Опишите формальную структуру коллектива в школе

Обновлено: 05.07.2024

Педагогический процесс основывается на организации жизнедеятельности коллективов, которые создаются в различных учебно-воспитательных и образовательных учреждениях. Исследованием проблем коллектива занимаются различные общественные науки.

Философы изучают коллектив как социальную общность людей, информация о которой надо учитывать при управлении развитием общества.

Социология изучает трудовой коллектив как социальные системы. Педагогика занимается организованными общностями детей и взрослых, практическое применение имеют результаты исследования различных наук, если они помогают использовать возможности коллектива для развития личности.

Коллектив (от лат. – собирательный) – социальная общность людей, объединений на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения ( Российская педагогическая энциклопедия: 2 т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М., 1993. – Т.1. – С. 450).

Основные категории педагогики является воспитательный коллектив, состоящий двух взаимосвязанных частей педагогический коллектив (воспитатели, учителя и детский коллектив (воспитанники).

Детский коллектив имеет специфику как педагогически управляемое явление. Для ребенка детский коллектив это среда обитания, будь то школьный класс, группа в интернате, клубное объединение или отряд в лагере.Дети вступают во взаимоотношения внутри коллектива, используют личностные ресурсы, пытаются самоутвердиться, получить возможности для самореализации. Для педагогов детский коллектив объект воздействия с помощью инструментов воспитания, а если принять точку зрения, то коллективом можно назвать лишь группу высокой степени развития, то его можно охарактеризовать как цель воспитательных усилий педагога.

Латинское слово "коллективус" переводят по-разному - сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа. В современной литературе употребляется два значения понятия "коллектив". Первое: под коллективом понимается любая организованная группа людей (например, окоорганизованная группа. В том значении, которое приобрело понятие "коллектив" в педагогической литературе, коллективом называется объединение воспитанников (учеников), отличающееся рядом важных признаков. Рассмотрим их.

· Общая социально значимая цель. Цель есть у любой группы: ее имеют и пассажиры, севшие в трамвай, и преступники, создавшие воровскую шайку. Все дело в том, какая это цель, на что она направлена. Цель коллектива обязательно совпадает с общественными целями, поддерживается обществом и государством, не противоречит господствующей идеологии, конституции и законам государства.

· Общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности. Люди объединяются в коллективы для того, чтобы совместными усилиями быстрее достичь определенной цели.. Для этого каждый член коллектива обязан активно участвовать в совместной деятельности, должна быть общая организация деятельности. Членов коллектива отличает высокая личная ответственность за результаты совместной деятельности.

· Отношения ответственной зависимости. Между членами коллектива устанавливаются специфические отношения, отражающие не только единство цели и деятельности (рабочее сплочение), но и единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений (моральное единение).

· Общий выборный руководящий орган. В коллективе устанавливаются демократические отношения. Органы управления коллективами формируются при прямом и открытом избрании наиболее авторитетных членов коллектива.

Кроме названных признаков коллектив отличается и другими очень важными особенностями.

Это характеристики, отражающие внутриколлективную атмосферу, психологический климат, отношения между членами коллектива, сплоченность, характеризующая взаимопонимание, защищенность, "чувство локтя", причастность к коллективу. В хорошо организованных коллективах проявляются взаимопомощь и взаимоответственность, доброжелательность и бескорыстие, здоровая критика и самокритика, соревнование.

Группа формально сотрудничающих людей может обходиться без этих качеств, коллектив без них теряет свои преимущества. В коллективе, обладающем всеми перечисленными признаками, формируется иная система отношений к труду, к людям, к своим личным и общественным обязанностям. В дружном, сплоченном коллективе система отношений определяется разумным сочетанием личных и общественных интересов, умением подчинять личное общественному. Такая система формирует ясную и уверенную позицию каждого члена коллектива, знающего свои обязанности, преодолевающего субъективные и объективные препятствия.

Наиболее стабильное звено в официальной структуре школьного коллектива - коллектив класса, в рамках которого протекает основная деятельность школьников - учение. Именно в классном коллективе между школьниками образуется густая сеть межличностных связей и отношений. В силу этого он выполняет роль того своеобразного фундамента, на базе которого формируются различные школьные коллективы.

Проецируя на школьный класс выделенные признаки коллектива, приходим к выводу, что ученический коллектив - это группа учеников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях.

2. Социально-психологические характеристики детского коллектива.

1. Основные характеристики:

· психологический климат (психологическая атмосфера коллектива);

· общественное мнение (коллективные взгляды, установки, суждения);

· коллективные привычки, обычаи, традиции;

· информированность, дисциплина, активность, организованность

Сплоченность группыэто психическое образование, которое объединяет всех членов коллектива в их совместной деятельности и создает целостное единство коллектива.

Психологический климат - это комплексное эмоционально-психологическое состояние коллектива, отражающее степень удовлетворенности его членов различными факторами жизнедеятельности.

Благоприятный психологический климат характеризуют оптимизм, радость общения, доверие, чувство защищенности, безопасности и комфорта, взаимная поддержка, теплота и внимание в отношениях, межличностные симпатии, открытость коммуникации, уверенность, бодрость, возможность свободно мыслить, творить, интеллектуально и профессионально расти, вносить вклад в развитие коллектива, совершать ошибки без страха наказания и т.д.

Неблагоприятный психологический климат характеризуют пессимизм, раздражительность, скука, высокая напряженность и конфликтность отношений в группе, неуверенность, боязнь ошибиться или произвести плохое впечатление, страх наказания, неприятие, непонимание, враждебность, подозрительность, недоверие друг к другу, нежелание вкладывать усилия в совместный продукт, в развитие коллектива, неудовлетворенность и т.д.

Общественное мнение - форма массового сознания, в котором проявляется отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и процессам действительной жизни, затрагивающим их интересы и потребности.

Традиции - это такие устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников. Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь.

В традициях можно выделить большие и малые.

Большие традиции - это яркие массовые события, подготовка и проведение которых воспитывают чувство гордости за свой коллектив, веру в его силы, уважение к общественному мнению.

Малые, будничные, повседневные традиции скромнее до масштабам, но не менее важны по воспитательным воздействиям. Они учат поддерживать установленный порядок, вырабатывая устойчивые привычки поведения. Малые традиции не требуют особых усилий, их поддерживают установившийся порядок, всеми добровольно принятое соглашение. Традиции меняются и обновляются. Новые задачи, встающие перед коллективом, новые способы их решения становятся со временем более или менее популярными - это способствует возникновению новых и стиранию старых традиций.

Различные явления, возникающие в процессе взаимообщения людей: взаимные оценки, требования, авторитет. Кроме этого информированность является одним из основных условий сознательного поведения человека в соответствии с его целями и состоянием коллектива. От уровня информированности коллектива зависят результаты работы членов коллектива и всего коллектива.

1.Информация, адресованная всем и доходящая до каждого, делает человека сопричастным к жизни коллектива, к его целям. Классный руководитель не может рассчитывать на поддержку детского коллектива, если он не использует или слабо использует все каналы информации - устные и печатные.

2. Дисциплина – это установленный порядок поведения людей, отвечающий существующим в коллективе нормам морали и права. Она позволяет регулировать поведение в коллективе и обеспечивать согласованность действий внутри него. Дисциплинированность личности в коллективе – это прежде всего показатель социального развития и ответственности человека, его отношения к работе. Соблюдение дисциплины предполагает обязательное установление и выполнение определенных норм (нравственных, моральных) и правил поведения. Формами общественной дисциплины является мораль, а также обычаи, нравы, традиции.

3. Под активностью понимается деятельность, которая совершается личностью не столько в силу необходимости выполнения определенных обязанностей, сколько как свободное самовыражение. В этом случае активность личности есть стремление к удовлетворению потребности в труде и познании. Степень проявления активности и развития инициативы человека в значительной мере зависит от того, действует ли он наедине с собой или в условиях прямого контакта с другими членами коллектива. И чувства, и моральное состояние, и сознательная активность человека на людях заметно отличаются от его поведения в одиночестве.

4. Организованность обеспечивается четким определением и упорядочением функций, прав и ответственности членов коллектива. Она проявляется в характере реакций данного коллектива на изменения внешней среды, на внутреннюю и внешнюю информацию. От организованности трудового процесса зависит отношение работников к труду и состояние трудовой дисциплины.

Как считал Л.И.Уманский, самое существенное качество группы, уровень ее социально-психологической зрелости, превращает ее в группу-коллектив. В своих работах он выделяет критерии развития группы.

Первый из них — групповая направленность, т. е. социальная ценность принятых группой целей, мотивов деятельности, групповых норм. Основой группового сознания, определяющего направленность группы, является гуманность принимаемых группой норм отношений. В случае наличия устойчивых антигуманных норм (жесткости, недоброжелательности, обмана и т.п.) группа становится асоциальным объединением. Особую роль в формировании социальных норм играет социальная позиция лидера группы.

Вторым критерием развития первичного коллектива является способность группы к самоуправлению.

К третьему критерию относится подготовленность группы к совместной деятельности. Необходимо подчеркнуть зависимость этой подготовленности от особенностей самой деятельности — ее сложности, профессионального характера, уровня творчества, вида, формы и т. д.

Формальная и неформальная структура коллектива

Детский коллектив первоначально имеет формальную (официальную) структуру, как правило, задаваемую взрослыми, например: набирают детей в школьный класс, в спортивную секцию, кружок, отряд в лагере и т.п. В одной группе оказываются дети, которые отвечают определенным критериям отбора:

по возрасту, физическим данным, необходимым для занятия спортом;

уровню обученности, соответствующему требованиям специализированного класса, и т.д.

Формальная структура соответствует тем функциям, которые призвана выполнить. Она определяет условия деятельности коллектива (количество детей, оборудование помещений и т.п.), а также позиция взрослого (учителя, наставника, тренера, воспитателя и т.п.).

Неформальная (неофициальная) структура возникает на основе межличностных отношений, развивающихся в коллективе. Внутри формальной структуры образуются малые контактные группы на основе общих интересов, симпатий, привязанностей. В связи с этим возникает одна из важнейших педагогических задач – формирование в детском коллективе гуманистических норм отношений.

Роли статусы в коллективе

Дети по-разному вписываются в коллективные отношения, занимая определенный статус, принимая на себя те или иные роли. В социальной психологии роль определяют как нормативно заданный одобряемый образец поведения, ожидаемого от человека.

Самостоятельная работа:

Задание 1.Прочитать теоретический материал, определить недостающую информацию, законспектировать.


Современный педагогический коллектив - это союз талантливых и ярких преподавателей. Представления о нем как субъекте саморазвития и управления сложились благодаря идеям К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, Н. И. Пирогова.

Теоретическая база

Интеграция образовательных и воспитательных действий учителей стала важнейшей задачей школы в начале прошлого века. Среди тех, кто утверждал, что педагогический коллектив - это команда единомышленников, имеющих общие цели и планы работы, были: С. Т. Шацкий, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко.

Свое отражение идеи сплочения и развития педагогов рассматривались в трудах В. А. Сухомлинского. Работа педагогического коллектива школы была рассмотрена им на примере Павлышской средней школы. Сухомлинскому удалось подтвердить реалистичность сформулированных им принципов организации работы учителей.

Он был убежден в том, что деятельность педагогического коллектива для каждого образовательного учреждения имеет определенные отличия. Обмен опытом должен приводить к развитию, совершенствованию воспитательного и образовательного процесса.

работа педагогического коллектива

Отличительные особенности

В первую очередь необходимо отметить специфику деятельности. Педагогический коллектив - это союз единомышленников, позволяющий воспитывать подрастающее поколение. Для определения эффективности профессиональной деятельности школьных учителей необходимы следующие качества:

  • высокая профессиональная культура;
  • осознание ответственности;
  • доброжелательные межличностные отношения;
  • сотрудничество;
  • организованность.

Именно педагоги дают своим воспитанникам начальное представление о системе взаимоотношений, особенностях совместной деятельности. Именно поэтому важно, чтобы формирование педагогического коллектива протекало в тесной связи с коллективом школьников. Успешность решения образовательных и воспитательных задач зависит от привлечения школьников к управлению образовательной организацией. Именно для этого во многих российских школах созданы Советы, членами которого являются не только родители и учителя, но и старшеклассники.

совместная работа коллектива

Суть педагогического коллектива

Рассматривая данный вопрос, отметим, что педагогический коллектив - это команда учителей, которые должны решать определенные цели и задачи.

Современный педагог одновременно должен быть и учителем-предметником, и классным руководителем, и общественным деятелем, и руководителем творческой студии или кружка.

При решении поставленных задач, происходит развитие педагогического коллектива, он выходит за рамки школы.

Педагогизация окружающего социума – это процесс формирования педагогической культуры общества и родителей. В настоящее время он стал обязательной функцией педагогического коллектива. Многие российские учителя используют в своей работе проектную и исследовательскую деятельность, ставшую обязательным элементом деятельности после введения ФГОС нового поколения.

развитие педагогического коллектива

Портрет современного педагога

Сегодня учитель-исследователь – это человек, который способен выйти за рамки нормативной деятельности. Он владеет тонкостями всех педагогических инноваций, способен осваивать их самостоятельно, а также создавать условия для привлечения к подобной деятельности своих воспитанников.

Характеристика педагогического коллектива предполагает оценку уровня его самоуправляемости.

Главные вопросы, касающиеся функционирования данной системы, рассматриваются на педагогических советах. У каждого члена коллектива есть определенные должностные обязанности, которые не мешают творческой и эффективной работе.

формирование педагогического коллектива

Работа в команде

Среди особенностей функционирования учительской команды можно отметить коллективный характер труда, общую ответственность за получаемые результаты.

Индивидуальные усилия одного учителя на средней и старшей ступени обучении не дадут желаемого результата, если нет согласованности в действиях между всеми членами педагогического сообщества.

Только при наличии системы оценки качества знаний обучающихся, при организации режима дня, можно рассчитывать на выполнение заказ общества – формирование в подрастающем поколении активной гражданской позиции.

Единство педагогов может проявляться во взглядах на воспитание, в ценностных ориентациях, в подборе инновационных образовательных методик.

Основные педагогические ценности: желание научить ребенка, любовь к детям, уважение к личности, оптимизм, профессиональная культура, позволяют создавать ту базу, на которой формируется единство действий учителей.

педагогический состав

Особенности педагогического коллектива

В российских школах в большей части работают женщины, что сказывается на взаимоотношениях. Для представительниц прекрасного пола характерна эмоциональность, смена настроения, повышенная конфликтность.

Но есть и определенные преимущества в том, что именно женщины работают педагогами в общеобразовательных школах, колледжах, лицеях, гимназиях. В силу своих физиологических особенностей, они интуитивно подбирают необходимые педагогические методы и приемы работы, что позволяет получать максимальный результат.

Проблема феминизации педагогических коллективов не является новой. Она особенно остро стоит в последние годы, когда из школ уходят педагоги – мужчины, недовольные низкой заработной платой.

особенности педагогического коллектива

Организационная структура

Исследования таких психологов, как А. И. Донцов, А. В. Петровский, А. Н. Лутошкин, предлагают обоснованный вариант структуры педагогического коллектива. Они выделяют в нем официальную (формальную) и неофициальную (неформальную) части. Под самой структурой подразумевается установление устойчивых связей между отдельными членами коллектива.

Формальная часть обусловлена официальным разделением обязанностей, прав между членами. В ее рамках у каждого педагога есть должностные обязанности, которые он выполняет совместно с коллегами. Данная функция основывается на должностных инструкциях, используемых в каждом образовательном учреждении.

Педагоги, которые работают на одном классном коллективе, пользуются едиными образовательными стандартами, программами, расписанием урочной и внеурочной деятельности, нормами профессионального этикета.

Каждый педагог находится в деловых отношениях с коллегами, руководством образовательного учреждения. Эти взаимоотношения регулируются распоряжениями и специальными инструкциями. При нарушении установленных правил и норм педагогов привлекают к дисциплинарной ответственности.

Заключение

Существует ряд условий, которые оказывают влияние на нормальное функционирование педагогического коллектива, его организационную структуру. Результаты взаимодействий учеников и их наставников определяются не только по качеству приобретаемых знаний и умений, но и по тем мероприятиям, которые организуются в школе с привлечением детей, их родителей. Помимо формальной структуры, в каждом педагогическом коллективе есть и неформальная часть.

Она появляется на основе реальных функций, которые выполняются профессиональными объединениями людей. Она базируется на взаимоотношениях, появляющихся на основе антипатий и симпатий, любви, уважения, желания либо нежелания сотрудничать для достижения совместного результата.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ классного руководителя по формированию классного коллектива содержит следующие разделы: 1. Общие сведения о классе, истории его формирования; 2.содержание и характер учебной деятельности; 3. Жизнь класса вне учебных занятий; 4.Руководство клссным коллективом и его организация; 5. Взаимоотношения внутри коллектива; 6.Общие выводы

Характеристика классного коллектива

Общие сведения о классном коллективе; история его формирования.

Количество учащихся -25 , из них мальчиков-12, девочек-13

2 Возрастной состав. 2005 год рождения- 5 человек, из них мальчиков – 2:Рубцов Михаил, Щербаков Александр;

девочек – 3: Добрынина Виктория, Климова Арина, Черных Ксения.

2006 год рождения- 19 человек, из них мальчиков -10: Бердышев Александр, Василец Андрей, Галкин Егор, Копнин Роман, Крылов Дмитрий, Мулахметов Артем, Овчинников Данил, Попов Даниил, Солнышков Никита, Чуркин Николай;

10 девочек: Колегова Екатерина, Масленникова Александра, Миронченко Лиана, Паньшина Арина, Попова Виктория, Пьянкова Екатерина, Спасская София, Халикова Вероника, Шадрина Александра, Шмакова Вероника.

3.Изменения состава класса. В июне 2019 года выбыл из класса Агафонов Александр. В начале 7 класса, 30.09.2019 годы выбыл Маньков Кирилл, прибыл из К-Уральска Овчинников Данил

4. Слияния с другими классами не было.

5. Смена классного руководителя по семейным обстоятельствам. С 5 по 6 класс, с 2017 по 2019 учебные года классным руководителем была учитель английского языка Голубева Лариса Борисовна. В 2019-2020 учебном году классным руководителем стала учитель химии Рогозинникова Жанна Николаевна

6.Характеристика семей учащихся; наличие социально-неблагополучных семей.

Воспитывает одна мать-3

Воспитывает один отец-1

Один родитель неродной-9

Один ребенок в семье-4

Два ребенка в семье-15

Три и более детей-4

Опекаемые дети –1

Социально-неблагополучные семьи –Копнин Роман, Климова Арина

II. Содержание и характер учебной деятельности.

Интеллектуальный уровень – средний, работоспособность класса – средняя.

Необходимость систематического контроля за успеваемостью отдельных учеников – Копнин Роман, Мулахметов Артем, Солнышков Никита, Чуркин Николай, Шмакова Вероника, Климова Арина. Их реакция на требования к ним классного руководителя – спокойная, адекватная.

Взаимопомощь. В классе работает чат родителей, детей, где идет обмен домашним заданием, расписанием, срочной информацией.

Дисциплина на уроке поддерживается должным образом, иногда бывают нарушения со стороны Копнина Романа, Чуркина Николая, Щербакова Александра, Крылова Дмитрия.

Отрицательные моменты в учебной работе – отсутствие учебной мотивации

III. Жизнь класса вне учебных занятий.

Интерес к кружкам, спортивным секциям, экскурсиям. Двое занимаются спортивным ориентированием – Василец Андрей и Рубцов Михаил; Попов Данил –боксом, Масленникова Александра, Паньшина Арина, Климова Арина – танцами; Халикова Вероника – в музыкальной школе учится, Колегова Екатерина- в художественной школе занимается и танцами, Спасская София увлекается работами с берестой.

Хобби учащихся: компьютерные игры

Отношение к общественным делам- пассивное; участие класса в общешкольной жизни – по мере необходимости; наличие пассивных учащихся: Копнин Роман, Крылов Дмитрий, Мулахметов Артем, Добрынина Виктория

Работа временных творческих групп: чат родителей в WatsApp, сообщество 7Б в ВК

Общественно-полезный труд в школе – субботники, дежурство по школе, классе – генеральные уборки, полив цветов

Проявление сознательной дисциплины – в силу возраста, достаточное организованность класса - средняя

Влияние на класс родительской общественности- средняя

IV. Руководство классным коллективом и его организация

Актив класса: Староста – Миронченко Лиана, замстаросты – Бердышев Александр, учебный сектор – Василец Андрей, Масленникова Александра, физорги - Рубцов Михаил, Попов Данил, редколлегия – Колегова Екатерина, цветоводы- Спасская Софья, Пьянкова Екатерина, ответственные за поздравления ветеранов – Паньшина Арина, Шадрина Александра. Принципы формирования – выборная, его работа - удовлетворительная

Характеристика активистов- формальные лидеры

Наличие неформальных лидеров: Щербаков Александр, Паньшина Арина, Крылов Дмитрий. Причина их влияния на класс – возрастные особенности, стремление понравиться, привлечь внимание

Организация класса для участия в школьных мероприятиях – средняя, наиболее активны 6-7 человек из класса, остальные - по ситуации, выбирая дело по душе

Связь классного коллектива с общешкольным через Совет школы, старосты

V. Взаимоотношения внутри коллектива.

1. Степень сплоченности - средняя

2. Ценностно-ориентированное единство класса- по интересам

3. Общественное мнение в классе; проявление взаимной требовательности, чуткости, взаимопомощи; развитие критики и самокритики - низкая

4. Особенности поведения в конфликтных ситуациях-конфликты возникают из-за личных мотивов, остальные стараются не вмешиваться, молча наблюдая за развитием событий

5. Наличие группировок, их влияние на класс- не явное

6. Наличие отверженных и возможные пути изменения отношения к ним сверстников- есть отверженные, которые и сами не стремятся пойти на компромисс

7. Отношение к общим делам, удачам и неудачам класса и отдельных учащихся- сопереживают, но не открыто

8. Особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками – ровные, есть симпатии

9. Эмоциональное неблагополучие отдельных учащихся: Копнин Роман, Чуркин Николай

VI.Общие выводы

Специфические черты коллектива, стадия его развития –средний уровень сформированности( по А.Н.Лутошкину)

Характер общего эмоционального климата в коллективе; удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью класса - удовлетвлрительная

Определение основных недостатков в организации жизни коллектива и конфликтов среди его членов, пути их преодоления: низкая учебная мотивация, отсутствие систематического контроля со стороны родителей, формальное выполнение обязанностей. Ранняя профориентационная диагностика, коллективное дело, консультации родителям по наиболее трудным темам школьной программы по математике, физике, химии


Формальную (официальную) и неформальную (неофициальную).

  • Формальная группа - это созданный сугубо учителем и целенаправленно небольшой отдельный коллектив в общем коллективе, который направлен на организацию учебного процесса. То есть это организация с определёнными функциями, конкретными задачами и чётко поставленными целями. В отличие от формальных, неформальные общности возникают спонтанно и статуса не имеют.
  • Неформальные общности возникают стихийно, цели удовлетворяют потребности сугубо внутри общности, влияют друг на друга отдельные личности, и не сверху вниз, а чаще наоборот. Характеристики нестойкие, переменные, отношения возникают спонтанно, лидер, если и появляется, то только волей самой общности. То есть формальные и неформальные общности отличаются друг от друга практически по всем параметрам.

А сначала разберемся более подробно с неформальной структурой взаимоотношений.

Каждый член общности обладает определенным местом в системе взаимоотношений членов сообщества друг с другом. Эта позиция может быть названа социально-психологическим статусом.

Статус - социальное положение человека в обществе.

Социальное положение - обобщенная характеристика, охватывающая профессию, экономическое положение, политические возможности, демографические свойства человека.

Все многообразие оттенков взаимоотношений между членами общности можно свести к четырем наиболее существенным позициям:

  • Социометрическая “звезда” – это субъект, являющийся наиболее эмоционально привлекательным для других членов общности, получивший в социометрическом исследовании наибольшее количество положительных выборов от других членов общности, выбираемый другими популярными членами общности.
  • Предпочитаемыми принято называть тех, кто получает значительное число положительных выборов и мало отвержений. Данные люди являются популярными в группе.
  • Пренебрегаемые – это члены общности, получившие очень мало положительных выборов и много отвержений со стороны других членов общности (содержание характеристик “много”, “мало” раскроем несколько позже). Пренебрегаемые относятся к категории непопулярных членов общности.
  • Отверженные, или изгои, имеют только отвержения и не имеют положительных выборов. Это люди, которые активно не принимаются группой; их личностные свойства, особенности поведения, привычки вызывают острое неприятие у других членов общности.
  • Изолированными называют тех членов общности, которые как бы не существуют для общности˸ у них отсутствуют как положительные выборы, так и отвержения.

По данным исследований Я. Л. Коломинского, социометрический статус субъекта – величина достаточно устойчивая . Чаще всего определенный статус сохраняется не только в данной конкретной группе, но очень часто “переходит” с человеком в другую группу. Это объясняется, по мысли Коломинского, тем, что, занимая определенное положение в группе, человек привыкает вести себя определенным образом (как “звезда” или, скажем, как “изгой”). Переходя в другую группу, человек продолжает (осознанно или неосознанно) играть привычную для него роль. Члены новой общности “улавливают” предлагаемый им образ и во многом в соответствии с ним выстраивают свои отношения с “новичком”.

Кроме проблемы формулировки значимых для школьников вопросов при проведении социометрии существует еще, как минимум, одна трудность. Речь идет о том, что если эту процедуру проводит учитель, то ребята редко бывают откровенны, особенно учащиеся старших классов.

Однако для опытного учителя может распределить учащихся своего класса по описанным выше четырем категориям, не проводя специального опроса. Для этого нужно следить, не подменяется ли при этом ваше понимание взаимоотношений ребят друг к другу вашими собственными оценками ребят. И для контроля стоит обратиться к кому-нибудь из коллег и сравнить ваши представления с его представлениями.

Наличие лидера в классе может существенно облегчить педагогу взаимодействие с этим коллективом, а может, наоборот, серьезно усложнить отношения. Воздействие на группу через лидера является одним из наиболее эффективных каналов влияния. Ведь ребята сами выдвинули данного одноклассника в эту позицию, опыт их взаимодействия привел к тому, что они доверяют ему и слушаются его.

Какие же социально-психологические структуры являются поводом для озабоченности педагога. Приведем основные примеры таких неблагополучных взаимовзаимоотношений в классе.

Итак, приведенные примеры структур взаимоотношений в классе не требуют специальных приемов диагностики. Они достаточно очевидны для внешнего наблюдателя (которым является учитель). Сложнее понять, что выступило причиной того, что сложилась структура определенного типа, какой вид деятельности выполнил функцию группообразования для каждой из группировок. Но для ответа на эти вопросы, к сожалению, не существует формализованных методических процедур. Необходимо анализировать весь процесс динамики взаимоотношений в классе.

Читайте также: