Опыты по математике в детском саду

Обновлено: 08.07.2024

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически. Задача педагога – создать условия для реализации этой активности.

Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь.

Ученый Н.Н. Поддьяков считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей ит.д. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.

Экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка.

Познавательная активность ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни. Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения. Источником познавательной активности становится преодоление данного противоречия между усвоенным опытом и необходимостью трансформировать, интерпретировать его в своей практической деятельности, что позволяет ребенку проявить самостоятельность и творческое отношение при выполнении задания. Руководство процессом развития нестандартного мышления детей со стороны воспитателя реализуется посредством использования им различных методов и приемов активизации интеллектуальной сферы ребенка.

Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы (например, приобретение опыта работы с магнитами, различных способов измерения предметов и др.).

Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы: почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.

Эксперимент позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с различными способами измерений, с правилами техники безопасности при проведении эксперимента.

Задачи экспериментирования в формировании элементарных математических представлений:

  1. Учить детей сравнению, измерению предметов и различных веществ, учить самостоятельно находить решение поставленной задачи посредством проведения опыта или эксперимента.
  2. Учить анализировать, делать выводы, умозаключения; устанавливать взаимосвязи, закономерности.

В подготовительной группе особое внимание я уделяю обучению детей измерению и сравнению, т.к. дети 6-7 лет переходят от непосредственной оценки величин к их более точной количественной характеристике, которую получают путем измерения. Измерение позволяет детям понять относительность числа, его зависимость от избранной меры.


Дети должны понять, для чего нужно измерение. С этой целью важно поставить их перед необходимостью измерения. Например, предложить определить на сколько один предмет длиннее (выше, тяжелее) другого.

ИЗМЕРЕНИЕ ДЛИНЫ ПРЕДМЕТА. (Измерение ленты)


Цель: учить измерять длину предмета с помощью условной мерки.

Материалы: лента (60 см), мерка – полоска (20 см), счетные палочки.

Ход: На доске горизонтально прикреплена лента.

В.: Посмотрите, какая красивая лента на доске. Из нее мы сделаем бантики вот такой длины (показываю мерку). Интересно, сколько бантиков получится? Как узнать?

Выслушиваю ответы. Затем предлагаю показать, как надо измерять, помогаю ребенку и объясняю правила измерения.

Порядок измерения длины:

  • начать измерять от самого края;
  • отметить конец мерки;
  • после того как мерка уложится полностью, положить палочку (чтобы не запутаться);
  • перенести мерку и продолжить измерение.

- Сколько бантиков получиться? Как узнать? (Пересчитать палочки.)

Проводя данный вид измерения, дети узнали, что такое мерка, а так же правила измерения. Необходимо показать, что нарушение любого правила измерения (начали измерение не точно от края, мерку укладывали не по прямой линии и пр.) ведет к ошибочному результату.

Обучая детей способам определения объема жидких и сыпучих веществ, вначале мы устанавливали, что будем измерять (например, горох), что необходимо для измерения (выбрать подходящую мерку), как надо заполнить мерку, до каких пор надо продолжать измерение.

ИЗМЕРЕНИЕ ОБЪЕМОВ СЫПУЧИХ ВЕЩЕСТВ (ГОРОХА)

Цель: учить измерять сыпучие вещества с помощью условной мерки.

Материалы: две прозрачные миски, в одной из них горох; мерный стакан, чашка, ложка; счетные палочки.

Ход: На столе в прозрачной миске горох и мерная посуда.

В.: Как узнать, сколько здесь гороха?

Насыпаю полный стакан гороха, обращаю внимание детей на полноту стакана, затем пересыпаю его в пустую миску. Чтобы не сбиться со счета, выкладываю на столе палочки. Предлагаю детям также выкладывать по одной палочке на каждый полный стакан гороха.

- Сколько пересыпано стаканов гороха, столько и палочек будет у вас на столах.

- Сколько я пересыпала стаканов? Сколько палочек у вас на столе?

Таким образом, надо пересыпать весь горох из одной миски в другую. После чего дети, пересчитав все палочки, говорят, сколько стаканов гороха.

Обращаю внимание на то, что каждый стакан гороха должен быть таким же полным, как и первый. И палочку надо положить только тогда, когда стакан пересыпан.

В третий стакан специально насыпаю гороха меньше и, поднося его к миске, наблюдает за тем, положили ли дети палочку. Обращаю внимание на наполненность стакана и напоминаю ребятам, какой полноты был первый стакан. Только тогда, когда будет выполнено это правило, можно положить палочку.

После того как будет измерен весь горох, отмечаю, сколько гороха было в миске. Чтобы у детей не сформировалось неправильное представление о том, что горох можно измерять только стаканом, предлагаю попробовать измерить его другими мерками.

В.: Как можно назвать одним словом эти предметы: стакан, чашку, ложку? ( Мерка.)


Упражнения в измерении линейных величин и объемов жидких и сыпучих веществ необходимо чередовать, при этом в качестве мерки использовать разнообразные предметы: полоски бумаги, веревки, ленты, ложки, чашки, банки и пр. Полезно сравнивать разные свойства одних и тех же предметов. Например, перед детьми поставила два разных кувшина с одинаковым количеством воды. Предложила детям определить, в каком из двух кувшинов уровень воды выше. Дети без затруднения выполнили это задание. Потом спросила, в каком из них больше воды. Несколько детей сразу показали на тот, кувшин в котором уровень воды был выше. Спросила, что мы можем сделать, чтобы узнать, где больше воды. Дети предложили измерить ее. Выбрали мерку – стаканчик. Определили, что воду надо измерять одинаковой меркой. Сделали вывод, что нельзя сказать, где больше воды, определив только высоту ее уровня. Дети убедились, что сравнивать можно только те результаты, которые получаются при измерении одинаковой меркой.

Дети с большим интересом выполняют предложенные задания. Например, предложила детям измерить длину и ширину стола, но сказала, что ничего нельзя брать в руки.

Подумав несколько секунд, один ребенок предложил измерить руками.


Он измерял, а все остальные считали. Длина получилась 14, а ширина 8. После этого я сама выполнила те же действия. Мой результат был иным: длина 8, ширина 4. Некоторые дети были удивлены. Однако же большинство сразу сказали, что такой результат получился потому, что у меня руки больше. Сделали вывод, что чем больше мерка, тем меньше ее количество, и чем меньше мерка, чем больше ее количество.

После этого я предложила детям дома вместе с родителями измерить какой-нибудь предмет или прибор (холодильник, стиральная машина), но чтобы измеряли все и мама, и папа, и ребенок. А после этого сравнили результаты. На следующий день дети с большим увлечением рассказывали о том, что они измеряли. Отметили, что у папы всегда был результат меньше чем у всех остальных членов семьи.

ВЗВЕШИВАНИЕ.СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ПО ВЕСУ И ЗАНИМАЕМОМУ ОБЪЕМУ.
(камень и вата (50г.)


Серия экспериментов была проведена на основе принципа сохранения количества объектов при изменении их формы. Понятие сохранения означает, что предмет или совокупность предметов признаются неизменными по составу элементов или по любому другому физическому параметру, несмотря на изменения их формы или внешнего расположения, но при условии, что ничего не отнимается и не добавляется к ним. Овладение этим принципом составляет также необходимое условие для формирования у ребенка научных понятий.


НЕЗАВИСИМОСТЬ КОЛИЧЕСТВА ОТ РАСПОЛОЖЕНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ

Затем на глазах детей один ряд бусин расставляю на большие расстояния друг от друга, а второй ряд не меняю.

Затем возвращаю бусинки в первоначальный вид, и дети убеждаются, что количество бусинок одинаково и в первом и во втором ряду.

После этого предлагаю детям самостоятельно выполнить данный эксперимент.


Преобразования, которые ребенок производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают речь, мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность, восприятие. И, что немаловажно, специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.


Экспериментирование – деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д.

Список используемой литературы

  1. Теория, эксперименты, дискуссии / Под ред. Обуховой Л.Ф., Бурменской Г.В., М., 2001.
  2. Владимир КУДРЯВЦЕВ
  3. Костюченко М. Экспериментируем!// Дошкольное воспитание. - №8 – 2006. – с. 27
  4. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности.// Дошкольное воспитание. - №6 – 2007. – с. 13
  5. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. М., 1959. Т. 1.
  6. Гальперин П.Я., Георгиев Л.С. К. вопросу о формировании начальных математических понятий // Докл. АПН РСФСР. 1961. № 1.
  7. Материалы Интернет-сайтов.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИКЕ В ДЕТСКОМ САДУ ДЛЯ РАЗ.

Описание презентации по отдельным слайдам:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИКЕ В ДЕТСКОМ САДУ ДЛЯ РАЗ.

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ ИНТЕРЕС К ИССЛЕДОВАНИЮ МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ АНАЛИЗ СИНТ.

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ ИНТЕРЕС К ИССЛЕДОВАНИЮ МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ АНАЛИЗ СИНТЕЗ ОБОБЩЕНИЕ КЛАССИФИКАЦИЮ СТИМУЛИРУЕТ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ И ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

ГЛУБОКИЕ И ПРОЧНЫЕ ЗНАНИЯ МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АКТИВНОСТЬ В УЧЕНИИ СПОСО.

ГЛУБОКИЕ И ПРОЧНЫЕ ЗНАНИЯ МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АКТИВНОСТЬ В УЧЕНИИ СПОСОБНОСТИ БЛАГОПРИЯТНЫЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ФОН ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС

МАТЕМАТИКА МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ ИГРЫ С ЗАНИМАТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛО.

МАТЕМАТИКА МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ ИГРЫ С ЗАНИМАТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОПЫТЫ

НОВЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПРЕДМЕТЕ ПРОВЕРКА ЕГО СВОЙСТВ ПОДВЕРЖДЕНИЕ (ОПРОВЕРЖЕНИЕ) П.

НОВЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПРЕДМЕТЕ ПРОВЕРКА ЕГО СВОЙСТВ ПОДВЕРЖДЕНИЕ (ОПРОВЕРЖЕНИЕ) ПОЛУЧЕНИЕ НОВОГО (НЕОБЫЧНОГО) ИНТЕРЕС МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ



ИЗМЕРЕНИЕ ОБЪЁМОВ СЫПУЧИХ ВЕЩЕСТВ

ИЗМЕРЕНИЕ ОБЪЁМОВ СЫПУЧИХ ВЕЩЕСТВ

 ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ВОДЫ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ВОДЫ

 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИМЕЕТ ЛИ ВОДА ФОРМУ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИМЕЕТ ЛИ ВОДА ФОРМУ

 ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВА СОХРАНЕНИЯ ОБЪЁМА ВОДЫ В НЕЗАВИСИМОСТИ ОТ ФОРМЫ СОСУДА

ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВА СОХРАНЕНИЯ ОБЪЁМА ВОДЫ В НЕЗАВИСИМОСТИ ОТ ФОРМЫ СОСУДА

 ВЗВЕШИВАНИЕ И СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ПО ВЕСУ И ЗАНИМАЕМОМУ ОБЪЁМУ

ВЗВЕШИВАНИЕ И СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ПО ВЕСУ И ЗАНИМАЕМОМУ ОБЪЁМУ

 ИГРЫ-ГОЛОВОЛОМКИ



ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ ПО ФЭМП ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ ПОБУЖДАЕТ ИНТЕРЕС ЛЮБО.

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ ПО ФЭМП ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ ПОБУЖДАЕТ ИНТЕРЕС ЛЮБОПЫТСТВО УМЕНИЕ АНАЛИЗИРОВАТЬ МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ КЛАССИФИЦИРОВАТЬ ОБОБЩАТЬ

 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 590 272 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 19.02.2018 3811
  • PPTX 6.9 мбайт
  • 20 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Солтан Наталья Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В школах Хабаровского края введут уроки спортивной борьбы

Время чтения: 1 минута

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Приемная кампания в вузах начнется 20 июня

Время чтения: 1 минута

В Швеции запретят использовать мобильные телефоны на уроках

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Проект рассчитан для использования воспитателями в дошкольных учреждениях в рамках занятий, работы математического кружка, индивидуальной работе с детьми по формированию ФЭМП.

Обучение математике не должно быть скучным занятием для ребенка. С помощью игр – экспериментов ребенок легко, с интересом и без особой сложности приобретает новые математические познания, умения и навыки. Проект предполагает использование игр-экспериментов способствующих развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей и направлены на умственное развитие дошкольника.

Актуальность: Работая в дошкольном учреждение мы всегда стремимся искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Научно-технического прогресс диктует педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира, и именно в этом возрасте ведущим видом деятельности является метод экспериментирование. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения опыта. Необходимость рассказать об увиденном, сформулировать обнаруженные результаты, сделать выводы, стимулирует всестороннее развитие, обогащение речи детей. Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

1. Дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания;

2. Дети вначале предсказывают вариант, а затем проверю, правильно ли они мыслили

• Развитие собственного познавательного опыта с помощью наглядных средств.

• Поддержание у детей сообразительности, пытливости, самостоятельности.

• Развитие любознательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, умения делать выводы.

Структура проведения игр-экспериментов :

• Постановка познавательной задачи;

• Поиск путей решения проблемы

2. Связь с другими видами деятельности :

• Познавательно — исследовательская (опыты)

• Социально-коммуникативное (беседы)

• Речевое развитие

• Конструктивно-модельная деятельность

Условия реализации: Группа детей, специально организованная среда, образцы, материал для работы.

Методы обучения: словесные, практические, наглядные.

Сроки реализации: учебный год.

Формы работы с родителями:

Формы работы с педагогами:

• Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности

• Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.

• Обогатить предметно – развивающую среду в группе.

Основные принципы организации детского экспериментирования :

Связь теории с практикой.

Развивающий характер воспитания и обучения.

Индивидуализация и гуманнизация образования.

Создавать эмоциональный настрой на совместную деятельность,

формировать доброжелательного отношения друг к другу

Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, нужно помнить о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков грамотного поведения, освоение новых понятий, приобретение знаний (в данном проекте развитие математических понятий). Не нужно стремлений к тому, чтобы дети запоминали как можно больше разных названий. Можно всегда обойтись и без употреблений сложных и не понятных для ребенка терминов. Гораздо важнее воспитать у ребят познавательный интерес к математическим понятиям, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать. Обобщая немногочисленный материал по экспериментированию с дошкольниками, можно сделать вывод, что экспериментирование — это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка. Дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса к целенаправленному восприятию окружающего мира, математическим понятиям.

Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.

Месяц Тема Интеграция образовательных областей

Познакомить с влиянием солнечных лучей на чёрный и белый цвет; развивать наблюдательность, смекалку.

Уточнить представления детей о том, что вода постоянно меняет форму. Она принимает форму того сосуда, в который её наливают.

Ноябрь ПЕСОЧНЫЕ ВЕСЫ

Познание (математика) : измерение сыпучих предметов с помощью условной мерки.

Делаем самодельные весы. Взвешиваем 2 не надутых шарика. Вес одинаковый. Один из шариков надуваем. Вновь взвешиваем. Что произошло? Надутый шар перевешивает пустой: воздух имеет вес. Проткнём надутый шар. Что произошло?

Февраль «ЗНАКОМСТВО С ПЕСОЧНЫМИ ЧАСАМИ

Собираем пирамидку от большого колечка к маленькому. Делаем вывод: стоит. Собираем пирамидку наоборот от маленького колечка к большому. Устоит ли?Почему?

В конце учебного года подведён итог работы проекта по развитию математического мышления детей. Диагностика показывает динамику развития детей с использованием экспериментирования.

Данные позволят проследить эффективность работы, отследить детский результат и спланировать свою дальнейшую работу т. к не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить.

2. Интернет ресурсы

Чем можно измерить длину?

Задачи: расширить представления детей о мерах длины : условная мерка, единица измерения; познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой; развивать познавательную активность детей за счет знакомства с мерами длины и в древности (локоть, фут, ладонь, ярд, палец)

Материалы : сантиметровые ленты, линейки, простые карандаши, бумага, отрезки тканей, тесьма или шнур длиной 1 метр, рабочие листы.

Воспитатель: читает письмо Дедушки Зная.

Какое задание оставил нам Дедушка Зная? (измерить стул). Чем он нам предлагает его измерить (тапком, носовым платком, карандашом). Измеряем. Воспитатель измеряет и дети измеряют. Сравнивают результаты.

Воспитатель подводит итоги: ваши измерения получились разными, почему? У всех разная длина ноги, разные платки и длина карандашей.

В древности измеряли длину пальцем, ладонью, локтем. Измеряем стул по меркам древности (воспитатель и дети).

Воспитатель: Почему получились разные результаты? (у всех разная длина руки, размер ладоней, пальцев).

Древние римляне измеряли ярдами (длина руки от плеча до кончиков пальцев) и футами (длиной ступни). Давайте измерим ткань по-древнеримски.

Сколько ярдов в куске ткани? Сколько футов? Почему разные результаты? Как же быть, если результаты получаются разные? Представьте, вы решили сшить платье или костюм. Измерили себя и определили, что вам необходимо купить три ярда ткани. Пришли в магазин, продавец отмерил три ярда. Во время шитья вам вдруг не хватило ткани. Вы расстроены. Что же сделать, чтобы избежать таких неприятностей? А что же нам посоветует Дедушка Знай?

Дедушка Знай: люди уже давно поняли, что необходимы одинаковые для всех меры. Первая в мире единица измерения названа метром. Вот такой длины один метр. С помощью метра измеряют длину всех предметов. И если вы купите ткань по этой мере длины, то вам ткани обязательно хватит на наряд.

Метр был создан двести лет назад во Франции. Метр разделен на сантиметры. В одном метре 100 сантиметров (показывает). Какие приборы для измерения длины вы знаете? (линейка, сантиметровая лента).

Дедушка Знай предлагает детям измерить отрезки тканей, тесьму, шнур, листочки бумаги.

Дедушка Знай: почему теперь получились измерения одинаковые? Измерьте все, что вам хочется.

Вывод: Сегодня мы убедились, что измерительные приборы помогают нам точно выполнять измерения.

Каждому камешку свой домик.

Задачи: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях.

Материалы : различные камни, четыре коробочки, подносы с песком, схема обследования предметов, картинки, образцы, дорожка из камешков.

Дети рассматривают камешки: чем похожи эти камни? Действуют в соответствии со схемой (надавливают, стучат). Чем камни отличаются друг от друга? Предложить ощупать их. Обращается внимание на цвет, форму.

Предложить разложить камни по коробочкам:

В первую – гладкие и округлые;

Во вторую – маленькие и шероховатые;

В третью – большие и не круглые;

В четвертую – цветные.

Дети работают парами. Затем все вместе рассматривают, как разложены камни, считают количество камней.

Игра с камешками. Получили посылку от Дедушки Зная с набором картинок.

Задание: выложи картинку по предложенным схемам – образцам на подносах, наполненных песком.

Задачи: Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схемам с опорой на полученные ранее представления из собственных предположений, развивать аккуратность, взаимопомощь.

Материалы : стаканы, песок, вода, ложки (чайные, столовые, кукольные, деревянные, карандаши, схема выполнения опытов.

Дети сами работают. Дедушка Знай, по необходимости оказывает помощь, советует, интересуется результатами.

Рабочие листы предоставляются детям на выбор по их желанию к опытам:

1. Сколько ложек песка в стакане?

2. Измерение времени делами.

3. Рекордный вес. Что такое масса?

Задача: показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала.

Материалы : предметы одинаковой формы и размера из разных материалов : дерева, металла, поролона, пластмассы; емкость с водой; емкость с песком; шарики из разного материала одинакового цвета, сенсорный ящик.

Описание: перед детьми находятся различные пары предметов. Дети рассматривают их и определяют, чем они похожи и чем отличаются (похожи по размеру, отличаются по весу).

Берут предметы в руки, проверяют разницу в весе.

Детям предлагается с закрытыми глазами по звуку упавшего на пол предмета определить, легкий он или тяжелый 9 у тяжелого предмета звук от удара громче).

Также они определяют, легкий предмет или тяжелый, по звуку упавшего в воду предмета (от тяжелого предмета всплеск сильнее). Затем бросают предметы в таз с песком и определяют вес предмета по оставшемуся после падения углублению в песке (от тяжелого предмета углубление в песке больше).

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством наглядно-дидактического материала Ежедневно мы сталкиваемся с множеством задач, решение которых требует от нас способности к логическому мышлению. Основы логического мышления.


Старшая группа

Организация экспериментальной деятельности на занятиях по математике

Экспериментирование является особым способом духовно-практического освоения действительности, который направлен на создание таких условий, в которых предметы наиболее выразительно проявляют свои свойства.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ

Первый этап − подготовительный.

Например, детям предлагается набор карточек, геометрических фигур, предметов разного размера, формы и фактуры и предлагается ряд вопросов и задания практического характера. Ниже представим несколько из них.

1. Покажи толщину книги.
2. Проведи пальцем по длине нарисованной дороги.
4. Покажи высоту флага.
5. Нарисуй елку, которая будет выше, чем домик.
6. Раскрась бант красным цветом у самой высокой девочки.
7. Сравни между собой матрешек.

В процессе выполнения таких заданий дети дают разные ответы. Влад (6 лет) сказал, что одна матрешка большая, а другая − маленькая (по размеру). Катя (6 лет) сказала, что матрешки отличаются лишь размером (одна поменьше, а другая больше). С помощью наводящего вопроса Катя сказала, что одна матрешка высокая, а другая низкая. Мы предложили девочке обхватить матрешку пальчиками. После этого Катя сказала, что одна — толще, а другая — тоньше.
Это доказывает, что с помощью наводящих вопросов и целенаправленной работы дети начинают более активно использовать слова, которые обозначают разные параметры величины.

С целью развития у детей старшего дошкольного возраста умений выполнять элементарные логические операции детям предлагают задания, как с наглядностью, так и без нее, на разных занятиях, в процессе игровой деятельности. Ниже представим несколько из заданий.

1. Определение размера: выбери все предметы такого же размера, как этот мяч; найди стол такой длины, как лента; выбери все предметы, что тяжелее, чем кубик и тому подобное.
2. Соотношение части и целого: детям предлагается назвать часть от целого, которое будет меньше по размеру, например, стол − ножка, двери − замок, окно − форточка, картина − рамка, машина − колесо, сумка − ремень, сапоги − шнурки, телевизор − антенна и тому подобное.
3. Построение пар из картинок: выбери предметы для маленького и большого попугая, выбери кровать для куклы по размеру. На этом этапе можно использовать и карточки для индивидуальной работы с детьми. Для выполнения заданий дети чаще выполняют мысленное экспериментирование, поскольку в таких вариантах им не предлагали материалы для проведения практических действий.

Второй этап − содержательный.

Цель − сформовать умения у детей выполнять измерение разных параметров предметов, строить сериационные ряды, сравнивать предметы путем экспериментирования. На этом этапе внедряется методика формирования измерительных умений (1, 2, 3 этап – Кщербакова, А.Столяр, А.Белошистая).

На первом этапе дети выполняли лишь отмеривание, наложение (заполнение) мерок, а потом подсчитывали их. Измерение осуществляется одновременно с помощью нескольких одинаковых мерок. Условными мерками могут быть кубы, полоска бумаги, карандаш и тому подобное. Мерка и предмет для измерения воспитатель заготавливал загодя, чтобы условная мера вмещалась в предмет определенное количество раз без остатка.
На втором этапе измеряют одной меркой, но при этом каждую меру ребенок фиксирует на предмете. Так, например, измеряя сыпучие вещества, ребенок каждую мерку отмечает черточкой на стакане. Если измеряется линейный предмет, меры фиксируются на предмете также с помощью черточек.
На третьем этапе дети измеряют одной меркой, а их количество фиксируют фишками (любым маленьким предметом). Следует обратить внимание детей на то, что фишку выкладывают лишь тогда, когда высыпали или вылили мерку.
В процессе решения разнообразных заданий следует придерживаться определенной последовательности в организации детского экспериментирования. Рассмотрим это на конкретном примере.

1. Проблемная ситуация.
Воспитатель: Деть, посмотрите. Сегодня у нас на обед будет каша. Как вы считаете, сколько у нас каши?
Деть: Килограмм. Пять килограммов. Много. Кастрюля.
Воспитатель: Как вы считаете, чем можно измерять количество каши.
Деть: Стаканом, ложкой, банкой.
2. Определение цели.
Воспитатель: Как вы считаете, чем нужно измерять, чтобы получить наибольшее количество мерок: стаканом, банкой или ложкой.
3. Выдвижение гипотез.
Дети и воспитатель делают предположение: чем меньше условная мерка, тем больше раз она будет вмешиваться в измерительный предмет (вещество).
4. Проверка предположения.
Деть самостоятельно или под руководством воспитателя измеряют кашу и определяют количество разных условных мерок: 8 ложек, 2 стаканчика, 1 баночка.
5. Если предположение подтвердилос ь: формулировка выводов (как вышло).
Воспитатель вместе с детьми подводит итог: предположение подтвердилось.
6. Если предположение не подтвердилос ь: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировки вывода (как вышло), формулировки выводов (как вышло).

Обратим внимание также на структуру занятия-экспериментирования, которое имеет такие последовательные структурные элементы:
1. Постановка исследовательского задания в виде того или другого варианта проблемной ситуации.
2. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
3. Уточнение плана исследования.
4. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
5. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, которые помогают организовать остальных, которые комментируют ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
6. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

Сериация − построение упорядоченных рядов за степенью интенсивности определенного признака (размер, цвет, количество элементов и тому подобное) или в определенной последовательности. Классический пример сериации − матрешки, розовая башня М. Монтессори.

Для установления различных свойств величины проводится экспериментирование:

1) На разном расстоянии от ребенка находятся два предмета, тот, что ближе, кажется больше по размеру. Дети пробуют сравнить предметы сначала на глаз, а потом с помощью измерения (условная мерка).
2) Сравнения части и целого. Детей подводят к пониманию того, что часть всегда меньше, чем целое. Дошкольникам предлагаются такие задания: что легче, торт или его кусочек? что тоньше, лента или ее кусочек? что больше, лист, или его часть? и тому подобное.
3) Установления относительности понятия величина. В зависимости от того с чем мы сравниваем, предмет может быть и маленький, и большим.
4) Для установления разных параметров можно предложить задание такого типу: что следует сделать, чтобы эта фигура стала выше, чем машинка? (Перевернуть).

Третий этап − деятельностный.

Цель − формировать у детей умения выполнять измерения разных предметов (4 этап), экспериментировать с жидкими и сыпучими веществами, усвоение детьми закона сохранения количества предмета не в зависимости от его расположения и формы (работа с предметами, разными веществами, карточками).

Все задания условно можно распределить по разным параметрам величины.
1. Задание на определение размера, высоты, ширины, длины предметов.
2. Задание на определение массы.
3. Задание на определение объема сыпучих и жидких предметов.
4. Задание на ориентирование в пространстве.
5. Задание на ориентирование во времени.

Приведем пример нескольких заданий выполненных с детьми в процессе работы.
1. Детям предлагалось взять лист два листу бумаги. Первый оставить без изменений, а со вторым выполнить ряд практических действий: сложить несколько раз пополам. Сравни два листа бумаги по размеру. Из какой бумаги можно вырезать больше квадратов? Почему ты так считаешь? Дальше дети проверяют свои варианты на практике.
2. Детям предлагаются две одинаковых ленты. Одну из лент сложим пополам, а другую втрое. Предлагаем детям определить, изменилась ли длина самой ленты? Какая длиннее? Что нужно сделать, чтобы определить длину ленты?
3. Детям предлагаются два одинаковых стакана с водой (вода на одном уровне). Воспитатель сначала сравнивает с детьми объем стаканов (одинаковые) и уровень воды в них (одинаковый). После этого воспитатель поднимает один из стаканов и ставит его на книгу, так, чтобы уровень воды казался детям выше. Дальше предлагает детям определить, в каком стакане воды больше. Что нужно сделать, что это определить?
4. Два разных сосуда с крупой. Нужно узнать, в каком сосуде находится больше крупы.
5. На столе находятся разные предметы в разной отдаленности один от другого. Нужно установить, что находится ближе к карандашу. Дальше воспитатель предлагает перенести один предмет таким образом, чтобы ручка стала ближе к карандашу, но дальше от книги? (Нужно перенести ручку).
6. Установление длительности разных действий. Детям предлагаются карточки с изображением разных заданий (практические действий): вырезка круга, рисование солнышка, мытье рук и тому подобное. Детям предлагают установить, какое из действий требует больше всего (менее всего) времени. Дальше дети проверяют на практике.
7. Детям предлагается определить, как будет располагаться уровень воды в стакане, если его наклонить влево, вправо, перевернуть доверху дном. Можно нарисовать уровень воды на рисунке.
Также с целью привлечения детей к экспериментальной деятельности в группе можно организовать уголок для проведения самостоятельного экспериментирования детьми.

Читайте также: