Опыт выпаривание соли в доу

Обновлено: 06.07.2024

Автор: Старцева Ирина Петровна

Организация: МКОУ СОШ №16

Населенный пункт: Новосибирская область, город Болотное

Цель: систематизация представлений детей о соли.

Задачи: Образовательные: Уточнить и закрепить знания детей о соли, её свойствах, добычи, её значении в жизни человека.

Развивающие: Развивать мышление, наблюдательность, интерес к экспериментальной деятельности, творческие и познавательные способности детей: умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы.

Воспитательные: Продолжать воспитывать любознательность, умение слушать друг друга.

Активизация словаря: мандала, галит, кристаллы; выварочная, садочная, самосадочная, каменная, йодированная, поваренная соль, шахта, скважина.

Оборудование: ТСО, презентация, видео и аудио записи, раскраски с изображением мандалы, кисточки, клей, разноцветная соль, колба с морской водой, спиртовка, выставка разных видов соли.

Загадка: Я, конечно, всем нужна!

Без меня не сваришь ужин,

Не засолишь огурца.

Но не только лишь в еде,

Я живу в морской воде. Ответы детей.

Воспитатель: Правильно - это соль.

- Кто из вас поделится с нами интересными фактами из истории происхождения соли?

Воспитатель: Что значит, соль кристаллизовалась?

Дети: Превращалась в кристаллы. Чтобы убедиться в этом, мы провели опыт: взяли стакан воды, растворили в нем соль, опустили в него еловую веточку и оставили все это на солнце. Во время наблюдения мы заметили, что воды в стакане становится все меньше, а соль превращается в кристаллы и оседает на стенках стакана и на веточке. Таким образом, мы убедились в том, что соль не испаряется, а остается на твердой поверхности. (Слайды № 3)

Воспитатель: Какую роль имела соль в древности для людей?

Воспитатель: Мне бы тоже хотелось с вами поделиться интересными фактами о соли. К соли всегда относились уважительно и экономно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре. С давних пор считалось: полная солонка - признак богатства и почета. У славян, как и у других народов, соль пользовалась большим почётом. Она всегда сочеталась с хлебом, всегда была символом верности, дружбы и богатства. Отсюда и произошёл древний обычай – подносить каравай хлеба с солонкой почётным гостям.

Воспитатель: В наше время соль уже не ценится настолько дорого. Ее можно купить в любом продуктовом магазине. В наше время добыча соли ведется с помощью врубовых машин, соляных комбайнов и экскаваторов, которые заменили тяжелый ручной труд.

Воспитатель: Существует несколько способов добычи соли. Какие способы добычи соли вы знаете?

Дети: В некоторых местах соль добывают через специальные соляные скважины. Бурят скважину в пласт соли в слоях земли. В них заливают чистую воду. Вода растекается под землей и растворяет соль. Полученный крепкий рассол выкачивают насосами и подогревают в огромных резервуарах. Там вода испаряется, а соль оседает на дно (выварочная соль) (Слайд № 5)

Дети: Соль добывают и другим способом. На морском берегу строят неглубокие бассейны. По специальному каналу в них напускают морскую воду. Жаркое солнце нагревает воду, и она быстро испаряется, а соль остается в бассейне (садочная).

Дети: Шахтный способ. Соль добывают в шахтах из подземных залежей. Так добывают каменную соль. (Слайд № 6)

Дети: Озерный способ добычи соли (самосадочная соль отлагается сама) – добывается на дне солевых озер. Эта соль нуждается в очистке.

Воспитатель: Сейчас сделаем перерыв, а затем продолжим нашу работу на научно – практической конференции .

Физминутка с движениями.

Соли в речку брошу я –

Выйдет море у меня.

Чайки в небе закричат,

И веселые дельфины

Из воды покажут спины.

Соли в речку брошу я –

Выйдет море у меня.

Только где бы по пути

Столько соли мне найти?

Воспитатель: Продолжаем заседание. Предлагаю провести эксперимент.

Воспитатель: Необходима спиртовка и колбочка с морской водой. Нагреваем эту воду. Посмотрите и скажите, что вы видите, и что происходит?

Дети: В результате испарения воды на стенках колбочки появился белый налет.

Ответы детей. Дать возможность детям убедиться, в том, что это соль, дав попробовать на вкус.)

Воспитатель: Какой можно сделать вывод из проведенного опыта?

Дети: Соль действительно добывают из морской воды.

Воспитатель: Какой вид соли мы получили? (Морскую)

Воспитатель: А какие виды соли вы еще знаете?

Дети: Каменная соль.

Дети: Каменная соль бывает розовая, так как содержит железо. Это Гималайская соль. В Крыму так же добывают розовую соль, цвет, которой, придают водоросли. Бывает Гавайская красная соль, цвет которой обеспечивает присутствие глины. Бывает черная соль, ее добывают в Индии. Содержащийся в ней сульфит железа даёт кристаллам соли тёмно-коричнево-фиолетовый цвет. (Слайды № 7)

Воспитатель: Соль бывает разных видов по обработке. Кто из вас назовет эти виды соли?

Дети: Поваренная соль, экстра, йодированная соль.

Воспитатель: Что вы узнали о свойствах соли из проведенных ранее опытов?

Дети: Соль на вкус соленая, белого цвета, не имеет запаха, сыпучая; растворяется в воде.

Воспитатель: Кто расскажет нам об использовании соли в быту, медицине, промышленности?

Дети: соли приготавливают соду, соляную кислоту. Её применяют в мыловарении, при выделке кож, в красильном деле, стекольном и керамическом производстве, производство бумаги, пластмассы, при выработке металлов. (Слайды №11)

соль растворяет лед, поэтому в гололед улицы посыпают солью.

Много соли используется для соления рыбы, мяса, овощей.

Солью лечатся от различных заболеваний, особенно простудных (полоскание горла, носовых пазух при простуде, ангине). Ванны из морской соли хорошо очищают кожу. смазывают места укуса насекомых, чтобы избавиться от зуда, воспаления. Самое известное соленое озеро Алтайского края – Большое Яровое. Люди со всей России приезжают сюда за здоровьем, которое помогает возвращать целебная вода озера, его уникальная лечебная грязь и воздух, пропитанный соляными испарениями. (Слайды № 12)

Дети: В период Первой мировой войны раненых спасали тем, что вместо потерянной крови вливали им в сосуды подсоленную дождевую воду. Опытные хирурги, накладывали повязки с раствором соли на раны, особенно гнойные. В результате рана быстро очищалась, спадала температура.

Воспитатель: Но и это еще не все чудеса. При помощи соли можно создавать картины. Соль может сделать работу яркой, интересной, необычной, сказочной. Сегодня я предлагаю создать мандалу . Кто из вас знает, что такое мандала?

( Мандала на древнем индийском языке обозначает цветок жизни.)

Воспитатель: Ее называют волшебной, потому что когда изготавливаешь или пристально разглядываешь мандалу, то начинаешь испытывать тепло. Сейчас каждый из вас создаст свою мандалу, и вы унесете ее домой на память о нашей научной – практической конференции. Выберите себе любую раскраску.

Набираем на кисточку клей и наносим его на рисунок. А затем посыпаем разноцветной солью. Начинаем работать. (Слайд №13)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Воспитатель: Гизбрехт Ирина Николаевна

с. Славгородское, г. Славгород 2021г.

Цель : формирование представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.

Образовательные : - выяснить, что такое соль , какая бывает соль , откуда она берётся? - узнать, зачем нужна соль , можно ли обойтись без неё? - исследовать свойства соли опытным путём. - стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности детей, продолжать знакомить детей с нетрадиционными приемами рисования.

Развивающие : - развивать познавательные потребности, стимулировать интерес к изучению неживой природы; - развивать творческие способности, воображение, любознательность.

Воспитательные : - воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи; - воспитывать у детей правильное, осознанное отношение к природе.

Методы и приемы :

- практические : опыты с солью ; изобразительная деятельность; физкультминутка

- наглядные : презентации, наблюдение;

- словесные : беседа, рассказ воспитателя, загадки, объяснение, обсуждение, вопросы к детям, анализ работы.

Интегрируемые образовательные области :

Воспитатель: - В круг широкий вижу я - встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся, и на место все вернёмся.

Улыбнёмся, подмигнём и к гостям здороваться пойдём!

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся, подойдем к гостям и прикоснёмся ладошками к их ладошкам. У гостей ладошки теплые? Наши гости добрые и они поделились своим теплом с нами.

- А кто работает в лабораториях? Ответы детей (ученые) .

Воспитатель: - Вот и мы сегодня будем учеными, которые проводят эти опыты. Нам сегодня почтальон принес посылку из академии ученых. Давайте посмотрим, что же там лежит? Воспитатель достает из посылки письмо, а в нём загадка.

А вот с каким материалом мы будем экспериментировать вы должны отгадать. Загадывает загадку.

На столе стоит всегда,

Внешне, белая она.

И на вкус, не вкусна :

Но в пищу – каждому нужна.

Воспитатель: - Правильно это соль . Вот какие вы умные.

- А какую соль вы знаете ? Ответы детей (морская, крупная, мелкая) .

Вот сегодня мы будем проводить эксперименты с мелкой солью .

Воспитатель достаёт из посылки соль и задаёт вопросы :

- Расскажите мне, пожалуйста, а где вы уже встречали соль ? Ответы детей. (дома, в магазине)

- А для чего она нужна вам дома? Ответы детей. (чтобы готовить еду или её используют для приготовления пищи).

Соль , один из важнейших минералов на земле. Откуда она берётся? Источниками соли являются моря и океаны. Так же соль находится в природе – это каменная соль . Есть много видов соли. Есть морская соль . Это соль , содержащаяся в морской воде. Каменная соль , добытая из горных месторождений. Поваренная соль , отбеленная и очищенная каменная соль , в виде кристалликов. Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу. Человек может прожить без соли не больше 10 дней, т. к. нарушается пищеварение. Соль нужна для усвоения пищи, для дыхания, для движения мышц. Но и большое количество соли тоже вредно для здоровья. Употребление соли составляет 1 чайная ложка в сутки. Но соль мы используем не только, как приправу, но и для чего? Ответы детей. (для того чтобы консервировать овощи , а еще она спасает нас от гололеда, и применяется в медицине).

Из интернет - источников мы узнали, что человеку ежедневно требуется 8–10 г поваренной соли – этого вполне достаточно, чтобы подсолить пищу. Если использовать соль больше в два раза то это вредит здоровью. Но полностью отказываться от соли нельзя.

Вывод : Соль необходимый строительный материал для клетки человека.



Ребята, но прежде чем нам заняться интересными опытами, давайте разомнёмся.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше, подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

Ну, а теперь повторяйте волшебные слова :

хлоп-хлоп, топ-топ, повернись и в волшебной лаборатории очутись!

Вот, мы с вами находимся в волшебной лаборатории, где проводят эксперименты и опыты.

Чтобы правильно выполнять опыты, нужно внимательно слушать.

При работе с солью надо соблюдать правила безопасности :

Не трогать руками глаза.

Не толкать соседа во время работы.

Сначала посмотри, а потом повтори.

Выполнил и положи на место.

Давайте рассмотрим соль , давайте подойдём к столу. Перед вами поваренная и морская соль . Рассмотрите, чем они отличаются и чем похожи. Ответы детей. (Одинаково белая, у поваренной частички мелкие, а у морской – крупные) . Показать детям через микроскоп. Отдельно останавливаемся на поваренной.

Воспитатель: - Перед вами баночки с поваренной солью , внимательно рассмотрите ее. Давайте попробуем описать наше вещество.

- Какого цвета соль ? Ответы детей (Белого)

- На что похожи ее частички? Ответы детей (На кристаллики или крупинки)

Возьмите ваши баночки с солью и поднесите к носу . Имеет ли запах соль ? Ответы детей (Нет)

Теперь возьмите маленькие ложечки и попробуйте соль на вкус ! Имеет ли вкус? Ответы детей. Да

- Какой? Ответы детей (Она солёная)

Давайте возьмем щепотку соли и пересыплем ее обратно в баночку! Какая соль ? (Она сыпется)

Цель экспериментальной деятельности – сравнение и изучение свойств пищевой поваренной соли и сахара.

Задачи:

  • Доказать опытным путем, что соль и сахар состоят из кристаллов
  • Доказать опытным путем, что кристаллы при трении хрустят
  • Доказать опытным путем, что соль и сахар растворимы в воде
  • Доказать опытным путем, что соленая вода помогает держаться предметам на поверхности, а сладкая вода нет.
  • Доказать опытном путем , что соль разрушительно влияет на кожаные изделия, а сахар нет.
  • Доказать опытным путем, что в соляном и сладком растворах можно вырастить кристалл
  • Доказать опытным путем , что соль и сахар растворяют лед
  • Доказать опытным путем, что соль и сахар можно окрасить акварельными красками
  • Стимулировать интерес детей к созданию творческих работ с использованием соли и сахара.


Оборудование: тарелочка с солью, тарелочка с сахаром, лупа.

Берем тарелочку с солью. Что можно сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок). Рассмотрим соль в увеличительное стекло. Что можем увидеть? (соль состоит из белых кристаллов)

Берем тарелочку с сахаром. Что можно сказать о его внешнем виде? (соль похожа на порошок). Рассмотрим сахар в увеличительное стекло. Что можем увидеть? (сахар состоит из белых кристаллов)


Вывод: соль и сахар состоит из маленьких кристаллов.

Оборудование: блюдце с сахаром, блюдце с солью, две ложки.


Дети насыпают в блюдечко соль и надавливают на неё сухой ложкой, после чего они слышат, как соль хрустит. Они сравнивают их с ходьбой по снегу в морозный день. Затем насыпают в блюдечко сахар и надавливают на неё сухой ложкой, после чего они слышат, как сахар хрустит.


Вывод: Соль и сахар состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль и сахар их кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.

Оборудование: два стакана с водой, соль, сахар, ложка.


Для опыта мы взяли два прозрачных стакана с водой, в один насыпали соль, в другой сахар в воду и стали наблюдать.

Вывод: При взаимодействии с водой соль и сахар растворяется.

Оборудование: три стакана с водой, три картошки, соль, сахар.



Для опыта берем 3 картошки и 3 стакана с водой. В одну кружку насыпаем 3 ложки соли и хорошо перемешиваем, а в другую три ложки сахара, третий стакан с водой. Положим в три стакана картошку, там где была солёная вода, картошка всплыла, а где сахар – утонула, в стакане с водой картошка тоже утонула. А когда смешали оба раствора с простой водой – картошка в стакане с соляным раствором оказалась примерно посередине, а в сахарном растворе при смешении с водой ни чего не изменилось.




Вывод: соленая вода помогает держаться предметам на поверхности.

Оборудование: два кожаных кусочка, две емкости, вода, соль, сахар.

1.Приготовить соляной и сахарный раствор.


2. Поместить в растворы кожаные кусочка на два часа.

3.Уже через 2 часа на кожаном кусочке лежавшем в соляном растворе образовались кристаллы соли. Кожа приобрела некрасивый вид. Белый налет не счищался – соль глубоко въелась в кожу ботинка. А кожаный кусочек лежавший с сахарном растворе не изменился.



Вывод: соль, действительно, разрушительно влияет на нашу обувь, поэтому необходимо каждый день мыть и начищать обувь кремом, что поможет нашей обуви сохранить красивый вид.

Кристалл - это твердая порода, состоящая из меленьких трехмерных фигур.




Оборудование: Соль, сахар, вода, стакан растительного масла, несколько пищевых красителей, большой прозрачный стакан или стеклянная банка.



Стакан на 2/3 наполняем водой, выливаем в воду растительное масло. Масло будет плавать по поверхности. Добавляем пищевой краситель к воде и маслу. Потом медленно всыпаем 1 чайную ложку соли. Тоже проделать с сахаром.


Вывод: Масло легче воды, поэтому плавает по поверхности, но соль и сахар тяжелее масла, поэтому, когда добавляем соль и сахар в стакан, масло вместе с солью и сахаром начинает опускаться на дно. Когда соль и сахар распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность. Пищевой краситель поможет сделать опыт более наглядным и зрелищным.

Оборудование: Кубики льда, соль, сахар.




Вывод: Соль и сахар растворяют лед, потому что кристаллы сахара и соли впитывают в себя влагу. Соль впитывает влагу быстрее, чем сахар. Зимой в гололед Солью посыпают дороги, потому что она разъедает лёд, делает его рыхлым, нескользким.

Оборудование: Соль, сахар, целлофановый пакет, гуашевые краски,пищевые красители.


В целлофановые пакеты насыпали соль и сахар, добавляем в них краситель (гуашь или пищевой краситель), завязываем пакет. Аккуратными движениями перемешиваем соль и сахар внутри пакета с красителем. Оставляем содержимое до полного высыхания.


Вывод: Соль и сахар можно окрашивать красителями.

1.Оборудование: Соль, сахара, акварельные краски, кисти, вода, раскраска.


2. Оборудование: Соль, сахар, цветной картон, клей ПВА.


3. Оборудование: Окрашенные соль и сахар, клей ПВА, аппликация.


4. Оборудование: Окрашенные соль и сахар, клей ПВА, белый картон.


1.Раскрашиваем раскраску акварельными красками, пока краска не высохла, посыпаем солью и сахаром. Через некоторое время убираем соль и сахар с рисунка. Получаем красивые разводы в местах, где была соль и сахар.


2.Берем цветной картон, рисуем клеем ПВА любое изображение. Пока клей не высох, посыплем его солью или сахаром. После высыхание стряхиваем остатки соли или сахара.


3. Берем заранее подготовленную аппликацию. Покрываем клеем ПВА рисунок, посыпаем сверху клея цветным сахаром или солью. После высыхание стряхиваем остатки соли или сахара.


4. Берем белый картон, рисуем клеем ПВА любое изображение. Пока клей не высох, посыплем его цветной солью или сахаром. После высыхание стряхиваем остатки соли или сахара.


Вывод: Соль и сахар можно использовать для создания творческих работ. Стимулировать интерес к созданию творческих работ с использованием соли и сахара как материала.

Вывод:

В ходе опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, мы выяснили, что обычная соль и сахар могут стать настоящими волшебниками: изменять форму, цвет, издавать звук, растворяться, плавить лед.
В ходе работы дети на практике сравнили свойства соли и сахара, выяснили чем эти вещества сходны, чем они различаются. Работали в творческой мастерской: красили соль пищевыми красителями и рисовали в нетрадиционной техникой солью и сахаром.

Автор: Сердечная Е.А., МБДОУ д/с №8 г. Североморск

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширить знания о соли, её свойствах и назначении.

Конспект познавательной деятельности в подготовительной группе.

Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширить знания о соли, её свойствах и назначении.

Создать представления о соли, как о природном явлении.

Познакомить со свойствами соли.

Дать понятие о значимости соли в жизни человека в природе.

Развивать мыслительную активность и умение самостоятельно делать выводы.

Воспитывать умение работать сообща, выслушивать мнения друг друга.

Воспитатель. Ребята, сегодня у нас много гостей. Давайте поздороваемся с ними.

Воспитатель. По старинному обычаю гостей встречают хлебом - солью. Этот обычай русского гостеприимства живет и поныне. Звучит музыка.

Воспитатель. С радостью гостей встречаем, хлебом - солью угощаем.

Ребенок подходит к гостям с поклоном. Подает каравай, взрослый его забирает.

Дети. 1. Хлеб - соль кушай, а добрых людей слушай.

2. Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.


Воспитатель. Нельзя на земле найти никого, кто бы смог прожить без соли. Исстари на праздничных пирах соль подносили самым почетным гостям. А гости попроще так и уходили - несолоно хлебавши.






Воспитатель. Наверняка, дети, у вас возникло много вопросов. На которые вы бы хотели получить ответ? Наверное, вы хотите узнать, что такое соль? Каковы ее свойства?

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сегодня поэкспериментировать. Согласны? Тогда пройдёмте в лабораторию и приступим к нашим исследованиям. Но сначала, давайте повторим правила безопасного поведения в лаборатории. (на мониторе появляются правила, дети их читают)

1. Соблюдайте тишину в лаборатории. (слайд)

2. Не толкайте соседа во время работы. (слайд)

3. Сначала посмотри, потом повтори. (слайд)

4. Выполнил, на место положи. (слайд)

5. Будь осторожен! (слайд)

3.Эксперементирование. лаборатория №1

Воспитатель: Ребята как вы думаете, что у вас на столах насыпано в тарелочках.

1. Скажите соль это вещество, какого цвета?

2. Какая соль на вкус?

3. Имеет ли соль запах?

4. Где используется соль?

Какой мы можем сделать вывод.

Вывод: Соль – это белое вещество, на вкус соленое, не имеет запаха. Используют соль для приготовления пищи, консервации.

Воспитатель: У вас на столах стоят большие стаканчики. При помощи ложечки, попробуйте, что находиться в стаканчике №1.

Воспитатель:В стаканчик №1 я налила обычную воду. Давайте опустим в него аккуратно яйцо. Скажите, что произошло с яйцом?

Дети: Яйцо утонуло.

Воспитатель: А теперь возьмите большой стаканчик №2, попробуйте, что в нем находиться.

Дети: Солёная вода.

Воспитатель: Да в этот стаканчик я налила обычную воду и добавила соль. Давайте опустим в него яйцо и посмотрим, что с ним произойдет.

Дети: Яйцо не утонуло.

Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: В простой воде яйцо тонет, а в соленой - не тонет. Большое количество соли не дает предметам тонуть.

Воспитатель: Ребята, мы с вами определили, что соль – это вещество белого цвета. Скажите, а можно ли сделать соль цветной?

Давайте узнаем. Проверим.

Воспитатель: А для проведения этого эксперимента нам потребуется: тарелочка, соль и гуашь, ложечка.

Добавляем в тарелочку соль из стаканчика, чуть – чуть гуаши и с помощью ложечки перемешиваем.

Воспитатель: Что произошло с солью?

Дети: Соль изменила цвет.

Вывод: Соль при взаимодействии с красителями может поменять цвет.

Воспитатель: Для проведения следующего опыта, я приглашаю вас в лабораторию №2. А сейчас, я предлагаю вам сделать из цветной соли поделку. Для этого нам понадобиться соль разных цветов и баночка.

Перед вами на столах стоят стаканчики с разноцветной солью. Возьмите воронку из бумаги, вставьте её в горлышко баночки и поочередно добавляйте соль. После того, как ваши баночки будут заполнены, закрутите их крышечкой. Ваша поделка готова.

Читайте также: