Описание медицинского кабинета в школе

Обновлено: 07.07.2024

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №3 города Азнакаево" Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан / Татарстан Республикасы Азнакай муниципаль районы муниципаль бюджет гомуми белем учреждениесе "Азнакай шәһәре 3-нче урта гомуми белем мәктәбе"

Визитная карточка

У нас учатся: 363
У нас учат: 28

ПРОТОКОЛ № 1 от 24.08.2010 Азнакаевского муниципального района РТ _______________ Н.Г. Махонина

О МЕДИЦИНСКОМ КАБИНЕТЕ

I . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Медицинский кабинет является структурным подразделением общеобразовательного учреждения, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на медицинское обслуживание в школе. Медицинское обслуживание в школе обеспечивается медицинским персоналом – медсестрой (фельдшером), которая закреплена органом здравоохранения за школой.

1.2. Деятельность медицинского кабинета отражается в уставе общеобразовательного учреждения. Организация медицинского кабинета учитывается при лицензировании общеобразовательного учреждения.
1.3. Медицинский кабинет руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием, уставом общеобразовательного учреждения, положением о медицинском кабинете, утвержденном директором общеобразовательного учреждения.

I I . ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ

Основными функциями и задачами медицинского кабинета являются:

2.1 Сохранение, укрепление и профилактика здоровья учащихся, снижение заболеваемости;

2.2. Оказание профилактической, оздоровительной, доврачебной помощи учащимся, воспитанникам ГПД, педагогам и работникам учреждения

2.3. Приобщение детей и родителей (законных представителей) к здоровому образу жизни, в т.ч. и посредством обеспечения системы рационального питания и физкультурно-оздоровительных мероприятий и закаливания учащихся;

2.4 Осуществление контроля, выполнения санитарно-гигиенических норм

2.5. Организация и проведение углубленного медицинского осмотра обучающихся.

I I I . ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1. Общеобразовательное учреждение предоставляет помещение с соответствующими условиями для работы медицинского персонала и несет ответственность за доступность организации обслуживания мед. кабинета.

3.2. Медицинский кабинет общеобразовательного учреждения включает следующие помещения:

■ кабинет медсестры (фельдшера) длиной не менее 7 метров (для определения остроты слуха и зрения обучающихся), площадью не менее 14 кв.м.;

■ процедурный кабинет площадью 14 кв.м.

■ при медпункте оборудуется самостоятельный санузел.

3.3. Общеобразовательное учреждение создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества мед. кабинета.

3.4. Режим работы кабинета определяется медицинским персоналом – медсестрой (фельдшером) в соответствии с правилами внутреннего распорядка общеобразовательного учреждения.

3.5. Организация обслуживания участников образовательного процесса, работников учреждения производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями.

3.6. Медицинский кабинет ОУ укомплектовывается квалифицированными кадрами среднего медицинского персонала, имеющего специальную подготовку, подтверждённую документом установленного образца (далее - медсестра).

3.7.Медсестра обязана проходить раз в 5 лет курсы повышения квалификации с получением документа установленного образца.

I V. ОБОРУДОВАНИЕ

Для качественного проведения профилактических мероприятий и углубленных медосмотров медицинский кабинет должен быть оснащен необходимым оборудованием и инструментарием.

В уже существующих образовательных организациях допускается наличие помещений медицинского назначения в соответствии с проектами, по которым они были построены. Для вновь строящихся зданий, не зависимо от их вместимости, следует сразу предусматривать медицинский блок, состоящий из медицинского и процедурного кабинетов с отдельным входом в блок из коридора. Рекомендуемая площадь помещений следующая:

  • кабинет врача - не менее 14 кв.м.;
  • процедурный кабинет - не менее 14 кв.м.;
  • кабинет стоматолога - не менее 12 кв.м.;
  • кабинет психолога - не менее 10 кв.м.;

При медпункте также необходимо оборудовать отдельный санузел.

Согласно пункту 4.27: во всех помещениях медицинского назначения должны быть установлены умывальные раковины. Согласно нормативам, в местах установки следует предусматривать отделку стен глазурованной плиткой или иными влагостойкими материалами (на высоту 1,6 м от пола и на ширину более 20 см от оборудования и приборов с каждой стороны).
Согласно пункту 4.30: поверхности потолка, стен и пола должны быть гладкими и допускающими их уборку влажным способом, а также устойчивыми к действию дезинфицирующих и моющих средств, разрешенных к применению в помещениях медицинского назначения.
Согласно пункту 6.11: для медицинского пункта следует предусмотреть отдельную систему вытяжной вентиляции.
Согласно пункту 8.1: помещения медицинского назначения должны обеспечиваться холодным и горячим централизованным водоснабжением.

Для обеззараживания воздуха и поверхностей помещений в медицинских кабинетах необходимо использовать ультрафиолетовые бактерицидные облучатели, разрешенные к применению в установленном порядке.

Все виды оборудования, медицинский и другой инвентарь, и непосредственно сами помещения должны содержаться в чистоте. Влажную уборку (обработку подоконников, дверей, оборудования, мебели и полов) нужно проводить не менее 2 раз в сутки и обязательно с использованием дезинфицирующих и моющих средств, которые разрешены к применению в установленном порядке. Генеральная уборка кабинета врача осуществляется по графику не реже 1 раза в месяц. В то время как генеральная уборка процедурного кабинета проводится 1 раз в неделю.

Ведра, ветошь, швабры и другой уборочный инвентарь должны иметь маркировку, где указывается помещение и вид уборочных работ. Данный инвентарь необходимо использовать строго по назначению, обрабатывать дезинфицирующими растворами и хранить в выделенном помещении.

Оснащение медкабинета в общеобразовательном учреждении определяется видом работ, которые будут проводиться в данном помещении, типом и мощностью учреждения и регламентируется санитарными нормами Российского законодательства.

Кабинет приема врача в образовательном учреждении оснащается аналогично педиатрическому кабинету в поликлинике. Стандарт оснащения включает в себя: медицинское оборудование (ростомер, весы, динамометр ручной, спирометр, тонометр, термометр, стетофонендоскоп, секундомер, сантиметровую ленту, таблицу для определения остроты зрения и т.д.) и медицинскую мебель (стол и стул врача, стол и стул медсестры, кушетку, ширму, аптечный шкаф, шкаф для документации и т.д.).

Процедурный кабинет оформляется в соответствии с требованиями, которые предъявляются к помещениям, в которых хранятся инъекции и вакцины. Стандарт оснащения для процедурного кабинета включает в себя медицинские столы (с маркировкой по видам прививок), специальный стол для туберкулинодиагностики и холодильник (с двумя термометрами).

Стандарт оснащения для кабинета стоматолога включает в себя: универсальную стоматологическую установку, стол, кресло врача-стоматолога, стерилизатор и другое специальное оборудование.

В заключении отметим, что мы рассмотрели основные требования, правила и нормы, которые регламентируют организацию, оснащение и функционирование медицинского кабинета в общеобразовательном учреждении.


Критериями эффективности профилактической работы и оздоровления детей являются показатели состояния здоровья детей после профилактических медицинских осмотров, данные об их физическом развитии, а также распределение по группам здоровья и на физкультурные группы, основные показатели острой заболеваемости в детских учреждениях и охват детей профилактическими прививками в декретированном возрасте.

Основные задачи школьного отделения

С целью снижения заболеваемости детей, посещающих детские образовательные учреждения, необходимо:

  • Улучшить работу с часто болеющими детьми, продолжить внедрение традиционных и нетрадиционных методов оздоровления и лечения.
  • Повысить процент осмотра детей специалистами.
  • Повысить качество профилактических осмотров и эффективность оздоровления.
  • Улучшить работу по пропаганде здорового образа жизни.

Добиться всего этого помогает слаженность коллектива в работе всего отделения и с другими службами.

Работа отделения

Работа отделения проводится в контакте со всем подразделениями поликлиники: с подростковым кабинетом, врачебно – физкультурным и противотуберкулёзным диспансером, Роспотребнадзором, а также в согласовании с управлением образования, заведующими дошкольных образовательных учреждений и директорами школ.

Характеристика медицинского кабинета

Медицинский кабинет оборудован всем необходимым: в кабинете для приема есть весы, ростомер, аппарат для определения остроты зрения, кушетка, ширма, письменные столы, стулья, картотека с формами 26 на каждого ребенка, уборочный инвентарь, шкаф для медикаментов. В приёмном кабинете я веду прием и осмотр детей.

В процедурном кабинете также есть все необходимое: кварцевая лампа, холодильник для хранения бак препаратов, процедурные столы (1 для проб манту,1 для прививок), шкаф для неотложной помощи, кушетка, письменный стол, стулья, емкости для обработки использованных шприцев, уборочный инвентарь, дезинфицирующие средства.

Инструкции для приготовления дезинфицирующих растворов в кабинете имеются.

Медицинская работа в школе

В течение всего учебного года проводится ежедневный контроль за здоровьем детей, условиями их обучения в школе. Перед началом учебного года принимается участие в подготовке и приёмке школы. Контролируется расстановку мебели в классах и мастерских в соответствии с ростом учащихся.

Отслеживается санитарное состояние в классах, спортивных залах, санитарных комнатах, контролируется температурный режим и проветривание, продолжительность перемен, техника безопасности в мастерских, в спортивных залах. Заполняются листки здоровья в классных журналах, указывается группа здоровья, физкультурная группа и рекомендации по каждому ученику. Контролируются соблюдение распределения умственной нагрузки в учебном расписании, а также физической нагрузки на уроках физической подготовки, пополняются аптечки первой медицинской помощи в кабинетах, проводятся инструктажи по оказанию первой помощи при травмах.

Уделяется внимание на содержание трудового обучения, условия труда, санитарно-гигиенические нормы в кабинетах домоводства и мастерских, наличие спец. одежды и индивидуальных средств защиты (очки во время работы на станках).

Ведется медицинская документация, установленная министерством здравоохранения:

  • Индивидуальная карта ребёнка (форма №26-у)
  • Журнал амбулаторного приёма детей
  • План профилактических прививок
  • Журнал инфекционных заболеваний
  • Журнал осмотра на педикулёз и чесотку
  • Журнал учёта детей, состоящих на учете у фтизиатра
  • Журнал учета детей, направленных к фтизиатру
  • Журнал учета травм
  • Санитарный журнал учета поступления и расходования вакцин
  • Журнал температурного режима холодильника
  • Журнал кварцевания процедурного кабинета
  • Журнал санитарно – просветительной работы
  • Журнал аварийных ситуаций
  • Журнал генеральных уборок
  • Журнал отчёта по прививкам

Контролируются санитарно-гигиеническое состояние пищеблока, условия хранения продуктов, соблюдение технологии приготовления пищи, сроки реализации сырой и готовой продукции. Проводится осмотр работников пищеблока на гнойничковые заболевания, инфекционные заболевания, всё это регулярно регистрируется в соответствующей документации:

Кроме организации горячего питания, меню которого предоставляется организацией школьного питания, в столовой организована свободная продажа горячих блюд, выпечки, напитков, фруктов.

Приготовление блюд соответствует всем требованиям школьного питания: технология приготовления, выход готового блюда и соблюдение сроков реализации. Выдача готовых блюд разрешена только после снятия пробы, что должно быть зафиксировано в бракеражном журнале. При отсутствии мед. работника бракераж проводится специально созданной бракеражной комиссией, состоящей из заведующей производством пищеблока и дежурным администратором школы. Проба берется непосредственно из котла, все записи по органолептической оценке блюд заносятся в журнал бракеража готовой продукции. Суточная проба всех блюд и напитков оставляется ежедневно и сохраняется в специальном холодильнике в течение 2-х суток при температуре 6- 8 градусов.

КОНТРОЛЬ ЗА ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ УЧЕНИКОВ

В целях правильного физического воспитания школьников и контроля нагрузок, периодически посещаются уроки физической культуры, обращается внимание на плотность урока, распределение физических нагрузок, наличие соответствующей обуви и формы, температурный режим, освещение, проветривание и качество уборки. Принимается участие в физкультурных оздоровительных мероприятиях и туристических походах для обеспечения медицинской помощи детям. Кроме этого осуществляется допуск учащихся на соревнования, учитывая состояние ребенка, его группу здоровья и имеющиеся соматические заболевания.

ИММУНОПРОФИЛАКТИКА

Перед проведением вакцинации или туберкулинодиагностики, заранее информируются родителей учеников, подлежащих медицинскому вмешательству и, только при получении письменного разрешения проводятся необходимую манипуляции. Вакцинация проводится только здоровым детям, поэтому перед каждой прививкой или пробой Манту осматривается ребенок с обязательной термометрией и заносятся данные в ф. 26. По окончании процедуры, в ф. 26 регистрируется информация о прививке или пробе Манту с указанием даты, серии и дозы, срока годности, института - изготовителя и реакции на нее.

За весь период в школе тяжелых реакций на прививки не было. План прививок выполняется в полном объеме и вовремя. В последнее время увеличилось количество родителей, отказывающихся от прививок и пробы Манту. В таких случаях в ф. 26 регистрируется письменный отказ родителей соответствующей формы, ежегодно. Дети с отказом от Р. Манту направляются на обследование к участковому педиатру для консультации у врача фтизиатра. В соответствии с календарем профилактических прививок по эпид. показаниям, проводится вакцинация детей против клещевого энцефалита.

Уборка кабинета по типу текущей дезинфекции. Медработник:

- одевает защитную одежду;

- осматривает помещение с целью уборки;

- готовит дез. раствор;

- чистой ветошью смоченной дез. раствором, протирает все поверхности;

- уборочную ветошь смачивает в дез. растворе емкости № 1 и тщательно протирает обрабатываемую поверхность:

- ветошь прополаскивает в емкости № 2 и отжимает:

- вновь смачивает в дез. растворе и вымывает, необработанные поверхности пола:

- дез. раствор меняет с учетом норм расхода, а воду по мере загрязнения;

- весь уборочный инвентарь после дезинфекции обеззараживает, прополаскивает и сушит.

- включает бактерицидную лампу;

После обработки кабинета приглашает детей на прививки.

Генеральная уборка проводится 1 раз в неделю.

Дети декретированных возрастов ежегодно готовятся к углубленному медицинскому осмотру, который осуществляется специалистами детской поликлиники. Подготовка включает в себя: антропометрию, определение остроты зрения и слуха, измерение артериального давления, оценку физического развития. Прохождение мед.осмотра осуществляется в детской поликлинике в соответствии с графиком,заранее предупредив родителей учеников, администрацию школы и классных руководителей. Учащиеся проходят следующих специалистов: хирург, окулист, невролог, психиатр, гинеколог, оториноларинголог, педиатр.

После окончания медицинского осмотра все данные фиксируются в ф. 112 и ф. 026-у. Анализ результатов медицинских осмотров доводится до сведения классных руководителей и родителей. Дети, нуждающиеся в дальнейшем обследовании у специалистов, направляются к участковому педиатру.

В целях совершенствования ранней диагностики заболеваний и своевременного оказания лечебно-профилактической помощи детям проводится Всероссийская диспансеризация детей всех возрастов. Поэтому все результаты углубленного обследования заносятся в ф. 30 д/у.

По данным о состоянии здоровья в классном журнале заполняется листок здоровья с указанием группы здоровья, физкультурной группы и рекомендации врача на каждого ребенка.

Данная информация должна быть учтена классными руководителями при посадке детей за парты, учителями физической культуры при назначении нагрузки.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ПО ГРУППАМ ЗДОРОВЬЯ

Выделяют 4 группы здоровья:

-1 группа - здоровые дети

- 2 группа - дети группы риска

- 3 группа - дети с хроническими заболеваниями в стадии компенсации

- 4 группа - дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями ( дети - инвалиды).

ТРАВМАТИЗМ

В течение учебного года проводится профилактическая работа по предупреждению травматизма. Данная работа включает в себя лекции на уроках ОБЖ работниками полиции по профилактике дорожно-транспортных происшествий, проведение инструктажей по технике безопасности в мастерских по обработке металла и дерева, в кабинете домоводства, уроках физкультуры, химии и физики, а также правилам поведения учеников на переменах.

Помимо лекций, бесед и инструктажей контролируется исправность школьной мебели и оборудования. Наряду с этим проверяется наличие аптечек первой медицинской помощи в кабинетах повышенной опасности.

Каждый случай полученной травмы расследуется и фиксируется зам. директора по безопасности жизнедеятельности. Ведется учет травматизма в школе: школьного, бытового, уличного и спортивного, анализируя данные в таблице.

Ответственная задача медицинского работника - быстрая и правильная трактовка абдоминальной боли у детей. Поэтому каждая жалоба ребенка на боль в животе требует самого внимательного к себе отношения и может быть связана с обязательным проведением экстренных мероприятий. Дифференцированный диагноз основывается на тщательно собранном анамнезе, обилии абдоминальных и вне абдоминальных причин болей в животе. Индивидуальный подход к режимным, психотерапевтическим, фармакологическим и диетическим рекомендациям являются доминирующим фактором при дифференцировании функциональных причин болей в животе у детей.

Медицинский работник в школе основывается на следующие нормативные документы:

Санитарно-просветительная работа

Все медицинские работники повышают свой профессиональный уровень, посещают конференции, лекции, семинары.

Проводится санитарно-просветительная работа среди учащихся школы, педагогического коллектива, технического персонала, родителей. Особое внимание уделяется профилактике туберкулеза, венерических заболеваний, наркомании, алкоголизма, курения и СПИДа.

Мед.работники проходят ежегодное тестирование по приказам №408, №330, по ОСТУ, ВБИ, неотложной помощи, ООИ, тесты-задачи для медицинских сестер и фельдшеров и педиатрии.

Методическая помощь учителям

Участие в заседаниях педагогического совета в школе - выступления по вопросам охраны здоровья школьников (о состоянии здоровья детей, профилактике инфекционных заболеваний, нарушений и отклонений здоровья ребенка).

Организация и пополнение папки с методическими материалами для педагогов по вопросам школьной гигиены.

Вовлечение педагогического коллектива в систематическое воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены, выполнения правил школьной гигиены.

Этика и деонтология

Специфика медицины, отличающая её от других видов человеческой деятельности ,заключается, прежде всего,в необходимости постоянного, каждодневного, ежечасного общения с пациентами. Учащиеся должны быть уверены в высоком профессионализме медицинского работника, порядочности, честности, доброте, милосердии, чуткости. Медицинский работник должен быть выдержанным, приветливым, не считаясь со своими личными де

Кто же защитит здоровье вашего ребенка в школе? За здоровьем учеников призван следить школьный врач, для этого в каждой школе должен быть медицинский кабинет. Как работает кабинет, способен ли он как-то улучшить удручающую статистику состояния здоровья школьников? Какие законодательные акты определяют работу медицинского кабинета? На эти вопросы отвечает юрисконсульт Новосибирской медицинской корпорации, Константин Помогайбо .

Какое медицинское учреждение обязано предоставлять медицинский персонал и технику для обеспечения работы медицинского кабинета в школе?

  1. медико-социальную подготовку детей к поступлению в образовательные учреждения и контроль за течением адаптации;
  2. выполнение профилактической и лечебно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях;
  3. контроль за организацией рационального питания детей раннего возраста, а также детей, воспитывающихся и обучающихся в образовательных учреждениях.
  1. медицинские кабинеты образовательных учреждений;
  2. дневной стационар;
  3. стационар на дому;
  4. врачебный здравпункт;
  5. фельдшерский здравпункт.

Какая именно поликлиника должна обеспечивать работу медицинских кабинетов в школах?

Какая именно медицинская помощь может быть оказана в медицинских кабинетах школ?

Какие специалисты оказывают амбулаторно-поликлиническую помощь в медицинских кабинетах школ?

  1. врача-педиатра;
  2. медицинской сестры;
  3. врача-стоматолога детского;
  4. гигиениста стоматологического;
  5. медицинской сестры врача-стоматолога детского.

Функциональных обязанностей у школьного врача очень много - наблюдение за физическим развитием: как растут наши дети, как меняется их вес, оценка состояния здоровья, проведение углубленных профилактических осмотров в декретированные возрастные периоды: в 10 лет (перед началом предметного обучения), в 12 лет, в 14 лет, и далее (до достижения совершеннолетия) такие осмотры должны осуществляться ежегодно.

Кроме этого, школьный врач должен осуществлять наблюдение за соблюдением санитарно-гигиенических условий в образовательных учреждениях, что, к сожалению, не всегда происходит эффективно, поскольку у подросткового и школьного врача нет возможности влиять на изменение условий, в которых учатся наши дети. Также школьный врач должен контролировать учебно-воспитательный процесс, составление расписания, режима занятий, вакцино-профилактику, физическое и трудовое воспитание.

Каковы материально-технические условия организации медицинского кабинета в школе?

Данные Санитарно-эпидемиологические правила, в том числе направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность, и определяют санитарно-гигиенические требования к организации медицинского обслуживания обучающихся. В таблице № 1 отражены данные требования:

Все общеобразовательные учреждения укомплектовываются квалифицированными кадрами средних медицинских работников, врачей-педиатров (2.10.1);

При медпункте оборудуется самостоятельный санузел (2.3.22);

В тех случаях, когда требуется стерильность, необходимо применять изделия разового пользования (2.11.8);

10.11.2008
Константин Помогайбо , юрисконсульт
ЗАО "Новосибирская медицинская корпорация"

Читайте также: