Опыт классного руководителя в начальной школе

Обновлено: 07.07.2024

Роль классного руководителя в достижении качества воспитательной деятельности в классе по реализации ФГОС НОО.

. В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю, призванному создать условия для достижения главной цели воспитания – самоактуализации личности растущего человека. И если в начальной школе процесс воспитания осуществляется безразличными людьми, потери от такого воспитания невосполнимы. Не секрет, что в начальной школе работают самые творческие, креативно - мыслящие, талантливые педагоги.

Учителю начальной школы, который одновременно преподает и воспитывает, необходимо обладать недюжинными воспитательными способностями. В психологической литературе способности классного руководителя определяют так:

- Способность правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать и сопереживать ему (способность к эмпатии).

- быть примером и образцом для подражания со стороны детей в мыслях, чувствах и поступках.

- вызвать у ребенка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше, делать людям добро, добиваться высоких нравственных целей.

- приспосабливать воздействия к индивидуальным особенностям воспитываемого ребенка.

- вселять в человека уверенность, успокаивать его, стимулировать к самосовершенствованию.

-находить нужный стиль общения с каждым ребенком, добиваться его расположения и взаимопонимания.

- вызывать к себе уважения со стороны воспитанника, пользоваться неформальным признанием с его стороны, иметь авторитет среди детей.

- И самое главное - способность к общению.

Особое сфера проявления коммуникативных способностей педагога – это умение педагога применять поощрения и наказания с целью воспитательного воздействия на ученика. Если поощрения и наказания справедливы, они стимулируют стремление воспитанника к успеху, достижениям. В своей воспитательной деятельности важным считаю внедрение в практику принципа обучения и воспитания успехом. Успех рождает дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ученика. Это залог положительного отношения к учению, школе, науке, труду. Таким образом, ситуация успеха становится фактором развития личностных компетенций школьника.

Современные образовательные стандарты, безусловно, базируются на классике педагогики. Константин Дмитриевич Ушинский писал: "…только успех поддерживает интерес ученика к учителю, познанию нового. Он появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями. Ребенок, никогда не познавший радости труда, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание, интерес учиться, трудиться". Первой заповедью воспитания К.Д.Ушинский считал необходимость дать детям радость труда, успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости и собственного достоинства за свои достижения. Поэтому сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит вопрос организации внеурочной деятельности. Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Внеурочная деятельность – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. Такая деятельность ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность.

Воспитательная работа в классе - процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном сообществе .

Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и их родителей и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме кружков, социальных проектов, секций, экскурсий, поисковых и научных исследований и т.д. И это лишь некоторые формы работы с детьми. Во 2 классе будут использованы и другие формы деятельности.

На основе нашего небольшого опыта организации внеурочной деятельности можно выделить следующие этапы:

1. Подготовительный этап

В рамках реализации подготовительного этапа, мы поставили цель получить от родителей будущих первоклассников информацию об интересах и увлечениях детей, необходимую для проектирования системы внеурочной деятельности учащихся начальных классов.

На организуемом в образовательном учреждении собрании родителей будущих первоклассников классный руководитель предлагает ответить на вопросы анкеты:

Жизнь в школе – это не только уроки, но и интересные школьные и классные дела, увлекательные занятия в кружках, клубах, секциях, студиях. Чтобы Ваш ребенок успешно адаптировался к школьной жизни, быстро нашел занятие по душе, просим Вас ответить на следующие вопросы:

1. Что интересует Вашего ребенка больше всего?

- и да, и нет (трудно сказать, так как ребенок не посещает детский сад).

4. Какое занятие доставляет ему наибольшую радость? Что его может огорчить?

6. Назовите любимую игру Вашего сына или дочери.

7. Какое направление внеурочной деятельности школьников может вызвать у вашего ребенка наибольший интерес? Подчеркните не более двух из перечисленных:

- научно-техническое (техническое творчество);

. В результате были выявлены желаемые направления внеурочной деятельности:

- занятия музыкой, танцами;

- занятия спортом, театральной деятельностью, иностранным языком.

б) Следующий этап – это анализ возможностей школы по проведению занятий по внеурочной деятельности.

Учителями школы были предложены следующие программы кружковых занятий:

В результате родителям вместе с учащимися было предложено по желанию выбрать кружки и секции.

е) Обработав результаты выбора, было составлено расписание занятий внеурочной деятельности. При составлении расписания учитывалось, чтобы для каждого ребенка не было совпадений в занятиях, чтобы не было свободного времени между занятиями. Кроме этого была просчитана нагрузка на каждого ученика.

ж) Для каждого обучающего составлено индивидуальное расписание занятий внеурочной деятельностью и индивидуальная карта достижений

( ПОКАЗ листа достижений)

2. Основной этап

Основная функция классного руководителя на данном этапе – контроль, который включает в себя учет, анализ отклонений, корректирующие действия.

Наряду с функцией контроля важна функция организации и взаимодействия со всеми педагогами-предметниками, которые работают в 1-х классах, Что она предполагает:

Городской конкурс новогодних композиций, при ЭБЦ. 8 участников. Три 1-х и 2 места в разных номинациях;

Школьный конкурс чтецов, посвящённый Дню рождения города 2 учащихся, 1 и 2 место;

УЧАСТИЕ КЛАССА В ШКОЛЬНЫХ, ОКРУЖНЫХ, ГОРОДСКИХ, КРАЕВЫХ, ВСЕРОССИЙСКИХ КОНКУРСАХ, МЕРОПРИЯТИЯХ2011-2012УЧЕБНЫЙ ГОД.

Мероприятие

2,3 место по Хабаровскому краю

Грамота 1место, грамота1 место, грамота2место,грамота2место, грамота за активное участие

Итоги в конце апреля

IV Всемирный конкурс рисунка

1, 1 места, дипломы

Подведение итогов в конце апреля 2012года

Конкурс чтецов, посвящённый Дню рождения города

1,2 место Грамоты за участие.

Конкурс чтецов, посвящённый Дню рождения города.

Грамота 1 место, грамота 2место

Я часто представляю, какими будут мои воспитанники,- надеюсь, это будут самостоятельные и самодеятельные личности. И думаю, что класс стал местом, где дети учатся быть успешными.

Именно к этому я стремлюсь и строю свою воспитательную работу с классом. Успех зависит как от качеств и усилий самого человека, так и от внешних факторов.

Мониторинг уровня воспитанности - один из основных критериев оценки воспитательной работы. Конечно, ещё рано делать выводы, ведь прошёл только 1 год обучения и воспитания. Но работа по анализу воспитанности обучающихся проводится в классе регулярно совместно с психологом школы и показывает неплохие результаты.(мониторинг)

При организации воспитательных мероприятий используется метод коллективных творческих дел, который дает возможность саморегулирования, самоконтроля и самооценки учащихся. Но мы не только побеждаем, в процессе совместной работы поддерживаются и рождаются новые традиции класса. Например, в классе стало доброй традицией ежегодно проводить в школе Урок Мужества в честь Дня Победы, и памяти героя Советского союза Е. Дикопольцева, чьё имя носит наша гимназия.

Результаты мониторинговых исследований детского коллектива свидетельствуют о том, что классный коллектив имеет пока недостаточно высокий уровень сформированности. И это понятно. Мы вместе всего один год. У нас ещё всё впереди. Диагностика класса показывает, что коллектив находится на стадии становления. Есть над чем работать. А что думают сами дети, какой у нас коллектив.

Современное поколение родителей очень молодое и нуждается в педагогической и психологической помощи. Поэтому к подготовке родительского собрания я подхожу основательно. В ходе проведения собраний я использую различные формы и виды деятельности. Это тренинг, анкетирование, консультации, диспуты, советы, работа в микрогруппах. Очень часто приглашаем психолога, учителей предметников, которые ведут внеурочную деятельность..

3. Заключительный этап май 2011-это результативность воспитательного процесса.

Воспитательные результаты внеурочной деятель­ности школьников распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьни­ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой­стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной реальности в целом.

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Достижение трёх уровней результатов внеурочной дея­тельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентич­ность.

На основе этого будут разработаны индивидуальные карты личностного роста для каждого учащегося, которые будут реализовываться в новом учебном году.

Современный классный руководитель не просто воспитатель или предметник-урокодатель, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог. Эти качества педагога могут развиваться только в условиях творчески, проблемно и технологично организованного образовательного процесса в школе, причем при условии, что учитель активно занимается научно-методической, поисковой, инновационной работой, учится искать свое “профессиональное лицо”, свой педагогический инструмент. На протяжении многих лет я стремлюсь к этому. Сейчас у каждого из нас много возможностей. На многих образовательных сайтах, печатных изданиях я участвую в форумах, акциях, конкурсах, публикую свои методические материалы, делюсь опытом с другими коллегами. Своё выступление хочу закончить такими словами:

В сегодняшнем обществе классный руководитель является фигурой, которая требует особого внимания. К личности педагога предъявляется ряд самых серьезных требований. Это и любовь к детям и к своей профессиональной деятельности, широкая эрудиция, высокий уровень общей культуры, нравственности, профессиональное владение методами воспитания. Учителю начальной школы, который одновременно преподает и воспитывает, необходимо обладать еще и недюжинными воспитательными способностями. Ведь к нам приходят совсем еще маленькие дети, которых необходимо ввести в мир школьной жизни, создать условия для их развития, воспитать достойного человека. Я считаю важным и придерживаюсь таких принципов:

- правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать и сопереживать ему,

- быть примером и образцом для подражания;

- вызывать в ребенке благородные чувства, делать людям добро;

- вселять в человека уверенность, находить нужный стиль общения с каждым ребенком;

- вызывать к себе уважение со стороны воспитанника;

- приспосабливать педагогические воздействия к индивидуальным особенностям ребенка.

Энергия детства неисчерпаема, нужно лишь уметь направлять её в нужное русло. Вся моя воспитательная работа направлена на то, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в детском коллективе, мог свободно общаться, играть, проявлять сострадание и стремился к взаимовыручке и взаимоподдержке.

Организуя свою деятельность в классе, иду от реальных, индивидуальных способностей ребенка, принимая его и любя таким, каков он есть. Стараюсь не подавлять природу ребенка, а словно скульптор, следовать за ней, ценить своеобразие маленькой личности, наблюдать, выявлять, поддерживать основные линии его развития, зажигать искорку задора, желание творить и фантазировать. При организации воспитательной работы использую различные формы, приемы и методы, которые дают возможность лучше узнать своих воспитанников. В соответствии с планом воспитательной работы провожу классные часы, уроки мужества, уроки культуры поведения, творческие дела, утренники, огоньки, беседы, викторины, познавательные игры, турниры, марафоны, экскурсии.

Праздники имеют большое значение в жизни ребенка, для полноценного развития они ему необходимы как воздух. Дети любят праздники и с удовольствием участвуют в них. Есть праздники традиционные, без которых невозможно обойтись, а есть и такие, которые требуют инициативы, творчества не только детей, но и родителей. Такие праздники делают жизнь в классе более интересной, насыщенной, помогают ребятам сдружиться и проявить себя. При организации праздника решается психологическая задача (создается у детей состояние эмоционального комфорта, ощущение радости детства, социальная (укрепляется классный коллектив) и педагогическая (воспитание и всестороннее развитие).

Мои воспитанники принимают активное участие в школьных праздниках, как все, так и отдельные ученики, в соответствии с их возможностями и желанием. Каждый делает то, что ему больше по душе: занимается спортом, участвует в художественной самодеятельности, мастерит. А когда мы рисуем, поем, читаем стихи, разыгрываем сценки, украшаем класс, наряжаемся, слушаем музыку -всё это ещё и элементы эстетического воспитания.

Одним из основных направлений моей работы с классным коллективом считаю нравственное и гражданско-патриотическое воспитание. Нравственное воспитание несет в себе любовь и уважение к другим людям, бережное отношение к природе. А это постепенно перерастает в любовь к Родине, своему народу.

Классные часы, посвященные природе родного края, позволяют расширить знания младших школьников об окружающем мире, экологических проблемах. Помогают задуматься над тем, какую посильную помощь в сохранении природы дети могут оказать: озеленение кабинета, высадка зеленых насаждений на пришкольном участке, уборка мусора с лесной полянки после своего отдыха.

Дети любят подражать взрослым. Проигрывая с ними элементы русских народных праздников, можно познакомить со старинными обычаями и традициями, культурным наследием предков. Большую помощь в воспитательной деятельности оказывает устное народное творчество - пословицы и поговорки, загадки, песни, былины, которые знакомят детей со славными подвигами богатырей - защитников земли Русской.

С 1 класса учу детей уважительно относиться к законам своей страны, основной символике государства.

Традиционными в классе стали уроки мужества; праздники, посвященные Дню Победы, Битве под Москвой и другим знаменательным датам. Принимаем участие в митингах и общешкольных мероприятиях.

Уделяется внимание и такому направлению воспитательной работы, как сохранение и укрепление здоровья детей. Провожу разнообразные физкультминутки, подвижные игры. Принимаем участие в школьных спортивных соревнованиях и конкурсах. На классных часах обсуждаем правила личной гигиены, питания, режима дня.

Игра является одним из важнейших видов деятельности младших школьников, поэтому она должна использоваться во всех направлениях воспитательной работы. Провожу самые разнообразные игры: подвижные, ролевые, сюжетные, интеллектуальные. Использую и игры развивающего характера, разнообразные развлечения, ориентированные на творческое самовыражение ребенка. В них предлагается не только материал для подражания, повторения, но и представляется поле для фантазии, личного творчества, что дает мне возможность лучше узнать своих учеников, выявить индивидуальные особенности каждого из них и наметить перспективы для дальнейшего развития их творческого потенциала. Моих воспитанников привлекают игры, в которых можно проявить свои интеллектуальные умения. Загадки, занимательные задачи или другие познавательные игры - хорошие помощники в интеллектуальном развитии школьников.

Очень важно сделать родителей единомышленниками в воспитании и обучении. Где и как собрать родителей и детей вместе? Конечно, за подготовкой и проведением праздников. Часто в классе организую огоньки, утренники, на которые приглашаю родителей. Использую и такие формы: собрания, совместные занятия по интересам, изготовление поделок, выпуск стенгазет, сочинения, изготовление подарков и поздравительных открыток.

Особого внимания требуют семьи, которые испытывают сложности в воспитании детей, находятся в трудной жизненной ситуации. Совместно с патронатным воспитателем провожу работу с неблагополучными семьями. Веду дневник работы с такими семьями. Использую при этом такие формы работы, как посещение семьи, индивидуальные беседы с детьми, тематические консультации с родителями, оказываю посильную помощь в жизнедеятельности таких семей.

Чтобы правильно организовать работу с учениками и их родителями, нужно как можно больше знать о них. Именно поэтому большое значение в работе классного руководителя имеет диагностическая деятельность. Считаю, что диагностические исследования необходимы в изучении особенностей детского коллектива. Провожу анкетирование детей и родителей, тестирование, наблюдения, сочинения, беседы с учениками и родителями.

Классный руководитель - это человек творческий, и ему необходимы такие качества, как артистичность, активность, оптимизм, трудолюбие, веселый нрав. Трудно себе представить педагога, работающего с младшими школьниками и не обладающими такими качествами. Мои коллеги считают, что творческий подход к делу, делают каждое мероприятие, подготовленное мною, запоминающимся.

Распространение педагогического опыта. Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС Здоровье человека — актуальная тема для разговора на все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт работы классного руководителя в начальной школе.

муниципальное общеобразовательное учреждение

Шипиловская основная общеобразовательная школа

Опыт работы классного руководителя.

Беспоясова Лидия Михайловна.

Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием в широком смысле этого понятия.
В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка.
В. Сухомлинский.

Я расскажу о воспитательной работе в сельской школе. Специфика работы в сельской школе заключается в том, что я работаю с разновозрастными группами, совмещаю 1-й с 3-им или 2-ой с 4-ым классами. Все занятия я провожу, учитывая возрастные особенности детей. Я не просто работаю, а живу жизнью детей, воспринимаю свою школу как родной дом. Я знаю каждого ученика ещё до поступления в школу, его семью, положение ребёнка вне школы.

Дела рождаются в соответствии с возможностями детей и нуждами коллектива. Они направлены на выполнение тех требований, которые предъявляют учителя, родители, на то, чтобы помочь друг другу, на создание дел для совместного творческого развития.

Чтобы найти наиболее эффективные формы и методы для осуществления воспитания в классе, я построила различные направления воспитательной работы.

Одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление здоровья обучающихся.

конкурсе по изготовлению новогодней игрушки, открытки, символа года. Ёлку украшаем игрушками, сделанными руками детей. Меня очень радуют успехи моих воспитанников.

В нашем коллективе есть и свои традиции. Это – поздравление с днём рождения именинников, украшение класса к Новому году, получение подарков на 23 февраля и на 8 Марта.

В своей воспитательной работе я не забываю и о сотрудничестве с социумом. Моя дочь работает в сельской библиотеке. Каждую среду для учеников нашей школы она готовит мероприятия различной тематики. Мы вместе с ней обсуждаем темы, наиболее интересные для детей. Т.к. классы у нас малочисленные, то участие в мероприятиях принимают ученики всех четырёх классов. Особенно интересны для детей викторины, командные игры, соревнования. Все дети охотно посещают библиотеку, где не только берут книги для чтения, но и участвуют в библиотечных уроках и мероприятиях.

Кроме этого не забываю и о государственных и национальных праздниках. Обязательно провожу мероприятия к праздникам памятных дат и событий Российской истории и культуры. (День славянской письменности, Пушкинский день, День народного единства и др.)

Мои дети очень любят путешествовать. Мы вместе с ними посещаем картинную галерею, музеи г. Мышкина и г. Углича, участвуем в мастер-классах. Веду работу по изучению родного края. В основном эта работа проводится в детском оздоровительном лагере, который мои воспитанники охотно посещают.

Большое значение придаю совместной работе с детьми по созданию правил нашего сообщества. Заметила, что дети уважают больше именно правила, рожденные непосредственно из окружающей жизни:

Относись к другим так же, как ты хотел бы, чтобы другие относились к тебе (главное правило нашего классного коллектива).

Свободно и смело высказывай свои мысли, свое мнение.

Работай над своей ошибкой, не смейся над ошибками других.

Сначала посмотри на себя, а потом оцени других.

Можно обращаться ко мне по любому вопросу, только не на уроке;

Можно выбрать другую тему, интересную ребёнку;

Можно не пойти в школу, если чувствуешь себя нездоровым;

Можно отказаться от порученного дела, если не видишь смысла в его выполнении;

Можно придумать свое дело;

Можно сказать учителю, когда он несправедлив.

Можно поспорить с учителем, аргументируя свою точку зрения. Все можно!

Мы доверяем друг другу, при этом учимся отвечать за свои поступки и свой выбор.

Быть хорошим классным руководителем – нелёгкий труд. На собственном опыте убедилась, что воспитывать намного тяжелее, чем учить. Но если приложить к своему классу свои умения, знания, душевное тепло, сердечное понимание, родительскую строгость и поддержку, то на выходе из начальной школы мы получим класс счастливых детей с высокими познавательными интересами, уважающих и ценящих труд учителей, любящих свой школьный дом.

Эти правила выражают мое профессиональное кредо. Быть профессионалом для меня означает хорошо знать и любить свое дело, выполнять его легко, изящно, свободно.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педагогическом совете. Отчет о проделанной работе,анализ работы классного руководителя.

Из опыта работы классного руководителя.

Некоторые учителя считают работу классного руководителя дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности; я же называю ее самой главной. Как бы ни была трудна работа классного руководителя, несомненно, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классе реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллектива, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.

С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника.

Учитывая, что ребёнок, придя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом

первого года обучения и воспитания становится познание самого себя.

Третий год воспитания - год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам.

Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.

Предполагаемым результатом данной воспитательной программы является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.

Планируя воспитательную работу с классным коллективом, определила те направления воспитательной системы, руководствуясь которыми я строила свою работу с детьми. В своей воспитательной работе выделяю следующие направления:


Я, Куликова Татьяна Ивановна, вот уже 26-ой год работаю в школе. За эти годы прошла по многим ступеням работы с классным коллективом. Это годы моего становления как классного руководителя.

С чего начинается воспитание?

В соответствии с этим я, как классный руководитель представляю себе свою деятельность:

Я как наставник детей, стимулирующий их самопознание и самовоспитание, развитие в них качеств самоактуализирующейся личности, вооружаю их знаниями и умениями из области методики самовоспитания. Увлекаю их за собой свои собственным примером.

Я как носитель культуры своего народа, включаю детей в разнообразные виды деятельности: художественную, общественную, интеллектуально-познавательную, ценностно-ориентирующую, трудовую, физкультурную, игровую, деятельность свободного общения. И все с позиций ИСТИНЫ, ДОБРА, КРАСОТЫ. Этому способствует приобщение детей к истории своей страны и своей малой Родины, литературе, театру, музыке, живописи, путешествиям, физкультуре и спорту, играм, ремеслу. Я – как посредник между детьми и Культурой. Я – как носитель идеи борьбы с бездуховностью, с засильем псевдокультуры.

Я как организатор и участник коллективной творческой деятельности детей. Я раздаю поручения, и организую детское самоуправление, и провожу совместную личностно-ориентированную коллективную творческую деятельность.

Классный руководитель - это педагог, который вводит ребенка в мир культуры, общение, взаимоотношений, идущий рядом с ребенком, когда тот, входя в сложный мир, вынужден разрешать проблемы личной жизни, нуждаясь в помощи.

Полную информацию смотрите в файле.

Содержимое разработки

Сколько написано в мире статей

И сколько прочитано лекций умных

О том, как воспитывать нам детей,

Пытливых и добрых, смешных и шумных.

Советы несутся со всех сторон:

Пишут ученые, и писатели,

И методисты, и воспитатели.

Иные из кожи аж лезут вон.

Пишут о строгости и о такте,

Что благо, а что для учебы враг.

Твердят, что воспитывать надо так-то,

А вот по-иному нельзя никак!

Тысячи мнений простых и сложных,

Как разные курсы для корабля,

О том, что любить надо осторожно

И мудрости вдалбливать детям должно

С первых шагов, ну почти с нуля.

Я, Куликова Татьяна Ивановна, вот уже 26-ой год работаю в школе. За эти годы прошла по многим ступеням работы с классным коллективом. Это годы моего становления как классного руководителя.

С чего начинается воспитание?

В соответствии с этим я, как классный руководитель представляю себе свою деятельность:

Я как наставник детей, стимулирующий их самопознание и самовоспитание, развитие в них качеств самоактуализирующейся личности, вооружаю их знаниями и умениями из области методики самовоспитания. Увлекаю их за собой свои собственным примером.

Я как носитель культуры своего народа, включаю детей в разнообразные виды деятельности: художественную, общественную, интеллектуально-познавательную, ценностно-ориентирующую, трудовую, физкультурную, игровую, деятельность свободного общения. И все с позиций ИСТИНЫ, ДОБРА, КРАСОТЫ. Этому способствует приобщение детей к истории своей страны и своей малой Родины, литературе, театру, музыке, живописи, путешествиям, физкультуре и спорту, играм, ремеслу. Я – как посредник между детьми и Культурой. Я – как носитель идеи борьбы с бездуховностью, с засильем псевдокультуры.

Я как организатор и участник коллективной творческой деятельности детей. Я раздаю поручения, и организую детское самоуправление, и провожу совместную личностно-ориентированную коллективную творческую деятельность.

Классный руководитель - это педагог, который вводит ребенка в мир культуры, общение, взаимоотношений, идущий рядом с ребенком, когда тот, входя в сложный мир, вынужден разрешать проблемы личной жизни, нуждаясь в помощи.

Основная цель деятельности классного руководителя – содействие развитию личности, реализации ее творческих способностей через коллективную деятельность. Воспитательная система развития классного коллектива представляет собой способ организации жизни и воспитания членов классного сообщества с целью создания благоприятных условий для их развития.

Воспитание успешно, если оно системно.

Моя система воспитания начинается с того, что я сначала четко представляю себе, чего же я хочу добиться от детей на данном этапе вре­мени, какими я хочу увидеть их в конце года, что я могу изменить и чего ни в коем случае не должна делать. То есть я на основе анализа за про­шлый год, с учетом позитива и негатива в своей работе за прошедший пе­риод определяю воспитательные задачи.

К настоящему моменту познавательные и учебные мотивации детей сформированы. В целом, класс серьезно относится к учебной деятельности, с большим интересом изучает все предметы. В классе 1 отличник и 8 хорошистов. Большинство учащихся участвует в интеллектуальных состязаниях, проводимых в школе. Весь классный коллектив вовлечен во внешкольную интеллектуальную деятельность – занят дополнительным образованием.

Каждый, кто вкладывает душу в работу с классом, знает по опыту, что без сплоченного коллектива невозможно не только успешно решать педагогические задачи, но и просто совместно проживать все радости и горести, которые неизбежны в школьной жизни. Одним из средств сплочения коллектива в единое целое самоуправление. Командиром класса (КК) является Башкиров Сергей, а его заместителем – Матосян

Взаимодействие внутри класса происходит по следующей схеме:

В классе организована работа следующих секторов:

• КУЛЬТМАССОВЫЙ: организация перемен; помощь в подготовке и проведении классных вечеров, праздников, конкурсов; выпуск поздравительных и развлекательных газет; поздравление ветеранов;

Духовно-нравственные качества личности учащихся в классе на высоком уровне. Коллектив очень эмоциональный, ему присуще чувство сопереживания, доброжелательности. Волевые качества учащихся развиты. Дети умеют взаимодействовать и сотрудничать с педагогами и одноклассниками.

Дети очень активные, эрудированные, творчески настроенные при любом расположении духа, заинтересованные в получении знаний, хотя иногда и позволяют себе лениться.

Между тем, начав общаться с ребятами более тесно, я пришла к выводу, что каждый учащийся моего класса – это личность. Личности разные, иногда своеобразные, со своими интересами и внутренним миром, со своим принятием или неприятием всех моих начинаний, со своей позицией и взглядами на все, что происходит вокруг. И я поняла, что моя задача – сделать так, чтобы каждый из моих воспитанников состоялся как личность творческая, смело и свободно мыслящего человека, обладающего высокой культурой, широкими и глубокими, постоянно обновляющимися и развивающимися знаниями. Главной целью воспитательной работы в классе стало создание условий для саморазвития и самореализации личности каждого ребенка, его успешной социализации в обществе.

Исходя из данной цели, определились основные направления воспитательной работы:

Планируя воспитательную работу с классным коллективом, определила те направления воспитательной системы, руководствуясь которыми я строила свою работу с детьми. В своей воспитательной работе выделяю следующие направления:

Духовно-нравственное

Формы работы: классные часы, экскурсии, беседы, встречи с интересными людьми, конференции, конкурсы, концерты.

В классе проводится работа по приобщению детей к духовно-нравственным ценностям, традициям, формированию у них основных нравственных правил и идеалов, понятий добра и зла. Ежегодно класс участвует в мероприятиях “Строка, оборванная пулей”; является организатором ежегодного поэтического часа, посвящённого А.С. Пушкину Нет, я не Байрон…” (к юбилею М.Ю. Лермонтова),

Такие классные часы способствуют развитию у детей интереса к истории своей страны и малой родины.

Учащиеся принимают участие в различных конкурсах, концертах. Все мероприятия направлены на воспитание у детей отзывчивости, ответственности, милосердия.

Эколого-краеведческое

Формы работы: экскурсии, поездки, беседы, тематические классные часы, встречи с интересными людьми, конференции, конкурсы, поисковая работа; творческие дела, трудовые десанты.

Одним из важных направлений в моей работе считаю эколого-краеведческое направление. Проводится работа по воспитанию любви к малой Родине, формированию позиции: кто уничтожает природные ценности – тот безнравственный человек. Большое значение уделяю воспитанию у детей бережного отношения к природе. Ежегодно учащиеся принимают участие в различных акциях: “Птичья столовая”, “Помним о ветеранах” (благоустройство аллеи Победы)

Гражданско-патриотическое

Формы работы: экскурсии, беседы, классные часы, просмотр фильмов, встречи с интересными людьми, патриотические акции, военно-спортивные игры, конкурсы, торжественные линейки.

Работая в этом направлении, стараюсь воспитывать в детях любовь к Родине, к традициям и истории своей страны. Поэтому в классе проводятся уроки Мужества, приуроченные к знаменательным датам

Например, “Мы будем помнить”, “Строки, опалённые войной”, “Сталинградская битва”.

Ежегодно ребята участвуют в спортивно-конкурсной программе “А ну-ка, мальчики!” Прошли классные часы “Я гражданин и патриот своей страны”, “Мои права и обязанности” др. Все это формирует у учащихся устойчивые жизненные позиции, сознательное отношение к своему долгу перед защитниками Отечества, перед своей страной.

Художественно-эстетическое

Формы работы: посещение музеев, выставок, классные часы; конкурсы.

Физкультурно-оздоровительное

Формы работы: походы, спортивные мероприятия, уроки здоровья, соревнования, утренняя гимнастика, физкультминутки на уроках, работа спортивных кружков и секций.

Очень важная роль в нашем классе отводится укреплению здоровья учащихся и развитию физической силы и ловкости. Мой класс участвует во всех спортивных мероприятиях и соревнованиях, которые проводятся в школе. Ребята посещают спортивные кружки и секции, вместе с родителями организуем походы по родному краю. В классе есть свои спортсмены, которые регулярно принимают участие в районных мероприятиях – это…. Участие в спортивных мероприятиях помогает сплочению коллектива, осознанию своих возможностей, выработке терпения, настойчивости, достижения цели.



Для реализации сплочения класса использовались различные формы работы с учащимися.



Для меня как педагога, классного руководителя очень важно, какие взаимоотношения рождаются в процессе деятельности. Поэтому занимаюсь мониторингом воспитанности, анализирую и диагностирую межличностные отношения и по необходимости оказываю помощь сама и при­влекаю специалистов-психологов к этой работе.

Для изучения личности каждого моего воспитанника, я применяла целый ряд эмпирических методов, позволяющих получить информацию о личности школьников и уровня их знаний, эмоциональном состоянии, интересах, мотивах деятельности и т.д. Это наблюдение, беседа, опросники, анкеты, тесты. Основной формой индивидуальной работы с учащимися является психолого-педагогическая диагностика, с которой я начинаю работу в новом коллективе и пользуюсь её результатами в дальнейшем.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. В основе сотруднического взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Свою работу с пятым классом я начала с изучения семей учеников класса, составления социальной карты класса. В программе воспитательной работы с классом отдельное место отвожу работе с родителями – состав родительского комитета, план работы, протоколы заседаний, учет посещаемости родителями собраний.

Применяю разные педагогические приемы изучения семьи:



Эффективность воспитания детей в семье в значительной степени зависит от педагогической грамотности родителей, поэтому значительное место отводится психолого-педагогическому просвещению родителей. С этой целью проводятся занятия родительского открытые уроки для родителей, тематические собрания с привлечением психолога, медицинского работника, совместные родительские и ученические собрания с приглашением учителей–предметников.

Работа с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, организацию помощи в обучении и развитии обучающегося.

По моим наблюдениям, совместная деятельность классного руководителя и родителей становится более активной, благодаря использованию разнообразных форм работы.



Основной формой работы с родителями является проведение родительских собраний. Я столкнулась с проблемой привлечения родителей на собрания. О данной проблеме твердят почти все классные руководители, работающие в среднем звене. Со временем я выработала правила организации родительских собраний:

Правило первое. Тема родительского собрания всегда актуальна для родителей. Тема собрания обычно появляется сама собой.

Правило второе. Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время. Для осуществления данного правила я провожу опрос перед мероприятием об удобном времени проведения.

Правило третье. План проведения родительского собрания должен быть им известен. Данное правила является психологически необходимым, так как пребывание в школе зачастую вызывает стресс.

Правило четвертое. Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.

Правило пятое. Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.

Правило шестое. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным. Я не могу позволить себе прийти на урок неподготовленной, так и родительское собрание должно быть ярким, эмоционально насыщенном, оно должно иметь позитивный отклик родителя.

Есть много способов привлечь родителей в школу, но, мне кажется, самый эффективный из них – это доброе отношение к детям и уважение их родителей.

Я часто представляю, какими будут мои дети - это будут САМОстоятельные и САМОдеятельные личности, понявшие свою САМОценность, которые достигли САМОопределения и САМОутверждения путем САМОразвития и САМОреализации.

Важно не упустить в воспитании детей стремление делать, добрые дела бескорыстно, не за вознаграждение, а лишь за самоудовольствие от­того, что твой труд принес пользу членам твоей семьи, твоей школе, твоему родному поселку, стране, всему миру.

Может, кто-то возразит, что с высокими идеалами сегодня не вы­жить, но я считаю, что без высоких идеалов станешь лишь потребителем. Чтобы стать личностью, надо помнить о нравственных традициях, сло­жившихся на Руси. Воспитание на Руси всегда было первичным, оно являло суть образования, а душа признавалась объектом педагогического влияния. Конечной целью воспитания было спасение души, так как гуманизм на генном уровне был заложен в русском народе.

Нет лёгких путей в воспитании, а трудности, разочарование, тяжелые минуты в нашей работе нужно пережить. Пережить! Не прочитать о таких минутах, а пережить самому! Пережить, перечувствовать, перестрадать – и вынести из этого горнила ту истинную любовь к детям, которую уже ничто не поколеблет. Иначе воспитатель пропал. Если он не любит детей, каждый урок для него, каждая встреча с ребёнком – мука.

Отыскивая золотые крупинки во всем историческом про­странстве жизни и, главное, в современности, надо помочь каждому ре­бенку обрести не только веру, но и уверенность в себе. Без этого, даже если он вырастет здоровым и сильным, он не будет соответствовать высокому назначению человека. Ведь именно это поколение должно стать той силой, которая построит новую процветающую Россию.

Воспитатель не может быть равнодушным человеком, ведь он общается не с предметом, а с настоящим чудом природы. И это чудо нужно вскормить теплотой своего сердца, богатством своей души. Чуткое сердце ребенка не приемлет лжи, любая неискренность будет обнаружена, и его внутренний мир закроется от допустившего ошибку воспитателя.

И надо помнить, что воспитание - это объективная реальность, которая была, есть и будет, пока существуют дети. Школа – самая удивительная лаборатория, потому что в ней создаётся будущее. И задача классного руководителя (а значит, и моя задача) – видеть себя в детях, жить жизнью детей, помогать им становиться взрослыми, и всегда помнить, что мир должен быть основан на любви, добре, милосердии, взаимопонимании.


-75%

Читайте также: