Опыты с пластмассой в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Пластик прочно вошёл в нашу жизнь, он удобен в использовании. С тех самых пор пластмассовые вещи окружают нас повсюду: игрушки, телефоны, компьютеры, машины и даже, практически, любой продукт питания заключён в пластмассовую оболочку (пакеты молока, напитки, йогурты и т.д.). С самого рождения ребенок прибегает к помощи пластмассовых приспособлений – причёсывает волосы и чистит зубы. … В настоящее время почти все детские игрушки делают из пластика.

Пластик прочно вошёл в нашу жизнь, он удобен в использовании. Однако современные блага цивилизации создают не только удобства для людей, но и наносят непоправимый урон природе.

Мы, взрослые думаем только об удобстве. Нас привлекает низкая цена и высокая эстетика ярких пластмассовых вещей. Но мы крайне редко задумываемся о том, какой урон наносит природе наше безответственное отношение к использованным вещам и предметам, сделанным из пластмассы. А ведь экологическое воспитание человека закладывается в детстве. Значит, именно взрослые люди должны показать и научить ребенка бережно относиться к миру окружающему нас.

Проблемная ситуация для воспитанников

Количество мусора, который скапливается в мусорном ведре, увеличилось. Большая часть мусора дома – пластиковые стаканчики, бутылки которые каждый из нас выбрасывает после одноразового использования. Если такое количество пластикового мусора оставляет только одна семья, то сколько же тогда мусора остаётся от всех жителей города, страны, планеты?! Как сделать так, чтобы мусора стало меньше?

Если научиться вторично использовать бытовые пластиковые отходы, например, делать из них полезные вещи для дома, дачи или садового участка, то можно не только уменьшить количество мусора в природе, но и сэкономить семейный бюджет.

А ведь в мире, где сейчас кучи мусора, жить нашим детям. Значит, нам надо научить подрастающее поколение рациональному использованию вторичного сырья. Сделать это возможно, рассказав ребенку и показав, какие чудеса можно сделать из пластика.

Вид проекта: групповой, краткосрочный.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Тип проекта: познавательный-исследовательский, творческий,

Срок реализации проекта: 18.01.21г.-12.02.21г.

1 этап. Целеполагание.

Цель: создать условия для формирования у детей дошкольного возраста понятия о возможности вторичного использования бытовых предметов из пластика. Воспитание бережного отношения к окружающему миру; создание условий для развития познавательной активности, любознательности, творческих способностей. Поощрение детского экспериментирования, навыков исследовательской деятельности.

  • воспитывать бережное отношение воспитанников к окружающему миру;
  • обогащать и расширять представления воспитанников о бытовых предметах из пластика, его свойствах и качествах через исследовательскую деятельность;
  • формировать умения и навыки использования бывших в употреблении предметов из пластика;
  • развивать коммуникативные навыки в ходе работы и совместной деятельности;
  • приобщить родителей к совместной деятельности дошкольного учреждения и семьи.
  • совместная деятельность детей и родителей в проектной деятельности;
  • у детей будут сформированы знания о предметах, сделанных из пластмассы;
  • дети приобретут знания о раздельном сборе мусора;
  • заинтересовать детей исследовательской деятельностью;
  • дети научатся использовать разнообразный бросовый материал (пластиковые бутылки, контейнера от киндер сюрпризов, пластиковые крышки от разных ёмкостей) нетрадиционными способами, видеть результаты труда;
  • у всех участников проекта сформируется бережное отношение к окружающему миру.

2 этап. Организационный.

  • Изучение литературы по теме проекта.
  • Разработка плана реализации проекта.
  • Приглашение родителей в проект, ознакомление с планом проекта.
  • Определение состава микрогрупп, разработка тематических заданий для работы микрогрупп.
  • подбор и изучение литературы по теме проекта.

3 этап. Практическая реализация проекта.

В нашем проекте мы задействовали пять образовательных областей.

  1. Чтение энциклопедий, художественной литературы по теме проекта, экологических рассказов и сказок.
  2. Отгадывание загадок, чтение стихотворений.

Работа с родителями:

4 этап. Заключительный этап.

  1. Выставка творческих работ «Милые зверюшки из киндер-сюрприза.
  2. Участие в акции по сбору пластиковых крышек для переработки.
  • расширили свои представления о пластике как искусственном материале, о его свойствах и качествах, о его пользе и вреде для организма человека и окружающей среды;
  • сформировался устойчивый интерес к экспериментальной деятельности;
  • обрели некоторые навыки и навыки использования бывших в употреблении предметов из пластика;
  • понимают необходимость раздельного сбора мусора.
  • повысили уровень экологической культуры и информированности по проблеме обращения с отходами из пластика;
  • укрепили детско-родительские отношения через совместную деятельность.
  • повысили профессиональную компетенцию через проектную деятельность в работе с воспитанниками и их родителями.

Практическая значимость проекта для использования в образовательном процессе

Критерием нравственно-экономической воспитанности человека является его поведение, совокупность поступков, совершаемых в привычных или изменяющихся условиях. Чтобы успешно сформировать такие ценные качества, необходимо найти эффективный способ педагогического воздействия, позволяющий поставить ребенка в позицию активного субъекта детской деятельности, в которой он сможет проявить свои умения, свое творчество, активность, личностные качества. Одним из таких способов

является представленный проект. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес детей, формирует творческий потенциал посредством внедрения интерактивных электронных средств обучения. Практические материалы по организации проектной деятельности с

использованием информационно-коммуникационных технологий позволили эффективно реализовать проект в триаде

Список используемой литературы:

Физкультминутка (дети выполняют движения по тексту стихотворения)

Мы по улице идем, на которой мы живем,

Мы бумажки и стекляшки собираем и кладем.

Раз в ведро, а два – в корзину,

Наклоняем дружно спину.

Если дружно потрудиться,

Все вокруг преобразится!

Посмотрю на карту я: (вытягивают вперед прямые ладони)

Вот российская земля (сжимают и разжимают кулачки)

Есть леса тут и озёра, (поочередные удары кулаков друг об друга

Горы, реки и моря. (и хлопки ладошками)

Ты е Родина моя! (прикладывают руки к груди).

Приложение № 3 Анкета для родителей

1. Как Вы относитесь к проблеме загрязнения окружающей среды бытовыми отходами, существует ли необходимость, по вашему мнению, поднимать этот вопрос?

Да; нет; не задумывался.

2. Согласны ли Вы, что одним из способов решения экологической проблемы, которая возникает в результате загрязнения окружающей среды отходами, не разлагающимися веками, является рациональное отходов.

Да; частично; нет.

3. Считаете ли Вы необходимым обучать основам экологически грамотного поведения в природе детей в учреждении дошкольного образования?

4. Что Вы делаете с использованными предметами из пластика, которые больше не нужны?

5. Куда Вы выбрасываете пластиковые отходы?

6. Можно ли изменить отношение взрослого человека к вопросу о рациональном использовании отходов.

Цель: Познакомить детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы.

- продолжать знакомить детей с искусственным материалом – пластмассой; помочь выявить некоторые свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная, не боится воды, гибкая, прочная);

-учить понимать , что от качественных характеристик пластмасс зависят способы их использования;

- упражнять в умении устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

-подводить детей к пониманию значимости этого материала в жизни людей.

-развивать зрительное восприятие, тактильную чувствительность;

-активизировать, тренировать зрительно-моторную координацию;

-развивать любознательность, внимание, мышление, умение сравнивать, рассуждать.

- воспитывать бережное отношение к вещам, умение слушать друг друга и воспитателя.

Методы и приемы:

Станем рядышком, по кругу,

Нам здороваться не лень:

Если каждый улыбнется –

Утро доброе начнется.

У нас сегодня много гостей, давайте поздороваемся и улыбнемся нашим гостям.

Ребята, сейчас я вам загадаю загадку, вы отгадаете и скажете, о чем мы с вами сегодня будем говорить.

Такая разноцветная, с виду я приметная.

Легкая и тонкая, а на звук не звонкая.

Из меня предметов масса,

А зовусь я (пластмасса).

Дети отгадывают. О чем мы с вами будем говорить? (о пластмассе).

Давайте хором повторим это новое слово. Послушайте, какое это интересное слово – пластмасса,оно состоит из двух слов – пластическая масса, пластическая значит мягкая.

Ребята, как вы думаете, пластмасса – материал природный или искусственный? (ответы детей). Верно, пластмасса – материал, которого в природе нет. Ученые-химики сумели создать такой материал, такую массу, которая при нагревании может быть мягкой, как пластилин и принимать любую форму, а застывая, становится твердой.

Сейчас мы посмотрим презентацию о пластмассе.

Ребята, а вы хотели бы сами быть учеными и исследовать свойства пластмассы? Тогда давайте подготовим наши пальцы к работе.

Мы с тобой подружим маленькие пальчики ( поочередное соединение пальцев)

Раз, два, три, четыре, пять, начинай считать опять

Раз, два, три, четыре, пять, мы закончили считать.

Проходим в нашу лабораторию, надеваем халаты, садимся за столы. Вспоминаем правила безопасного поведения в лаборатории: слушаем внимательно, опыты проводим аккуратно.

Опыт 1. Ребята, перед вами стоят кружки, погладьте пальцем внутри и снаружи. Одинаковые они на ощупь или разные? Как ты считаешь Яна? Максим? Рома? Да, верно, поверхность кружки разная на ощупь, внутри гладкая, а снаружи шероховатая, значит пластмасса может быть гладкой и шероховатой. Найдите у себя карточку-схему, где обозначено это свойство и покажите. Вывешиваю на доске соответствующую карту-схему.

Опыт 2 . У вас на столе есть соломинка из пластмассы, попробуйте ее согнуть. Что происходит с соломинкой? Верно, она гнется. Можно назвать ее гибкой? Значит пластмасса может быть гибкой. Вывешиваю схему. Найдите у себя такую схему.

Опыт 3. Ребята, как вы думаете, какое свойство пластмассы может означать вот такая схема (вывешиваю схему – свойства цвета), найдите ее у себя. Верно, эта схема означает, что пластмасса может быть разного цвета.

Опыт 4. Ребята, а пластмассу можно разрезать ножницами? Попробуйте порезать соломинку и пластинку. Какая пластмасса режется? Да, верно, тонкую пластмассу можно разрезать.

Ребята, давайте встанем и отдохнем.

Мы устали, засиделись, нам размяться захотелось,

То на стену посмотрели, то в окошко поглядели.

Вправо, влево поворот, а потом наоборот.

Приседанья начинаем, ноги до конца сгибаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз, приседать не торопись!

И в последний раз присели, а теперь на место сели.

Опыт 5. Посмотрите, у меня на столе пластмассовый стакан. Можно ли не заглядывая сверху узнать, что в нем? Алиса, ты видишь, что в стакане? Данил? А теперь я положу предмет в другой пластмассовый стакан вы видите, что в нем? Почему? Как можно назвать стакан, в котором видна ягода? (прозрачный). Как можно назвать стакан, в котором не виден предмет? (непрозрачный). Правильно, молодцы. Мы определили еще одно свойство пластмассы – она бывает прозрачная и непрозрачная. Найдите у себя данную схему.

Опыт 6. Ребята, а что обозначает эта схема ( прочность)? (ответы детей). Давайте проверим ваши предположения. Я уроню пластмассовый предмет (роняю), он разбился? Как можно сказать про пластмассу, какой это материал? Верно, прочный, не бьющийся. Покажите схему.

Опыт 7. Как вы думаете, если опустить пластмассовый шарик в воду, он утонет или нет? Давайте проверим. Выходим из-за столов, подходим к поддону с водой, берем шарики и опускаем. Что мы видим? Как вы считаете, пластмасса легкая или тяжелая? Она тонет в воде? Верно, пластмасса легкая и не тонет в воде. Находим схему.

Опыт 8. Ребята, что может обозначать эта схема (водонепроницаемость)? Проверим, действительно ли это так? Возьмите стакан с водой и проверьте, протекает вода или нет. Значит какой можно сделать вывод? Молодцы, пластмасса – водонепроницаемый материал.

Опыт 9. Ребята, как вы думаете, пластмасса горит или нет? (ответы). Сейчас мы это проверим. Провожу опыт с горелкой. Вывод: пластмасса горит, плавится. Находим схему.

Вот как много мы с вами сегодня узнали о свойствах пластмассы. Давайте их вспомним, используя схемы.

Пластмасса очень практичный и дешевый материал. Благодаря тому, что пластмасса обладает такими свойствами и качествами, как твердость, гладкость, прочность, легкий вес – люди стали широко применять предметы из пластмассы в своей жизни. Если бы не было пластмассы, из чего были бы сделаны эти предметы? Верно, везде использовалось бы дерево, металл, стекло. А где человек берет эти материалы? Верно, но ведь дерево, металл могут когда-то и закончиться, это природные богатства и к ним нужно относиться бережно. Пластмассовые предметы, игрушки, которыми мы пользуемся нужно тоже беречь.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ОПЫТЫ С ПЛАСТИКОМ В ДЕТСКОМ САДУ

Изучение свойств пластика заключается в противоречии между положительной стороной необходимости пластика для общества и экологическими проблемами, которые возникают в результате загрязнения окружающей среды после его использования.

Опыт 1. Водонепроницаемость

Цель: демонстрация водонепроницаемости.
Оборудование: вода, пластиковый стакан.
Ход работы:
Воду наливаем в пластиковый стакан.

Результат: вода осталась в стакане

Объяснение: пластик водонепроницаем.

Опыт 2. Пластик хорошо окрашивается.
Цель: демонстрация разных по цвету стаканов.

Оборудование: пластиковые стаканы разного цвета, и прозрачный.

Ход работы: перед детьми стоят разноцветные стаканы и один прозрачный. Дети рассматривают их и приходят к выводу, что пластик может быть как бесцветным, так и окрашенным. Что придаёт ему эстетичный, приятный для глаз вид.

Объяснение: пластик хорошо окрашивается, это свойство эффективно используется при производстве пластиковых изделий.

Опыт 3. Пластик, бумага и ткань в воде.

Цель: продемонстрировать взаимодействие материалов с водой.

Оборудование: чаша с водой, кусочек ткани, бумаги и пластика.

Ход работы:
Возьмём углублённую ёмкость с водой. Опустим поочерёдно: бумагу, кусочек пластика.

Наблюдаем явление.
Результат: наблюдается намокание бумаги, её утяжеление с последующим потоплением и расползанием на части. Кусочек пластика плавает на поверхности.

Объяснение: у бумаги легко распадается структура, у пластика нет, Он не изменил свои свойства при взаимодействии с водой.

Цель: показать, что пластик без влияния высокой температуры, не вреден для здоровья.

Оборудование: пластиковые ложки, тарелки.

Ход работы:
Взять в руки ложки и рассмотреть их. Если люди используют такую посуду для приёма пищи, значит пластик не содержит вредные вещества. Но при нагревании высокими температурами он может выделять яды и повредить живым организмам.

Результат: пластиковую посуду можно использовать для приёма пищи.

Опыт 5. Ударостойкость

Цель: показать стойкость пластика к ударам.
Оборудование: пластиковый, керамический и стеклянный стаканы.

Ход работы:
Рассмотреть стаканы и назвать материалы из которых они изготовлены. Подумать, что произойдёт со стаканами, если их поочерёдно бросить на пол. Стеклянный и керамический стаканы разобьются. Пластиковый нет, даже с применением силы при ударе.

Результат: наблюдаем ударостойкость пластика.

Опыт 6. Воздухонепроницаемость.
Цель: доказать воздухонепроницаемость пластика.

Оборудование: полиэтиленовые пакеты.

Ход работы:
Наполнить пакет воздухом и перекрыть его выход.

Результат: Воздух остался в пакете, не проходит даже сквозь сверхтонкие стенки пакета.

Опыт 7. Пластик имеет малый вес при большом объёме.

Цель: показать малый вес пластика.

Оборудование: пластиковая бутылка объёмом 1,5 л; маленькая металлическая гиря, весы.

Взять пустую бутылку и гирю, поставить их на весы с двух сторон.

Результат: маленькая гиря перевесила большую по объёму бутылку

Объяснение: пластик имеет малый вес при больших объёмах, поэтому изделия из пластика удобны и широко применяемы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Непосредственно-образовательная деятельность направленна на ознакомление дошкольников со свойствами и качествами предметов из пластмассы.

Конспект образовательной деятельности на тему:

воспитателя группы Монтессори I

Полежаевой Инги Сергеевны.

Программное содержание:

- Познакомить детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы.

- Побудить детей определять свойства пластмассы (предметы из неё бывают разного цвета, непрозрачная: гладкая, шершавая; имеет глухой звук, не пропускает воду; лёгкая и не тонет).

- Воспитывать бережное отношение к вещам, развивать наблюдательность.

Предварительная работа: обобщить знания детей о создании пластмассы, о её назначении и использовании, подобрать загадку о пластмассе.

Материал и оборудование: небольшие пластмассовые предметы (игрушки, пуговицы, прищепки, пластмассовые стаканы), палочки для выявления звука у пластмассы; стаканчики из пластмассы – гладкие и шершавые; таз с водой), пластиковый (полиэтиленовый пакет); пластмассовые ложки и металлическая ложка; маленькие деревянные матрёшки.

Ход занятия:

Воспитатель открывает письмо и читает:

– Дорогие, ребята! Мы знаем, как устроены многие предметы: холодильник компьютер, телевизор, а про один материал ничего не знаем… Вот про него загадка:

Из меня предметов масса,

Воспитатель: - Ребята, поможем фиксикам? (Да). На столах на подносах лежат различные предметы. Рассмотрите их и скажите, из чего они сделаны?

Дети: - Из пластмассы.

Воспитатель: - Правильно. Если предметы сделаны из пластмассы, значит они какие?

Воспитатель: - Ребята, а кто знает, что это за материал – пластмасса, почему его так называют? Ответы детей. Воспитатель предлагает детям посмотреть презентацию.

Физминутка: «Стали дети ровно в круг.

Стали дети ровно в круг,

А затем присели вдруг.

Дружно сделали прыжок,

Над головкою — хлопок.

А сейчас идут по кругу,

Улыбаются друг другу. (Движения по тексту.)

На столе стоят пластмассовые стаканчики разных цветов: синие, зелёные и т. д., маленькие матрёшки. Воспитатель обращает внимание детей на цвет предмета; рассказывает, что пластмасса может быть разных цветов.

Вывод: предметы из пластмассы бывают разного цвета.

Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, пластмасса прозрачная, как стекло, или непрозрачная? Ответы детей. – А давайте проверим: положите в свой пластмассовый стакан малёнькую матрёшку. Можно ли, не заглядывая в стаканчик, узнать, что в нём? Ответы детей.

Вывод: пластмасса, из которой сделаны стаканчики, непрозрачная.

Опыт № 2. «Пластмасса бывает гладкая и шершавая.

На столе стоят гладкие и шершавые стаканчики.

Воспитатель: - Ребята, потрогайте разные стаканчики и скажите, какая бывает пластмасса на ощупь? Ответы детей.

Вывод: пластмасса бывает гладкая и шершавая.

На столе лежат пластмассовые стаканчики и деревянные палочки.

Воспитатель: - Ребята, возьмите в руки палочки и постучите по стаканчикам. Какой вы слышите звук – звонкий или глухой? Ответы детей.

Вывод: у пластмассовых предметов глухой звук.

На столе лежит пластиковый пакет и стоит бутылка с водой.

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, пластмасса пропускает воду? Ответы детей. А мы сейчас проверим, возьмём пластиковый (полиэтиленовый) пакет и нальём в него воду. Протекает ли она сквозь пакет? Ответы детей.

Вывод: Пластмасса (пластиковый пакет) не пропускает воду.

На столе стоит таз с водой, лежат пластмассовые ложки и металлическая ложка.

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, пластмасса лёгкая или тяжёлая? Ответы детей. А мы сейчас проверим, возьмите пластмассовые ложки и опустите в таз с водой. Ложки опустились на дно? Ответы детей. А теперь сравним с металлической ложкой. (Воспитатель опускает металлическую ложку, дети видят, что она тонет, так как она тяжелее, чем пластмассовая).

Вывод: Пластмасса лёгкая и не тонет.

Далее воспитатель включает на компьютере мультимедийную игру, с помощью которой он вместе с детьми обобщает свойства и качества пластмассы, просит детей ещё раз повторить их.

Читайте также: