Опыты по физике в доу

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

кружка дополнительного образования

подготовительная группа

Подготовительная группа

Раздел: Светообразование

Цель: Формировать понимание того, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, т.е. увидеть его там, где его не должно быть видно.

Материал: схема многократного отражения.

Конспект № 2 Тема: Радуга на стене

Цель : Познакомить детей с механизмом образования цветов как разложением и отражением лучей

Материал: Граненое стеклышко (деталь от хрустальной люстры).

Ход: Дети рассматривают отражение солнечного света от хрустального многогранника на стене. Обращают внимание на то, что образовались цветовые пятна. Объясняют, как образуются цвета, как образуется белый и черный. Рассказывают о том, что цвет предметов зависит от того, какие световые волны отражает предмет, а какие — поглощает.

Конспект № 3 Тема: Разноцветные огоньки

Цель: Формировать понимание того, из каких цветов состоит солнечный луч.

Материал: Противень, плоское зеркальце, лист белой бумаги, рисунок с изображением расположения оборудования.

Конспект № 4 Тема: Волшебный круг (1)

Цель: Показать детям, что для восприятия цветов человеку требуются различные отрезки времени.

Материал: Черный фломастер, картонка 8 х 13 см, булавка, карандаш с резинкой на конце, линейка.

Ход: Дети по алгоритму делают цветовой круг (семь цветов спектра), проводят в середине круг диаметром 5 см и нем рисуют картинку, закрасив темные места черным фломастером. Протыкают середину круга булавкой, втыкают конец булавки в центр резинки на карандаше. Взрослый предлагает детям вращать рисунок, не сводя глаз с круга. Дети описывают наблюдения. Во время вращения появляются различные цветные комбинации. Когда меняется скорость вращения, меняются цвета. Обсуждают причину: цветные части круга отражают свет, а черные — нет. Свет – этовид энергии, он содержит в себе много цветов, а у каждого цвета свой запас энергии. Чем он больше, тем быстрее движется световая волна. Для того, чтобы глаз принял эти волны и передал мозгу, требуется некоторой время. Только самые быстрые цвета, появляющиеся на незакрашенных фломастером участках во

время вращения картонки, успевают передать мозгу сигнал о своем появлении до того, как появляется черный участок.

Конспект № 5 Тема: Волшебный круг (2)

Цель: Продемонстрировать образование белого цвета при вращении волчка с семью цветами спектра.

Материал: цветовой волчок (на круге семь цветов спектра).

Ход : Дети рассматривают цветовой волчок. Выясняют, что

произойдет, если его вращать (образуется новый цвет). После вращения волчка обсуждают механизм образования белого цвета.

Конспект № 6 Тема: Излучение

Цель: Объяснить детям с помощью опыта, в какой степени цвет влияет на количество излучения, поглощаемого предметами.

Материал: Два пакетика из черной бумаги и алюминиевой фольги, два уличных термометра, лампочка 100 Вт, линейка.

Ход : Взрослый предлагает детям положить один термометр в пакетик из черной бумаги, а другой — в пакетик из фольги. Записать температуру, которую показывают оба термометра. Положить пакетики рядом и поставить на расстоянии 30 см от них лампу. Включить лампу минут на десять, регулярно сравнивая показания термометров. Взрослый выясняет, что видят дети (термометр в пакетике из черной бумаги показывает более высокую температуру). Делают вывод: предметы черного цвета поглощают все световые лучи. Черные предметы не отражают свет, воспринимаемый глазом человека. Поглощение световой энергии приводит к повышению температуры предмета. Алюминиевая фольга поглощает мало световых лучей, и поэтому температура во втором пакетике ниже.

Раздел: Вес, притяжение

Конспект № 7 Тема: Как увидеть притяжение?

Цель: Формировать представление о взаимосвязи земного притяжения и веса предмета.

Материал: Предметы из разных материалов, подвешенные на нитках; весы.

Ход : Дети рассматривают предметы, выясняют, притягиваются ли они к Земле (да), почему не падают (их держит нить). Взрослый предлагает узнать, не бросая предмет, какой из них притягивается сильнее (по силе натяжения). Дети, поочередно, взвешивают предметы на весах, замечают показания.

Конспект № 8 Тема: Выбери

Цель: Учить понимать взаимосвязь земного притяжения и веса предмета.

Материал: Предметы: одного размера из разных материалов; разных размеров, но близкие по весу; емкости с водой и песком, тонкая резинка, пружинные весы.

Ход : Дети рассматривают предметы. Взрослый предлагает им узнать, притягиваются ли они к Земле. С помощью взрослого дети выполняют действия: привязывают нити к предметам, взвешивают их; отпускают над водой, над песком, подвешивают на резинку (тяжелые предметы сильнее растягивают резинку). Рассматривают пружинные весы. Взвешивают предметы различные по весу, отмечая показания весов.

Конспект № 9 Тема: Почему легче? (1)

Цель: Выявить с детьми случаи невесомости (частичной потери веса) на Земле

Материал: Предметы на нитке, емкость с водой, пружинные весы.

Ход: Дети рассматривают предмет, взвешивают его, отмечая показания на весах. Медленно погружают его в воду, не снимая с весов. Выясняют, что происходит (весы показывают меньший вес – предмет стал легче) Делают вывод: вода поддерживает предмет, выталкивает его наверх.

Конспект № 10 Тема: Почему легче? (2)

Цель: Выявить с детьми случаи невесомости (частичной потери веса) на Земле

Материал: Емкость с водой, пружинные весы, хомутик из узкой полоски жести.

Конспект № 11 Тема: Как дождинки

Цель: Помочь детям представить, как выглядит вода в условиях невесомости.

Материал: Пластины стеклянная и парафиновая, одеколон, вода, растительное масло, рюмка.

Раздел: Звук

Конспект № 12 Тема: Как быстрее?

Цель: Выявить с детьми особенности передачи звука на расстояние (звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела)

Материал: Бечевка, клейкая лента, ватный тампон.

Ход: Дети с помощью взрослого отмеряют длинную бечевки (менее 60 см), один конец прикрепляют к столу, а за другой — натягивают бечевку и отпуска­ют. Дети наблюдают, как она дрожит, колеблется, издавая негромкий звук, который по воздуху доходит до слуха. Наматывают на палец бечевку, закрывают одно ухо тампоном, в другое — вставляют палец с намотанной бечевкой. Вновь оттягивают бечевку и отпускают. Выясняют, что звук от колебания бечевки становится громче, попадает сразу в ухо.

Конспект № 13 Тема: Передай секрет

Цель: Выявить с детьми особенности передачи звука на расстояние (звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела)

Материал: Водопроводная длинная труба не менее 10 м, два обрезка металлической трубы.

Конспект № 14 Тема: Звуки в воде

Цель: Выявить с детьми особенности передачи звука на расстояние (звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела)

Материал: Большая емкость с водой, камешки.

Ход : Взрослый предлагает детям ответить, передаются ли звуки по воде. Вместе с детьми составляет алго­ритм действий: бросить камешек и слушать звук его удара о дно емкости. Затем приложить ухо к емкости и бросить камень; если звук передается по воде, то его можно услышать. Дети выполняют оба варианта опы­та и сравнивают результаты. Делают вывод: во втором варианте звук был громче; значит, через воду звук про­ходит лучше, чем через воздух.

Конспект № 15 Тема: Спичечный телефон

Цель: Познакомить дошкольников с простейшим устройством для передачи звука на расстояние.

Материал: Два спичечных коробка, тонкая длинная нить, иголка, две спички.

дрожит, звук не передается).

Конспект № 16 Тема: Почему комар пищит, а шмель жужжит?

Цель : Выяснить с детьми причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука)

Материал: Пластмассовые расчески с разной частотой и размером зубьев.

Ход : Пластмассовые расчески с разной частотой и размером зубьев.

Взрослый предлагает детям провести пластмассовой по зубьям разных расчесок, одинаковый ли звук и от чего зависит частота звука. Дети обращают внимание на частоту зубьев и размер расчески. Выясняют, что у расчесок с крупными редкими зубьями звук низкий, грубый, громкий; у расчесок с частыми мелкими зубьями — звук тонкий, высокий.

Конспект № 17 Тема: Поющая струна

Цель: Выяснить с детьми причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука)

Материал: Проволока без покрытия, деревянная рамка.

Ход : Дети с помощью взрослого закрепляют проволоку на деревянной рамке, слегка натянув ее. Дергая проволоку, слышат звук, наблюдают за частотой колеба­ний. Выясняют, что звук слышится низкий, грубый, проволока дрожит медленно, колебания хорошо разли­чимы. Натягивают проволоку сильнее, повторяют опыт. Выясняют, каким получился звук (звук стал тоньше, проволока часто дрожит). Меняя натяжение проволо­ки, еще несколько раз проверяют зависимость звуча­ния от частоты колебаний. Дети делают вывод: чем сильнее натянута проволока, тем выше звук.

Конспект № 18 Тема: Почему мышонок не услышал щуку?

Цель: Выяснить с детьми причины разного восприятия звуков человеком и животным

Конспект № 19 Тема: Как видят летучие мыши?

Цель: Выявить с детьми возможность измерения расстояния с помощью звука

Материал: Иллюстрации летучих мышей, подводной лодки, корабля; мяч, емкость с водой.

Раздел: Температура

Конспект № 20 Тема: Горячо – холодно

Цель: Формировать представление у дошкольников об изменении объема веществ (предметов) в зависимости от их температуры.

Материал: Самодельные термометры — водный и воздушный, емкость с горячей водой, емкость со снегом или охлажденной водой.

Ход: Дети рассматривают устройство воздушного термо­метра, который представлен в виде пузырька емкос­тью до 200 мл. Затем с помощью взрослого в крышке пузырька проделывают отверстие для стержня (тон­кая трубочка длиной 15 — 20 см); опустив один конец стержня в подкрашенную воду, другой — зажимают пальцем, чтобы капля подкрашенной воды осталась в стержне; осторожно, чтобы не уронить каплю, вставля­ют стержень в крышку.

Устройство водного термометра аналогично воздуш­ному, только пузырек заполняется подкрашенной во­дой до самого верха и трубочка длиннее и большего диаметра.

Взрослый предлагает детям с помощью термомет­ров узнать температуру воды в емкости, предваритель­но рассказав о своих действиях и возможном резуль­тате при использовании разных термометров. Дети проверяют предположения действиями: выбирают тер­мометр, опускают его в горячую воду, наблюдают за изменением в обоих термометрах. Из воздушного термо­метра капелька даже выскочила, а в водном термомет­ре вода только немного поднялась. Дети делают вы­вод: нагретый воздух расширяется больше, чем на­гретая вода. Взрослый предлагает детям поразмышлять, можно ли измерять воздушным термометром воздух в Африке (можно, только трубочка должна быть очень длинной, потому что в Африке жарко и воздух будет сильно расширяться).

Конспект № 21 Тема: Волшебные превращения 1

Цель: Объяснить изменение агрегатного состояния вещества в зависимости от изменения температуры (твердые – жидкие).

Материал: Свечи (можно цветные), баночка для тушения све­чи, металлическая подставка, растительное масло, тесьма или толстая нить, кисточка, фигурные формы (лучше металлические), емкость со снегом, бумага, карандаши, таблички с правилами безопасности.

Обсуждают последовательность выполнения работы, правила безопасности: смазать форму, поместить ее на подставку, опустить конец нити или тесьмы в форму; зажечь свечу, поднеся ее к уже зажженной. Во время работы со свечой не наклоняться над ней, не подно­сить очень близко к форме; медленно поворачивать све­чу, чтобы ее края плавились равномерно. Залив форму наполовину, поставить свечу и потушить ее, закрыв сверху баночкой. Дать парафину застыть, поместив формы на снег или в любое холодное место. Вынуть осторожно поделки из формы. Дети описывают, какие изменения произошли с парафином. Делают вывод: твер­дые вещества под воздействием тепла стали жидкими, из жидких под воздействием холода вновь преврати­лись в твердые.

Конспект № 22 Тема: Волшебные превращения 2

Цель: Выявить изменение агрегатного состояния вещества в зависимости от изменения температуры (твердые – жидкие – газообразные).

Материал: Весы, свеча, мелкие предметы для уравновешива­ния свечи.

Конспект № 23 Тема : Как не обжечься? 1

Цель: Формировать представление о том, что предметы из разных материалов нагреваются по-разному (теплопроводность материалов)

Материал: Одинаковые по размеру емкости из разных материалов: керамики, дерева, пластмассы, металла.

Ход: Дети рассматривают емкости, наполненные водой; определяют температуру воды в них (вода горячая, так как из емкостей идет пар, он хорошо виден). Взрос­лый предлагает детям ответить, какими должны быть емкости, если из них идет пар (они должны быть на ощупь горячими, нагреться от воды). Дети проверяют предположения, осторожно дотрагиваясь до каждой емкости. Отмечают, что самая горячая — алюминиевая емкость, затем идут керамическая, пластмассовая, деревянная.

Конспект № 24 Тема : Как не обжечься? 2

Цель: Формировать представление о том, что предметы из разных материалов нагреваются по-разному (теплопроводность материалов)

Материал: Алюминиевая ложка, емкость с горячей водой.

Ход: Дети в емкость с горячей водой на ½ её высоты помещают металлическую ложку (лучше алюминиевую); через 2-3 минуты им предлагают вынуть ложку из воды. Выясняют, что верхняя часть ложки горячая. Объясняют, что та часть ложки, которая находилась в воде, нагрелась, и тепло пошло по всей ложке.

Конспект № 25 Тема : Как не обжечься? 3

Цель: Закреплять представление о том, что предметы из разных материалов нагреваются по-разному (теплопроводность материалов).

Материал: Ложки пластмассовые, деревянные, алюминиевые, нержавеющий металл, скрепки, кусочки парафина или пластилина.

Ход: Дети помещают в горячую воду ложки из разных материалов так, чтобы в воде была половина ложки. У верхней части ложки закрепляют с помощью парафина на скрепки. Дети отмечают, что ложки нагреваются, парафин течет, скрепки падают. Выясняют, что с верх­ней части алюминиевой ложки скрепка падает быст­рее (алюминиевая ложка быстрее нагревается, переда­ет тепло скрепке и парафину).

Раздел: Магнетизм

Конспект № 26 Тема : Земля - магнит

Цель: Выявить с детьми действия магнитных сил Земли.

Материал: Шар из пластилина с закрепленной на нем намаг­ниченной английской булавкой, магнит, стакан с водой, обычные иголки, растительное масло.

Ход: Взрослый спрашивает у детей, что будет с булав­кой, если поднести к ней магнит (она притянется, так как металлическая). Проверяют действие магнита на булавку, поднося его разными полюсами, объясняют увиденное.

Дети выясняют, как будет вести себя иголка вблизи магнита, выполняя опыт по алгоритму: смазывают игол­ку растительным маслом, осторожно опускают на по­верхность воды. Издалека, медленно на уровне поверх­ности воды подносят магнит: игла разворачивается концом к магниту.

Дети смазывают намагниченную иголку жиром, ак­куратно опускают на поверхность воды. Замечают направление, осторожно вращают стакан (иголка возвращается в исходное положение). Дети объясняют происходящее действием магнитных сил Земли. Затем рассматривают компас, его устройство, сравнивают направление стрелки компаса и иголки в стакане.

Конспект № 27 Тема : Полярное сияние

Цель: Формировать понятие, что полярное сияние – проявление магнитных сил Земли.

Материал: Магнит, металлические опилки, два листа бумаги, трубочки для коктейля, воздушный шар, мелкие кусочки бумаги.

Ход: Дети кладут под лист бумаги магнит. С другого листа на расстоянии 15 см сдувают через трубочку на бумагу металлические опилки. Выясняют, что происходит (опилки располагаются в соответствии с полюсами магнита). Взрослый поясняет, что так же действуют магнитные силы Земли, задерживая солнечный ветер, частицы которого, двигаясь к полюсам, сталкиваются частицами воздуха и светятся. Дети вместе со взрослым

наблюдают притягивание мелких кусочков бумаги к наэлектризованному трением о волосы воздушному шару (кусочки бумаги — частицы солнечного ветра, шар — Земля).

Конспект № 28 Тема : Необычные рисунки

Цель: Объяснить детям действие магнитных сил, использовать знания для создания рисунков.

Материал: Магниты разной формы, металлические опилки, ситечко, свеча, две пластины из стекла.

Ход: Дети рассматривают картину, выполненную с использованием магитов и металлических опилок на парафиновой пластине. Взрослый предлагает детям выяснить, как она создана. Проверяют действие на опилки магнитов разной формы, высыпая их на бумагу, под которой помещен магнит. Рассматривают алгоритм изготовления необычной картины, выполняют последовательно все действия: покрывают парафином стеклянную пластину, устанавливают ее на магниты, через сито высыпают опилки; подняв, нагревают пластину над свечой, накрывают второй пластиной, делают рамку.

Раздел: Электричество

Конспект № 29 Тема : Как увидеть молнию?

Цель: Формировать понятие, что полярное сияние – проявление магнитных сил Земли.

Материал: Кусочки шерстяной ткани, воздушный шар, рупор.

Ход : Сложенные друг на друга кусочки ткани дети натирают воздушным шаром (или пластмассовым предметом). Подносят к ним рупор (для усиления звука) и медленно разъединяют ткань. Выясняют, что произошло с тканью при натирании (она наэлектризовалась), появился треск — проявление электричества.

Конспект № 30 Тема : Почему лампочка светит?

Цель: Формировать понятие принципа работы электроприбора.

Конспект № 31 Тема: Волшебные шары

Цель : Выявить с детьми взаимодействие двух наэлектризованных предметов.

Материал: Воздушные шары па длинных нитках, кусочки ткани.

Конспект № 32 Тема: Вертушка

Цель : Научить детей самостоятельно выявить взаимодействие двух наэлектризованных предметов.

Материал: Три пластмассовые расчески, мех.

Современные дети живут в эпоху информатики , компьютеризации и роботостроении и поэтому в условиях быстро меняющейся жизни человеку требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими , мыслить самостоятельно и творчески.

Ее цель - показать, что в живой и неживой природе действуют законы физики и их проявление очень разнообразно.

Экспериментальная физика исследует явления природы в заранее подготовленных условиях. В её задачи входит обнаружение ранее неизвестных явлений, подтверждение или опровержение физических теорий. Самые интересные эксперименты это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Для этого в группе создала уголок экспериментирования для деятельности детей: проведения опытов, экспериментов , исследования.

При оборудовании уголка экспериментирования учитывались следующие требования:

безопасность для жизни и здоровья детей;

Решала задачи

1. учить детей мыслить самостоятельно, рассуждать, сравнивать и делать выводы.

2.Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира:

3.знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т.п.);

4.развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество)

5.Развивать у ребенка познавательный интерес и исследовательскую деятельность

6.Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

Решение задач осуществляется в двух вариантах:

а) дети проводят эксперимент, не зная его ре­зультата и, таким образом, приобретают новые знания;

б) дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.

В заключение проведения опыта или эксперимента я стремилась к тому, чтобы дети сами делали выводы и подводили итоги собственной деятельности.

Срок реализации проекта январь-май

1. Изучение темы.

  • Действие магнита на железные и нежелезные предметы.
  • Знакомство с полюсами магнита

3. Подведение итогов

  • Магнетизм- свойство магнита притягивать к себе предметы
  • Действие полюсов магнита
  • Применение магнитов в повседневной жизни.

Недостатки этого метода в том , что он не годится для фиксации результатов младших дошкольников. А при большом количестве детей в группе собранная информация создает трудности при её хранении, если использовать папку исследователя на каждого ребенка.

Можно сделать папку на группу детей, или на одну тему опыта, исследования.

На листе бумаги в центре рисуется круг туловище –это главная идея (опыт), а ножки -это факты ее подтверждающие. Воспитатель использует готовые карточки, на которой ребенок ищет готовый ответ в ходе коллективного обсуждения эксперимента.

Например:

Цветы лотоса

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются

Чудесные спички

Вам понадобится 5 спичек.

Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце.

Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.


Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна "толстеют", и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.

Как достать монету из воды, не замочив рук? Как выйти сухим из воды?

Положите монету на дно тарелки и залейте ее водой. Как ее вынуть, не замочив рук? Тарелку нельзя наклонять. Сложите в комок небольшой клочок газеты, подожгите его, бросьте в пол-литровую банку и сразу же поставьте ее вниз отверстием в воду рядом с монетой. Огонь потухнет. Нагретый воздух выйдет из банки, и благодаря разности атмосферного давления внутри банки вода втянется внутрь банки. Теперь можно взять монету, не замочив рук

ракета из воздушного шарика

если из надутого шарика бьет струя воздуха, значит, он может летать, как ракета?

В тазик, налейте воду и опустите туда шар. Воздух из шара будет выходить, и шар начнет вращаться по воде под действием реактивной силы.

ЧТО ТАКОЕ ЗВУК?

Звук - это, конечно, то, что мы слышим. А что же мы слышим? Что такое попадает к нам в уши?


Как уменьшить силу звука


Как усилить звук


2. ПЕРЕВЕРНУТЫЙ СТАКАН С ВОДОЙ

Накройте стакан с водой (необязательно полный) куском картона.

Затем, придерживая картонку рукой, осторожно переверните стакан.

Теперь уберите руку.

Картонка останется на месте, и вода из стакана не выливается.

Главное достоинство экспериментов, опытов которые я провожу с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по иному Он может увидеть новое в известном поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

Список литературы

2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ - М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.

5.Почему Земля - магнит? Константиновский издательство: Малыш, 1979 г.

Интернет-ресурсы:

2.К! Физика для малышей :: Класс!ная физика

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Простые опыты и эксперименты для дошкольников

Маленькие дети – прирожденные исследователи. В этой статье мы подготовили для Вас подборку занимательных опытов для детей дошкольного возраста. Простые в исполнении эксперименты с использованием подручных материалов не только приводят в восторг каждого малыша, но и развивают любознательность, творческие способности, учат устанавливать причинно-следственные связи, расширяют представление о мире и свойствах веществ.

Техника безопасности

Чтобы проведение опыта не было ничем омрачено, очень важно соблюдать правила безопасности:

  1. Все эксперименты должны проводиться только под присмотром взрослого;
  2. Желательно использовать исключительно безопасные для детей материалы;
  3. Не разрешайте малышу трогать руками вещества, которые могут представлять опасность, наклоняться над реагентами;
  4. При необходимости нужно использовать защитные приспособления (очки, перчатки, маски);
  5. Для защиты мебели можно использовать плетку или скатерть.

Постарайтесь организовать эксперимент таким образом, чтобы ребенок принимал в нем активное участие.

Техника безопасности

Занимательные опыты для самых маленьких

Для детей младшего дошкольного возраста подойдут красочные и быстрые эксперименты, в которых хорошо заметен результат. Несмотря на то, что ребенок еще маленький, постарайтесь, чтобы он был не просто наблюдателем, а помогал Вам проводить опыт.

Распускающийся цветок. Вырежьте из цветной бумаги несколько цветов с продолговатыми лепестками. Затем согните их или закрутите при помощи карандаша к центру. Если бросить цветы в воду, то бутоны в скором времени раскроются, так как намокшая бумага становится тяжелее. С помощью этого опыта можно показать малышу, что растениям для жизни нужна вода.

Занимательные опыты для самых маленьких

Корабли из льдинок. Залейте воду в формы для льда, и положите в каждую из них зубочистку или небольшой кусочек коктейльной трубочки. После того, как льдинки будут готовы, прикрепите к ним паруса из бумаги и смело отправляйте в плавание. Малыш может подуть на паруса, чтобы корабли начали двигаться. Этот эксперимент познакомит ребенка со свойствами льда и воздуха.

Танцующая фольга. Для этого опыта понадобится фольга и пластиковая расческа. Нарежьте алюминиевую фольгу небольшими полосками. Затем проведите расческой по волосам и поднесите ее к фольге. Под действием статического электричества полоски начнут двигаться в разных направлениях.

Домашняя радуга. На дно большого контейнера или таза положите зеркало, а затем наполните емкость водой. После этого предложите ребенку посветить фонариком на зеркало. Сверху поднесите лист белой бумаги к месту, куда будет направлен отраженный луч фонаря. Пройдя через воду, белый цвет разложится на составляющие и превратится в радугу.

Домашняя радуга.

Проводя эксперимент в домашних условиях, не забывайте проводить для малыша параллели с реальными объектами и явлениям.

Вода бежит по дорожкам. Для опыта вам понадобится три прозрачных стакана, пищевые красители и две салфетки (марлевые бинты). В два стакана налейте воду и добавьте в нее пищевой краситель (например, в один стакан – желтый, в другой – красный), а третий стакан оставьте пустым. Сложенные в несколько раз салфетки или полоски марли нужно поместить в стаканы таким образом, чтобы один концом они оказались на несколько сантиметров в воде, а другим в пустом стакане. В результате вода по дорожкам из салфеток будет перетекать в пустой стакан и там смешиваться. В нашем случае получится оранжевый цвет.

Крашеные цветы

Подводная лодка. В стакан с газированной минеральной водой опустите одну виноградинку. Предложите малышу понаблюдать за ее движениями. Вы увидите, что на утонувшую ягоду сразу же начнут садиться пузырьки газа, и, когда их станет много, виноградинка всплывет на поверхность. Так будет продолжаться несколько раз, пока газировка не выдохнется.

Лавовая лампа. Для эксперимента вам понадобится небольшая стеклянная банка, растительной масло, вода, пищевой краситель, соль. Емкость необходимо на 2/3 заполнить водой, а на 1/3 – маслом. Обратите внимание ребенка на то, что масло легче воды, поэтому оно не тонет и не смешивается с водой. Затем нужно добавить в банку немного пищевого красителя и ложку соли. Кристаллы соли заставляют масло опускаться на дно, а после растворения соли – подниматься к поверхности. Благодаря этому вы можете наблюдать причудливое движение пузырьков масла в воде.

Эксперименты для детей старшего дошкольного возраста

К этой категории мы отнесли более сложные опыты и эксперименты, которые требуют строгого соблюдения правил безопасности, так как для их проведения необходимы разнообразные химические компоненты.

Соленые кристаллы. Многие из нас в школьные годы выращивали кристаллы из соли. Этот опыт будет интересен и современным детям. Первым делом необходимо приготовить перенасыщенный раствор соли (при достаточном количестве она должна перестать растворяться в воде). Лучше всего использовать теплую дистиллированную воду (ее также можно немного подкрасить). Когда раствор будет готов, его нужно перелить в новую емкость, чтобы избавиться от частичек грязи. Затем в раствор опускается медная проволока с небольшой петлей на конце. Проволоку можно изогнуть по-разному, от этого будет зависеть форма получившихся кристаллов. На некоторое время емкость нужно поставить в теплое место. После этого, по мере остывания раствора, соль начнет оседать на проволоке.

Эксперименты для детей старшего дошкольного возраста

Самонадувающийся шарик. Этот простой опыт позволяет надуть шарик весьма необычным образом. Для эксперимента необходимо растворить в бутылке с водой 1 столовую ложку пищевой соды. Затем в другой емкости нужно смешать 3 столовые ложки уксуса и лимонный сок (выжать 1 лимон). С помощью воронки вливаем получившуюся смесь в бутылку и надеваем воздушный шарик на горлышко. Сделать это нужно максимально быстро, пока бутылка наполнена углекислым газом. Именно он и надувает шарик.

Самонадувающийся шарик

Извержение вулкана

Выводы

Эксперименты – это увлекательный способ разнообразить ваш досуг и рассказать ребенку о мире вокруг, объяснить природу различных явлений, развить мышление и внимание малыша. Описанные нами опыты просты и практически не требуют специальных приготовлений. А какие неподдельные эмоции Вы увидите у крохи, совершающего свои первые научные открытия!

Заключение

Эксперименты для детей

Лучший способ познания законов химии, биологии и физики вместе с ребенком — это эксперименты для детей. Они бывают простыми и сложными, абсолютно наглядными и направленными скорее на воображение. Но они неизменно интересные. Наши 30 идей точно понравятся детям. Скорее выбирайте ту, которая понравится ребенку больше всего!

Делаем эксперимент для детей: лампа из лавы в доме

Лампа из лавы в доме

Чтобы получить дома настоящую лавовую лампу, необязательно ее покупать. Благодаря реакции соды и лимонной кислоты, которую провоцирует вода, можно добиться такого же эффекта. Главное — выбрать подходящий стеклянный сосуд.

Что понадобится: растительное масло, сода, лимонная кислота, вода и любой пищевой краситель.

Что делаем:

  1. Наливаем растительное масло в любую вытянутую стеклянную емкость;
  2. В отдельном месте замешиваем столовую ложку воды и ложку лимонной кислоты;
  3. Высыпаем смоченную кислоту в сосуд с маслом;
  4. Капаем немного пищевого красителя в емкость, наполненную водой;
  5. Выливаем окрашенную воду в сосуд с маслом и оставляем его открытым.

Сколько времени занимает эксперимент: 30 минут

Вместо стеклянной емкости можно использовать прозрачную бутылочку от любой косметики, так даже удобнее, потому что не придется отмывать посуду от растительного масла.

Маятник из обычной свечи

Маятник из обычной свечи

Нет ничего лучше для желающих увлечь сына или дочь физикой, чем показывать ребенку эксперименты, объясняющие азы этой науки. Таким является свечной маятник, который легко создать в домашних условиях.

Что понадобится: два бокала, свеча с длиной в 15 сантиметров и диаметром в 2 сантиметра, металлическая спица для вязания и зажигалка.

Что делаем:

  1. Нижний конец свечи аккуратно очищаем от парафина;
  2. Примерно в середине свечку протыкаем металлической спицей;
  3. Выставляем два бокала рядом, а потом кладем поверх них спицу, на которую нанизана свеча;
  4. Поджигаем свечу с обоих концов.

Сколько времени занимает эксперимент: 5 минут

Движущаяся вода

Эксперимент для детей: движущаяся вода

Этот занимательный и зрелищный эксперимент с водой поможет ребенку понять, как происходит смешение цветов. А еще он показывает, как вода может двигаться незаметно для человеческого глаза.

Что понадобится: набор акварельных красок, маленькие стеклянные стаканчики по количеству цветов, вода, обыкновенные влажные салфетки.

Что делаем:

  1. Сворачиваем салфетки в полосочки одинакового размера;
  2. Выставляем стаканы по кругу и наполняем водой примерно на 75%;
  3. В каждый второй стакан капаем краску и смотрим, чтобы жидкость полностью изменила оттенок;
  4. Соединяем стаканы салфетками и смотрим, как постепенно вода поднимается, а в чистых стаканах формируются цвета.

Сколько времени занимает эксперимент: 35 минут

Давление воздуха: видим своими глазами

Давление воздуха: видим своими глазами

Когда ты ребенок, вообразить атмосферу и ее эффект особенно сложно. Но этот эксперимент показывает, что мир физики гораздо сложнее, ведь именно благодаря ему ребенок может увидеть действие атмосферного давления.

Что понадобится: вода, прозрачный стакан, ненужный лист плотной бумаги.

Что делаем:

  1. Сначала показываем ребенку, что вода капает, если ее немного вылить из стакана, а бумага падает;
  2. Наливаем в стакан заготовленную воду;
  3. Прикрываем его бумагой и, придерживая, быстро переворачиваем вверх дном;
  4. Убираем ладонь и видим, что вода не выливается, потому что на нее и на бумагу действует давление.

Сколько времени занимает эксперимент: 5 минут

Познавательный опыт для детей с соленой водой

Познавательный опыт для детей с соленой водой

Многие дети из личного опыта знают, что плавать в соленой воде проще, чем в пресной. Следующий простой эксперимент, который может проводить даже дошкольник, только подтвердит утверждение.

Что понадобится: два сырых куриных яйца, поваренная соль, два стакана и вода.

Что делаем:

  1. Надо налить в стаканы воду, в один из них высыпается соль, все тщательно размешивается;
  2. В каждый стакан погружается яйцо;
  3. Наблюдаем, как в чистой воде яйцо тонет, а в соленой всплывает на поверхность.

Сколько времени занимает эксперимент: 5 минут

Эксперимент для детей: яйцо без скорлупки

Ребенок не хочет чистить зубы? Тогда время познакомить его с тем, насколько легко разрушить что-либо из кальция. Для примера можно провести этот занимательный химический эксперимент.

Что понадобится: стакан уксуса, куриное яйцо.

Что делаем:

  1. Заливаем уксус в емкость, в которой будет проходить опыт;
  2. Кладем в нее яйцо и убираем в спокойное теплое место;
  3. Через несколько дней видим, что кальциевая оболочка скорлупы полностью уничтожена и рассматриваем яйцо.

Сколько времени занимает эксперимент: примерно два дня

Разноцветное молоко, которое движется

Разноцветное молоко, которое движется - опыт для детей

Некоторые эксперименты строятся на использовании молока, его химические свойства отлично подходят, чтобы показывать, как действуют моющие средства. Этот эксперимент для дома объясняет, как устроить настоящий цветной взрыв в тарелке.

Что понадобится: тарелка, обычное коровье молоко, ватные палочки, пищевой краситель, средство для мытья посуды.

Читайте также: