Определите расстояние направление от школы с беличи до точки а

Обновлено: 05.07.2024

Семенов-Тян-Шанский считал, что “карта важнее текста, так как говорит нередко ярче, наглядней и лаконичней самого лучшего текста”.

Топографическая карта – это особенная общегеографическая карта, она детальна и крупномасштабна, изображает местность практически приближенной к плоскости. Часто это что-то среднее между планом и картой. Используют знаки плана, но с географической сеткой. В школе эта тема изучается только в 6-м классе в разделе “План и карта”.

К 11-му классу учащиеся забывают все азы этой темы, и на дополнительных занятиях я уделяю особенное внимание повторению изученного ранее. А подготовка к ЕГЭ часто напоминает изучение нового материала.

Пользуясь этой картой, мы рассмотрим и решим несколько типов заданий.

Во-первых, рассмотрим масштаб. Здесь представлены все 3 вида:

– Численный 1:10.000 – это значит, что в 1 см на плане или карте 10.000 см в действительности. Для реальных вычислений этот масштаб неудобен.

– Именованный в 1 см 100 м – этим масштабом будем пользоваться при вычислениях расстояний по прямой (по линейке).

– Справа изображен линейный масштаб – этим масштабом будем пользоваться при вычислениях расстояний по кривой (с помощью циркуля с двумя иголками). Например длину изгиба р. Беличка по карте.

Задача № 1. Найди расстояние от точки А до точки Б.

1. Берем линейку и измеряем расстояние по прямой от А до Б – 10 см.

2. По именованному масштабу нам известно, что в 1 см на карте 100 м в действительности. Значит, что бы найти расстояние надо 100 м * на 10 см. = 1000 м или 1 км. Ответ: 1км.

Могут быть задания по переводу из одного масштаба в другой и наоборот. Например: численный масштаб 1: 50.000.000 переведите в именованный. Сколько нулей мы должны убрать? в 1 м 100 см – это 2 нуля + в 1 км 1000 м – это 3 нуля, итого надо убрать 5 нулей.

Ответ: в 1 см 500 км.

Во-вторых, задания по определению азимута, прямого и обратного. Для решения этих задач вам потребуется транспортир. Его тоже, как и линейку, можно брать на экзамен и на ЕГЭ.

Главное запомнить – транспортир надо прикладывать не горизонтально, а вертикально: по направлению север – юг. А центр – это точка, от которой мы находим азимут.

Задача № 2. Определите по карте азимут, по которому надо идти от точки Б до точки высоты 32 м.


Ответ: 42 градуса.

Обратный азимут найдем так: 360 – 42 = 318* (т.е. от т.32 м до точки Б).


Задача № 3. Определите по карте азимут, по которому надо идти от точки Б до точки высоты 27 м.

Ответ: Здесь надо помнить, что определяют по кругу по часовой стрелке от севера. Это значит, что 180 градусов уже есть. Плюс еще 100 градусов. Итого – 280*.

В-третьих, задания по определению знаков плана.

Например: Определить соответствие:

Ответ: А-2, Б-4, В-1, Г-3. Почти все знаки плана и топографической карты можно найти в атласе 6 класса.

Но есть ряд знаков, которых нет в атласе, но есть на экзамене:

1. На зеленом цвете леса стоит знак сосна

27 – средняя высота деревьев,

0,35 – средняя толщина дерева,

7 – среднее расстояние между деревьями.

2. Около моста стоит знак

Д – материал постройки,

5 – высота над уровнем воды, м.

121 – длина моста, м.

6 – ширина моста, м.

15 – грузоподъемность в тоннах.

9 – ширина одной полосы в м.

2 – количество полос.

Ц – материал покрытия (цеменобетон).

12 – ширина покрытой части дороги в м.

17 – ширина всей дороги от канавы до канавы в м.

4. Крутизна ската (КС) – называют угол склона ската к горизонтальной плоскости, чем этот угол больше, тем скат круче. Рассчитывают по формуле:

где h – высота ската в м., d – заложение ската (длина) в м.

Например: h – 30м. d – 600м.

5. Около туннеля

8 – высота туннеля, 12 – ширина, 125 – длина в м.

Напомню правила составления плана:

1) Знать знаки и другие обозначения (например горизонтали и бергштрихи).

2) Знаки суши, в том числе и названия населенных пунктов (их пишут горизонтально), рисуются черным цветом.

3) Знаки водных объектов – синим цветом, в том числе и названия водоемов (названия рек – по течению, названия озер – горизонтально).

4) Каждый объект имеет точечную границу.

5) Одноэтажные, деревянные постройки тонируются желтым цветом, высотные – черным. Асфальтированные дороги – красным, лес – зеленым.

6) Почти все знаки плана рисуются в шахматном порядке (сад – столбиками, болота и солончаки – хаотично параллельно, овраг – по границе склона).

7) Самое главное – сориентировать план по отношению к северу.

Север – верх плана, юг – низ, правая сторона – восток, левая – запад. Но могут быть и задачи на засыпку: определенную часть карты повернули в любом другом направлении и задание таково: определить стороны горизонта. Здесь надо ориентироваться по меридианам (все соединяются на северном полюсе), и параллелям (они направлены с запада на восток).

В-четвертых, в ЕГЭ используют топографические карты для разнообразных логических задач. Приведу в пример некоторые задания из прошлых лет.

Задача 1: Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, наиболее подходит для устройства тренировочного футбольного поля школьной команды. Для обоснования своего ответа приведите не менее двух доводов.

Ответ: Для этих целей подходит площадка № 2. Потому что она ровная. № 1 не подходит, потому что она заболоченная. № 3 тоже не подходит, потому что на ней есть овраги.

Задача 2: Оцените, какую из площадок, обозначенных на карте цифрами 1 и 2 , лучше выбрать для сооружения ветровой энергетической установки, предназначенной для аварийного энергоснабжения школы в селе Верхнее. Свой выбор обоснуйте.

Ответ: Для сооружения ветровой энергетической установки более подходит площадка № 2. Во-первых, потому что она находится на более высоком уровне (площадка № 2 на высоте 32 м, а №1 – 25 м. Во-вторых, от площадки № 1 надо тянуть линию электропередач (ЛЭП) через болото и реку. В-третьих, площадка №2 ближе к школе.

Задача № 3. Для строительства колодца с ветряным двигателем, предназначенного для водоснабжения поселка Новый, предлагаются площадки, обозначенные на карте цифрами 1 и 2.

Определите, какими преимуществами обладает площадка 2, если известно, что водоносные слои на обеих площадках залегают на одинаковой глубине.

Ответ: Во-первых, ветряной двигатель надо ставить на значительной высоте – площадка 2 находится выше чем площадка 1. Во-вторых, площадка 1 находится на болоте. В-третьих, площадка 2 ближе чем площадка 1, значит длина труб для подачи воды меньше.

Задача № 4. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1 и 2, лучше выбрать для размещения новой базы отдыха. Свой выбор обоснуйте.

Ответ: Для строительства новой базы отдыха подходит участок №1. Во-первых, здесь более ровная территория. Во-вторых, этот участок рядом с дорогой, а значит к нему будет удобный подъезд в течении всего года. И еще участок расположен рядом с озером. Это тоже очень важно для базы отдыха. Участок №2 хоть и находится рядом с рекой, но территория заболочена.

Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, наиболее подходит для тренировок членов школьной горнолыжной секции. Для обоснования своего ответа приведите два довода.

Ответ: Наиболее подходит для тренировок участок №3. Участок №1 слишком пологий, да и от дороги до него долго идти. Участок №2 овражист и находится около реки. А это опасно. Участок №3 имеет склон, находится рядом с дорогой.

И наконец, самая трудная работа по топографической карте – построение профиля.

Этой работе уделю максимум внимания, так как в программах по географии эту тему вообще не изучают. Даже иллюстрации профилей материков в атласах за 7 класс имеются, а в учебниках об этом – ни слова.

Приложение 1. Задача № 1. Постройте профиль рельефа местности по линии А – Б.

Приложение 2. Задача № 2. Постройте профиль рельефа местности по линии А – В. Для этого

Piraryky

Для начала вспомним, что азимут-это угол между направлением на север и на искомую точку.На карте его можно найти с помощью транспортира, что мы и сделаем.

Азимут направления от церкви в городе Каменск на клуб в селе Полтавка равен 70°.

Теперь находим расстояние по прямой между этими объектами.

Для этого необходимо знать масштаб карты.

У нас в 1 см 100 метров.

Замеряем линейкой расстояние между объектами.

У нас оно соответствует 6,5 см.

Значит 6,5х100=650 метров.

Ответ: азимут между объектами 70°, а расстояние 650 метров, если округлить, то 700 метров.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Задания по плану местности 1

hello_html_252220d.jpg

1. Какие объекты изображены на юго-западном квадрате плана?

2. В каком направлении от колодца находится точка В?

3. Измерьте расстояние от точки А до точки В по прямой.

4. Изучите участки 1, 2 и 3. Какой из участков подходит для устройства футбольного поля? Почему не подходят остальные два участка?

Задания по плану местности 2.

hello_html_m1ee7c8a1.jpg

1. Какие объекты изображены на юго-западном квадрате плана?

2. В каком направлении от колодца находится озеро Круглое?

3. Измерьте расстояние от точки А до точки В по прямой .

4. Изучите участки 1, 2 и 3. Какой из участков подходит для устройства волейбольной площадки? Почему не подходят остальные два?

Задания по плану местности 3

hello_html_56f2e4ac.jpg
hello_html_m75c326fb.jpg

1. Какие объекты изображены на северо-западном квадрате плана?

2. В каком направлении от точки В находится родник?

3. Измерьте расстояние от точки А до точки В по прямой.

4. Изучите участки 1, 2 и 3. Какой из участков подходит для устройства спортивной площадки? Почему не подходят остальные два участка?

Задания по плану местности 4

hello_html_m32592843.jpg

1. Какие объекты изображены на северо-западном квадрате плана?

2. В каком направлении от точки А находится точка В?

3. Измерьте расстояние от точки А до точки В по прямой.

4. Изучите участки 1, 2 и 3. Какой из участков подходит для катания на лыжах? Почему не подходят остальные два участка?

Задания по плану местности 5.

hello_html_m65d3b74a.jpg

1. Какие объекты изображены на юго-восточном квадрате плана?

2. В каком направлении от точки В находится точка А?

3. Измерьте расстояние от точки А до точки В по прямой.

4. Изучите участки 1, 2 и 3. Какой из участков подходит для занятий лыжной секции? Почему не подходят остальные два участка?

Задания по плану местности 6.

hello_html_1f4a8caa.jpg

1. Какие объекты изображены на северо-восточном квадрате плана?

2. В каком направлении от точки В находится участок 3?

3. Измерьте расстояние от точки А до точки В по прямой.

4. Изучите участки 1, 2 и 3. Какой из участков подходит для футбольного поля? Почему не подходят остальные два участка?

Задания по плану местности 7

hello_html_46dbab5c.jpg

1. Какие объекты изображены на юго-западном квадрате плана?

2. В каком направлении от точки 1 находится точка 2?

3. Измерьте расстояние от точки А до точки В по прямой.

4. На сколько метров точка 2 ниже точки 1?

Задания по плану местности 8.

1. Какие объекты изображены на северо-восточном квадрате плана?

2. В каком направлении от школы находится домик лесника?

3. Измерьте расстояние от точки А до точки В по прямой.

4. Изучите участки 1, 2 и 3. Какой из участков подходит для катания на велосипеде? Почему не подходят остальные два участка?

hello_html_m683b7c71.jpg

Задания по плану местности 9.


hello_html_m6ba6777f.jpg

1. Какие объекты изображены на северо-восточном квадрате плана?

2. В каком направлении от участка 1 находится участок 3?

3. Измерьте расстояние от точки А до точки В по прямой.

4. Изучите участки 1, 2 и 3. Какой из участков подходит для волейбольной площадки? Почему не подходят остальные два участка?

Задания по плану местности 10.

hello_html_5ea8e632.jpg

1. Какие объекты изображены к западу от реки Голубая?

2. В каком направлении от точки 1 находится точка В?

3. Измерьте расстояние от точки А до точки В по прямой.

4. Изучите участки 1, 2. Какой из участков подходит для спортивной площадки? Почему не подходят другой участок?

Задания по плану местности 11

hello_html_m337dc463.jpg

1.Какие объекты находятся на юго-западном квадрате плана?

2. В каком направлении от родника находится село Беличи?

3. Измерьте расстояние от точки А до точки В по прямой.

4. Изучите участки 1, 2 и 3. Какой из участков подходит для устройства волейбольной площадки? Почему не подходят остальные два участка?

Задания по плану местности 12.

hello_html_m4d0ccc2b.jpg

1. Какие объекты находятся в северной части плана?

2. В каком направлении от точки 1 находится точка 2?

3. Измерьте расстояние от точки А до точки В по прямой.

4. Изучите участки 1, 2. Какой из участков подходит для посадки фруктового сада? Почему не подходят другой участок?

Задания по плану местности 13.

hello_html_f39e5ca.jpg

1. Какие объекты находятся к востоку от участка 2?

2. В каком направлении от участка 2 находится участок 1?

3. Измерьте расстояние от точки А до точки В по прямой.

4. Изучите участки 1, 2. Какой из участков подходит для посадки фруктового сада? Почему не подходят другой участок?

Задания по плану местности 15.

hello_html_35d7ed3a.jpg

1. Какие объекты изображены в северной части плана?

2. В каком направлении от точки 1 находится точка В?

3. Измерьте расстояние от точки А до точки В по прямой.

4. Изучите участки 1, 2. На сколько метров выше точка 2 точки 1?

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 25 человек из 16 регионов


Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 592 958 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 17.01.2016 1864
  • DOCX 1.1 мбайт
  • 9 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Балаклеец Ольга Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Минпросвещения упростит процедуру подачи документов в детский сад

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Университет им. Герцена и РАО создадут портрет современного школьника

Время чтения: 2 минуты

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Цель: Научиться определять направления, азимуты и расстояния по плану местности.
Задание1: Определить направление, азимут и расстояние до предложенных объектов. Расчёт вести от точки А. Расчет до объектов ведем по прямой.
1. Определить направление, азимут до колодца.
2. Определить направление, азимут до точки В.
3. Определить направление, азимут до Леса.

Пример записи: От точки А до фруктового сада Направление – ю-з; Азимут - 150°.

1. Определить расстояние до колодца.
2. Определить расстояние до точки В.
3. Определить расстояние до Леса.
Пример записи: От точки А до фруктового сада расстояние = 300 м

Оценить 496 0

Практическая работа 4. Определение направлений и расстояний по плану местности.

Цель: Научиться определять направления, азимуты и расстояния по плану местности.



Задание1: Определить направление, азимут и расстояние до предложенных объектов. Расчёт вести от точки А. Расчет до объектов ведем по прямой.

Определить направление, азимут до колодца.

Определить направление, азимут до точки В.

Определить направление, азимут до Леса.

Пример записи: От точки А до фруктового сада Направление – ю-з; Азимут - 150°.

Определить расстояние до колодца.

Определить расстояние до точки В.

Определить расстояние до Леса.

Пример записи: От точки А до фруктового сада расстояние = 300 м

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Структура урока логично выстроена и соответствует всем требованиям урока открытия новых знаний. Подробнее.

Благодарю Татьяну Вадимовну за замечательный сценарий праздничного мероприятия с дошкольниками. Прек. Подробнее.

Интересная подборка игр. Как только ребёнок научился уверенно ходить, в его жизни появляются подвижн. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Читайте также: