Опыты с тканью для детей 5 6 лет в детском саду

Обновлено: 07.07.2024

Цель: развивать познавательную активность старших дошкольников в процессе знакомства со свойствами ткани.

- познакомить детей с различными видами тканей;

- формировать представления о свойствах различных тканей;

- формировать умение сравнивать свойства тканей посредством проведения практических опытов;

- учить устанавливать причинно-следственные связи.

- развивать умение грамотно строить высказывания;

- развивать умение делать выводы, обобщения;

- развитие зрительного, слухового, тактильного восприятия.

- воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение согласованно работать в коллективе.

Материалы и оборудование:

сундучок, образцы тканей (ситец, драп, лён, атлас, бархат, органза, болонья), лупы, 2 пластиковые бутылки с тёплой водой, ножницы, ёмкость для воды, одноразовые стаканчики, ложки, фен, вата, клубок.

1. Организационный момент.

- Ребята, на предыдущих занятиях мы обсуждали, какие виды тканей бывают, откуда они берутся, как человек их изготавливает. А сейчас мы поговорим об особенностях, о свойствах, об отличиях тканей. Вы сегодня будете настоящими учёными - экспериментаторами и узнаете что-то новое и интересное о тканях.

Воспитатель садится вместе с детьми в круг на ковёр.

- Ребята, я принесла для вас сундучок. Как вы думаете, что в нём находится?

- Верно. Давайте их рассмотрим.

Воспитатель достаёт первую ткань – хлопковую (сатиновую). Дети рассматривают, трогают лоскуток и называют признаки данной ткани (натуральная - синтетическая; тонкая - толстая, плотная, прочная; нежная, мягкая, приятная на ощупь - грубоватая; гладкая - шероховатая, шершавая, ворсистая; лёгкая - тяжёлая; прозрачная - непрозрачная; блестящая, красивая и т. д.).

2. Сравнение тканей по теплопроводности.

-Отгадайте мою загадку:

Над миром пушинки.

-Правильно. Как вы думаете, какая ткань подошла бы для зимней одежды и почему? (предположения детей). Давайте рассмотрим ткань из драпа (дети называют признаки ткани и сравнивают её с ситцем).

Возьмём 2 пластиковые бутылки с теплой водой и завернем одну бутылку в ситец, а другую - в драп. Как вы думаете, где быстрее остынет вода? (ответы детей). О результатах опыта мы узнаем в конце занятия.

3. Определение причины прочности ткани.

Далее воспитатель достаёт из сундучка ещё несколько видов тканей (льняную, атласную, бархатную); дети называют их признаки.

Ребята, любая ткань достаточно прочная, крепкая (дети тянут, дёргают ткань). Почему же ткань не разваливается на части? (предположения детей). Давайте заглянем внутрь ткани с помощью лупы.

Каждому ребёнку выдаётся лоскуток ткани и лупа. Дети приходят к выводу, что ткань состоит из волокон, нитей, которые переплетаются между собой и крепко держат друг друга.

4. Определение водопроницаемости ткани.

- А сейчас я приглашаю вас занять свои места за экспериментальными столами, чтобы вы смогли почувствовать себя настоящими учёными.

- Отгадайте мою загадку:

Пришла волшебница прекрасная,

Листву без краски перекрасила.

- Конечно же, это осень. Как вы думаете, из какой ткани лучше шить осеннюю одежду? Почему? (Ответы детей.)

Сейчас мы проведём эксперимент и узнаем, какая же ткань не пропускает воду.

На столе у каждого ребёнка находятся два стаканчика, накрытые ситцем и болоньей, ёмкость с водой и чайная ложка. Дети набирают ложкой воду и выливают её сначала на ситцевую ткань, затем на болонью. Ситцевая ткань намокла, и вода стекла в стаканчик. Болонья не намокла и не пропустила воду. Дети приходят к выводу, что ситцевая ткань водопроницаемая, а болонья- водонепроницаемая. А значит, в дождливую осеннюю погоду лучше носить одежду из непромокаемой болоньевой ткани.

5. Определение воздухопроницаемости ткани.

- Отгадайте следующую загадку:

В чистом небе солнце светит ярко,

Можно искупаться, очень жарко.

Так люблю я время года это.

Угадали? Ну, конечно,… ( лето).

- Дети, как вы считаете, какие ткани подошли бы для летней одежды и почему? (Ответы детей.)

- Чтобы человеку летом не было жарко, и он не потел, ткань должна хорошо пропускать воздух. Давайте проверим, какая ткань пропускает воздух, а какая нет.

Для опыта нам потребуются 2 вида ткани (натуральная и синтетическая), фен и комочек ваты. С помощью фена продуваем по очереди оба вида ткани и наблюдаем за ватой. В случае с хлопковой тканью вата улетела, а в случае с синтетикой осталась на месте. Дети приходят к выводу, что через натуральные ткани воздух проходит легко, а через синтетические - плохо. Значит, натуральные ткани лучше подходят для пошива летней одежды, а в синтетической одежде нам будет жарко.

6. Динамическая пауза:

Ох, испачкалась одежда,

Мы ее не берегли:

Обращались с ней небрежно,

Мяли, пачкали в пыли.

Надо нам ее спасти,

И в порядок привести,

В тазик воду наливаем,

Порошок мы насыпаем,

Всю одежду замочили,

Пятна тщательно потрём,

Отожмём её, встряхнём.

А потом легко и ловко

Всё развесим на верёвках.

Воспитатель предлагает сесть тому, у кого в одежде ткань в клеточку, в горошек, в полоску, у кого есть синий цвет, жёлтый цвет и т. д.

7. Сравнение тканей по способности мяться.

- Сейчас мы проверим, какой вид ткани, натуральный или синтетический, мнётся сильнее.

У каждого ребёнка два лоскутка ткани. Сначала мнём хлопковую ткань, а затем синтетическую. Дети убеждаются в том, что натуральная ткань сильно измялась, а синтетическая практически не изменила свою форму.

8. Сравнение тканей по плотности.

Дети берут лоскутки ситца, драпа, органзы и пытаются разрезать их ножницами. Дети приходят к выводу, что чем тоньше ткань, тем легче ее разрезать ножницами.

9. Оценка результатов первого опыта.

- А теперь пришло время проверить результаты нашего первого опыта. Давайте развернем ткани на бутылочках и потрогаем их. Какая теплее? Как вы думаете почему?

Дети делают вывод, что более толстая и плотная ткань лучше сохраняет тепло и защищает от холода.

10. Рефлексия и итог занятия.

- Ребята, сегодня, благодаря опытам, вы много узнали о свойствах тканей. Мне бы хотелось, чтобы вы поделились своими впечатлениями о той работе, которую мы с вами выполнили.

Дети садятся в круг, перекатывают друг другу клубочек и говорят о том, что им запомнилось и понравилось больше всего.

Задача: Побуждать самостоятельно определять свойства ткани. Развивать умение созерцать предметы, направляя внимание на более тонкое различение характерных деталей.

Оборудование: 2 куска ткани, ножницы, вода, иголка, нитки, клей.

Ход: Дети склеивают два куска ткани, могут сшить, постирать грязный лоскуток, порезать ножницами, помять.

Вывод: Свойства ткани - она сшивается, склеивается, режется, рвется, мнется.

Задача: Побуждать самостоятельно определять вид ткани на ощупь с закрытыми глазами. Формировать умение выделять в процессе восприятия несколько качеств предмета, сравнивать их между собой.

Оборудование: Лоскутки ситца, хлопка, тюля, джинсовой ткани.

Ход: Дети делятся на две команды, по очереди с завязанными глазами подходят к столу, щупают ткань и называют вид ткани.

Задача: Помочь определить, как переплетаются нити у мокрой и сухой ткани.

Оборудование: Лупа, лоскутки ткани, вода.

Ход: Дети с помощью лупы рассматривают переплетение нитей в промокшем лоскутке и сухом.

Вывод: У ткани, которая промокла, нити переплетаются реже, а в сухом лоскутке чаще.

Задача: Побуждать самостоятельно определить, какую ткань легче порезать ножницами. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи

Оборудование: Лоскутки ситца, хлопка, тюля, джинсовой ткани, ножницы.

Ход: Дети берут ситец, хлопок, тюль, джинсовую ткань и пытаются разрезать их ножницами.

Вывод: Чем тоньше ткань, тем легче ее порезать ножницами.

Задача: Вызвать интерес по описанию найти ткань. Формировать умение высказывать оценочные суждения, обосновывать свое мнение.

Оборудование: лоскутки разного вида ткани.

Ход: Педагог описывает тот или иной вид ткани, дети должны найти на столе и назвать.

Опыт "Все ли ткани намокают?".

Задача: Помочь определить, какие ткани впитывают воду, а какие не впитывают воду. Формировать умение высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих

Оборудование: Лоскутки различных видов ткани, вода.

Ход: Дети капают на разные лоскутки водой.

Вывод: некоторые ткани впитывают воду, а другие не впитывают (хлопок, плащевка).

Игра "Волшебный зонт"

В руки ты его возьмёшь – и тебе не страшен дождь!

Дождь пройдё т: его ты сложишь и гулять под солнцем сможешь.

Если ясен горизонт, что оставишь дома? (Зонт)

– Ой, ребята, кажется, будет дождь. Прячьтесь под зонтом.

Обрызгивает зонт распылителем.

- Почему вы не промокли? Ведь ткань намокает? Это специальная ткань. Называется "Болонья" (от названия итальянского города Болонья, из которого происходит эта ткань) —ткань, сделанная с помощью химических веществ, из неё делают плащи, куртки и другую водонепроницаемую одежду. Вывод: Не все ткани намокают.

Опыт с тканью"Белые розы"

Задача: Показать как на ткани оставить отпечатки. Формировать навык использования нетрадиционных методов рисования на ткани

Оборудование: Капуста, белая краска, ткань.

Ход: У меня есть капуста и белая краска. Я разрежу капусту пополам. И нанесу на неё краску. Теперь сделаю отпечатки на ткани. Какой цветок получился? (роза). С помощью отпечатков можно самим создавать на ткани красивые рисунки.

- Давайте посмотрим, что стало с белыми платочками, окрасились ли они соком. Отожмите лишнюю воду и расправьте платочки. Остались ли они белыми? Какими стали? Когда они высохнут, мы погладим их.

Задача: Показать на разных видах ткани их свойства.

Оборудование: Ткань разных видов, утюг с отпаривателем.

Ход: Почему вещи мнутся? Ребята, посмотрите как красиво выглажены вещи. Давайте посмотрим, легко ли вещи мнутся. По очереди мните в кулаке ткани (лен, шёлк, шерсть). Посмотрим что произошло. Лен мнется сильнее чем шёлк и шерсть. Чтобы они хорошо разгладились: лен нужно гладить с использованием увлажнителя, шёлк нужно в слегка влажном состоянии, а шерсть через влажную хлопковую ткань.

Игры по математике для старших дошкольников Математические игры старший дошкольный возраст. Одним из средств формирования у детей дошкольного возраста элементарных математических.

Картотека физкультминуток для старших дошкольников Картотека физкультминуток для старших дошкольниковБегут, бегут со двора. Бегут, бегут со двора (Шагаем на месте.) Гулять, гулять в луга:.

Макет по ПДД для старших дошкольников

Макет по ПДД для старших дошкольников Ежегодно на дорогах города нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают,.

Массленица для старших дошкольников Дети выходят на улицу. Ведущий: Здравствуйте друзья! Выходите на улицу – Весну встречать! Славный денёк отмечать. Ребята, а какой праздник.

Опыты и детские эксперименты старших дошкольников Детское экспериментирование – один из важнейших аспектов развития личности. Эта деятельность не задана ребенку взрослым заранее в виде той.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе поисково-исследовательской деятельности через использование элементов методики исследовательского обучения дошкольников А.И. Савенкова и элементов ТРИЗ.

Цель: расширение знаний детей об окружающем мире в процессе поисково-исследовательской деятельности через использование элементов методики исследовательского обучения дошкольников А.И. Савенкова и элементов ТРИЗ.

1. Познакомить детей с некоторыми свойствами ткани (прочная, мокнет, окрашивается, мнется) в процессе выполнения с ней различных действий (мять, разрывать, рисовать, окрашивать, мочить), с историей ткани.

2. Учить накапливать информацию о предмете опытным путем.

3. Учить опираться на ранее полученный опыт в экспериментальной деятельности и в повседневной жизни.

4. Развивать познавательную активность, интерес в процессе исследовательской деятельности, мышление, мелкую моторику кистей рук, умение работать в микрогруппах (пары).

6. Воспитывать любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

Материалы и инструменты: разные виды ткани в виде птиц, постельное белье, полотенце, одежда, бумажные предметы, мыло, 5 образцов ткани (по 2 каждого), 2 чашки с соком свеклы и моркови, 10 белых платочков с бахромой, модель: волшебный компьютер, символы: восклицательный знак, глаз, нос, рука, нитки (распущенная ткань детьми дома с родителями), черная ткань с пекинской капустой, белая акриловая краска, опрыскиватель, зонт.

Здравствуйте, ребята. Вы снова в моей лаборатории. Вспомните, что означает это слово? Сегодня в лаборатории мы будем исследовать новый объект, мы будем исследовать ткань.

- Проходите в выставочный зал лаборатории.

На выставке представлены разные вещи. Подумайте самостоятельно, что нам подходит для исследования, а что лишнее. Почему?

Оставайтесь рядом с учеными. А я буду спрашивать, что вы узнали.

Вывод: из ткани шьют вещи. Она может быть разной по составу: из шерсти, меха, льна, хлопка, шелка, капрона.

В глубокой древности одежду мастерили из шкур животных. Самые первые иглы были из костей. Потом люди научились изготовлять ткани из растений. Они заворачивались в куски разной ткани и закрепляли их.

Затем появились мастера – портные, они умели рисовать на ткани, кроить и сшивать куски. Портные ходили по городам и шили одежду на заказ. Сейчас портные шьют удобную, модную и красивую одежду. Самых лучших называют кутюрье. Модную одежду можно увидеть на показах мод.

Поднимает накидку. Там птички из разных видов ткани, сделанные ранее дома.

- Возьмите в руки птичек. Что вы увидели? Какой формы крылышки из ткани? Какой формы клюв? Хвостик? Какого цвета грудка у птички?

Вывод: ткани можно придать разную форму, цвет, размер. У ткани есть свой запах.

Хозяйка видала спросонок,

Как маленький черный котенок

Разматывал возле калитки

Какие-то белые нитки,

Как, длиною ниткой играя,

Забрался на крышу сарая.

Хозяйка полгода вязала –

Фуфайки в минуту не стало,

Остались одни только спицы.

Ну как на котят не сердиться?

1) Возьмите белые платочки. Попробуйте их порвать. Рвется так же, как бумага? (Нет. Ткань прочнее, крепче). Попробуйте смять ткань. Мнется?

Узнаем, намокнет ли ткань в воде, в соке. Опустите платочки в чашки с соком. Осталась ли ткань сухой? (Нет. Намокает).

Узнаем, осталась ли прочной мокрая ткань или рвется так же, как мокрая бумага? Попробуйте порвать (не рвется).

Вывод: ткань прочнее, чем бумага. Она мнется, мокнет в воде, ее можно красить самим.

Опустите платочки в чашки с соком. Позже мы придем и узнаем, окрасилась ли ткань.

В руки ты его возьмёшь –

И тебе не страшен дождь!

Дождь пройдёт: его ты сложишь

И гулять под солнцем сможешь.

Если ясен горизонт,

Что оставишь дома? (Зонт)

- Ой, ребята, кажется, будет дождь. Прячьтесь под зонтом.

Профессор обрызгивает зонт распылителем.

Вывод: не все ткани намокают.

Эксперимент с тканью и утюгом

Почему вещи мнутся? Ребята посмотрите как красиво выглажены вещи. Давайте посмотрим легко ли вещи мнутся. По очереди мните в кулаке ткани (лен, шёлк, шерсть). Посмотрим что произошло. Лен мнется сильнее чем шёлк и шерсть. Чтобы они хорошо разгладились: лен нужно гладить с использованием увлажнителя, шёлк нужно в слегка влажном состоянии а шерсть через влажную хлопковую ткань.

Ребята что мы узнали про ткань – ответы детей ( прочная, впитывает воду и упругая).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель : Развитие творческой исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования на примере тканей .

1. Дать детям представления о ткани , как о материале, из которого человек делает разнообразную одежду;

2. Расширить знания детей о некоторых видах ткани (хлопок, шелк, шерсть) ;

3. Формировать представления о качестве и свойствах ткани , способе ее изготовления, показать связь ее качества с назначением вещи;

4. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, обогащать словарь детей ;

5. Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать;

6. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умения сотрудничать.

Материал : Картинки с одеждой, одежда из разных тканей , образцы ткани (хлопка, шерсти, шелка, нитки, кусочки ваты, марля, емкости с водой, ножницы, магниты, буквы.

Словарная работа : Фактура, хлопок, шелк, лён.

1. Создание мотивации к занятию

Дети заходят в группу . На столе стоит ящик тканями и нитками ) .

- Что это? Давайте посмотрим.

2. Постановка проблемной ситуации

- Ребята, вы знаете что это? ( Ткань и нитки )

- А что такое ткань ? (Полотно из нитей, сделанное на ткацком станке.)

- Из чего она состоит? (Состоит из ниток, которые переплетаются друг с другом.)

- А как нам убедиться в том, что ткань состоит из ниток ? (на примере марли) (Посмотреть под лупой. Лупа – это увеличительное стекло. Через неё можно увидеть то, что без увеличения не видно.)

3. Открытие нового

– Сейчас я приглашаю вас в лабораторию ткани . Именно там мы узнаем, какая бывает ткань , и из чего ее делают. (Дети садятся за столы, где лежат кусочки ткани )

- Вы видите сколько много ниточек переплетено в маленьком кусочке ткани ? Настоящее волшебство.

- Кто же их переплел?

- Ткацкий станок – вот кто! Ткань из нитей ткут , а сами нити откуда берутся?

- Возьмите кусочек ваты, намочите ее и скручивайте пальцами, а при этом немножко растягивайте. Что получилось?

- Нить! Не очень ровная, но настоящая хлопчатобумажная нить. Ведь вата – это хлопок, только очищенный. Волоконца у хлопка ворсистые, и когда ты их сжал пальцами, да еще и скрутил, они сцепились своими ворсинками – вот и получилась нить. В старину нить тоже скручивали пальцами. И наматывали на веретено. А сейчас нити прядут огромные прядильные машины. Не только хлопчатобумажные нити, конечно, но и шерстяные, и льняные.

– У вас на столах лежат несколько лоскутков ткани , выберите ту ткань , из которой можно сшить зимнюю одежду и поднимите лоскуток этой ткани . Почему вы подняли этот лоскуток? Для зимней, весенней, осенней одежды люди используют шерстяные ткани . Они теплые, плотные, пушистые и теплые в них не холодно. А делают такую ткань из шерсти животных . Какие животные дают шерсть? (Овцы, козы, верблюды, ламы, кролики, собаки)

В определенное время их стригут (Презентация №1, постриглись овечки и гуляют на лугу, новую шерсть отращивают, до следующей стрижки. Шерсть расчесывают, прядут нити, окрашивают, вяжут вещи. Найдите у себя на столе шерстяную ткань , возьмите ее в руки, какая она? (Плотная, толстая, пушистая, теплая.) Как называется ткань , которую делают из шерсти? (Ответы детей .)

– Поднимите лоскуты, из которых можно сшить летнюю одежду. Почему вы выбрали этот лоскуток? Для летней одежды ткань делают по-другому . Для нее выращивают специальное растения, вот одно из них, это хлопок.

- Хлопок любит тепло и растет на юге. Как созреет, лопаются коробочки, и в каждой будто – кусочек ваты! Пускают тогда на поле хлопкоуборочный комбайн. Соберут хлопок и разложат на солнце сушить. Потом увяжут в тюки и увезут на прядильную фабрику. Там его разрыхляют, очищают от семян, расчесывают и прядут из хлопковых волокон хлопчатобумажные нити. (Презентация №2)

Что же шьют из хлопчатобумажной ткани ? Постельное бельё, нижнее бельё, сорочки, рубашки, платья, халаты.

Дети имитируют движения в соответствии со стихотворением.

Ох, испачкалась одежда.

Мы ее не берегли.

Обращались с ней небрежно,

Мяли, пачкали в пыли.

Надо нам ее спасти

И в порядок привести.

В тазик воду наливаем,

Порошок мы насыпаем,

Всю одежду замочили.

Пятна тщательно потрем

Отожмем ее, встряхнем.

А потом легко и ловко

Всё развесим на верёвках.

А пока одежда сушится.

Мы попрыгаем, покружимся.

Давайте, определим, а какие свойства имеет ткань ?

Ткань и магнит . Приложить ткань к магниту и определить, что произойдет.

Вывод : ткань не магнитится .

Согнуть ткань пополам и сравнить , затем разгладить.

Вывод : ткань сгибается , мнется, но ее можно разгладить.

Ткань и вода . Намочить ткань .

Вывод : ткань намокает , но не расползается.

Попытаться разорвать кусочки на две части и сравнить степень необходимого усилия.

Вывод : ткань тяжело рвется

Ткань и ножницы . Разрезать пополам каждый кусочек ткани и сравнить , на сколько легко работать ножницами.

Вывод : ткань легко режется

Ткань и огонь . Поджечь ткань и определить свойство горения.

Вывод : ткань хорошо горит .

- Вот видите, как много свойств ткани мы сегодня узнали !

Читайте также: