Опыт проращивание семян фасоли в доу

Обновлено: 06.07.2024

Появившись на свет, ребёнок начинает активно познавать окружающий его мир. Становясь старше, потребность в исследовании только растёт. Учёные доказали, чем больше органов чувств задействовано во время познания, тем лучше ребёнок усвоит, изучит, осознает, воспримет. И чем активнее малыш трогает, нюхает, слушает, ощущает, тем лучше развиваются его познавательные способности.

На сегодняшний день довольно остро стоит проблема организации среды для практического познания, экспериментирования в дошкольном образовании. Ведь метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира.

Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.

Цель: Формировать бережное отношение к окружающему миру природы.

Задачи:

  • познакомить с семенами гороха или фасоли и их значением для людей;
  • показать развитие растений на различных этапах;
  • показать значение света, воды и тепла для развития растений;
  • развивать у детей наблюдательность, заинтересованность, способность к экспериментированию.

Участники проекта:

Тип проекта:

  • по составу участников – групповой (воспитатели, воспитанники, родители);
  • по целевой установке – исследовательский, познавательный.

Сроки реализации: Долгосрочный (февраль-апрель)

Этапы реализации проекта:

  • 1 этап – подготовительный
  • 2 этап – основной (реализация проекта)
  • 3 этап – заключительный

Предполагаемый результат:

Перспективный план проекта

Мероприятия

Цели

Сроки

1 этап подготовительный

Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

Постановка проблемы перед детьми.

Вызвать живой интерес к предстоящей деятельности.

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования.

Создать условия для реализации проекта.

2 этап основной

Рассматривание книг, иллюстраций о растениях.

Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них. Углублять и расширять знания о видах растений.

Углублять и расширять знания детей о различных овощах, земледелии.

2 неделя
3 неделя

Познакомить с интересными представителями мира растений.

Рассматривание семян фасоли.

Дать представление о форме и строении семени.

Продолжить знакомство с семенами фасоли, как материалом для творчества.

Замачивание семян фасоли:
- в благоприятных условиях,
- в отсутствии тепла,
- в отсутствии воздуха (в воде).

Познакомить детей с необходимыми условиями для проращивания семян.

Оформление дневника наблюдений.

Зафиксировать наблюдения за растениями.

Подведение итогов экспериментирования с замачиванием семян фасоли.

Закрепить знания об условиях проращивания семян.

Посадка проросших семян в горшочки с землёй.

Познакомить детей с процессом посадки проросшего семечка в грунт.

Наблюдение за ростом и развитием фасоли. Фиксирование изменений
в дневнике наблюдений.

Побуждать детей замечать изменения, радоваться положительным результатам.

4 неделя
5 неделя

Уход за рассадой.

Познакомить с необходимыми условиями для роста и развития фасоли. Формировать интерес к результатам своего труда. Показать технику рыхления и полива растений.

5 неделя
6 неделя
7 неделя

3 этап заключительный

Конкурсы (загадки, игры, п/эстафета) с овощами и об овощах.

Настроить детей на высаживание растений на грядку.

Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.

Пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики)

Я фасоль в руках катаю,
Между пальчиков верчу,
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу!

Художественно- эстетическое развитие

Изобразительная деятельность: плоскостная (рельефная) и объемная лепка с применением гороха и фасоли.

Музыкальное развитие: шумовые музыкальные инструменты своими руками из гороха и фасоли).

Речевое развитие

Стихи про бобовые

Много видов есть фасоли,
И растёт она на поле,
Или по верху плетётся
Где придётся, как придётся.
Хорошо когда на грядке
Она будет вкусной сладкой,
В винегретах и салатах
Витаминами богатых.
В детский сад пришла весна,
Мы посеем семена
В чёрную земельку,
В мягкую постельку.
Ты, фасолька, уродись,
Над землёю поднимись
С пышными цветами,
С крупными стручками!

Посадили огород,
Посмотрите, что растёт!
Будем мы ухаживать,
Будем поливать,
Будем за росточками
Дружно наблюдать!

- Отчего зацвёл цветок? -
Малыши хотят узнать.
- Оттого, что мы цветок
Не ленились поливать!

Тянет длинные усищи
И себе опору ищет,
Ведь любой его стручок
Хочет свой погреть бочок.

Загадки про фасоль

Повернулся на бочок,
Этот длинненький стручок.
Приготовишь – съест король,

Эту вкусную…
Первое – нота,
второе – то же,
А целое –
на боб похоже.

Я не горох, хотя стручки имею.
Суп из меня нежнее и вкуснее.
Две ноты – вот мое название.
Подумай, приложи старание.

Я не горох, хотя стручки имею.
Суп из меня нежнее и вкуснее.
Две ноты — вот мое название.
Подумай, приложи старание.
В огороде хоть росла,
Знает ноты “соль” и “фа”.

Вьётся длинная лиана
По забору вверх и вдоль.
Как созреет - для гурмана
На тарелочке .

Результаты проектной деятельности:

В процессе реализации проекта воспитанники группы:

- учились наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы;

- познакомились со строением семян фасоли и гороха;

- научились ухаживать за растениями, учитывая их потребности;

- наблюдали за всеми этапами роста и развития фасоли;

- учились фиксировать в дневнике свои наблюдения;

- занимались творческой деятельностью с использованием семян фасоли и гороха (рельефная лепка, аппликация, изготовление шумовых музыкальных инструментов);

- познакомились с литературными произведениями о бобовых культурах (стихи, загадки, сказки);


Цель занятия: Закрепить знания детей о строении семени фасоли (из двух семядолей и зародыша); об условиях необходимых для роста растения (свет, тепло, влага, почва).

Задачи:

Учить детей ставить перед собой цель, познакомить с посадкой крупных семян, формировать умение составлять алгоритм посадки фасоли.

Развивать исследовательские способности у воспитанников, развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: лунка, посадка, влага, почва.

Воспитывать желание добиваться успеха, учить сотрудничать друг с другом, участвовать в общем деле.

Предварительная работа:

Чтение рассказов и сказок познавательного характера про растения.

Методические приемы:

Практический: посадка фасоли.

Словесный: беседа с детьми, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера.

Словарная работа: активизация в речи слов: лунка, посадка, влага, почва.

Развивающая среда: презентация о фасоли

Проектирование воображаемой ситуации: практическая ситуация: Весна прислала посылку с разными семенами.

Технологии: ИКТ, игровые, опытно-исследовательская

Ход НОД:

1. Вводная часть.

— Что же за семена прислала нам Весна? Я вам загадаю загадки про эти семена, а вы ищите отгадки в тарелочках.

Раскололся тесный дом на две половинки,

И посыпались оттуда бусинки-дробинки. (Горох)

Наши поросятки выросли на грядке

К солнышку бочком, хвостики крючком.

Эти поросятки играют с нами прятки. (Кабачки)

Золотая голова велика и тяжела,

золотая голова отдохнуть прилегла.

Голова велика, только шея тонка. (Тыква)

Вырастаю всем на диво

Высока, стройна, красива,

Прячу в светлые перчатки золотистые початки.

Пусть не слаще я арбуза, но сытней, я… (кукуруза).

И сам с вершок и домик стручок,

А в горшок попал, с головой пропал.

Рады в доме стар и млад — только ложки стучат.

2. Основная часть.

Сегодня мы с вами будем сажать семена фасоли, а остальные семена посеем на огороде. Из такого семени вырастает вот такое растение. (Показ слайда с фасолью, с цветами и плодами).

—Как называется это растение?

— Из каких частей состоит? У фасоли есть стебель, листья, цветок.

—А зачем растению цветок? (Чтобы были семена).

—Где находятся семена фасоли? (в стручке). Показ стручка.

— А зачем растению семена? (Чтобы из них выросли такие же растения).

— Где используют фасоль? (Варят суп, овощное рагу, консервируют)

Взять несколько набухших семян фасоли, снять кожуру, рассмотреть. Там маленькое растение — зародыш. Семя делится на две части — две семядоли.

Хотите, чтобы у вас выросла такая фасоль? Ребята, если я положу семена в коробку, потрясу, вырастет у нас фасоль? (Нет). Необходима почва, вода и во что сажать. Давайте это все подготовим. (Дети приносят воду, тазик с землей, палочки, лопатки, грабельки.) А чтобы не запачкаться самим и не испачкать столы, что нужно сделать? (Надеть фартуки, накрыть столы клеенкой). Как вы думаете, что нужно сделать в самом начале? (насыпать землю в контейнер).

Сейчас я вам покажу, как надо посадить фасоль. Насыпаем землю в контейнер, делаем углубление с помощью палочки, в лунку опускаем заранее замоченную фасоль, присыпаем землей, поливаем. Лейку при поливе держим двумя руками, носик ставим на край контейнера, льем понемногу, ждем, пока вода не впитается в землю. (Алгоритм посадки фасоли на слайде). Дети рассказывают по очереди последовательность работы (3–4 ребенка).

Работа детей. (Посадка фасоли)

Фасоль мы посадили, что нужно растению, чтобы оно выросло? (Тепло, свет, воздух, вода, почва, забота). (Следующий слайд)

На готовом календаре отмечаем стадии роста. I стадия — нарисована земля. Каждый ребенок наклеивает на свой контейнер выбранный им условный знак.

Ребята, как же мы сообщим Весне, что уже посадили семена? (предложения детей).

3. Заключительная часть.

—Ребята, с семенами каких растений мы сегодня познакомились?

—Из каких частей состоит растение?

—Семена какого растения мы с вами посадили?

— Без чего не сможет вырасти растение? (без тепла, света, почвы, воды, заботы)

— Наша забота поможет семенам прорасти и вырастить прекрасные растения.

Основные термины (генерируются автоматически): растение, семя, фасоль, Алгоритм посадки фасоли, Весна, вод, земля, Посадка фасоли, почва, семя фасоли.

Похожие статьи

Наблюдение за прорастанием семян, вегетацией.

Определение некоторых физических свойств зерен фасоли.

Семена фасоли и её незрелые бобы (лопатки) обладают высокими вкусовыми качествами. Их используют для приготовления разнообразных блюд, всевозможных супов, начинок, приправ, гарниров, паштетов и холодных закусок. Фасоль широко используют в консервном.

Исследование наиболее часто выращиваемых сортов фасоли.

В зависимости от цвета семена фасоли продовольственной классифицируют на три типа, из которых I тип фасоль белую подразделяют на шесть подтипов; II тип фасоль цветную однотонную – на четыре подтипа и III тип фасоль цветную пеструю – на два подтипа [13,14].

Белок фасоли по переваримости превосходит белок гороха и чечевицы и приближается по этому показателю к белку мяса и рыбы, а по количеству витаминов В1, В2, РР, С фасоль превосходит последние. Кроме того, фасоль используется как лекарственное растение.

Аминокислотный состав зерен фасоли, выращиваемых.

В исследовании аминокислотного состава зерен фасоли были исследованы 13 местных сортов фасоли и использовано высокоээффективная жидкостная хроматография марки Agilent 1200, универсальная колонка С18. Метод аминокислотного анализа состоит из: пробоподготовки.

Выращивание гороха посевного (Pisum sativum) посевом семян.

Грох посевной, латинское — Pisum, однолетнее, самоопыляющееся травянистое растение семейства Бобовые, зерновая бобовая культура. Горох всеми любимое растение и это вполне объяснимо. Горох не только вкусный, но и очень полезный.

Наблюдение как ведущий метод познания дошкольниками природы

При повторных наблюдениях, когда задачей является установление состояния растения или животного (например, рассматривание дерева с расцвеченными листьями осенью или цветущего весной, наблюдение за поведением воробьев, купающихся в весенней луже).

Изучение этапов жизни семечки перца | Статья в журнале.

Статья рассказывает о появлении растений, прослеживает все процессы от прорастания семени до собирания плодов, содержит эксперименты, опыты и показывает какие факторы и как влияют на рост растений. Ключевые слова: семечко перца, этапы жизни, выращивание.

Влияние размера семени на прорастание и формирование.

Долгое время его посадки использовались лишь для отделения одной грядки от другой.

В процессе развития растения редиса проходят 2 периода роста: прорастание семян и появление всходов, начальный рост розетки листьев и корней, формирование корнеплода.


В рамках готового исследовательского проекта по окружающему миру "Моя фасоль" учащаяся 2 класса начальной школы выяснила, какие условия нужны для выращивания фасоли в домашних условиях, провела наблюдения за ростом и развитием фасоли.

Подробнее о проекте:


В индивидуальной детской исследовательской работе "Моя фасоль" обучающейся 2 класса начальной школы выдвинута гипотеза о том, что, прорастание семян и развитие растения зависит от различных условий среды. Поэтому в рамках проекта был проведен эксперимент по выращиванию фасоли из пророщенных (замоченных) и не пророщенных (сухих) семян. Автор сделал выводы о наиболее оптимальных условиях прорастания семян и роста фасоли.

В ученическом проекте по биологии в доступной форме изложены краткие теоретические сведения о фасоли, а также перечислены полезные свойства данного продукта, о которых автор проекта узнал из беседы с родными и поварами школьной столовой. Учащаяся начальной школы исследовала технологию выращивания фасоли в домашних условиях и представила фототчет растения, которое у нее выросло.

Оглавление

Введение
1. Краткие сведения о фасоли.
1.1. Посещение библиотеки.
1.2. Посещение школьной столовой.
2. Выращивание фасоли.
Заключение
Список литературы

Введение

Эксперимент закончился, работы были сданы, и вдруг стало грустно расставаться с фасолью. Решено было и дальше ухаживать за растением.

Актуальность: человек употребляет большое многообразие растительной пищи. Но возможно ли выращивание фасоли в домашних условиях, а если возможно, то какие условия необходимо создать, и почему люди так её любят?

Цель исследования: выяснить, какие условия нужны для выращивания фасоли в домашних условиях, провести наблюдения за ростом и развитием фасоли.

  1. Изучить печатные материалы и материалы Интернета о значении фасоли как продукта питания;
  2. провести опрос родных, поваров о пользе фасоли;
  3. исследовать технологию выращивания фасоли в домашних условиях;
  4. поставить эксперимент-наблюдение по выращиванию фасоли.

Гипотеза исследования: прорастание семян и развитие растения зависит от различных условий среды.

Объект исследования: семена фасоли.

Предмет исследования: условия прорастания семян и роста растений.

  1. сбор информации,
  2. наблюдения,
  3. эксперимент.

Сначала приступила к поиску и отбору необходимой информации. Провела эксперимент по выращиванию фасоли в домашних условиях. Сделала выводы и оформила презентацию, чтобы можно было поделиться результатами исследования.

Краткие сведения о фасоли


При более глубоком изучении материала выяснилось, откуда родом фасоль – это растение пришло к нам из Мексики. Оно относится к семейству бобовых и пользуется особой популярностью. Фасоль является источником почти всех необходимых человеку витаминов (A, K, E, B1, B2, PP, B6, C) и минералов, таких как кальций, магний, железо, марганец (Ca, Fe, K, Cu, Zn, S) и другие.

Её польза велика:

Наиболее благоприятный климат для выращивания фасоли - тёплый. Именно поэтому в основном она произрастает на побережье Черного моря, в Южной Америке, Китае и Европе. В Казахстане же выращивают сорта фасоли, которые обладают более высокой стойкостью к холоду. Сортов фасоли насчитывается более 200, из которых используются всего 20, они отличаются внешним видом, вкусовыми качествами, сроками созревания.

Посещение библиотеки

Для пополнения знаний о фасоли посетили в библиотеку. Библиотекарь предложила много информации о фасоли: сказки, стихи, загадки, пословицы.

Много видов есть фасоли.
И растет она на поле
Или поверху плетется,
Где придется, как придется,
Хорошо, когда на грядке,
Она будет вкусной сладкой,
В винегретах и салатах
Витаминами богатых.
А огромные бобы
Любят люди как грибы.
В золотой семье бобовых
Фасоль - не последний овощ.

Посещение школьной столовой

Выращивание фасоли

Собрав всю необходимую информацию, эксперимент начали с того, что для начала было подготовлено всё необходимое для проращивания семян. Понадобился небольшой кусочек ткани. Его положили в тарелочку, смочили водой. Затем в эту тряпочку положили несколько семян фасоли, завернули фасоль и поставили на окно поближе к свету.

Каждый день смачивали тряпочку водой. Через 2 дня семена проросли.

При умеренном увлажнении семена фасоли набухают и прорастают при том условии, что у них есть доступ к кислороду, так как при прорастании семян резко увеличивается интенсивность дыхания семян, а влага помогает семени прорасти.

фасоль 1

30 сентября – 4 день

Сначала перед посадкой подготовили для фасоли почву. Для эксперимента было взято два разных семени фасоли: пророщенное и сухое, а также горшочек с песком. Сажали фасоль под полив, другое семя было посажено в песок.

3 октября – 7 день

Появился росток пророщенного семени.

7 октября – 9 день

Появился росток сухого семени, пророщенный росток вытянулся на 2см.

фасоль 2

10 октября – 14 день

Было замечено: росток из пророщенного семени выше сильнее, чем из сухого. Первый росток фасоли вытянулся на высоту 13 см. Появились два полноценных листочка. Второй – сильно отставал в росте.

А в песке пророщенное семя сгнило, так как песок уплотнённый и не пропускает воздух, а растениям он необходим.

фасоль 3

13 октября – 17 день

В этот день последний раз замерили высоту фасоли. После того как мы с дедушкой ее удобрили, фасоль начала расти не по дням, а по часам. Пророщенная фасоль стала высотой 21 см, а непророщенная почти догнала свою соседку.

фасоль 4

Я довольна проделанной работой и хорошей оценке за нее. А что же дальше… мне стало жалко расставаться с моей фасолью. Я вспомнила, как каждое утро бежала к окошку проверить ее, посмотреть, что изменилось, как она себя чувствует.


Продолжали ухаживать за растениями: поливать, рыхлить землю, поворачивать их к солнышку. Рассадили растения по разным горшочкам, им стало тесно расти вместе.

Бабушка тоже принимала участие в моем эксперименте. Она рассказала мне о том, что фасоль очень ценная продовольственная культура. По составу белка, она близка к мясу. И в некоторых странах, например, в Бразилии ею заменяют мясо. В интернете мы нашли очень много блюд, приготовленных из фасоли, и потом готовили некоторые из них: это салаты, гарниры, супы, вторые блюда. А какие вкусные пирожки из фасоли!

Бабушка рассказала о том, что фасоль не только полезный и вкусный продукт. В фасоли содержатся почти весь набор витаминов, необходимый человеку для здоровья, также в ней есть минеральные вещества, поэтому растение широко используется в народной медицине. Оно помогает в лечении многих органов и заболеваний человека.

23 октября – 27 день

Фасоль прекрасно себя чувствует, увеличилось количество листочков. Мы с дедушкой подвязали фасоль, потому что стебельки стали падать.

30 октября – 34 день

Фасоль радует своим видом, значит, за ней хорошо ухаживают. Я подсыпала землю в горшочки. Дедушка помог мне сделать вторую подкормку. Дедушка прищепнул макушку одного растения. Но не объяснил мне для чего. Сказал, что я сама увижу разницу.

11 ноября – 46 день

Растение чувствует себя хорошо. После второй подкормки заметно толще стал стебель, фасоль набирает силу. Растение, которое прищепнули, намного ниже ростом второго, но у него появились новые боковые веточки. Оно стало похоже на кустик. Я жду не дождусь, когда же она зацветет.

23 ноября – 58 день

У меня отличное настроение, наконец-то моя фасоль зацвела. Цветочки очень красивые, светло фиолетового цвета, очень нежные. С дедушкой удобрили растения третий раз, чтобы они лучше цвели. Начали формироваться стручки.

Через 3 дня появились маленькие стручки.

12 декабря – 77 день

Продолжается цветение и формирование стручков. На кустике больше цветов и стручков, чем на высоком растении. Дедушка объяснил, что у кустика сила уходит не на рост, а на цветение и формирование стручков.

фасоль 5

26 декабря – 91 день

Стручки фасоли достигли зрелости. Я сорвала 2 стручка и отнесла в школу. Как же удивились все дети и учительница! Ведь я одна из всего класса добилась таких результатов. Я счастлива!

Длина стручков от 13см, до 18см, правда внутри стручка созрели не все семена.

Всё таки условия для роста были не идеальные.

фасоль 6

Растения стали желтеть и засыхать. Пришлось с ними расстаться. Мы собрали весь урожай. Получилось 14 стручков. Положили их в теплое место для высыхания.

И тут бабушка предложила попробовать посадить семена моего урожая и проверить вырастет ли новая фасоль. Дедушка посмотрел на меня загадочно, а я захлопала в ладоши. Мне очень понравилась эта идея.

Я дождалась, когда стручки высохли. И все началось сначала…

9 января – 1 день.

Стручки высохли. Мы взяли самый большой из них. Раскрыли и отобрали несколько лучших семян. По размеру они были меньше, чем те, что я садила в самом начале эксперимента. Но я очень надеюсь, что они прорастут.

Я замочила фасоль..

Заключение

Проводя исследование по проращиванию семян, мною были выполнены все поставленные цели.

Теперь я знаю, как можно вырастить фасоль до полного ее созревания, и доказала это. Но в домашних условиях её сложно вырастить столько фасоли, сколько требуется для приготовления бабушкиного салата. Поэтому попробую вырастить её в огороде у дедушки весной и летом.

Для повышения роста и урожайности фасоли необходимы:

  • тепло, поэтому для нее следует отвести грядку на солнечном месте и защитить от холодных ветров;
  • плодородная почва;
  • свет;
  • вода;
  • уход (правильная посадка, полив, подкормка, окучивание).

Для класса я сделала наглядное пособие. Теперь все могут видеть, какие разные бывают стручки фасоли.

5111852_foto__fasol_prorastaet_ (414x700, 53Kb)

Предложите ребенку вырастить свое собственное растение и понаблюдать за всеми стадиями его роста. Для этого вам понадобится: стеклянная баночка, салфетка и фасоль. Поместите в банку салфетку, а между банкой и салфеткой фасоль. Следите за тем, чтобы салфетка всегда была влажной!

Результат не заставит вас ждать, уже через пару дней вы увидите пробивающийся росток и чудо новой жизни. А еще через несколько дней вы увидите первые листки и корешок.
Если на улице теплое время года, высадите фасоль в грунт и можно дальше наблюдать за ее развитием.

Читайте также: