григ получил музыкальное образование?

а) в Парижской
б) в Лейпцигской
в) в Петербургской

5. Кто не был учителем Э. Грига в консерватории?

а) Э. Венцель
б) И. Мошелес
в) Р. Шуман

а) Р. Нурдроком
б) Х. Хьерульфом
в) Н. Гаде

7. Исполнение Э. Григом своего Фортепианного концерта в знаменитом концертном зале Гевандхауз вызвало бурный восторг публики. Это было в :

а) 1869 г.
б) 1879 г
в) 1889 г.

а) Ф. Листу
б) П. Чайковскому
в) И. Свенсону

9. Десять тетрадей фортепианных пьес Э. Грига получили название:

10. Какая фортепианная пьеса не принадлежит Э. Григу?

11. Танец, автором которого не является Э. Григ:

12. К какому музыкальному жанру не обращался в своём творчестве Э. Григ?

а) опера
б) концерт
в) балет

а) Б. Бьёрнсон
б) Г. Ибсен
в) Х.К.Андерсен

а) Мельник
б) Сюзанна
в) Сольвейг

15. Как называлось первое норвежское музыкальное учебное заведение, открытое в Кристиании при активном участии Э. Грига?

а) консерватория
б) Высшая школа музыки
в) Музыкальная академия

16. С каким русским композитором познакомился Э. Григ в Лейпциге в 1888 году?

а) Римским-Корсаковым
б) Чайковским
в) Лядовым

17. Первый норвежский музыкальный фестиваль, организованный Э. Григом, проходил в:

а) Бергене
б) Копенгагене
в) Луфтхюсе

18. Был ли Э. Григ музыкальным критиком?

19. Где Э. Григ провёл последние годы своей жизни?

а) в Лейпциге
б) в Трольхаугене
в) в Бергене

20. Сколько лет прожил Э. Григ?

а) 64 года
б) 54 года
в) 74 года

Ответы: 1 – б; 2 – а; 3 – а; 4 – б; 5 – в; 6 – а; 7 – б; 8 – а; 9 – б; 10 – в; 11 – в; 12 – в; 13 – б; 14 – в; 15 – в; 16 – б; 17 – а; 18 – б; 19 – б; 20 – а.

Как появилась ТРИЗ-педагогика

Система появилась в середине XX века, и поначалу она даже не была связана с педагогикой. В 1946 году советский инженер, учёный и писатель-фантаст Генрих Альтшуллер начал изучать приёмы, чаще всего используемые изобретателями. Таких приёмов оказалось около сорока, и все они вместе с алгоритмом решения изобретательских задач (АРИЗ) легли в основу ТРИЗ.

За это время она обзавелась новыми алгоритмами, и уже к началу 80-х её стали брать за основу методики преподавания в экспериментальных классах и школах. Цель ТРИЗ-педагогики — развитие гибкого мышления и фантазии, способности решать сложные задачи изящным и эффективным способами.


Альтшуллер выяснил, что любая техническая проблема приводит к ситуации, в которой оказывается всякий изобретатель: момент, когда решение ещё не найдено, а вариантов вокруг много. Метод проб и ошибок — ненадёжный и энергоёмкий способ, который при этом не гарантирует отличный результат. Учёный пришёл к выводу, что самое эффективное решение достигается при помощи уже имеющихся ресурсов, то есть в процессе решения задачи нужно отсечь всё лишнее, тогда ответ станет очевидным.


ТРИЗ-педагогика имеет мало общего с классической и развивающей. Во-первых, здесь нет оценок и единственно правильного ответа: дети должны рассуждать, размышлять, искать противоречия и необычные признаки в условиях задачи. Во-вторых, для того, чтобы приступить к основам ТРИЗ-педагогики, ребёнок совсем не обязательно должен уметь читать, писать и считать: заниматься с малышом можно с того момента, как он становится способен отличить игру от реальности, то есть примерно с 2,5-3 лет.

Методы ТРИЗ

В процессе решения ТРИЗ-задач используется сразу несколько подходов:

  • метод мозгового штурма,
  • синектика (сравнение и нахождение сходства в предметах и явлениях),
  • морфологический анализ (выявление всех возможных способов решения),
  • метод фокальных объектов (установление ассоциативных связей с различными объектами) и так далее.

Эксперты уверяют: для того, чтобы заниматься с ребёнком в семье по этой методике, никакого специального образования не нужно. Достаточно просто разделять основные принципы ТРИЗ-педагогики и подходить к задаче творчески, сохраняя любопытство и допуская возможность любых, пусть и не самых стандартных решений.


Пример из жизни

Сами того не зная, мы ежедневно решаем множество ТРИЗ-задачи. Планируя день, опаздывая на работу или забыв дома важные документы, мы ищем простые и эффективные способы устранить возникшие проблемы. Решение порой не лежит на поверхности, но чем больше смелкки мы проявим в процессе, тем сильнее будет удовлетворение от результата.

То же самое происходит с детьми: поиск и изобретение вариантов решения задачи пробуждает в них азарт, а гордость за самостоятельно найденный ответ служит лучшей мотивацией. Так как нет единственно верного ответа, то это исключает и необходимость в оценке. Дети занимаются с удовольствием, без страха ошибиться или высказать неправильное мнение.

Сюжеты для ТРИЗ-задач повсюду: как включить свет в комнате, если выключатель находится слишком высоко? Чем раскатать тесто, если дома нет скалки? Как приготовить пирог, когда кончилась мука и почти не осталось сахара? Решать такие задачи можно ежедневно и не только за столом, но и на прогулке, по дороге в детсад или школу.


Особенно актуальны становятся методы ТРИЗ сегодня, когда каждый день мы вынуждены пропускать через себя гигабайты разнородной информации. Умение ориентироваться в ней, систематизировать и вычленять главное — то, чему мы можем научиться сами и научить наших детей. Как утверждают некоторые современные исследователи, именно эти навыки будут востребованы и нужны для жизни уже в самое ближайшее время.

Метод Поллианны

Да-да, ту самую восторженную девочку из книги Элинор Портер можно назвать родоначальницей ТРИЗ-подхода. Ведь для того, чтобы находить в любой неприятной ситуации повод для радости, нужны смекалка и воображение.


Вариант решения. Нужно, чтобы при минимуме действий препарат поступал в организм и при этом усваивался поэтапно. Для этого учёные изобрели специальный пластырь, избавляющий от симптомов морской болезни: активное вещество проникает в организм через кожу, и дозировка при этом не нарушена.

Что ещё можно почитать про ТРИЗ

Обществу нужны самостоятельные, интеллектуально смелые, творческие люди, которые умеют принимать нестандартные решения и не боятся этого делать.

Новый нестандартный стиль обучения творчеству на уроках ТРИЗ во внеурочной деятельности – это доступные способы работы с детьми младшего школьного возраста, которые были бы интересны ребёнку и вызывали у него положительные эмоции. Весь учебный процесс на занятиях ТРИЗ – это творчество, и в качестве творцов, исследователей, изобретателей и конструкторов выступают сами дети.

Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет разрешить противоречие между требованиями программ начального общего образования и потребностями учащихся в дополнительном материале, который дети смогли бы быстро перенести на другие предметы и использовать при решении любых жизненных проблем.

Программа составлена с учётом требований федеральных государственных стандартов и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.

Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребёнка, позволяет ребёнку проявить себя и выявить свой творческий потенциал.

Одной из основных задач образования в рамках стандарта второго поколения является овладение универсальными способами принятия решений в различных социальных и жизненных ситуациях на разных этапах возрастного развития личности.

С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими универсальных способов принятия решений в различных ситуациях и развитие интеллекта, приобретение навыков самостоятельной деятельности.

Цель курса – создание воспитательной среды для формирования творческой личности, подготовленной к решению проблем в различных жизненных ситуациях.

Формировать потребности в самопознании, саморазвитии младшего

школьника через приобщение его к творчеству на занятиях ТРИЗ.

Создать условия для личностного развития младшего школьника через формирование творческого воображения и диалектического, системного, ассоциативного, творческого мышления младшего школьника.

Способствовать овладению специальными и эффективными методами изобретательской деятельности на занятиях ТРИЗ в начальной школе.

Программа позволяет интегрировать знания, полученные в процессе обучения русскому языку и литературному чтению, математике и информатике, окружающему миру, изобразительному искусству, технологии, с воспитанием творческой личности и развитием творческого потенциала младшего школьника.

Основным достоинством программы ТРИЗ является её максимальная практическая ориентированность. Принцип преемственности данного курса на последующих этапах обучения можно реализовать в таких образовательных областях как естествознание (биология, физика, химия),

искусство (музыкальное и изобразительное), технология, филология и т.д.

Программа является вариативной . Учителю даётся право перераспределять количество часов, отведённое на изучение конкретных тем, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность

учащихся и условия работы в данном классе. Целесообразно проводить

занятия в той последовательности, которая изложена далее, т.к. положенный в основу принцип систематичности и последовательности является основополагающей базой, на которой построен курс занятий по ТРИЗу на последующих годах обучения.

Преподавание ТРИЗ в начальной школе в рамках перехода на новые стандарты строится на основе деятельностного подход а и нашло своё применение в использовании проблемно-диалогической технологии. Данная технология обеспечивает широкие возможности учащихся овладению знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.

Цель – научить целенаправленному фантазированию через систему дидактических игр.

Цель – активизировать логику мышления ребёнка, умение видеть предметы и явления во взаимосвязи с другими объектами, его творческий потенциал, заложить основу для фундамента диалектического мышления через специальные упражнения РТВ, основанных на главных понятиях ТРИЗ.

Цель – научить детей анализировать и решать изобретательские задачи (ИЗ), используя основные принципы и приёмы ТРИЗ, направленные на развитие диалектического мышления, т.е. процесса развития предмета или явления.

На данном этапе, в доступной для младшего школьного возраста форме, дети знакомятся с принципами и приёмами разрешения противоречий и учатся решать изобретательские задачи сказочного и бытового вида.

Формы организации внеурочной деятельности по итогам изученных тем на занятиях ТРИЗ разнообразны:

- по результату: поделки (игрушки, рисунки, модели, макеты и т.д.)

- по мероприятиям: спектакли, викторины, конкурсы, выставки…

- по количеству детей: индивидуальные, групповые или коллективные презентации.

- по использованию информационных технологий: создание рисунков, живых картинок, текстов на компьютере.

С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы учебный процесс был оснащён современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у школьников и создавая условия для успешной деятельности каждого ребёнка.

Во время каникул образовательная деятельность может видоизменяться (спектакли, викторины, конкурсы, выставки, совместные праздники с родителями и т.п.)

Занятия могут проводиться как со всем классом, так и по группам, подгруппам, индивидуально.

Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть преподаватель планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.

Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приёмы игрового обучения, изобразительной, литературно-художественной, физической и проектной деятельности.

Режим проведения занятий, количество часов:

Программа рассчитана на детей 7 – 10 лет, реализуется за четыре года.

Количество обучающихся 10-25 человек.

1-й год обучения один раз в неделю по 1 часу (всего 33 часа).

2-й год обучения один раз в неделю по 1 часу (всего 34часа).

3-й год обучения один раз в неделю по 1 часу (всего 34часа).

4-й год обучения один раз в неделю по 1 часу (всего 34часа).

Программа реализуется за счёт часов Базисного учебного плана, выделенных на внеурочную деятельность (общеинтеллектуальное направление).

Место проведения занятий: Рекомендуется проводить занятия не только в учебном кабинете, но и в игровой комнате, спортивном и актовом зале и на игровой площадке (в зависимости от вида деятельности на занятии).

- игровая деятельность (в т.ч. подвижные игры);

- выполнение упражнений на релаксацию, на развитие творческого воображения и диалектического, системного, ассоциативного, творческого, логического мышления; проектная деятельность.

- добровольность участия и желание проявить себя;

- занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;

- сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;

- сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;

- наличие целевых установок и перспектив деятельности, возможность участвовать в конкурсах, фестивалях и проектах различного уровня;

- привлечение родителей и учащихся старшего возраста к подготовке и проведению мероприятий с учащимися младшего возраста.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.

Требований к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе ТРИЗ.

Основанием для выделения требований к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная программа школы.

В результате реализации данной программы обучающийся должен:

Первый год обучения

- для чего нужны занятия по РТВ;

- игры на развитие творческого воображения;

- приёмы фантазирования через изобразительную деятельность;

- алгоритм изображения фантастического предмета.

- играть в игры, направленные на развитие творческого воображения;

- создавать предметы и картины, используя алгоритм изображения фантастического предмета;

- уметь пересказывать сказку по схемам-моделям (пиктограммы).

- высказывать своё мнение;

- уважать мнение других людей;

Требований к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе ТРИЗ.

Второй год обучения

- что такое комикс;

- алгоритм создания комикса;

- приёмы фантазирования Джанни Родари;

- приёмы фантазирования, основанные на главных понятиях ТРИЗ.

- играть в игры, направленные на развитие творческого воображения;

- сочинять сказки, фантастические истории, используя ранее изученные приёмы фантазирования;

- описывать ситуацию с точки зрения объекта.

- высказывать свою точку зрения;

- уважать мнение других людей;

Требований к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе ТРИЗ.

Третий год обучения

- алгоритмы сочинения загадок;

- слушать друг друга, высказывать свои мысли, не перебивая друг друга.

- задавать вопросы, сразу отсеивающие большое поле неизвестности;

- высказывать свою точку зрения;

- уважать мнение других людей;

Требований к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе ТРИЗ.

Четвёртый год обучения

- устанавливать логические связи между явлениями и предметами;

- находить и разрешать противоречия в ИЗ, используя изученные принципы;

- решать ИЗ, используя приёмы разрешения противоречий;

- стремиться к Большой Достойной Цели в жизни.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Рабочая программа

Возраст обучающихся: 6-11 лет (1-4 класс)

Составитель рабочей программы:

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Тарасова Светлана Юрьевна

1. Планируемые результаты освоения курса.

Изучение курса даёт возможность достичь следующих личностных результатов :

Ученик получит возможность научиться:

- объяснять самому себе: что я делаю с удовольствием, а что – нет (мотивы), что у меня получается хорошо, а что нет (результаты);

- осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);

- выбирать поступок в однозначно оцениваемых ситуациях на основе

сопереживания чувствам других, не похожих на тебя людей, отзывчивости к бедам всех живых существ;

- признавать свои плохие поступки.

- объяснять самому себе: что я делаю с удовольствием, а что – нет (мотивы), что у меня получается хорошо, а что нет (результаты);

- осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);

- признавать свои плохие поступки.

Третий и четвёртый класс

- отделять оценку поступка от оценки самого человека (плохими и хорошими бывают поступки, а не люди):

- отмечать поступки и ситуации, которые нельзя однозначно оценить, как хорошие или как плохие;

- объяснять самому себе: что во мне хорошо, а что плохо (личные качества, черты характера), что я хочу (цели, мотивы), что я могу (результаты);

- осознавать себя ценной частью многоликого мира, уважать иное мнение, не допускать оскорблений, высмеиваний;

- формулировать самому правила поведения, общие для всех людей, всех граждан России;

- признавать свои плохие поступки и отвечать за них.

- познавательная, творческая, общественная активность;

- готовность действия в нестандартных ситуациях;

- самостоятельность (в т.ч. в принятии решений);

- умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;

- уважение к себе и другим;

- личная и взаимная ответственность.

Метапредметные

Регулятивные универсальные действия

- принимать учебную задачу в готовом виде, а также учиться определять цель деятельности на занятии с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на занятии, в ходе решения задачи;

Обучающийся получит возможность научиться:

- высказывать своё предположение (версию);

- работать по предложенному плану;

- отличать верно, выполненное задание от неверного через сравнение цели и результата;

- совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;

- в диалоге признавать свою ошибку или неудачу при выполнении задания.

- определять цель учебной деятельности с помощью учителя или самостоятельно;

- высказывать свою версию, пытаясь предлагать способы её проверки;

- использовать необходимые средства (детский конструктор, пластилин, фломастеры, и т.д.), работая по предложенному плану;

Обучающийся получит возможность научиться:

- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;

Третий и четвёртый класс

- выдвигать версии решения проблемы (противоречие), осознать конечный результат (ИКР), выбирать из изученных приёмов разрешения противоречий нужный и самостоятельно использовать средства достижения разрешения противоречия;

- составлять план решения изобретательских задач, решения проблем творческого характера совместно с учителем;

Обучающийся получит возможность научиться:

- обнаруживать и формулировать проблему, определять цель учебной деятельности, проекта (тему) с помощью учителя и самостоятельно;

- выдвигать версии решения проблемы, прогнозировать результат, самостоятельно искать средства достижения цели;

- планировать решение проблемы, учебной задачи, осуществление проекта совместно с учителем;

- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Коммуникативные

Обучающийся научится:

- высказывать свою мысль (в беседе, в ходе выполнения задания) в виде одного предложения или небольшого текста;

- учиться задавать с помощью учителя вопросы на понимание устного высказывания или составленного рассказа;

- объяснять смысл основных понятий РТВ и ТРИЗ;

- воспринимать на слух информацию, данную в явном виде;

- замечать различия своей и иной точек зрения;

- выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

- совместно договариваться о правилах в общения и поведения в группе и следовать им.

Обучающийся получит возможность научиться:

- воспринимать на слух информацию, данную в НЕявном виде;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

- высказывать свою мысль (в беседе, в ходе выполнения задания) в виде одного предложения или небольшого текста;

- совместно договариваться о правилах в общения и поведения в группе и следовать им.

Обучающийся получит возможность научиться:

- воспринимать на слух информацию, данную в неявном виде;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Третий и четвёртый класс

- высказывать своё мнение (в монологе или диалоге) и обосновать его, приводя аргументы (разные средства, в т.ч. ИКТ);

- принимать другую, не похожую на свою, точку зрения;

- - предотвращать и преодолевать конфликты, в том числе уважительно относится к позиции другого человека

Обучающийся получит возможность научиться:

- высказывать и при необходимости отстаивать своё мнение, подтверждая его аргументами, а их – фактами (учитывая ситуацию, задачу, используя разные средства, в т. ч. ИКТ);

Познавательные

Обучающийся научится:

- извлекать информацию из текста, рисунка, схематического рисунка (пиктограммы);

- находить ответы на вопросы, используя свой небольшой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- сравнивать и группировать предметы по одному основанию;

- находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака;

- называть последовательность простых знакомых действий при использовании алгоритма изображения фантастического предмета;

- составлять ответы- высказывания;

- рассказывать небольшие по объёму тексты.

- сравнивать и группировать предметы по нескольким основаниям;

- находить закономерности в расположении фигур по значению двух и более признаков;

- приводить примеры последовательности действий сочинённых сказок на основе приёмов фантазирования Джанни Родари;

- составлять небольшие письменные тексты, ответы на вопросы, результаты выполнения работы (устно и письменно).

Третий и четвёртый класс

- самостоятельно предполагать или с помощью учителя, какая информация нужна для решения изобретательской задачи;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация, ресурсы Интернет и т.д.);

- сравнивать, классифицировать, объединять факты и явления, относить объекты к известным понятиям ТРИЗ;

Обучающийся получит возможность научиться:

-сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);

- анализировать, сравнивать, классифицировать, объединять факты, абстрактные понятия, относить объекты к известным понятиям ТРИЗ;

Предметные результаты

Первый класс

- для чего нужны занятия по РТВ;

- игры на развитие творческого воображения;

- приёмы фантазирования через изобразительную деятельность;

- алгоритм изображения фантастического предмета.

- играть в игры, направленные на развитие творческого воображения;

- создавать предметы и картины, используя алгоритм изображения фантастического предмета;

- уметь пересказывать сказку по схемам-моделям (пиктограммы).

- высказывать своё мнение;

- уважать мнение других людей;

Второй класс

- что такое комикс;

- алгоритм создания комикса;

- приёмы фантазирования Джанни Родари;

- приёмы фантазирования, основанные на главных понятиях ТРИЗ.

- играть в игры, направленные на развитие творческого воображения;

- сочинять сказки, фантастические истории, используя ранее изученные приёмы фантазирования;

- описывать ситуацию с точки зрения объекта.

- высказывать свою точку зрения;

- уважать мнение других людей;

Третий класс

- алгоритмы сочинения загадок;

- слушать друг друга, высказывать свои мысли, не перебивая друг друга.

- задавать вопросы, сразу отсеивающие большое поле неизвестности;

- высказывать свою точку зрения;

- уважать мнение других людей;

Четвёртый класс

- устанавливать логические связи между явлениями и предметами;

- находить и разрешать противоречия в ИЗ, используя изученные принципы;

- решать ИЗ, используя приёмы разрешения противоречий;

Оценка достижения планируемых результатов осуществляется 1 раз в учебную четверть посредством контрольно-измерительных материалов. (Приложение 1)

Зачтено – правильно выполненная работа, допущены 1-2 ошибки.

Не зачтено – не правильно выполненная работа, допущены более 2-х ошибок.

2. Содержание курса.

Формы организации внеурочной деятельности по итогам изученных тем на занятиях ТРИЗ разнообразны:

- по результату: поделки (игрушки, рисунки, модели, макеты и т.д.)

- по мероприятиям: спектакли, викторины, конкурсы, выставки…

- по количеству детей: индивидуальные, групповые или коллективные презентации.

- по использованию информационных технологий: создание рисунков, живых картинок, текстов на компьютере.

Занятия могут проводиться как со всем классом, так и по группам, подгруппам, индивидуально.

Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическая часть планируется с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.

Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приёмы игрового обучения, изобразительной, литературно-художественной, физической и проектной деятельности.

Виды деятельности :

- игровая деятельность (в т.ч. подвижные игры);

- выполнение упражнений на релаксацию, на развитие творческого воображения и диалектического, системного, ассоциативного, творческого, логического мышления; проектная деятельность.

Содержание программы первого года обучения

Развитие творческого воображения ( 33 часа )

Упражнения на развитие творческого воображения

Путешествие по фантастическим городам, странам, планетам

Упражнения на использование приёмов фантазирования через изобразительную деятельность

Закрепление и подведение итогов

Вводное занятие (2 часа)

Практическая и игровая деятельность:

Упражнения на развитие творческого воображения (8 часов )

Практическая и игровая деятельность:

- моделирование фантастических предметов из разных по цвету, размеру, форме геометрических фигур;

- создание фантастических предметов из конструктора лего или из пластилина;

- индивидуальные, групповые презентации сочинённых сказок о любом предмете.

Путешествие по фантастическим городам, странам, планетам (12 часов)

Создание в воображении образа на заданную тему. Понятие о цвете как характеристики персонажа, как приём передачи настроения.

Сочинение историй по вопросам: Из чего там всё сделано? Кто там живёт? Какой у них характер? Чем любят заниматься?

Практическая и игровая деятельность:

-моделирование фантастических городов, стран, планет из конструктора лего или из пластилина;

Упражнения на использование приёмов фантазирования через изобразительную деятельность (8часов)

Алгоритм изображения фантастического предмета.

Практическая и игровая деятельность :

- индивидуальные, групповые презентации фантастических предметов, нарисованных в альбомах или на ватмане;

- индивидуальные, групповые презентации фантастических историй, записанных при помощи пиктограмм.

Закрепление и подведение итогов (3 часа)

Проверка знаний и умений, обучающихся по предмету.

Подведение итогов обучения.

Практическая и игровая деятельность:

- подготовка рисунков, поделок, моделей, макетов по предмету РТВ;

- оформление выставки работ;

Содержание программы 2 класс

Грамматика фантазии (34 часа)

Приёмы фантазирования Джанни Родари

Упражнения по РТВ, основанные на главных понятиях ТРИЗ

Закрепление и подведение итогов

Вводное занятие (2 часа)

Алгоритм создание комикса: Тема. Ход событий. Список действующих лиц. Роли и характеры героев. Рисование кадров истории. Запись речи героев.

Новизна, убедительность, оригинальность собственных комиксов.

Практическая и игровая деятельность:

- изготовление книжки-самоделки по придуманному комиксу;

- индивидуальные презентации собственных комиксов.

Приёмы фантазирования Джанни Родари (22 часа)

Практическая и игровая деятельность:

- индивидуальные и групповые презентации сочинённых сказок;

Упражнения по РТВ, основанные на главных понятиях ТРИЗ (8 часов)

Практическая и игровая деятельность:

- работа в группах. Рисование себя большим, при условии, что все предметы остаются прежнего размера.

Практическая и игровая деятельность:

- работа в группах. Задание: используя приём МФО, придумать и изготовить необычный стул.

Практическая и игровая деятельность:

Закрепление и подведение итогов (2 часа)

Подведение итогов обучения. Проверка знаний и умений, обучающихся по предмету.

Но зачем вообще нужна ТРИЗ.

. ведь для учёных давно существуют проверенные опыты, теоретические и прикладные разделы наук?

Альтшуллер не был согласен со старыми методами, он полагал, что метод проб и ошибок не удовлетворителен. Учёные тратят десятки лет в ожидании удачной мысли, теории, а потом тратят ещё такое же количество лет на исследования и опыты. А если использовать правила изобретательности, то даже обычные школьники легко справятся с трудными техническими задачами.

С 1946 по 1971 годы Г.С. Альтшуллер исследовал более сорока тысяч патентов, классифицируя при этом изобретательские решения по пяти уровням изобретательности. Было выделено сорок приёмов, которые помогают изобретателям оправдывать своё имя. Первые занятия по ТРИЗ начали проводиться в 1948 году, и до 1970 года преподавание проходило в основном на экспериментальных семинарах. В начале 70-х по всей стране начали открывать специальные инженерные школы, но в скором времени проект закрыли. Семинары по ТРИЗ продолжались, но уже не на уровне школ.

В 90-е годы ТРИЗ заинтересовались зарубежные учёные. В 1999 году была создана Международная ассоциация ТРИЗ, включающая организации из России, США, Израиля, Японии и Франции. Методиками и законами ТРИЗ пользуются NASA, Boeing, Samsung, General Electric.

Технология творческого мышления (переплет)

Эта книга — ответ на вызов времени о необходимости познать природу креативности и научить человека управлять своей интеллектуальной деятельностью. Развивая возможности знаменитой теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданной Г.С. Альтшуллером, авторы разработали уникальную методику формирования творческого мышления как осознанного, целенаправленного и управляемого процесса. Предложенные инструменты ТРИЗ позволяют успешно решать задачи любой степени сложности, возникающие в производстве, экономике, менеджменте, образовании, маркетинге.

Задачи по ТРИЗ

Задача построена интересно, нетривиально, стимулирует интерес школьника, а также заставляет искать необычный подход к решению. И подобные задачки можно подобрать для любого предмета, правда, для составления подобных условий требуется и креативный подход учителя.

Вот несколько задачек по ТРИЗ, попробуйте их решить.

Без окон, без дверей.

Вопрос: В какую сторону едет автобус?


Ответ: Двери расположены на той стороне, которую мы не видим. Следовательно, автобус едет влево. Для стран, где движение левостороннее, ответ противоположный.

Бежит, журчит, волнуется.

Условия: Для устранения неполадок с водоснабжением рабочие раскопали часть металлической трубы, проложенной под землёй, по которой течёт вода. Однако, для того, чтобы работать дальше, необходимо понять, в какую сторону движется водный поток. Определить направление движения не получилось, ни когда по трубе постучали, ни когда пытались определить что-то на слух.

Вопрос: как определить, в какую сторону течёт вода по трубе, не нарушая герметичность последней ( нельзя резать, сверлить и т.п.)?

Ответ: Воздействовать на трубу нельзя, однако воздействовать на воду разрешается. Следует нагреть воду в трубе в одном месте (труба металлическая!) и,отступив некоторое расстояние от этого места, следить, в какой стороне труба тоже потеплеет. Где окажется тёплый участок трубы — в том направлении вода и движется.

Тайная посылка

Условия: Вы хотите послать любимой посылку с дорогим украшением. При этом единственный способ — воспользоваться почтой. Можно повесить на посылку любое количество замков. Допустим, открыть замок без ключа никто не может, как и вскрыть посылку. Но вы ни при каких обстоятельствах не хотите рисковать и посылать по почте ключи.

Вопрос: Как вам быть абсолютно уверенным, что ваша любимая получит подарок (и сможет открыть посылку)?

Ответ. Получив посылку без ключа, девушка не сможет открыть её, но сможет закрыть её на свой замок и вернуть. Получив посылку с двумя замками, вы снимаете свой замок и возвращаете её девушке. В результате девушка получает подарок, а ключи никуда не пересылаются.

Лодка, волк, коза, капуста

Популярная задача про перевозку крестьянином его имущества имеет больше одного решения. Найдите хотя бы одно.

Условия: Крестьянину нужно перевезти через реку волка, козу и капусту. Но в лодке может поместиться только крестьянин, а с ним или один волк, или одна коза, или одна капуста. Но если оставить волка с козой, то волк съест козу, а если оставить козу с капустой, то коза съест капусту.

Вопрос: Как перевез свой груз крестьянин?

Ответ 1: Начать перевозку следует с козы. Крестьянин перевозит козу и оставляет её на другом берегу. Возвращается и берет волка, которого также перевозит на другой берег, где его и оставляет, но зато берет и везет обратно на первый берег козу. Здесь он оставляет ее и перевозит к волку капусту. Затем, возвратившись, он перевозит козу, и переправа оканчивается благополучно.

Ответ 2: Вначале крестьянин перевозит козу. Однако в этот раз он берёт не волка, а капусту. Отвозит ее на другой берег, оставляет там и возвращает на первый берег козу. Затем перевозит на другой берег волка, возвращается за козой и снова отвозит ее на другой берег. В этом случае количество рейсов (семь) точно такое же, как и в первом решении.

Что ещё почитать?

ТРИЗ для всех и каждого

Задачи встречаются не только в образовательных учреждениях. Нас везде поджидают трудности и проблемы, которые необходимо решить. То нужно открыть дверь кабинета, когда ключи остались дома, то телефон не во время сел, а надо совершить очень важный звонок, то рабочие перекрыли дорогу к дому и приходится подбирать альтернативный путь возвращения в родные стены.

С пяти-семи лет уже можно начинать искать решения на открытые задачи из книг и потихоньку знакомить с основными принципами ТРИЗ.

Классическая же ТРИЗ, хоть и разработана для инженеров,в состоянии заинтересовать старших школьников и взрослых.

Но где же научиться решать задачки по ТРИЗ?

В общем, как говорится, было бы желание, а возможности найдутся. Помните, чем больше ваш ребёнок умеет и чем больше он развивается, тем счастливее и успешнее сложится его дальнейшая жизнь.

Читайте также: