Никитин пахарь краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Солнце за день нагулялося,
За кудрявый лес спускается;
Лес стоит под шапкой тёмною,
В золотом огне купается.

На бугре трава зелёная
Спит, вся искрами обрызгана,
Пылью розовой осыпана
Да каменьями унизана.

Не слыхать-то в поле голоса,
Молча ворон на меже сидит,
Только слышен голос пахаря, –
За сохой он на коня кричит.

С ранней зорьки пашня чёрная
Бороздами подымается,
Конь идёт – понурил голову,
Мужичок идёт – шатается…

Уж когда же ты, кормилец наш,
Возьмёшь верх над долей горькою?
Из земли ты роешь золото,
Сам-то сыт сухою коркою!

Зреет рожь – тебе заботушка:
Как бы градом не побилася,
Без дождей в жары не высохла,
От дождей не положилася.

Хлеб поспел – тебе кручинушка:
Убирать ты не управишься,
На корню-то он осыплется,
Без куска-то ты останешься.

Урожай – купцы спесивятся;
Год плохой – в семье все мучатся,
Всё твой двор не поправляется,
Детки грамоте не учатся.

Где же клад твой заколдованный,
Где талан твой, пахарь, спрятался?
На труды твои да на горе
Вдоволь вчуже я наплакался!

Иван Саввич Никитин (1825 – 1861) принадлежал к кружку славянофилов. Это течение было связано с идеями о необычном пути русского народа, его уникальности, обусловленной географическими, культурными и религиозными особенностями России. Как настоящий патриот, Иван Никитин тонко подмечал эти черты и отражал их в своих стихотворениях, привлекал к ним внимание с помощью художественных средств.

Следует заметить, как талантливо Иван Никитин подбирает метафоры, которые полно и живо отражают и его отношение к герою-пахарю, и собственное отношение крестьян к своей работе. Поэт называет зерно, которое с таким трудом выращивает герой, золотом, подчёркивая, насколько бесценен этот дар русской земли:
Из земли ты роешь золото,
Сам-то сыт сухою коркою!

По своей композиции стихотворение напоминает жалобу или молитву. В нём использован верлибр, который вместе с ритмом, усиливает тягостное ощущение.

Если изображение пейзажа наполнено яркими сияющими красками и вызывает восторг у читателя, то сказ о человеке, напротив, оставляет его в тягостном раздумье. Это и является целью автора, который сочувствует судьбе русского пахаря. Думается, что своими стихотворениями Иван Никитин стремился пробудить сопереживание в душах соотечественников, которые смогли бы объединившись облегчить существование простых землепашцев.

Литературное направление и жанр

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – тяжёлый и бесплодный труд пахаря. Основная мысль состоит в безнадёжности такого положения крестьянина. Лирический герой не просто сочувствует эпическому герою стихотворения, но плачет вместе с ним о его трудах и горе. Более того, лирический герой, в отличие от крестьянина-пахаря, осознаёт ненормальность такого положения, понимает необходимость его изменения, да только путей не знает.

Стихотворение композиционно распадается на три части. Первая часть представляет собой вечерний идиллический пейзаж. Читатель ожидает продолжения буколических стихов, но вторая часть контрастна первой. В этой центральной части описана вся жизнь земледельца. Лирический герой начинает с жанровой картинки: уставший за день пахарь продолжает свой нелёгкий труд на фоне идиллической природы. Дальше, задавая риторические вопросы, лирический герой описывает все невзгоды в жизни земледельца, для которого тяжелы и пахота, и созревание ржи, и уборка хлеба, и продажа урожая. Оказывается, никакие обстоятельства не во благо крестьянину: ни урожай, ни недород. Его несчастье имманентно присуще земледельцу как представителю своего сословия.

Третья часть – последняя строфа – завуалированное обличение социальных обстоятельств, приведших к такому положению крестьянина, выраженное в риторических вопросах и восклицательном предложении.

Тропы и образы

В первой, пейзажной, части Никитин использует традиционные фольклорные эпитеты: кудрявый лес, золотой огонь, зелёная трава, пашня чёрная, зорька ранняя, доля горькая. Эпитеты подчеркивает инверсия. Олицетворения приближают повествовании к сказочному или былинному: солнце нагулялося за день, лес купается в золотом огне, зелёная трава спит. Метафора росы тоже близка к традиционной (роса – драгоценные камни), только более сложная, так как роса представляется ещё и искрами, и розовой пылью.

Идиллическая природа тиха, даже зловещий ворон молчит. С природным совершенством контрастирует несовершенная человеческая жизнь. Конь и мужичок в состоянии смертельной усталости:

Уменьшительно-ласкательные суффиксы в словах мужичок, кручинушка, заботушка раскрывают авторское отношение к пахарю. Сам же пахарь во главу угла ставит не приносящую ему ни богатства, ни счастья рожь. Она для него – предмет поклонения, не просто живая, а божество, о котором надо заботиться, чтобы не побилася градом, не высохла в жары, не положилася от дождей.

В стихотворении два риторических вопроса, дополняющих друг друга. Первый расположен в середине стихотворения:

Второй подводит читателя к выводу:

Если вспомнить, что золото, которое роет пахарь из земли – это хлеб, становится понятным, что клад здесь – метафора богатства, тогда как талан – это удача, везение, счастье-доля. Последнее восклицательное стихотворение даёт ответ на риторический вопрос: у крестьянина в жизни есть только труды и горе. Совсем по Библии, в которой утверждается, что жизнь человеческая – это труд и болезни.

Размер и рифмовка

Рассказчик говорит о нелегком труде пахаря, который с самого утра работает в поле. Он должен следить за посевами и вовремя собрать урожай, чтобы он не осыпался на землю.

За минуту

Нагулявшееся за целый день солнце к вечеру опускается за лес, который купается в золотом огне. На бугре засыпает, обрызганная искрами, зеленая трава. В поле стоит почти полная тишина, не слышно ни голосов, ни криков ворон. Лишь один пахарь кричит, подгоняя своего коня.

С самого утра пашня поднимается бороздами. По ней, понурив голову, идет конь. За ним следует шатающийся мужичок. Рассказчик спрашивает, когда же пахарь возьмет верх над своей горькой долей и отроет из земли золото.

Начинает созревать рожь и у работника появляется новая забота. Он должен следить, чтобы всходы не прибило градом, и они не высохли от жары, не полегли от дождей. Когда поспевает хлеб, для мужика начинается кручина. Он должен вовремя собрать урожай, иначе все зерна осыплются на землю.

Солнце за день нагулялося,
За кудрявый лес спускается;
Лес стоит под шапкой тёмною,
В золотом огне купается.

На бугре трава зелёная
Спит, вся искрами обрызгана,
Пылью розовой осыпана
Да каменьями унизана.

Не слыхать-то в поле голоса,
Молча ворон на меже сидит,
Только слышен голос пахаря, —
За сохой он на коня кричит.

С ранней зорьки пашня чёрная
Бороздами подымается,
Конь идёт — понурил голову,
Мужичок идёт — шатается…

Уж когда же ты, кормилец наш,
Возьмёшь верх над долей горькою?
Из земли ты роешь золото,
Сам-то сыт сухою коркою!

Зреет рожь — тебе заботушка:
Как бы градом не побилася,
Без дождей в жары не высохла,
От дождей не положилася.

Хлеб поспел — тебе кручинушка:
Убирать ты не управишься,
На корню-то он осыплется,
Без куска-то ты останешься.

Урожай — купцы спесивятся;
Год плохой — в семье все мучатся,
Всё твой двор не поправляется,
Детки грамоте не учатся.

Где же клад твой заколдованный,
Где талан твой, пахарь, спрятался?
На труды твои да на горе
Вдоволь вчуже я наплакался!

По жанру — подражание народной песне с элементами плача. По размеру — пятистопный хорей с перекрестной рифмой, 9 строф. Лирический герой — сам автор. По композиции условно можно разделить на 2 части: в первой части почти идиллическое описание воронежского пейзажа, во второй — сострадание поэта землепашцу, который трудится с утра до ночи, а живет по-прежнему бедно и голодно.

Лексика и возвышенная, устаревшая (талан, вчуже), и просторечная. Большинство рифм — глагольные, причем, поэт использует неусеченные формы глаголов, что усиливает сходство произведения с народной песней и былиной: нагулялося, побилася. Повторы слов с частицами подчеркивают жалобную интонацию: слыхать-то, сам-то, корню-то, куска-то. Метафора, аллегория: из земли ты роешь золото. Цветопись: зеленая, розовой, черная. Поэт использует уменьшительные суффиксы слов, как это принято в устном народном творчестве, например, в сказках, чтобы показать, насколько близка ему боль пахаря: зорьки, мужичок, заботушка, кручинушка, детки.


По жанру — подражание народной песне с элементами плача. По размеру — пятистопный хорей с перекрестной рифмой, 9 строф. Лирический герой — сам автор. По композиции условно можно разделить на 2 части: в первой части почти идиллическое описание воронежского пейзажа, во второй — сострадание поэта землепашцу, который трудится с утра до ночи, а живет по-прежнему бедно и голодно.

Лексика и возвышенная, устаревшая (талан, вчуже), и просторечная. Большинство рифм — глагольные, причем, поэт использует неусеченные формы глаголов, что усиливает сходство произведения с народной песней и былиной: нагулялося, побилася. Повторы слов с частицами подчеркивают жалобную интонацию: слыхать-то, сам-то, корню-то, куска-то. Метафора, аллегория: из земли ты роешь золото. Цветопись: зеленая, розовой, черная. Поэт использует уменьшительные суффиксы слов, как это принято в устном народном творчестве, например, в сказках, чтобы показать, насколько близка ему боль пахаря: зорьки, мужичок, заботушка, кручинушка, детки.

Читайте также: