Оппонентами классической школы являются представители

Обновлено: 04.07.2024

Тема 4. Либерализм, или классическая школа в политической экономии

Вопросы:
1. Предпосылки возникновения классической школы.
2. Теоретическая система А. Смита. Теория капитала.
3. Теоретическая система Д. Риккардо. Теория земельной ренты.
4. Дифференциация классической школы.
5. Теоретическая система Дж. С. Милля

1. Предпосылки возникновения классической школы.

Второй крупной школой после меркантилизма стал либерализм, или классическая школа в политической экономии. Промышленный пере ворот и развитие хозяйства во второй половине ХУIII — первой полови не ХIХ в. дали возможность получать больший доход в производстве, а не в торговле. Как следствие — экономические исследования были перенесены в производственную сферу.
Развитие буржуазного хозяйства в ХУII—ХУIII вв. вело к укрёплению в западноевропейских странах экономических и политических позиций промышленной буржуазии. В аграрном секторе всё шире распространялись отношения капиталистической аренды; в промышленности, особенно в процессе разворачивающегося машинного переворота, начинается утверждение технологического базиса, адекватного капиталистическому способу производства.
Хронологические рамки развития классической школы охватывают примерно два столетия — с середины ХУII до середины ХIХ в. Первые произведения авторов, представлявших эту школу, появились в Англии и Франции — странах, игравiих в данный период ведущую роль в экономическом и политическом развитии Западной Европы.
Классической школе присущи следующие важнейшие черты и особенности, определившие её место в истории мировой экономической мысли:

  1. центр тяжести теоретического анализа был перенесен из сферы обращения в сферу производства; труд в сфере материального производства стал рассматриваться как основной источник богатства общества;
  2. исследовались сущностные черты и механизмы рыночной экономики; разрабатывалась трудовая теория стоимости;
  3. обосновывались и защищались идеи экономического либерализма, свободы хозяйствования и конкуренции, невмешательства государства в экономические процессы.

Классическая теория А. Смита и Д. Рикардо, ее условия и особенности экономического положения. Родоначальники исторической школы Германии: Адам Мюллер и Фридрих Лист. Основы искусства управления государством. Положения классической и неоклассической школ.

Рубрика Экономика и экономическая теория
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 01.03.2017
Размер файла 21,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИАОАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВСЕРОССИЙСКОГО ЗАОЧНОГО ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА

по дисциплине: История экономических учений

1. Родоначальники исторической школы Германии

2. Этапы развития исторической школы

Список использованной литературы

В середине XIX века у Германии было плачевное положение: сильная раздробленность и отсутствие централизованного государства, многочисленные таможенные границы затрудняли торговлю, более длительный период господства феодализма по сравнению с другими европейскими странами. Все эти причины спровоцировали необходимость в создании экономического учения, подходящего именно для данной ситуации, для данной страны.

Классическая теория А. Смита и Д. Рикардо совсем не подходила Германии, ее условиям и особенностям экономического положения. Постулируемые классиками отсутствие вмешательства государства и свободная конкуренция только ухудшили бы положение страны.

Перед Германией стала задача создать новую теорию, которая позволила бы в сжатые сроки сократить отставание страны от других промышленно развитых стран.

По-видимому, можно утверждать, что исторической школе это удалось, так как Германия, в начале века раздробленная политически и экономически, в конце века вступила в ряды великих промышленных держав.

От традиционного направления представителей исторической школы отличают специфические взгляды на предмет и метод политической экономии, ее проблематику.

1. Родоначальники исторической школы Германии

Главным положением, объединяющим их работы, было отрицание существования универсальных экономических законов. Они утверждали, что каждая нация - это особый организм со своими жизненными принципами и своей индивидуальностью.

Таким образом, можно сделать вывод, что для каждой нации нужна своя особая система экономических взглядов, подходящая именно данной стране. Ученые, предлагающие универсальные схемы, по их мнению, игнорируют национальные особенности и многообразие условий развития отдельных стран.

В отдельных произведениях представителей исторической школы наблюдаются основные положения всего течения:

- особая важность для экономической науки исторического метода;

- подход к политической экономии как к национальной, а не универсальной науке, учитывающей влияние на национальное хозяйство не только и не столько экономических, но и природно-географических, национально-исторических и других неэкономических факторов;

- признание общественного интереса нации выше личного интереса отдельного индивидуума.

Тесную связь между экономической сферой и общественной жизнью он объяснял следующим:

- экономическая сфера является лишь одной стороной народной жизни;

- эта сфера должна соответствовать, служить общим, обязательно нравственным целям общества;

- в свою очередь нравственность, которая исходит из традиционных законов и обычаев, передается из рода в род, от отца к сыну, представляет собой тот фундамент, на котором должна выстраиваться экономическая жизнь общества.

Причем в вышеописанном процессе национальный интерес всегда должен превалировать над личным.

Также Мюллер считал, что экономику должны питать не только материальный капитал в виде денег, но также разделение труда, его общенародное соединение, а также нравственный и интеллектуальный потенциал общества.

Можно выделить три основные идеи, которые были там сформулированы.

Первое - теория производительных сил. Фридрих Лист считал, что рост общественного богатства достигается не через разрозненную, а через согласованную деятельность людей, которые должны сохранять и умножать произведенное усилиями предшествующих поколений. Истинное богатство заключается в развитии производительных сил, а не в количестве меновых ценностей.

Третья идея - обоснование активной экономической политики государства. Лист писал, что нельзя понять народное хозяйство как органическое целое, если исключить из него государственное хозяйство. Богатство нации в его представлении должно накапливаться не путем индивидуальной деятельности людей на основе разделения труда и обмена, а в результате объединения этой деятельности, регулируемой государством. Народная экономия становится национальной экономией в том случае, если государство охватывает целую нацию, обладающую самостоятельностью, способностью приобрести устойчивость и политическое значение. Государственная власть согласует и направляет усилия отдельных звеньев национального хозяйства во имя долгосрочных, коренных интересов нации.

Также Лист утверждал, что преимущество должны получать такие отрасли производства, которые в текущий период не могут выдержать конкуренцию с соответствующими зарубежными отраслями. Таким образом, этот ученый предлагал использовать протекционизм, а также делать упор на стимулирование развития транспорта и технических знаний.

Однако не следует думать, что Ф. Лист был против свободы внешней торговли; после полного подъема промышленности он предлагал вновь к ней вернуться.

смит рикардо экономический классический

2. Этапы развития исторической школы

Историческая школа Германии прошла в своем развитии несколько этапов.

1. 40-60-е годы XIX в. - период так называемой старой исторической школы; ее основные представители - В. Рошер, Б. Гильдебранд, К. Книс.

2. 70-90-е годы XIX в. - молодая (новая) историческая школа; лидеры - Л. Брентано, Г. Шмоллер, К. Бюхер.

3. Первая треть XX в. - новейшая историческая школа, или современная историческая школа; ее корифеями считаются В. Зомбарт, М. Вебер, А. Шпитхоф.

Старая историческая школа.

Представители исторической школы основывали свои теории на идеях Мюллера и Листа, развивая их и разрабатывая концепцию политической экономии как сплав экономической истории и экономической политики.

Политическую экономию они представляли, как науку о законах хозяйственного развития наций, поэтому необходимо обращать внимание не только на ее настоящее, но и на прошлое. Следует также учитывать влияние на экономическое развитие и неэкономических факторов: социальной среды, традиций, менталитета, религии и т.п.

Главным достижением представителей старой исторической школы является формирование альтернативных классической школе методологических положений, которые впоследствии легли в основу методологии американского институционализма.

Новая историческая школа.

Основные работы периода:

Идеи молодой школы сохраняли преемственность идей предшественников, а также отражали новые реалии того времени. А реалии были таковы: в конце XIX века Германия была уже единым национальным государством и стремительными темпами шла индустриализация страны.

При анализе экономических процессов кроме всего прочего стали делать акцент и на правовых основах общества и системе государственных институтов управления.

Экономическая практика делилась на три сферы:

- харитативное хозяйство (с акцентом на благотворительность).

Хотя основной вклад в формирование новой методологии внесли представители старой исторической школы, второе поколение развило и дополнило их идеи.

Новейшая историческая школа.

Идеи Вебера близки представителям такого экономического направления, как институционализм. Он предложил концепцию идеальных типов - схем хозяйственного развития, сформированных учеными и представляющих собой мысленные конструкции исторического процесса. Он был уверен в значительном влиянии на экономику религии, утверждал, что протестантская религия способствует развитию качеств, необходимых для формирования класса предпринимателей: деловой хватки, бережливости и т.д.

Историческая школа, возникшая в Германии в XIX веке, прошла несколько этапов развития:

- простое отрицание классических законов и признание каждой нации уникальной;

- необходимость сбора исторических фактов для их обобщения;

- обоснование моделей развития экономической жизни отдельных наций;

- и даже рассмотрение немецкой нации как превосходящей другие.

Историческая школа расширила проблематику политической экономии. Ее представители выдвинули ряд важных положений, положили начало экономической социологии, показали значение организации, норм права и морали, активизировали статистические исследования.

Ученые, придерживавшиеся этого направления экономической мысли, отрицали повторяемость экономических явлений в истории разных народов. Они смотрели на политическую экономию как на науку национальную, в задачу которой входит изучение особенностей национального хозяйства. Заслуга ее представителей состоит также в обосновании необходимости применения исторического метода в экономических исследованиях, учета всевозможных неэкономических факторов: социальных, психологических и религиозных.

Подобный концептуальный подход дал начало таким фундаментальным дисциплинам, как история экономики и экономическая социология. На идеях исторической школы, ее методах в XX в. получило развитие наиболее популярное ныне институциональное направление в экономической науке.

Список использованной литературы

1. Адвадзе В.С., Квасов А.С. История экономических учений: Учебник для вузов - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 391 с.

2. Бартенев С.А. История экономических учений в вопросах и ответах - М.: ЮРИСТЪ, 2008. - 139 с.

3. Рошер В. Начала народного хозяйства. - М.: Тип. В. Грачева и К°. - 1860.

4. Ядгаров Я.С. Курс лекций по дисциплине История экономических учений. - М.: ВЗФЭИ, 2008. - 305 с.

Подобные документы

Начало классической школы. Физиократы. Проблемы, решаемые физиократами. Воззрения классической школы. Ведущие страны Западной Европы в период мануфактурного капитализма. Адам Смит - основатель классической политэкономии. Давид Рикардо.

реферат [12,0 K], добавлен 19.03.2007

Исторические условия возникновения новой школы классической политической экономии. Исходный пункт экономической теории Смита, его решающий фактор создания богатства. Анализ разделения труда у Смита. Особенности экономического учения Давида Рикардо.

реферат [27,4 K], добавлен 02.11.2013

Общая характеристика и этапы развития классической политической экономии. Особенности предмета и метода изучения классической политической экономии. Экономические учения представителей классической школы: А. Смита, Д. Рикардо, Т. Мальтуса, Дж.С. Милля.

реферат [41,4 K], добавлен 13.06.2010

Общая характеристика и признаки классической политической экономии, ее отличия от меркантилизма. Основные представители классической школы политической экономии: Уильям Петти, Француа Кенэ, Адам Смит, Давид Рикардо, их роль в истории экономических учений.

контрольная работа [25,3 K], добавлен 04.05.2012

Нетрадиционные направления в экономической науке. Обоснование государственного протекционизма. Влияние на экономику морали, права, обычаев, политики. Возникновение исторической школы в Германии, ее представители, вклад в развитие экономической теории.

реферат [28,2 K], добавлен 25.04.2012

Методы работы Смита - английского экономиста и основателя классической политэкономии. Положения о разделении труда и классах, стоимости и доходах, капитале и воспроизводстве. Учение Рикардо о заработной плате и прибыли. "Железный закон" Мальтуса.

контрольная работа [35,9 K], добавлен 17.10.2011

Учения социалистов - утопистов. А. Сен-Симон. Ш. Фурье. Р. Оуэн. Экономические учения Д. Рикардо. Экономические взгляды С.Симонди. Теории П. Прудона. Историческая школа Германии. Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса.

Классическая экономическая теория — это направление экономической мысли, в рамках которого впервые было изучено становление и развитие рыночной экономики и разработана система экономических категорий и законов, основанных на принципе невмешательства государства в экономику и поддержке рыночной конкуренции.

Классическая экономическая теория — идеи, этапы и достижения обновлено: 5 марта, 2020 автором: Научные Статьи.Ру

Определение классической экономической теории

Классическая экономическая теория возникла во второй половине 18 века – в это время предпринимательская деятельность распространилась на многие отрасли сферы производства.

Господствующая до этого протекционистская политика (жесткий контроль со стороны государства) стала невыгодна ни государству, ни производителям и её место начала занимать концепция экономического либерализма и свободной конкуренции между производителями.

На период формирования классической школы экономики приходится и период становления экономической теории как науки, поэтому выделение экономики в отдельную науку во многом является заслугой представителей классической школы.

Нужна помощь в написании работы?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Основные идеи представителей классической школы

  1. Главной целью капиталиста является получение максимальной прибыли за минимальный промежуток времени.
  2. Увеличение богатства отдельного человека и всего государства может происходить только путем накопления капитала.
  3. Все люди эгоистичны, поэтому получение личной выгоды является для них приоритетной задачей.
  4. Для того, чтобы государству достичь максимального уровня развития во всех сферах (включая экономику), оно должно придерживаться идей либерализма.
  5. Уровень зарплаты зависит от востребованности данной профессии в настоящий момент.
  6. Чтобы функционировал закон спроса и предложения государству необходимо поддерживать свободную конкуренцию.
  7. Для совершения взаимовыгодных сделок каждый человек должен иметь представление о том, как функционирует рынок в целом и отдельные его отрасли.
  8. Источник богатства — это не внешняя торговля, как предполагали меркантилисты и не природу, как думали физиократы, а сферу производства и трудовую деятельность.

Этапы развития классической экономической школы

Классическая экономическая теория развивалась на протяжении двух веков и её идеи не раз реформировались. Выделяют четыре основных этапа её развития:

Первый этап

В этот период начала формироваться школа политической экономии. Представители этой школы разрабатывали идеи, которые противопоставлялись господствовавшей ранее доктрине меркантилизма. В дальнейшем система их взглядов получит название классической политической экономии.

Основными положениями классической политэкономии первого этапа были:

  1. Критика государственной политики протекционизма.
  2. Необходимость формирования цен на материальные блага в соответствии с количеством затраченного рабочего времени и трудовых ресурсов.
  3. Трансляция определяющего значения либеральных принципов ведения хозяйства в создании национального богатства.

Второй этап

Классическими для экономической теории, также стал, предложенный А. Смитом, закон разделения труда, как основного фактора роста эффективности производственной деятельности.

Идеи разработанные А. Смитом явились основой для многих современных экономических концепций.

Третий этап

Третий этап развития происходил в то время, когда в самых экономически развитых, на тот момент, странах (Англии и Франции) происходил переход от мануфактурного производства к фабричному.

Представители третьего этапа классической политэкономии называли себя последователями ученого-экономиста Адама Смита и развивали его идеи.

Один из последователей Смита, Д. Рикардо обосновал зависимость между стоимостью денег и их количеством в текущем обращении и впервые выявил тенденцию снижения нормы прибыли в условиях свободной конкуренции.

Четвертый этап

Четвертый этап развития классической экономической теории был окончанием широкого распространения классической политэкономии. Так, несмотря на популярность в научных кругах трудов Дж. Милля и К.Маркса, симпатизирующих рабочему классу и продвигающих идеи социализма и реформ, в это время уже началось формирование нового прогрессивного направления — неоклассической теории, а классическая экономическая теория отошла на второй план.

Вывод

Главные достижения классической школы: начали развивать теорию стоимости и того, как появляется прибавочная стоимость, выработали и начали применять прогрессивные для того времени методологические приемы исследования, обосновали принцип экономической свободы, выявили взаимосвязь факторов производства, создали фундамент для дальнейшего анализирования внутренних причин функционирования экономики.

Классическая экономическая теория — идеи, этапы и достижения обновлено: 5 марта, 2020 автором: Научные Статьи.Ру

Читайте также: