Опыт с лимонной кислотой и содой в детском саду

Обновлено: 08.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

по экспериментально-исследовательской деятельности

в старшей группе

Закрепить знания детей об органах чувств; Дать детям представление о кислотности; Расширять кругозор детей; Закреплять умение работать в команде.

Совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления, восприятия. Расширять словарный запас детей; Развивать вкусовое восприятие; Развивать навыки исследовательской деятельности и познавательной активности.

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

модуль «кислотность , сода, одноразовые ложки, бутылочка, изображения языка, шарик.

Ход занятия:

Основная часть:

Воспитатель: Отлично! А что такое кислотность? Давайте Наураше попросим что бы он нам напомним.(высказывание Наураша)

Так и что же такое кислота?

Дети: (отвечают на вопрос)

Воспитатель: Правильно. При помощи чего мы ощущаем вкусы?

Дети: (отвечают на вопрос)

Воспитатель: Да языка! Давайте, посмотрим на экран. И вспомним какая часть языка отвечает за сладкий, горький, саленый и кислый вкус (изображение языка)

Воспитатель: Ребята, а какой самый кислый фрукт на вкус ?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, да. А сколько единиц кислотности находится в кислых продуктах.

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Отлично, А сколько единиц кислотности находится в чистой воде?

Воспитатель: Замечательно. А кто помнит что делает кислую воду опять не кислой.

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, сода нейтрализует кислотность в воде.

Практическая часть.

Воспитатель: Отлично! Пришло время, пройти в лабораторию. И провести увлекательный опыт.

Опыт 1: Вода +лимонная кислота + сода в воздушном шарике .

Вывод : при смешивание лимонной кислоты, воды и соды выделяется углекислый газ при помощи чего и надувается шарик.

Воспитатель: дети, что нового вы узнали сегодня? Что вам понравилось?

Дети: (Ответы детей)

Воспитатель : Молодцы, ребята! Спасибо вам за работу в лаборатории! До новых встреч!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 2952 человека из 85 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 591 495 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 19.03.2021 193
  • DOCX 23.1 кбайт
  • 0 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Лутай Марина Игоревна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

РДШ организовало сбор гуманитарной помощи для детей из ДНР

Время чтения: 1 минута

В Ростовской и Воронежской областях организуют обучение эвакуированных из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Студенты российских вузов смогут получить 1 млн рублей на создание стартапов

Время чтения: 3 минуты

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Цветные бомбочки из соды, лимонной кислоты, пищевых красителей.

Эксперименты с содой

Для наших детей эксперименты уже стали частью повседневной жизни. Проводя различные опыты, мы всегда делаем выводы и предположения, дети выдвигают свои довольно интересные и иногда смешные гипотезы. Вот и сегодня, проведя опыты с содой и лимонной кислотой, дети сделали вывод- они волшебники! Для опыта мы смешали лимонную кислоту, соду, пищевой краситель, блестки, каплю воды и слепили шарики. Когда шарики засохли, мы положили их в прозрачные стаканы и дети стали добавлять воду. Эффект был поразительным! В прозрачных стаканах цветная пена громко шумела, шевелилась и пыталась выбраться на поднос. Наши ребята были в восторге!Но к моему сожалению я не смогла придумать и тем более подтолкнуть малышей к какому- либо выводу. Этот опыт можно объяснить более старшим детям, а нам просто удивиться и восхититься, что мы и сделали!

Наши эксперименты!

Наши эксперименты! Малыши любят проводить эксперименты, хотя и не знают еще таких слов! Всё в этом мире им интересно и увлекательно. Во второй младшей группе.

Опыты и эксперименты с детьми. Фотоотчет

Опыты и эксперименты с детьми. Фотоотчет Занимательные опыты в детском саду. Дети по своей натуре- любознательные, любопытные исследователи, открывающие для себя этот мир. Очень.

Эксперименты продолжаются!

Эксперименты продолжаются! В начале нашей экспериментальной деятельности во второй младшей группе мы с детьми и педагогами так "зажглись" этим видом деятельности,.

Эксперименты с огнем (фотоотчет)

Эксперименты с огнем (фотоотчет) Добрый вечер всем, кто посетил мою страничку! В ноябре месяце в моей группе прошел проект деятельности с детьми старшего возраста по ОБЖ.

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Цель: учить детей исследовать и воспринимать природу веществ с помощью элементарного экспериментирования.

Задачи:

  • Дать детям элементарные представления о соде.
  • Познакомить с наукой химией, профессией - химик-лаборант.
  • Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, наблюдательность, умение делать выводы, анализировать.
  • Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.

Оборудование: сода, вода, сахар, варенье, уксус, лимонная кислота, микроскопы, медали, фото химиков-лаборантов, стаканы, блюдца, ложки, фартуки.

Ход занятия:

Воспитатель. Ребята, я вас приглашаю в научную лабораторию, и мы с вами отправимся в путешествие, которое ведет к открытиям. А начнем его с науки химии.

Химия изучает такие превращения, в результате которых получается что-то новое.

Людей, которые проводят химические опыты, называют химиками-лаборантами (показ слайда). Хотите побывать в роли химика-лаборанта?

Воспитатель. В лаборатории есть всё необходимое для этого. Но сначала давайте повторим правила поведения в лаборатории.

  1. Работать в лаборатории нужно в специальной одежде (А мы ее уже надели).
  2. Со всеми веществами следует обращаться очень осторожно.
  3. Не стоит все пробовать на вкус, особенно если не знаешь, что это за вещество.

А теперь давайте пройдем к столам.

Опыт № 1.

Воспитатель. У каждого из вас на столе стоит стакан с водой и баночка с соком клюквы. Это два вещества: вода и сок. Как вы думаете, из этих двух разных веществ можно сделать другое вещество? Как это можно сделать? Давайте соединим эти два вещества. А теперь возьмите чайную ложку и размешайте. Какое новое вещество у нас получилось?

Воспитатель. Да, ребята, мы получили морс. А что такое морс?

Дети. Морс – это освежающий напиток из сока ягод с добавлением сахара. Морс очень полезный.

Опыт № 2

Сегодня я познакомлю вас с пищевой содой. (Показ соды). Сода – это порошок белого цвета, состоит из мелких кристалликов и не имеет запаха. Соду используют в самых различных домашних делах, например, для выпечки.

И, прежде чем, мы начнем проводить опыты с пищевой содой, давайте ее рассмотрим. И убедимся в том, что она действительно состоит из мелких кристалликов. Подойдите к столу и рассмотрите соду в микроскоп.

Из чего состоит сода? (Из маленьких песчинок, кристалликов). Мы с вами рассматривали кристаллы сахара. Какие кристаллы крупнее – соды или сахара? (Кристаллы сахара крупнее).

Воспитатель. Какой вывод мы можем сделать?

Дети. Сода состоит из кристаллов и они мельче, чем кристаллы сахара.

Опыт № 3

А теперь пройдите к своим столам для проведения опыта.

У вас на столах стоят стаканы с холодной водой и пищевая сода.

Я предлагаю вам в стакан с холодной водой высыпать чайную ложку соды, размешать ее и внимательно понаблюдать за тем, что происходит.

Воспитатель. Какой вывод мы можем сделать?

Дети (вывод): Сода просто растворилась в воде.

Воспитатель. Таким раствором можно полоскать горло, а можно даже пить.

Опыт № 4

А сейчас проверим, что будет, если положить соду в горячую воду. Но это буду делать я, так как вода очень горячая. (Наливаю из термоса горячую воду).

В стакан с горячей водой высыпаю столовую ложку соды и внимательно наблюдаем за тем, что происходит.

Дети. Выделяются пузырьки.

Воспитатель. Сода-тихоня превратилась в опасного монстра.

Воспитатель. Какой вывод мы можем сделать?

Дети (вывод). Сода в холодной воде просто растворилась, ею можно полоскать горло и даже пить, а в горячей воде стали выделяться пузырьки, сода шипит, и такую воду пить категорически запрещено!

Опыт № 5

Воспитатель. А теперь будем делать газировку в процессе химической реакции.

В стакан с водой я вам наливаю лимонный сок, он нам необходим для опыта. А вы насыпьте в свои стаканы 1 чайную ложку сахара и размешайте. Теперь самое главное: положите 1 чайную ложку соды. Что происходит?

Дети. Огромное количество пузырьков и вода шипит.

Воспитатель. Так какой вывод?

Вывод: когда лимонный сок в воде соединяется с содой – появляются пузырьки газа, и вода начинает шипеть. Поэтому этот напиток называется газированным. После реакции можно пить газировку.

Опыт № 6

Воспитатель. Следующий опыт я проведу сама, потому что в нем используется уксус – опасное вещество. И вам это вещество категорически трогать запрещено. Даже нам взрослым с ним нужно обращаться очень осторожно.

Я беру воздушный шарик и насыпаю в него соду. А теперь внимание! Осторожно вливаю в шарик уксус. Что происходит?

Дети. Шарик надулся.

Воспитатель. Этот опыт показывает, что сода и уксус соединились вместе и стал выделяться газ, с помощью которого и надулся шарик.

Опыт № 7

Возьмите две чайные ложки соды и насыпьте в пустой стакан. Добавьте туда краску. Я вливаю немного средства для мытья посуды. А теперь внимание! Сделайте шаг назад, а я добавлю уксус.

Вулкан тут же просыпается, из горлышка стакана начинает валить ярко окрашенная пена.

Вывод: этот опыт наглядно показывает взаимодействие соды и уксуса. Сода и уксус соединились вместе, и получилась такая реакция, похожая на извержение вулкана.

Итог: Все дети подходят к воспитателю.

Воспитатель. Ну что, ребята. Мы сегодня побывали в роли химиков-лаборантов. Вам понравилось? Что нового и интересного вы узнали?

Дети: Ответы детей.

Уже несколько недель подряд мы скупаем всю соду и уксус во всех ближайших магазинах. А все потому, что мы решили сделать все опыты, в которых присутствует сода и кислота. Святослав достиг того возраста, когда чувствует себя настоящим экспериментатором. Проводить опыты теперь его любимое развлечение и увлекательный досуг. А младший уже спешит пододвинуть стульчик к столу и подсесть поближе, сопровождая все забавными возгласами.

Надо сказать, что опыты – это не только интересное зрелище, но и повод, для того чтобы поразмыслить над происходящим (для старшего ребенка), выдвинуть гипотезы, почему происходит именно так. А иногда и повторить опыт, меняя составляющие. Иногда не происходит желаемого результата, к примеру, из-за низкой концентрации кислоты или лишнего воздуха, там где его быть не должно. И тогда — это тоже результат, повод для размышления, повторения опыта, и исправления неточностей.

Для справки: Взаимодействие соды с уксусом называется реакцией нейтрализации. Суть её состоит в том, что кислота при взаимодействии с щелочью (содой) нейтрализуют друг друга, выделяя углекислый газ.
Основными ингредиентами всех опытов, указанных ниже, является сода и кислота. В некоторых случаях я использую лимонную кислоту в концентрации 1-2 чайные ложки на стакан воды. А иногда — 9% столовый уксус.

Итак начнем наше путешествие по содовым опытам.

1. Извержение вулкана.

Это один из самых любимых детских опытов! Его наверняка знают все, но для полной коллекции не могу его здесь не указать. После многократного повторения бурной реакции соды с кислотой, у ребенка, рано или поздно, возникнет вопрос, почему так происходит в природе? Расскажите ему, что Земля состоит из ядра, мантии и коры, и иногда в земной коре образуются отверстия, которые называются вулканами. Через жерло вулкана из глубин земли вырывается горячая расплавленная лава, а также пепел и газ. Также найдите на карте до сих пор действующие вулканы или расскажите о наиболее сильных извержениях, которые разрушили города в древности.

Для опыта понадобится:
Поднос или блюдо
Сода, уксус, немного краски или красителя, жидкое мыло.
Пластиковая бутылка

Существует масса способов сделать вулкан. Самый распространенный — в качестве основы взять пластиковую бутылку, затем вокруг этой бутылки вылепить гору. Это можно сделать из соленого теста, затвердевающей массы для лепки, пластилина.
Так же в теплое время гору можно сделать из песка прямо в песочнице, поставив внутрь бутылку.

Что делаем: Насыпаем в бутылочку соду и краситель, добавляем пару ложек моющего средства.
Затем аккуратно добавляем кислоты.
Вулкан начинает извергать мыльную пену.

Последний наш вулкан был вылеплен из соленого теста, подкрашенного кокао, внутри сделано углубление. Наш вулкан сох на подоконнике около 5 дней, после чего уже на протяжении недели работает в напряженном режиме извергая лаву каждый день.
А это фото из нашей песочницы, сделанное несколько лет назад.
2 опыт. Надуваем шар

Что делаем:
Примерно 1/3 бутылки заполняем кислотой.
В воздушный шар насыпаем через воронку соду.
Надеваем на горлышко бутылки воздушные шар, и постепенно высыпаем соду из шарика в бутылку.
Результат: Шарик начинает надуваться за счет выделения углекислого газа.

3 Выращивание кристаллов из соды

Почему так происходит: При остывании жидкости, сода прекратила растворяться и стала оседать на нитке с фигуркой. Когда вода, насыщенная содой, начала понемногу испаряться, кристаллы стали «расти.

Опыты с содой

Опыты с содой

4 Рисование на соде
С помощью соды, красителя и кислоты можно создавать узоры. Это один из способов необычного рисования, который стоит попробовать.

Вариаций подобного рисования может быть много. Для начала, нужно насыпать соду в широкое блюдо и равномерно её распределить. А дальше — уже вариации.
Красители: можно развести водой и капать на соду. А можно воспользоваться сухими красителями и насыпать узором, а уже потом капать жидкость.
Кислота: Можно капать в соду кислоту, а можно посыпать соду кристаллами лимонной кислоты и капать водой.
Ну и конечно же в качестве источника жидкости можно использовать разные приспособления: пипетки, шприцы, спринцовки, брызгать из распылителя.

opiti s sodoy

6. Лед из соды
Многие дети любят морозить и растапливать лед и, добавив в воду соды, этот процесс становится еще более интересным и необычным для ребенка.
Прежде всего необходимо сделать концентрированный содовый раствор и распределить по формам.
Когда лед будет готов — выкладываем его на блюдо.
Для растапливания льда понадобится горячая вода с растворенной лимонной кислотой, примерно 1-2 чайной ложки на стакан.
Выдаем ребенку шприц или спринцовку и наблюдаем как плавится лед с брызгами и пузырьками.
Вариации: Добавьте в формочки для льда, перед заморозкой, какие-нибудь сокровища, например, красивые бусины, тогда ребенок будет с еще большим энтузиазмом их добывать из кусочков льда.

Этот опыт стал одним из любим уличных опытов, наравне с вулканом.
Делается очень просто:
В бумажное полотенце кладем 2 столовые ложки соды и заворачиваем. В пакет наливаем кислоту подкрашенную красителем. Прежде чем налить жидкость в пакет необходимо проверить пакет на отсутствие мелких дырочек, иначе возникающий углекислый газ начнет выходить из пакета и взрыв не получится. Именно по этой причине у нас не получился этот опыт в первый раз!
Когда опыт не получается по какой-то причине — это отличный способ поразмышлять с ребенком, по чему так произошло, выдвинуть гипотезы и устранить препятствия. Во второй раз все случилось отлично! Взрыв пакета с громким БУХ и вытекающая жидкость. Брызг от взрыва нет, поэтому можно далеко не убегать 🙂 9 Запуск ракеты

10 Делаем газированный напиток.
Нам понадобятся 2 соломинки для напитков. На одной из них делаем надрез и соединяем их, чтобы трубочка стала еще длиннее (конечно при необходимости, в случае, если одной трубочки не достаточно, чтобы соединить два сосуда)
В крышке от бутылки шилом проделываем отверстие под трубочку.
Вставляем трубочку в крышку.В стакане готовим напиток, который будем газировать.
Свободный конец трубочки опускаем в стакан со сладкой водой.
В бутылку насыпаем 3 чайные ложки соды, затем добавляем уксус и быстро закрываем крышку с трубочкой.
Как вариант, можно сначала налить кислоту в бутылку, а затем бросить сверток с содой, как в предыдущем опыте. Тогда реакция начнется не так стремительно, как раз для того, чтобы успеть закрутить крышку.Результат: В стакан по трубочке устремляется углекислый газ, наполняя нашу воду пузырьками воздуха.

И это еще не все опыты из соды! В следующей статье я расскажу про опыты с содой, которые проводят в Монтессори-классах.


Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями, нажав на кнопки социальных сетей. Так вы скажите автору спасибо 🙂

Краткое содержание: Химический опыт - невидимые чернила. Опыты с лимонной кислотой и содой. Эксперименты с поверхностным натяженим на воде. Могучая скорлупа. Научи яйцо плавать. Анимация. Опыты с оптическими иллюзиями.

Познавательные опыты для детей

Ваш малыш любит всё таинственное, загадочное и необычное? Тогда обязательно проведите вместе с ним описанные в этой статье нехитрые, но очень любопытные опыты. Большинство их них удивят и даже озадачат ребенка, дадут ему возможность самому убедиться на практике в необычных свойствах обычных предметов, явлений, их взаимодействии между собой, понять причину происходящего и приобрести тем самым практический опыт.

Ваши сын или дочь непременно заслужат уважение сверстников, показывая им опыты как фокусы. Например, они смогут заставить "кипеть" холодную воду или с помощью лимона запускать самодельную ракету. Подобные развлечения можно включить в программу дня рождения детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Невидимые чернила

Лимон надувает воздушный шар

Лимон запускает ракету в космос

3. Заворачиваем пищевую соду в кусочек туалетной бумаги так, чтобы можно было просунуть в горлышко бутылки и обматываем нитками.

Разбегающиеся зубочистки

Могучая скорлупа

Научи яйцо плавать

"Наживка" для льда

Поспорь с приятелем, что с помощью нитки ты вытащишь кубик льда из стакана с водой, не замочив рук.

Читайте также: