Описание текущей ситуации и актуальность практики наставничества в школе
Обновлено: 08.07.2024
1. Создать условия для подготовки наставляемых из
2. Организация образовательного процесса в рамках
требований технологий проведения чемпионатов ( WorldSkillsRussia ) (на примере компетенции Хлебопечение).
3. Способствовать развитию hard -компетенций и soft
4. Проведение малого чемпионата «Молодые
5. Подготовка к участию обучающихся в региональном
Перечень ожидаемых результатов проекта
1. Достижение психологического состояния, при
котором наставляемый может продемонстрировать наивысший уровень профессионализма.
2. Приобретение навыков саморегуляциидо и вовремя
3. Успешная самопрезентация наставляемого.
4. Приобретение опыта обучающегося в условиях
реального производства на предприятии общественного питания.
5. Демонстрация профессиональных компетенций
6. Участие и победа обучающихся в региональном
7. Представление практики наставничества
Сроки и этапы реализации
Подготовительный этап: апрель-август, 2019г.
Реализация проекта: 2019 -2020гг.
Заключительный этап: июнь, декабрь 2020г.
2019-2020 год – 81250 тыс. руб.
1. Пояснительная записка
1.1 Актуальность разработки проекта по наставничеству
Экономические преобразования, происходящие в нашей стране, оказывают влияние на состояние профессионального образования. С одной стороны, интенсивно развивается рынок образовательных услуг и, как следствие, повышаются требования к колледжу со стороны обучающихся и их родителей. А с другой стороны, возрастают требования к специалисту со стороны работодателей. В этих условиях должна быть сформирована такая система отношений между школами, колледжем и предприятиями, которая формирует требования к обучающемуся, будущему специалисту.
Переход на дистанционное обучение в колледже привел к необходимости использования н аставничества. Поэтому наставничество в колледже стало рассматриваться как ключевая стратегия в организации и управлении процессом обучения и воспитательной системы. Вследствие этого изменились сами модели наставничества в колледже, и возник интерес для образовательной организации.
Привязка наставничества к профессиональным стандартам мы увидели в
практике WorldSkillsRussia , международном некоммерческом движении, целями которого являются повышение статуса профессионального образования и гармонизация профессиональных стандартов во всем мире. Это движение становится эффективным механизмом разработки и развития профессиональных образовательных стандартов, а также комплексной проверки: качества профессионального образования на различных уровнях его организации, а именно проверки квалифицированных характеристик выпускников; образовательных технологий; технологического уровня используемого учебно-производственного оборудования; квалификация педагогов и мастеров производственного обучения, наставников.
Помимо организации и участия в малых, региональных чемпионатах, движение WorldSkillsRussia развивает экспертное сообщество и тиражирует лучшие мировые и отечественные практики в систему профессионального образования через повышение квалификации наставников, мастеров производственного обучения, преподавателей и директоров.
II. Описание практики наставничества
2.1 Цель и задачи проекта по наставничеству по подготовке и участию обучающихся в чемпионатах «Молодые профессионалы ( WorldSkillsRussia ) (на примере компетенции Хлебопечение)
Задачи проекта по наставничеству для достижения цели:
1. Создать условия для подготовки наставляемых из
2. Организация образовательного процесса в рамках
требований технологий проведения чемпионатов ( WorldSkillsRussia ) (на примере компетенции Хлебопечение).
3. Способствовать развитию hard -компетенций и soft
4. Проведение малого чемпионата
5. Подготовка к участию обучающихся в региональном
На этапе взросления подросток сталкивается с множеством проблем: от смены ценностей и конфликтов с родителями до поисков себя и расширения круга общения. Что может сделать школа, чтобы этот период прошел без трудностей – как для ребенка, так и для окружающего мира? Одно из возможных решений – программа наставничества в образовательном учреждении.
Не будет преувеличением сказать, что школа знает ребенка лучше всех. Именно там школьник во многом формируется как личность, знакомится с друзьями, пытается определиться с ценностями, самоопределяется. Наконец, влюбляется, конфликтует и ищет лучший способ коммуникации со всем внешним миром ребенок тоже в школе. Неудивительно, что и большинство конфликтов происходит там же.
Если подростку не к кому пойти — хуже будет всем
С кем тогда остается подросток и куда ему идти? Не получил вовремя совет от значимого человека с опытом — получил его в Интернете, не решил внутренний конфликт, просто не зная как, — школа получила взрыв неприкрытой агрессии; подросток не знает, к кому пойти с вопросами о будущей профессии — замыкается в себе и теряет мотивацию. И родителям, и школе, и самому ребенку всего этого не нужно. И на помощь в этом случае может придти программа наставничества.
Что делать школе? Откуда взять ресурсы на воспитательную работу с детьми?
Школа отлично понимает, что проводить воспитательную работу с подростками важно и нужно, но откуда взять на нее ресурсы? Даже классные руководители жалуются на то, что провести классный час не всегда удается из-за большой загруженности учеников.
К тому же, разговоры о самоопределении, ценностях и перспективах, работа по развитию гибких навыков, которые так нужны для успешного будущего — все это требует определенных компетенций. Как вы организуете профориентационный кружок для десятиклассников, если из специалистов только педагоги, а Коля, Сережа и Маша хотят знать больше о робототехнике?
Программа наставничества — это программа поддержки подростка, в которой у него есть человек, помогающий решить проблемы и достичь поставленнных целей. Наставник — это человек со значительным жизненным опытом, который готов на безвозмездной основе делиться знаниями, опытом, советами с молодыми людьми в обстановке взаимного доверия.
Чтобы облегчить работу учителей, социальных педагогов, наставников, педагогов-психологов и классных руководителей наши коллеги – национальный ресурсный центр наставничества МЕНТОРИ – разработали 8 рабочих тетрадей наставника. Это обучающие материалы по планомерному развитию отношений с подростком: от построения доверия до определения мечты и формирования плана достижения целей. Ниже мы приведем несколько примеров упражнений из этих тетрадей, который вы сможете использовать в своей работе.
Работа с подростком. Доверие — кому мы доверяем и почему?
1. Подумайте и запишите тех людей, кому вы доверяете.
2. Посмотрите внимательно на свой список — что вы ощущаете?
3. Теперь запишите причины, по которым Вы доверяете этим людям. Это могут быть как рациональные причины, так и ощущения, которые вы испытываете.
4. Какие выводы вы можете сделать о том, КАК вы доверяете?
Работа с подростком. Понимание наших эмоций
Представьте себе ситуацию: Вы находитесь в душной аудитории. Вокруг шумно, а вам необходимо подготовить письменный ответ. Вас переполняют разные чувства.
Как только Вы себе это представите, ответьте на несколько вопросов:
- Что вы в этот момент ощущаете в теле?
- Что вы чувствуете?
- Как проявляете свои чувства вовне?
Если ребенок смог без затруднения ответить на три вопроса, его можно поздравить — он прекрасно осознает разницу между ощущениями, чувствами и эмоциями. И все-таки давайте более подробно обсудим, что это такое и как работает.
Дело в том, что зачастую трудности в коммуникации возникают тогда, когда человек не осознает, что ощущает и чувствует. Это эмоциональные реакции не соответствуют переживаниям, и в результате в мир он транслирует совершенно иное. Надо сбалансировать эту систему.
Работа с подростком. Учимся ставить цели
Правильно поставленные цели и осознание путей их реализации — то, чего не хватает взрослым людям, не говоря о подростках. Работа с постановкой целей и задач и дальнейшей их реализации попадает в фокус наставнической работы. Причем, цели эти могут быть разные: от улучшения оценок и поступления в ВУЗ до улучшения своей физической формы и навыков коммуникации с друзьями.
Упражнение 1. Моя цель конкретна
Я хочу, чтобы у меня было.
Упражнение 2. Моя цель измерима
В чем сущность наставничества, как метода управления профессиональным развитием молодого специалиста? Каково содержание деятельности наставника в современных условиях развития образования? С какими рисками сопряжена наставническая работа в образовательной организации? Как их минимизировать? Задача статьи — попытаться найти ответы на эти вопросы.
Задачами наставничества являются интеграция молодого педагога в профессиональную среду, социализация в ней, сохранение и преумножение положительного опыта поколений педагогов, мотивация участников педагогического процесса на творческое взаимодействие. М. А. Червонный называет наставничеством процесс обучения наставником-методистом, назначаемым административно, молодого специалиста теории и методике предмета. [17] Это свойство административного участия отличает отечественное понимание наставничества от западного.
Сущностными признаками наставничества являются систематическая методическая работа опытного педагога с молодым, демонстрация стажистом профессиональных достижений, раскрытие смыслов педагогической деятельности, мотивация к ней, передача ценностного отношения и традиций, утвердившихся в образовательной организации.
Итак, наставничество — это эффективный способ интеграции и социализации молодого педагога, позволяющий сохранить и преумножить опыт многих поколений педагогов.
Наставник, как руководитель профессиональным становлением молодого специалиста, выполняет следующие управленческие функции:
1) содействует формированию профессионально-педагогической компетентности специалиста, освоению им базовых умений и обретению опыта профессиональной деятельности, необходимого для самостоятельной успешной работы;
2) обеспечивает молодому специалисту постоянную конструктивную, развивающую обратную связь о его деятельности, помогает планировать профессиональный рост;
3) помогает осознавать и осмысливать ценностную составляющую педагогической деятельности и профессионально-личностного развития, сохранять корпоративную и соблюдать педагогическую этику.
В современном педагогическом сообществе наставнику, кроме богатого профессионального опыта, образования, высоких показателей педагогической деятельности, необходимо быть помощником, андрагогом, коучем и ментором [13]. Также наставник должен обладать профессиональными навыками: глубоким знанием своего предмета, системным мышлением в области проблем образования, коммуникативными способностями. На первый план выходят личные качества наставника: авторитет в коллективе, готовность делиться опытом, позитивный настрой, оптимизм.
Какие риски могут быть в работе института наставничества?
- Формализованное неэффективное наставничество.
Формализованное наставничество — это взаимодействие молодого специалиста и опытного педагога, которое дальше оформления на бумаге не ушло. В таком наставничестве принято положение о наставничестве, разработана система мотивации наставников, составлен письменный трехсторонний договор между наставником, молодым учителем и образовательной организацией, оговорены обязанности всех сторон договора. Наставник назначен администрацией, но готовности и профессиональных навыков для этого у педагога нет.
Управленческими решением в этом случае является непосредственный и опосредованный контроль работы наставника. Непосредственный контроль может быть проведен в виде собеседования, знакомства отчета, совместного посещения и анализа занятия и т. д., опосредованный — в виде представления промежуточных результатов работы: творческого отчета, публичного выступления молодого специалиста, проведения им открытого урока и т. д.
- Недостаточная компетентность наставника в решении проблем молодого специалиста.
Действенным способом уменьшения этого риска является организация работы наставнической группы из двух-трех опытных педагогов и молодого специалиста. В этой группе курирующие различные направления деятельности молодого специалиста педагоги работают по направлениям. Один из них помогает решать вопросы учебной деятельности, другой — организацию внеурочных курсов, третий — проектную работу с учащимися.
Управленческие решения по развитию этой формы наставничества — опосредованный контроль: участие молодого специалиста в профессиональном конкурсе, выступление в профессиональном сообществе.
- Неготовность молодого специалиста принимать помощь наставника.
Управленческое решение: обучение наставников, включение творческой группы в проекты, применение интегрированных форм работы.
Наставничество в современном мире получает новые признаки: молодые педагоги не имеют достаточных профессиональных навыков, чтобы показывать такие же результаты, но обладают совершенно новыми профессиональными умениями, которых нет у стажистов-наставников. Поэтому к задачам оказания помощи в профессиональном становлении молодых педагогов и освоения ими лучших практик добавляется функция взаиморазвития и взаимообогащения педагогической компетенции обеих сторон-участников наставничества, становится ответом на вызовы времени. Можно смело утверждать, что наставничество — не модный тренд, а форма управления развитием человеческих ресурсов организации, развивающая и молодого педагога, и наставника, его сопровождающего.
Основные термины (генерируются автоматически): молодой специалист, молодой педагог, наставничество, опытный педагог, наставник, образовательная организация, педагог, педагогическая деятельность, молодой учитель, профессиональная деятельность.
Читайте также: